Социальная характеристина на воспитанника интернатного учреждения

Содержание

Формирование социально-профессиональной адаптированности воспитанников образовательных учреждений интернатного типа Пахомова Елена Алексеевна

ского района и возможностей самой личности. Определяя значение адаптации выпускника школы в вузе или на рабочем месте, Н. Э. Касаткина подчеркивает важность специальной работы, направленной на закрепление и реализацию жизненных и профессиональных планов школьников.

2. Педагогическая модель формирования социально-
профессиональной адаптированности воспитанников образовательных уч
реждений интернатного типа включает цели, функции, содержание дея
тельности, формы, методы, средства, критерии и показатели.

Воспитанники интернатных учреждений: социальный портрет

Если детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, не удалось самоутвердиться в учебе, либо своей досуговой деятельности, то они ищут пути самоутверждения в компаниях сверстников. Если позитивная сфера не подкрепила самооценку воспитанника, он будет искать более простого её подкрепления, либо в уходе от реальности, путем употребления психо-активных веществ. Пристрастие к алкоголю и наркотикам наиболее пагубно для этой категории, так как условия среды, отсутствии семейной поддержки, негативное влияние сверстников, внутриличностные проблемы, неадаптивность поведения к меняющейся социальной среде – все это увеличивает риски алкоголизации и наркотизации этой категории молодежи.

Проблемой является отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей, либо носит негативный характер. Ранний детский опыт ребенка несет в себе черты материнской деривации, отсутствия доверия к миру, несамостоятельность ведения своей жизни, агрессивности и подозрительности.

Социализация воспитанников интернатных учреждений: проблемы, поиски, решения

Учащиеся любят заниматься в спортивных секциях (лыжи, футбол, теннис, коньки, хоккей и пр.) Дети и педагоги принимают активное участие в ежегодных спортивных мероприятиях школы, района, края. Неплохой потенциал и результаты воспитанники имеют и по лёгкой атлетике.

Сегодня социум имеет тенденцию к стремительному развитию. На глазах меняется жизнь, жизненные приоритеты, ценности и поэтому вопросы воспитания и социализации личности детей, имеющих недостатки интеллектуального развития, являются приоритетными в образовательной политике.

Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений ->

ориентация не на конкретные требования, а на понимание, прежде всего, общих, универсальных моральных норм. Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием адекватного разрешения внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособлением в обществе.

Социальные барьеры вызваны еще и тем, что воспитанники интернатных учреждений имеют ряд ограничений социальных сетей по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях. При этом круг социальных сетей сужается, по меньшей мере, по двум причинам. Первая заключается в ограничении контактов воспитанников с родственниками и кровной семьей (зачастую ни родственники, ни кровная и расширенная семья не проявляют желания контактировать с детьми). Вторая причина связана с ограничением контактов самого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с различными институтами социализации. Отношения со сверстниками, которые возникают в отдельном институте социализации, не приводят к расширению сети социальных контактов, а продолжаются в том же социальном поле, где преобладают такие же по социальному статусу дети. По данным наших исследований личные социальные контакты с другими сверстниками, более старшими товарищами, друзьями в 70-80% оказываются негативными, конфликтными, приводящими к осложненному поведению. Они не способствуют успешной социализации, а, наоборот, пропагандируют легкую жизнь, отсутствие проблем, желание развлекаться, требовать от государства продолжения заботы о себе, формируют мотивы возврата в свою кровную семью с желанием установления «рентных» отношений и т.д.

Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений 1364

В статье раскрываются проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих эксклюзивные барьеры ограничения включенности в общественную жизнь. Выделены условия восстановления взаимодействия воспитанников с социальной средой, формирования их личностного социального потенциала, доверительных отношений, а также преодоления социальной эксклюзии.

Исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов (С. Райкус, К. Хьюз, А.М.Прихожан, Г.В.Семья., Н.Н.Толстых) показывают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют более выраженное желание и мощные мотивы, чем дети из семьи, иметь свой дом, хорошую семью, любящих родителей.

Ваш психолог

  • Защита прав и интересов детей, получение ими социальной помощи и предоставление различных льгот.
  • Коррекция различных отклонений в поведении: агрессии, замкнутости, аутизма и др.
  • Развитие коммуникативных навыков и культуры общения.
  • Психологическая гимнастика.
  • Психотерапия акцентуации характера, коррекция образа «Я».
  • Психолого-педагогическая помощь ребенку в кризисных ситуациях.
  • Развитие житейских умений и навыков.

Индивид – 1)человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens.
2)отдельный представитель человеческой общности, рассматриваемый со стороны природных свойств, телесное бытие человека.
Субъект – человек как носитель (инициатор, творец, распорядитель) предметно-практической деятельности и познания; становление субъекта есть процесс овладения индивидом собственной душевной жизнью, родовыми способностями.
Личность –1) человек как представитель общества, свободно и ответственно определяющий свою позицию среди других.
2)определяемое включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
Индивидуальность – человек как уникальная самобытная личность; реализуется в свободной, творческой деятельности, проявляется в самоопределении, самореализации, самосовершенствовании.
Я – концепция (самосознание личности) – относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе.
Рефлексия – 1)родовая способность человека, проявляющаяся в обращении сознания на самое себя, на внутренний мир человека и его место во взаимоотношениях с другими, на формы и способы познавательной и преобразующей деятельности;
2)процесс и результат осмысления чего-либо при помощи изучения и сравнения.
Общение – 1)сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, взаимодействие и взаимовлияние, восприятие и понимание «Другого»;
2)осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимое изменение в состоянии, поведении и личностно-смысловых образованиях партнеров.
Деятельность – форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека.
Деятельность ведущая – деятельность, под влиянием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка, подготавливающие его переход к новой, высшей ступени развития. Д.Б.Эльконин определил следующие виды ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивная деятельность, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение, учебно-профессиональная деятельность.
Деятельность педагогическая (социально-педагогическая, психолого-педагогическая) – в самом общем виде это профессиональная деятельность, направленная на создание в педагогическом процессе оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности воспитанника и выбора им возможностей свободного и творческого самовыражения.
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей
Коллектив (от лат.collectivus – cобирательный) – группа людей, взаимно влияющих друг на друга и связанных между собой общностью социально обусловленных целей, интересов, потребностей, норм и правил поведения, совместно выполняемой деятельностью, общностью средств деятельности, единством воли, выражаемой руководством к., в силу этого достигающего более высокого уровня развития, чем простая группа.
Социально-педагогическая и психологическая служба учреждения образования (СППС) — представляет собой систему практического использования достижений психологии и социальной педагогики для оптимизации образовательного процесса и развития личности обучающихся и воспитанников.

Это интересно:  Ветеран труда самарской области как получить в 2022 году

Социально-правовая защита воспитанников интернатных учреждений

Учебная программа курса включает в себя основные направления государственной социальной политики по улучшению содержания сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение правовой ориентации работников образовательных учреждений, специалистов по охране прав детства внутригородских муниципальных образований, изучение психологических особенностей личностного развития детей-сирот.

Программа предусматривает: знакомство слушателей с теоретическими (педагогическими, юридическими) основами подходов к организации социальной поддержки и защиты законных прав и интересов сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; освоение слушателями практических способов и методов социальной реабилитации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включение их в общество и семью; выработку у слушателей практических умений и навыков по использованию юридических знаний при решении вопросов по установлению юридического статуса, лишению и восстановлению в родительских правах, оформления документов на получение жилья, решения спорных вопросов по восстановлению утраченного жилья, защиты имущественных прав, взыскания алиментов.

Воспитанников интернатных учреждений

Изучение особенностей процессов обучения и воспитания учащихся в условиях интерната. Исследование отношений родителей к образовательному процессу детей в специальных (коррекционных) интернатных учреждениях.

Организация социально-трудового сопровождения. Посредническая помощь в получении профессиональной подготовки: связь со службой занятости населения и информация о предприятиях региона, соответствующих профилю будущей специальности воспитанников; организация профконсультаций; содействие в трудоустройстве воспитанников; организация надомной работы.

Социально-педагогическая деятельность в учреждениях интернатного типа

В современной России волна детской беспризорности приняла катастрофические размеры. Число детей, брошенных семьями, постоянно растет, поэтому проблемы углубляются. Дети, оказавшись на улице, попадают в руки криминальных сил или сами создают, свои преступные группы, широкое распространение получили детский алкоголизм, наркомания, проституция и т. д. Все это деформирует процесс социализации, тормозит личностное развитие, создает поколение будущих преступников, изгоев. Указ Президента РФ от 01.06.1991 г. «О первоочередных мерах по реализации Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг.» стал юридическим актом создания в стране социальных приютов, гостиниц для детей и подростков, медико-педагогических школ.

Главный нравственный принцип и императив общения в социальном приюте – забота. Тогда ребенок начинает осознавать свою значимость и приобретать новые умения от гигиены до трудового участия. Вся система отношений к ребенку должна подчеркивать его индивидуальность, персональную значимость для окружающих. Следует продумать различные знаки персонального внимания к нему (празднование дня рождения, подарки, одобрение, индивидуальные поручения и т.д.).

Профориентация в системе интернатных учреждений

Понятие профориентации, ее сущность и особенности, основные цели и задачи, характеристика работы в школе. Сложности профессионального самоопределения учащихся, их причины и пути преодоления. Порядок формирования у старшеклассников навыков целеполагания.

Это интересно:  В каких случаях судебный пристав вправе опечатать жилое помещение

Сущность, содержание, технологии и формы профориентации и профориентационной работы. Критерии и методики выявления профессионального самоопределения старшеклассника. Анализ опыта реализации технологий профориентационной работы со старшеклассниками.

Социально-правовая защита воспитанников интернатных учреждений

Учебная программа курса включает в себя основные направления государственной социальной политики по улучшению содержания сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышение правовой ориентации работников образовательных учреждений, специалистов по охране прав детства внутригородских муниципальных образований, изучение психологических особенностей личностного развития детей-сирот.

Программа предусматривает: знакомство слушателей с теоретическими (педагогическими, юридическими) основами подходов к организации социальной поддержки и защиты законных прав и интересов сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; освоение слушателями практических способов и методов социальной реабилитации сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включение их в общество и семью; выработку у слушателей практических умений и навыков по использованию юридических знаний при решении вопросов по установлению юридического статуса, лишению и восстановлению в родительских правах, оформления документов на получение жилья, решения спорных вопросов по восстановлению утраченного жилья, защиты имущественных прав, взыскания алиментов.

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ В ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Названные принципы, приемы и направления педагогической работы в специализированных учреждениях, разумеется, не исчерпывают содержание и методику работы в них. Каждый вид учреждения требует своих специфических подходов. Особая роль принадлежит взаимодействию специалистов разного профиля, которое обеспечивает целостность реабилитационного процесса, большую его эффективность.

Типичной группой несовершеннолетних, нуждающихся в социально-педагогической поддержке, являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Данная группа детей попадает в дома ребенка (с рождения до 3 лет), позднее – в детские дома и школы-интернаты. Главное отличие детских домов от школ-интернатов состоит в том, что воспитанники детских домов обучаются и получают образование в ближайших к детскому дому школах, а воспитанники школ-интернатов живут и обучаются в этом же учреждении.

VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум

3) сопровождение будет построено на создании личностно-ориентированных педагогических ситуаций, связанных с возрастными особенностями воспитанниками и будет основываться на технологиях активного социального обучения (дискуссии, тренинги, деловые игры).

2) педагогическая деятельность в процессе сопровождения будет способствовать: а) развитию личностных ресурсов подростка, включающих социальную ответственность, эмоциональную устойчивость, социабельность, личностную активность, адекватную самооценку, волевой контроль, уверенность в себе, толерантность, мотивацию достижения; б) обретению подростками социального опыта, содержащего анализ ситуации взаимодействия людей, предвидение последствий деятельности и поведения своего и других, логику социального взаимодействия, конструктивное взаимодействие с окружающими, коммуникативный контроль, общительность, организацию продуктивной, социально ориентированной деятельности; в) развитию когнитивной сферы,включающей необходимые знания о сущности, структуре, функциях социальной компетентности, девиантного поведения, о сущности здорового образа жизни; знания о качествах личности, позволяющих успешно социализироваться в обществе, наличие и уровень развития их у себя; знания о способах взаимодействия людей в обществе; г) ориентирована на работу с ценностно-смысловой сферой личности подростка;

Осуществление педагогической деятельности с воспитанниками учреждений интернатного типа

2) педагог правильно организует взаимодействие с воспитанниками: формирует у ребенка умения по самоорганизации своей жизнедеятельности, знает об индивидуальных особенностях ребенка (в том числе отрицательных) и учит взаимодействовать со специалистами интерната (психолог, социальный работник, воспитатели).

В нашей теме исследования «Быт и жизнедеятельность воспитательных организаций интернатного типа » представлялось важным определить: как можно улучшить быт и жизнедеятельность воспитанников интернатов, что можно применить для улучшения ситуации к субъектам педагогического процесса в существующих условиях.

Социально–педагогическое консультирование детей, воспитывающихся в условиях сиротских учреждений

Ежегодно из-за разводов около 470 тысяч детей остается без одного из родителей. В 2022 г. вне брака родилось 354 тысячи детей и почти 22 тысячи внебрачных детей у матерей, не достигших совершеннолетия. — отмечается рост социальной дезорганизации семей, материальных и жилищных трудностей родителей, безработицы родителей, не здоровых отношений между ними, слабости нравственных устоев. Указанные причины социального сиротства фиксируют лишь последствия, конечную точку в сложном пути деградации семейной системы и человеческой личности, а как следствие этого процесса — невозможность растить своих детей, снижение родительской ответственности и даже злостное уклонение от обязанностей по воспитанию ребенка. «Когда кричит душа? Наверное, тогда, когда нарастающая в ней боль вырывается сильным потоком. Боль о том, как не считают тебя человеком, унижают твое достоинство, мешают жить, задевают тебя, чтобы ты знал свое место, о том, как многим просто наплевать на тебя, на твои чувства и, вообще, на твое существование, о том, как прижимают тебя к стене и не дают свободно дышать Может это волнует не всех, ведь у каждого в душе свое, своя радость, печаль, понимание жизни ». (Из сочинения воспитанницы детского дома, ). Все вышесказанное подчеркивает актуальность и большую социальную значимость обращения к данной теме. Цель настоящей работы: рассмотреть социально-педагогическое консультирование детей в условиях сиротского учреждения. Для достижения поставленной цели выделяются следующие задачи: 1. Определить понятие «социально- педагогическое консультирование». 2. Проанализировать по данным литературы основные социально- педагогические проблемы детей сиротского учреждения. 3. По данным литературы определить основные подходы и направления социально — педагогического консультирования. Объект исследования: содержание социально-педагогического консультирования детей в условиях сиротского учреждения. Предмет: социально-педагогические проблемы детей в условиях СУ, возможности их решений в процессе социально-педагогического консультирования. Гипотеза: социально – педагогическое консультирование в условиях сиротского учреждения имеет свою специфику, особые задачи и является важной составной частью работы социального педагога. Методы исследования: анализ литературы, опрос воспитанников и социальных педагогов сиротских учреждений, анкетирование современных школьников. ГЛАВА 1. СОВРЕМЕННЫЕ СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 1.1. Характеристика образовательной системы сиротских учреждений Под одинаковой одеждой бьется сто разных сердец, и каждое — особая трудность, особый характер работы, особые хлопоты и опасения. Я. Корчак По данным Детского фонда, в России насчитывается 720 тыс. детей- сирот (Парламентская газета, №29 (660) от 14.02.2022). Существующие в нашей стране формы их устройства можно разделить на четыре категории: семейные (опека (попечительство), усыновление); государственные (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты различного типа); государственно- общественные, сочетающие элементы семейного воспитания с сохранением части опекунских обязанностей у государства (приемные семьи (семейные детские дома), патронажные семьи, детские общины, приюты, социальные гостиницы); негосударственные (частные, церковные детские дома, приюты и др.) . Рассмотрим разные варианты обучения детей-сирот: 1) Дети, лишенные родительского попечения, живут и обучаются школе- интернате.

Это интересно:  Социальная карта москвича как получить в москве пенсионеру без прописки в москве

Юношество стоит на пороге самостоятельной жизни, к которой они не считают себя готовыми. С одной стороны, они хотят жить самостоятельно, отдельно, быть независимыми ни от кого, а с другой боятся этой самостоятельности, так как понимают, что без поддержки родителей, родственников им не выжить, а на нее они рассчитывать не могут. Это двойственность чувств и желаний приводит к неудовлетворенности своей жизнью и собой.( 14,с.66-80) ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНО — ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ Дети — самая незащищенная часть общества, незащищенная от непрофессионализма и невежества медицинского персонала, педагогов, жестокого обращения родителей, произвола государственных учреждений. Я. Корчак К сожалению, до сих пор, по данным литературы, нет четких представлений о содержании и основных подходах в социально-педагогическом консультировании воспитанников сиротских учреждений, хотя необходимость разработки данной темы подчеркивается многими исследователями и практиками – социальными педагогами (СУ) . Консультирование – профессиональная помощь человеку в принятии оптимального решения, сохранения, повышения качества жизни. Консультирования – может быть юридическим, медицинским, психологическим, социально-психологическим, социально-педагогическим в зависимости от ситуации, в которой необходимо принять решения. Более разработанным является психологическое консультирование. По остроумному замечанию Джеффри Коттлера и Роберта Брауна психологическое консультирование – очень неопределенное занятие: «Оно было разработано людьми, которые не могут договориться о том, как себя называть, какие рекомендации необходимы для практики или как лучше работать – с чувствами, мыслями или поведением, что лучше – поддерживать клиента или вступать с ним в конфронтацию, сосредоточить внимание на прошлом или настоящим». В широком смысле консультирование – это то, чем занимаются консультанты. Слово «консультант» обычно ассоциируется со словами советник, помощник, наставник. Эти функции близки друг другу и всегда ценились. Этимологически слово « консультирование» происходит от латинского co sula io, что обозначает «совещание». Большинство словарей определяют консультанта как человека, «подготовленного для дачи советов по личным, социальным или психологическим проблемам».( 2,с.5-7) Тем неимение, когда ребенок сталкивается с социально- педагогическими проблемами, он нуждается в социально — педагогическом консультировании. Современному поколению детей с каждым годом сложнее справляться со своими проблемами, особенно детям, подросткам, проживающим в условиях сиротского учреждения. 2.1. Мониторинг современных сиротских учреждений. Трагедия детей, попадающих в СУ из-за потери родителей, усиливает потребность в близком человеке. Дом, где нет человека, любящего тебя, нет человека, к которому ты испытываешь уважение, — это уже не дом, а казенное учреждение, где только кормят, спят. На современном этапе развития СУ отказываются от крупных школ-интернатов и переходят на воспитательные детские дома. — Сирот надо воспитывать не в интернатах, а в детских домах.

Социальная характеристина на воспитанника интернатного учреждения

В группе Дома детства не более 8-10 детей, они подобраны по «семейному» признаку; родные братья и сестры составляют, как правило, основу группы. За такой группой закреплены воспитатель и помощник воспитателя. Средства, отпускаемые на группу, распределяются на семейном совете, на котором сами дети принимают участие в решении внутренних вопросов группы-семьи и всего дома. Вещи индивидуального пользования приобретаются воспитателем и ребенком в магазине, хранятся в специально отведенном для каждого воспитанника месте.

Эти изменения, а также открытость детского дома, способствующая широким связям детей с окружающей средой, приближение условий проживания к обычным домашним, повышение комфортности жилья создают условия для организации жизнедеятельности детей по типу «замещающей семьи» и позволяют таким учреждениям называться Домом детства семейного типа.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru