Чем отличается миграция внутренняя от внешней

Внутренняя миграция в россии в 2022 году

Полагаю необходимым обратить Ваше внимание на следующие обстоятельства. В соответствии со статьёй 24 «Всеобщей декларации прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года) каждый человек имеет право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск.
Данные положения, по существу, воспроизведены в части 5 статьи 37 Конституции РФ, согласно которой каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2022 года № 60-О разъяснено, что Конституция Российской Федерации, предоставляя каждому работающему по трудовому договору право на отдых, гарантирует, кроме того, установленный федеральным законом оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5).
Трудовой кодекс Российской Федерации, которым регламентируется реализация конституционного права на отдых, предусматривает общий и специальный порядок предоставления работодателями ежегодного оплачиваемого отпуска своим работникам. По общему порядку, конкретный календарный период использования работником права на отпуск устанавливается очередностью предоставления отпусков, определяемой для всех работников организации графиком, утверждаемым работодателем с учётом мнения выборного профсоюзного органа не позднее чем за две недели до наступления календарного года; график отпусков является обязательным как для работодателя, так и для работников, – именно в указанный в нём календарный период работодатель должен предоставить, а работник использовать ежегодный отпуск; работодатель обязан известить работника о времени начала отпуска не позднее чем за две недели и не позднее чем за три дня до начала отпуска произвести его оплату (части первая и вторая статьи 123, часть девятая статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации). Специальные правила предоставления отпусков предусмотрены, в частности, для случаев пропуска работодателем срока оплаты отпуска или (и) срока предупреждения работника о времени начала отпуска: в таких случаях ежегодный отпуск подлежит переносу на другой срок по соглашению между работником и работодателем (часть вторая статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации).
Как следует из приведенных положений Трудового кодекса Российской Федерации, общие и специальные правила предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков призваны способствовать оптимальному согласованию интересов сторон трудового договора (часть вторая статьи 1 Трудового кодекса Российской Федерации) и балансу их конституционных прав и свобод, обеспечивая каждому работнику возможность реализации его субъективного права на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время и предоставляя работодателю возможность максимально эффективно использовать труд своих работников и имеющееся у него имущество в целях ведения предпринимательской либо иной не запрещённой законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Поскольку общие и специальные правила предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков служат дополнительной гарантией реализации конституционного права работника на ежегодный оплачиваемый отпуск, постольку норма части второй статьи 124 Трудового кодекса Российской Федерации сама по себе не может рассматриваться как нарушающая названное конституционное право.
При этом в силу абзаца пятого статьи 2 ТК РФ исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаётся обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска.
Согласно положениям абзаца шестого части 1 статьи 21 ТК РФ, работник имеет право на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращённого рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.
Положениями абзаца седьмого части 1 статьи 165 ТК РФ закреплено, что помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приёме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации, в том числе при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
На основании статьи 114 ТК РФ работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 115 ТК РФ ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.
Статья 120 ТК РФ предусматривает порядок исчисления продолжительности ежегодных оплачиваемых отпусков.
Продолжительность ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков работников исчисляется в календарных днях и максимальным пределом не ограничивается. Нерабочие праздничные дни, приходящиеся на период ежегодного основного или ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, в число календарных дней отпуска не включаются (часть 1 статьи 120 ТК РФ).
При исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска дополнительные оплачиваемые отпуска суммируются с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (часть 2 статьи 120 ТК РФ).
Положения статьи 122 ТК РФ устанавливают порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
Оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно (часть 1 статьи 122 ТК РФ).
Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев (часть 2 статьи 122 ТК РФ).
В Определении от 23 октября 2022 года № 2311-О Конституционный Суд Российской Федерации высказал правовую позицию, в соответствии с которой часть вторая статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на предоставление лицам, работающим по трудовому договору, гарантированного Конституцией Российской Федерации права на оплачиваемый ежегодный отпуск (статья 37, часть 5), реализовать которое работник вправе при условии наличия у него необходимого стажа работы, определяемого по правилам статьи 121 названного Кодекса.
Таким образом, часть вторая статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации носит гарантийный характер, распространяется на всех лиц, работающих по трудовому договору, и не может рассматриваться как нарушающее права заявителя.
Установленная частью 2 статьи 122 ТК РФ норма полностью соответствует положениям пунктов 1 и 2 статьи 5 Конвенции № 132 Международной организации труда «Об оплачиваемых отпусках (пересмотренная в 1970 году)» (принята в городе Женева 24 июня 1970 года на 54-ой сессии Генеральной конференции МОТ; ратифицирована Российской Федерацией с заявлениями Федеральным законом от 01 июля 2022 года № 139-ФЗ и вступила в силу для Российской Федерации с 06 сентября 2022 года; в силу статьи 15 (часть 4) Конституции РФ является составной частью правовой системы Российской Федерации), согласно которым для получения права на ежегодный оплачиваемый отпуск может требоваться минимальный период работы; продолжительность такого периода работы определяется компетентным органом власти или устанавливается в ином предписанном порядке в каждой отдельно взятой стране, но не должна превышать шести месяцев.
Статьёй 123 ТК РФ установлена очерёдность предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков.
Очерёдность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном статьёй 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов (часть 1 статьи 123 ТК РФ).
График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника (часть 2 статьи 123 ТК РФ).
О времени начала отпуска работник должен быть извещён под роспись не позднее чем за две недели до его начала (часть 3 статьи 123 ТК РФ).
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2022 года № 1833-О разъяснено, что статья 123 Трудового кодекса Российской Федерации, определяя очерёдность предоставления оплачиваемых отпусков и время их использования, направлена на обеспечение реализации конституционного права на отдых. Правило об обязательности графика отпусков, установленное частью второй названной статьи, является гарантией осуществления указанного конституционного права и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан.
Вместе с тем закрепленное частью 2 статьи 123 Трудового кодекса Российской Федерации правило во взаимосвязи с положениями статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации, закрепляющими обязанность работника добросовестно выполнять свои трудовые обязанности и соблюдать трудовую дисциплину, предполагает согласование сторонами трудового договора календарного периода отпуска и, как следствие, издание приказа работодателя о предоставлении работнику такого отпуска, чем обеспечивается возможность реализации субъективного права работника на ежегодный оплачиваемый отпуск в удобное для него время, а работодателю предоставляется возможность максимально эффективно использовать труд своих работников и имеющееся у него имущество в целях ведения предпринимательской либо иной не запрещённой законом экономической деятельности (статья 34, часть 1, Конституции Российской Федерации).
Исходя из анализа вышеприведенных норм трудового законодательства, можно сделать вывод о том, что ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется работнику по согласованию с работодателем на основании изданного им приказа или утверждённого графика отпусков.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 28 мая 2022 года № 758-О-О, согласно статье 37 (часть 5) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на отдых; работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
Механизм реализации конституционного права на отдых, в том числе условия и порядок предоставления ежегодного оплачиваемого отпуска, закреплён в Трудовом кодексе Российской Федерации. Согласно его статьям 114, 116, 120, 122 и 123 ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка предоставляются работнику каждый год в соответствии с утверждаемым работодателем с учётом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации графиком отпусков, являющимся обязательным как для работодателя, так и для работника.
Особый порядок осуществления права на отпуск при увольнении работника, установленный частью первой статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации, представляет собой специальную гарантию, обеспечивающую реализацию конституционного права на отдых теми работниками, которые прекращают трудовые отношения и на момент увольнения не использовали в полном объёме ежегодный оплачиваемый отпуск в соответствии с графиком отпусков. Следовательно, часть первая статьи 127 Трудового кодекса Российской Федерации не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Это интересно:  Расчёт Для Субсидии В Соцнайме С Бывшим Мужем

Поскольку все кадры и работники занимаются осуществлением трудовых действий в пределах государства, проводят здесь же перечисление налогов и других сборов. Плюс, результатами работы будет пользоваться страна и ее население, а не другие государства.

Внутренняя миграция населения

Урбанизация – это ключевой фактор внутренней миграции во всем мире. Масштаб последствий роста городов настолько велик, что некоторые исследователи называют данный процесс не иначе как «великое переселение народов XX столетия». В поисках лучшей доли сельские жители стремительно покидают родные деревни. Этот процесс касается и России. О ее тенденциях речь пойдет ниже. Что касается большинства развитых стран, то в них урбанизация остановилась на отметке 80 %. То есть четверо из пятерых граждан Германии или США живут в городах.

Третья группа факторов – это социальные, которые выражаются в исторических и родственных связях. Они являются распространенной причиной т. н. «возвратной миграции». Жители восточных и северных регионов, уезжая в Москву, часто возвращаются обратно домой, т. к. там у них осталась семья, родственники и друзья.

Мой сайт ->

В территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца за год получили 2554 человека, на 1 января 2022 года их количество составило 39,1 тысяч человек. При этом 31% из них – бывшие жители Казахстана, 20% — Грузии, 12% — Узбекистана, 5% — Таджикистана.

По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики численность постоянного населения Российской Федерации за прошедший год возросла на 292,4 тыс человек и составила 143,3 млн человек. Об этом сообщается в отчете ведомства.

Особенности внешней и внутренней миграции в России (стр

С миграциями связаны колонизация и освоение новых земель. Этот вид миграций характерен, прежде всего, для больших по территории стран с резкими контрастами плотности населения — России, Казахстана, Канады, Бразилии, Австралии, Китая и других.

Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

Это видео недоступно

Понять, где хорошо, а где плохо, можно только пожив в этих местах. У меня всегда вызывают внутренний смех люди, которые всю жизнь живут в одном городе, и утверждают, что это самый лучший город на Земле. Более того, определение «лучшести» — очень индивидуально и всегда сопряжено с мировозрением, характером и образом жизни утверждающего. Кто-то нашел свою обитель в провинциальном Калгари, а кому-то Сингапур простоват да слишком мал.

Живя в Калгари 4 года мы успели прочувствовать его и принять как новый домашний город. Алеся съездила в родной Днепр и почувствовала себя в гостях у этого города, несмотря на 25 лет жизни в нем. Получилось взглянуть «внешним» взглядом и сравнить с Калгари эти два сравнимых по населению города. Но чем они отличаются? Что в Днепре лучше, чем в Калгари? Чем Украина лучше Канады?

Что такое внутренняя и внешняя миграция

  • нестабильность политической ситуации в государстве;
  • безработица;
  • низкий уровень жизни;
  • экологические проблемы;
  • отсутствие возможности реализовать свой профессиональный или творческий потенциал;
  • военные конфликты и пр.

Пожалуй, наиболее ярким примером является Великое переселение народов. Этот процесс носил глобальный характер, ключевым фактором в котором выступило изменение климата в раннем Средневековье. Процесс продолжался в течение нескольких столетий, сопровождался многочисленными войнами и завершился глобальными изменениями.

Внешняя и внутренняя миграция

Миграция населения играла и играет очень большую и много-стороннюю роль в развитии человечества. Являясь одной из форм адаптации людей к меняющимся условиям жизни сообщества, ми¬грации существенно влияют на географию, структуру и динамику населения мира — от отдельных населенных пунктов, районов до целых стран и континентов. В прошлом известны массовые переме¬щения людских масс по самым разным причинам, как природным, так и социально-экономическим. Известно, например, что подавля¬ющая часть населения Америки и Австралии состоит из потомков иммигрантов.
Современные миграции представляют собой сложный социаль¬ный процесс. Они тесно связаны с уровнем развития производительных сил и их размещением в разных районах.
Высокий уровень подвижности населения обеспечивает более полное использование рабочей силы, перераспределение ее между индустриальными цен¬трами и осваиваемыми территориями, способствуя экономическому прогрессу так как степень подвижности насе¬ления обычно отражает общий уровень развития страны.
В то же время результаты миграции противоречивы, поскольку массовый приток мигрантов может быть причиной роста безработицы, оказывать чрезмерное давление на социальную инфраструк¬туру, или, например, способствовать концентрации криминальных элементов.
Отрицательной стороной миграции также могут быть значительное обезлюдение и экономический регресс районов массового выезда населения.

2. МИГРАЦИЯ В РОССИИ
Россия на всем пути своего исторического развития характе-ризовалась, пожалуй, самыми активными в мире миграционными процессами.
Чаще всего ученые, исследовавшие миграционные процессы в России, выделяют три основных этапа в историко-географическом развитии межрайонных миграций на протяжении более 300 лет: пер¬вый этап — до 60-х гг. XIX в.; второй — вторая половина XIX и на¬чало XX в.; третий — советский. В настоящее время про¬сматривается и четвертый период — постсоветский, включающий 90-е гг. XX в. и начало XXI в. [ 9, С. 63 ]
История внутренней миграции населения России на каждом историческом этапе имела свои специфические черты, но в целом характеризовалась относительной устойчивостью в направлениях. В IX — XIII вв. славянское население Древней Руси постепенно за¬селяло территорию в бассейне Верхней Волги, усилилось переме¬щение населения на север и северо-восток [ 9, С. 65 ].
На протяжении первого этапа, до первой половины XIX в., ми-грация не отличалась большими масштабами, так как крепостной строй сдерживал свободное передвижение крестьян. В этот период шла колонизация Европейского Севера, горнозаводское заселение Урала, переселение на «вольные-земли», «дикое поле» — в Новороссию, Южное Предуралье и Нижнее Поволжье. Заселение шло как бежавшими от крепостной зависимости крестьянами, так и насильно переселяемыми (правительством или помещиками) кре¬постными.
Второе направление освоения новых земель — южное. С середине XVI в. после присоединения Казанского и Астраханского ханств в состав России вошли земли Поволжья (выход в Каспий¬ское море), а позднее, степные районы Северного Кавказа.
Третье направление миграции населения России было связано с заселением уральских и сибирских земель, причем сельскохозяй¬ственное освоение Сибири в более широких масштабах начинается с XIX в.
Второй этап был в первую очередь связан с последствиями от¬мены в 1861 г: крепостного права в России, что создало было благо¬приятные условия для миграционной подвижности бывшего кре¬постного крестьянства.
Значительная миграционная подвижность была отмечена в годы первой мировой войны.
Третий этап, включающий годы советской власти, характери-зовался высокой межрегиональной миграционной подвижностью населения. В первую очередь это было связано с перемещением производительных сил в восточные районы страны (для их равно¬мерного размещения и с целью более полного использования при¬родных ресурсов), потребовавший переселения огромных людских контингентов. Основная часть переселенцев шла на Урал, в Запад¬ную и Восточную Сибирь, на Дальний Восток. Продолжалось за¬селение Севера Европейской части, связанное с промышленным развитием Кольско-Карельского и Тимано-Печорского регионов. Целевая направленность переселении меняется коренным образом: подавляющая часть потока направляется на промышленные ново¬стройки в города, в том числе для оказания «помощи национальным окраинам» в развитии промышленности. Наряду с крупными межрегиональными потоками большие раз¬меры приобретают переселения из сел в города, вызванные инду¬стриализацией страны. Масштабы этих потоков ярко характери¬зуются следующим показателем: за 60-летний период (с 1927 по 1988 г.) более 80 млн. сельских жителей переселились в города.
Значительные перемещения населения происходили в период второй мировой войны и после ее окончания: на Урал и в Сибирь было эвакуировано около 25 млн. жителей европейской части стра¬ны. В послевоенное время в образованную из северных районов Восточной Пруссии Калининградскую область и на Южный Саха¬лин, который раньше принадлежал Японии, было переселено около 800 тыс. человек.
Но на всем пути демографического развития России характерной была насильственная миграция, полная или частичная депортация народов (от лат. deportatio — «изгнание», «ссылка»). Начало было положено в 1918—1920 гг. в результате гражданской войны исходом белой армии из Крыма и в район Харбина. Была и частичная по¬следующая репатриация с продолжением в ГУЛАГе. В 20-е гг. про¬водилась массовая депортация интеллигенции на Запад. В годы коллективизации (конец 20-х — начало 30-х гг.) были высланы в восточные районы сотни тысяч крестьян-«кулаков» и членов их се¬мей, а несколько позже (середина и конец 30-х гг.) — репрессиро¬ванные горожане (бывшие привилегированные группы населения, члены политических партий, «оппозиционеры» и т. д.).
Депортация населения продолжалась и в годы Великой Отече-ственной войны. В 1941 г. с территории Северного Кавказа были де-портированы немцы, в 1942 г. — греки, в 1943 г. — карачаевцы (более 60 тыс.), в 1944 г. — чеченцы и ингуши (около 400 тыс.). Всего было депортировано более 600 тыс. человек [ 9, С. 68 ].
Значительно активизировались миграционные процессы в пост-советский период.
Внутренняя миграция России в 90-е гг. характеризовалась пере-мещением населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Вос¬тока в европейскую часть страны. Это обусловлено такими факто¬рами как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда госу¬дарственных программ и связанное с этим свертывание производ¬ственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.
Выезжающее из северных и восточных регионов население про-должает концентрироваться в Центральной и Центрально-Черно¬земной частях России, в Поволжье, на Северном Кавказе, в от¬дельных регионах Урала и юга Западной Сибири. Такое стихийное распределение не всегда соответствует геополитическим и эконо¬мическим интересам как государства в целом, так и отдельных его регионов.
В 90-е гг. восстановился и стабилизировался традиционный обмен населением между селом и городом в пользу последнего. В 1996 г. за счет переезда в город число сельских жителей со¬кратилось на 110 тыс. чел., причем переезд осуществлялся, как правило, в города тех же самых областей. Тем не менее, величина оттока сельского населения России в города полностью покры¬вается и даже перекрывается за счет миграционного притока из государств — бывших республик СССР. В том же году в сельской местности поселилось 168 тыс. иммигрантов из ближнего зарубе¬жья. При этом прибывающие мигранты благоприятно влияют не только на формирование численности сельского населения, но и на улучшение его демографической и профессионально-квалифи¬кационной структуры.
В процессе осуществления социально-экономических реформ в аграрном секторе создаются условия для сдерживания оттока сель¬ского населения в города, для привлечения мигрантов в село.
Наиболее значительным был миграционный прирост в России в 90-е гг.; к началу XXI в. он стал снижаться. Отметим определенную стабилизацию оттока населения из села в город: в начале 70-х гг. он ежегодно превышал 800 тыс. человек, а в 2022 г. снизился до 87 тыс.
В 1997 г. в структуре мигрантов России прибывшие из-за преде¬лов страны составляли 18 % (583,3 тыс. человек) [12, С. 128]. Это значитель¬но меньше, чем в 1990 г., когда прибыло 913,2 тыс. человек [12, 129].
В 2022 г. доля прибывших из-за пределов России сократилась до 8,3 % от общей численности мигрантов.
Заметно стала снижаться доля мигрантов, выбывших за пределы России: в 1997 г. она составляла 8,0 %, в 2022 г. — 5,4 % и в 2022 г. — 5,8%.
Внутренние миграционные потоки в последнее десятилетие развиваются по схеме сосредоточения основной массы населения в рамках европейской части страны, по итогам переписи более 60% населения проживает в Центральном (26,2%), Приволжском (21,5%) и Южном (15,8%) федеральных округах, самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ — 4,6% Потенциал репатриации русского населения из бывших республик Советского Союза, обеспечивший массовый миграционный приток в первой половине 1990-х гг., в настоящее время исчерпан.
По данным Госкомстата, валовая миграция (включающая рос¬сиян, выезжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в Рос¬сию) за 1992-2022 гг. превысила 9,8 млн. человек.
Рассмотрим основные показатели международной миграции в России в 90-е гг. и в начале XXI в. [10, С. 78].
На первом этапе (1948-1970 гг.) в силу закрытости страны и в условиях жестких ограничений на выезд за рубеж эмиграция была мало заметным явлением в жизни общества. По имеющимся оцен¬кам, в этот период в результате эмиграции бывший СССР потерял около 60 тыс. человек. Выезд за рубеж был крайне затруднен не только по военным и экономическим соображениям, но и глав¬ным образом по политическим мотивам, ибо страна в те годы, как считалось, являлась воплощением лучшей в истории модели обще¬ственного устройства.
Второй этап (1971-1980 гг.) — период начавшейся либерали¬зации эмиграционной политики. В результате выезд из страны за рубеж на постоянное место жительства, по сравнению с предше¬ствующим периодом, заметно возрос — в среднем за год с 3 тыс. до 35 тыс. человек. Правда, послабление в процедурах выезда за гра¬ницу коснулось лишь отдельных этнических групп населения, в первую очередь евреев, немцев, армян и греков, миграция которых рассматривалась как выезд на историческую родину или для вос¬соединения семей.
В 1980 г. из России выбыло 780 тыс. человек, в том числе в другие республики СССР — 773,6 тыс. и в другие страны — 7 тыс. (Изра¬иль — 4,1 тыс.; Германия — 1,3 тыс.; Болгария — 0,5 тыс.).
Несмотря на то, что главным мотивом эмиграции в этот период были репатриация или воссоединение с родственниками, объектив¬но люди уезжали, прежде всего, в результате возрастания экономи¬ческих трудностей, замедления роста уровня жизни населения, уси¬ления недовольства политической системой в стране.
На третьем этапе (1981-1985 гг.) в развитии эмиграции наступил резкий спад. За этот период из России в страны дальнего зарубежья в среднем за год уезжало всего около 4 тыс. человек. Среди факторов, «работавших» на сдерживание и почти полное прекращение эмигра¬ции, важное место занимали смена курса руководства страны, рас¬ширение командно-административных, в том числе запретительных методов управления. В 1985 г. по сравнению с 1980 г. эмиграция в Германию снизилась в 3 раза, в Израиль — в 6,5 раза, в США — вдвое. Но в пределах СССР миграция по-прежнему была активной. В 1985 г. из России в другие республики СССР выехало 702 тыс. че¬ловек, в том числе в Украину — 325 тыс.; в Казахстан — 115,8 тыс.
Четвертый этап (1986-1990 гг.) — период быстрорастущего потока краткосрочных поездок, а также эмиграции за рубеж на постоянное место жителе связанный с кардинальными изменениями политической и социально-экономической системы. Ситуация во внешней миграции населения заметно изменилась в конце 80-х гг., когда в ходе перестройки были значительно упрощены процедура и порядок из страны за границу. При этом резко выросло не только число выезжающих за рубеж на постоянное место жительства, но и количество маятниковых и челночных миграций.
Пятый этап (1991—1995 гг.) — период стабилизации эмиграции на сравнительно высоком уровне (около 100 тыс. человек в год). Несмотря на явный перелом в динамике роста, эмиграция сохранила свой проблемный характер. Так, число выехавших в этот период из России на постоянное место жительства за рубеж составило более 0,5 млн. человек, или более 70% от общего числа выехавших страны в 1981 — 1995 гг.
Во второй половине 90-х гг. произошли существенные изменения в структуре эмиграционного потока: если в 1993 г. немцы составляли 53,5 % эмигрантов, русские — 24 %, евреи — 15,8 %, то в 2022 г. доля немцев сократилась до 36,2 % всех выехавших, евреев — до 7,3 %, а доля русских увеличилась на 73 %, достигнув 41,5 %.
В 90-е гг. география эмиграции русских была значительно шире, чем евреев и немцев. Около 50% из них направлялось в Германию, более 20 % — в Израиль, 12 % — в США. Эмиграция русских в США имела тенденцию к сокращению — если в 1994 г. в США направля¬лись 18 % эмигрантов-русских (4,4тыс. человек), то в 2022 г. — толь¬ко 12 % (3,1 тыс. человек). Вместе с тем доля русских в эмиграцион¬ном потоке из России в США постоянно увеличивалась — к 1994 г. она составляла 42,4%, в 1998 г. — 63 9%, в 2022 г. — 65% [ 13, С. 62 ].
Таким образом, в течение 90-х гг. XX столетия произошли суще-ственные сдвиги в эмиграционных процессах. Если в начале 90-х гг. эмиграция в страны дальнего зарубежья носила в целом ярко выра¬женный этнический характер, то во второй половине 90-х гг. эми¬грация постепенно теряет эту специфическую черту.
Составной частью проблемы внешней трудовой миграции яв¬ляется трудоустройство российских граждан за границей. Оно идет, как правило, по трем основным легальным каналам: в рамках международных соглашений, через посреднические организации и самостоятельно. Россия подписала межправительственные согла¬шения по внешней трудовой миграции с ФРГ, Финляндией, Швей¬царией, Китаем, Польшей, Словакией.
За период 1995-2022 гг.: численность российских граждан, тру-доустроенных за границей, увеличилась почти в 3 раза. Вместе с Тем, несмотря на довольно быстрый рост экспорта рабочей силы из России, их число уступает численности иностранных граждан, привлекаемых для работы в Россию, более чем в 6 раз.
Однако реальные масштабы российской трудовой миграции (как экспорта, так и импорта рабочей силы) значительно превы¬шают официальные данные за счет самостоятельного трудоустрой¬ства и нелегальной миграции. Быстрый рост масштабов трудовой миграции высококвалифицированных специалистов в условиях глобализации способствует формированию и развитию наукоем¬ких и высокотехнологичных секторов экономики. В современных условиях специфика этого процесса заключается в том, этот поток практически имеет один вектор, направленный в развитые страны или между этими странами.
Что касается иммиграционных процессов, то в силу сложившейся политической, экономической и социальной ситуации Россия не привлекает проживающих в дальнем за¬рубежье, особенно в странах с развитой рыночной экономикой.
Незначительное количество иммигрантов (12 тыс. человек) при¬ехали из этих стран. Так, из Германии прибыли 1832 человека, из Израиля — 1620, США — 455, Греции — 226. Среди прибывших иммигрантов доля людей, не достигших трудоспособного возрас¬та, составляет 8,4 %, старше его — 6,4 %, а трудоспособного возрас¬та — 85,2% [12, С. 128].
В Россию с 1994 по 2022 г. на работу было привлечено из стран СНГ 669,6 тыс. легально прибывших работников. Основной их экс¬портер — Украина (66,4% в 2022 г.). Из Молдавии прибыло 9%, из Армении — 5,5, Таджикистана — 4,4, Узбекистана — 3,6, Азербайд¬жана — 3, Казахстана — 1,8%. Менее одного процента составляет численность приехавших на работу из Киргизии (0,6), Туркмении (0,2). Сократилась с 8,2 % до нуля численность работников из Бело¬руссии. (Приводя эти цифры, ученые и работники миграционных служб отмечают, что внешняя трудовая миграция может быть и не¬законной, которая не отражена в официальной статистике.)
В 1994-1998 гг. в нашу страну прибыло 584,3 тыс. трудовых ми-грантов из стран дальнего зарубежья. В 1998 г. доля граждан Тур¬ции составила 14,7%, Китая — 9,6, стран бывшей Югославии — 5,8, КНДР — 3,9, Польши — 1,4, США — 0,9, Словакии — 0,5%. Из общего числа трудовых мигрантов 37,3 % составили лица в воз¬расте 30-39 лет; 27,6% — 40-49 лет, 23,5% — 18-29 лет, 8,4% -50—55 лет, 3% — старше 55 лет, 0,2% — 16—17 лет. Среди отраслей экономики, где они заняты, преобладало строительство — 51,5%, на промышленность, оптовую и розничную торговлю, обще¬ственное питание, транспорт и связь, сельское хозяйство, общую коммерческую деятельность по обеспечению рынка и операции с недвижимым имуществом приходилось от 6,0 до 9,5%. В лесном хозяйстве, геологии и разведке недр, геодезии и гидрометеороло¬гической службе, образовании, культуре и искусстве, науке и на¬учном обслуживании их доля составляла от 1,1 до 2,4%. Менее 1 % приходилось на жилищно-коммунальное хозяйство, непроиз¬водственные виды бытового обслуживания, здравоохранение, фи¬зическую культуру и социальное обеспечение, а также финансы, кредит, страхование, информационно-вычислительное обслужива¬ние, управление. Иностранные граждане работали в основном в Москве и Московской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Ман¬сийском автономных округах, Приморском крае, Белгородской и Ростовской областях.
В 90-е гг. значительно возросла численность беженцев. Начиная с 1 июля 1992 г. статус вынужденного переселенца и бе¬женца обрели 1,6 млн. человек. Часть вынужденных мигрантов сня¬лась с учета, многие из них по разным причинам не получили дан¬ного статуса. На начало 2022 г. их численность составила 808,3 тыс. человек: 291,4 тыс. приехали из Казахстана; 102,1 — из Узбекистана; 85,1 — из Таджикистана; 140 тыс. человек были вынужденными ми¬грантами в субъектах Российской Федерации. В 2022 г. 530 человек, получившие статус беженца, ранее проживали в Руанде, Афгани¬стане, Китае, Македонии, Иране, Судане, Уганде, бывшей Югос¬лавии. В общее число вынужденных переселенцев вошли 157,4 тыс. человек, которые проживали на российской территории и получили данный статус.
Всего с начала регистрации на 1 января 2022 г. в России насчи-тывалось 505,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев, в том числе 492 тыс. вынужденных переселенцев и 13,8 тыс. беженцев.
Наибольшее число переселенцев и беженцев отмечалось в Ингуше-тии— 29,3 тыс.; Северной Осетии-Алании — 31,4тыс.; Ставрополь¬ском крае — 18,7 тыс; Оренбургской области — 23,7тыс; Алтайском крае — 22,2 тыс.; Новосибирской области — 23,4тыс.; Кемеровской области — 13,9 тыс.; Самарской области — 14,5 тыс.; Краснодарском крае — 15,5 тыс.; Воронежской области — 15,4 тыс. [9, С. 67].
Основную долю мигрантов, переселяющихся в Российскую Фе-дерацию из соседних республик, формируют русские,- численность которых в 1989 г. в этих республиках составляла 25,3 миллиона че¬ловек. По официальным данным, за период 1989—2022 гг. нетто-миграция русского населения в Россию из стран СНГ и Балтии со¬ставила около 3,3 млн. человек. Реальная миграция была намного выше [9, С. 68].
За годы реформ наша страна вошла в тройку ведущих миро¬вых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992—2022 гг. за год США «впитывали» 925 тыс. человек, Герма¬ния — 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 610 тыс. Основными факторами развития такой тенденции являются:
— геополитическое переустройство постсоветского простран¬ства, изменение национально-политической ориентации в госу¬дарствах старого и нового зарубежья;
— развал в республиках бывшего СССР крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях), на кото¬рых работало в основном русскоязычное население;
— более прочное экономическое положение и более высокий уровень жизни в России по сравнению со странами СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока;
— развитие в результате экономических реформ на российском рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с рас¬ширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятель¬ности, смешанных форм собственности с участием иностранного капитала.
Рост иммиграции для страны-реципиента, как показывает ми¬ровая практика, имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Для России такими положительными последствиями явились:
— за счет иностранных граждан в значительной мере решается нехватки рабочей силы в трудодефицитных отраслях экономики и регионах страны (нефте- и газодобыча в Западной Сибири, содер¬жание и развитие инфраструктуры, строительство);
— миграционный приток населения из-за рубежа позволил более чем наполовину компенсировать «естественную» убыль населения России в 1992-2022 гг.
Основной целью государственной миграционной политики яв¬ляется регулирование миграционных потоков, преодоление нега¬тивных последствий стихийно развивающихся процессов мигра¬ции, создание условий для беспрепятственной реализации прав.

Это интересно:  После Неуплаты По Квитанции По Квартплате От Мособлеирц С Графой По Электроэнергии За Сколько Месяцев Неплательщикам Направляется Уведомление О Неуплате За Электроэнергию?

Внутренняя миграция

Федеральный закон «О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» устанавливает понятия прописки и формальной привязки граждан к территориальному пункту.

Лидерами среди городов, привлекающих мигрантов из других регионов, остаются Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский край. Образованные специалисты стекаются в столицу, покидая регионы. Это приводит к нехватке квалифицированных кадров на местах.

Чем отличается миграция внутренняя от внешней

1) Маятниковые миграции связаны с ежедневными поездка людей на работу и домой из пригородов в города и обратно (верно) 2)миграции стали возможны лишь в начале xx в. 3)основные районы иммиграции сегодня Западная Европа, США, Канада, Австралия, Израиль (верно) 4)странами-экспортерами рабочей силы являются Китай, США, Индия, Мексика.

К внутренним миграциям относится перемещение населения из села в город, которое во многих странах является источником их роста (его часто называют «великим переселением народов XX века») . Территориальное перераспределение населения происходит также между большими и малыми городами. Оба этих вида очень широко представлены, в частности в нашей стране.

Понятия миграция, эмиграция, иммиграция и разница между ними

Эмиграция из России включает в себя несколько исторических потоков. В основном они были связаны с политическими мотивами. Советская власть всячески притесняла творческих людей (поэтов, писателей, художников, деятелей искусства), поэтому они стремились уехать за границу, где они могут свободно творить. В настоящее время люди эмигрируют в другие государства больше для получения образования и хорошей работы, более высокого уровня жизни, обеспеченной старости.

Больше всего из России эмигрируют люди в европейские страны. Это связано с более высоким уровнем жизни там. В качестве примера можно отметить, что в развитых государствах Европы и Америки даже у безработных имеется хотя бы один автомобиль, который они могут позволить себе на социальное пособие. В то время как в России автомобиль считается предметом роскоши, который далеко не каждый работающий гражданин может себе позволить, особенно в провинции и деревне.

Это интересно:  Сколько дней может быть больничный лист без оформления инвалидности

Иммиграция и миграция чем отличаются

Как мы уже выяснили, разница между мигрантами и эмигрантами очевидна: мигранты — это все люди, покинувшие родину в поисках дома в новой стране, эмигранты — эти же лица, но по отношению к приютившему их государству. Но каковы критерии, помогающие человеку выбрать новую родину? И почему в европейские страны и США переезжают чаще, чем в другие?

232 млн человек в год становится международными мигрантами и еще 740 млн перемещаются внутри страны. Многие переезжают, потому что у них нет выбора. Это вынужденная миграция; в России вынужденные мигранты делятся на вынужденных переселенцев и беженцев.

Внутренняя миграция населения

Миграция населения представляет собой перемещение людей через границы определенных территорий со сменой постоянного места жительства или возвращения к нему. Миграции бывает двух видов: внутренние и внешние (эмиграция и иммиграция).

Понятие и особенности внутренней и внешней миграции. Характерные черты миграции в современной России. История миграционных потоков на территории России и бывших стран СССР. Цели и задачи правительства России в области регуляции миграционных процессов.

Чем отличается миграция от эмиграции

Эмиграция и иммиграция оказывает влияние на численность населения страны и его экономическое развитие. Многие государства периодически анализируют эти важнейшие показатели, которые многими людьми воспринимаются как синонимы.

Несмотря на то, что многие люди считают указанные процессе схожими и часто заменяют один термин другим, такое действие не верно. Понятия существенно отличаются друг от друга и не могут быть взаимозаменяемыми ни при каких обстоятельствах.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru