Где учитывать программное обеспечение 1с в казенном учреждении в 2022 году

Содержание

Как вести бухгалтерский учет в казенном учреждении в 2022 году

  • законом № 402-ФЗ в части ключевых вопросов организации БУ;
  • инструкциями № 157н и № 162н в части единого плана счетов и правил его применения;
  • инструкцией № 132н в части формирования кодов бюджетной классификации для отражения операций в бухучете КУ;
  • инструкцией № 191н в части состава и порядка формирования отчетности в КУ;
  • порядком № 209н в части формирования КОСГУ;
  • федеральными стандартами БУ, регламентирующими отраслевые методы учета;
  • методическими рекомендациями, письмами и пояснениями Министерства финансов РФ и отдельных ведомств в части урегулирования вопросов по ведению БУ.

Отличительной особенностью учета в казенных учреждениях является обязательное санкционирование произведенных расходов. Такие операции отражаются на специальных счетах ПСБУ — 0 500 00 000. Так, для отражения обязательств текущего периода и плановых лет используется сч. 0 502 00 000 «Обязательства». Отметим, что регистрировать операции необходимо только на основании документов, подтверждающих факт принятия конкретного обязательства. Перечень такой документации, которую будет применять организация в своей деятельности, следует закрепить в учетной политике.

Учет программного обеспечения в бюджетном учете в 2022 году

1. Если поставщик предоставляет акт об оказании услуг (товарную накладную) ежемесячно (либо с какой-либо другой периодичностью), то учреждение может относить данные расходы на финансовый результат текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг). На основании п.п. 102, 111 Инструкции № 162н, п.п. 128, 73 Инструкции № 174н, п.п. 138, 73 Инструкции № 183н в таком случае оформляются следующие бухгалтерские записи:

• Дебет 0.302.26.830 Кредит 0.201.11.610 (1.304.05.226), одновременно увеличение забалансового счета 18 (КОСГУ 226) к счету 201.11 – оплачена кредиторская задолженность.
2. Если же поставщик предоставляет акт об оказании услуг (товарную накладную) сразу на весь период действия договора, то учреждение может отнести данные операции на расходы будущих периодов.

Как учесть расходы на программные продукты

– для нужд субъектов РФ (муниципальных образований), в отношении которых не принято решение о применении кода вида расходов 242, государственных (муниципальных) учреждений – на код вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд».

Казенное учреждение заключило лицензионный договор на приобретение неисключительного права на использование информационно-правовой системы с ежемесячным обновлением на сумму 15 000 руб. Оплата по договору производится разовым платежом. Обновления оплачиваются ежемесячно в сумме 3 000 руб. Срок использования информационно-правовой системы в договоре не указан. Учетной политикой учреждения установлен срок использования таких активов, составляющий пять лет (60 месяцев).

Как отразить в бюджетном учете казенного учреждения расходы на приобретение неисключительных (пользовательских) прав на программное обеспечение

Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре. При этом платежи учреждения (лицензиата) за предоставленное ему право использования результатов интеллектуальной деятельности (средств индивидуализации), производимые в виде периодических платежей (единовременного фиксированного платежа) согласно условиям договора, относятся на финансовый результат в составе расходов текущего финансового года (расходов будущих периодов) в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.

Программное Обеспечение На Какой Счет Отнести В Казенном Учреждении 2022

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос «Программное Обеспечение На Какой Счет Отнести В Казенном Учреждении 2022». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Лицензионным договором между поставщиком (лицензиаром) и покупателем (лицензиатом) программного продукта устанавливается размер вознаграждения (то есть стоимость программы), а также срок действия договора (срок использования программы). Если такой срок прямо не прописан в договоре, то в гражданском праве он считается равным пяти годам (п. 4 ст. 1235 ГК РФ).
Вместе с тем бухгалтерский (бюджетный) учет в госучреждениях регулируется Инструкцией, утв. приказом Минфина РФ № 157н (далее — Инструкция № 157н), которая является общей для любого типа учреждений.
В силу п. 66 Инструкции N 157Н отражение в учете учреждения операций, связанных с получением прав использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, осуществляется на основании лицензионных договоров, договоров коммерческой концессии и других договоров, заключенных согласно законодательству РФ.
По лицензионному договору одна сторона — обладатель исключительного права на программное обеспечение (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования программного обеспечения в предусмотренных договором пределах. Лицензионный договор заключается в письменной форме (п. 1, 2 ст. 1235 ГК РФ).

Это интересно:  Если у пенсионера несовершеннолетний ребенок какие льготы

Где учитывать программное обеспечение 1с в казенном учреждении в 2022 году

Под дистрибутивом понимается форма распространения программного обеспечения. Как правило, дистрибутив содержит файлы, архивы, предназначенные для установки программного обеспечения на конкретный компьютер с возможностью выбора нужных характеристик, а также предусматривает другие возможности по установке и использованию ПО.
Иными словами, исходя из общего понятия дистрибутив, ПО не представляет собой материального объекта, а является частью поставляемого программного обеспечения. Соответственно, расходы по приобретению дистрибутива включаются в размер вознаграждения в целях отражения прав пользования ПО на забалансовом счете 01.
В то же время, если передача права на использование ПО будет сопровождаться передачей материальных носителей (флешек, дисков и т.д.), с выделением в договоре и в передаточном документе их стоимости отдельной строкой, то в таком случае стоимость непосредственно самих материальных носителей не должна учитываться в стоимости размера вознаграждения контрагенту в целях отражения на забалансовом счете 01. При этом данные материальные носители в соответствии с положениями Инструкции N 157н могут учитываться по сформированной первоначальной (фактической) стоимости на счетах учета нефинансовых активов для контроля в целях обеспечения управленческого учета, а также для обеспечения внутреннего контроля за сохранностью имущества.

Обоснование вывода:
При приобретении казенным учреждением неисключительных прав на программное обеспечение (далее — ПО) в бюджетном учете отражаются:
— неисключительные права пользования на результаты интеллектуальной деятельности (п.п. 66, 333 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н, далее — Инструкция N 157н);
— платежи учреждения за предоставленное ему право использования ПО.
Соответственно, если учреждением приобретены права пользования программным продуктом по лицензионному договору, то они подлежат учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и (или) права его пользования) по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.п. 66, 333 Инструкция N 157н).
При определении данной стоимости прежде всего необходимо исходить из сути заключаемого договора, в том числе определить, что включают в себя отдельные позиции выделенные в договоре.

Как осуществляется учет программного обеспечения

Если актив будет эксплуатироваться несколько лет подряд, а договором на его передачу предусмотрена поэтапная оплата на условиях ежемесячного перечисления фиксированных сумм, то производимые оплаты считаются расходами текущего периода.

Программное обеспечение может быть приобретено организацией с исключительными или неисключительными правами на него. Для постановки на учет требуется наличие лицензионного соглашения или договора об отчуждении ПО покупателю, акта передачи прав. В некоторых случаях лицензионный договор может быть заменен сублицензионной договорной документацией.

Учет программных продуктов в государственных (муниципальных) учреждениях

Порядок отражения программных продуктов зависит от типа государственного (муниципального) учреждения и от вида прав. Рассмотрим ситуацию, когда государственные (муниципальные) учреждения приобретают неисключительные права на программный продукт.

В большинстве государственных (муниципальных) учреждений используются программные продукты. Согласно статье 1261 Гражданского кодекса программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2022 г. N 190н, приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение осуществляется по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Информация по операциям, связанным с приобретением неисключительных прав на программные продукты, отражается не только на балансовых счетах плана счетов, но и на забалансовом счете. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п.66 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2022 г. N 157н (далее — Инструкция N 157н)).

Пример 1

Казенное учреждение за счет бюджетных средств заключило лицензионное соглашение на право пользования программным продуктом сроком на один год. Ежемесячные платежи по данному соглашению составляют 5000 руб. В учете учреждения данная операция будет отражена следующим образом:

Это интересно:  По Какому Коду Косгу Следует Учитывать Грантыпожертвования Полученные От Коммерческих Организаций В 2022 Году

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 302 26 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— отражены расходы по лицензионному соглашению в сумме 5000 руб. ежемесячно в течение одного года;

Дебет 1 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 1 304 05 226

«Расчеты по платежам из бюджета с финансовыми органами по прочим работам, услугам»

— произведена оплата за месяц в сумме 5000 руб. ежемесячно в течение одного года.

Неисключительные права на программный продукт отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 60000 руб.

Программные продукты могут поступать в государственные (муниципальные) учреждения и в рамках централизованных поставок. При этом главный распорядитель бюджетных средств (учредитель) осуществляет заключение лицензионного соглашения и оплату по данному соглашению.

Пример 2

Казенное учреждение в рамках централизованных поставок получило право пользования программным продуктом сроком на один год. Ежемесячные платежи, осуществляемые главным распорядителем бюджетных средств и связанные с данным программным продуктом для данного казенного учреждения, составляют 10000 руб. В учете учреждения такая операция будет отражена записью:

Дебет 1 401 20 226

«Расходы на прочие работы, услуги»

Кредит 1 304 04 226

«Внутриведомственные расчеты по прочим работам, услугам»

— отражены расходы по прочим работам, услугам в сумме 10000 руб. ежемесячно в течение одного года.

Неисключительные права на программный продукт отражают на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» в сумме 120220 руб.

Анализ пунктов 17 и 18 приказа Минфина России и Минэкономразвития России от 29 октября 2022 г. N 137н/527 (далее — Приказ N 137н/527) показал, что перечень нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственных услуг на общехозяйственные нужды, не является закрытым. Кроме того, в Инструкции N 157н предусматривается выделение такой группы затрат, как накладные (п.134 Инструкции N 157н). Соответственно бюджетные и автономные учреждения в зависимости от специфики своей деятельности могут покрывать расходы, связанные с приобретением неисключительных прав на программные продукты, как за счет субсидии на выполнение государственного задания (например, использование программного продукта непосредственно необходимо для оказания государственной услуги), так и за счет субсидии на иные цели.

При отражении программных продуктов следует учесть норму пункта 302 Инструкции N 157н, согласно которой на счете 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» отражаются расходы, связанные с приобретением неисключительного права пользования в течение нескольких отчетных периодов нематериальными активами. При этом затраты, произведенные учреждением в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются по дебету счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов» как расходы будущих периодов и подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года (по кредиту счета 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов») в порядке, установленном учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

Пример 3

Бюджетным учреждением приобретены неисключительные права на программный продукт сроком на два года в рамках выделенной целевой субсидии. Сумма договора — 180000 руб. Данная сумма перечисляется единовременным платежом. В учете данная операция отражается следующими бухгалтерскими записями:

Дебет 5 401 50 226

«Расходы будущих периодов на прочие работы, услуги»

Кредит 5 302 26 730

«Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

— отражены расходы будущих периодов в сумме 180000 руб.;

Дебет 5 302 26 830

«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»

Кредит 5 201 11 610

«Выбытие денежных средств учреждения с лицевых счетов в органе казначейства»

— произведена единовременная оплата в сумме 180000 руб. с одновременным отражением на забалансовом счете 18 «Выбытие денежных средств со счетов учреждения»;

Дебет 5 401 20 226

Где учитывать программное обеспечение 1с в казенном учреждении в 2022 году

В последнем случае необходимо иметь в виду, что исключительное право на результат интеллектуальной деятельности признается и охраняется при условии его государственной регистрации (п. 1 ст. 1232 ГК РФ).
Также подлежит государственной регистрации отчуждение исключительного права по договору (п. 2 ст. 1233 ГК РФ). Если данное условие о регистрации договора отчуждения исключительного права не выполняется, право учреждения на ПО (приобретенное или созданное) подлежать охране не будет.

Расходы на оплату приобретения нематериальных активов, включая исключительные права на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 8 декабря 2022 г. N 168н, относят на статью 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Учет программных продуктов в — государственных (муниципальных) учреждениях

Информация по операциям, связанным с приобретением неисключительных прав на программные продукты, отражается не только на балансовых счетах плана счетов, но и на забалансовом счете. Нематериальные активы, полученные в пользование учреждением (лицензиатом), учитываются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, определяемой исходя из размера вознаграждения, установленного в договоре (п. 66 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2022 г. № 157н (далее — Инструкция № 157н)).

Это интересно:  Закон О Тишине Татарстан В Дневное Время

В большинстве государственных (муниципальных) учреждений используются программные продукты. Согласно статье 1261 Гражданского кодекса программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации, утвержденным приказом Минфина России от 28 декабря 2022 г. № 190н, приобретение неисключительных (пользовательских), лицензионных прав на программное обеспечение осуществляется по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

ФСБУ-2022: какие федеральные стандарты и для кого обязательны

  • оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности учреждения;
  • произошли в период между отчетной датой и датой подписания отчетности.

Поступление после отчетной даты первичных учетных документов по уже возникшим в отчетном периоде фактам хозяйственной жизни не является событием после отчетной даты. Факты хозяйственной жизни признают в бухучете в момент их возникновения. Если эти документы поступили до даты подписания отчетности, зарегистрировать их в отчетном периоде — обязанность учреждения.

Валютные монетарные обязательства — обязательства, выраженные в инвалюте, подлежащие погашению деньгами, их эквивалентами или иными монетарными активами. Например, кредиторская задолженность (за исключением полученных авансов), полученные кредиты (займы).

Как учитывать программное обеспечение в бухучете в 2022 году бюджет

Ниже рассмотрена схема формирования номера счета бухучета в бюджетной организации, а также расшифрованы на примере коды разрядов. Подробную расшифровку разрядов также можно найти в п. 21 инструкции к плану счетов (приказ № 157н), в таблице плана счетов бюджетного учета и в п. 2 инструкции к нему (приказ № 162н).
Для учета основных средств предусмотрен синтетический счет 010100000 «Основные средства». Номер счета бюджетного учета состоит из 26 цифр, и только 18–26 разряды используются в бухучете учреждения. В зависимости от группы и вида ОС, а также сути их движения в номере счета меняется код в 22–26 разряде.

1. Если поставщик предоставляет акт об оказании услуг (товарную накладную) ежемесячно (либо с какой либо другой периодичностью), то учреждение может относить данные расходы на финансовый результат текущего финансового года (формирование себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг).

Программное обеспечение косгу

Расходы на оплату приобретения нематериальных активов, включая исключительные права на программное обеспечение и базы данных для ЭВМ, согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 8 декабря 2022 г. N 168н, относят на статью 320 “Увеличение стоимости нематериальных активов“ экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Причем нередко стоимость ПО не выделяется отдельно, а включается в стоимость приобретаемых компьютеров. Хотя бывают и случаи, когда в документах поставщика приводится подробная расшифровка с указанием стоимости отдельных деталей компьютера и программного обеспечения.

Вопрос недели: правила применения КОСГУ 2022 году

Обоснование: Как отмечено в Письме Минфина России от 27.11.2022 N 02-06-10/60460, порядок отражения операций по расходам на обновление программного обеспечения с неисключительными правами в бухгалтерском учете бюджетных учреждений определен Инструкцией N 174н.

В бюджетном (бухгалтерском) учете расходы учреждения на приобретение неисключительных (пользовательских) лицензионных прав на программное обеспечение относятся на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ до 01.01.2022 (Порядок N 209н, Приказ Минфина от 30.11.2022 N 246н).

Учет программного обеспечения

К ак правильно отражать в бюджетном бухгалтерском учете приобретение программного обеспечения и дальнейший учет, включая списание. Например: 1. Если приобретаем компьютерную технику в спецификацию, которой входит операционная система Windows. 2. Если приобретаем программу 1с Бухгалтерия

В данном случае учреждение приобретает неисключительные (пользовательские) права на программы. Если программ получена в пользование по лицензионному договору, затраты на ее приобретение отразите в составе:

О бюджетном учете ФКУ программного продукта, полученного в пользование на условиях простой (неисключительной) лицензии

Согласно пунктам 32, 333 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2022 N 157н (далее – Инструкция N 157н), материальные объекты нефинансовых активов, полученные учреждением в безвозмездное или возмездное пользование, учитываются учреждением на забалансовом счете 01 “Имущество, полученное в пользование” по стоимости, указанной (определенной) собственником (балансодержателем) имущества.

Расходы учреждения подлежат отнесению на финансовый результат текущего финансового года в порядке, устанавливаемом учреждением (равномерно, пропорционально объему продукции (работ, услуг) и др.), в течение периода, к которому они относятся.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru