Понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении
- 1. Неопределенность гражданского статуса членов семьи характеризуется отсутствием у взрослого или несовершеннолетнего какого-либо документа, подтверждающего его гражданский статус или дающего право на получение установленных законом льгот и пособий (паспорт, свидетельство о рождении, удостоверение пенсионера, удостоверение инвалида, справка об обучении в общеобразовательном учреждении, прописка и т.п.). В связи с тем, что у трудоспособных членов семьи нет возможности устроиться на работу (так как нет прописки), они вынуждены довольствоваться временными заработками. Основными причинами неопределенности гражданского статуса является утеря, порча или несвоевременное оформление документа.
- 2. Малообеспеченность. Среднедушевой доход ниже прожиточного минимума (подтверждается справкой о доходах семьи).
- 1. Алкоголизм родителей или детей;
- 2. Отсутствие работы у одного или обоих родителей;
- 3. Положение мигрантов, беженцев, вынужденных переселенцев;
- 4. Насилие в семье;
- 5. Нарушение детско- родительских отношений;
- 6. Безнадзорность детей и подростков.
Характеристика семей, находящихся в социально – опасном положении Зуевского района
В Центре имеется отделение по работе с семьей и детьми, является структурным подразделением Кировского областного государственного автономного учреждения социального обслуживания, создается и ликвидируется приказом директора Центра.
Таким образом, по выявленным критериям для семей, находящихся в социально – опасном положении, состоящих на учете в «Зуевском комплексном центре социально обслуживания населения» можно сделать вывод, что в социальном сопровождении нуждаются 63 семьи, из них 54 % семей проживающих в сельских поселениях и 46 % семей, проживающих в городе.
Социально опасное положение семьи
Социально опасное положение несовершеннолетнего — обстановка в семье ребёнка, подростка, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжёлого заболевания родителей, их алкоголизма, отсутствия заботы … Педагогический терминологический словарь
СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия
Понятие семей, находящихся в социально – опасном положении
Часто эти явления имеют место по причине педагогической несостоятельности родителей: воспитанием занимаются малообразованные, малокультурные люди, унижающие личное достоинство ребенка и других членов семьи, транслирующие уничижительное отношение к людям, не принимающие иную точку зрения и настаивающие на собственном негативном отношении к жизни [Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://centrs.ucoz.ru/load/internet_konferencija/rabota_s_semej_nakhodjashhejsja_v_socialno_opasnom_polozhenii/3-1-0-37].
Семья – это основанная на браке и (или) кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. ([ Васильева Л.Л., Кащеева А.В., Петрова Л.Ю., Преображенская Е.В., Черняева Т.Н. Понятийный аппарат социальной педагогики. — С.: Научная книга, 2022. 5, с.92])
Как написать характеристику семьи, находящейся в социально-опасном положении
2. Бродяжничество и/или попрошайничество. (Акты органов или учреждений по результатам проверки свидетельских показаний родственников, соседей, специалистов органов или учреждений, оказывающих семье поддержку. Акт/справка участников рейда «Бродяжка»)
1. Употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических, психотропных и одурманивающих веществ. (Справка из наркодиспансера на учёт. Акт о нахождении в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Акты органов или учреждений по результатам проверки свидетельских показаний родственников, соседей, специалистов органов или учреждений, оказывающих семье поддержку).
Социально-педагогическая деятельность с семьей, находящейся в социально опасном положении, в условиях общеобразовательного учреждения
Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье». Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, выбранных по своему усмотрению. Эти средства и методы с точки зрения морали и закона должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.
Основными методами сбора информации являются: беседа (с соседями, классным руководителем, родственниками, инспекторами КДН, ИДН и т.д.); наблюдение; официальный запрос (в органы, учреждения и организации с целью получения документального подтверждения информации о социальном статусе семьи, о получении пособий, пенсий, о закрепленном жилье, о прописке семьи по месту жительства и т.д.); анализ документации; анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.
Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
Первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом. С учетом этого обстоятельства практическая работа специалиста должна быть связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в его семье.
Если в семье выявлена проблема алкоголизма, токсикомании или наркомании несовершеннолетноего или взрослого члена семьи, специалисту желательно убедить клиента в необходимости пройти курс лечения и реабилитации, отказаться от прежней жизни, от старых друзей, сходить на консультацию к психологу или психотерапевту, наркологу.
Если наркоманом или токсикоманом является ребенок, то специалист обязан ориентировать семью обратиться к психологу для выяснения причин, которые привели несовершеннолетнего к этому, оказать содействие в его устройстве в наркологический диспансер для лечения, а затем реабилитации.
Планирование на тему: Психологическое сопровождение семей
2 этап Наиболее эффективная форма работы с семьей — это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет. На этом этапе происходит взаимодействие с различными службами и организациями:
Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно-практической деятельности родителей, направленной на формирование у детей определенных качеств, но и те, которые закладывает семейная микросфера, образ жизни семьи в целом.В настоящее же время увеличилось количество семьей переживающих кризис. Утрачено значительное число семейно-нравственных традиций, изменилось отношение родителей к детям. В этой ситуации неустойчивые семьи стали более нестабильными.А каждый новый виток экономического кризиса, выражающийся в росте цен, низкой заработной плате, закрытии предприятий приводит к ухудшению положения детей в таких семьях. Поэтому, перед образовательными учреждениями стоит задача – оказание социально-психолого-педагогической помощи семьям, оказавшимся в социально опасном положении и детям из этих семей.
Критерии и показатели для оценки неблагополучия семьи и социально опасного положения несовершеннолетнего
Использование критериев и показателей для оценки неблагополучия семьи и положения несовершеннолетнего начинается на этапе сбора предварительной информации, в ходе посещения семьи на дому, а также информации, полученной из учреждений здравоохранения, обращений родственников ребенка, соседей, иных граждан.
Дома ребенок питается некачественными продуктами или живет впроголодь. Продукты в доме появляются эпизодически, ребенок самостоятельно добывает пищу, вынужденно может питаться у соседей, воровать продукты. У ребенка имеются признаки истощения.
Ваш психолог
Объектом социальной работы специалистов Государственного учреждения социального обслуживания “Областной центр социальной помощи семье и детям” стала семья социального риска, где по объективным или субъективным причинам затруднено социальное функционирование. Это семьи беженцев или вынужденных переселенцев, малообеспеченнные, с избыточной иждевенческой нагрузкой, то есть многодетные или имеющие в своем составе инвалидов, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, неполные, семьи безработных.
Семья, находящаяся в социально опасном положении (далее “СОП”), семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Потенциальный риск может реализоваться в неблагоприятных для воспитания детей экономических и психологических условиях, конфликтах, алкогольной и наркотической зависимости членов семьи, жестоком обращении внутри нее, прежде всего по отношению к детям.
Одним из типичных вариантов поведения в социально неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семей, не способных к самостоятельному существованию,”выталкивание” детей на улицу, склонение или побуждение их к асоциальному образу жизни.
В семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорретных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.
Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях ( родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.) дома таких семей становятся “притонами”, где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т.д.
Технология работы с семьей включает в себя несколько этапов:
Перечисленные выше проблемы можно выявить на основе наблюдения, анализа документации и фактологической информации о семье по определенным показателям. Показатели и причины социальной дезадаптации семьи и несовершеннолетних рассмотрены в сводной таблице (Приложение 2).
Характеристика на семью в социально опасном положении
2.4. Совет по профилактике, рассмотрев представленные документы (социальный паспорт семьи, акт обследования, объяснительные записки и другие необходимые документы), принимает решение о постановке на учет и планирует основные направления работы с семьей.
— члены семьи злоупотребляют алкоголем, наркотиками, ведут антиобщественный образ жизни и тем самым отрицательно влияют на ребенка.
2.2. Решение о постановке на учет выносится Советом по профилактике правонарушений училища.
2.3. До принятия решения о постановке на учет социальный педагог, куратор группы (классный руководитель, мастер производственного обучения, тьютор) проводят подготовительную работу: посещают семью, беседуют с родителями (или лицами, их заменяющими), выясняют все аспекты возникших проблем, составляют социальный паспорт семьи.
Характеристика на семью в социально опасном положении
(ФИО обучающегося) обучающегося (йся) класса МОУ-ООШ с.Рюхов Унечского района, Брянской области
1. Домашний адрес:
Общая площадь кв.м., количество проживающих.
Место работы
2. Состав семьи.
(ФИО, год рождения)
3. Количество детей в семье:
4. Бытовые условия:
• благоустроенная квартира, благоустроенный дом, неблагоустроенный дом, ветхое строение (нужное подчеркнуть)
• Условия проживания: благоприятные, стесненные, неблагоприятные (нужное подчеркнуть)
• Количество комнат:
(указать, есть ли отдельная комната у ребёнка и наличие школьного уголка)
5. Санитарно-гигиенические условия семьи: (нужное подчеркнуть)
• Семья имеет всю необходимую мебель, бытовую технику и хорошие санитарно-гигиенические условия;
• Семья не имеет необходимую мебель, бытовую технику, но обеспечивает нормальные санитарно-гигиенические условия;
• Семья не обеспечивает нормальные бытовые и санитарно-гигиенические условш по объективным причинам (больные, престарелые родители, родственники) и нуждаются в помощи;
• Семья не обеспечивает нормальные бытовые и санитарно-гигиенические условия из-за аморального, безответственного поведения родителей (пьянство, неряшливость, пренебрежение родительскими обязанностями).
7.1. Социальный педагог после получения материалов о результатах оказанной помощи:
— вносит сформулированные должностными лицами конечные результаты в документ,
— осуществляет подготовку материалов к проведению СП: повестку дня, проект решения об эффективности и результатах оказанной социально-психологической и педагогической помощи,
— предоставляет на согласование заместителю директора по УВР оформленный документ о результатах проведенной помощи с приложением материалов, предоставленных должностными лицами, и проект решения заседания СП о результатах оказанной помощи и о ходатайстве в РОВД и КДН о снятии с учета семьи.
7.2. СП проводит заседание с оформлением протокола и решения с оценкой профессионального исполнения должностными лицами мероприятий по оказанию помощи и о направлении ходатайства в РОВД и КДН о снятии с учета семьи.
7.3. По окончании заседания СП за подписью руководителя ОУ направляется ходатайство в РОВД и КДН о снятии с учета с регистрацией в папке «Исходящие документы».
7.4. Социальный педагог в день получения от РОВД и КДН решения о снятии с учета вносит запись о снятии с учета семьи с указанием номера решения РОВД и КДН и даты в журнал учета «Список семей, находящихся в социально опасном положении, для оказания социально-психологической и педагогической помощи».
7.5. Если семья состояла только на внутришкольном учете, в случае разрешения всех проблем заместитель директора по УВР составляет справку, на основании которой директор пишет приказ о снятии с внутришкольного учета этой семьи.
Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении методическая разработка по теме
- Изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семей за помощью, изучение жалоб жителей (соседей).
- Первичное обследование жилищных условий неблагополучной (проблемной) семьи.
- Знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с детьми, оценка условий их жизни (сбор информации о семье и ближайшем её окружении).
- Знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов.
- Изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентаций (диагностика).
- Изучение личностных особенностей членов семьи.
- Составление карты семьи.
- Координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (ОДН ОМВД, КДН и ЗП, Совет профилактики при сельской администрации, отдел по вопросам семьи и детства, ГБУ СООКК Мостовский КЦСО «Эдельвейс», образовательные учреждения, дошкольные учреждения, центр социальной реабилитации детей и подростков, приюты, ЦЗН, отдел по делам молодежи и т.д.).
- Составление программы (плана) работы с неблагополучной семьёй.
- Текущие и контрольные посещения семьи.
- Выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.
Наиболее эффективная форма работы с семьей — это индивидуальная. К индивидуальным формам работы относятся: беседы с родителями, законными представителями, рекомендации и консультации, посещение семьи, анкетирование, диагностика, выявление и учет.
Семья, находящаяся в социально-опасном положении, как объект социальной работы
Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В зону социально-экономического и психолого-педагогического риска (а соответственно, пристального внимания социально-психологической службы школы) попадают семьи, утратившие стандартный статус полной, физически здоровой семьи по разным жизненным обстоятельствам. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной исходя из факторов, характеризующих стиль, формы и содержание семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие и поведение ребенка [7, с.25].
Программа работы с семьей социально опасного положения
Задачи:
- провести социально — целесообразную коррекцию с целью создания положительного микроклимата в семье;
- организовать просветительскую работу среди родителей;
- защитить права детей, воспитывающихся в семьях, которые находятся в социально опасном положении;
- создать условия для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.
Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию.
Доклад «Система сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении»
Анкетирование (для проведения уточняющей диагностики индивидуальных особенностей, стиля воспитания в семье, характере внутрисемейных отношений и т.д.) может проводиться как для отдельных клиентов, так и для всех членов семьи.
В нашей практике есть положительные результаты работы с семьями, находящимися в социально опасном положении. После длительной совместной работы специалистов и органов системы профилактики в семьях кардинально менялась ситуация: родители излечивались от алкоголизма, трудоустраивались, детям в семье стало уделяться достаточно внимания, в результате чего разрешались их школьные и поведенческие проблемы. Регулярный патронаж, социальный контроль служб системы профилактики позволили закрепить эти результаты и стали успешными методами профилактики.