Характеристика на подростка девушку склонную к уходам из дома неполной семьи

Содержание

Ваш психолог

Склонность к отклоняющемуся поведению является результатом сбоя в процессе становления личности тинейджера и в решении его возрастных задач.
ВИДЫ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
Девиантное поведение — отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.
Аддитивное поведение — злоупотребление различными веществами, изменяющими психическое состояние; к ним относятся табак, алкоголь, наркотики. Аддиктивное поведение является разновидностью девиантного поведения.
Деликвентное поведение — поведение, проявляющееся в нарушении закона, совершении преступлений.
Любое отклоняющееся поведение классифицируется как дезадаптивное поведение.

Дезадаптация личности — неприспособленность индивида к социальной среде, несформированное представление о себе (отсутствие «Я-концепции»), отсутствие системы ценностей. Дезадаптация личности возникает в результате невозможности последовательно решать возрастные задачи из-за противоречивых родительских «посылов» (например, за один и тот же поступок в одном случае хвалят, в другом — наказывают без объяснения причин такой реакции), жестокого обращения с детьми, эмоциональной холодности и безразличного отношения к детям.
Школьная дезадаптация — самостоятельный феномен, совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социологического и психологического статуса ребенка требованиям школьного обучения, в результате чего овладение школьными дисциплинами становится затруднительным или невозможным.
Причин, по которым подростки начинают «устойчиво» проявлять отклоняющееся поведение, много. О них мы будем говорить позже (см. раздел «Точки риска и стратегические направления развития ресурсов подростка»). Однако есть факторы, которые могут приводить к формированию особой склонности к не просто отклоняющемуся, но и саморазрушительному поведению. Главный из них — это неблагополучная семья.
Неблагополучными семьями мы называем такие семьи, в которых присутствуют какие-либо из следующих тенденций:
• злоупотребление алкоголем и/или другими наркотиками (скрытое или явное);
• физическое насилие над супругом и/или над детьми;
• неподобающее сексуальное поведение одного из родителей по отношению к ребенку, варьирующее от развращения до инцеста;
• игнорирование эмоционального состояния детей;
• суровая дисциплина, жесткий диктат без права выбора или, наоборот, отсутствие всяких правил и дисциплины в семье;
• явное предпочтение одного ребенка другому, при этом один из детей чувствует себя отвергнутым;
• постоянные споры, скандалы, напряженность;
• родители жестко соревнуются друг с другом или с детьми, при этом нацелены не столько на достижения, сколько на унижения и отрицание ценных качеств другого;
• чрезмерно жесткие требования религиозному воспитанию, распорядку дня, работе, слепая увлеченность сексом, телевидением, работой по дому, спортом, политикой и т. д.; одержимость любым из этих дел может разрушить близость в семье, поскольку упор делается на соблюдение правил, а не на нормальные отношения.
Если один из родителей проявляет в своем поведении пристрастие к чему-то из упомянутого выше, это вредит ребенку. Если же они оба практикуют какой-либо из опасных видов поведения, результаты могут быть еще более разрушительными: каждый из родителей фактически подталкивает ребенка к разрушительным шагам по отношению к себе.
НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ РОДИТЕЛИ
Неблагополучным родителям, как правило, присущи черты, делающие совместное проживание с ними напряженным и даже болезненным, тем более если это дети, которые находятся в полной зависимости от них.
Вот основные деструктивные модели поведения неблагополучных родителей:
• они подвергают собственных детей эмоциональному, физическому либо
сексуальному насилию или же совершенно безразличны к ним и не следят за их
развитием;
• они хронически недовольны либо собой, либо другими людьми;
• у них вредные привычки и пристрастия;
• они с пренебрежением относятся к своим потребностям, а также к потребностям окружающих;
• они рассчитывают, что их дети удовлетворят впоследствии их собственные запросы;
• они не знают, что делать со своими чувствами, поэтому стараются их не замечать;
• они непоследовательны, непредсказуемы, неорганизованны либо просто деспотичны;
• они могут быть излишне требовательны и к себе, и другим, отдельные ошибки могут означать для них полный провал;
• их суждения полны критики и неприязни, в них обычно присутствует порицание, желание унизить и обидеть окружающих;
• они не умеют слушать других;
• они любят употреблять обороты, в которых упирают на слово «ты» («ты всегда. », «ты никогда. », «ты —идиот!»);
• они предъявляют к другим слишком много требований и при этом по отношению к другим людям они агрессивны или безразличны;
• их действия продиктованы страхом, гневом, страданием, а не любовью.
Каково же ребенку появиться на свет в семье, которая не знает, как разрешить возникающие трудности?
Постепенно ребенок может прийти к заключению, что его родители обращаются с ним так, как он того заслуживает. Подобное убеждение может сложиться в сознании еще прежде, чем ребенок научится выражать словами свои чувства. И когда он вырастет, он будет придерживаться убеждений, впитанных с молоком матери, о том, что:
— он был обузой для родителей;
— нельзя говорить о своих чувствах, затруднениях или потребностях;
— он не заслужил безоговорочной любви.
Решения, заключения и убеждения, к которым человек приходит в самом раннем детстве, сказываются на всей его жизни. Человек может даже не знать, что живет под их влиянием, поскольку они были заложены в тот период, когда сознание только формировалось, и они стерлись из памяти. И все же эти первичные «суждения» о самом себе, о родителях и окружении оказывают влияние на всю жизнь.
У многих детей из неблагополучных семей начинают появляться следующие особенности характера:
1. Обостренная осторожность. Непредсказуемость и хаотичность реальной жизни заставляет их все время быть начеку. Обостренная осторожность оборачивается постоянным нервным напряжением, при котором в организме начинают в огромном количестве вырабатываться гормоны стресса, даже когда человек находится в покое. Эти гормоны могут стать причиной физического истощения организма.
Подросток бессознательно ищет способ разрядить стрессовое напряжение.
2. Обостренное чувство ответственности в сочетании с чувством > беспомощности и виной. Дети, начинают принимать все на свой счет. Они приходят к убеждению, что с ними обращаются так, как они заслуживают. Такие слова, как: «Ты сводишь меня с ума!», обращенные к ним, могут привести к тому, что они начнут совершенно неоправданно завышать свои возможности и брать на себя ответственность за эмоции и поступки других людей. Дело может дойти даже до того, что они начнут считать себя ответственными за все происходящее у них в семье. Чувства растерянности, вины и стыда начнут расти как на дрожжах. Подросток бессознательно ищет способ избавиться хотя бы на время от подавляющего чувства вины.
3. Чувство недоверия. Если люди, которых они любят больше всего на свете, отстраняются от них, дети из неблагополучных семей могут прийти к мысли, что родителям — или тем, от кого зависит их существование, — нельзя доверять. Когда им велят замолчать, прекратить фантазировать или плакать, они перестают верить собственным ощущениям, своей интуиции и самим себе. В результате они оказываются в полной растерянности, и между ними и окружающим миром вырастает стена. За этой «стеной» подросток чувствует себя одиноким.
Подросток ищет любой способ убежать от чувства одиночества.
4. Утаивание своих чувств. Младенцы и маленькие дети чисты и непосредственны. Когда они счастливы, все их тело сотрясается от радостного смеха, а если они плачут, кажется, случилось нечто непоправимое, и все понимают их состояние. Однако многие родители не знают, что им делать с собственными чувствами, поэтому они не имеют понятия, как им отнестись к переживаниям детей. В результате они принимаются поучать их, убеждая, что выражать свои чувства нехорошо. «Большие мальчики не плачут!», «Хорошие девочки не шалят!». В семьях, где проявлять свои чувства опасно; не принято говорить о своих переживаниях или где с презрением относятся к выражению чувств, дети обучаются прятать, подавлять, отрицать их. Но постоянное подавление своих чувств приводит к неудовлетворенности, сниженному фону настроения.
Подростку хочется быть веселым, раскованным, выглядеть беззаботным и успешным. Он ищет легкий способ быстро улучшить настроение. Часто сверстники, нашедшие такой способ в разных формах отклоняющегося поведения, сообщают о своем «успешном» способе и привлекают подростка в том числе и в ряды малолетних потребителей психоактивных веществ.
5. Игнорирование своих потребностей. Родители, имеющие проблемы в сфере построения отношений, не способны удовлетворить основные эмоциональныеупотребности собственных детей. Поэтому дети быстро начинают понимать, что иметь какие-либо потребности небезопасно, что для взрослых это — бремя. У детей может появиться чувство вины за то, что они в чем-то нуждаются, и они начнут делать вид, будто это совсем не так, будто нужды ни в чем нет. Устав от постоянных разочарований, они вообще перестанут что-либо просить, хотеть, в чем-либо нуждаться. На смену приходит чувство апатии и скука.
Подросток постоянно ищет способ убежать от скуки. Поиски часто приводят их к отклоняющемуся поведению.
6. Крайне низкая самооценка. В мире, где их все время обманывают, а их потребности умаляют или не замечают, детям трудно кому-либо довериться, понять происходящее и поверить в себя. В результате у них рождается чувство собственной неполноценности. Им нелегко поверить, что у них есть полное право на то, чтобы к ним относились хорошо, самому определять свою судьбу, быть
счастливым. Но как хочется быть счастливым!Хотя бы на время! Даже если для этого нужно притвориться совсем другим человеком, даже если для этого нужно перейти границы правил и запретов.
Подросток постоянно ищет способ почувствовать себя счастливым. Порой для этого используется и отклоняющееся поведение.

Это интересно:  Очередность Получения Путевки

Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях

Гендерная идентичность является базовой характеристикой личности любого человека, она формируется в процессе интериоризации мужских или женских черт, во время взаимодействия человека со значимыми «другими», а также в ходе социализации. В концепции Э. Эриксона базисный конфликт шестой стадии психосоциального развития — интимность против изоляции — напрямую связан именно с гендерной идентичностью индивида. При этом результаты разрешения данного конфликта не замыкаются в области интимно-личностных взаимосвязей, но специфическим образом обнаруживаются в существенно более глобальном контексте межличностных отношений. Также необходимо отметить способность человека к установлению полноценных доверительных близких отношений, которая вовсе не означает формирование акцентированной позитивной установки касательно социального окружения. Это, по видимому, способность к широкой вариативности в континууме «принятие – отвержение» при сохранении целостности личности [5].

Учитывая всю жертвен­ность и героические усилия матери, неполная семья, к сожалению, не способна создать полноценные условия для социализации ребенка, адаптации его к социальной среде, приспособления к ней, овладения социальными ролями и функциями. как личности, Отец является для сына моделью идентификации мужской роли, для дочери он служит моделью комплементарности, поэтому уход отца из семьи вызывает некоторые адаптационные затруднения в под­ростковом возрасте, влияя на их психологическое и сексуальное развитие. Мать же, стремится окружить детей максимальным количеством влияния, любви и заботы, и, таким образом, компенсировать отсутствие отца. В отношении детей такой матери характерна опекающая, охранитель­ная, контролирующая, сдерживающая инициативу ребенка позиция. Такая линяя поведения формирует эмоционально ра­нимую, несамостоятельную, подверженную внешним влияни­ям, «извне управляемую» эгоистическую личность. Более того, ребенок, растущий в неполной семье, зачастую становится обьектом нравст­венно-психологического давления, получаемого от детей, растущих в благо­получных полных семьях, что приводит к появлению чувства неуверенности, а иногда озлобленности или агрессивности.

Подростки из неполных семей в МЛС (стр

Таким образом, распад семьи всегда болезненно переживается и взрослыми, и детьми. Будучи не в состоянии контролировать собственные переживания, взрослые меняют отношение к ребенку: кто-то видит в нем причину развала семьи и не стесняясь говорит об этом, кто-то (чаще всего мать) настраивает себя на то, чтобы всецело посвятить свою жизнь воспитанию ребенка, кто-то узнает в нем ненавистные черты бывшего супруга или, напротив, радуется их отсутствию. В любом из этих случаев внутренняя дисгармония взрослого в послеразводном кризисе накладывает отпечаток на формирование личности ребенка, потому что дети во многом воспринимают события, ориентируясь на реакцию взрослых. Нередко взрослые используют детей в качестве объекта разрядки своих отрицательных эмоций, распространяя на них негативные аспекты переживаемой ситуации. При этом родители упускают из виду, что ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Развод неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Поэтому взрослым необходимо учитывать те обстоятельства, которые сказываются на психическом развитии ребенка в подобной ситуации.

Это интересно:  Проезд Пенсионера По Социальной Карте В Метро

Чем старше ребенок, тем сильнее проявляются в нем признаки пола и тем серьезнее могут быть нарушения поведения, которые становятся заметными не только в семье, но и вне ее. Это может быть выражение агрессии в школе, на улице, неожиданные слезы, конфликты, полная рассредоточенность внимания. Но чаще всего средствами проработки семейных стрессов для девочек выступают нарушения здоровья (экземы, гастриты, заикания, навязчивые движения), для мальчиков — асоциальные формы поведения.

Особенности развития подростка в полной и неполной семье

Принципиальный интерес представляет стратегия, определяемая авторитарным отношением к ребенку, и ориентированная на развитие морально-нравственных качеств. В полной семье ее реализует отец по отношению к дочери. При отсутствии супруга мать восполняет эту линию отцовского поведения. В данной ситуации полностью отсутствует ориентация на поддержание активности и самовыражения ребенка, которую в полной семье по отношению к дочери реализует отец.

Мальчики в неполной семье сталкиваются с серьезнейшей проблемой: заласканные матерью или убедившиеся в том, что в обществе главенствуют женщины, они начинают чувствовать, что мужчины — ничтожество. Очень часто мужское стремление оберегать беспомощную мать вынуждает их отказаться от собственной, независимой жизни. В итоге многие мальчики остаются со своими матерями и просто не представляют своих собственных гетеросексуальных влечений; или же они восстают против матери и убегают из дома с чувством, что все женщины — враги.

Особенности формирования гендерной идентичности подростка в неполных семьях

Анализ психологической литературы по проблеме исследования позволяет говорить о том, что гендерная идентичность — это результат отождествления личностью себя с определенным полом, включающее отношение к себе как к представителю определенного пола, освоение соответствующих форм поведения и формирование личностных характеристик (Т.В. Бендас, Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина). В структуру гендерной идентичности может быть включено большое количество разнообразных компонентов, но наиболее существенными являются следующие: биологический пол, т.е. мужчина или женщина, и такие характеристики личности как маскулинность и феминность, представляющие собой интериоризированные психологические черты (О.А.Воронина, Д.В.Воронцов, Е. Здравомыслова, В.В.Знаков, В.А.Лабунская, Н.И. Ловцова, Л.Н.Ожигова, Н.Пушкарева, Дж. Скот, А.Темкина, Р. Хоф).

Формирование гендерной идентичности строится на основе биологически заданного пола, но формирование пола психологического является результатом влияния на личность социальных обстоятельств, а также культурных традиций и привычек общества. Гендерная идентичность является фенотипом, сплавом врожденного и приобретенного. В понятие «пол» вложены черты, обусловленные напрямую биологическим полом, а в понятии «гендер» имеются ввиду аспекты мужского и женского.

Подросток в неполной семье и детском доме

В психологическую консультацию обратилась молодая, красивая, хорошо одетая женщина с просьбой помочь ей в семейной жизни. Ее муж – крупный бизнесмен, дает жене столько денег, сколько та захочет. У них двое детей: девочка детсадовского возраста и мальчик 11 лет, подросток. Детей в детсад и школу отвозит шофер. Она сама не работает, так как нет специальности. В доме есть прислуга. Муж ни на жену, ни на детей внимания не обращает. Но на каникулах отправляет сына и жену или на море, в Египет, или в Швейцарию кататься на лыжах. С семьей отец бывает редко, только тогда, когда нужно ехать за границу с супругой.

Подобные ситуации непросты, но возникающие проблемы разрешимы. Женщине, как и мужчине, в неполной семье необходимо терпение и умение принимать помощь со стороны близких или сослуживцев. Помощник в семье ведет хозяйство; подросток–мальчик прибивает ручки и плинтуса, подросток–девочка готовит обед, следит за порядком в доме.

Социально-педагогическая работа с несовершеннолетними, склонными к совершению самовольных уходов из семей

Социально-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста из неполных семей, особенности работы социального педагога. Библиотерапия как метод социальной работы с младшими школьниками из неполных семей, ее принципы и критерии отбора книг.

Социальная реабилитация подростков как комплексная проблема, которую можно решить, объединив усилия психологов, медиков и учителей. Направления работы учителя по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением. Организация работы с родителями.

ПСИХОЛОГО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, СКЛОННЫМИ К БРОДЯЖНИЧЕСТВУ (КГБУ СО Центр семьи «Минусинский»)

При этом дети уходят всегда в одиночку, неожиданно для близких, бесцельно блуждают, не проявляя отчетливого интереса к ярким зрелищам, не стремясь к новым впечатлениям. Часто они часами катаются в метро, электричках, блуждают по лесу, неохотно вступают в контакт, если к ним обращаются прохожие, не обращают внимания на свой внешний вид, не объясняют мотивов своих уходов. Спустя некоторое время они возвращаются самостоятельно, или их приводят взрослые. При этом дети ведут себя так, как будто они никуда не уходили. При подобном варианте уходов очень велика вероятность наличия у несовершеннолетнего психического заболевания.

Дети чутко реагируют на пренебрежение их интересами и потребностями, что создает не только реальную угрозу психическому, физическому, нравственному развитию ребенка, но и обуславливает рост числа детей и подростков, покинувших родительский дом и оказавшихся в неблагонадежных компаниях.

Статья: Подростки из неполных семей в МЛС

В результате проведённых в последние годы исследований определён основной личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к асоциальному поведению, — это деформации в их мотивационной и смысловой сфере. Они выражаются в том, что у человека вытесняются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении и доминирующими становятся ложные — потребности в «острых ощущениях негативного свойства». А деформации в смысловой сфере проявляются в противопоставлении ценностей (познания, творчества, здоровья, счастья и др.), которые у воспитанного человека гармонично связаны между собой. Деформации в побудительной (мотивационной и смысловой) сфере, в свою очередь, отрицательно сказываются на личностном развитии; социальном поведении, отношении к собственному здоровью и часто выражаются в самовредительстве и вредительстве другим людям.

Всем несовершеннолетним разъясняются правила, регулирующие внутренний распорядок исправительного учреждения, цели и методы предоставляемого ухода, дисциплинарные требования и процедуры, иные разрешенные способы получения информации и подачи жалоб, а также все другие необходимые вопросы, позволяющие им в полной мере понять свои права и обязанности в период содержания в исправительном учреждении.

Индивидуально-психологические особенности подростков в неполных семьях

Проблема социальной адаптации является предметом исследования во многих областях знаний, и каждая наука подходит к её изучению со своих позиций, что обуславливает многообразие представлений о сущности этого процесса. В самом общем виде под социальной адаптацией понимается взаимодействие личности или группы с социальной средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Это интересно:  Пенсия В 2022 Году Чернобыльцам Инвалидам 2 Группы Связанной С Ликвидацией Аварии На Чаэс

Но, будучи по типу логики мышления равным взрослому, по жизненному опыту и содержанию сознания подросток остается еще ребенком. Протестуя против лжи, лицемерия и господства над ним мира взрослых, он в то же время нуждается в душевной теплоте, ласке понимании, одобрении и прощении взрослых. Отвергая авторитеты, подросток нуждается в авторитете, в таком взрослом, которому он мог бы полностью доверять. Появляется тенденция к обособлению и от мира детства и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников, внутренне одинаковых друг другу.

Характеристика на подростка девушку склонную к уходам из дома неполной семьи

Информативным является уменьшение или увеличение реального состава семьи. Уменьшение состава семьи выражается обычно в том, что ребенок «забывает» нарисовать тех членов семьи, с которыми у него нет положительного эмоционального контакта, с которыми сложились конфликтные отношения. Увеличение состава семьи связано с неудовлетворенными психологическими потребностями в семье.

По мнению Л.Б.Шнейдер появление «трудного ребенка» является результатом нарушения внутрисемейных отношений. Проблемы ребенка свидетельствуют о проблеме семьи в целом. Здесь стоит отметить, что успешность развития ребенка зависит не только от отношения к нему членов семьи, но также от взаимоотношений между членами семьи, а в особенности между родителями. Положительный исход развития с большей уверенностью можно прогнозировать, если между родителями существуют чувства любви и уважения. Семья должна стать для ребенка местом, где близкие люди его понимают и принимают таким, какой он есть.

Личностно-психологические особенности подростков со склонностью к бродяжничеству Юрков Олег Юрьевич

При социально-психологическом анализе всего спектра измененных общественных отношений, деформирующих межличностные отношения и опосредованно действующих на поведение личности подростка со склонностью к бродяжничеству, отмечается, что самовольные уходы из дома, детских учреждений обусловлены личностными и ролевыми (групповыми) характеристиками. Личностный самовольный уход обусловлен объективно существующими и сформировавшимися качествами личности. Объективно существующие качества личности беспризорника обуславливают субъективную способность в определенной ситуации совершать самовольный уход. К сформировавшимся качествам личности относятся характерологические

Практическая значимость. Комплекс используемых в работе психодиагностических методик может быть применен для диагностики негативных психических состояний личности и личностно-психологических особенностей подростков. Комплекс выявленных личностно — психологических особенностей подростков, склонных бродяжничеству, может быть использован при разработке программ социально-психологической помощи данной категории подростков.

ОАУСО центр Подросток -> ->

Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречия в душе.
Профилактические меры:
1. Научите подростка видеть неоднозначность жизни и социальных явлений — в любом негативном явлении содержится позитивное зерно (предпосылка к позитивным мнениям), а в любом позитивном явлении есть предпосылка негативу.
2. Поддержите подростка при переживании им горя, разочарования в любви.
3. Оставьте дома, на видном месте информацию о работе телефонов доверия и кабинетов психолога. Объясните ребёнку: для чего люди ходят к психологу? Какие проблемы называют психологическими? как обратиться к психологу?

Чаще всего поводом уйти из дома становится игнорирование потребностей ребёнка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет.
Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда подросток, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен.
Родители, не забывайте о потребностях своих детей, которые они не всегда могут или умеют удовлетворить конструктивным способом. (Приведенные ниже причины уходов из дома и рекомендации по их профилактике можно использовать для детей разных возрастов, с учётом специфики возрастного периода)

Сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям

По словам А. И. Захарова [9], к Психологическим особенностям детей, воспитывающихся в неполных семьях, следует отнести тягостное чувство отличия от сверстников, неустойчивую, заниженную самооценку с актуальной потребностью в ее повышении, неадекватную требовательность к матери и высокое желание изменений ее поведения, активный поиск «значимого взрослого» [13, с. 123]. По данным Е. О. Смирновой и B. C. Собкина, детям из неполных семей для их полноценного психического развития не хватает своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; непосредственности в выражении чувств (когда дети становятся скованными, напряженными, чрезмерно серьезными, воспринимают все слишком буквально, теряют способность понимать шутку и юмор); жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли [18, с. 68].

Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. Вместе с тем у этих детей может отсутствовать навык подчинения социальным требованиям.

Характеристика детей из неполных семей

В процессе воспитания могут быть использованы различные стили отношений, многие из которых не способствуют благоприятному развитию личности ребенка. В процессе воспитания в характере ребенка при данных стилях возможно формирование своеобразных черт характера. Для нас наибольший интерес представляют черты характера детей из неполных семей. Поэтому более подробно рассмотрим особенности характера именно у детей из таких семей.

Психологи особое внимание обращают на повышенную уязвимость мальчиков в неполной семье и наличие у них дополнительных причин для тревожности. В связи с отсутствием мужского эталона (если мальчик остался с матерью) идентификации одинокая мать пытается компенсировать сыну этот недостаток изменением своей роли. Однако эта смена стратегии отношений с сыном приводит к драматическим результатам: женщина не в состоянии совмещать материнскую любовь, терпимость и теплоту с отцовской функцией, основанной на мужской строгости, требовательности и авторитарности. В результате мальчик лишается не только отца, но и частично матери. Эмоциональное состояние мальчиков более низкое, чем девочек и связанно с ощущением личностной изоляции. Мальчики чаще испытывают чувство одиночества и трудности в общении. У детей из неполных семей уход родителей связан с представлениями о предательстве, отсутствием любви и собственной значимости.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru