Дети с овз что это такое классификация

Лица с овз

В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровье, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий. Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности.

Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы

  1. Развитие личности. Воспитатели способствуют полноценному раскрытию потенциала каждого малыша, учитывая его индивидуальные склонности.
  2. Проведение психологическое и коррекционной работы с детьми-инвалидами. Психологи стабилизируют эмоциональное состояние малыша, происходит постепенное внедрение новых методов взаимодействий.
  3. Осуществление полноценной социальной адаптации в группе сверстников. Общение с другими учениками помогает быстрее адаптироваться к социальной среде, занятия часто проходят в игровой форме.
  4. Консультирование родителей по вопросам детского воспитания. Педагоги оказывают морально-нравственную поддержку для законных представителей детей-инвалидов, помогают выстроить гармоничные взаимоотношения в домашней обстановке.

Программа ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) занимается предоставлением соответствующих условий обучения для образования подрастающему поколению с ОВЗ. Стандарт обеспечивает учреждения для инвалидов кадрами с высокой компетенцией, которые будут осуществлять медико-психологическое сопровождение малышей.

Классификация групп детей с ОВЗ

Существуют различные типы детей с ОВЗ, которые обусловлены различным характером оснований появления патологий у малышей, классификация которых зависит от причин их появления. Внутренние факторы бывают трех категорий:

Некоторые из ребят с ОВЗ характеризуются серьезным отставанием физического и психического развития в результате органического поражения ЦНС и утраты функций слуховых, зрительных, двигательных или речевых видов деятельности. Другие обладают сходными дефектами, ограничивающими их способности в несколько меньшей мере. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ОВЗ в коллективе.

Дети с ОВЗ — что это такое

Состояние здоровья некоторых детей препятствует возможностям их обучения без использования специальных программ, а также особых условий. Разберемся с понятием «дети с ОВЗ»: что это такое и как жить с таким диагнозом.

Обучающий материал должен быть с одной стороны доступным, но с другой – нельзя подавать его в сильно упрощенном виде.

Дети с ОВЗ

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Итак, определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Это интересно:  Перечень Продуктов Питания Ребенку До Года Как Малоимущей Семье

В коррекционной работе с детьми наиболее перспективным является анализ своих ощущений, эмоционального состояния и поведения в настоящий момент времени в данной ситуации ( «здесь и теперь»), что помогает овладеть саморегуляцией, научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность.

ОВЗ: расшифровка

На основе Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения. Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.

Существует несколько учебных планов на основе Стандарта. Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Общая характеристика детей с ОВЗ

Особенностей в развитии так много и они такие непохожие, что «особые дети» подчас не вписываются в «трафарет» того или иного диагноза. И главная проблема их обучения состоит как раз в том, что все ребятишки абсолютно разные и непохожие, и каждый – со своими странностями и проблемами здоровья. И все же специалисты установили основные проблемы в развитии или диагнозы, которые обозначаются такими аббревиатурами:

В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют собенности формирования у него необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Один ребенок с отклонениями в развитии может овладеть лишь элементарными общеобразовательными знаниями (читать по слогам и писать простыми предложениями) , другой — относительно не ограничен в своих возможностях (например, ребенок с задержкой психического развития или слабослышащий) . Структура дефекта влияет и на практическую деятельность детей. Одни нетипичные дети в будущем имеют возможность стать высококвалифицированными специалистами, другие всю жизнь будут выполнять низкоквалифицированную работу (например, переплетно-картонажное производство, металлоштамповка).

Дети с ограниченными возможностями здоровья

  • создание условий, необходимых для профилактики отрицательной динамики в развитии ребенка;
  • создание условий для максимального проявления и развития всех его способностей;
  • повышение комфортности образовательной среды для каждого воспитанника;
  • организация сопровождения особого ребенка в образовательной среде.
Это интересно:  Что будет получать инвалид 3 группы выйдя на пенсию

В настоящее время каждый десятый населения Земли, т.е. более 500 млн. человек имеют те или иные ограничения в повседневной жизнедеятельности, связанные с физическими, психическими или сенсорными дефектами. Среди них не менее 150 млн. детей. Несмотря на предпринимаемые усилия и значительный прогресс медицины, количество лиц с ограниченными возможностями здоровья медленно, но стабильно растет. Это связано с усложнением производственных процессов, увеличением транспортных потоков, военными конфликтами, ухудшением экологической обстановки, значительным распространением вредных привычек (табакокурение, применение алкоголя, наркотиков, токсических веществ) и другими причинами.

Дети с ОВЗ: что это такое в психологии

Самое частотное нарушение – ДЦП (детский церебральный паралич). Наблюдается недостаточный контроль нервной системы. Как правило, заболевание сочетается с психическими и речевыми нарушениями. ДЦП поддается лечению.

  • Дети с задержкой развития психики отличаются отставанием в одной или нескольких сферах: речевой, эмоциональной, волевой. При грамотном психолого-педагогическом сопровождении эта особенность устраняется. У таких детей преобладают игровые мотивы. Наблюдается скудный словарный запас, быстрая утомляемость. В одной или нескольких сферах такой ребенок соответствует детям предыдущего возраста, отмечается инфантилизм.
  • Говоря об эмоциональных и поведенческих нарушениях, подразумевают акцентуации характера. Это устойчивые личностные изменения в одной или нескольких сферах. Принято выделять возбудимую, неустойчивую, астеническую, психастеническую, шизоидную, мозаичную (сочетание нескольких черт) акцентуацию. До 12 лет говорят не об акцентуациях, а о трудном характере.
  • Аутизм внешне выглядит как панцирь. Ребенок находится в своем мире, отстранен от социума. Действия аутиста стереотипны, эмоции скупы. Основная черта – эгоцентризм. Наблюдается задержка речевого развития, о себе говорят в третьем лице.
  • Нарушения слуха предполагают качественные и количественные изменения. Выделяют полную потерю слуха и тугоухость, последняя бывает 4 уровней.
  • Нарушения зрения влияют на осанку, походку, моторику. У детей наблюдается медленное усвоение и переработка информации.
  • Речевые нарушения вызывают изменения во всех сферах: внимание, восприятие, память, мышление. Затруднен контроль и организация деятельности. Наблюдается быстрая утомляемость и рассеянность внимания, инертность.
  • Нарушения опорного аппарата – самая обширная группа. Все нарушения носят врожденный или приобретенный медицинский характер. План сопровождения зависит от конкретного нарушения и компенсаторных возможностей организма.

Дети с овз что это такое классификация

Несложно понять, что в качестве основополагающих критериев в данной классификации использованы признаки темпа психического развития и последовательности формирования разных сторон психической деятельности (схема 5.1).

3. Поврежденное психическое развитие, представленное органической деменцией — нарушением психического развития в конце раннего возраста или уже после трех лет вследствие массивных травм мозга, нейроинфекций, наследственных дегенеративных заболеваний. Во многих случаях органическая деменция имеет прогрессирующий характер.

КАКИХ ДЕТЕЙ МЫ НАЗЫВАЕМ «ДЕТИ С ОВЗ»? Дети с ограниченными возможностями здоровья

6 Особенности обучения детей с ОВЗ Отклонения в развитии ребенка его выпадение из социально и культурно обусловленного образовательного пространства затруднен процесс передачи социального и культурного опыта цель специального образования — введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее нужны специальные методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

4 Дети с ОВЗ (по классификации В.А.Лапшина и Б.П.Пузанова) Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); Дети с нарушением речи (логопаты); Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; Дети с задержкой психического развития; Дети с нарушением поведения и общения; Дети с умственной отсталостью; Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться.

Это интересно:  Если упал и болит спина далут ли больничный в травмпункте

Категория детей с овз педагогическая классификация

Инвалиды могут обучаться только в специализированных школах, которые предусматривают возможность инклюзивного образования. Такие учреждения применяют адаптирующие курсы и коррекционные схемы развития, помогающие быстрее приспособиться к безбарьерным условиям среды. Происходит формирование эмоционально-волевой сферы малыша, даже если он будет сильно отставать от сверстников в обучении. Неоднородность учащихся помогает представителям обоих групп научиться понимать и взаимодействовать друг с другом.

Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.

Дети с овз что это такое классификация

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

1. Не слышащие или глухие и слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием.
2. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия алалия, ринолалия, тяжелые формы заикания.
3. К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата , ДЦП.
4. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения.
5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть другая причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение

В свою очередь, педагоги на основании данного стандарта разрабатывают учебный план. Включают в него всевозможные аспекты. Не только сами педагоги, но и вышестоящее руководство учебного заведения должно контролировать процесс обучения. Адаптированная программа для детей с ОВЗ может быть разработана в различных видах.

Подобные особенности детей с ОВЗ вызывали у окружающих различную эмоциональную и поведенческую реакцию. Однако времена меняются, и сегодня к детям с такими проблемами относятся всё более адекватно. Для них создаются специальные условия в образовании (разрабатываются дополнительные программы обучения), обществе, в различных торговых центрах, кинотеатрах, больницах и т.д.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru