Как влияет согласие прокурора о возбуждении уголовного дела на проивоздство неотложных следственных действия

Содержание

Получение согласия прокурора на возбуждение уголовного дела

Решение прокурора о возвращении материалов для дополнительной проверки выносится в виде мотивированного постановления. Оно означает временный отказ в даче согласия на возбуждение дела. Данное решение принимается лишь при одновременном наличии трех условий: 1) недостаточности оснований для возбуждения уголовного дела; 2) недоказанности обстоятельств, исключающих производство по делу (ст.24); 3) отсутствии неотложной ситуации. Если по делу уже были проведены следственные действия до получения согласия прокурора, то прокурор не может вернуть материалы для дополнительной проверки. При возвращении материалов органу дознания или следователю прокурор вправе дать им письменное указание (ст.37).

Процессуальный закон (ч.4 ст.146) устанавливает срок дополнительной проверки — до 5 суток. В целом первоначальная проверка сообщения о преступлении и дополнительная проверка не могут превышать 15 или 35 суток соответственно.

Неотложные следственные действия выполняются в срок не более десяти суток со дня возбуждения уголовного дела органом дознания

К почтово-телеграфным отправлениям относятся те их виды, в которых могут содержаться сведения и предметы, интересующие следствие. Таковы письма, почтовые открытки, телеграммы, телефонограммы, радиограммы, денежные переводы, посылки, бандероли. Пейджинговые и радиотелефонные сообщения контролируются в ином порядке, предусмотренном ст. 186 УПК. Аресту подлежат как исходящие от лица, так и поступающие к нему почтово-телеграфные отправления.

При производстве обыска после предъявления постановления следователь предлагает выдать объекты, имеющие значение для дела (орудия преступления, предметы и ценности, добытые преступным путем, и т. д.). Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе ограничиться изъятием выданного и не производить дальнейших поисков. В противном случае следователь приступает к производству обыска.

Особенности и возможности проведения процессуальных и следственных действий до принятия процессуального решения о возбуждении уголовного дела

3. В случае невозможности принятия решения в сроки, указанные в части 1 настоящей статьи, этот срок может быть продлен начальником следственного подразделения, а по материалам, находящимся в органе дознания или у прокурора, – прокурором до 1 месяца.

Глубокое исследование относимость обнаруженных следов, принадлежности их именно преступнику, а не другому лицу, является одним из важнейших условий объективности расследования, соблюдения социалистической законности при установлении виновного, одной из гарантий соблюдения прав советских граждан в уголовном судопроизводстве.

Курс уголовного процесса

Круг неотложных следственных действий законом не определен, т.е. действие признается неотложным не a priori (на основании его вида, процессуальной формы и т.п.), а исходя из обстоятельств конкретного уголовного дела. Скажем, допрос свидетеля в одном случае является неотложным, а в другом — признание его неотложным нельзя считать обоснованным 2 Это может повлечь даже признание доказательства недопустимым, так как следственное действие произведено некомпетентным лицом. (свидетель здоров, личность его известна, он никуда не собирается уезжать, полученные от него сведения не приведут к срочному раскрытию преступления и задержанию подозреваемого и т.п.). В то же время ясно, что, например, производство судебной экспертизы или допрос обвиняемого неотложными быть не могут, так как требуют немало времени и соответствующей инфраструктуры (экспертиза) или, допустим, предварительного привлечения в качестве обвиняемого, которое в порядке «неотложных следственных действий» произвести нельзя. Чаще всего речь идет об осмотре места происшествия, осмотре трупа, освидетельствовании и т.п.

Это интересно:  Административная преюдиция в уголовном праве это

Поэтому законодатель предусматривает иную возможность: орган расследования, выявивший преступление, которое ему не подследственно, самостоятельно возбуждает уголовное дело, производит неотложные следственные действия, после чего передает уголовное дело компетентному органу расследования незамедлительно по его прибытии 1 Положения ч. 3 ст. 157 и ч. 5 ст. 152 УПК РФ, обязывающие передавать уголовное дело руководителю следственного органа или прокурору, весьма неудачны. Во-первых, между самими этими нормами имеется неразрешимое и необъяснимое противоречие: ч. 3 ст. 157 УПК РФ обязывает орган дознания передавать уголовное дело руководителю следственного органа, а ч. 5 ст. 152 УПК РФ — прокурору. Во-вторых, смысл института неотложных следственных действий связан с невозможностью немедленного прибытия следователя по объективным причинам, прежде всего в силу его физической удаленности от места обнаружения преступления. Откуда тогда там возьмется руководитель следственного органа или прокурор? Представляется, что последние должны незамедлительно уведомляться о начале расследования и производстве неотложных следственных действий, сами материалы должны передаваться непосредственно направленному руководителем следственного органа следователю после его прибытия на место. , причем в любом случае не позднее 10 суток с момента возбуждения уголовного дела. Чаще всего с подобной ситуацией сталкиваются органы дознания по делам, по которым обязательно предварительное следствие, поскольку органы дознания (в лице прежде всего органов внутренних дел) наиболее приближены к населению и осуществляют поддержание общественного порядка, сталкиваясь с проявлениями самых разнообразных преступлений, иногда им подследственных, но часто — не подследственных. Кроме того, функции дознания возлагаются на некоторых лиц, вовсе не относящихся к числу правоохранительных органов (капитаны морских судов, находящихся в дальнем плавании, руководители геолого-разведочных партий и т.п. — см. ч. 3 ст. 40 УПК РФ), именно потому, что они иногда сталкиваются с преступлениями в отсутствие других представителей властей, в силу чего должны возбудить уголовное дело и совершить неотложные следственные действия до прибытия компетентных органов расследования.

Прокурор в стадии возбуждении уголовного дела

Однако принимаемые попытки преодолеть эти обстоятельства до сих пор оказываются недостаточными и потому, как представляется, безуспешными. Необходимо дальнейшее глубокое исследование причин данного явления с учётом изменившихся условий деятельности органов дознания и предварительного следствия и разработки на этой основе путей его искоренения. При этом использование средств прокурорского надзора для выявления и устранения нарушений закона, связанных с укрытием преступлений от учёта, не должно ослабевать.

Между тем вынесенное по результатам такой проверки процессуальное решение самым непосредственным образом затрагивает жизненно важные права и законные интересы лица, в отношении которого может быть возбуждено уголовное дело. Принятие такого решения означает придание ему процессуального статуса подозреваемого со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными для лица правовыми последствиями, чего при получении предварительного объяснения от него по существу поступившего сообщения могло не произойти.

Действия прокуратуры на стадии возбуждения уголовного дела

Отказ в приеме сообщения о преступлении выступает как бездействие следователя (дознавателя), прокурора и поэтому подобный отказ может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном ст. ст.124, 125 УПК.

Прокурор имеет право принимать одно из предусмотренных законодателем на данной стадии решений – решать вопрос о передаче сообщения по подследственности в соответствии с предоставленными полномочиями прокурору – п. п.11, 12 ч.2 ст.37 УПК РФ, п. п.7, 8 ч.3 ст.151 УПК РФ.

Как влияет согласие прокурора о возбуждении уголовного дела на проивоздство неотложных следственных действия

Во-первых, с какого момента считать уголовное дело возбужденным: либо с момента вынесения следователем (дознавателем) постановления о возбуждении дела, либо с момента получения на это согласия прокурора? Например, Ф. Багаутдинов[5] и В. Исаенко[6] полагают, что уголовное дело считается возбужденным с момента получения согласия прокурора. Другая точка зрения у составителя комментария к УПК РФ профессора А. Рыжакова,[7] который считает, что дело возбуждено с момента принятия соответствующего решения следователем (дознавателем).

Что касается прокуроров и их товарищей, то им не предоставлялось право предварительного следствия. Они могли дать «только предложения о том судебным следователям» и «наблюдать» за производством следствия. Закон не предусматривал также требования о вынесении постановления о возбуждении дела и в тех случаях, когда производство начиналось судебным следователем. Не требовалось и вынесение постановления об отказе в возбуждении. «Если судебный следователь, – говорилось в ст. 309 УУС, – в сообщении полицейских или других присутственных мест и должностных лиц не найдет достаточных оснований к производству следствия, то немедленно сообщает о том прокурору или его товарищу».

Это интересно:  Сколько положено возвращать за садик если мама рабоьает в садике за двоих детей

Следственные действия до возбуждения уголовного дела: какие проводятся

Свойства и признаки, о которых говорит закон, связаны друг с другом. Через признаки обнаруживаются свойства, то есть качественные состояния предмета наблюдения, находящиеся в динамике или статике и показывающие его отличия от других предметов или общность с другими предметами. При освидетельствовании можно установить и то, и другое. Выявляются специфические черты внешнего облика, речи, походки или иных обычных движений. В других случаях может быть обнаружено тождество между размерами телесного повреждения и размерами ударной части предмета, которым оно нанесено. Обнаружение свойств и признаков — общее требование, предъявляемое к освидетельствованию. Обнаруженные в ходе освидетельствования свойства и признаки необходимо отразить в описаниях, измерениях, зарисовках, фотографиях, если это возможно.

Раздел 7 УПК РФ закрепляет порядок возбуждения уголовного дела: при наличии повода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, орган дознания, дознаватель, руководитель следственного органа, следователь в пределах компетенции, установленной УПК РФ, возбуждают уголовное дело, о чем выносится соответствующее постановление (ч. 1 ст. 146 УПК).

Неотложные следственные действия — это

Необходимость в выполнении органом дознания неотложных следственных действий возникает в случаях, когда у следователя отсутствует возможность своевременно начать расследование. На практике нередки ситуации, когда служащий возбуждает неподследственное ему дело. В таких случаях он также осуществляет неотложные следственные действия. По УПК РФ, после их выполнения следователь должен передать дело прокурору. Тот, в свою очередь, обязан направить материалы по подследственности.

«При выявлении признаков преступления, выполнение предварительного следствия по которому обязательно, органом дознания по правилам, закрепленным ст. 146 УПК, возбуждается дело и производятся неотложные действия. В качестве них допускаются следственные мероприятия, предусмотренные пунктами 4-9 и 11 2-й части 29-й статьи, ст. 181, 191-194 Кодекса».

Права прокурора на стадии возбуждения уголовного дела

Это утверждение, на наш взгляд, представляется весьма спорным. Как можно увидеть какое-то положительное значение нового закона, когда по нему правовое положение прокурора законодателем сведено до положения обычного заявителя, просителя? На наш взгляд, правильную позицию в этом вопросе занимает М. Аширбекова, которая пишет: «Исходя из природы прокурорской власти, думается, что рассматриваемое постановление не может пониматься в значении повода» .

В этом случае постановление о возбуждении уголовного дела передается прокурору незамедлительно при появлении для этого реальной возможности. В случае если прокурор признает постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, он вправе в срок не позднее 24 часов с момента получения материалов отменить постановление о возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление (ч. 4 ст. 146 УПК в новой редакции).

Как влияет согласие прокурора о возбуждении уголовного дела на проивоздство неотложных следственных действия

Также изменились уголовно-процессуальные сроки, в соответствии чс изменениями в ст.223 УПК, общий срок производства предварительного расследования в форме дознания увеличивается до 30 суток (ранее был срок в 20 суток) с возможностью его продления прокурором ещё на 30 суток (ранее он мог продлить не более чем на 10 суток). В исключительных случаях срок производства дознания может быть продлен прокурором соответствующего уровня до 6 и 12 месяцев.

Эта позиция подвергалась обстоятельной критике. Так, В.М. Савицкий указывал, что любая попытка поставить надзор и руководство предварительным следствием на одну плоскость, а затем провести грань между ними, заранее обречена на неудачу. «Ошибка тех, кто рассматривает обязанности прокурора в стадии предварительного следствия как осуществления им функций надзора наряду с функцией руководства, состоит в том, что при такой трактовке деятельности прокурора игнорируется специфические особенности этой отрасли надзора. Здесь надзор не может быть сведен к одному лишь наблюдению за исполнением законов. Уголовно-процессуальное законодательство не устанавливает каких-либо особенностей в регламентации прокурорского надзора в зависимости от ведомственной принадлежности следственных органов. Это обстоятельство не может лишать прокурора полномочий по руководству следствием в органах внутренних дел. Как справедливо указывает В.М. Савицкий, решение вопроса о процессуальном руководстве деятельностью следователя нельзя ставить в зависимость от его административной подчиненности. Необходимо исходить только из характера и содержания полномочий, которыми закон наделил прокурора. А так как эти полномочия реализуются, как уже было сказано, в форме процессуального руководства следствием, вывод может быть только один: в отношении следователей органов внутренних дел прокурор осуществляет процессуальное руководство так же, как он делает это применительно к следователям прокуратуры.

Это интересно:  Допущена ошибка в октмо на доходы физических лиц 2022

Особенности возбуждения уголовного дела

  • • заявления о преступлении как граждан России, так и самих иностранных граждан;
  • • явка с повинной;
  • • сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
  • • постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

В ситуации, когда лицо, совершившее преступление, не установлено, необходимо провести осмотр места происшествия, а также допросить потерпевшего, свидетелей, провести необходимые первоначальные следственные действия, к числу которых, в зависимости от обстоятельств дела, могут относиться освидетельствование потерпевшего, получение образцов для сравнительного исследования.

Надзор прокурора в стадии возбуждения уголовного дела

Полнота расследования обеспечивается, в частности, и правильным решением об объединении и выделении дел в отдельное производство (ст. 26 УПК). объединение и выделение дел должны служить наиболее полному и всестороннему расследованию.

Неполнота следствия, если оно не может восполнено в суде, влечет за собой возвращение дела на дополнительное расследование, а если по делу был вынесен обвинительный приговор, — к отмене его.

Процесс возбуждения уголовного дела

Признав постановление органа дознания и дознавателя об отказе в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор отменяет его и направляет соответствующее постановление начальнику органа дознания со своими указаниями.

Первой стадией российского уголовного процесса является возбуждение уголовного дела. В соответствии со ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса дознаватель, орган дознания, следователь обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять по нему решение в срок не позднее трех суток со дня поступления указанного сообщения.

ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА КАК СТАДИЯ УГОЛОВНОГО ПРОЦЕССА

О смерти подозреваемого или обвиняемого, содержащегося под стражей, незамедлительно информируется прокурор, а также лицо или орган, в чьем производстве находится уголовное дело 77 . При прекращении дела в отношении умершего обвиняемого или подозреваемого остается неясным вопрос о судьбе имущества, которое при совершении корыстного преступления могло быть им похищено. В таких случаях заинтересованные лица вправе предъявить иск в порядке гражданского судопроизводства об истребовании имущества из чужого незаконного владения и о возврате неосновательного обогащения ст. 301 Гражданского кодекса Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ 78 . Если после вступления в силу обвинительного приговора выявляется, что единственный обвиняемый по данному делу умер в период судебного разбирательства или после провозглашения приговора, но до его вступления в силу, постановленный по делу приговор, а также решения суда апелляционной и (или) кассационной инстанций (если дело ими рассматривалось) подлежат отмене в надзорном порядке с прекращением дела 79 .

Значимость вызвана тем, что данная стадия уголовного процесса подверглась изменениям. С момента вступления УПК РФ в законную силу в нормы, регламентирующие процедуру возбуждения уголовного дела и деятельность следователя, дознавателя, органа дознания и руководителя следственного органа, 9 раз законами вносились изменения и дополнения.

Какие следственные действия следователь может проводить до возбуждения дела

Вторая группа лиц имеет законные основания находиться при реализации любого следственного мероприятия, если оно направлено на опекаемых по закону (родители) или по договору (защитники). Так, родитель, опекун или попечитель всегда находится рядом, когда следственные мероприятия затрагивают несовершеннолетних лиц.

Обособлено указано требование о неукоснительном соблюдении принципа гуманности, то есть недопустимости использования насильственных методов, запугивания участников процесса.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru