Работник Из Киргизии В 2022 Году Ндфл

О ставке НДФЛ с доходов граждан государств — членов ЕАЭС, работающих в РФ по найму

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письма по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации — граждан государств — членов Евразийского экономического союза и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.

Статьей 73 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее — Договор) предусмотрено, что в случае, если одно государство — член Евразийского экономического союза в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена.

Согласно пункту 3 статьи 224 Кодекса налоговая ставка устанавливается в размере 30 процентов в отношении всех доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за исключением доходов, указанных в пункте 3 статьи 224 Кодекса.

Таким образом, с учетом положений статьи 73 Договора и пункта 1 статьи 224Кодекса доходы в связи с работой по найму, осуществляемой в Российской Федерации гражданами государств — членов Евразийского экономического союза, подлежат обложению налогом на доходы физических лиц с применением налоговой ставки 13 процентов начиная с первого дня их работы на территории Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба направляет для сведения и использования в работе письмо Департамента налоговой и таможенной политики Министерства финансов Российской Федерации от 18.02.2022 N 03-04-07/11392 по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц доходов сотрудников организации — граждан государств — членов Евразийского экономического союза.

При оформлении приема на работу в программе «1С:Зарплата и управление персоналом 8» редакции 3 в карточке сотрудника по ссылке Личные данные в поле Гражданство страны следует выбрать БЕЛАРУСЬ. До конца года остается менее 183 дней, и А.М. Клубника в налоговом периоде 2022 года не получит статуса резидента и, следовательно, не получит стандартных налоговых вычетов по НДФЛ. С первого дня работы для расчета НДФЛ применяется ставка 13% в соответствии со статьей 73 Договора о ЕАЭС. Для корректного расчета в карточке сотрудника по ссылке Налог на доходы в поле Статус следует выбрать Гражданин страны — участника Договора о ЕАЭС (рис. 1).

Статья 73 «Налогообложение доходов физических лиц» Договора о ЕАЭС предусматривает особое правило, в соответствии с которым в странах — участниках ЕАЭС (Беларуси, Казахстане, Армении, Киргизии и РФ) доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для граждан государства, в котором работают по найму граждане других государств ЕАЭС.

Для граждан, приехавших в РФ после 02.07.2022 (183-й день года), уже не будет возможности стать налоговым резидентом в текущем налоговом периоде, так как в году остается менее 183 дней. С первого дня работы к их доходам нельзя применять ставку 30% — это нарушит требования международного договора, а по состоянию на конец налогового периода ставка 13% будет противоречить требованиям Минфина. Вдобавок следует учитывать невозможность предвидеть будущее: у работодателя нет информации, будет ли этот сотрудник работать у него в конце налогового периода и чьей ответственностью станет определение налогового статуса на конец налогового периода.

Часть 4 статьи 15 Конституции РФ устанавливает безусловный приоритет международных норм над нормами национального законодательства нашей страны. Это касается как налоговых правоотношений, так и социального страхования. К примеру, если международная норма статьи 73 Договора о ЕАЭС противоречит внутреннему закону РФ — статье 207 НК РФ, то применяться должны именно международные правила. Ставку НДФЛ 13% следует применять к доходам резидентов ЕАЭС, полученным с первого дня работы в РФ по найму. Можно отнести к работе по найму работы по трудовым и гражданско-правовым договорам в соответствии со статьей 96 Договора о ЕАЭС и статьей 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Минфин России и ФНС России настаивают на необходимости уточнения окончательного статуса физлица по итогам календарного года и пересчете налога по иной ставке при приобретении статуса налогового резидента и при утере этого статуса (см. письма Минфина России от 22.04.2022 № 03-04-06/23366, от 19.03.2013 № 03-04-06/8402, от 28.03.2012 № 03-04-06/6-81, от 28.10.2011 № 03-04-06/6-293, ФНС России от 22.10.2012 № АС-3-3/3797@, от 14.08.2012 № ЕД-3-3/2898@). Одновременно Налоговый кодекс РФ не содержит норм, которые требуют в конце года определять налоговый статус физлица и пересчитывать в связи с этим ранее исчисленный НДФЛ.

  1. Заработанная плата облагается НДФЛ по ставке 13% без присвоения статуса налогового резидента.
  2. Доходы освобождены от социальных взносов на пенсионное страхование, только до получения вида на жительство.
  3. Остальные доходы, уменьшатся на 15, 30% в зависимости от вида поступлений.

Иностранный гражданин–нерезидент начинает свою трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании разрешения. К нему применима ставка НДФЛ в размере 30% от заработной платы, т.к. суммарное количество дней пребывания в России менее 183 дней. Ставка НДФЛ для нерезидентов, работающих на основании патента, составляет 13%.

Российское законодательство не запрещает иностранным гражданам трудоустраиваться в нашей стране. Иностранный специалист может приехать в Россию по приглашению работодателя. Либо по прибытию в страну начать поиски вакансий, это преимущественно для жителей СНГ и других государств, с кем налажен безвизовый режим. Для достаточно оформить трудовой патент и путем уплаты авансовых платежей по НДФЛ продлевать его действие и тем самым свое законное пребывание в России (на один год), без посещения ФМС.

Для граждан из стран ЕАЭС предусмотрен упрощенный порядок во всем. Не нужно легализовывать документы о получении специальности. Порядок трудоустройство для лиц из Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии приближены применительно к россиянам, но тем не менее, они остаются иностранными гражданами, т.е. работодатель должен уведомить налоговые органы и миграционные службы о заключении трудовых отношений с иностранцами.

Официальное трудоустройство можно подтвердить подписанным трудовым договором, это касается и иностранных граждан. Трудовой кодекс РФ гарантирует иностранным специалистам, возможность требовать от работодателя заключение контракта без срока ограничения его действия. Договор теряет свою силу, по истечении действия разрешения на работу или патента. Однако, трудовое законодательство предполагает лишь на период продления или переоформления документов, отстранение от работы.

  • обратиться в центр занятости населения для поиска работников. Так нужно сделать, чтобы потом инспекторы подтвердили целесообразность найма иностранцев вместо россиян;
  • получить разрешение от территориального отдела ГУ МВД по вопросам миграции. Для этого подается заявление из Приложения № 1 к Приказу МВД от 19.06.2022 г. № 392. Решение о выдаче разрешения или отказа в нем принимается госорганами не позже 30 календарных дней с момента поступления заявления. Компания получает уведомление в течение 3-х дней с даты принятия соответствующего решения.

При трудоустройстве иностранца на работу в 2022 году требуется соблюдать особые правила. В частности, нужно проверить, должен ли иностранный работник подтверждать, что знает русский язык. Кроме того, требуется определиться с тем, нужно ли получать разрешение на наем иностранца.

  • временно проживающий — лицо, получившее разрешение на временное проживание в России (срок действия — 3 года);
  • постоянно проживающий — лицо, получившее вид на жительство;
  • временно пребывающий — лицо, не имеющее разрешения на временное проживание или вида на жительство. Иностранец в данном случае находится в РФ на основании визы или является лицом без гражданства.

Иностранный гражданин подтверждает свою личность паспортом или иным документом на основании законодательства или подписанного международного соглашения. Физлицо без гражданства подтверждает свою личность через разрешение на временное пребывание, которое оформлено как отдельный документ или как вид на жительство.

  • миграционная карта — предусмотрена для временно пребывающего в РФ (если другие правила не предусмотрены международным договором). В документе указывается дата его выдачи и срок пребывания мигранта в РФ. Когда указанный срок документа закончится, иностранный гражданин может его продлить. Также он имеет возможность оформить разрешение на временное проживание или вид на жительство;
  • разрешение на работу или патент — они нужны иностранным гражданам для того, чтобы устраиваться на работу и платить авансы по НДФЛ. Если иностранец является временно пребывающим в безвизовом порядке, то он оформляет патент вместо разрешения на работу. Гражданам из ЕАЭС патенты оформлять не нужно. Кроме того, разрешение на работу не требуется оформлять временно или постоянно проживающим в РФ иностранцам;
  • разрешение на временное проживание — при получении такого документа иностранец может жить и работать в РФ в течение 3-х лет. Такое разрешение представляет собой — штамп в документе, удостоверяющем личность. Если его нет — в виде отдельного документа;
  • вид на жительство — при проживании в РФ в течение одного года иностранец вправе подать заявление на выдачу вида на жительство. Этот документ для лица без гражданства является для него одновременно и документом, на основании которого удостоверяется личность. По виду на жительство иностранный гражданин может въезжать в РФ и выезжать за ее пределы.

Разъяснено, как облагаются НДФЛ доходы граждан государств – членов ЕАЭС

Однако при этом следует учесть, что такие работники могут воспользоваться налоговыми вычетами по НДФЛ только после того, как приобретут статус налогового резидента. А именно, напомним, им нужно фактически находиться на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев (п. 2 ст. 207 Налогового кодекса).

Это интересно:  Поправки В Уголовном Кодексе Рф 2022

Если граждане государств – членов ЕАЭС работают по найму в России, то с первого дня работы их доходы облагаются НДФЛ по ставке 13%. Имеется в виду выполнение обязанностей как по трудовым, так и по гражданско-правовым договорам. Дело в том, что в соответствии со ст. 73 Договора о Евразийском экономическом союзе указанные доходы должны облагаться по ставкам, предусмотренным для физлиц-налоговых резидентов той страны, где работает гражданин государства – члена ЕАЭС (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 15 июня 2022 г. № 03-04-05/40970).

Но при этом если работники из указанных государств не являются налоговыми резидентами, а их доходы не связаны с работой по найму, то применяется налоговая ставка в размере 30% в соответствии с п. 3 ст. 224 НК РФ. Речь идет, например, о доходах социального характера, а также о тех, которые не считаются оплатой труда и не зависят от условий выполнения трудовой деятельности (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 14 мая 2022 г. № 03-04-06/32214).

Как заполнять поле «Статус налогоплательщика» в справке 2-НДФЛ в отношении иностранных работников – граждан государств – членов ЕАЭС? Узнайте ответ из материала «НДФЛ с доходов работников – граждан ЕАЭС (Белоруссии, Армении, Казахстана, Киргизии)» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» в интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Наниматель в момент выплаты иностранному сотруднику заработной платы и исчисления суммы налога на доходы физлиц, может учесть авансовый платеж, совершенный его работником при оформлении/продлении патента и уменьшить размер НДФЛ. При этом учитывается исключительно авансовый платеж, который был уплачен мигрантом в течение срока действия патента, относящегося к текущему календарному году, т.е. текущему налоговому периоду. Об этом говорится в ст. 216 НК РФ, п. 6 ст. 227.1 НК РФ, в Письме ФНС России от 16 марта 2022 № 3Н-4-11/4105.

Исчисление и уплата в бюджет налога на доходы (НДФЛ) иностранных граждан производится в соответствии с указаниями ст. 227.1 НК РФ. В пунктах 2 и 3 данной статьи говорится о том, что мигрант производит уплату авансовых платежей за период действия выданного ему патента в сумме 1200 рублей в месяц. Размер платежа корректируется с учетом следующих коэффициентов:

Иностранные граждане нередко приезжают в Россию на заработки. Если въезд в страну осуществляется в визовом режиме, для официального трудоустройства понадобится оформить разрешение на работу. А для тех, кто пересек границу РФ в безвизовом режиме, предусматривается получение патента. В обоих случаях работодатель обязан удерживать НДФЛ с заработной платы иностранца, как если бы на него работал россиянин. Предлагаем выяснить, как удержать НДФЛ с иностранных работников в 2022 году (работающих по патенту).

Работодателю (и его бухгалтеру, в частности) необходимо учитывать тот факт, что патент имеет ограниченный срок действия, который тем больше, чем за более длительный период иностранец уплатил фиксированный авансовый платеж по НДФЛ (п. 5 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ, п. 2 ст. 227.1 НК РФ). Уплата производится пропорционально полным месяцам. А величина платежа варьируется в зависимости от субъекта РФ, на территории которого иностранец оформляет документ и собирается трудоустраиваться (п. 3 ст. 227.1 НК РФ).

Рассмотрим особый случай. Допустим, иностранец оформил патент впервые в 2022 году, внес авансовый платеж с принятием во внимание коэффициента-дефлятора, который действовал на протяжении 2022 года. Затем МВД продлевает патент до 01.01.2022 г., и срок действия документа истекает в 2022 году. Получается, что время действия патента относится к разным налоговым периодам. В таком случае применяется дефлятор, который действовал на момент внесения авансового платежа. Проводить перерасчет сумм фиксированных авансовых платежей не нужно. См. Письмо ФНС от 22 января 2022 № ГД-4-11/926@.

Для граждан из стран ЕАЭС предусмотрен упрощенный порядок во всем. Не нужно легализовывать документы о получении специальности. Порядок трудоустройство для лиц из Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии приближены применительно к россиянам, но тем не менее, они остаются иностранными гражданами, т.е. работодатель должен уведомить налоговые органы и миграционные службы о заключении трудовых отношений с иностранцами.

  1. Заработанная плата облагается НДФЛ по ставке 13% без присвоения статуса налогового резидента.
  2. Доходы освобождены от социальных взносов на пенсионное страхование, только до получения вида на жительство.
  3. Остальные доходы, уменьшатся на 15, 30% в зависимости от вида поступлений.

Нерезиденты не могут пользоваться налоговыми вычетами, такая возможность только у тех, кто пребывал на территории России 183 и более дней за предшествующий год и получил статус резидента. Посчитать количество дней можно, основываясь на данных загранпаспорта с визовыми отметками.

Налогом облагаются доходы всех иностранных граждан вне зависимости от миграционного статуса (п.1 ст. 207 НК РФ). Работодатель является налоговым агентом, который исчисляет и удерживает НДФЛ в бюджет. Для определения размера ставки НДФЛ необходимо разобраться, является ли он налоговым резидентом, т.е. нахождение на территории Российской Федерации не менее 183 дней в течение последних 12 месяцев.

Поскольку именно работодатель платит за своих работников страховые взносы, а также выступает налоговым агентом физлица по подоходному налогу, важно знать необходимые ставки, которые не всегда бывает просто найти в их многообразии. Рассмотрим все возможные варианты.

  1. Подоходный. Налоговая ставка подоходного налога исчисляется исходя из получаемой заработной платы:
  • Если оклад выше пятидесятикратного минимального оклада, то резидент платит 20 процентов.
  • Если же оклад менее вышеуказанной суммы, то гражданину потребуется заплатить всего 10% от своего дохода.
  1. Налог на прибыль. Этот налог обязаны платить все юридические лица. Налоговая ставка равняется 10 процентам. Если резидент Киргизской Республики получает дивиденды, то он платит всего 10%, а если его прибыль зависит от процентного соотношения, то налоговая ставка опускается до 5 процентов. Юридические лица, которые являются инвалидами 1 и 2 группы освобождаются от уплаты сбора.
  2. Налог на добавленную стоимость (НДС). Это один из главных налогов для киргизского государственного бюджета. Он составляет почти половину государственной казны. Налоговая ставка по этому налогу равна 20 процентам. Стоит заметить, что НДС не платится при экспорте товара. Исключение касается лишь экспорта золота.
  3. Акцизный налог.
  4. Земельный.
  5. Налог на использование автомобильных дорог.

Из-за дефицита туристов, замедления развития промышленности страна перестала быть привлекательной для иностранных граждан. С каждым годом всё больше киргизов уезжают из своего родного государства в иностранные республики с целью трудоустройства и заработка денег.

  1. Финансист, экономист, сотрудник банковской сферы. В 2022 году представители этих профессий в среднем получали по 28500 сом. Максимальная заработная плата таких специалистов достигает отметки в 90 тысяч.
  2. Программисты в этой стране в среднем получают 24700 сом. Максимальная заработная плата у них 120 тысяч.
  3. Сотрудники тепловой, газовой, электрической сферы получают по 21 тысяче сом.
  4. Технические специальности. Сотрудники этой области могут рассчитывать на плату в размере 25 тысяч сом. Максимальная заработная палата таких сотрудников достигает отметки в 50 тысяч.
  5. Бухгалтер получает в пределах от 25 до 82 тысяч сом.
  6. Риелторы, специалисты по недвижимости зарабатывают в среднем от 21 до 85 тысяч.
  7. Маркетологи ежемесячно получают оклад в 30 тысяч сом.
  8. Шеф-повара являются весьма востребованными на территории Киргизкой Республики. Их плата варьируется от рабочего графика, опыта работы и направленности. В среднем опытные шеф-повара получают не менее 40 тысяч в месяц.

Киргизия является одной из стран, которые ранее входили в Союз Советских Социалистических Республик. На сегодня это государство признано одним из самых бедных среди стран бывшего СССР. Об этом свидетельствуют зарплаты, пенсии, уровень жизни Киргизии и уровень внутреннего валового продукта страны.

Киргизская Республика стоит на последнем месте по развитию среди стран бывшего СССР. Средняя зарплата в этой республике за 2022 год составляет 233 USD, в то время как в соседней России этот показатель уже давно превысил отметку в 900 USD. Если сравнить Казахстан и Киргизскую Республику, то можно сказать, что средний месячный оклад гражданина Казахстана превышает на 480 USD среднюю месячную зарплату киргиза.

  1. Не учитывается положенная государством допустимая доля рабочих иностранных государств (такие ограничения устанавливаются ежегодно на государственном уровне).
  2. Нет необходимости в получении специального разрешения для приема на работу или патента для трудоустройства в России (для граждан других стран эта процедура является обязательной).
  3. Работодателями признаются все документы об образовании (специальных процедур их подтверждения не требуется).

В данную миграционную службу иностранному гражданину за получением патента нужно обратиться в тридцатидневный срок пребывания в России. В противном случае, то есть в результате несвоевременного обращения в ФМС, иностранный гражданин вынужден будет заплатить денежный штраф.

В том числе действие Евразийского экономического союза должно обеспечивать и свободное передвижение всех граждан стран-членов по его территории. Такие решения и соответствующие действия в обязательном порядке согласовываются на правительственном уровне. В дальнейшем это должно привести к общему рынку трудовых ресурсов, единому образовательному пространству, общей сфере здравоохранения и т. д.

Такой официальный документ, как Договор о Евразийском экономическом союзе не мог не уточнить момент о трудоустройстве граждан из государств-членов ЕвразЭС. Этот вопрос раскрывается в 97-й статье этого Договора. В ней говорится о том, что для трудящихся на территории России таких граждан (в том числе и из Киргизии) специальное разрешение не нужно. Такая позиция нашего правительства основывается на приоритетности, описываемой в правилах известного международного Договора. Прием на работу в нашем государстве граждан стран ЕвразЭС (Беларуси, Киргизии, Казахстана, Армении) регламентируется нормами Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Процедура уведомления в местные территориальные органы ФМС должна проводиться в течение трехдневного срока, после того, как был осуществлен приемна работу иностранца. В случае нарушения этих обязанностей, российский работодатель может понести административное наказание в виде денежного штрафа.

Российская организация, выплачивающая доход иностранному гражданину, должна исчислить НДФЛ, удержать его и перечислить в бюджет (ст. 226 НК РФ). В общем случае по доходам нерезидентов предусмотрена ставка НДФЛ 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ). Однако в настоящее время действует Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, заключенный между Российской Федерацией и Республиками Беларусь, Казахстан, Армения и Киргизия. По правилам ст. 73 этого Договора доход граждан – налоговых резидентов Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии с первого дня работы по найму в России облагается НДФЛ по ставке 13%.

Если в конце года гражданин ЕАЭС не приобрел статус налогового резидента РФ (находился в РФ менее 183 дней), то полученные им доходы с начала налогового периода должны облагаться по ставке 30%. В такой ситуации работодателю на 31 декабря следует самостоятельно пересчитать налог по ставке 30% вместо 13% с начала календарного года (без предоставления налоговых вычетов). Такой порядок применяется, даже если сотрудник получит статус резидента в начале января следующего года.

Исключение составляют лишь граждане стран — участников ЕАЭС. Им страховые взносы начисляются по тарифам, установленным для граждан России. При этом статус иностранных граждан (временно пребывающих, временно или постоянно проживающих) значения не имеет.

  1. Доходы облагаются по ставке 13% или 15% с зачётом фиксированных авансовых платежей НДФЛ вне зависимости от того, являются иностранные граждане налоговыми резидентами РФ или нет.
  2. Если иностранные граждане вносили авансовые платежи НДФЛ ежемесячно, а не вперёд, после получения РВП их можно не вносить. Поскольку временно пребывающие граждане приобретают статус временно проживающих, патент им не нужен. Напомним, что по п. 1 ст. 2 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ патент является документом, подтверждающим право иностранных граждан, временно пребывающих в РФ в безвизовом порядке, осуществлять трудовую деятельность.
  3. Если фиксированные авансовые платежи не вносятся, действие патента заканчивается (п. 5 ст. 13.3 ФЗ от 25.07.2002 № 115-ФЗ).
  4. Когда патент прекращает действовать, налоговые ставки зависят от того, является ли иностранный гражданин резидентом РФ – 13% (15%) или 30%.

Ст. 207 НК РФ устанавливает, что налоговыми резидентами признаются иностранные граждане, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, которые могут приходиться на разные календарные годы. Минфин РФ в письме от 22.01.2022 № 03-04-05/3343 отмечает, что наличие статуса налоговых резидентов РФ определяется на каждую дату получения ими дохода.

  • взносы на ОПС22% с выплат, не превышающих предельную величину базы, и 10% с выплат, её превышающих
  • взносы в ФСС по временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 2,9% с выплат, не превышающих предельную величину базы, выплаты сверх предельной величины базы взносами не облагаются
  • взносы на ОМС5,1%.
  • взносы на ОПС составляют 22% с выплат, не превышающих предельную величину базы, и 10% с выплат, её превышающих
  • взносы в ФСС по временной нетрудоспособности составляют 1,8%
  • взносы на ОМС начислять не нужно

На суммы, которые физлицо должно вернуть в бюджет, начисляются проценты по ставке рефинансирования ЦБ в период пользования бюджетными средствами. Это происходит с даты поступления денег на счет или даты решения о зачете до даты принятия решения об отмене вычета.

Срок проверки заявления на вычеты могут продлить до 3-х месяцев, если до её окончания налоговый орган установит признаки, указывающие на возможное нарушение налогового законодательства. Такое решение будет отражено в личном кабинете в течение 3-х дней с даты принятия.

Заявление заполняют и отправляют через личный кабинет налогоплательщика по формату, который утверждает ФНС России.
О самой возможности получения вычета в упрощенном порядке укажет автоматически предзаполненное заявление на вычет в личном кабинете на сайте ФНС, сформированное по итогам 20-дневной проверки полученных от банка сведений. Там же можно отследить процесс получения вычета – с момента подписания предзаполненного заявления до возврата НДФЛ.

Срок рассмотрения заявления – 30 календарных дней со дня подачи. В этом же срок налоговая сообщает через ЛК о результатах рассмотрения, а также сама предоставляет налоговому агенту (а не плательщику, как до 2022 года) подтверждение права физлица (работника) на получение соцвычетов. Естественно, возможен и отрицательный исход, когда выявлено отсутствие права на такой вычет.

Основное изменение в том, что при обращении физлица с письменным заявлением к работодателю (налоговому агенту) подтверждение права на получение имущественных и социальных вычетов приходит сразу налоговому агенту, а не сначала работнику. Так, конечно, более логично и быстрее.

Аналогичные штрафные санкции (800 тыс. и 1 млн. руб.) грозят работодателю, который не получил разрешение о привлечении на работу иностранных сотрудников, или вовремя не уведомил органы МВД о приеме на работу мигранта. В этих случаях также возможна приостановка деятельности на 90 суток (ч. 2, 3 и 4 ст. 18.15 КоАП РФ).

В некоторых случаях (в частности, при приеме на работу высококвалифицированных специалистов) к оформлению разрешения на работу для кандидата должен подключиться работодатель. А при трудоустройстве иностранцев из «визовых» стран работодателю надо самому предварительно получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников.

Отдельное наказание установлено для работодателей, которые нарушили правила Трудового кодекса, регулирующие трудоустройство иностранных граждан. Так, за прием на работу мигранта без полиса ДМС (если это требуется по закону), а равно за невключение в трудовой договор положений об этом полисе, патенте, разрешении на работу и других обязательных сведений, компанию могут оштрафовать на 50 тыс. руб. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Чтобы заключить трудовой договор с высококвалифицированным специалистом (ВКС), который прибыл из страны, имеющей с Россией визовый режим, работодатель может не оформлять разрешение на привлечение иностранных работников. А вот сам ВКС обязан получить разрешение на работу в РФ. При этом от работодателя потребуется представить ряд документов, необходимых для выдачи такого разрешения (п. 6 ст. 13.2 Закона № 115-ФЗ).

Также вне зависимости от срока нахождения на территории РФ по ставке 13% нужно удерживать НДФЛ с зарплаты беженцев и лиц, получивших в РФ временное убежище, участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, и членов их семей. Доходы иных иностранцев, которые не провели в Российской Федерации 183 дня и более за предыдущие 12 месяцев, облагаются НДФЛ по ставке 30% (п. 3 ст. 224 НК РФ).

Чтобы понять, есть ли необходимость в перерасчете, определяют налоговый статус физлица, который зависит от времени его нахождения в РФ на протяжении года. И если работник по итогам года не признан российским налоговым резидентом, его доход придется обложить 30% НДФЛ, а не 13%.

Напомним, что выплаты, осуществленные российским работодателем гражданам Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии, с первого их рабочего дня облагают НДФЛ по «стандартной» для россиян ставке 13% — так установлено Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014. Однако теперь по окончании налогового периода расчет НДФЛ по такому сотруднику, возможно, придется скорректировать.

Если по итогам года работник-гражданин страны ЕАЭС не стал российским налоговым резидентом, НДФЛ с его доходов необходимо пересчитать по ставке 30% (информация с сайта ФНС, Письмо Минфина от 18.02.2022 N 03-04-07/11392, Письмо ФНС от 28.02.2022 N БС-4-11/3347). Иное мнение ФНС излагала в Письме от 28.11.2022 N БС-4-11/22588@, где говорилось о том, что доходы граждан стран ЕАЭС всегда облагаются по ставке 13%.

Для реализации в ЗУП 3 последнего разъяснения Минфина потребуется для сотрудника страны ЕАЭС изменить в разделе Налог на доходы статус Гражданин страны-участника Договора о ЕАЭС на статус Нерезидент и указать дату, начиная с которой сотрудник начал получать доходы в организации по ставке 13%. При очередном расчете зарплаты в документе Начисление зарплаты и взносов произойдет доначисление НДФЛ за предыдущие периоды по ставке 30%. В Разделе 2 отчета 6-НДФЛ могут понадобится ручные корректировки из-за полупустых блоков с удержанным НДФЛ за прошлые периоды, но без сумм выплаченного дохода.

После этого уже можно обращаться в налоговую инспекцию за получением разрешения на уменьшение НДФЛ. У ФНС есть только два основания отказать работодателю в выдаче разрешения: если такое разрешение в этом налоговом периоде в отношении этого же работника ранее выдавалось другому работодателю, либо при отсутствии в ФНС информации о факте заключения между работодателем и иностранным работником трудового договора. (См. Письмо ФНС от 16 марта 2022 года N ЗН-4-11/4105). Поэтому мы рекомендуем вместе с заявлением о праве на уменьшение НДФЛ предоставлять в ФНС копию патента, трудового договора, квитанций об оплате НДФЛ, а главное – копии уведомления о заключении трудового договора с отметкой территориального органа миграции о принятии. В этом случае ведомствам сложнее будет отказать вам по основанию отсутствия информации о факте заключения трудового договора, держа это подтверждение в руках.

Закон обязывает работника предоставить в территориальный орган миграции копию трудового договора в течение первых двух месяцев с момента получения патента. При этом в обязанности работника не входит предоставление трудового договора с новым работодателем, если работник по какой-либо причине решил сменить место работы в течение срока действия патента. Органы миграции вправе отказать в приеме копии трудового договора и даже аннулировать патент если иностранный работник получил патент, но в двухмесячный срок не устроился на работу. Однако миграционные органы прибегает к аннулированию патента по такому основанию крайне редко.

Получив заявление, налоговая инспекция по своим каналам обращается в органы миграции за подтверждением, что между иностранным работником и предприятием имеются трудовые отношения. Эта информация попадает в миграционные органы из двух источников: от работодателя и от работника. Если с работодателем всё ясно: он обязан уведомить территориальный орган миграции о заключении трудового договора в трехдневный срок, то для работника – другие правила.

Из вышеприведенных ситуаций следует, что наличие или отсутствие в органах миграции копии трудового договора может послужить лишь косвенным признаком, подтверждающим возникновение между иностранным работником и российским работодателем трудовых отношений. Основным документом, подтверждающим такие отношения, является уведомление территориального органа миграции работодателем о заключении с иностранным гражданином трудового договора и процедуре подачи такого уведомления мы предлагаем уделить особое внимание.

Законом предусматривается возможность предоставления такого уведомления, как лично, так и по почте, и даже по электронным каналам связи, однако, не во всех регионах эта возможность реализована. Ни Москва, ни Питер, ни Московская область в число счастливчиков пока не попали.

  • Гражданского паспорта.
  • Патента (с прописанной должностью и регионом для работы).
  • Миграционной карты (узнайте о правилах въезда в РФ граждан Узбекистана) .
  • Подтвержденного медицинского обеспечения.
  • Диплома или аттестата (проверяется на усмотрение работодателя).
  • Справки о состоянии здоровья.

После вступления Киргизской Республики в Евразийский экономический союз доход, полученный гражданами этого государства на территории Российской Федерации, облагается налогом в 13 %, причем размер налоговой ставки не зависит от того, является ли мигрант налоговым резидентом РФ или нет. Однако это правило действует лишь в том случае, если межправительственным соглашением России и Киргизии не предусмотрены иные положения.

Свою трудовую деятельность в РФ, в связи с упрощением условий приема на работу, граждане Киргизии могут осуществлять без особых проблем, однако будет лучше, если под рукой будет пошаговая инструкция оформления киргизов на работу, которая, без сомнения, важную роль в достижении положительного результата.

В отношении тех иностранцев, которые представили патент, миграционную карту или паспорт с открытой визой, страховые взносы начисляются в «усеченном» варианте. Так, с их зарплаты не нужно платить взносы на обязательное медицинское страхование. Взносы на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством начисляются по тарифу 1,8%. Пенсионные взносы рассчитываются так же, как и по работникам-россиянам.

В этой связи гражданам государств — членов Евразийского экономического союза (гражданам Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии) не требуется получение патента или разрешения на работу для осуществления трудовой деятельности, на них не распространяются квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу.

Граждане ЕАЭС и налогообложение в России — как платить налоги НДФЛ гражданину страны участника договора ЕАЭС

В статье 73 договора о ЕАЭС говорится о том, что доходы граждан стран-участников договора ЕАЭС с первого дня работы по найму облагаются по тем же ставкам, что и доходы физических лиц — налоговых резидентов того государства, на территории которого иностранные граждане осуществляют трудовую деятельность.

Напомним, 1 января 2022 года вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14, который был заключен между республикой Беларусь, республикой Казахстан и Российской Федерацией. Позднее к договору присоединились республика Армения и Киргизская республика.

Так как с зарплаты работника, который является налоговым резидентом России, работодатель удерживает НДФЛ по ставке 13 % (п. 1 ст. 224 НК РФ), значит доходы, которые получают граждане стран — участников договора о ЕАЭС от работы в РФ, также облагаются НДФЛ по ставке 13 %.

Однако если по итогам налогового периода сотрудник, являющийся гражданином Армении, Белоруссии, Казахстана или Киргизии, не приобрел статус налогового резидента РФ, то такой гражданин страны участника договора о ЕАЭС платит НДФЛ по ставке 30 % с доходов, полученных в этом году, поскольку доходы нерезидентов РФ облагаются НДФЛ в размере 30 %.

Таким образом, если по итогам года работники — граждане стран участников договора АЭЕС, находились в России менее 183 дней, то они не приобрели статус налогового резидента России, а значит их доходы, полученные в этом году, будут облагаться НДФЛ по ставке 30 %.

  1. Отсутствие необходимости подачи декларации в налоговую службу в том случае, если размер дохода от продажи недвижимости (квартир, домов и пр.) не превышает одного миллиона рублей (п. 4 ст. 229 НК РФ). Для иного имущества (транспорта, гаражей и пр.) установлен лимит в размере 250 000 рублей. Данная поправка начнёт действовать с 2022 года только в отношении сделок, осуществлённых с 1 января текущего года. Необходимым условием реализации налогоплательщиком права на получение вычета по НДФЛ является наличие постоянного дохода, с которого удерживается подоходный налог.
  2. Неудержание НДФЛ с сумм оплаченных (компенсированных) работодателем детских путёвок. К категории последних относится организация отдыха для детей сотрудника в возрасте до 18 лет, а также до 24 лет (при условии их очного обучения в различных образовательных учреждениях страны). Данная поправка позволяет воспользоваться освобождением от уплаты НДФЛ в течение одного налогового периода лишь единократно. Причём если на настоящий момент право на вычет действует только в отношении путёвок, стоимость которых не учтена в налогооблагаемой базе по налогу на прибыль организации, то с 2022 года данное ограничение будет отменено.

С 1 января 2022 существенно упростится порядок получения социальных и имущественных вычетов по НДФЛ. Ранее воспользоваться таковыми можно было лишь только после подтверждения соответствующего права. С нового же года сотрудники налоговой службы будут самостоятельно заниматься сбором подтверждающей информации. Если вычет будет предоставляться работодателем, последнему потребуется получать подтверждение именно от налоговой службы, а не от налогоплательщика. В ситуации, когда размер дохода не позволит использовать всю сумму имущественного вычета, его можно будет перенести на следующие налоговые периоды.

  • иностранные преподаватели, научные сотрудники, работающие на территории Российской Федерации;
  • беженцы;
  • граждане Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии, осуществляющие деятельность на территории России на основании трудового договора.

НДФЛ – налог, взимаемый государством с доходов физических лиц. Налогоплательщиками могут выступать как резиденты, так и нерезиденты Российской Федерации. Доходы последних подпадают под налоговое обременение в том случае, если они получены на территории РФ. Сумма отчислений в казну государства определяется размером установленной процентной ставки. Для налоговых резидентов она составляет 13 %. Повышенная ставка (15 %) применяется в ситуациях, когда налогооблагаемая база за отчётный период превышает пять миллионов рублей. Для нерезидентов данный показатель может достигать 30 %. Исключение в данном случае составляют лишь:

Внесённые в текущем году поправки в Налоговый кодекс РФ коснулись и подоходного налога. Подробную информацию обо всех изменениях в данной части налогового законодательства можно получить, посетив семинар Воробьевой Е.В. «Заработная плата и страховые взносы — 2022: практические рекомендации эксперта, анализ обновлений, разбор инструментов и методов работы». Елена Вячеславовна является членом научно-экспертного совета Палаты налоговых консультантов, а также автором книги-бестселлера «Заработная плата».

1. При трудоустройстве на работу во второй половине года не надо по умолчанию делать ставку в 30%. С первого дня следует удерживать налог из дохода работника по ставке 13% — это регламентируется ст. 7 НК РФ и ст. 73 Договора о ЕАЭС. Но в конце налогового периода надо документально подтвердить налоговый статус работника. И если нет статуса налогового резидента, производить расчёт по ставке 30%.

Компания сначала удерживала НДФЛ из доходов сотрудников на дату получения дохода, а потом перечисляла его в бюджет. И если предпринимателя ловили на неполном удержании или неудержании НДФЛ, то он должен был заплатить штраф в размере 20% от суммы удержания. Недоимку по налогу с налогового агента не взыскивали.

Тогда в чём же проблема? Дело в том, что Минфин России придерживается противоположной позиции. У ведомства есть многочисленные письма, где утверждается, что если у работников из стран-членов ЕАЭС на конец года нет статуса резидента РФ, то НДФЛ надо с начала года считать по ставке 30%. (Письма Минфина России от 18.02.2022 N 03-04-07/11392 (направлено Письмом ФНС России от 28.02.2022 N БС-4-11/3347), от 27.02.2022 N 03-04-06/12764, от 22.01.2022 N 03-04-06/3032 и от 23.05.2022 N 03-04-05/34859, от 14.07.2022 N 03-04-06/41639, от 10.06.2022 N 03-04-06/34256).

Но в марте 2022 года из налоговой пришло сообщение, где ведомство потребовало пересчитать налог по ставке 30% за 2022 год, потому что сотрудники-мигранты не приобрели в 2022 году статус налоговых резидентов (находились в РФ менее 183 дней).

Мы проанализировали ситуацию и дали подробные ответы на все вопросы клиента. Законно ли делать перерасчёт за 2022 год? Правильно ли поступает налоговая? Есть ли возможность как-то исключить риски перерасчёта и доначисления НДФЛ и его уплаты за счёт работодателя? Как правильно всё-таки удерживать налог у мигрантов?

Изменениям подверглась 97 статья договора о ЕАЭС, 3 и 4 пункты. Направлены изменения на обеспечение прямого признания документов об образовании по педагогике и юриспруденции, возможности признания документов об ученых степенях и званиях на основе международных договоров, и предоставление трудящимся права на изменение цели въезда без выезда с территории государства трудоустройства. Вступление в силу этих поправок повысит комфортность перемещения и доступа к осуществлению трудовой деятельности граждан стран ЕАЭС и исключит необходимость прохождения дополнительных административных процедур в государстве трудоустройства.

Кыргызстан и Россия вместе входят в Евразийский экономический союз, что позволяет мигрантам из Кыргызстана свободно въезжать на территорию России и позволяет пользоваться упрощённым миграционным режимом, что облегчает процесс устройства на работу и т. д.

Так, согласно этим поправкам, цель въезда, указанная в миграционных документах, теперь не обязательна для трудоустройства. Сейчас, в случае указания любой цели въезда, кроме «работа» необходимо сначала выехать за пределы государства трудоустройства и затем снова въехать, указав цель въезда – «работа».

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru