Характеристика сложного подростка воспитывающегося в детском доме

Содержание

Личностные характеристики детей подростков из детского дома

Для получения полных, достоверных и практически значимых результатов психологического обследования подростков необходимо как квалифицированное и методологически правильно обоснованное применение личностных и интеллектуальных тестов в отношении подростков, так и использование их в комплексе с другими методами. В частности, только сочетание адекватно подобранных тестов с анализом мотивационно-целевой, операционной структуры деятельности подростка и ее объективных результатов может обеспечить правильную оценку содержания и причин противоправного поведения.

Личность подростка – сложное единство общего и индивидуального. Общими являются особенности нервно- психической организации, закономерности протекания познавательных и эмоционально-волевых процессов, формирования характера, резко возрастающая активность, стремление к самостоятельности, к самоутверждению, пониманию сложных отношений в окружающей социальной среде. Эти общие особенности психического развития подростков всегда проявляются с индивидуальным своеобразием в структуре потребностей, становлении жизненных целей, идеалов. При неучете этих особенностей, при наличии конфликтов в семье и детском доме- интернате, отрицательных примеров, проявлениях лжи, равнодушия и формализма в школьном обучении и воспитании, неумении включать подростков в доступные их возрасту содержательные и социально полезные формы деятельности, неумении организовать систему правильных отношений в коллективе возникают предпосылки для педагогической запущенности детей и их дальнейшего перехода в категорию «трудных». Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.), а также в одновременном проявлении отрицательных качеств обоих видов. Эти общие дефекты поведения получают у конкретных подростков самые разнообразные формы проявления, в связи с чем выделяются различные основания для типологии трудновоспитуемости: по уровням нравственно-правовой сформированности личности, фиксирующим различные поведенческие позиции; по форме сопротивляемости ребенка педагогическим воздействиям; по конкретным проявлениям характерологических и интеллектуальных особенностей подростков в деятельности и общении и т.д. [14]

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКИХ ДОМАХ

К сожалению, воспитанники детского дома, лишенные безусловной родительской любви, полноценного общения с взрослыми и практически всегда находящиеся в ситуации взаимодействия с другими ребятами, отличаются от своих сверстников, воспитывающихся в семье по некоторым психологическим параметрам. Например, отличия фиксируются в уровне развития академического интеллекта, в структуре Я -концепции, в формировании гендерной идентичности, в процессе межличностного взаимодействия и др.

В ходе самостоятельного экспериментального исследования нами была сформирована выборка путем приближённого моделирования. Отбор испытуемых производился по существенным для исследования особенностям (возраст испытуемых, условия развития – воспитание в семье и воспитание в детском доме), пропорционально отражающим характеристики генеральной совокупности.

Программа психологической помощи трудным подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома Автор-составитель

Важным аспектом реализации программы сопровождения детей «группы риска» в детском доме является проведение психодиагностических исследований с целью получения информации о динамике психического развития учащихся и планирования дальнейшей сопровождающей работы, выработки рекомендаций по оптимизации учебно-воспитательного процесса, оценки эффективности развивающей работы.

Организационные условия проведения групповых форм работы.

  • Возраст участников: с 10 до 14 лет;
  • Численность группы: не более 10 человек;
  • Продолжительность занятий: 40 минут (1 академический час);
  • Периодичность занятий: 1 раз в неделю на протяжении 6 месяцев, с ноября по апрель;
  • Количество занятий: 24;
  • Помещение: достаточно просторное, хорошо проветренное, с преобладанием спокойных, неярких цветов в интерьере;
  • Материалы: бумага, карандаши, ручки, фломастеры, мячи, тихая спокойная музыка;
  • Структура занятий: ритуал приветствия, разминка, основное упражнение. Разминки и ритуалы приветствия и прощания выбираются в зависимости от состояния группы и приоритетов ведущего. В конце каждого занятия обязательно проводится рефлексия и саморефлексия (при необходимости рефлексия проводится после или в процессе выполнения упражнения).
  • Перед началом занятий проводятся индивидуальные консультации с каждым подростком. После окончания групповой работы также проводятся консультации, на которых закрепляются произошедшие с детьми изменения и групповое тестирование по методикам Баса-Дарки, КОС, «Пословицы». Тестирование позволяет отследить динамику личностных изменений.
Это интересно:  Нужно ли платить за счетчики воды при поверки

Психологические особенности подростков, воспитывающихся в детских домах

Понятие психической депривации ввели чехословацкие психологи Й. Лангмейер и З. Матейчек [Там же]. Депривация — психическое состояние, возникающее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение продолжительного времени.

Особая проблема — феномен «мы» в условиях детского дома. Установлено, что здесь у детей возникает своеобразная идентификация друг с другом. Это совершенно особое психологическое образование. Дети без родителей делят мир на «своих» и «чужих», на «мы» и «они». От «чужих» они совместно обособляются, проявляют по отношению к ним агрессию, готовы использовать их в своих целях. Однако внутри своей группы дети, живущие в детском доме, чаще всего также обособлены; они могут жестоко обращаться со своим сверстником или ребенком младшего возраста [8].

Психологические особенности подростков, воспитывающихся в детских домах

Сиротство для любого общества – проблема, которую достаточно трудно решить. Одна из причин этого заключается в том, что практически у всех детей, попадающих в детский дом, нет и не было положительной биологической семьи. Дети с раннего детства имели перед собой исключительно асоциальные примеры того, как не должна жить семья. И каковы бы ни были причины разрушения семей, изъятие ребенка из семьи оказывает на него тяжелое, травмирующее воздействие. Дети детского дома, потеряв биологическую семью, не видя, не зная позитивного примера семьи, настороженно воспринимают окружающий мир и людей, с которыми им приходится сталкиваться [23].

Анализ литературы по проблеме детского сиротства показал, что исследования социально-психологических особенностей подростков, воспитывающихся в условиях детского дома, и их агрессивности в отсутствуют. Кроме того, при всей актуальности гендерного подхода в педагогике [9] в психологических исследованиях отсутствуют исследования агрессивности мальчиков и девочек, воспитывающихся в разных условиях. Попытка восполнить этот пробел обусловила актуальность нашего исследования.

Программа психологической помощи трудным подросткам, воспитывающимся в условиях детского дома

  • о методах и приёмах самоанализа, самопознания, самосовершенствования;
  • о приёмах саморегуляции, релаксации;
  • об индивидуально-личностных особенностях;
  • о способах поведения в конфликтных и стрессовых ситуациях;
  • о навыках эффективного взаимодействия с окружающими.

Проведенное глубокое психологическое изучение подростков «группы риска» позволили определить следующие особенности их эмоционально-личностной сферы: заниженная или завышенная самооценка, отсутствие навыков конструктивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками, несформированность нравственных представлений, высокий уровень межличностной и самооценочной тревожности, наличие демонстративных и возбудимых акцентуаций характера, наличие внутреннего напряжения, эмоциональная неустойчивость, отсутствие чувства защищённости, «психологической безопасности», доминирование отрицательных эмоций: грусти, подавленности, обиды, гнева.

Характеристика особенностей социального интеллекта подростков, воспитывающихся в детских домах

Итак, стремление подростка выстроить особую систему взаимодействия со сверстниками и взрослыми, желание занять в группе удовлетворяющую его позиции — это те задачи, которые он стремится решить в первую очередь, находясь на данном этапе возрастного развития.

В ходе самостоятельного экспериментального исследования нами была сформирована выборка путем приближённого моделирования. Отбор испытуемых производился по существенным для исследования особенностям (возраст испытуемых, условия развития — воспитание в семье и воспитание в детском доме), пропорционально отражающим характеристики генеральной совокупности.

Характеристика сложного подростка воспитывающегося в детском доме

В подростковом возрасте культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни. Реакция на ограничения поведения, деятельности (в том числе на наказание, например, по закону) может приводить к состоянию беспомощности у подростков, что выражается в апатии, депрессии и т.д.

· «подкрепление» потери ценности образования для подростков группы риска — те, кто плохо учился или совсем не учился, а в жизни преуспел (имеет машину, гараж и т.д.); о реальных путях достижения таких «ценностей» подростки не задумываются;

Характеристика особенностей социального интеллекта подростков, воспитывающихся в детских домах

Высокий уровень тревожности как основная проблема у детей, воспитывающихся в детских домах. Нарушение детско-родительских отношений, недостаток ухода и заботы. Ситуативная или реактивная тревожность, как состояние у подростков-воспитанников детдомов.

Это интересно:  Где Купить Проездной На Автобус В Москве

Структурные особенности социального интеллекта и факторы, влияющие на его становление. Эмпирическое сравнительное исследование особенностей социального интеллекта у младших школьников, воспитывающихся в условиях учреждений интернатного типа и в семье.

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома

Приход ребенка в школу связан с перестройкой всей системы отношений ребенка с действительностью, изменяется ход его жизни и деятельности. Но для детей из детского дома не только новое посещение школы, а также переход из одного закрытого учреждения в другое. Эти изменения в жизни ребенка обуславливают серьезные перестройки в системе его отношений со взрослыми и сверстниками. Новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенка во-первых, появляется обязанности перед школой; во-вторых, ребенок должен адаптироваться в новом «доме», в новой «семье» и на сколько успешно пройдет адаптация в детском доме, а затем и в школе во многом зависит от педагогического состава детского дома. Ведущей деятельностью младшего школьника является учебная деятельность. У младших школьников из детских домов, как правило, не сформирован мотив к учебной деятельности, недостаточно развита способность планомерно, исследовать предметы, явления, выделять их свойства. Дефект восприятия может иметь последствия не только для обучения в школе, но и для общего психического развития ребенка. Главное в учебной деятельности – умение при выполнении задания ориентироваться на определенный общий способ действия. У воспитанников детского дома, как правило, такое умение не сформировано. У них недостаточно развито наглядно-образное мышление и логические операции обратимости. Доминирующими оказываются классификационные формы мышления. Как и у дошкольников у ребят недостаточно развиты воображение и образное мышление. Воспитанники детского дома не так успешны в решение конфликтов в общение с взрослыми и со сверстниками, чем учащиеся обычной школы. Дети-сироты более агрессивны, чаще стремятся обвинить окружающих, не умеют и не желают признавать свою вину, т.е. по существу доминирование защитных форм поведения в конфликтных ситуациях и неспособность конструктивно решать конфликт. В младших классах воспитанники делают все возможное, чтобы обратить на себя внимание. Поверхностное наблюдение позволяет предположить неудовлетворенность потребности в общение со взрослыми у этих детей, что приводит к определенным отклонениям в поведении. Исследование, проведенное Р.Бернсом по Карте Стотта, подтверждает сказанное выше. Карта Стотта, заполняется учителем, воспитателем, позволяет на основании описания и оценки многочисленных «отрезков поведения» определить степень дезадаптации ребенка и выделить те симптомокомплексы, которые доминируют в общей картине дезадаптации. Для младших школьников, воспитывающихся в детском доме, в качестве ведущих выступают два симтпомокомплекса – «тревога по отношению к взрослым» и «враждебность по отношению к взрослым». Первый, отражающий беспокойство, неуверенность ребенка в том, интересуется ли им воспитатель, принимает ли его, любит ли его. Второй симптомокомплекс показывает различные формы неприятия ребенком взрослого и может быть началом враждебности, депрессии, агрессивности, асоциального поведения – «исключительно нетерпелив, кроме тех случаев, когда находится в отличном настроение; иногда стремится, а иногда избегает здороваться с воспитателем». Подобные трудности в общении с взрослыми могут быть связаны с тем, что ребенок в детском доме с раннего возраста сталкивается с большим количеством людей, в результате чего у него не формируются устойчивые эмоциональные связи, развивается эгоцентризм и незаинтересованность в социальных отношениях. Гипертрофированная потребность в общении с взрослым и полная ее неудовлетворенность приводят к тому, что на фоне выраженного стремления к общению с воспитателем младшие школьники — сироты проявляют агрессивность по отношению к взрослому. Потребность в доброжелательном отношении взрослого сочетается с глубокой фрустрацией в интимно-личностном общении с ним. Таким образом, можно выделить два момента в общение воспитанников детского дома с взрослыми: с одной стороны, напряженность данной потребности, а с другой – примитивность и неразвитость форм общения. Мотивационные предпочтения определяются особенностями общения со взрослыми, важным для них является ласка, похвала, одобрение учителем или воспитателем. На низком уровне у ребят развиты навыки общения со сверстниками. Как правило, младшие школьники из детских домов нуждается в специальных — коррекционных учреждениях.

На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие детей-сирот, в условиях детского дома имеют ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. При этом многие педагоги, которые работают в детских домах, совершенно не знают психологических особенностей этих детей. Соответственно, при развитие и воспитание детей-сирот, составляют коррекционно- развивающую программу с завышенными требованиями к данной категории детей. Все это впоследствии сказывается на развитие ребенка, на его адаптацию в социуме. В своей работе я бы хотела рассмотреть особенности психологического развития дошкольного возраста, младшего школьного возраста и подросткового возраста; выявить общие проблемы их развития.

Это интересно:  Пенсия Детям По Потере Отца 2022

Характеристика сложного подростка воспитывающегося в детском доме

Цель работы социального педагога в детском доме — обеспечение социальной защищенности каждого воспитанника, соблюдение всех прав и гарантий, предусмотренных законодательством РФ и Хабаровской краевой Думой для детей, лишенных попечения родителей.

По счёту — освоил порядковый и количественный, обратный и парами счёт в пределах 10 знает и узнаёт цифры. записывает их в тетрадь соотносит цифры с количеством предметов, понимает отношение между числами в пределах 10 устанавливает равенство и неравенство групп предметов знает геометрические фигуры и видит их в формах окружающей среды правильно называет части суток, знает времена года, различает временные понятия распознаёт правую и левую руки, обозначает словами положение предмета по отношению к себе счетные операции с числами производит, используя счеты.

Особенности мотивационно-потребностной сферы подростков, воспитывающихся в детских домах

Младшие подростки, воспитывающиеся в детских домах, обладают особой системой интимно-личностного сферы и мотив взаимодействия со сверстниками искажен. В этой связи эмпатия у воспитанников в младшем подростковом возрасте сформирована недостаточно: у них не так сильно выявлена потребность разделить свои переживания с кем-либо, потребность сопереживания и сочувствия, потребность к совместным действиям и сотрудничестве со сверстниками.

Таким образом, воспитанники детского дома подросткового возраста — это подростки, которые обладают некоторыми особыми потребностями и мотивами, и требуют отдельного внимательного отношения со стороны педагогов-психологов.

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ — Дипломная работа

Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, разрабатывались в трудах отечественных психологов: Б.Г.Ананьева, А.А. Бодалева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, В.Н. Мясищева, А.В. Петровского и др.

Выделяют следующие группы трудностей в общении, с которыми сталкивается подросток: трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать; трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения; трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения; трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру; трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением

Каким должно быть правильное воспитание подростка

Сложный период в жизни подростка родители должны разделить вместе с ним. Но это не должна быть настойчивость, строгий контроль, самопроизвольное вмешательство в его дела. Любой родитель, у которого есть связь с ребенком, почувствует его состояние, и безмолвную просьбу о помощи. Начиная с 11–14 лет, родители должны:

Подростковый возраст – это самый сложный период в жизни детей и их родителей. В этом возрасте ребенок переживает первые эмоции, влюбляется, проявляет себя как личность. Не всегда эти попытки удачны. Поэтому, несмотря на то, что дети хотят казаться самостоятельными, независимыми, они по-прежнему нуждаются в родительской поддержке, понимании и любви.

План работы с трудными подростками в детском доме

Задачи: разъяснить сущность процесса обдумывания своего поведения; учить нравственной оценке результатов своих поступков; пропагандировать постановку перед собой положительных целей своей деятельности; акцентировать внимание на волевом процессе обдумывания своего поведения, воспитание волевых качеств.

Задачи: Ознакомить с наркоманией как с антисоциальным и вредным для здоровья явлением; заострить внимание на опасных последствиях первого употребления наркотических веществ; дать конкретные рекомендации приемов по противостоянию со стороны.

Из опыта работы Особенности воспитания подростков в условиях детского дома

Бытует очень поверхностное мнение, что воспитатели детского дома занимаются только бытовым сопровождением детей, на самом же деле работа воспитателя сходна с работой врача. «Не навреди!» Иногда приходится делать больно во имя спасения, часто окунаешься в такую пучину боли и человеческих страстей…

Обязательно обсуждаем с девочками причины возникновения ссоры и пути бесконфликтного выхода из нее. Собственным примером учим подростков не провоцировать конфликты. Не обсуждаем поведение ребенка ни с кем посторонним в его присутствии.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru