Путевые Листы Каждый День Или Раз В Месяц

Путевые Листы Каждый День Или Раз В Месяц

Обоснование позиции:
Путевой лист представляет собой документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (п. 14 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», далее — УАТ). Часть 2 ст. 6 УАТ запрещает перевозить пассажиров и грузы без оформления путевого листа на транспортное средство.
Неприменение или неправильное заполнение путевого листа может послужить причиной привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Типовые межотраслевые формы путевых листов, утвержденные постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, в обязательном порядке применяются для учета работ в автомобильном транспорте, то есть специализированными автотранспортными предприятиями (письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129). Эти формы кардинально не изменялись. При этом порядок оформления путевых листов (обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152, далее — Приказ N 152, а также Порядок) с 26.02.2022 был дополнен п. 16.1 о проставлении в путевом листе даты и времени проведения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства (приказ Минтранса России от 18.01.2022 N 17). Кроме того, небольшие технические дополнения оформления путевых листов в Приказ N 152 были внесены с 15.12.2022 приказом Минтранса России от 07.11.2022 N 476.
Для остальных (не транспортных) организаций с 01.01.2013 формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются — лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», далее — Закон N 402-ФЗ).
Приказом Минтранса России от 21.12.2022 N 467 (далее — Приказ N 467) в Приказ N 152 были внесены изменения, вступившие в силу с 01.03.2022. В частности, исключено ограничение срока, на который оформляется путевой лист. По новым правилам путевой лист должен быть составлен:
— до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены или рабочего дня, или
— до начала первого рейса, если в течение смены или рабочего дня водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.
Ранее п. 10 Приказа N 152 звучал так: «Путевой лист оформляется на один день или срок, не превышающий одного месяца».
Таким образом, Организация (не являющаяся транспортной) имеет право самостоятельно разработать и утвердить форму путевых листов. При этом в утвержденной форме должны присутствовать реквизиты, предусмотренные Законом N 402-ФЗ и Приказом N 152. Путевые листы не являются бланками строгой отчетности, поэтому Организация может изготовить их самостоятельно. Примерные формы можно посмотреть ниже, в разделе рекомендаций.
Что касается возможности составления путевого листа в целом на месяц, при условии выполнения рейсов каждый день, мнения контролирующих органов и судов по этому поводу всегда носили противоречивый и изменчивый характер.
С одной стороны, существовала позиция, что путевой лист выдается только на один день или смену. Например, в письме от 28.09.2022 N 03-01/21740-ИС Минтранс России указал, что путевой лист должен оформляться каждый раз до выезда транспортного средства в рейс с места его постоянной стоянки с проставлением в путевом листе отметок о проведенном предрейсовом медицинском осмотре водителя и предрейсовом контроле технического состояния транспортного средства. Следовательно, по мнению финансовых органов, путевой лист может выдаваться на срок более одного дня и вплоть до месяца только в тех случаях, когда водитель направляется в длительные рейсы, не предполагающие его ежедневного возвращения к месту постоянной стоянки. Смотрите также письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/117, постановления АС Волго-Вятского округа от 27.11.2022 N Ф01-5193/17, АС Поволжского округа от 02.12.2022 N Ф06-15152/16.
С другой стороны, высказывалась позиция, что путевые листы составляются с такой частотой, чтобы по ним можно было судить об обоснованности расходов. Если оформление путевого листа на неделю (месяц, квартал) позволяет организовать учет времени работы транспорта и водителя, расхода ГСМ, то составленный с такой периодичностью путевой лист может подтверждать расходы при налогообложении прибыли. Смотрите по этому поводу письма Минфина России от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327, от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129, постановления АС Северо-Западного округа от 19.05.2022 N Ф07-2695/17, ФАС Западно-Сибирского округа от 23.09.2013 N Ф04-3922/13, ФАС Северо-Западного округа от 11.02.2009 N А56-10236/2007, ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 по делу N А38-4082/2008-17-282.
К сожалению, официальных разъяснений по ситуации с 01.03.2022 пока нет, судебная практика по объективным причинам не сформировалась. Поэтому мы можем высказать только свое экспертное мнение.
На информационном портале Роструда «Онлайнинспекция.РФ» в январе, апреле 2022 г. доводилась информация, что консультирование граждан по вопросам заполнения путевых листов не входит в компетенцию Роструда, по данному вопросу следует обратиться в Минтранс России. Аналогичное мнение высказывал и Минфин России (письмо от 09.02.2022 N 03-03-06/1/7855).
Исходя из формулировок Приказа N 467, полагаем, что путевой лист может выдаваться на срок более одного дня только в случаях, когда сама продолжительность рейса составляет более одного дня.
В случае, приведенном в вопросе (когда в течение дня водитель производит один или несколько рейсов), путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В анализируемой ситуации путевой лист должен составляться на один день, до начала первого рейса.
Неправильное заполнение путевых листов может послужить причиной привлечения Организации к налоговой ответственности по ст. 120 НК РФ.
Примерные формы путевых листов смотрите ниже. Обращаем внимание, что их необходимо дополнить новыми реквизитами.

К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.

Рекомендуем дополнительно ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Путевой лист;
— Энциклопедия решений. Учет расходов на содержание служебного транспорта;
— Примерная форма путевого листа грузового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции от 7 ноября 2022 г.) (подготовлено экспертами компании «Гарант»);
— Примерная форма путевого листа легкового автомобиля, разработанная с учетом положений приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 N 152 (в редакции от 7 ноября 2022 г.) (подготовлено экспертами компании «Гарант»);
— Вопрос: ООО, находящееся на общей системе налогообложения, занимается оптовой продажей строительно-отделочных товаров. На предприятии числятся автомобили как грузовые, так и легковые, которые используются в служебных целях. Какие должны быть заполнены обязательные реквизиты в путевых листах для экономического обоснования списания ГСМ в налоговом учете, в частности маршрут следования, штамп и подпись медработника — это обязательные реквизиты? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, декабрь 2022 г.).

Сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день – даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

– показания одометра транспортного средства при выезде с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки данного ТС по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя ТС (далее – парковка);
– дата и время выезда ТС с парковки и его заезда на парковку;
– дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС (если обязательность контроля предусмотрена законодательством РФ);
– дата и время проведения предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя.

Таким образом, действующая редакция Приказа Минтранса РФ No 152 разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день и на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня. Данное обстоятельство можно расценить как основание для невозможности оформления путевого листа на один день или срок, не превышающий один месяц, как было предусмотрено документом ранее. Однако Минтранс успокоил, что это не так.

В Письме от 04.04.2022 No Д3‑514‑ПГ министерство разъяснило, каким образом понимать внесенные им в Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов, утвержденные Приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 No 152, изменения, в том числе в части периодичности оформления путевых листов. Речь идет о новшествах в исполнении Приказа Минтранса РФ от 21.12.2022 No 467, действующих с 01.03.2022. В частности, по новым правилам оформляется путевой лист:

На путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным или городским наземным электрическим транспортом. В связи с этим Приказом Минтранса РФ No 152 не установлен запрет на оформление одного путевого листа на нескольких водителей. Но в таком случае должна быть обеспечена идентификация отметок медицинского работника, проводившего предрейсовый (послерейсовый) медосмотр, в части их отнесения к каждому водителю транспортного средства.

В то же время пункт 4 приказа Минтранса России № 152 остался неизменным. В нем сказано, что сведения о сроке действия путевого листа включают дату (число, месяц, год), в течение которой путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Путевой лист можно оформить на любой срок (к примеру, на месяц), независимо от количества рейсов. Главное — указать показания одометра для каждого рейса, дату и время выезда/заезда транспортного средства на парковку и другие обязательные реквизиты. Такой вывод следует из письма Минтранса от 04.04.19 № Д3-514-ПГ. В этом же письме разъяснено, можно ли оформлять один путевой лист в случае, если на одном транспортном средстве работают несколько водителей.

  • показания одометра при выезде ТС с парковки (парковочного места), предназначенной для стоянки по возвращении из рейса и окончании смены (рабочего дня) водителя;
  • дата и время выезда ТС с парковки и его заезда на парковку;
  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортного средства;
  • дата и время проведения предрейсового и послерейсового медосмотра.

Алексей Крайнев, налоговый юрист «Бухгалтерии Онлайн»: Разъяснения Минтранса направлены на устранение неясности, образовавшейся в результате неаккуратных действий самого ведомства при внесении изменений в Порядок заполнения путевых листов. Фактически авторы письма подтвердили, что несмотря на исключение прямой нормы, позволявшей оформлять «длительные» путевые листы, такая возможность сохраняется в силу общих положений Порядка о том, что путевой лист может использоваться на протяжении нескольких дней. А значит, компании по-прежнему могут оформлять один путевой лист на месяц (или даже на бо́льший срок), но при этом нужно следить, чтобы каждая поездка (рейс) в таком путевом листе фиксировалась отдельно, в т. ч. проставлялись отметки о прохождении медицинских и технических осмотров по каждому выезду. А если в поездках задействовано несколько водителей, то соответствующие отметки должны проставляться таким образом, чтобы было понятно к какому именно шоферу они относятся. Для этих целей, как указали в Минтрансе, допустимо модифицировать форму путевого листа (конечно, с сохранением обязательных реквизитов).

Это интересно:  Ранние Пенсионер Будет Получать Выплаты За Уходу За Ребенком Инвалидом

Напомним, что порядок заполнения путевых листов регулируется приказом Минтранса РФ от 18.09.08 № 152. Ранее, до 1 марта 2022 года, путевой лист можно было оформлять на один день или на срок, не превышающий месяц. В новой редакции приказа упоминание срока в 1 месяц исключено. То есть срок действия путевого листа не регламентирован. При этом оговорено, что путевой лист нужно оформлять так:

В 2022 году года действуют важные правила составления путевых листов. Если до 2022 года этот документ можно было оформлять на несколько поездок в разные рабочие дни или смены, то с 2022 года это законодательно запрещено. Запрет действует с 1 марта 2022 года.

Составлять документ нужно на каждое транспортное средство, которое занято в перевозке грузов, багажа или пассажиров (п. 9 приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152). Причем это правило распространяется не только на автотранспортные предприятия – профессиональных перевозчиков, но и на обычные организации, использующие автотранспорт для собственных нужд. Главный критерий – наличие пассажиров или груза.

Составлением путевых листов решается ряд задач. Во-первых, представители Минтранса, ГИБДД, Росздравнадзора и Роструда могу проверить отметки о техническом состоянии автомобиля и медосмотре сотрудника, доказывающие, что машина исправна, а водитель прошел медосмотр и может ею управлять.

  1. Выписать новый путевой лист.
  2. Проставить в ранее оформленном путевом листе обязательные реквизиты:
  • показания одометра;
  • даты и время очередных выезда и заезда транспортного средства;
  • даты проведения контроля его технического состояния и медицинских осмотров.

Из этих разъяснений следует, что путевые листы даже на однодневные рейсы можно оформлять на срок, превышающий один день. Главное – проставлять в них показания одометра, сведения о выезде и заезде, отметки о медосмотре и контроле технического состояния перед каждым рейсом и после возвращения из него.

Наши специалисты на основе унифицированных бланков также подготовили для вас образцы заполнения путевых листов в формате Word и excel. Наиболее часто используемые бланки путевых листов и образцы их заполнения вы можете скачать в таких статьях, как:

Однако кассация отменила решение, вынесенное апелляционной инстанции. Судьи посчитали, что путевой лист — это документ, который создается именно с целью подтверждения обоснованности издержек фирмы в виде затрат на ГСМ. Поэтому если путевой лист не содержит сведений о пункте назначения, то, по мнению судей, нельзя достоверно установить факт задействования автомобиля водителями фирмы в служебных целях. Поэтому данный реквизит путевого листа, если следовать позиции кассации, нужно рассматривать как обязательный, отражающий сущность хозяйственной операции.

В ходе слушаний ИП предъявил суду в качестве доказательства пользования автомобилем для целей бизнеса копии путевых листов. Однако судьи посчитали, что данные источники не соответствуют требованиям приказа Минтранса, поскольку в них не было указано некоторых важных, по мнению суда, реквизитов. Кроме того, в ходе слушаний было установлено, что в акте приема-передачи автомобиля была ошибка в указании наименования ООО, которое продало ИП транспортное средство.

  • путевой лист оформляют строго на смену или на рейс, в зависимости от того, что длительнее. Составлять путевые листы на месяц нельзя (п. 9);
  • в наименовании документа должен быть зафиксирован тип машины, в заголовке — номер путевого листа (в соответствии с нумерацией, установленной в фирме);
  • в документе, помимо основных реквизитов отправителя: названия, адреса и телефона – должен указываться ОГРН;

Сумма, фигурировавшая в иске, весьма приличная — 700 000 руб. Но у налогоплательщика не получилось ее отсудить. В ходе слушаний в рамках первой инстанции судьи подтвердили правоту налоговиков. Апелляция дала шанс истцу, установив, что путь следования машины, а также пункт назначения груза не должны фиксироваться в таком документе, как путевой лист, организациями, которые не являются по основному профилю деятельности транспортными. К тому же, как посчитала апелляционная инстанция, путевой лист не должен рассматриваться как единственный источник, способный подтвердить задействование автомобиля в коммерческой деятельности налогоплательщика.

  • тип ТС, его марку и модель, а также марку и модель прицепа (полуприцепа), если он используется (например, легковой автомобиль Kia Cerato, прицеп «Бизнес Экспедиция» легковой);
  • государственный регистрационный номер ТС и прицепа (полуприцепа), если он используется, либо регистрационный и/или инвентарный номер троллейбуса или трамвая;
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС (если законом предусмотрена обязательность проведения таких проверок);
  • дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выпуска ТС на линию и его возвращения

Проставляя в путевом листе отметки о прохождении водителями медосмотров, следует учитывать, что даты и время предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителя проставляются медицинским работником, который проводит соответствующий осмотр, и заверяются его подписью с указанием фамилии и инициалов (п. 15 Приказа № 368). При этом:

  • оформлять путевой лист следует (п. 9 Приказа № 368):
    • если длительность рейса водителя ТС превышает продолжительность его смены (рабочего дня) – до начала выполнения рейса;
    • если в течение смены (рабочего дня) водитель ТС совершает один или несколько рейсов – до начала первого (или единственного) рейса;
  • если в течение срока действия путевого листа ТС используется посменно несколькими водителями, можно оформить несколько путевых листов на одно ТС, то есть по одному листу для каждого из водителей (п. 10 Приказа № 368).

Они проставляются должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию ТС. В случае успешного прохождения осмотра в путевом листе проставляется отметка «выпуск на линию разрешен», а также подпись, фамилия и инициалы указанного лица, показания одометра (полные километры пробега) при выезде ТС с парковки (парковочного места), а также при заезде на парковку по окончании смены (рабочего дня).

Если на одно ТС оформляется несколько путевых листов для нескольких водителей, дата, время и показания одометра при выезде ТС с парковки проставляются в путевом листе водителя, который первым выезжает с парковки. Эти же показания на момент заезда на парковку отражаются в путевом листе водителя, который последним заезжает на парковку (п. 14 Приказа № 368).

Путевой лист

При заполнении путевого листа следует избегать помарок и ошибок. Если какая-либо оплошность все же произошла, лучше заполнить новый бланк, но если это невозможно, исправлять неправильные данные нужно очень аккуратно. Можно либо замазать их с помощью корректора, либо зачеркнуть и сверху написать верную информацию (сделав рядом отметку «исправленному верить»). Все правки обязательно следует удостоверять подписью лица, их внесшего.

С введением новых реквизитов в 2022 году компаниям придется дополнять существующие формы, утвержденные постановлением Госкомстата РФ от 28 ноября 1997 года № 78, или разрабатывать собственные. Бланки, которые организация будет использовать, нужно закрепить в учетной политике.

Путевой лист является одним из первичных учетных документов, который применяется на предприятиях, работающих в транспортной сфере, а также использующих автомобили для собственных нужд. Транспорт может быть как арендованный, так и личный. Разберемся в тонкостях заполнения путевого листа с учетом изменений 2022 года.

Здесь нужно отметить вид сообщения и вид перевозки. Эта информация представлена в ст. 4 и 5 ФЗ от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ, однако Минтранс прокомментировал ее в своем письме от 3 марта 2022 года № ДЗ-468-ПГ и отметил, что в графе «Вид перевозки» организация должна написать один из ниже представленных видов:

  • сначала данные о техническом состоянии автомобиля на момент выезда: показания одометра, удостоверяющие исправность машины подписи механика и водителя, марка и код используемого горючего;
  • затем после возвращения подробно расписывается расход горючего (сюда вносит данные заправщик или техник по ГСМ): сколько было выдано по заправочному листу (в литрах), сколько было в баке при выезде из гаража и при приезде обратно, расход (нормированный и фактический), а также сведения об экономии или перерасходе;
  • затем вписываются цифры одометра, и механик удостоверяет все это опять же своей подписью.

Отметки ввели, чтобы привести в соответствие порядок заполнения путевых листов порядку проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н. В каком виде должна быть проставлена эта отметка в приказе не обозначено, вероятнее всего, медики, как и раньше, будут использовать соответствующие штампы.

  • ФИО предпринимателя;
  • почтовый адрес, телефон;
  • ОГРНИП.
  1. В разделе сведения о транспортном средстве нужно указать:
  • Тип, марку (до 2022 года не требовалось), модель автомобиля и прицепа/полуприцепа (при наличии).
  • Госномер транспортного средства и прицепа/полуприцепа (при наличии).
  • Показания одометра перед выездом со стоянки и после возврата на нее с подписью уполномоченного сотрудника или индивидуального предпринимателя, если автомобилем управляет он сам.
  • Дату и время в часах и минутах предрейсового или предсменного технического осмотра ТС за подписью контролера с отметкой о разрешении выпуска на линию.
  • Дату и время выпуска на линию и возврата ТС.

С 2022 года журнал можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Для электронного журнала обязательна возможность распечатки. Сведения, вносимые в электронный журнал, должны заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с ФЗ N 63 «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г.

  • Вид сообщения — городской, пригородный, междугородный, международный. Поле заполняется при перевозке грузов и пассажиров и багажа.
  • Вид перевозки — регулярная, по заказу, перевозка легковым такси. Заполняется только в случае перевозки пассажиров и багажа.
  • ФИО водителя;
  • дату и время проведения предрейсового медицинского осмотра. Мед работник ставит подпись, расшифровку и отметку о допуске водителя к исполнению обязанностей;
  • дату и время проведения послерейсового медосмотра, если водитель перевозит пассажиров или опасные грузы. Также подпись, расшифровку медработника и отметку о прохождении послерейсового медосмотра.

Формирование путевых листов c 2022 года

5. Перевозки в международном сообщении осуществляются за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации с пересечением Государственной границы Российской Федерации, в том числе транзитом через территорию Российской Федерации.»

В-третьих, с 2022 года в путевых листах необходимо отражать показания одометра при выезде транспортного средства с парковки, предназначенной для стоянки, и при заезде транспорта на парковку по окончании рабочего дня или смены (пп. 3 п. 4 Приложения к Приказу № 368).

Это интересно:  Статистика Жилой Площади В Башкортостане

Чтобы обеспечить возможность заполнить, подписать электронной подписью и сохранить электронный журнал регистрации путевых листов, в программу включен новый отчет Журнал регистрации путевых листов (ГСМ — Отчеты по учету ГСМ — Журнал регистрации путевых листов), рис. 3.

В «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» редакции 2 предусмотрено формирование путевых листов по унифицированным формам №№ 3, 3 спец, 4-П, 4-С, 6, 6 спец, ЭСМ-2, утв. постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78, а также по форме № 412-АПК, утв. приказом Минсельхоза России от 16.05.2003 № 750.

С 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению в связи с вступлением в силу Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (Информация Минфина России № ПЗ-10/2012).

В заключение отметим еще один нюанс. На этот раз он от бухгалтерии далек. Правила дорожного движения требуют, чтобы «в установленных случаях» у водителя автомобиля был путевой лист (п. 2.1.1). В ходе беседы инспектор ГИБДД лейтенант Алхасов В.Н. разъяснил: «Путевой лист нужен, если фирма не оформила на водителя доверенность на право управления транспортным средством. Так что, если у него не окажется ни доверенности, ни путевого листа, мы наложим штраф в 50 рублей и машину отправим на штраф-стоянку». Для несведущих укажем: в столице на такой стоянке «гостевая пошлина» составляет 300 рублей в день.

Руководитель «Вены» предъявил инспекции иск. И, как оказалось, не зря. Судья вынес решение в его пользу. В своем постановлении он указал, что путевые листы были оформлены правильно, и вообще их форма «предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами».

Суд коснулся и оснований для списания бензина. Таковыми «. как правило, являются путевые листы, а также кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных горюче-смазочных материалов». Фирма же платежные поручения и чеки предъявить могла, следовательно, расходы она, указал арбитр, формировала верно.

В ходе проверки акционерного общества «Вена» инспекторы выявили, что путевые листы были оформлены не за каждый день, а один за весь месяц. Они сочли это нарушением правил ведения путевых листов, оговоренных в постановлении Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. № 78 (п. 2). В нем же сказано, что «путевой лист действителен только на один день или смену». Отталкиваясь от этой фразы, налоговики решили, что первичный документ оформлен неверно. А раз так, затраты на покупку бензина не могут быть учтены при налогообложении прибыли. И предприятию доначислили налог на прибыль.

Теперь можно засомневаться, нужен ли вообще путевой лист. Получается, списывать затраты на топливо можно на основании документов, подтверждающих затраты (кассовых чеков или «платежек»). А производственный характер работы автомобиля легко подтвердить внутренними документами. К примеру, приказом о производственном применении служебных автомобилей. Он может выглядеть так:

Особенности путевого листа на месяц; образец 2022; 2022

Эти реквизиты вместе с порядком оформления приведены в приказе Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152. Унифицированные формы имеют важное свойство — они полностью соответствуют требованиям, предъявляемым к обязательным реквизитам. Причем это соответствие сохранилось даже после обновления перечня (приказ Минтранса России от 18.01. 2022 № 17, вступивший в силу 26.02.2022, и приказ Минтранса от 07.11.2022 № 476, вступивший в действие с 15.12.2022).

Однако бланки, утвержденные постановлением № 78, изначально рассчитаны на однократное использование в течение 1 рабочей смены. Исключением можно назвать формы № 3 и № 6 — их Госкомстат допускает оформлять и на более длительный срок. Но их структура также не оптимальна для указания месячного срока действия соответствующего листа.

Вместе с тем, если существуют другие свидетельства фиктивности транспортных расходов, отсутствие отметки о предрейсовом осмотре в путевом листе может быть дополнительным подтверждением нереальности операции по приобретению ГСМ (смотрите, например, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2012 N А63-9056/2012, решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.09.2012 N А63-9056/2012).

Если одно транспортное средство используют посменно несколько водителей, для каждого водителя можно оформить свой путевой лист на одну машину. В нём нужно указывать данные водителей, которые первыми выезжают с парковки и последними заезжают. Если путевой лист выписан на нескольких водителей, отметки о предрейсовом медосмотре должны быть в отношении каждого из них.

Путевой лист – учетный документ. Согласно данным, указанным в путевом листе, можно вести учет пробега, расхода топлива, затраты на содержание автомобиля, а также рабочие часы водителя. Путевой лист необходим, если на транспортном средстве перевозятся определенные грузы. В нем указывается информация о месте отправки и прибытия, маршрут следования и наименование груза. Путевой лист признается недействительным, если в нем нет следующих обязательных данных:

Правила использования путевых листов в; 2022; году

2. Медицинское освидетельствование они проходят перед началом смены. Тут все понятно. Однако, если он направляется в рейс в течении текущей смены (автомобиль на СТОА отогнать, к примеру), ему необходимо пройти предрейсовый осмотр или сделают запись в путевой лист на основании записи в журнале предсменного инструктажа?

1) багаж — вещи пассажира, принятые для перевозки в установленном порядке;3) груз — материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;12) пассажир — физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства;

9. Путевой лист оформляется до начала выполнения рейса, если длительность рейса водителя транспортного средства превышает продолжительность смены (рабочего дня), или до начала первого рейса, если в течение смены (рабочего дня) водитель транспортного средства совершает один или несколько рейсов.

16. По результатам прохождения предрейсового медицинского осмотра при вынесении заключения, указанного в подпункте 1 пункта 12 настоящего Порядка, на путевых листах ставится штамп «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр.

Добрый день. Подскажите, если автомобиль категории В, но в ПТС тип транспорта стоит грузовой прочие, то какой путевой лист для него необходим формы 3 для легковых автомобилей или формы 4 для грузовых? Машина в собственности предприятия и выполняет заказы только для него (а если конкретней то ездит с поваром на закупки по рынкам и магазинам машина пежо партнер)

Прежде всего, единой стандартной формы оформления путевых листов не существует. В принципе, каждая организация может сделать свой вариант «путевки». Однако в приказе Минтранса РФ «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» перечислены сведения, которые в любом случае должны в них быть. В частности, это наименование и номер документа (путевого листа), срок его действия, данные о собственнике транспортного средства, информация о самом транспортном средстве и, конечно, о водителе.

Стоит обратить внимание на срок действия путевого листа. До 1 марта 2022 года его можно было оформлять сразу на месяц. Теперь с этим сложнее. Дело в том, что в требованиях Минтранса РФ указано, что «путевка» выдается на один день, если продолжительность рейса укладывается в этот самый день или за день выполняется несколько рейсов. И только если длительность рейса превышает сутки, путевой лист оформляется перед началом рейса и закрывается по его окончании. Например, водитель грузовика собирается доставить груз из Москвы во Владивосток и приехать обратно. Несмотря на то что в дороге он проведет, допустим, три недели, «путевка» будет одна.

Это незаконно. Рассмотрим тот самый «установленный случай». Статьей 6 Федерального закона («Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта») установлен запрет на перевозку пассажиров и багажа, грузов автобусами, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа.

При этом необходимо учесть, что пассажиром становится любой пользователь общественного транспорта или коммерческого рейса. А багажом – вещи пассажира. С грузом тоже все ясно, это специальный материальный объект, принятый для перевозки из одного пункта в другой.

Необходимость предъявления путевого листа в «установленных случаях» прописана в пункте 2.1.1 ПДД. Большинство инспекторов ДПС знать не знают, что это за установленные случаи, и требуют путевой лист от всех водителей, управляющих «казенными» автомобилями. И если «путевки» нет, тотребуют штраф.

  • печать и штамп в верхней части документа ставить не требуется;
  • дата и время проведения механиком техосмотра автомобиля ставится перед отправкой в рейс. Также необходимо указать должность, Ф.И.О. специалиста, проводившего осмотр. Он должен поставить личную подпись;
  • обязательна отметка медицинского работника об осмотре водителя перед рейсом.

Также укажите время прибытия на место доставки груза (товара), который перевозится, время предъявления товарно-транспортной накладной (ТТН) получателю груза. Кроме того, следует внести время отправки с места отгрузки, а также причину простоя (если он случился на линии), время прибытия на контрольно-пропускной пункт (КПП) или в гараж. После этого машину необходимо сдать механику КПП или ОТК под подпись.

  • название, номер и срок действия документа;
  • данные о владельце машины, ее модель и тип транспортного средства (ТС);
  • государственный регистрационный знак ТС;
  • показатели одометра при выезде и после возвращения автомобиля на предприятие;
  • день и время выезда машины с предприятия и время ее возврата;
  • указание данных ответственного сотрудника и его подпись;
  • время и дата осмотра водителя медицинским работником перед отправкой в рейс и после прибытия;
  • печать и данные врача, а также его подпись;
  • отметка о состоянии машины перед выездом ее с предприятия;
  • подпись лица, ответственного за техническое состояние автомобиля.
  • названия и номера;
  • даты выдачи;
  • срока действия;
  • данных о водителе автомобиля и о конкретном транспортном средстве;
  • данных о владельце ТС;
  • информации о прохождении техосмотра перед рейсом;
  • подписи диспетчера, оформившего документ, и руководителя организации. Печать должна ставиться организациями, использующими ее по своему уставу.

В документ могут дополнительно вносить любые сведения, например, данные, использование которых связано с формированием компанией внутренней статистики, осуществлением расчетов за работу автопогрузчика в случае использования его не только для выполнения работ, проводимых компанией, данные, касающиеся использования большего количества оборудования, которое потребовалось дополнительно.

Путевой лист раз в месяц

Руководитель «Вены» предъявил инспекции иск. И, как оказалось, не зря. Судья вынес решение в его пользу. В своем постановлении он указал, что путевые листы были оформлены правильно, и вообще их форма «предназначена в первую очередь для учета операций по перевозке грузов автотранспортными предприятиями и оформления хозяйственных операций с третьими лицами».

«Путевой лист надо заполнять ежедневно, в нем пробег, к нему акт на списание ГСМ, это все для списания бензина на затраты» – тихо рассуждает про себя любящий бумажную работу бухгалтер. А ведь если задуматься, то, собственно говоря, зачем эту рутину проделывать каждый день? Потому что инспекторы требуют. Только, как выясняется, грамотно обосновать это требование они не могут. К такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 5 апреля 2004 г. по делу № А56-22408/03).

Это интересно:  Спиртное до какого часа продают

Но мы все же не советуем вам отказываться от практики выписывания путевых листов полностью. Это чревато проблемами с налоговыми работниками. Путевой лист все-таки является «первичным документом по учету работы легкового автотранспорта». А его отсутствие вызовет у проверяющих подозрение: в производственных ли целях эксплуатировалась машина? Целесообразно выписывать путевые листы лишь раз в месяц.

Теперь можно засомневаться, нужен ли вообще путевой лист. Получается, списывать затраты на топливо можно на основании документов, подтверждающих затраты (кассовых чеков или «платежек»). А производственный характер работы автомобиля легко подтвердить внутренними документами. К примеру, приказом о производственном применении служебных автомобилей. Он может выглядеть так:

Суд коснулся и оснований для списания бензина. Таковыми «. как правило, являются путевые листы, а также кассовые чеки АЗС, другие документы, позволяющие установить стоимость приобретенных горюче-смазочных материалов». Фирма же платежные поручения и чеки предъявить могла, следовательно, расходы она, указал арбитр, формировала верно.

  • Вид сообщения — городской, пригородный, междугородный, международный. Поле заполняется при перевозке грузов и пассажиров и багажа.
  • Вид перевозки — регулярная, по заказу, перевозка легковым такси. Заполняется только в случае перевозки пассажиров и багажа.

Отметки ввели, чтобы привести в соответствие порядок заполнения путевых листов порядку проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденному Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н. В каком виде должна быть проставлена эта отметка в приказе не обозначено, вероятнее всего, медики, как и раньше, будут использовать соответствующие штампы.

  1. ГИБДД и Транснадзор контролируют ведение путевых листов для обеспечения безопасности дорожного движения.
  2. Налоговая инспекция запрашивает путевые листы при проверке правильности учета расходов на ГСМ, а также при выездных и камеральных проверках.
  3. Трудовая инспекция может проверить путевые листы на соблюдение норм времени труда и отдыха сотрудников.

С 2022 года журнал можно вести как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Для электронного журнала обязательна возможность распечатки. Сведения, вносимые в электронный журнал, должны заверяться усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с ФЗ N 63 «Об электронной подписи» от 6 апреля 2011 г.

  • ФИО водителя;
  • дату и время проведения предрейсового медицинского осмотра. Мед работник ставит подпись, расшифровку и отметку о допуске водителя к исполнению обязанностей;
  • дату и время проведения послерейсового медосмотра, если водитель перевозит пассажиров или опасные грузы. Также подпись, расшифровку медработника и отметку о прохождении послерейсового медосмотра.

Одновременно с этим, пунктом 4 приказа Минтранса России № 152 определяется срок действия путевого листа, в течение которого путевой лист может быть использован, а в случае если путевой лист оформляется более чем на один день — даты (число, месяц, год) начала и окончания срока, в течение которого путевой лист может быть использован.

Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.

В части проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств контролер должен руководствоваться приказом Минтранса России от 8 августа 2022 г. № 296 «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» (далее — Порядок).

Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее — Федеральный закон № 196-ФЗ) установлена обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств как одно из требований обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункту 7 статьи 23 Федерального закона № 196-ФЗ обязательные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств проводятся в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 21 ноября 2011 г № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон 323-ФЗ).

даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с парковки и его заезде на парковку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их подписями с указанием фамилий и инициалов, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя;

Для остальных транспортных средств правила заполнения путевых листов в 2022 году аналогичные, хотя и есть небольшие особенности. Например, в путевке, выписываемой на автобус, есть поля, предназначенные для указания сведений о кондукторе, данных о маршрутах. Их обязательно надо заполнять.

Менять задание водителю запрещено. Это вправе сделать только уполномоченное лицо собственника или арендатора ТС, которое выступает представителем работодателя. Если ТС используется в специальных целях, например сотрудниками правоохранительных органов или дорожных служб, в путевом листе проставляют отметку об этом.

Выписывают путевку только на один рейс, один рабочий день или смену. В унифицированном бланке предусмотрена возможность продлить срок действия этого документа, поскольку с машиной в рейсе могут происходить различные ситуации, а движение без путевого листа является нарушением.

Заполнением этой формы в автотранспортных организациях занимаются диспетчеры, а в остальных компаниях — уполномоченный на выпуск автомобилей в рейс работник. Такие обязанности устанавливают приказом руководителя организации, поскольку тот, кто заполняет документ, несет ответственность за допущенные в нем ошибки. Иногда оформлением бумаг занимаются сами водители. Но по общему правилу водители обязаны заполнять только свою часть документа — записывать данные о пробеге автомобиля в соответствии с показателями приборов в машине.

Непосредственно перед выездом в путевом листе надо указать показания счетчика (только целые числа) и время их снятия. Далее следует вписать данные о том, какое горючее выдано, в каком количестве (если выдача топлива предусмотрена). Все данные подтверждаются подписью самого работника.

Существует два вида медосмотров — очный в медкабинете и дистанционный в телемедицинском кабинете. Третий, нелегальный, который сведен к проставлению отметок, не рассматриваем, так как он несет в себе единственный смысл в техническом исполнении требований закона и не направлен на реальную проверку здоровья водителя перед рейсом.

Впрочем, у госавтоинспектора будут все основания считать, что автомобиль используется не в личных целях, а это либо незаконное предпринимательство, либо нарушение прохождения предрейсовых медосмотров, что несет за собой тяжелые юридические, финансовые и другие последствия. Действия инспекторов разные, как и судебная практика, поэтому надежно защищает только правильно заполненный путевой лист и прохождение предрейсового медосмотра.

  • Перегон , когда предприятие направляет водителя, чтобы забрать автомобиль у продавца или после проведения длительного ремонта. Путевой лист в этом случае не только не нужен — его невозможно правильно заполнить.
  • Служебный легковой автомобиль . Директор предприятия или сотрудник, использующий служебный автомобиль, должен заключить с предприятием договор аренды автомобиля. Договор, конечно, должен быть у него на руках.
  • Перевозка сотрудников на личном автомобиле . Когда руководитель подвозит на своем автомобиле сотрудников, ставить отметку в своем путевом листе необязательно.

Как показывает телемедицинская практика, в 40% предрейсовых осмотров водителей выявляется артериальная гипертензия. Незначительные отклонения не являются основанием для отстранения от работы. Поэтому если у водителя гипертензия будет выявлена на ранней стадии, то для самого водителя будет снижен риск перехода в более тяжелую степень развития заболевания, так как, узнав о своей предрасположенности к повышенному давлению, он займется своим здоровьем и начнет выполнять рекомендации врача. Есть и категория водителей, для которых повышенное давление — норма, особенность организма, в этом случае каждодневный медосмотр с применением дистанционных технологий позволяет оценить давление ретроспективно, подтвердить гипертонию, которая у конкретного водителя не вызывает изменения самочувствия. А значит, этот водитель не создает аварийные ситуации чаще других. В этом заключается главное отличие телемедицинских осмотров от очных медосмотров — вторые не позволяют отслеживать медицинские показатели в динамике.

Заблуждение! На некоторых сайтах юридических компаний встречается информация о том, что путевой лист с медосмотром не нужен, если предприятию не важен учет расхода ГСМ, или предприниматель применяет упрощенную систему налогообложения. Такая позиция ошибочна. Существует определенный порядок заполнения путевых листов и прохождения предрейсовых медицинских осмотров. И на дороге инспектор сошлется на тот действующий закон, по которому путевой лист нужен обязательно. Например, на шестую статью Устава автомобильного транспорта, которым регламентировано, в каких случаях запрещена перевозка пассажиров, багажа и грузов автобусами, легковыми и грузовыми автомобилями.

Из материалов дела видно, что еженедельные путевые листы позволяют организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ. В связи с этим путевые листы, составленные с такой периодичностью с приложением к ним кассовых чеков, подтверждают расходы налогоплательщика.

В письме от 04.04.2022 № ДЗ-514-ПГ специалисты Минтранса России указали, что действующая редакция п. 10 Порядка разграничивает необходимость оформления путевого листа на рабочий день либо на время выполнения рейса, если на перевозку необходимо затратить более одного рабочего дня.

В пункте 1 Порядка установлено, что его должны использовать юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи. Из дословного прочтения указанной нормы следует, что Порядок распространяется на все организации, которые используют в своей деятельности автомобили. Однако специалисты УФНС России по г. Москве считают иначе. В письме от 09.07.2022 № 16-15/116577@ они указали, что Порядок оформления путевых листов утвержден во исполнение Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». В связи с этим он обязателен для применения организациями автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта.

Если организация для подтверждения расходов использует путевые листы, то, на наш взгляд, ошибка в сроке его действия не приведет к негативным налоговым последствиям. Так, в письме от 30.11.2012 № 03-03-07/51 специалисты Минфина России отметили, что первичные документы должны составляться таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенных расходов. Если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода ГСМ, то, по мнению ведомства, путевой лист, составленный с такой периодичностью с приложением к нему кассовых чеков, отражающих приобретение указанных материалов, может подтверждать расходы организации для целей налогообложения прибыли (письма Минфина России от 16.03.2006 № 03-03-04/2/77, от 20.02.2006 № 03-03-04/1/129).

Налоговики в ходе проверки пришли к выводу, что организация неправомерно учла расходы на ГСМ при расчете налога на прибыль из-за того, что путевые листы заполнялись водителем банка не ежедневно, а один раз в неделю. Но суды такой вывод не поддержали. Арбитры указали, что представленные компанией документы в совокупности подтверждают обоснованность списания в состав расходов стоимости ГСМ и производственный характер затрат.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru