Характер студента качества из неполной семьи

Содержание

Педагогика для экспертов StudyExperts

Необходимо знать, что не все индивидуальные черты выражают характер человека, а только наиболее существенные. В категории привычных недостатков характера выделяют два вида: проявляющихся в его работе и в отношении его к себе и другим людям. Первый вид: леность, пассивность, неорганизованность, отсутствие настойчивости. Второй вид: эгоизм.

Неблагоприятно влияет на развитие ребенка переоценка или недооценка недостатков его характера. Так, некоторые представители неполных семей склонны объяснять чрезвычайную капризность или недисциплинированность, невыдержанность детей их нервностью. Это способствует укреплению у таких детей этих недостатков и появлению чувства вседозволенности. Нередко они прямо заявляют: «Не троньте меня: я нервный!». Плохо и когда не обращают внимания на повышенную возбудимость, неуравновешенность, повышенную обидчивость или полную безучастность ребенка, на такие симптомы, как бессонница, головные боли, тики, неоправданная слезливость. В этом случае надо немедленно обращаться к врачу.

Определение понятия “неполная семья”

В неполной семье для будущих супругов отсутствует главное — пример брачных отношений. Поэтому отсутствует для детей — будущих супругов и родителей — определенная возможность формирования культуры чувств, отношений, характерных для взаимоотношений мужа и жены. Будущие мужья, воспитывающиеся без отца, нередко усваивают женский тип поведения или же у них формируется искаженное представление о мужском поведении как агрессивном, резком, жестоком. А у будущих жен, выросших без отца, хуже формируются представления об идеале будущего супруга, в семейной жизни им значительно труднее адекватно понимать мужа и сыновей. Поэтому в таких семьях заведомо больше причин для конфликтов, разводов. [19]

В том, что родительский дом испокон веков называется отчим, заложен глубокий смысл, определяющий важную роль отца в воспитании и формировании личности ребенка. Однако счастье отцовства не приходит само по себе, не передается по наследству. Очень показательны в этом отношении слова французского философа и педагога Ж. Ж. Руссо: «Производя и питая детей, отец исполняет этим только третью часть своей задачи. Он должен роду человеческому дать людей, обществу — общественных деятелей, государству — граждан. Всякий человек, который может платить этот тройной налог и не делает этого, виновен, и может быть более виновен, если платит его наполовину. Кто не может выполнить обязанности отца, тот не имеет права быть им». [?]

ХАРАКТЕРИСТИКА СТУДЕНТОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

Здоровье растущего организма формируется в процессе реализации генетической программы развития в конкретных условиях социальной и природной среды, определяющих осуществление биологических и социальных функций. Школьники и студенты независимо от их социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи. Охрана здоровья детей признана государством важнейшим и необходимым условием физического и психического развития подрастающего поколения (ст. 7 «Закона об охране здоровья граждан» ФЗ № 323 от 21.11.2011 г.). Постановление Правительства РФ № 916 от 29.12.01 г. «Об обще­российской системе мониторинга состояния физического здоро­вья населения, физического развития детей, подростков и моло­дежи» указывает на актуальность проведения антропометрических скринингов для своевременного выявления отклонений и нарушений развития.

Материалы и методы. Исследование проведено в результате сравнительного анализа «Паспорта здоровья студента» в рамках научно-исследовательской работы кафедры медподготовки и БЖД, а также в ходе учебно-воспитательного процесса изучения дисциплин, реализуемых кафедрой. Всего было обследовано 410 студентов (87 юношей и 323 девушки) 17-19 лет 1-2 курса Арзамасского филиала ННГУ им.Н.И.Лобачевского в течение 2013/14 уч.года. Психологические особенности студентов выявляли с применением теста-опросника САН (Самочувствие-Активность-Настроение) и теста на оптимизм (по Р.С.Немову). Определение социального статуса проводили путем анкетирования [5].

Ваш психолог

Хорошо известна классификация профилей брака на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный. В симметричном браке оба супруга имеют равные права, никто не подчинен другому. Проблемы решаются путем соглашения, обмена или путем компромисса. В комплиментарном браке один распоряжается, дает приказания, другой подчиняется, ожидает совета или инструкции. В метакомплиментарном браке ведущего положения достигает партнер, который реализует собственные цели путем подчеркивания своей слабости, неопытности, неумелости и бессилия, манипулируя таким образом своим партнером.
Профили брака, предложенные В. Сатир, построены на моделях коммуникативных отношений. На основании анализа вербальных и телесно-звуковых признаков она выделяет 5 коммуникативных моделей общения между супругами: заискивающий, обвиняющий, расчетливый, отстраненный, уравновешенный.
Уайл приводит 3 типа партнерских связей, которые он выделяет, используя критерии оценки реакции на конфликты.
1. Взаимное уклонение. Оба партнера активно уклоняются от активного обсуждения, отмалчиваются, чувствуют несправедливость, но не высказывают друг другу своего беспокойства и обиды.

Это интересно:  Можно Ли Получить Права Старого Образца В 19м Году

Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия.
Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения.
В.С. Торохтий, обобщая результаты предыдущих исследований, отмечает, что современные семьи отличаются между собой по следующим признакам:
-по количеству детей: бездетная, или инфертильная, семья, однодетная, малодетная, многодетная;
-по составу: неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака;
-по структуре: с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми;
-по типу главенства в семье: эгалитарные и авторитарные семьи;
-по семейному быту, укладу: семья – «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок;
-по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи;
-по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружества, старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары;
-по качеству отношений и атмосфере в семье: благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная;
-по географическому признаку: городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера);
-по типу потребительского поведения: семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным типом потребления, т.е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т.д., семьи с промежуточным типом потребления;
-по особым условиям семейной жизни: студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»;
-по характеру проведения досуга: открытые или закрытые;
-по социальной мобильности: реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи;
-по степени кооперации совместной деятельности: традиционные, коллективистские и индивидуалистические;
-по состоянию психологического здоровья: здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья.
Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности ее членов.
В значительной мере определяющими успешность будущих семейных отношений выступают мотивы вступления в брак.
К настоящему моменту сложились разнообразные формы брачно-семейных отношений, наиболее распространенные из которых следующие:

Характер студента качества из неполной семьи

В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структура и формирование ценностно-смысловых ориентаций у студентов выходцев из полных и неполных семей.

Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: И.С. Артюхова, Е.К. Киприянова, Н.А. Кирилова, И.С. Кон, В.М. Кузнецов, А.В. Мудрик, А.С. Шаров и другие. Так, рассматривая ценностные ориентации, выдающийся отечественный психолог А.Н. Леонтьев отмечал: «. — это ведущий мотив — цель возвышается до истинно человеческого и не обосабливает человека, а сливает его жизнь с жизнью людей, их благом. такие жизненные мотивы способны создать внутреннюю психологическую ценность.

Сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям

Ситуация бесконтрольности, а то и безнадзорности ребенка обусловлена либо равнодушием родителей, либо их чрезмерной занятостью, сосредоточенностью на других жизненных проблемах. Если гипопротекция сочетается с хорошим эмоциональным контактом, то такой ребенок растет в ситуации вседозволенности, у него не вырабатывается привычка к организованности, планированию своего поведения.

Это интересно:  Как Подтвердить Обьявление О Межевании По Эл Почте

В этом случае ребенок постоянно ощущает свою ненужность, обделенность лаской и любовью, и эти переживания способствуют формированию у него комплекса неполноценности, высокой агрессивности. Наиболее часто данный тип воспитания встречается в социально неблагополучных семьях.

Характер студента качества из неполной семьи

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»>
Анализ специальной литературы показывает, что в науке превалируют две классификации типов акцентуаций характеров — первая предложена К. Леонгардом, вторая — А.Е. Личко. При этом в том и в другом подходе сохраняется общее понимание смысла акцентуации. В исследовании мы опирались на взгляды К. Леонгарда.

justify;text-indent:1.0cm;line-height:150%»>
В подростковом возрасте особенно ярко проявляются акцентуации характера, отличающиеся тем, что при действии психогенных факторов, адресующихся к наиболее «слабому», уязвимому месту соответствующей акцентуации, могут наступать нарушения социальной адаптации, отклонения в поведении. Наиболее распространенные формы, где акцентуации характера влияют на формирование отклоняющего поведения: пьянство и алкоголизм, сексуальная распущенность, бродяжничество, употребление наркотических и токсических веществ.

Характер студента качества из неполной семьи

Ценности — это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. В рамках этого подхода, как нам представляется, адекватно решается вопрос о соотношении ценностей и целей: Ценность в первую очередь является тем, что дает идеальной (т.е. реально еще не осуществленной) цели силу воздействия на способ и характер человеческой деятельности, побудительную силу [22, с. 21]. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания.

) Оценка испытуемыми уровня материального достатка своей семьи. Ниже среднего уровень материального достатка имеют 12% испытуемых, средний уровень — 57% испытуемых, выше среднего 26% испытуемых и высокий — 5% испытуемых.

Ценностно-смысловое самоопределение студентов при воспитании в полных и неполных семьях

Однако следует отметить, что сравнительные исследования трех типов семей (неполной, полной конфликтной и полной благополучной) обнаружили, что по большинству показателей (школьная успеваемость, интеллект, эмоциональная устойчивость) дети из неполных семей чаще отличаются большими успехами, чем их сверстники из полных, но конфликтных семей, и лишь незначительно отличаются от детей из полных благополучных семей. Исследование проводилось Е. А. Пузыревой под научным руководством Р. В. Овчаровой в 2002 году. [33]

Существует дополнительная категория — так называемые функционально неполные семьи. Такие семьи состоят из двух родителей, но по профессиональным или другим причинам они мало времени уделяют семье. Общение с детьми оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами.

Особенности самоотношения у студентов из неполных семей

Сравнивая юношей и девушек, можно увидеть, что и девушки и юноши из неполных семей практически не отличаются по таким параметрам, как внутренняя мотивация ВМ, внешняя положительная мотивация ВПМ и внешняя отрицательная мотивация. (ВМ : Хср муж =4,7, S муж= 0,4216, Мо=5, Ме=5,50 и Хср жен=4,3, S жен=0,797, Мо=5, Ме=4,5; ВПМ: Хср муж =4,2832, , S муж=0,6881, Ме=4,33, Mo=4,67 и Xср жен=4,2832, Sжен=0,6481, Mo=4,67, Me=4,33; ВОМ: Xср муж=2,9, Sмуж=0,7888, Mo=2, Me=2,75 и Xср жен=3,125, Sжен=0,8825, Me=3, Mo=3 ).

Рассмотрев, что личность не является субстанциональным образованием, и модус ее существования определяется включенностью в социальные отношения и способностью самому устанавливать отношения к внешнему миру и к себе. Несубстанциональность природы личности означает, что человеческое «Я», его «самость» не являются самодовлеющей онтологической реальностью или абстрактной сущностью. Однако допустим условно субстанциональность природы «Я». Что из этого может вытекать? Такое допущение привело бы к признанию неисторичности природы личности и феномена «самости», их статичности и завершенности, к игнорированию момента развития и формируемое «Я». Подобное допущение равносильно постулированию того, что «Я» существует само по себе, а отношение к миру есть лишь внешнее проявление его имманентных сил и особенностей, внешнее проявление и не более того. К тому же пришлось бы постулировать дериватность системы отношения как таковой, ее онтологическую «эпифеноменальность», что можно было бы выразить следующим утверждением: существуют самостоятельные сущности — субъект и ……………………………………………………………………………………………………………………СОКРАЩЕНО………………………………………………………………………………………………………………………………ток. Однако нам представляется, что в них пропущены, вернее недостаточно четко отмечены, существенные содержательные слои системы самоотношения, например, отношения к своим интеллектуальным, эмоционально-волевым качествам [8].

Павлык Н

Интерес к психологическому фе­номену характера личности прослеживается со времен ан­тичной философии. По мнению древ­негреческих философов — Аристоте­ля, Теофраста и Гиппократа — характер, как система устойчивых личностных качеств, определяет судьбу человека (Аристотель,197б; Михайлов, 1990; Лабрюйер, 2001).

Духовный потенциал зависит от лич­ностной направленности на людей и на Бога, целостности, силы и мягкости характера, а также от духовно-нравст­венных черт (совестливости, альтруиз­ма, ответственности, честности), ин­теллектуально-креативных качеств (креативности, толерантности, прин­ципиальности), волевых (терпеливости, организованности) и нравственно-ком­муникативных качеств (доброжелатель­ности, эмпатии, оптимистичности). Интересно, что невротичность также повышает духовный потенциал лично­сти, усиливая психическую чувствитель­ность. Эгоистическая направленность (на себя) снижает духовный потенциал.

Это интересно:  Самозанятым пенсионерам вернут индексацию

Готовые примеры (образцы) характеристик на учеников средней школы

Виктория обладает широким кругозором, любит читать. Умеет выражать собственное мнение, четко формулирует свои мысли. Всегда сфокусирована на выполняемой деятельности, однако может легко переключиться на решение другой задачи. Отмечена высокая скорость освоения учебной программы и легкость, с которой девочка воспроизводит полученные знания.

Андрей активно занимается интересной ему внеурочной деятельностью (секции, тренажерный зал). Участвует исключительно в спортивной жизни школы, не проявляя интереса к прочим общественным мероприятиям. Может отказаться от выданного ему поручения или не довести дело до конца. Трудовая инициатива с его стороны отсутствует.

Шпаргалка: Социальная ситуация развития в неполной семье

Кроме того, семья может рассматриваться в качестве неполной не только по составу, но и по своим функциональным характеристикам. В частности, семьи, в которых родители по тем или иным причинам не выполняют свои социализирующие функции, а также семьи с неблагоприятной психологической атмосферой, могут рассматриваться в качестве неполных, поскольку имеют воспитательный потенциал, недостаточный для успешного социального развития ребенка.

Недостаток позитивного общения, дезорганизованные семейные отношения обуславливают возникновение отчужденности ребенка, его неуверенности в себе, а также развитие таких качеств, как безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность. Неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которая постепенно становится особо значимой в освоении социальной жизни. И нередко асоциальные нормы и ценности такой группы усваиваются быстрее, чем семейные.

Характер студента качества из неполной семьи

Не только дети, но и матери в неполной семье нуждаются в квалифицированной помощи психолога, потому что условия неполноценной семейной жизни довольно часто вызывают у них личностную деформацию, а это в свою очередь отражается на особенностях их отношения к собственным детям: вместо того чтобы помочь им, такие матери усугубляют столь нелегкое психологическое самочувствие своих детей. Принятие на себя роли отца и в связи с этим общая эмоциональная и физическая перегрузка матерей еще в большей степени повышает их нервное напряжение, учащаются конфликты с ребенком, и тем самым ускоряется процесс его невротизации. По данным психологических исследований, общая неудовлетворенность матери своей несложившейся семейной жизнью приводит к появлению таких негативных черт характера, как подозрительность, недоверчивость, нетерпимость, упрямство, ригидность мышления, к возникновению у нее ситуационно обусловленных «сверхценных» идей. В связи с этим у матерей, воспитывающих ребенка без отца, наблюдаются постоянные затруднения в самоконтроле при взаимоотношениях с окружающими и затяжные межличностные конфликты. Зачастую у них снижен биотонус организма, появляются соматические жалобы, раздражительность, возникают внутренние конфликты, отсутствует жизнерадостность, удовлетворенность. Таким матерям могут быть присущи состояние тревоги и недостаточная эмоциональная отзывчивость, т. е. у них наблюдаются невротические изменения личности. [16]

Дети из неполных семей сталкиваются с множеством психологических и социальных проблем, в разрешении которых им нужна квалифицированная помощь профессионального психолога. Эти проблемы становятся особенно заметны и актуальны в подростковом возрасте, когда в качестве основного возрастного новообразования выступает такая форма проявления самосознания, как чувство взрослости.

Ценностно-смысловое самоопределение студентов при воспитании в полных и неполных семьях

Мы считаем, что существует взаимосвязь между особенностями личностного самоопределения в ранней юности и условиями, создаваемыми для личностного развития ребенка в неполной семье. Проверке данного предположения и посвящена наша работа.

В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности в юношеском возрасте, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности, с профессиональной направленностью, но недостаточно изучены структура и формирование ценностно-смысловых ориентаций у студентов выходцев из полных и неполных семей.

Педагогические условия формирования конкурентоспособной личности учащихся из неполных семей в воспитательной системе школы 13

3. Лапшина, Е.А. Конкурентоспособный лидер: понятие и условия формирования / Е.А.Лапшина // Составляющие педагогики успеха в условиях модернизации образования: межвузовский сборник научных статей. − Москва − Чебоксары, АПСН, 2006. − С. 125-129.

1. Лапшина, Е.А. Формирование конкурентоспособности учащихся – приоритетная задача общеобразовательной школы в современных социально-экономических условиях / Е.А.Лапшина // «Воспитание школьников». – Москва, 2010. − №2. − С. 42-47.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru