Административная ответственность в сфере медицинской деятельности

Содержание

Административная ответственность в сфере медицинской деятельности будет ужесточена

Однако государство решило, что существующие в настоящее время меры административной ответственности недостаточны для мотивирования медицинских организаций к надлежащему осуществлению медицинской деятельности.

В июле 2022 года законопроект «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части совершенствования административной ответственности в сфере здравоохранения», которым предусматривалось введение мер административной ответственности за нарушение порядков оказания медицинской помощи, за нарушение прав пациентов был отклонен по инициативе Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству, который посчитал, что принятие этого документа может привести к проблемам у медицинских учреждений, финансируемых за государственный счет, так как им попросту негде будет взять денег на выплату немаленьких штрафов.

Административная ответственность в сфере медицинской деятельности

Исследование посвящено административной ответственности в связи с нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности. Основная задача — выявление с учетом складывающейся судебной практики конкретных условий, при которых осуществление медицинской деятельности рассматривается как деятельность без наличия специального разрешения (лицензии) и влечет наступление административной ответственности. В результате был сделан вывод о том, что безлицензионной деятельностью является: осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии или после окончания ее действия, либо оказание отдельных работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, но не указанных в приложении к лицензии, либо осуществление конкретных работ и услуг не по адресу, указанному в приложении к действующей лицензии.

Таким образом, лицензирующий орган проверяет возможность выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий применительно к строго определенным зданиям (помещениям), по строго определенному адресу. Указав в приложении к лицензии конкретные адреса осуществления медицинской деятельности, лицензирующий орган подтверждает, что по данному конкретному адресу соискателем лицензии (лицензиатом) на момент получения лицензии были выполнены соответствующие лицензионные требования и условия и ему дано разрешение оказывать медицинские услуги.

Административная ответственность за нарушения в сфере обращения лекарств, медицинских изделий и БАД: как это работает на практике

Торговля БАД, не соответствующих требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2022), не признавалась оборотом фальсифицированных пищевых добавок, если предпринимателем или организацией были предприняты зависящие от них разумные и достаточные меры для подтверждения легальности реализуемых ими БАД (постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10 мая 2022 г. по делу № А39-6528/2022, постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2022 г. № 08АП-946/2022 по делу № А46-12947/2022) – в частности, от поставщика (производителя) получены декларации соответствия (декларации качества), сертификаты соответствия на товар (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 августа 2022 г. № 13АП-13191/2022 по делу № А56-351/2022).

Рассмотрим практические аспекты применения норм об административной ответственности, введенных Законом № 532-ФЗ, а также ранее действовавших норм КоАП РФ в отношении обращения медицинских изделий, лекарственных средств и БАД.

ГЛАВА 5 АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Лицензирование медицинской и фармацевтической деятельности в настоящее время осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития передала по соглашениям с ними свои полномочия по лицензированию указанной деятельности.

Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние здоровья, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Это интересно:  Какие Льготы Могут Получить Если Человек Это Ветеран Труда Плюс Инвалид По Группе Почему Берутся Группы По Какой Статье

Административная ответственность в сфере медицинской деятельности

, передаче его под опеку (попечительство) или в приемную семью, если они совершены не из корыстной или иной личной заинтересованности, влекут за собой наложение административного штрафа по ст. 5.37 КоАП. В случаях заинтересованности ответственность наступает по ст. 153 УК РФ;

При этом следует отметить, что данная проблема в настоящее время не может быть признана решенной. В ряде стран функционирует институт обязательного страхования профессиональной ответственности. В России пока делает робкие шаги добровольное страхование профессиональной ответственности исполнителей медицинских услуг, которое не может исключить и полностью подменить собой институт административной ответственности.

Медицинское право

незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью при отсутствии причинения реального вреда кому-либо влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в соответствии со ст. 6.2 КоАП. В случаях причинения вреда ответственность наступает по ст. 235 УК РФ;

  1. нарушение законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий (ст. 6.3 КоАП РФ);
  2. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. 6.4 КоАП РФ). В Федеральном законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержатся общие санитарно-эпидемиологические требования к жилым помещениям;
  3. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде (ст. 6.5 КоАП РФ). В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства;
  4. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения (ст. 6.6 КоАП РФ). Данное правонарушение заключается в нарушении санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовые, рестораны, кафе, бары и т.д.), в том числе при приготовлении пиши и напитков, их храпении и реализации населению;
  5. нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения (ст. 6.7 КоАП РФ). Данная статья устанавливает ответственность за правонарушения, посягающие на здоровье и санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, прежде всего детей, подростков и молодежи;
  6. уничтожение специальных знаков, в частности знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных или лесохозяйственных знаков и т.д. (ч. 2 ст. 7.2 КоАП РФ);
  7. самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ч. 2 ст. 7.8 КоАП РФ);
  8. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (ст. 8.2 КоАП РФ). Целью указанной статьи является обеспечение административно-правовыми средствами установленного порядка при обращении с веществами и отходами на разных стадиях их существования, предотвращение негативного воздействия их на окружающую среду;
  9. сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП РФ). Данный административный проступок заключается в сокрытии, умышленном искажении или несвоевременном сообщении полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно в искажении сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию;
  10. порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ);
  11. продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей (ч. 2 ст. 14.4 КоАП РФ).

Ответственность за осуществление медицинской деятельности без лицензии

В статье Уголовного кодекса содержится состав преступления. Если негрубые нарушения будут допущены группой или были сопряжены с извлечением прибыли, наказание становится более жестким. При этом сумма штрафной санкции может увеличиться, как и обязательные работы с арестом. Также вместо административного взыскания, на лиц может быть наложено уголовное, влекущее к тюремному заключению.

  1. Несоблюдения требований к площадкам, медикаментам и врачебному оборудованию для осуществления деятельности(услуг) в сфере здравоохранения;
  2. Отсутствия специального высшего или среднего специального образования с опытом работы для исполнения обязанностей;
  3. Отсутствия сформированных договоров по Трудовому кодексу РФ с работниками, осуществляющими комплекс медицинских и других услуг;
  4. Отсутствия соответствующего контроля за работой на предмет качества и безопасности, соблюдения порядка их проведения;
  5. Правильного соблюдения за порядком по оказанию квалифицированной помощи и другого.
Это интересно:  Каковы Условия Получения Ветерана Труда В Иркутской Области

Об административной ответственности в сфере здравоохранения

Согласно вводимой в КоАП РФ ст. 6.37 нарушение медицинским работником порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов при оказании медицинской помощи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, приведет к наложению административного штрафа в размере от 5 000 до 20 000 руб.

При этом выдача предписаний является недостаточно эффективной мерой воздействия для устранения нарушений в сфере здравоохранения, административная ответственность за которые предусматривается названным законопроектом.

Административная ответственность в сфере медицинской деятельности

Согласно Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2022 № 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.

Следует отметить, что безлицензионной деятельностью является: осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии или после окончания ее действия, либо оказание отдельных работ и услуг, составляющих медицинскую деятельность, но не указанных в приложении к лицензии, либо осуществление конкретных работ и услуг не по адресу, указанному в приложении к действующей лицензии.

Административная ответственность медицинских работников

Однако, прежде чем перейти к детальному изучению вопроса об ответственности за правонарушения в сфере оказания медицинских услуг, необходимо определиться с некоторыми юридическими понятиями, которые в свою очередь позволят понять ее юридическую природу.

На особенностях квазидоговорной ответственности остановимся подробнее. В главе 50 ГК РФ закреплены положения, регулирующие вопросы так называемых действий в чужом интересе без поручения (применительно к сфере медицины это могут быть действия врача в интересах пациента без поручения последнего, например, без информированного добровольного согласия. Кроме того, согласно статье 1095 ГК РФ вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу гражданина (пациента) при наличии недостатков предоставляемой услуги, а также вследствие недостоверной или недостаточной информации об услуге, подлежит возмещению лицом, выполнившим работу или оказавшим услугу (исполнителем), независимо от его вины и от того, состоял ли потерпевший с ним в договорных отношениях или нет.).

Административная ответственность в сфере медицинской деятельности

В качестве одного из таких механизмов можно, безусловно, рассматривать институт административной ответственности. В соответствии со статьей 1.2. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП), задачами законодательства об административных правонарушениях является, среди прочего, охрана здоровья граждан от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений. В соответствии с положениями статьи 2.1. КоАП, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Охрана здоровья представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи. Медицинская помощь — это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и восстановление здоровья, в том числе и предоставление медицинских услуг. Понятие медицинских услуг включает медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, а также медицинскую реабилитацию.

Это интересно:  Доверенность на выход из состава участников ооо образец

Гражданско-правовая ответственность в сфере медицинской деятельности

4. Досудебный уровень защиты: обращение к руководителю лечебного учреждения, обращение в вышестоящий орган управления здравоохранением, обращение в этический комитет, помощь независимых общественных объединений и профессиональных ассоциаций, обращение в страховую медицинскую организацию или территориальный фонд обязательного медицинского страхования, обращение в лицензионно-аккредитационную комиссию и органы прокуратуры. Общая характеристика судебного способа защиты прав пациентов.

6. Юридическая оценка неблагоприятных исходов лечения пациентов. Понятие врачебной ошибки: деонтологические ошибки врачей, диагностические ошибки врачей, лечебные ошибки врачей. Понятие несчастного случая. Проведение экспертизы дефектов оказания медицинской помощи.

Административная ответственность в сфере медицинской деятельности

Согласно ст 51. КЗоТ, п»з»ст 77. Основ законодательства Украины о здравоохранении предусмотрено сокращенный рабочий день для медицинских работников. В зависимости от должности и (или) специальности длительные ость рабочего времени медицинских работников определяется в. Приказе. МЗ Украины от 25052022 р»Об утверждении норм рабочего времени для работников учреждений здравоохранения», где предлагаются следующие сокращенные варианты продолжительности рабочего времени в зависимости от должности и (или) специальностиьності:

Следует отметить, что выделение отдельной главы, посвященной административным правонарушением, посягающие на общественные отношения в сфере здравоохранения, является положительным явлением. Можно надеяться, что это сл лугуватиме основой для улучшения как правового обеспечения медицинской деятельности, так и функционирование самой системы здравоохраненияя.

Административная ответственность средних медработников за нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан

Согласно требованиям ч. 2 ст. 75 Федерального закона № 323-ФЗ средний медицинский работник в случае возникновения конфликта интересов обязан проинформировать об этом в письменной форме руководителя медицинской организации, в которой он работает. Если средний медицинский работник будет повторно уличен в непредставлении информации о возникновении конфликта интересов руководителю медицинской организации, в которой он работает, то в соответствии с ч. 4 ст. 6.29 КоАП РФ к нему могут быть применены или административный штраф в размере от 10 тыс. до 20 тыс. руб. или дисквалификация (лишение права осуществлять медицинскую деятельность) на срок до 6 месяцев.

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 14.4.2 КоАП РФ нарушение законодательства об обращении лекарственных средств (ст. 14.4.2 КоАП РФ), продажа недоброкачественных, фальсифицированных, контрафактных лекарственных средств для медицинского применения, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц – от 20 тыс. до 30 тыс. руб.; на юридических лиц – от 50 тыс. до 100 тыс. руб. Данная статья актуальна для тех средних медицинских работников, которые в силу положений ч. 2 ст. 69 Федерального закона № 323-ФЗ осуществляют розничную торговлю лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделениях) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Ответственность в сфере медицинских услуг

Уголовное законодательство Китайской Народной Республики, Японии и Кореи об ответственности медработников. Особенности ответственности исполнителя медицинских услуг в соответствии с Гражданским Кодексом России. Правовые аспекты обоснованного риска.

Основания для юридической ответственности медицинских работников. Уголовно-правовые условия правомерности медицинского риска. Преступлением, совершенное умышленно, с прямым или косвенным умыслом. Виды профессиональных преступлений, меры ответственности.

Административная ответственность медицинских учреждений и медицинских работников

  • 3. Субъектом рассматриваемого административного правонарушения являются лица, достигшие к моменту его совершения 16-летнего возраста.
  • 4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется только умыслом.
  • 5. Протокол о данном правонарушении уполномочены составлять должностные лица органов, уполномоченных в области здравоохранения.
  • 6. Дела о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматриваются судьями (ст. 23.1 Кодекса).

Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru