Прокурорский Надзор И Судебный Контроль За Исполнением Законов Органами Дознания На Стадии Возбуждения Уголовного Дела
Таким образом, одним из весьма существенных участков в деятельности прокуратуры является осуществление надзора за своевременностью и правильностью разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся к совершению преступлений. В связи с этим Генеральный прокурор РФ в приказе № 31 от 29 июня 1994 г . “О повышении роли прокуратуры в борьбе с преступностью и ее предупреждением” предлагает: “В каждой прокуратуре обеспечить систему действенного надзора за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях. Добиваться, чтобы каждое заявление и сообщение было зарегистрировано и проверено в установленном законом порядке”.
Осуществляя надзор за законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).
Прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела
Согласно ст. 29 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие является
Признав отказ руководителя следственного органа, следователя в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, прокурор в срок не позднее 5 суток с момента получения материалов проверки сообщения о преступлении отменяет постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, о чем выносит мотивированное постановление с изложением конкретных обстоятельств, подлежащих дополнительной проверке, которое вместе с указанными материалами незамедлительно направляет руководителю следственного органа.
Прокурорский надзор за исполнением законов в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования
Сущность прокурорского надзора в стадиях возбуждения уголовного дела и предварительного расследования заключается в выявлении прокурором нарушений прав граждан при проверке заявлений о преступлениях, производстве предварительного расследования, требования прокурора, адресованного руководителю следственного органа, об устранении нарушений федерального законодательства, отмены прокурором незаконных решений органа дознания, дознавателя при производстве дознания, восстановления прав граждан.
Сообщение о преступлении, распространенное в средствах массовой информации, проверяется органом дознания по поручению прокурора. Редакция, главный редактор средства массовой информации обязаны по требованию прокурора передать органу дознания имеющиеся у них документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. В случае производства документальных проверок или ревизий при проверке сообщения о преступлении прокурор вправе по ходатайству дознавателя продлить срок проверки до 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).
Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением закона в стадии возбуждения уголовного дела
Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных прокуроров проводить проверки исполнения законов при приеме, регистрации, учете заявлений и сообщений о преступлениях не реже одного раза в месяц, используя сводки органов внутренних дел, сигналы средств массовой информации, обращения граждан, медицинских учреждений и другие источники информации1.
возвратить материалы доследственной проверки со своими письменными указаниями о производстве в определенный срок необходимых действий и выяснении определенных обстоятельств оперативно-розыскным путем (не предвосхищая и не устанавливая ни характера, ни содержания оперативно-розыскных мероприятий).
Прокурорский надзор
Прокурор в соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 5 сентября 2022 г. № 277 обязан проверять соблюдение установленного законодательством, межведомственными и ведомственными нормативными правовыми актами единого порядка приема, регистрации и разрешения сообщений о преступлениях, а также законность и обоснованность принимаемых по ним решений.
При удовлетворении судом жалобы на решение или действие (бездействие) указанных органов, с которыми ранее согласился прокурор, а также в случае принятия судом решения вопреки позиции прокурора, участвовавшего в судебном заседании, прокурор должен решать вопрос о наличии оснований для персональной ответственности должностных лиц, не обеспечивших надлежащий прокурорский надзор за законностью принятых процессуальных решений.
Прокурорский надзор и судебный контроль в стадии возбуждения уголовного дела
В свою очередь, признание суда гарантом прав и свобод человека и гражданина и закрепление в Основном Законе страны возможности ограничения наиболее важных из них только на основании судебного решения, включение в УПК РФ норм, предусматривающих возможность обжалования в суд ареста, позволяют говорить о формировании функции судебного контроля за предварительным расследованием преступлений.
Предмет исследования составили правовые положения, сформулированные по этим вопросам Конституционным Судом РФ, а также правоприменительная деятельность органов расследования, надзорная деятельность органов прокуратуры и контрольные полномочия суда, касающаяся проверки законности и обоснованности действий и решений следователя и лица, производящего дознание в стадии возбуждения уголовного дела.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНОГО ДЕЛА
Постановления об отказе в возбуждении уголовного дела могут быть обжалованы не только прокурору, но и в суд по месту производства предварительного расследования. Судебный контроль за законностью и обоснованностью отказа в возбуждении уголовного дела по делам публичного и частно-публичного обвинения реализуются путем рассмотрения в судебном заседании представленных материалов по делу об отказе в возбуждении уголовного дела.
Прокурор надзирает за тем, чтобы не было необоснованного возбуждения уголовного дела или необоснованного отказа в возбужде6ии уголовного дела, строго соблюдались сроки и порядок рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, не ущемлялись права и законные интересы граждан. С этой целью закон требует от следователя и органа дознания не позднее суток направлять прокурору копию постановления о возбуждении уголовного дела.
Прокурорский надзор, судебный и ведомственный контроль за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного дела
Прокурорский надзор в стадии возбуждения уголовного дела является важной гарантией законности и прав граждан в уголовном процессе. В его задачи входит предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка приема, регистрации, учета и разрешения уполномоченными на то органами дознания и предварительного следствия сообщений о преступлениях, восстановление нарушенных в результате несоблюдения этого порядка прав физических и юридических лиц.
Достоинством ведомственного контроля в стадии возбуждения уголовного дела, осуществляемого в процессе ведомственного руководства участвующими в приеме, рассмотрении и разрешении сообщений о преступлениях должностными лицами, является его непосредственная близость к объекту контрольной деятельности, обеспечивающая необходимые условия для непрерывного слежения за соблюдением установленного законом порядка при ее осуществлении, неотложного реагирования на имеющие место упущения и нарушения.
Это видео недоступно
Задача надзора состоит в следующем: каждое преступление должно быть раскрыто, а лицо, его совершившее, привлечено к установленной законом ответственности; привлечение к уголовной ответственности виновных лиц должно быть законным и обоснованным; применение мер процессуального принуждения к лицам, совершившим преступления, должно производиться в строгом соответствии с уголовно- процессуальным законом; возбуждение уголовного дела и предварительное расследование должно осуществляться в установленном законом порядке, с соблюдением установленных сроков и с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства, а также иных граждан.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за следствием, дознанием определены в УПК РФ. В досудебных стадиях уголовного процесса в соответствии со ст. 37 УПК РФ прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и следствия. УПК РФ относит прокурора к участникам уголовного процесса со стороны обвинения.
Надзор прокурора за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания
В соответствии со ст. 115 УПК для обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска, других имущественных взысканий или возможной конфискации имущества дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия.
Генеральный прокурор возлагает на надзирающих прокуроров безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда, исходя из текста копии постановления, невозможно сделать однозначный вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокуроры должны незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов, обосновывающих принятое решение. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, надзирающий прокурор выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов прокурором или его заместителем, независимо от того, производились ли по делу следственные действия.
Судебный контроль, прокурорский надзор и ведомственный процессуальный контроль на стадии возбуждения уголовного дела: назначение и соотношение *
В этом контексте обращают на себя внимание положения Федерального закона от 9 марта 2022 г. N 19-ФЗ, в соответствии с которыми допускается в рамках ч. ч. 1 и 3 ст. 144 УПК РФ, определяющей порядок рассмотрения сообщений о преступлении, производство не только документальных проверок, ревизий, как это было ранее, но и исследований документов, предметов, трупов и, по необходимости, в данной ситуации, продлевать срок предварительной проверки до 30 суток — руководителем следственного органа или прокурором — в отношении дознания. Вместе с тем остается открытым, по нашему мнению, требующий законодательного решения вопрос, в частности, касающийся исследования документов, содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну.
К оригинальному, как нам представляется, выводу, проанализировав регламентированную проблему, приходит Ю.В. Деришев, полагая, что «формирование в отечественном уголовном процессе самостоятельной судебно-контрольной функции, обеспечивающей законность и обоснованность досудебного производства, подтверждает необходимость введения автономной от деятельности по осуществлению правосудия (рассмотрения и разрешения дела по существу) процессуальной фигуры следственного судьи». Мотивирует он этот вывод тем, что «прокурор в досудебном производстве должен выступать в разных ролях: при производстве предварительного следствия — исключительно как сторона обвинения, лишенная надзорных полномочий; в доследственном и сокращенных производствах — как процессуальный руководитель уголовного преследования, совмещающий функции обвинения и надзора за законностью уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности» .
Прокурорский надзор и судебный контроль за исполнением законов органами предварительного расследования
Подводя итог, отметим, что, прокурорский надзор — это специфическая государственная деятельность, осуществляемая органами прокуратуры, играющая активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, и способствующая становлению и развитию демократического правового государства.
Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным и приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур:
Прокурорский Надзор И Судебный Контроль За Исполнением Законов Органами Дознания На Стадии Возбуждения Уголовного Дела
На определение суда или постановление судьи о возбуждении уголовного дела прокурор может принести частный протест в кассационном порядке, а после вступления его в законную силу — в порядке надзора (ст.ст. 331, 371 УПК РСФСР).
В случае неосновательности отказа в возбуждении дела прокурор своим постановлением отменяет состоявшееся об этом постановление следователя или органа дознания, возбуждает дело и направляет его для производства предварительного следствия или дознания.
Прокурорский Надзор И Судебный Контроль За Исполнением Законов Органами Дознания На Стадии Возбуждения Уголовного Дела
Специфика прокурорского надзора за исполнением законов в деятельности органов дознания и предварительного расследования заключается также в том, что прокурор вправе принимать на себя разрешение отдельных вопросов, давать обязательные для исполнения указания, отменять незаконные решения и даже в необходимых случаях осуществлять уголовно-процессуальную деятельность по возбуждению и расследованию уголовных дел в полном объеме.
Осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции: 1) требует от этих органов для проверки уголовные дела, документы и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц, совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях; 2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц, производящих дознание; 3) дает письменные указания о расследовании преступлений; об избрании, изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц, совершивших преступления, выполнении других следственных действий, а также дает указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры; 5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или расследование в полном объеме по любому делу; 6) санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку, отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа дознания в случаях и порядке, установленных законами;
7) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; 8) изымает от органа дознания и передает следователю любое уголовное дело, передает дело от одного органа предварительного следствия другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования; 9) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено нарушение закона при расследовании дела; 10) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает либо приостанавливает производством уголовные дела; дает согласие на прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях, когда это предусмотрено законом; утверждает обвинительное заключение (постановление), направляет уголовные дела в суд (ст. 211 УПК).
Суд.контроль.
Приведенное переходное положение касается только уголовно-процессуального законодательства, а это значит, что отныне все административные задержания продолжительностью свыше 48 часов должны санкционироваться не прокурором, а судьей (судом).
Прокурорский надзор и судебный контроль начинают реализоваться со стадии возбуждения каждого дела и в различного рода формах «сопровождают» его практически на всех этапах судопроизводства.
Прокурорский надзор — форма деятельности органов прокуратуры по обеспечению законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений закона
Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия должен обеспечить:
· чтобы ни одно преступление не осталось не раскрытым и ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности;
· задержание граждан по подозрению в совершении преступления производилось не иначе, как в порядке и по основаниям, установленным законом;
· никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или незаконному ограничению в правах;
· никто не подвергся аресту без судебного решения или санкции прокурора;
· соблюдались установленные законом порядок возбуждения и расследования уголовных дел, сроки их расследования, права участников процесса и других граждан;
· при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выявлялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого, а также отягчающие и смягчающие его ответственность обстоятельства;
· выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, принимались меры к их устранению
Судебный контроль – это производство в суде по проверке законности и обоснованности действий и решений в связи с жалобами физических и юридических лиц.
В настоящее время существует два вида судебного контроля:
1) контроль в сфере уголовного судопроизводства;
2) контроль за правовым характером нормативных актов.
Расширение права на судебную защиту от незаконных действий должностных лиц в сфере уголовного судопроизводства в настоящее время сопряжено с отсутствием разработанной концепции о сущности стадии предварительного расследования и специфике судебных функций по защите прав граждан на этой стадии процесса.
Действующий УПК допускает контроль со стороны суда за деятельностью правоохранительных органов в следующих процессуальных формах:
– досудебная процедура дачи разрешения на проведение оперативно-розыскных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан (прослушивание телефонных и иных переговоров, просмотр почтовых, телеграфных и иных отправлений.
Прокурорский Надзор И Судебный Контроль За Исполнением Законов Органами Дознания На Стадии Возбуждения Уголовного Дела
В случае неосновательного отказа в возбуждении дела прокурор отменяет постановление следователя или органа дознания и возбуждает уголовное дело. В этом случае он может поручить производство следствия или дознания другому лицу с целью обеспечения всестороннего, полного и объективного расследования уголовного дела (ст. 29 Федерального закона “О прокуратуре Российской Федерации”).
Осуществляя надзорза законностью возбуждения уголовного дела, прокурор обязан не реже одного раза в месяц проверять в органах дознания и предварительного следствия исполнение требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях (п. 1 ст. 211 УПК).