Как всегда советую и консультирую Вас я — Елена Троскина. Раскрываю свой опыт и знания в юридической сфере, мой опыт более 10 лет, это и дает возможность давать верные ответы, на то, что может быть необходимо в различных ситуациях и сейчас рассмотрим — Бухгалтерские проводки в бюджете в 2022 году получение бумаги. Если в Вашем городе нет профессионалов своего дела, можете написать свой вопрос, по мере обработки отвечу всем. Или еще лучше будет спросить в комментах у постоянных читателей/посетителей, которые ранее сталкивались с таким же вопросом и возможно знают иные способы его решения.
Аttention please, данные могут быть неактуальными в момент прочтения, законы очень быстро обновляются и дополняются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.
Для бухгалтера бюджетного учреждения одним из основных документов служит Приказ Минфина РФ от 01.12.2022 № 157Н. В бухгалтерской среде его просто именуют инструкцией № 157н. Данный документ содержит план счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению. Любая операция бюджетного учреждения должна сопровождаться проводкой, сделанной в соответствии с инструкцией № 157Н по бюджетному учету.
Новые критерии основных средств
- Метод уменьшаемого остатка. Эффективно использовать для быстро изнашиваемых и устаревающих основных средств.
- Метод расчета суммы амортизации пропорционально объему продукции. Выгодно применять, если известно, сколько продукции благодаря данному объекту учреждение сможет произвести.
Какой метод амортизации выбрать
- Стоимость объекта нужно надежно оценить. В бюджетных организациях закон позволяет сразу списать с балансового учета объекты дешевле 10 000 рублей. В коммерции этот критерий намного выше.
- Основные средства в бюджетном учете должны приносить деньги и должны быть пригодны для работы. В противном случае объекты следует учитывать на забалансовых счетах бюджетного учета.
- субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания (далее — субсидии на выполнение госзадания);
- субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности и приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность (далее — субсидии на осуществление капитальных вложений);
- субсидии на иные цели, в том числе гранты в виде субсидий (далее — субсидии на иную цель).
Общие правила
1. Дебет КДБ1 5 205 52 561 Кредит КДБ1 5 401 40 152 — начисление доходов будущих периодов по целевым субсидиям в сумме Соглашения.
2. Дебет КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 17, код аналитики 150, КОСГУ 152) Кредит КДБ1 5 205 52 661 — отражено получение субсидии текущего характера.
3. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 401 10 152 — признание доходов в виде целевой субсидии доходами текущего года на основании информации о достижении условий предоставления субсидии (Извещения, Отчета, иного документа, предусмотренного Соглашением).
4. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 205 52 661 — уменьшение доходов будущих периодов по целевой субсидии на основании измененного Соглашения и (или) дополнительного Соглашения.
5. Формирование по завершении года расчетов по субсидии на основании Извещения, Отчета о выполнении условий Соглашения (операции отражаются последним днем отчетного года, если учредителем не предусмотрено иное):
5.1. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КБК3 5 303 05 731 — закрытие расчетов в сумме неиспользованных остатков целевых субсидий текущего характера, подлежащих возврату в очередном году в бюджет.
5.2. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ1 5 205 52 661 — закрытие расчетов в сумме неиспользованного финансового обеспечения субсидии, если ее перечисление учреждению не осуществлялось.
5.3. Дебет КДБ1 5 401 40 152 Кредит КДБ4 5 303 05 731 — формирование расчетов по неиспользованному остатку при наличии принятых за счет него и неисполненных обязательств (необходимости подтверждения потребности в данных средствах).
При подтверждении потребности отражается запись:
Дебет КДБ4 5 303 05 831 Кредит КДБ1 5 401 40 152.
5.4. Если расчеты с учредителем по субсидии «закрыты» полностью, но у учреждения осталась кредиторская задолженность, принятая за счет средств субсидии (принятые и неисполненные денежные обязательства), то дополнительно записей отражать не нужно. Остаток средств на лицевом счете в очередном году будет направлен на погашение принятого денежного обязательства.
5.5. Если за счет целевой субсидии был выплачен аванс, не подтвержденный документами контрагента за отчетный год, то разница между показателями Дт 5 205 52 000 и Кт 5 401 40 152 равна данному авансу. В случае принятия решения о возврате (не подтверждения целевого характера принятых денежных обязательств) в очередном финансовом году отражается указанная в п. 5.1 операция.
6. Дебет КБК3 5 303 05 831 Кредит КБК2 5 201 11 510 (увеличение счета 18, код аналитики 610, КОСГУ 610) — возврат неиспользованного остатка целевой субсидии текущего характера прошлых лет.
Операции с субсидиями на осуществление капитальных вложений
В соответствии с п. 54 Стандарта «Доходы» субсидии на выполнение госзадания признаются в бухгалтерском учете в качестве доходов будущих периодов на дату возникновения права на их получение, т. е. на дату заключения Соглашения. Аналогичное правило распространяется и на иные виды субсидий из представленных выше, если они предоставлены на условиях возврата части средств в связи с невыполнением условий Соглашений (неиспользованием средств субсидий) (п. 40 Стандарта «Доходы»).
г) иные материальные запасы, в том числе материальные ценности, являющиеся материальными запасами в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Документ устанавливает единые требования к бухучету государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, а также бюджетному учету активов, классифицируемых как материальные запасы и незавершенное производство, а также требования к информации о запасах, результатах операций с ними, раскрываемой в бухотчетности госучреждений.
СГС «Запасы»
Например, учреждение по пошиву специализированной рабочей одежды в 2022 г. закупило ткань по 10 000 руб. за кв. м для пошива рабочих комбинезонов (продажная цена — 15 000 руб.). В 2022 г. цена на ткань упала до 6000 руб. за кв. м, а на готовое изделие (рабочий комбинезон) — до 7000 руб. за единицу. В 2022 г. на разницу между рыночной стоимостью ткани и ее учетной (балансовой) стоимостью был создан резерв — 4000 руб. (10 000 руб. — 6000 руб.).
- Рабочие счета, которые применяются при учете.
- Особенности документооборота (включая перечень первичных документов).
- Порядок осуществления инвентаризации.
- Особенности внутреннего контроля.
- Способы оценки имущества и имеющихся обязательств.
Первичная документация
В учреждении появился объект ОС, который вышел из строя. Его нужно списать. Остаточная стоимость составляет 36 тыс. рублей, амортизационные начисления – 90 тыс. рублей. После завершения ликвидации производится оприходование на сумму 600 рублей. Используются эти проводки:
Пример списания ОС
- Дт 1 40110 172 Кт 1 10134 410. Списание стоимости на сумму 36 тысяч рублей.
- Дт 1 10134 410 Кт (используется тот же счет, что и в предыдущем примере). Списание начислений по амортизации на сумму 90 тыс. рублей.
- Дт 1 10536 340 Кт 1 40110 172. Оприходование дополнительных изделий на 600 рублей.
Образец плана счетов бюджетного учета государственного учреждения можно скачать по ссылке. В нем перечислены все используемые счета, в том числе и забалансовые. В таблице представлена информация о том, в каком виде учреждения используются разные счета — в казенном, бюджетном или автономном:
Состав бюджетного ПС
При выдаче спецодежды в эксплуатацию ее стоимость не списывается. Она продолжает числиться в бухгалтерском учете учреждения. Факт выдачи спецодежды отражают внутренними записями по счету 0 105 00 000. Если сотрудник, получивший одежду, увольняется и срок ее носки не истек, то он обязан сдать спецодежду на склад.
Как начать работу по новому стандарту
Таким образом, в код плана счетов интегрирован код бюджетной классификации. Это позволяет вести учет по определенным видам активов и создавать информационную базу для формирования необходимой отчетности в соответствии с действующим законодательством и требованиями МСФО.
По фондовой кассе следует завести отдельную кассовую книгу со сквозной нумерацией и пометкой «Фондовый» на каждом листе. Записи в нее вносятся после получения или выдачи денежных документов по каждому фондовому ордеру. Обратите внимание: строки «в том числе на заработную плату» и «общий остаток денежных средств в кассе на конец дня» в этой кассовой книге остаются незаполненными.
Обратите внимание: если учреждение выдает в подотчет одним и тем же работникам как денежные средства, так и денежные документы, то расчеты нужно вести на разных счетах. Например, к счету «208 00» можно добавить дополнительные аналитические коды.
Правила бухгалтерского учета денежных документов
Все операции с денежными документами фиксируются в журнале по прочим операциям. Основанием для каждой новой записи должны стать отчет кассира и прилагаемые к нему документы (форма 0504071). Также как и карточка учета, журнал открывается остатками на начало периода. В нем отражаются обороты за весь период и выводятся остатки.
Согласно пункту 7 Инструкции № 162н (в ред. Приказа Минфина России от 31.03.2022 № 65н) «перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества при реклассификации, в том числе при признании имущества активами, а также при реклассификации активов для целей обесценения, в учреждении отражается следующими проводками:
Как отразить передачу ОС, учитываемых на забалансовом счете 21
Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, выявленных субъектом учета, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Бухгалтерской справкой (ф. 0504833). В ней делается ссылка на наименование, номер исправляемого Журнала операций, период, за который он составлен, и период выявления ошибок, а также приводится информация по обоснованию внесения исправлений (п. 18 Инструкции № 157н, Приложение № 5 к Приказу Минфина России № 52н).
Перерасчет заработной платы за прошлый год
Учреждение закупает и выдает лекарственные средства гражданам. Просим указать типовые проводки по приобретению лекарственных препаратов в целях предоставления мер социальной поддержки по обеспечению ими отдельных категорий граждан, подлежащих отражению по виду расходов 323 «Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения», увязанному в целях бюджетного учета с подстатьей 263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» КОСГУ.
— путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;
— без проведения торгов (методом запроса котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).
а) используемые методы начисления амортизации;
б) применяемые методы определения сроков полезного использования;
в) сумма балансовой стоимости, а также сумма накопленной амортизации в совокупности с суммой накопленных убытков от обесценения ОС на начало и на конец периода по группам ОС;
г) сверка остаточной стоимости на начало и на конец периода.
Основные средства в бюджетном учете в 2022 году
Так, в соответствии с п. 9 Инструкции № 174н в 2022 году внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении, а также при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение отражается одновременно по дебету и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».
Операции по внутреннему перемещению нефинансовых активов. Приказом № 212н в п. 9, 16, 21 Инструкции № 174н внесены уточнения, касающиеся внутреннего перемещения основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов.
Приказом Минфина РФ от 29.11.2022 № 212н (далее – Приказ № 212н) в Инструкцию № 174н [1] внесены очередные поправки. Приказ вступил в силу 06.01.2022, в связи с чем все введенные новшества должны быть отражены в учете начиная с указанной даты. О том, что изменилось, расскажем в статье.
Семинары и вебинары Аюдар Инфо
Так, в соответствии с п. 9 Инструкции № 174н внутреннее перемещение объектов основных средств между материально ответственными лицами в учреждении, а также при передаче имущества в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, на хранение отражается одновременно по дебету и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 0 101 00 000 «Основные средства».
Бухучет в бюджете ведется путем составления проводок методом двойной записи (с учетом признака счета – активный или пассивный). Особенности учета можно отследить по планам счетов, которые утверждены отдельно для каждого типа госструктур:
Бюджетный учет характерен для госструктур. Он применяется казенными, автономными и бюджетными учреждениями. Выделение таких форм хозяйствования предусмотрено ст. 9.1 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ. Деятельность их регламентируется несколькими правовыми актами, помимо закона № 7-ФЗ:
buhuchet_byudzhet.jpg
Бухгалтерский учет в бюджете основывается на многозначных счетах учета. Каждый такой счет состоит из 26 символов (аналитические коды классификации отражаются в первых 17 знаках, 18-й знак соответствует коду вида деятельности, следующие 4 знака берутся из единого плана счетов и соответствуют его синтетическим кодам, последние цифры – аналитика по КОСГУ, то есть по видам поступлений или выбытий).
— — 03 20 Карты выданы водителям 03 20 Карты закреплены за каждым водителем (операция производится по каждой карте) 03 1 Карта утеряна водителем 03 1 Отражены расходы на изготовление новой топливной карты 0 109 00 226 0 302 26 730* 250 Произведена оплата изготовления топливной карты 0 302 26 830* 0 201 11 610 18 250 Принята к учету полученная от поставщика топливная карта 03 1 Карта выдана водителю 03 1 Карта закреплена за водителем 03 1 Карты собраны у водителей для передачи поставщику по завершении срока действия контракта (операция производится по каждой карте) 03 1 03 1 Карты возвращены поставщику 03 20 *Детализация КОСГУ (увеличение-уменьшение кредиторской задолженности) указывается в соответствии с Порядком применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденным Приказом Минфина РФ от 29.11.2022 № 209н (далее – Порядок № 209н).
Постановка на баланс казенного учреждения доходов от сдачи металлолома
Как учесть сдачу макулатуры, которую получили при списании библиотечного фонда Макулатуру от списания библиотечного фонда оприходуйте. Учтите ее на – как прочие матзапасы, которые получили от ликвидации основного средства. Ведь библиотечный фонд – как раз основное средство.
Косгу поступление доходов от сдачи металлолома в 2022 году бюджет
- рыночная оценка, действующая на момент принятия металлического лома к бухучету;
- транспортные расходы, оплачиваемые бюджетной организацией и связанные с процессом демонтажа основных фондов, в результате которого получен приходуемый металлолом.
Учетом операций по движению бюджетных средств занимается Федеральное казначейство РФ. Данный орган также составляет и утверждает методологию ведения учета в бюджетных учреждениях, а также процедуру составления отчетности.
Ведение учета в бюджетных организациях
- Безвозвратность. Организации непроизводственной сферы, которые финансируются за счет бюджетных средств, не имеют собственных доходов, поэтому возврат средств в бюджет невозможен.
- Целевое использование. При утверждении затрат, предусмотренных планом деятельности организации, их сумма должна быть использована строго по целевому назначению.
- Фактическое выполнение. Средства, получаемые бюджетным учреждением, выдаются не в соответствии с планом, а согласно фактическому использованию по мере освоения средств.
Взаиморасчеты с поставщиком
Представим, что между бюджетным учреждение «Больница» и ООО «Магнит» заключен договор на поставку материалов на сумму 64 000 руб., НДС 9 762 руб. Договором предусмотрена предоплата — 20% от стоимости товара, которая и была уплачена «Больницей» (12 800 руб). Оставшаяся часть (51 200 руб.) была перечислена в пользу ООО «Славутич» по факту поставки товара.
Основная цель изменений – приведение правил бухгалтерского учета налоговых обязательств и связанных с ними объектов бухучета в соответствие с МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль». Он введен в действие на территории России приказом Минфина от 28 декабря 2022 г. № 217н.
Дополнено понятие временных разниц
- положение ЦБ от 12.11.2022 № 659-П «О порядке отражения на счетах бухгалтерского учета договоров аренды кредитными организациями»;
- указание ЦБ от 12.11.2022 № 4965-У с изменениями в План счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядок его применения;
- указание ЦБ от 09.07.2022 № 4858-У с изменениями в порядок определения доходов, расходов и прочего совокупного дохода кредитных организаций.
Как отразить в отчетности доходы будущих периодов в рамках финансирования капзатрат
- определяют временные и постоянные разницы исходя из их налоговой базы, включаемой в консолидированную налоговую базу (формируется ответственным участником в соответствии с законодательством о налогах и сборах вне системы бухучета);
- отражают в бухучете отложенные налоговые активы с учетом всех вычитаемых временных разниц, кроме 1) случаев, когда есть вероятность того, что вычитаемая временная разница не будет уменьшена или полностью погашена в последующих отчетных периодах, 2) полученной участником суммы убытка, учитываемой при определении консолидированной налоговой базы за этот период;
- формируют в бухучете текущий налог на прибыль на отдельном счете по учету расчетов с участниками КГН; ответственный участник отражает на нём сумму налога на прибыль к уплате по консолидированной группе в целом;
- раскрывают обособленно в отчете о финансовых результатах разницу между суммой текущего налога на прибыль, исчисленного участником (вкл. ответственного участника) для включения в консолидированную налоговую базу такой группы, и суммой денежных средств, причитающейся с участника (участнику) исходя из условий договора о создании КГН.
Так, некоммерческие организации при разработке РПС используют Приказ Минфина от 31.10.2022 № 94н (ред. от 08.11.2022). Учреждения бюджетной сферы применяют Приказ Минфина № 157н от 01.12.2022 (в ред. 27.09.2022). Однако для бюджетников действуют дополнительные инструкции в соответствии с типом учреждения.
Примеры бухгалтерских записей
Содержание План счетов бухгалтерского учета в бюджетных организациях: важные положения, разъяснения и анализ последних поправок. План счетов выступает в роли упорядоченного списка счетов, принятых в бухгалтерском учете и объединенных в зависимости от цели учета. Единый План счетов и Инструкция к нему, утвержденные указом Министерства финансов РФ от 01.12.2022 № 157н, регламентируют учет в государственных организациях.
Вход для клиентов
Как отразить формирование резервов предстоящих расходов смотрите в таблице. Отмечу, в таблице счет 401.60 приведен с аналитикой (401.61, 401.62 и т. д.), которую предложил Минфин в письме от 20 мая 2022г. № 02-07-07/28998. Чтобы использовать эту аналитику, ее нужно закрепить в рабочем плане счетов.
Обратите внимание, что согласно пункту 14.1 Порядка № 209н возврат субсидии на финансовое обеспечение выполнения госзадания в объеме, соответствующем показателям, которые не были достигнуты (с учетом допустимых отклонений), если госзадание является невыполненным, отражается по статье КОСГУ 610 «Выбытие денежных средств и их эквивалентов».
Изменения в начислении доходов от субсидии на госзадание
Предположим, что учредителем в связи с неполным выполнением госзадания во II квартале было внесено изменение в соглашение о выделении субсидии, в соответствии с которым сумма субсидии на 2022 год уменьшается на 5 млн рублей. График выделения субсидии также корректируется: сумма субсидии, подлежащая получению на 15 июля и на 15 октября, составит 7,5 млн рублей. Отчет за III квартал утвержден на полную сумму выделенных средств — 7,5 млн рублей. Бухгалтер сделает следующие записи:
Изменения в начислении доходов от субсидий на иные цели
Правовые аспекты формирования госзадания и определения объема субсидии на его выполнение были описаны в статье «Порядок учета субсидий на финансовое обеспечение госзадания в 2022 году» [1] . В настоящей статье эти особенности уже рассматриваться не будут. Речь пойдет именно об изменениях в начислении доходов от субсидии в соответствии с обновленными правилами, вступившими в силу с 1 января 2022 года.