Отличие трудового от административного права

Содержание

Чем отличается трудовое право от административного права

Административное. осуществляя регулятивную функцию. использует ряд правовых средств (способов) воздействия на управленческие отношения, на установление административно-правового статуса субъектов правоотношений. Эти юридические средства называются методами правового регулирования административно-правовых отношений.

Схожими чертами с трудовым правом обладает административное право, особенно институт государственной службы, предметом которого является осуществление государственно-управленческих отношений государственным служащим. Основное отличие от трудового права состоит в том, что трудовые отношения возникают на основании индивидуального трудового договора и характеризуются равноправием сторон, а отношения в сфере государственной службы возникают на основании административного акта о назначении на должность, и при этом строятся на жесткой системе власти и подчинения.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права

в) по организации труда. Если по трудовому договору работник включается в трудовой коллектив и обязан подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка, а работодатель обязан организовывать его труд и охрану труда, то по граждан­ско-правовому договору гражданин не включается в состав кол­лектива организации, на него не распространяется обязанность выполнять меру труда, подчиняться установленному внутрен­нему трудовому распорядку. Иначе говоря, трудовое задание исполнитель выполняет по своему усмотрению и на свой страх и риск;

Отношениям в сфере трудового права также свойственны организация и управление. Но характерные для их субъектов связанность трудовым распорядком, подчинение работника управляющей стороне только внешне сходны с административ­но-правовым методом властных предписаний. Они основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои правоот­ношения на договорных началах. В трудовом праве управленче­ские формы организации не выходят за пределы управления совместным процессом труда внутри предприятия, учреждения (коллектива работников, занятых у работодателя — физическо­го лица). Поэтому связи работодателей (руководителей) с ра­ботниками по организации и управлению совместным трудом носят характер производственного, а не административного управления.

Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)

Предметом права социального обеспечения являются отношения по социальному обеспечению и обслуживанию нуждающихся в социальной поддержке лиц. Нуждаемость в такой поддержке должна быть признана государством. В настоящее время большинство отношений в сфере социального обеспечения строятся на принципах страхования. В свою очередь, страхование предполагает уплату страховых взносов. Страховые взносы по социальному страхованию уплачиваются за работников. Поэтому предмет трудового права и права социального обеспечения соприкасается, и отношения по социальному обеспечению зачастую вытекают из трудовых.

Одну отрасль права принято отличать от другой по предмету и методу правового регулирования. Правильное разграничение отраслей права имеет не только теоретическое, но и практическое значение, оно позволяет определить нормы отрасли права, направленные на регулирование возникших отношений.

Отличие трудового от административного права

Если главным предметом трудового права выступают трудовые отношения между работником и работодателем, то право социального обеспечения регулирует общественные отношения, скла­дывающиеся в процессе материального обеспечения граждан, ко­гда они по тем или иным причинам утрачивают (временно или постоянно) трудоспособность или достигают пенсионного возрас­та. Эти отношения, как правило, тесно связаны с трудовыми. Бо­лее того, размер материального обеспечения граждан в этом слу­чае соизмеряется обычно с заработком, который они получали, находясь в трудовых отношениях с организациями, а также с их трудовым стажем.

Наряду с гражданским смежной с трудовым правом отраслью выступает аграрное право. Трудовое и аграрное право имеют не­мало общего: они регулируют совместный труд, основанный на единых принципах общественной организации труда; и той и другой отрасли присуща функция охраны труда и трудовых прав работников. Однако между ними имеются и существенные различия. Трудовое право регулирует трудовые отношения, бази­рующиеся на несамостоятельном (наемном) труде; аграрное же право регулирует трудовые отношения работников-кооператоров, которые являются сособственниками орудий труда и средств про­изводства и потому не являются субъектами наемного труда1. Да­лее, нельзя не отметить и специфику в методах правового регули­рования рассматриваемых трудовых отношений. В аграрном праве метод базируется главным образом на внутрикооперативной демо­кратии. Государственное нормирование здесь (в отличие от регу­лирования трудовых отношений рабочих и служащих) имеет вспомогательное значение и применяется обычно в виде издания рекомендательных норм, которые приобретают юридическую силу лишь после того, как будут одобрены общим собранием или соб­ранием уполномоченных колхоза, товарищества.

Система трудового права

В сферу действия гражданского права в равной мере попадают как имущественные, так и неимущественные отношения независимо от связанности последних отношений с имущественными (см. Цивільне право. Ч. 1. —К., 1997. — С. 8-9). Предмет трудового права составляют индивидуальные и коллективные трудовые отношения. Как уже указывалось, предметом трудовых отношений является процесс труда, живой труд, а предметом гражданско-правовых отношений, связанных с трудом и вытекающих, например, из договора подряда, поручения, авторского договора, является овеществленный результат труда. По трудовому отношению работник обязуется выполнять работу определенного рода (по конкретной специальности, должности, квалификации), а в гражданско-правовых отношениях, связанных с применением труда, выполняется индивидуально-конкретное задание). В трудовых отношениях работник включается в личный состав трудового коллектива предприятия (учреждения, организации) и в силу этого обязан выполнять меру труда, подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка.

В общую входят нормы, распространяющиеся на все общественные отношения трудового права, нормы, определяющие основные принципы и задачи правового регулирования, основные трудовые права и обязанности работников, недействительность условий договора, ухудшающих положение работников, разграничение компетенции РФ, ее субъектов и органов местного самоуправления по правовому регулированию труда. К общей части трудового права относятся нормы Конституции РФ — определяющие основные права граждан по вопросам труда, нормы общих положений раздела 1 ТК РФ и других российских законов по упомянутым вопросам.

Отличительные признаки трудового права, как самостоятельной отрасли

Трудовое право как отдельная отрасль– это определенный набор актов и норм права, цель которых состоит в регулировании отношений, формирующихся в ходе трудового функционирования рабочих и нанимателей. Трудовое право (ТП) обладает определенными сходствами и различиями с остальными сферами правами, благодаря чему оно постоянно усовершенствуется.

Каково соотношение с административным правом? Сотрудничество, которое входит в предмет ТП, тесно связано с трудом и управлением трудового процесса. Объект административного права формирует сотрудничество, которое является результатом организации и функционирования исполнительной власти. Для них характерно то, что участники административных отношений постоянно находятся в неравном состоянии. Другими словами, один имеет власть, а второй – обязанности.

Это интересно:  Сколько отчислось в пенсионный фонд с зарплаты 19801990

Отличие трудового права от административного права

Согласно ст. Таким образом, гражданское законодательство регулирует имущественные отношения по поводу общественного труда, но не регулирует отношения в самом процессе труда. Трудовое законодательство регулирует сам процесс труда и устанавливает для работника и правовой режим, и правовые гарантии.

В связи с возрождением и ростом частной. Это приводит к своеобразному сращиванию трудовых и имущественных отношений. Однако между ними имеются и существенные различия, которые и определяют к какой отрасли права они относятся. Во-первых, предметом и основным содержанием трудовых отношения является сам процесс труда, живой труд, в то время как предметом отношений по бытовому подряду, поручению, литературному заказу является конечный продукт труда.

Трудовое право

Трудовое право и право социального обеспечения. Право социального обеспечения как образование системы российского права появилось относительно недавно, в конце прошлого столетия, и представляет собой комплексную отрасль, возникновение и развитие которой связаны с системной интеграцией норм конституционного права (в части установления основополагающих императивов правового регулирования в соответствующей сфере); норм трудового права (в части определения трудового стажа и других связанных с трудовыми отношениями оснований социального обеспечения); норм административно права (в части установления компетенции органов государственной власти и местного самоуправления и их должностных лиц по реализации прав граждан в сфере социального обеспечения); норм гражданского права (в части установления базовых начал регулирования отношений между сторонами договоров социального страхования и других договоров, предметом которых является предоставление услуг по социальному обеспечению); финансового (включая налоговое и бюджетное) права (в части установления механизмов финансирования исполнения обязательств по социальному обеспечению), а также норм, не входящих в какие-либо другие отрасли, кроме права социального обеспечения (в части установления субъективных прав граждан на социальное обеспечение).

В то же время, согласно нормам права социального обеспечения, пособия, пенсии и иные выплаты осуществляются из специальных централизованных фондов (Фонда социального страхования. Пенсионного фонда России, негосударственных пенсионных фондов), в то время как выплаты, производимые работодателем (заработная плата, компенсационные, премиальные и другие выплаты), производятся из соответствующих фондов, формируемых у данного работодателя.

Отличие трудового от административного права

Трудовое право — самостоятельная отрасль российского права, регулирующая трудовые отношения работника и работодателя, в тоже время тесно связанная и взаимодействующая с другими отраслями права(конституционным, гражданским, административным и др.)
Соотношения трудового права с конституционным правом состоит в том, что конст. право выступает основополагающим для трудового права. Оно устанавливает основные права и гарантии, такие как право труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда , свободу труда и др. Нормы трудового права не джолжны противоречить нормам Конст. РФ Однако конституционные нормы конкретизируются в нормах трудового права.
Соотношения трудового с гражданским правом. выражается в том что, трудовые отношения тесно связанны с гражданскими, поскольку возникают договорные отношения между сторонами и носят возмездный характер, но отличаются по придмету договора.
Соотношения трудового с административным состоит в том, что трудовое право и админ. право регламинтирует деятельность госуд. и иных служащих, выполняющих организующие функции или обеспечивающих их выполнение. Отношения служащего с руководителем государственного учереждения по поводу своего труда к управлению не относится и регулируется нормами трудового права подобно отношениям работника с соответствующими должностными лицами и структурными подразделениями.
Соотношения трудового с правом социального обеспечения (на социальную поддержку семей с детьми, на обеспечение старости) трудовое право регулирует отношения возникающие по поводу труда вознограждения за труд из фондов конкретных организаций, а право социального обеспечения — отношения, складывающиеся по поводу, например нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений по социальному обеспечению — пенсии, пособия, льготы и компенсации.
Система трудового права
Каждая отрасль права представляет замкнутую совокуп¬ность правовых норм, отличающуюся единством внутренней структуры и связью ее элементов. Такая совокупность право¬вых норм и регулируемых ими отношений и образует систему отрасли. Основанием для классификации правовых норм внут¬ри данной отрасли служит структура соответствующих обще¬ственных отношений. Система отрасли трудового права — это структура и последовательность порядка расположения ее норм. При этом отношения по применению труда в силу их специфи¬ческих свойств являются сложными, состоящими из ряда эле¬ментарных отношений (по подысканию гражданами подходя¬щей работы, профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации работников, оплаты и нормирова¬нию труда, дисциплине и охране труда и т.д.). Наиболее харак¬терными структурными подразделениями системы трудового права являются институты. Они включают в себя менее обшир¬ную, чем отрасль, совокупность юридических норм, которые различаются между собой по предметному признаку регулиро¬вания в зависимости от особенностей регулируемого участка общественных отношений данного вида или рода. Так, нормы, регулирующие продолжительность рабочего времени и его ис¬пользование, составляют институт рабочего времени, а нормы, предусматривающие оплату труда работников, — институт за¬работной платы.
Итак, система трудового права России — совокупность юри¬дических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с их одновременным внутренним разделением на относитель¬но самостоятельные и взаимосвязанные структурные образо¬вания (институты) и их части (подынституты).
В свою очередь правовые институты в зависимости от со¬держания и характера распределяются по двум основным час¬тям трудового права — Общей и Особенной.
Общая часть трудового права охватывает нормы институ¬тов, имеющих общее значение, поскольку они проявляются в регулировании всех или подавляющего большинства элемен¬тов трудовых и иных непосредственно связанных с ними обще-ственных отношений.
В Общую часть трудового права входят нормы, относящие¬ся к правовому регулированию всех работников в целом, а не по отдельным ее элементам и условиям труда. Она включает в себя правовые нормы, определяющие предмет, задачи, сферу действия трудового права, порядок установления правовых норм в области труда, основное содержание трудовых и иных непо¬средственно связанных с ними отношений, правосубъектность их участников, а также основные принципы правового регули¬рования труда работников.
К рассматриваемой части принадлежат и нормы, закрепля¬ющие право работников на участие в управлении организацией и основные формы такого участия через представительные орга¬ны, и прежде всего через профсоюзы, образуя институт право¬вого положения профсоюзов и коллектива работников, а также нормы о социальном партнерстве в сфере труда, порядке веде¬ния коллективных переговоров, заключении коллективных до¬говоров и соглашений.
Особенная часть трудового права значительно шире Общей части. При этом роль и функции правовых институтов данной части неодинаковы. Одни институты призваны регулировать отдельные элементы содержания трудового отношения (напри-мер, институт трудового договора регламентирует порядок воз¬никновения, изменения и прекращения трудовых отношений); другие — какое-либо одно из отношений, непосредственно свя¬занных с трудовым (например, отношения по рассмотрению трудовых споров).
Последовательность расположения институтов Особенной части определяется значением и спецификой соответствующе¬го участка регламентируемого отношения.
Современная система трудового права России включает в себя следующие институты:

Это интересно:  Арест земельного участка приставом

Перечисленные институты трудового права России призва¬ны в рамках предмета данной отрасли права регулировать «свой» предмет — отдельный вид общественных отношений либо от¬дельный элемент (сторону) единого сложного трудового отно¬шения.
Система трудового права закрепляется в различных формах, и прежде всего в кодифицированном акте — Трудовом кодексе РФ.
От системы трудового права как отрасли следует отличать систему трудового законодательства. Система трудового зако¬нодательства, выраженная главным образом в составе и внут¬реннем строении кодификационных актов, отражает объектив¬но существующую систему трудового права. В свою очередь последняя не может не учитывать систему законодательства. Но, отражая объективные требования, система законодатель¬ства испытывает на себе также влияние субъективных факто¬ров, зависит от целенаправленного усмотрения законодателя. Поэтому система отрасли трудового права и система трудового законодательства (в том числе и структура кодификационных актов) в известной мере не совпадают. Несовпадение имеет место, в частности, в том, что в Трудовом кодексе РФ не вы¬держано деление институтов трудового права на две основные части — Общую и Особенную. Так, институт профсоюзов, не¬смотря на его общее значение, помещен в Особенной части (гл. 58 ТК РФ).
Но, несмотря на некоторые особенности распределения нор¬мативного материала в Трудовом кодексе РФ, в нем проявля¬ется структура отрасли трудового права как основа системы трудового законодательства.
Кроме того, если система трудового права содержит толь¬ко чисто правовые нормы, то система трудового законодатель¬ства помимо нормативных актов о труде — еще и преамбулы, введения, указывающие на цель принятия соответствующих решений актов и их практическое значение.
Наряду с системами трудового права и трудового законода¬тельства существует и система науки трудового права. Трудо¬вое право как самостоятельная отрасль российского права и служит предметом изучения науки трудового права. Указан¬ная цель достигается путем разработки наукой права совокуп¬ности определенных правовых взглядов, выводов и суждений. Наука изучает нормы права и нормативные акты в их взаимо¬связи и взаимообусловленности с развитием экономики, поли¬тики и социальной жизни общества. Она исследует и оценива¬ет систему норм трудового права и нормативных актов с точки зрения их демократичности, сравнивает систему трудового права России с системой трудового права других стран. Система на¬уки трудового права в основном соответствует системе трудо¬вого права, но между ними есть и различия. Так, в системе трудового права России нет раздела о международно-правовом регулировании труда, а в системе науки трудового права он имеется.
В системе науки трудового права также выделяются Общая и Особенная части. В Общей части рассматриваются предмет, метод и система трудового права и т.д. Особенная часть науки трудового права содержит учение о трудоустройстве, трудовом договоре, правовом регулировании рабочего времени и време¬ни отдыха, дисциплинарной и материальной ответственности, о нормировании труда и заработной платы, охране труда и т.д.
Таким образом, система науки трудового права России и по своему предмету, и по своему содержанию шире системы тру¬дового права как отрасли и шире системы трудового законода¬тельства.

Административное право отличается от трудового права чем

Гражданско-правовой метод регулирования в отличие от административно-правового характеризуется равенством сторон. По мере расширения рыночных отношений, свободы экономической деятельности, наличия частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности роль гражданского права в регулировании имущественных отношений возрастает.

Вместе с тем государство в лице органов управления предоставляет пользователям земельные участки, сдает их в аренду, производит их изъятие, следит за соблюдением землепользователями возложенных на них обязанностей по рациональному и бережному использованию земель. Эти отношения регулируются нормами административного и земельного права; — с гражданским правом по вопросам регулирования имущественных отношений.

Чем отличается трудовое право от административного права

Административное. осуществляя регулятивную функцию. использует ряд правовых средств (способов) воздействия на управленческие отношения, на установление административно-правового статуса субъектов правоотношений. Эти юридические средства называются методами правового регулирования административно-правовых отношений.

Между отраслями российского существуют серьезные различия. Важнейшие из них — предмет регулирования; метод регулирования; принципы отраслевого регулирования; цели отрасли; субъекты отрасли и отраслевых правоотношений; источники; система отрасли права.

Разница между гражданским правом и административным правом

Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.

Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.

Отличие трудового права от смежных отраслей

Для них типично то, что субъекты административных отношений всегда находят­ся в соподчиненном (неравном) положении, т. е. один обладает властью давать предписания и распоряжения, которые другой обязан выполнять. Как правило, трудовые отношения не ограничиваются выполнением определенного задания, они носят длящийся характер.

Отличие их производится по предмету и методу регулирования. Методу права соц. обеспечения не свойственны договорный порядок возникновения, изменения правоотношений. Права и обязанности субъектов права соц.

Отличие трудового от административного права

2) по трудовому отношению работник обязуется выполнять работу определенного рода (по определенной специальности, квалификации, должности), в то время как в указанных гражданских отношениях труд связан с выполнением индивидуально конкретного задания;

2) по методу: в административном праве действует жестко императивный метод, не предоставляющий свободы выбора обязанным субъектам. В трудовом праве метод сочетает в себе императивные и диспозитивные начала, отдавая приоритет диспозитивному, договорному регулированию.

Отличие трудового права от смежных отраслей права

В гражданских отношениях выполнение этих требований не обязательно. То есть работник не включается в состав трудового коллектива, на него не распространяется необходимость выполнять меру труда, соблюдать режим работы организации, подчиняться установленным правилам внутреннего распорядка. Говоря другими словами, в гражданских отношениях важно качественно и к указанному сроку выполнить указанную работу, а кто, в какое время, с какой нормой труда выполнена работа – не важно.

Например, необходимо построить забор. Согласно нормам трудового законодательства необходимо, чтобы эту работу выполнял именно тот работник, с кем заключен договор. Причем, он должен работать с соблюдением трудовой дисциплины, подчиняясь правилам внутреннего распорядка (в определенную смену), в определенном коллективе, он должен ежедневно выполнять трудовую норму. В гражданском отношении выполнять эту работу может сам работник, либо его бригада, либо его работник, либо все поочередно. Они могут работать днем, или по ночам, ежедневно либо через какие-то промежутки времени – не важно. Важно только, чтобы забор был простроен качественно и в указанные сроки.

Это интересно:  Чей окмо писать в декларации по енвд

Административное право 2 трудовое право

По мнению В. А. Абалдуева, указанное изменение возвращает труд государственных гражданских служащих в предмет трудового права . Мы не можем полностью согласиться с данным мнением хотя бы потому, что конкурирующая с вышеизложенной нормой ст. 73 Закона о государственной гражданской службе свою силу при этом не утратила. Бесспорен, впрочем, тот факт, что указанное положение ст. 11 ТК РФ по своей сути является возвратом к регулированию, заложенному в ч. 3 ст. 4 утратившего силу Закона об основах государственной службы, которая уже приводилась нами выше.

Само содержание полицейского (административного) права в начале XX в. понималось иначе, чем сейчас. Его предмет трактовался как внутреннее управление, а под последним подразумевалась совокупность различных проявлений деятельности государства, направленных к обеспечению задач, присущих ему, как правомерно- му7йб. В сфере его действия оказывались союзы и собрания (в том числе профсоюзы и забастовки), общественное презрение и благотворительность (с зачатками социального обеспечения), а также фабричное законодательство (или публичное трудовое право). Очевидно, что выделение последнего было в то время вполне обоснованно. В этой части исследования русских административистов от- личались достаточной полнотой и точностью. Специально стоит отметить В.Ф.Дерюжинского, давшего вполне адекватное определение фабричного законодательства, как совокупности норм, «ближайшим образом регулирующих взаимные отношения предпринимателей и рабочих и ограждающих интересы последних от неблагоприятного влияния современных условий крупного производства» . Впоследствии, как уже неоднократно подчеркивалось, Л.С.Таль в структуре нарождающейся отрасли трудового права выделил публичное трудовое право и частное трудовое право. Таким образом, трудовое право генетически связано с административным правом.
Но любой излишне административный уклон в трудовом праве немедленно давал отрицательный результат. Например, популярная некогда идея патронажа в сфере трудового права в итоге совпала с государственным попечительством. И.Я.Гурлянд, ученый- административист, профессор Демидовского юридического лицея, а впоследствии близкий сподвижник П.А.Столыпина, был ее горячим проводником. Провозглашенная им цель была вполне благая — «определить идею законного покровительства, т. е. такого, которое может быть юридически сконструировано». Казалось бы, здесь прямой выход на социальное законодательство, ибо главная идея патроната «защита слабого со стороны сильных». Он выделял самопожертвования (взаимопомощь), пожертвования (благотворительность) и покровительство, т. е. присоединение слабого к себе через попечительство и патронат. В итоге между последними так и не удалось провести правового различия, кроме как по источникам (для попечения — договор, для патроната — закон) и качеству слабости, взывающей о защите. Если при попечении покрывается слабость физическая и экономическая, то при патронате — только юридическая, параметры которой установлены в самом законе. В итоге патронату было дано следующее определение: «. это идея такой защиты, ко- торая в виде той или иной общности интересов оказывается юридически слабым со стороны юридически сильных с целью дать первым возможность приспособиться к процессу приспособления к жизни, устанавливается самим законом и, наконец, определяется совокупностью прав и обязанностей с каждой стороны. реализует основную цель полицейского права — установление условий для всесто-
роннего развития индивида» . Такое определение позволяет, с одной стороны, выйти на проблемы государственного регулирования трудовых отношений, страхования рабочих с участием государства, систему государственных пособий, мероприятия государства по борьбе с безработицей. Но, с другой стороны, это позволяет обосновать мелочную опеку рабочих и подробную регламентацию их отношений с работодателями, т. е. то же пресловутое государственное попечительство.
Эта теория государственного попечительства в трудовых отношениях была реализована в политике первого в мире социалистического государства, государства рабочих и крестьян. Советское трудовое право, о чем мы писали в первом очерке данного издания, сформировалось как публичная отрасль права с доминирующим государственным централизованным регулированием трудовых отношений.
Теория современного российского трудового права не отрицает необходимости государственного регулирования трудовых отношений. ТК РФ основан на единстве нормативного и договорного регулирования трудовых отношений. Между тем остаются проблемы «пограничного» взаимодействия трудового и административного права. Одной из таких проблем является правовое регулирование труда государственных служащих, о чем уже говорилось нами выше.
Регулирование трудовых отношений государственных чиновников традиционно относилось к предмету полицейского (административного) права. Как уже указывалось, в ходе дискуссии о предмете и методе советского права в 1938-1941 гг. ученые-административисты заняли в целом сдержанную позицию, не претендуя на охранительный блок трудоправовых норм. Но в советский период правовое ре- гулирование труда государственных служащих долгое время оставалось «ничейной областью», и в настоящее время его отраслевая принадлежность только определяется. Некоторые современные исследователи, например Е.Б.Хохлов, ранее настаивали на его регулировании «если не исключительно, то преимущественно в публично- правовом порядке». Другие ученые-трудовики придерживаются прямо противоположного мнения, подчеркивая принадлежность таких общественных отношений к предмету трудового права. При этом для нас, как и многих ученых-трудовиков, очевидно, что «сама природа управления в государственной сфере и в сфере труда различна: государственное управление жестче, в сфере труда управляющий и управляемый связаны договорными отношениями, работники в установленных пределах участвуют в управлении производством. Поэтому управленческие отношения в процессе труда выходят за пределы административного права и регулируются правом трудовым»773. Российский законодатель, к сожалению, занимает непоследовательную позицию. Заявив о трудоправовой природе отношений в сфере государственной службы в рамках Федерального закона «Об основах государственной службы» (1995 г.), впоследствии от этой позиции отказывается и признает административно-правовую природу этих отношений (Федеральный закон «О государственной гражданской службе РФ» 2022 г.).
Правовым регулированием трудовых отношений государственных служащих не исчерпываются пограничные сферы взаимодействия трудового и административного права. Как мы уже отмечали, отношения по трудоустройству (занятости) характеризуются постоянным и неизбежным соседством и взаимообусловленностью трудовых и административных, правоотношений. Расширение трудовой миграции в условиях глобализации экономики поставили на повестку дня вопросы защиты трудовых прав мигрантов. Это тоже «пограничная сфера трудового и административного отраслей права. Перечень можно продолжить, но очевидно, что трудовые договоры, заключаемые работниками в так называемых пограничных сферах действия трудового, гражданского или административного законодательства, не укладываются в рамки юридической конструкции «типичного» трудового договора. Мы не признаем существования смешанных межотраслевых договоров о труде. К этому вопросу мы вернемся еще раз, когда будем рассматривать теорию трудового договора. Здесь же мы ограничимся предварительным выводом о вариантах решения поставленной проблемы. Эти варианты можно свести к двум основным. Во-первых, трудовым законодательством предусматриваются особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников на основе принципа единства и дифференциации правового регулирования труда (договоры о заемном труде, трудовые договоры с мигрантами, договоры с руководителями организаций и др.). Во-вторых, отношения по применению труда регулируются гражданским (договоры подряда, на оказание услуг и т. д.) или административным (служебные контракты) законодательством. Трудовое законодательство применяется к этим отношениям в субсидиарном порядке в случаях, предусмотренных законом и (или) договором.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru