Субъекты и объекты административного права

Субъекты и объекты административного права

Действия — результаты активного волеизъявления участника пра­воотношения. Они могут быть правомерными или неправомерными. К числу правомерных действий относятся, например, издание органом исполнительной власти индивидуального акта управления в пределах своих полномочий; государственная регистрация общественных объ­единений, осуществляемая органами юстиции, и т. п. Неправомерные действия (деликты) не соответствуют требованиям административно-правовых норм, нарушают их, например административные или дис­циплинарные проступки.

1. Одной из сторон (участников) административно-правовых отно­шений является орган исполнительной власти или его должностное лицо, наделенные управленческими полномочиями государственно-властного характера. Этот орган принимает решение (издает предпи­сание), исполнение которого обязательно для управляемой стороны, и может применить в отношении нее принуждение. Поскольку здесь имеется неравенство сторон, административно-правовые отношения в принципе невозможны между гражданами или негосударственными структурами.

Административное право субъекты и объекты

— Владение соответствии с предписаниями административно-правовых норм способностью иметь или реализовывать (непосредственно или через представителя) и юридические обязанности в сфере государственного управления, т.е.

Вопрос о суб объекты права является одним из важных, поскольку речь идет об участниках административно-правовых отношений, которые решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, к координируют распорядительные и контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела об правонарушениях, совершаемых физическим и и юридическими лицами в хозяйственной, финансовой, таможенной сферах, а также о нарушении общественного порядка [25, с418].

Субъекты административного права

Коллективные субъекты административного права — это группы людей, являющиеся организациями, которые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права; порядок их создания и деятельность регламентированы нормативными правовыми актами. В административно-правовых отношениях коллективные субъекты права действуют от своего имени; законы и иные нормативные правовые акты предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

Субъекты и объекты административного права

При этом хотя бы одним из субъектов (участников) любого административно-правового отношения всегда и обязательно является государственный орган, его структурное подразделение или государственный служащий. Между двумя или более гражданами, а также общественными объединениями административно-правовых отношений существовать не может, потому что ни одна из сторон в этих случаях не обладает императивными государственными полномочиями.

Условиями возникновения административно-правовых отношений выступают юридические факты, т.е. фактические обстоятельства, служащие основанием возникновения, изменения или прекращения конкретных административно-правовых отношений.

Объекты и субъекты административно-правовых отношений

Полезно будет изучить такой аспект, как возникновение активностей рассматриваемого типа, их ход, изменение и прекращение. В юридической теории общепринятой является та установка, согласно которой любого типа правоотношение возникает по причине появления юридических фактов. Выше мы отметили, что их сущность может быть критерием классификации соответствующего взаимодействия субъектов. Теперь рассмотрим, что же такое юридические факты, более подробно.

  • между федеральными органами власти и региональными (как правило, в аспекте взаимодействия исполнительной ветви);
  • с участием институтов политического управления разных субъектов РФ одного уровня;
  • между региональными органами и локальными административно-территориальными структурами.

Субъекты и объекты административного права

Ведомства — разновидность центральных органов государственного управления, осуществляющих управление в более узкой сфере, чем министерства или государственные комитеты, создаваемые для выполнения каких-либо специальных исполнительных, контрольных, разрешительных, надзорных или иных функций. Ведомства образуются, упраздняются и реорганизуются Президентом, а руководители назначаются и освобождаются от должности Премьер-министром РК. Они также действуют на основании положений, утверждаемых Правительством РК.

Это интересно:  Пенсия По Инвалидности В Москве Городская Надбавка В 2022 Году

Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу конституционного закона от 20 декабря 1995 года N 2694 О судах и статусе судей в Республике Казахстан (внесены изменения конституционными законами РК от 1.07.97 г. N 143-1; N 91-1 от 11.04.97 г.; N 128-1 от 17.06.97 г.; N 348-1 от 12.03.99 г.; от 16.11.99 г. N 478-1)

Субъекты, объекты и содержание административно-правовых отношений

Административно-правовое отношение имеет структуру, в которую входят субъекты, объекты правоотношения и его нормативное содержание. Субъектами административного правоотношения являются его участники, т. е. те, кто наделен специальной компетенцией по управлению (органы управления, должностные лица), или те, которые имеют иной административно-правовой статус (граждане, общественные объединения). Традиционным является мнение о видахсубъектов административного права — индивидуальных и коллективных субъектах.

5. Между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке. Однако в случае неразрешения конфликта в административном порядке в подавляющем большинстве случаев другая заинтересованная сторона вправе обратиться в суд с требованием о восстановлении ее законных прав и интересов, нарушенных исполнительной властью.

Субъекты и объекты административных правоотношений

Объект управления — другой участник (сторона) правоотношения, т.е. физические и юридические лица, которые наделены правами и обязанностями в сфере исполнительной власти, но в качестве управляемой стороны. Ими могут быть: граждане; государственные служащие; органы управления (администрация) государственных и негосударственных предприятий, учреждений и организаций; соподчиненные и несоподчиненные органы исполнительной власти; исполнительные органы в системе местного самоуправления; иностранные организации.

Практически объектом управления следует считать деятельность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполнительной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

Субъекты и объекты административного права

По итогам исследования обстоятельств дела юрисдикционный орган выносит постановление. В нем дается окончательная оценка поведения лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается его виновность или невиновность, определяется мера воздействия, состояние наказанности, исчисление сроков обжалования. По своей форме и содержанию постановление должно соответствовать ст. 29.10 КоАП РФ. В зависимости от результатов рассмотрения дела юрисдикционный орган в соответствии с требованиями ст. 29.9 КоАП РФ может вынести, например, такие постановления: а) о назначении административного наказания, б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Объявление постановления производится немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления в течение трех дней вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, потерпевшему (по его просьбе) либо в течение трех дней высылается указанным лицам.
3. Стадия пересмотра постановления (решения) юрисдикционного органа носит дополнительный (факультативный) характер. Она имеет место, если лицо, привлекаемое к административной ответственности, его законные представители или иные определенные законом лица заявили жалобу на постановление для его пересмотра.
КоАП РФ (ст. 30.1) устанавливает два способа подачи жалобы — административный и судебный. Административный порядок состоит в том, что жалоба подается по подчиненности, т.е. в вышестоящий орган. Такой порядок предусмотрен только для постановлений, выносимых единолично должностным лицом. Судебная процедура предусмотрена в обязательном порядке для постановлений, вынесенных судьей, коллегиальным или иным юрисдикционным органом, созданным в соответствии с законом субъекта РФ, и в альтернативном порядке — для постановлений, вынесенных должностным лицом единолично. Постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обжалуется в арбитражный суд. Порядок административного судопроизводства по этим делам в общих и арбитражных судах регулируется КоАП РФ, Гражданским процессуальным кодексом РСФСР и Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Это судопроизводство имеет своим предметом спорные административно-правовые отношения и осуществляется в рамках административной юстиции .
4. Стадия исполнения постановления начинается с момента его вступления в законную силу.

  1. К этим особенностям относятся:
  2. Правило о коллегиальном рассмотрении судом первой инстанции дел о признании недействительными актов государственных и иных органов (ст. 14 АПК). Это правило свидетельствует о том, что закон придает особое значение такого рода делам ввиду их сложности, связанной с установлением правовой корректности актов, выражающих юридически властные полномочия органов, обязательные для другой стороны.
  3. Правило о том, что по делам о признании недействующими актов государственных органов бремя доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия данных актов, возлагается на орган, являющийся автором акта (ст. 53 АПК). Орган — автор акта как ответчик по делу должен доказывать законность и обоснованность принятого акта, а истец, заявляя о незаконности акта, не обязан доказывать неправоту органа его издавшего. Это специальное правило вовсе не означает отказ от презумпции правомерности актов государственных органов. Презумпция, что правовые акты и действия государственных органов и должностных лиц считаются правомерными до их признания в установленном порядке противоправными, — неотъемлемый принцип нормального функционирования любого государства. При этом противоположная сторона — частные лица обязаны доказать факт нарушения своих прав неправомерным, по их мнению, актом, т.е. доказывают незаконность акта через обоснование обстоятельств нарушения их прав и законных интересов.
  4. АПК РФ (п. 3 ст. 135) устанавливает специальное правило, по которому решения, принятые по делам о признании недействительными ненормативного акта, подлежат немедленному исполнению. Немедленно исполненное решение, как и любое другое решение арбитражного суда, может быть в месячный срок обжаловано в суд апелляционной инстанции. Исполнение осуществляется, как правило, на основании решения суда, поскольку исполнительный лист по таким спорам может не выдаваться.
  5. Признание актов государственных и иных органов недействительными — способ защиты прав и законных интересов, при использовании которого осуществляется контроль за законностью решений. Отсюда важное значение имеет правило «двойственного» основания. Его суть состоит в том, что основаниями для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием. Указанные обстоятельства являются обязательными условиями, при которых суд принимает решение об аннулировании акта. Если в исковом заявлении имелось указание лишь на незаконность акта и в ходе разбирательства не было выявлено каких-либо нарушений прав и законных интересов лица, то арбитражный суд не вправе вынести решение о признании акта недействительным.
Это интересно:  Задолженность По Коммунальным Платежам В Днр Посмотреть

Субъекты и объекты административных правоотношений

Каждое материальное и процессуальное административно-право­вое отношение есть определенная системная взаимосвязь прав и обя­занностей его участников. Этим характеризуется содержание правоот­ношения. Правомочию — субъективному праву одного участника пра­воотношения — всегда соответствует юридическая обязанность друго­го, и наоборот. Административно-правовая норма устанавливает объем полномочий сторон, их взаимные права и обязанности, юридическую ответственность за неисполнение обязанностей или нарушение прав.

Административно-правовые отношения могут быть классифициро­ваныпо ряду критериев (см. схему 6): по характеру (особенностям) взаимоотношений их участников, по конкретным целям (предназначе­нию) правоотношений; их содержанию; способу защиты правоотно­шений.

ТЕМА 4 СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

Субъекты административного права — это физические и юридические лица, которые в соответствии с установленным административного законодательства и административно-правовых норм наделены определенным объемом прав и обязанностей вязки в сфере административно-правового регулирования управленческих отношений, а также реализуют функции исполнительной властей.

-. Владение соответствии с предписаниями административно-правовых норм способностью иметь или реализовывать (непосредственно или через представителя) права и юридические обязанности в сфере государственного управления, т.е. то владение административной правосубъектностью [13, с4];

САМЫЙ БОЛЬШОЙ БАНК РЕФЕРАТОВ

Совместно с гражданским правом, административное, нередко регулирует внешнюю сторону сходных общественных отношений имущественного характера — в зависимости от преобладающего значения тех или иных элементов метода правового регулирования. (В данном случае подразумеваются договорные начала или административные предписания.)

Все охарактеризованные элементы тесно взаимосвязаны, поэтому система накопляемых наукой административного права знаний отличается высокой степенью единства. Называя части-элементы предмета данной науки, важно подчеркнуть познавательную первичность административно-правовых категорий и вторичность действующего административного права. Административно-правовые нормы составляют непосредственный, сегодняшний материал науки административного права, но свой настоящий смысл эти нормы получают благодаря тому, что вырастают, подобно листьям на ветвях дерева, из общих категорий, на которых держатся и исчезают. Нельзя понять и подвергнуть толкованию административно-правовые нормы без помощи основных управленческих категорий. Поэтому наука административного права в первую очередь должна позаботиться о разработке аппарата административно-правовых категорий, чтобы на базе этого постоянного капитала науки изучать действующие правовые нормы.

Это интересно:  Дополнительная единовременная выплата при рождении второго ребенка в волгограде

Субъекты административного права

• юридическая властность действий и распорядительность решений, принимаемых некоторыми субъектами административного права;
• реализация государственно-принудительных полномочий, мер административного принуждения;
• обеспечение защиты правоотношений, участниками которых являются граждане.

Административная правоспособность представляет собой установленную законом возможность субъекта иметь права в сфере, регулируемой административным правом, вступать в различного рода административные правоотношения, приобретать права и нести обязанности.

Объекты и субъекты административно-правовых отношений

Субъектами административно–правовых отношений являются государственные органы, государственные организации, должностные лица, другие государственные служащие, граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, а также общественные объединения, наделенные исполнительно–распорядительными полномочиями.

Для государственных органов, государственных организаций, предприятий, учреждений, государственных служащих, должностных лиц и общественных объединений как субъектов административно–правового отношения характерно совпадение административной право – и дееспособности, т.е. административная правоспособность и административная дееспособность этих субъектов возникают одновременно, как правило, с момента их образования, регистрации.

Объект и субъект административного правонарушения

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

Виды субъектов административного права

К индивидуальным субъектам административного права относятся также государственный служащий или должностное лицо. Они занимают государственные должности в государственных органах власти, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях с указанными органами; их статус одинаковым образом регламентирован нормативными правовыми актами; они осуществляют компетенцию государственных органов и имеют для этого соответствующие государственно-властные полномочия; выполняют действия и принимают решения от имени государственных органов (при этом они — индивидуальные субъекты права).

Организация — это совокупность людей, коллектив; она предполагает деятельность, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным процедурам (правилам). Признаками организации являются:

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru