Согласно конституции рф и законодательсву гражданини имеет

Содержание

Лекция 9

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, — обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком определенного возраста. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, ст. 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием, а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Конституция РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования. Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Согласно конституции рф и законодательсву гражданини имеет

Я полностью согласна с позицией автора, т. к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги – это необходимая плата общества для получения общественных благ.

Военнослужащим запрещено заниматься другой служебной деятельностью, т.е. они не вправе совмещать военную службу с работой на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, установленном КЗоТ РФ, в том числе по трудовым договорам (контрактам), а также по гражданско-правовым договорам. Запрет совместительства является юридическим выражением требования о том, что военнослужащий обязан посвящать все свое служебное время исполнению обязанностей военной службы, указанных в ст. 37 комментируемого Закона.

Согласно конституции рф и законодательсву гражданини имеет

6. Ни субъект РФ, ни тем более муниципалитет не вправе принимать нормативные акты, возлагающие на арендаторов муниципального имущества дополнительные обязанности и обременения, не предусмотренные федеральным законом (Постановление ФАС Уральского округа от 22.05.2020 N Ф09-3548/08-С1 по делу N А47-484/08)

1.Субъекты РФ не могут устанавливать своими законами свободные экономические зоны, как например, поступила Волгоградская областная дума, приняв законы создающие свободные экономические зоны на территории ОАО «Металлургический завод Красный октябрь», ОАО «Волгоградский тракторный завод» и др. Впрочем, все эти зоны были уничтожены и вполне обоснованно Верховным судом РФ.

Чем проявляется высшая юридическая сила конституции

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»(ст.15)

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает вер­ховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юриди­ческой силы. Причем соответствовать Конституции должны не толь­ко акты федерального законодательства, но и акты органов государ­ственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государ­ственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституционные обязанности человека и гражданина в России

Согласно части 2 ст. 59 Конституции РФ «гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом». Таким законом является Федеральный закон № 53ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», регулирующий вопросы несения этой обязанности и службы в целях реализации гражданами России конституционного долга по защите Отечества.

В контракте о прохождении такой военной службы фиксируется добровольность поступления гражданина (иностранного гражданина) на военную службу, срок, в течение которого гражданин (иностранный гражданин) обязуется проходить военную службу, и условия контракта, включающие в себя обязанность гражданина (иностранного гражданина) проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или органах в течение установленного контрактом срока, добросовестно исполнять все общие, должностные и специальные обязанности военнослужащих, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также право гражданина (иностранного гражданина) на соблюдение его прав и прав членов его семьи, включая получение социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами России, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы (ч. 2, 3 ст. 32).

Согласно конституции рф и законодательсву гражданини имеет

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П). Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 1, ст. 8 Конституции), налоги приобретают первостепенное значение. Неисполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы подрывало бы основы конституционного строя РФ, закрепленные в гл. 1 Конституции. Именно поэтому обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования. Этим объясняется возможность бесспорного взыскания налогов при условии его последующего судебного контроля.

Это интересно:  Если две доли как рассчитать при продажи земельного участка налог в 2020г пример

Правовой статус — сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми. В структуру этого понятия включаются следующие элементы: а) правовые нормы, устанавливающие данный статус; б) правосубъектность; в) основные права и обязанности; г) законные интересы; д) гражданство; е) юридическая ответственность; ж) правовые принципы; з) правоотношения общего (статусного) типа.

Основные права и обязанности человека и гражданина РФ

В отличие от основных личных прав, которые по своей природе неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения как человеку, политические права принадлежат только гражданам конкретного государства и связаны с обладанием гражданством государства. Это различие отражает Конституция, адресуя личные права «каждому», политические – «гражданам». В соответствии с Конституцией гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Эта норма, прежде всего, касается политических прав и свобод.

В особую группу выделяют часто культурные права и свободы — особый комплекс прав и свобод человека, представляющих собой гарантированные Конституцией или законом возможности человека в сфере культурной и научной жизни. К культурным правам человека относятся свобода преподавания (академическая свобода), свобода творчества и др. Все эти права нашли отражение в статье 44 Конституции РФ 1993 г. Многие ученые, однако больше склонны относить культурные права к группе социально-экономических прав.

Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина в Российской Федерации

Конституционные свободы — это такие правомочия индивида, которые он может реализовать самостоятельно, не вступая в правоотношения с другими субъектами (право на жизнь и т.п.). Реализация индивидом свобод предполагает лишь невмешательство со стороны других субъектов, т.е. они должны воздерживаться от деяний, препятствующих осуществлению свобод.

Закон о гражданстве регулирует широкий комплекс вопросов, связанных с гражданством и, прежде всего, условия приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации. В нем закреплены полномочия государственных органов, ведающих делами о гражданстве, регламентируется производство по делам о гражданстве. Закон устанавливает порядок исполнения и обжалования решений по делам о гражданстве.

Какие права и обязанности имеет гражданин РФ

У российского гражданина имеются и определенные обязанности. Предоставляя гражданам России определенные права, государство требует от них конкретного поведения, согласно законодательству. В связи с этим существуют некоторые обязанности, которые нужно выполнять, в противном случае следует наказание.

Вторым способом получения гражданства является натурализация. Иначе говоря, после достижения восемнадцатилетнего возраста, любое дееспособное лицо имеет право написать заявление о получении звания «гражданин России». Это возможно, если гражданин проживает в России более 5 лет. Лица, которые имели ранее российское гражданство, могут легко его восстановить. Согласно федеральному закону, гражданство можно получить, если усыновить или удочерить ребенка.

Конституционные обязанности и конституционная ответственность граждан РФ (стр

В правовом государстве обязанности представляют собой комплекс морально-правовых требований, предъявляемых к личности и вытекающих из объективных потребностей развития и совершенствования общества, самой личности[4] .

В соответствии со ст.6 ч.2 Конституции РФ гражданин, а не какое-либо иное лицо обладает на территории Российской Федерации всей полнотой прав и свобод, а так же равно несет и определенные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.

Конституционные обязанности человека и гражданина

Комитеты осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам и по проектам федеральных конституционных законов; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Согласно ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Конституция как основной закон государства рф

Без сомнений можно сказать, что ее влияние на развитие всей правовой системы, а так же всего российского законодательства только укрепилось. Ведь за прошедшие времена законодательство РФ потерпело немало изменений и стало занимать ведущее положение в регулировании государственно – общественных отношений. Конституция отразила в себе изменения в социальной политике государства, был исключен классовый подход к различным слоям населения, отсутствует упоминание о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся, при построении общенародного государства, как активной части политической системы. Тем не менее закреплены институты частной собственности и свободного развития предпринимательства, которые в основном характерны для экономики, основанной на свободной рыночном хозяйстве.

4. Совет Министров — Правительство Российской Федерации со дня вступления в силу настоящей Конституции приобретает права, обязанности и ответственность Правительства Российской Федерации, установленные Конституцией Российской Федерации, и впредь именуется — Правительство Российской Федерации.

Решение Конституционного Суда РФ от 18 декабря 1992 г

Для защиты своего права собственности Г.С. Ефимов обращался в органы, которые не вправе решать вопросы возмещения материального ущерба, поскольку это отнесено к компетенции суда, о чем заявителю сообщалось. Однако он так и не обратился в народный суд с иском о возмещении материального ущерба, причиненного преступлением. Конституционному Суду подведомственно рассмотрение вопроса о конституционности правоприменительной практики возмещения ущерба только после вынесения по делу окончательного решения во всех других судебных инстанциях.

В компетенцию исполнительной власти, которую возглавляет Президент, не входит рассмотрение уголовных дел и принятие по ним решений, поэтому отдел писем и приема граждан Администрации Президента Российской Федерации направлял жалобы Г.С. Ефимова компетентному органу — в Прокуратуру Российской Федерации.

Согласно конституции рф и законодательсву гражданини имеет

Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы — это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации. Обязанность по защите Отечества не распространяется на граждан, если воинские формирования Вооруженных Сил РФ, в которых они несут службу, направляются за пределы территории РФ для участия в миротворческой деятельности. Федеральный закон «О порядке предоставления Российской Федерацией военного и гражданского персонала для участия в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности» от 23 июня 1995 г. предусматривает, что военный персонал, направляемый для участия в миротворческой деятельности, комплектуется на добровольной основе военнослужащими, проходящими военную службу по контракту (ст. 8). Граждане несут военную службу в соответствии с федеральным законом. Закон о воинской обязанности и военной службе от 11 февраля 1993 г. установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. Предусматривается возможность поступления мужчин и женщин на военную службу по контракту.

Это интересно:  Сколько семей живет в россии 2020

Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого — закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Согласно статье 72 Конституции Российской Федерации владе­ние

«Природные комплексы и зоны» — Мало. Раскройте содержание киргизской пословицы: «Когда облака редки, земля плешива». Подножие. Взаимосвязи компонентов. С.П. Много. Рельеф. Растительность природных зон суши наиболее ярко выражает особенности природы. Море. Ю.П. Разнообразие природных комплексов. Болото. Почвы. Пустыня. Высотная поясность.

«География Зоны» — Прослушивание литературных произведений; Заполнение таблицы по ходу прослушивания. ПТК (природно-территориальный комплекс). Природная зональность – одна из основных географических закономерностей. Природная зона. Домашнее задание. Все компоненты природы тесно взаимосвязаны друг с другом. Дальневосточные леса.

Вопрос: Конституционные обязанности человека и гражданина

Культурные (культурно-творческие) права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.
Свобода литературного, художественного, научного, техническогои других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44). Органы государственной власти не должны вмешиваться
в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства. Согласно российскому законодательству право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе.
Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44). В Основах законодательства РФ о культуре закреплено, что каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музеям, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Однако ограничение доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливается государством Российской Федерации.
Реализация права на участие в культурной жизни также обеспечивается развитием и равномерным размещением культурно-просветительских учреждений на территории страны, развитием телевидения, книгоиздательского дела и периодической печати и т. д.
Право на пользование достижениями культуры обеспечивается государственным надзором за охраной памятников истории и культуры, поддержкой театра, кино и т. п., доступом по приемлемым ценам или бесплатно в музеи, библиотеки и т. д. В Федеральных законах от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»5, от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О музейном фонде РФ»6 и других устанавливаются важные гарантии доступности для граждан культурных ценностей.

Прочность и стабильность положения личности в российской правовой системе достигается не только с помощью провозглашения и гарантирования соответствующих прав и свобод, но и посредством установления четких юридических обязанностей человека и гражданина перед обществом, государством, другими людьми. Без этого правовое состояние каждого человека было бы юридически не обеспеченным и не прочным. Правопорядок всегда предполагает определенные правовые обязанности субъектов.
Конституционные обязанности человека и гражданина– лишь небольшая часть всех тех обязанностей, которые Конституция Российской Федерации возлагает на них.
Юридическая (конституционная) обязанность это установленная законом (Конституцией РФ) точная мера общественно необходимого, должного, наиболее разумного и целесообразного поведения, направленного на удовлетворение интересов общества и личности. Таким образом, сущность конституционной обязанности заключается в необходимости определенного поведения.
Основными конституционные обязанности являются не только по форме, поскольку они закреплены в Конституции РФ, но, что особенно важно – и по содержанию, т. к. они опосредуют наиболее существенные, принципиальные связи и отношения между обществом и личностью, государством и его гражданами.
Поскольку права и обязанности – это не только ключевые, но и наиболее динамичные звенья правовой системы, их оптимальное сочетание имеет особое значение для успешного функционирования этой системы, ее эффективности. Именно через взаимодействие прав и обязанностей, поведение их носителей реализуются многие цели законодателя, осуществляется правовая политика государства.
Взаимосвязь прав и обязанностей – объективная необходимость, а конституционное закрепление этой необходимости – ее юридическое выражение.
Принцип единства прав и обязанностейбыл и ранее отражен в нашем конституционном законодательстве и теперь четко закреплен в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 году. Часть 2 статьи 6 Конституции РФ содержит данное положение: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации». Кроме того, указанный принцип находит свое выражение в части 3 статьи 17 Конституции РФ: «Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц».
Закрепленный в Конституции Российской Федерации принцип единства прав и обязанностей полностью отвечает духу и букве международно-правовых актов, в частности принятой ООН Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод граждан требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».
Основные обязанности –исторически изменчивая категория.
К их числу Конституции России (1918, 1925, 1937, 1978 годов) относили различные виды обязанностей. Их перечень был существенно расширен с принятием Конституции 1978 года, а в последующем осовременен внесенными изменениями новым «депутатским корпусом» в 1990-1993 годах.
В Конституции Российской Федерации закреплены следующие основные обязанности гражданина.
1. Часть 2 статьи 15 Конституции РФ гласит: «Органы государствен­ной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязанысоблюдать Конституцию Российской Федерации и законы».
Конституция и законы Российской Федерации регулируют важнейшие общественные отношения. Их действие носит универсальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и пространстве. Соответственно, и обязанность соблюдать федеральные законодательные акты распространяется на все органы государственной власти, органы местного самоуправления, на всех без исключения должностных лиц. Также обязательны законодательные акты для граждан и их объединений.
2. Часть 2 статьи 38 Конституции РФ фиксирует: «Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанностьродителей».
Каждый ребенок с момента рождения имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав, которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в данной норме. При этом особо подчеркивается равенство прав и обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе равенства прав и свобод мужчины и женщины (ч. 3 ст. 19 Конституции РФ).
Права и обязанности родителей по воспитанию детей и по защите их прав и интересов достаточно подробно раскрываются в Семейном кодексе РФ36, принятом Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего предусмотрена Уголовным кодексом РФ (ст. 156).
3. Часть 3 статьи 38 Конституции РФ устанавливает: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться
о нетрудоспособных родителях». Эта конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве обязанности взрослых детей по отношению к своим родителям. Нормально функционирующее общество – это общество, в котором происходит смена заботы родителей о детях на заботу совершеннолетних детей о своих родителях. Закон обязывает совершеннолетних детей заботиться о своих родителях и оказывать им помощь, а если они не трудоспособны и нуждаются
в помощи – содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ).
4. Часть 4 статьи 43 Конституции РФ регламентирует: «Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечиваютполучение детьми основного общего образования».
Согласно указанной конституционной норме основное общее образование и, следовательно, государственная аттестация по его завершении являются обязательными. Кроме того, конституционная обязанность по обеспечению получения детьми основного общего образования возлагается на родителей или лиц, их заменяющих.
В соответствии со ст. 27 Закона РФ «Об образовании» под основным общим образованием понимается окончание 9 классов общеобразовательной школы или иного приравненного к ней по статусу образовательного уч­реждения.
5. Часть 3 статьи 44 Конституции РФ требует: «Каждый обязанзабо­титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».
Если в ч. 1 и 2 ст. 44 Конституции РФ говорится о правах, то в ч. 3 речь идет об обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Данная конституционная обязанность закреплена в конституциях многих зарубежных государств.
Забота о сохранении исторического и культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Механизм исполнения данной конституционной обязанности предусмотрен в Федеральном законе от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»37. Кроме того, Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность (ст. 243) за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры и других объектов, взятых под охрану государства.
6. Статья 57 Конституции РФ гласит: «Каждый обязанплатить законно установленные налоги и сборы».
Ведущим законодательным актом, устанавливающим систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, является Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 4 ноября 2005 г. № 137-ФЗ)38.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Правило, согласно которому законы, устанавливающие новые налоги и сборы или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют, представляет собой частный случай проявления действия законов во времени (института обратной силы закона).
7. Статья 58 Конституции РФ указывает:«Каждый обязансохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
Нормы об охране природной и окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов содержатся в таких законодательных актах, как: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ, Водный кодекс РФ от 16 ноября 1995 г. № 167-ФЗ, Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах», и др.
8. Часть 1 статьи 59 Конституции РФ предписывает:«Защита Отечества является долгом и обязанностьюгражданина Российской Федерации».
Защита своего Отечества не только правовое, но прежде всего нравственное требование к каждому гражданину, моральный долг, всеобщая обязанность. Она направлена на защиту страны, ее населения, материальных и духовных ценностей, территориальной целостности и суверенитета. Защита Отечества выражается в обеспечении обороны страны и безопасности государства8.
Данная конституционная обязанность закреплена почти во всех конституциях зарубежных государств.
9. Часть 2 статьи 59 Конституции РФ устанавливает:«Гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом».
Исполнение воинской обязанности гражданами обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами предприятий, учреждений, организаций в пределах их полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Студенту следует знать основные нормативные правовые акты, конкретизирующие конституционные положения о несении гражданами воен­ной службы. Это:
– Федеральный закон от 31 мая 1996 года «Об обороне»39;
– Федеральный закон от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе»40;
– Федеральный закон от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих»41.
Военной службой является служба не только в Вооруженных Силах, но и в других войсках – пограничных, внутренних, гражданской обороны, железнодорожных, в органах безопасности и внешней разведки. Особенности прохождения военной службы в этих войсках и органах регулируются в законах о них.
Конституция РФ предоставляет гражданину право на замену военной службы альтернативной гражданской в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ).
Таким законом является Федеральный закон от 25 июля 2002 г.
№ 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе»42. В ст. 2 этого Закона устанавливается еще один случай, по которому гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой – если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru