Актуальные проблемы уголовного процесса кратко

Содержание

Актуальные проблемы уголовного процесса

Решение органа дознания или следователя о применении меры пресечения в виде заключения под стражу или залога должно быть санкционировано прокурором. Без санкции прокурора такое постановление лишено юридической силы и не может приводиться в исполнение. Постановление или определение об избрании, отмене или изменении меры пресечения должно быть объявлено лицу, в отношении которого оно вынесено. При этом на постановлении делается отметка с указанием времени ознакомления, удостоверяемая подписью обвиняемого (подозреваемого).

При отобрании подписки о невыезде обвиняемому (подозреваемому) разъясняется, что в случае нарушения им данной подписки не отлучаться с определённого места жительства и являться по вызовам, а также при попытках помешать установлению истины по делу к нему может быть применена более строгая мера пресечения, вплоть до заключения под стражу.

Актуальные проблемы уголовного права и процесса

2. В теории уголовного права объективная сторона преступления рассматривается двояко: как динамическое и как статическое явление. В первом случае под данным элементом состава преступления принято считать процесс общественно опасного и противоправного посягательства на охраняемые законом интересы, воспринимаемый с его внешней стороны, с точки зрения последовательного развития тех событий и явлений, которые начинаются с преступного действия (бездействия) лица и заканчиваются наступлением преступного результата.

Противоправность свидетельствует о том, что лицо, совершившее преступление, нарушило запрет, содержащийся в уголовно-правовой норме. В случае совершения лицом деяния, не предусмотренного уголовным законом, оно не может считаться преступлением даже в случае пробела в законе. Уголовно-правовой запрет производится только Уголовным кодексом, поскольку он является единственным источником уголовного права. Только законодатель имеет право выделять существенные признаки того или иного деяния и относить его к числу преступных.

Актуальные проблемы уголовного процесса (стр

Проверка законности, обоснованности и справедливости судеб­ного решения по материалам дела является основным для касса­ционной инстанции. Для кассационной инстанции предусмотрен следующий порядок производства. Дело рассматривается тремя профессиональными судьями, один из которых является председа­тельствующим. Председательствующий открывает судебное заседа­ние и объявляет, какое уголовное дело рассматривается и по чьим кассационным жалобе и (или) представлению. После этого предсе­дательствующий объявляет состав суда, фамилии, имена и отчества лиц, являющихся сторонами по уголовному делу и присутствующих в судебном заседании, а также фамилию, имя и отчество перевод­чика, если он участвует в судебном заседании. Председательствую­щий выясняет у участников судебного разбирательства, имеются ли у них отводы и ходатайства.

Так, производство в порядке надзора имеет место в случае, ко­гда судом первой, апелляционной или кассационной инстанции предположительно допущена ошибка в обосновании выводов, при­менении норм процессуального или материального права, вид и размер наказания не соответствуют характеру преступления и лич­ности осужденного. При этом суд, постановивший приговор, вы­несший определение или постановление, по обстоятельствам дела мог и должен был не допустить подобных ошибок.

Актуальные проблемы уголовного права

6 4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ), СТРУКТУРИРОВАННОЕ ПО ТЕМАМ (РАЗДЕЛАМ) С УКАЗАНИЕМ ОТВЕДЕННОГО НА НИХ КОЛИЧЕСТВА АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЛИ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ЧАСОВ И ВИДОВ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ Код занятия Наименование разделов и тем /вид занятия/ Семестр Часов Компетенции Литература 1. Тема1 / Методологические основы науки уголовного права /Практ./ 1 7 Л 1.1, Л 2.6, Л 2.7, Л 2.18, Л 2.22, Л 2.26, Л 2.32, Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, Э6, Э7 2. Тема 2 / Теоретические проблемы введения в уголовное право/ Лек./ /Практ./ 3. Тема 3/ Уголовно-правовая политика Российской Федерации/ Лек./ /Практ./ 4. Тема 4 / Проблемы источников уголовного права и определения пределов их действия/ Лек./ /Практ./ 5. Тема 5/ Теоретические основания определения общего понятия и классификации преступлений/ Ср./ 6. Тема 6/ Проблемы уголовной ответственности и её основания/ Лек./ /Практ./ 7. Тема 7/ Постулаты и проблемы общего учения о составе преступления, его элементах и признаках/лек./ / Практ./ 8. Тема 8/ Проблемы законодательной регламентации и практической реализации ответственности за неоконченное преступление/ Ср./ Л 1.1, Л 2.7, Л 2.18, Л 2.22, Л 2.26, Л 2.29, Л 2.30, Л 2.32, Э1, Э2, Э3, Э4 Э5 Э6 Л 1. 1, Л 2.1, Л 2.6, Л 2.8, Л 2.12, Л 2.17, Л 2.18, Л 2.38, Э1, Э2, Э3, Э4, Л 1.1, Л 2.18, Л 2.22, Л 2.35, Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, Э6, Э Л 1.1, Л 2.7, Л 2.18, Л 2.22, Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, Э6, Э Л 1.1, Л 2.7, Л 2.18, Л 2.22, Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, Э6, Э7 Л 1.1, Л 2.7, Л 2.18, Л 2.19, Л 2.22, Л 2.25, Л 2.27, Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, Э6, Э7 1 6 Л 1.1, Л 2.18, Л 2.22, Э1, Э2, Э3, Э4, Э5, Э6, Э7

13 В некоторых случаях описание обстоятельств, указанных в условиях задачи, может показаться недостаточно конкретным для формулирования однозначного вывода. В этой ситуации рекомендуется выстраивать альтернативные решения, отражающие различие в вариантах описываемых обстоятельств. Домашние задания должны выполняться письменно. Настоятельно рекомендуется при этом такое изложение решения казуса, которое соответствует стилю процессуального акта. Для оказания помощи студентам кафедрой разрабатываются типовые решения задач. ТИПОВОЕ РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ Условие: К. совершил изнасилование несовершеннолетней Х., за что был арестован и содержался под стражей. Жена обвиняемого А. неоднократно приходила на квартиру потерпевшей, просила ее изменить показания, для чего подарила ей импортный костюм за 7000 рублей. Однако Х. отказалась дать ложные показания, а лишь написала в прокуратуру заявление с просьбой простить К. и прекратить против него уголовное дело. Имеются ли основания для привлечения А. к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 309 УК РФ? Решение: При решении данной задачи уголовно-правовой оценке подлежат действия А., выразившиеся в обращении ее к Х., являющейся потерпевшей по уголовному делу, с просьбой изменить данные ранее показания, подкрепленной предоставлением подарка (костюм стоимостью 7000 рублей), которые, однако, увенчались иным результатом, чем рассчитывала А.: потерпевшая дать ложные показания отказалась, но подала заявление в прокуратуру о прекращении уголовного дела. При этом важно выяснить следующее. 1) Способны ли указанные действия причинить вред тому объекту, для защиты которого создана ч. 1 ст. 309 УК РФ; 2) Выполнены ли А. именно те действия, которые образуют объективную сторону данного состава преступления; 3) Было ли это совершено именно тем способом, который описан в данной части статьи; 4) Совершены ли данные действия по отношению к тем адресатам, которые указаны в законе; 5) Совершено ли преступление надлежащим субъектом; 6) Характеризуется ли психическое отношение виновной таким образом, который предполагает ст. 309 УК РФ; 7) Стремилась ли А. именно к той цели, которая является обязательной для данного состава преступления; 8) Имеет ли значение для квалификации то обстоятельство, что поставленной цели А. достичь не удалось. Ответ. Действия А. способны причинить вред тем отношениям, которые защищаются ч. 1 ст. 309 УК РФ. Вполне возможно путем указанных действий причинить вред интересам правосудия, а именно повлиять на лицо, дающее показание по уголовному делу, на его объективность в выполнении процессуальной обязанности. Путем предоставления подарка Х. нарушается и дополнительный объект — распределительные отношения. Обогащение происходит в счет выполнения заведомо незаконных действий. Нарушение указанных отношений осуществляется именно посредством тех действий, которые описаны в диспозиции ч. 1 ст. 309 УК РФ. Обращаясь с просьбой к Х., А. склоняет ее к даче ложных показаний, то есть е изменению ранее данных ею показаний, поскольку по контексту условия задачи видно, что прежние показания были правдивыми. Способ понуждения тоже соответствует предусмотренному в ч. 1 ст. 309 УК РФ способу. Здесь в качестве способа совершения преступления назван подкуп, под которым следует понимать предоставление любой выгоды имущественного характера. Принесенный А. подарок вполне может рассматриваться как предмет подкупа, и в данном случае он был Х. принят. В условиях задачи ничто не опровергает вывода о том, что А. обладает признаками субъекта преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 309 УК РФ, который не является специальным. Презюмируется, что общими признаками субъекта А. обладает. А. действует умышленно, как это и требуется для применения ч. 1 ст. 309 УК РФ. Ею осознается, какому общественному отношению может быть причинен вред, она сознательно склоняет Х. к даче ложного показания, осознается ею и процессуальное положение Х. А. стремится путем подкупа Х. достичь определенной цели — чтобы та дала ложные показания, об этом она прямо просит Х. Дача потерпевшим ложного показания является одним из тех идеальных результатов, к которому устремлены действия субъекта преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 309 УК РФ. То, что поставленной цели А. не достигла (Х. не только не дала ложных показаний, но и отказалась их дать), не имеет значения, поскольку преступление, предусмотренное в анализируемой статье, является оконченным с того момента, когда дающее показание лицо стало обладателем предмета подкупа и соответствующая просьба ему передана. Как видно по условию задачи, подарок был передан Х., с содержанием просьбы она также была знакома. Все сказанное позволяет заключить, что основания для привлечения А. к уголовной ответственности по ч. 1 ст. 309 УК РФ имеются. Выполняя задания тестового типа, студент должен иметь в виду, что условием правильности ответов также является знание нормативного материала и хорошая теоретическая подготовка. Кафедрой уголовного права разработаны тесты различных видов, поэтому верных ответов может быть несколько. Кроме того, не исключены тесты-ловушки, не имеющие ни одного правильного суждения. Затруднения в выполнении тестов, как правило, связаны с недостатком знаний. Соответственно, столкнувшись с трудностями такого рода в ходе самостоятельной подготовки, студент должен еще раз вернуться к нормативным источникам, другим официальным материалам, текстам учебников и специальной литературе. Возможно, в этом случае следует отдать предпочтение более обстоятельным учебным пособиям, нежели тем, которыми обучающийся обычно пользуется. Для испытывающих затруднения в изучении уголовно—правовых дисциплин кафедрой организуются и проводятся консультации. Посещение консультаций обязательно для тех, кто отстает в усвоении изучаемой дисциплины, либо имеет пропуски занятий. Экзамен по дисциплине «Актуальные проблемы уголовного права» является одним из самых сложных испытаний. Следовательно, не получив экзаменационную оценку по итогам семестрового обучения, студент обязан тщательно подготовиться к экзамену. Настоящий УМК содержит примерный перечень вопросов, знание по которым обучающийся должен продемонстрировать в ходе экзаменационных испытаний. Осуществляя подготовку ответов на эти вопросы, студент должен иметь в виду, что кафедра уголовного права практикует использование на экзамене комплексных заданий, включающих не только теоретические вопросы, но и задачи, тесты, а также задания на выявление знаний содержания официальных документов. Последовательность действий студента при подготовке к экзамену должна быть в целом такой же, как и при освоении отдельных тем во время семестра. Настоятельно рекомендуется при этом посетить предэкзаменационную консультацию. Запоминание материала во многом зависит от индивидуальных особенностей, поэтому некоторым студентам мы рекомендуем читать тексты вслух, пересказывать их, конспектировать ответы на вопросы, составлять планы ответов и т.д. Но во всех случаях необходимо добиваться понимания смысла материала.

Это интересно:  Из каких сумм состоит госпошлина материальный ущерб моральный вред

Актуальные проблемы производства следственных действий в российском уголовном процессе Яновский Роман Сергеевич

В соответствии с ч. 6 ст. 186 УПК РФ «следователь в течение всего срока производства контроля и записи телефонных и иных переговоров вправе в любое время истребовать от органа, их осуществляющего, фонограмму для осмотра и прослушивания. Она передается следователю в опечатанном виде с сопроводительным письмом, в котором должны быть указаны дата и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткие характеристики использованных при этом технических средств». Данное положение позволяет следователю контролировать сам процесс записи переговоров, вовремя принять решение о его прекращении или продолжении, что важно в силу отсутствия у следователя возможности самому непосредственно присутствовать при проведении этого действия.

В ходе зарождения и развития уголовного процесса происходило становление понятия и системы следственных действий. Некоторые приемы расследования преступлений полностью изжили себя, канув в историю, а другие по-прежнему продолжают существовать, в той или иной мере изменив свою форму и содержание и образовав целостностную систему уголовнопроцессуальных следственных действий. Исследование исторического процесса этих преобразований позволит выявить и устранить существенные проблемы производства отдельных следственных действий. Данное обстоятельство обусловливает необходимость изучения историко-правового аспекта становления и развития понятия и системы следственных действий в российском уголовном судопроизводстве.

Учебно-методический комплекс дисциплины Актуальные проблемы уголовно-процессуального

Лекция – важный источник научной информации и во многих случаях незаменимый, т.к. современные темпы развития науки таковы, что учебники, монографии, периодические издания не в состоянии своевременно и полностью освещать новейшие научно технические достижения и прогресс в области практики. Вместе с тем лекция представляет собой школу научного мышления для обучающихся, она оказывает на них огромное мировоззренческое, воспитательное влияние своим содержанием, методами и приемами изложения, обликом самого лектора, образованностью и эмоциональностью его речи.

Это интересно:  Помощь в поучении статуса адвоката

5. Проблемные лекции. Это лекции с использованием казусно ситуационного приема, означающего создание и поиск путей разрешения вместе с обучающимися проблемных ситуаций: познавательных, деятельностных, поведенческих.

Актуальные проблемы уголовного законодательства и судопроизводства

В контексте социальной эффективности простого исполнения требований норм уголовного закона недостаточно. Здесь необходимо осмысление по-настоящему глубинных процессов правового регулирования, в том числе решения социальных задач, находящихся за пределами непосредственной сферы правового регулирования. В данном случае это фоновые явления по отношению к фактам непосредственного нарушения требований уголовного закона (соотношение криминальных процессов с фактами совершения конкретных преступлений). Эффективность уголовного закона нельзя полностью отождествлять с эффективностью уголовно-правовой нормы и в целом уголовного права Уголовно-правовой запрет и его эффективность в борьбе с современной преступностью / Сборник научных трудов под ред. д.ю.н., проф. Н.А. Лопашенко. — Саратов, Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции: Сателлит, 2008. С.76-81 .

Рыночная экономика — экономика, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность

Актуальные проблемы доказывания в уголовном процессе статьи

В то же время закон прямо устанавливает случаи, когда уголовное дело может быть разрешено и без установления объективной истины. В частности, при вынесении приговора по делу, рассмотренному с участием присяжных, председательствующий судья руководствуется не действительными фактическими обстоятельствами дела (он в их установлении не участвует), а вердиктом присяжных, который они не мотивируют и мотивировать не могут. В случаях, когда судья вынужден вынести приговор на основе оправдательного (а иногда и обвинительного) вердикта, с которым он внутренне не согласен, говорить о том, что истина в традиционном ее понимании судом установлена, очевидно, нет оснований (исключением являются случаи, когда при обвинительном вердикте судья приходит к выводу о невиновности подсудимого, что позволяет ему в соответствии с ч. 4 и 5 ст. 348 УПК РФ не согласиться с вердиктом).

Теоретическая основа исследования. В процессе исследования автор опирался на идеи и теоретические разработки вопросов отправления правосудия, организации и деятельности суда, содержащиеся в работах: В. Д. Арсеньева, Р. С. Белкина, А. И. Винберга, Л. М. Карнеевой, И. Л. Пе-трухина, А. Р. Ратинова, М. С. Строговича, В. Г. Танасевича, А. А. Эйсмана, Н. А. Якубовича.

Актуальные проблемы уголовного процесса кратко

Началом этой стадии является момент поступления дела в суд. В законе четко не определено, что является моментом поступления в суд, поэтому надо считать момент регистрации уголовного дела с присвоением номера. Срок принятия решения по делу составляет 14 суток по уголовным делам, по которым обвиняемый арестован до суда, и 30 суток по всем остальным делам. Окончание стадии — момент начала центральной стадии — стадии судебного разбирательства.

Особенности производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий лиц определяют особенности досудебного производства. Среди особенностей досудебного производства необходимо выделить: особенности возбуждения уголовного дела и привлечения лица в качестве обвиняемого; особенности задержания; особенности мер пресечения; особенности прекращения уголовного дела; особенности направления дела в суд.

Это интересно:  Сбербанк можно ли снять деньги с карты москвича

Актуальные проблемы уголовного процесса в производстве мировых судей

Таким образом, по делам частного обвинения бремя доказывания в полном объеме ложится не на государственного обвинителя, имеющего высокую юридическую грамотность, а на частного обвинителя — человека, как правило, не имеющего юридического образования и опыта защиты своих прав в судебном порядке.

С нашей точки зрения, ничем не обосновано отнесение к делам частного обвинения в соответствии с УПК РФ столь малого числа составов преступлений при наличии значительного числа уголовных дел меньшей общественной опасности, отнесенных к делам частно-публичного обвинения. Например, нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ) представляет меньшую опасность для интересов личности и общества, нежели умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ). Было бы вполне логично отнести к делам частного обвинения большую часть составов частно-публичного обвинения. На наш взгляд, к их числу можно отнести следующие составы: «Нарушение неприкосновенности частной жизни» (ст. 137 УК РФ), «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ст.138 УК РФ), «Нарушение неприкосновенности жилища» (ст. 139 УК РФ), «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» (ст. 145.1 УК РФ) и другие составы частно-публичного обвинения за исключением «Изнасилования», «Насильственных действий сексуального характера» и «Мошенничества», которые представляют повышенную общественную опасность.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА В ПРОИЗВОДСТВЕ МИРОВЫХ СУДЕЙ

Библиографическая ссылка на статью:
Басов В.А. Актуальные проблемы уголовного процесса в производстве мировых судей // Политика, государство и право. 2015. № 2 [Электронный ресурс]. URL: http://politika.snauka.ru/2015/02/2359 (дата обращения: 07.02.2019).

С нашей точки зрения, ничем не обосновано отнесение к делам частного обвинения в соответствии с УПК РФ столь малого числа составов преступлений при наличии значительного числа уголовных дел меньшей общественной опасности, отнесенных к делам частно-публичного обвинения. Например, нарушение неприкосновенности частной жизни (статья 137 УК РФ) представляет меньшую опасность для интересов личности и общества, нежели умышленное причинение легкого вреда здоровью (статья 115 УК РФ). Было бы вполне логично отнести к делам частного обвинения большую часть составов частно-публичного обвинения. На наш взгляд, к их числу можно отнести следующие составы: «Нарушение неприкосновенности частной жизни» (ст. 137 УК РФ), «Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений» (ст.138 УК РФ), «Нарушение неприкосновенности жилища» (ст. 139 УК РФ), «Невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат» (ст. 145.1 УК РФ) и другие составы частно-публичного обвинения за исключением «Изнасилования», «Насильственных действий сексуального характера» и «Мошенничества», которые представляют повышенную общественную опасность.

Актуальные проблемы производства отдельных следственных действий

В ч. 8 ст. 186 УПК РФ сказано, что «фонограмма в полном объеме приобщается к материалам уголовного дела на основании постановления следователя как вещественное доказательство и хранится в опечатанном виде в условиях, исключающих возможность прослушивания и тиражирования фонограммы посторонними лицами и обеспечивающих ее сохранность и техническую пригодность для повторного прослушивания, в том числе в судебном заседании».

Из текста закона не понятно, что подразумевается под «соответствующим органом». Согласно ч.4 ст.6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», правом на техническое осуществление контроля и записи переговоров наделены лишь оперативно-технические подразделения органов ФСБ, МВД и Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. На наш взгляд, следует дополнить ч. 4 ст. 186 УПК РФ, указав в ней, что постановление о производстве контроля и записи телефонных и иных переговоров направляется следователем в оперативно-розыскные органы, оперативно-технические подразделения которых это действие производят.

Актуальные проблемы уголовного процесса кратко

Предметом данной курсовой работы является регламентированная законом деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокурора и суда при участии других субъектов — участников уголовного судопроизводства по собиранию, проверке и оценке сведений об обстоятельствах, установление которых необходимо для правильного разрешения дела.

Успешное раскрытие преступлений, справедливое наказание каждого совершившего преступление связаны с доказыванием. Оно осуществляется в соответствии с установленной законом процедурой, обеспечивающей достижение истины по делу при соблюдении прав и свобод человека и гражданина Уголовный процесс / под ред. К.Ф. Гуценко. — М.: Зерцало, 2005.. Правила доказывания имеют настолько существенное значение для всего уголовного процесса, что их основы закреплены в ст. 49-51 Конституции РФ.

Курс лекций «актуальные проблемы уголовного права и процесса»

Обязательным компонентом уголовной противоправности является наличие в норме уголовно-правовой санкции, которая содержит угрозу применения наказания определенного вида и размера в случае совершения предусмотренного законом деяния.

Статья 299 УК состоит из двух частей; отражающих основной (ч. 1) и квалифицированный (ч. 2) составы преступления и выражающих деяния, относящиеся к категории преступлений соответственно средней тяжести и тяжкие.

Страница 1 ); Актуальные проблемы доказывания в уголовном судопроизводстве

Традиционно принято считать, что доказывание представляет собой процесс установления истины в судопроизводстве, ее познания и обоснования представлений о ее содержании. Сущность этого процесса заключается в собирании, исследовании, оценке и использовании доказательств. Хотя в литературе нет единого определения понятия доказывания, можно сказать, что сущность его характеризуется, в принципе, одинаково, как и цель доказывания – установление истины по делу.

В науке о доказывании используются достижения различных наук, в том числе логики, психологии, криминалистики, судебной медицины, психиатрии и др. Важную роль в развитии теории доказательств играет изучение следственной и судебной практики.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru