Характеристика на подростка с детского дома со сложностями в поведении

Содержание

Личностные характеристики детей подростков из детского дома

Проблемы эмоционально-волевого развития воспитанников проявляются в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремленности, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии и т.д. Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребенка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям; у других — гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Психическое развитие детей, воспитывающихся в условиях детского дома, кардинально отличается от развития детей, воспитывающихся в семье, и проявляется в нарушении интеллектуального, эмоционально-волевого, полового и нравственного развития, а также в нарушенной социализации.

Характеристика на подростка с детского дома со сложностями в поведении

Цель работы социального педагога в детском доме — обеспечение социальной защищенности каждого воспитанника, соблюдение всех прав и гарантий, предусмотренных законодательством РФ и Хабаровской краевой Думой для детей, лишенных попечения родителей.

На занятиях спокойный, в ходе занятия участвует. Может ответить на поставленный вопрос. Понимает учебные задачи. Способность к волевому усилию снижена, часто не доводит начатое дело до конца. У Саши недостаточно сформированы умения и навыки для усвоения учебного материала Усвоение программного материала:

Психологический анализ развития подростков с девиантным поведением в детском доме

Интенсивность проявления агрессивного поведения в подростковом возрасте в первую очередь связана со степенью зависимости подростка от группы сверстников, так как именно в этот возрастной период авторитет взрослого уступает место группе. Для формирования делинквентного (противоправного) поведения также существенную роль играет возрастной фактор. В подростковом возрасте делинквентные проявления становятся осознанными и произвольными. Хулиганства и мелкие кражи могут перерасти в серьезные мошенничества и нападения на людей.

Группа, в которую переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой неформальной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей.

Психологические особенности старших подростков в условиях детского дома

Подростки из детских домов переживают свою жизнь как менее осмысленную, прошлое склонны оценивать как малопродуктивное, настоящее для них переживается как неудовлетворительное. Это приводит к тому, что в их структуре смысложизненных ориентаций постоянно присутствует ориентация на стабильность. Они не совсем уверены, но считают, что отчасти могут управлять своей жизнью, имеют некоторую свободу выбора, но нередко склонны отдаться на волю судьбе. Поэтому в сложных фрустрирующих ситуациях они предпочитают ориентации на гедонизм и деструктивность. Несмотря на то, что уровень их ответственности за свою жизнь ниже, чем у школьников, тем не менее, это может им помочь осуществить те цели в будущем, которые и придают им смысл существования. Притягивающими их смысл ценностями является здоровье, любовь, развитие, что соответствует преобладающей в их структуре СЖО на самореализацию [28, с. 78-83].

Ограниченность мотивации, ее единообразие и привязанность к непосредственной жизненной ситуации сохраняются у воспитанников на протяжении всего периода пребывания в детском доме. Это ярко проявилось в особенностях формирования у них такого существенного новообразования подросткового возраста, каким является «обращенность в будущее». Подростковый возраст можно считать сензитивным для формирования специфической ориентации на будущее, временной перспективы. При сравнении временной перспективы подростков, воспитывающихся в детских домах, и подростков из массовой школы обнаружено, что временная перспектива у последних значительно глубже, чем у их сверстников из детского дома. Если для учащихся массовой школы (особенно старшего подросткового возраста) характерно большое количество мотивов, реализация которых связана с достаточно отдаленным будущим (стремление поступить в институт, обзавестись в зрелые годы семьей, достичь успехов в профессиональной деятельности и т.п.), то у воспитанников детского дома преобладают мотивы сегодняшнего дня или ближайшего будущего (пойти поиграть в футбол, написать завтрашнюю контрольную на «4», продолжить занятия в волейбольной секции и т. п.), а мотивы отдаленной перспективы оказываются практически не выраженными.

Характеристика на подростка с детского дома со сложностями в поведении

2022-2022 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2022 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: http://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.

Это интересно:  Разовая Выплата Контрактнику При Заключении Первого Контракта

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Профилактика девиантного поведения подростков в условиях детского дома» статья на тему

Итак, благодаря кропотливой работе многие воспитанники намного увереннее смотрят в завтрашний день, у подростков пропадает чувство страха перед неизвестной взрослой жизнью, они способны четко определить для себя систему жизненных ценностей. Однако задача педагога не только в том, чтобы подготовить воспитанников к «взрослой» жизни, но и в том, чтобы сделать их жизнь «здесь», «сейчас», «сегодня» достойной, наполненной смыслом. Ведь, как известно, досуг может стать важным фактором полноценного развития детей. Поэтому мы способствуем включенности подростков в социально значимую деятельность: привлечение их к участию в общественной жизни детского дома, занятости в кружковой деятельности, в различных социально важных проектах и акциях, что также играет немаловажную роль в профилактике девиантного поведения подростков.

Особенностью и достоинством данной программы является ведение каждой из воспитанниц своего дневника самовоспитания. В дневнике девочки ставят как ближние, так и дальние цели, фиксируют в нем то, что получилось, а что – нет. Кроме того в дневнике самовоспитания девочки выполняют различные упражнения, при желании делают рисунки. Каждая из последующих встреч начинается с чтения записей и их анализа. Девочки, заполняя и внося в свой дневник новые записи, ясно видят свои достижения и промахи, что побуждает их еще интенсивнее работать над собой.

Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения подростков в условиях детского дома

Выявленные в психологической и социально-педагогической литературе особенности девиантного поведения подростков воспитывающихся в условиях детского дома, позволили провести диагностическое исследование. В исследовании принимали участие 20 подростков в возрасте 12–14 лет, из них 13 мальчиков и 7 девочек. В качестве диагностического инструментария использовались патохарактерологический опросник (ПДО) А. Е. Личко; опросник Басса-Дарки; «Личностный опросник (FPI)». Диагностика показала, что у значительной части подростков (80 %) доминирующими являются эпилептоидный, истероидный и гипертимный типы акцентуаций характера. Данные типы акцентуаций проявляются в нарушении различных правил и норм, вспышках агрессии, грубости по отношению к сверстникам и взрослым. Также было выявлено, что в поведении подростков преобладают физическая, косвенная и вербальная агрессия и при этом наблюдается высокий уровень раздражительности. Наличие указанных поведенческих проявлений подтверждается исследованием личностных особенностей подростков. Оно показывает, что у подростков имеются такие негативные личностные характеристики как спонтанная и реактивная агрессивность, раздражительность, эмоциональная лабильность.

У подростков обнаруживается неравномерность развития различных психических функций. Отмеченная «дисгармоничность» ярко проявляется при изучении интеллектуальной сферы. По уровню развития таких элементов логического мышления, как систематизация и понятийная классификация, дети, воспитывающиеся вне семьи, практически не уступают своим «домашним» сверстникам, в то время как логическая операция обратимости, диагностируемая тестами, сформирована у них значительно хуже, чем у семилеток из массовых школ и даже у шестилеток из обычных детских садов. Также на значительно более низком уровне находится у детей из детского дома развитие наглядно-образного мышления.

Особенности воспитанников детских домов

Уже в доме ребенка такие дети недоверчивы и вялы, не привязываются к взрослым. Они замкнуты и печальны, нелюбознательны, у них плохо развита речь, отсутствует всякая самостоятельность. В подростковом возрасте указанные причины вызывают определенные трудности в самоутверждении подростка в среде сверстников, в развитии его собственного «Я». Они не подготовлены к самостоятельной жизни, не в состоянии планировать свое будущее, живут только одним днем, болезненно переживают свою ненужность.

По своему психическому развитию дети, воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих в семье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют ряд качественных негативных особенностях, которые отмечаются на всех ступенях детства – от младенчества до подросткового и дальше.

Личностные особенности подростков-воспитанников детского дома

Для проведения экспериментальной работы была сформирована одна экспериментальная группа и одна контрольная. В экспериментальную группу вошли младшие подростки подростки детского дома №2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (32 человека), а контрольную группу составили старшие подростки того же детского дома. В исследовании приняли участие 64 подростка 12-16 лет.

Переход к периоду младшего подросткового возраста сопровождается резкой ломкой психики, получивший название «подросткового кризиса», когда учебная деятельность перестает оказывать то влияние на развитие, которое она имела в предыдущий период, а ведущей деятельностью становится общение со сверстниками (по Д. Б. Эльконину — интимно-личное общение), психологическое отдаление от взрослых, с частыми конфликтами.

Культурно-досуговая среда детского дома как условие коррекции девиантного поведения подростков

Постоянное включение ребенка в систему вынужденных контактов размывает границы личного пространства, что делает принципиально невозможным уход ребенка в собственный мир для восстановления психоэмоционального ресурса.

Реже, в данной возрастной группе, встречаются случаи парасуицидальных попыток. Подростки склонные к такому виду поведения стремятся к испытанию боли и сопряженных с ней сильных эмоциональных переживаний, в то время как исход аутоагрессии для них не является значимым. Подобная специфика отмечается при аутоагрессивном поведении в рамках аддиктивного типа девиантного поведения. Парасуицидальные попытки совершаются, как правило, с целью вывода себя из состояния бесчувствия, безрадостности, безэмоциональности путем испытания острых аффективно — шоковых переживаний. Для этого используются, какие-либо, рискованные и опасные для жизни действия: удушение до степени появления первых признаков измененного состояния сознания; хождение над обрывом или по краю балкона, подоконника, перилам моста и т.д.

Это интересно:  Пеня И Долг По Комунальных Платежах Можно Вместе Оплатить Или По Отдельности

Социально-психологические особенности детей, воспитывающихся в условиях детского дома

Дети-сироты дошкольного возраста, как правило, попадают в детский дом из семей, где родители лишены родительских прав, либо из домов малютки. Дошкольный возраст, это время когда ребенок стремится к самостоятельности; ребенок впервые начинает устанавливать отношения с миром взрослых людей, проходит первичную социализацию. Социальной ситуацией на данном этапе является «ребенок – общественный взрослый». Ведущей деятельностью у дошкольников является игровая деятельность. В игре формируется характер ребенка; происходит изменения в познавательной деятельности ребенка. Игровое действие порождает процесс воображения, таким образом, ребенок принимает на себя роль взрослого, создает игровую ситуацию. Ребенок получает развитие наглядно-образное мышление. Дети, воспитывающие в условиях детского дома, не владеют игровой деятельностью; с интересом следуют за игровыми действиями воспитателя, выполняют его указания, охотно принимают все предложения, но включиться в игру, быть ее равноправным участником не могут. В то же время ребята активно интересуются предметами и игрушками, задействованными в игре. Новые предметы не побуждают детей к совместной игре. Завладев ими, дети пытаются их спрятать или просто держат в руках. Игровые действия детей осуществляются чаще всего под его руководством взрослого. Важно уделять огромное внимание развитию игровой деятельности ребенка, вырабатывать умение самостоятельной игре. Через игру ребенок получает свой первый опыт взаимодействия с окружающими. На стадии дошкольного возраста у детей начинает формироваться этические инстанции и моральные чувства. Но у ребят из детских домов, как правило, эти качества остаются не сформированными в силу того, что дети проживают в неблагополучных семьях, либо в закрытом учреждение. Общение дошкольника со взрослым также отмечается своеобразием. Воспитанники детского дома общаются со взрослыми не так, как дети из семьи. Прежде всего они проявляют большой интерес ко взрослому; часто обращаются к воспитателю, стремятся любым путем завладеть его вниманием. Все это говорит о том, что дети явно испытывают потребность во внимание взрослого. И что, интересно у ребенка из семьи в общение со взрослым есть главный мотив общения, познавательный мотив, тогда как у детей-сирот доминирующем мотивом общения является потребность во внимание и доброжелательности. Вопрос воспитателя, что больше ребенок хочет делать – читать, играть или беседовать, — обычно вызывает недоумение: дети смущаются, молчат, пожимают плечами или отвечают «не знают». Для большинства детей выбор предпочитаемой ситуации общения оказывается трудной задачей. Наименее доступна и привлекательна для детей внеситуативно-личностная беседа. Эта форма общения мало знакома воспитанникам детского дома. Вопросы типа «Кто тебе больше нравится?», «Что ты больше всего любишь?», смущает детей, они отводят глаза, опускают голову, отходят от экспериментатора. Для детей гораздо важнее любых разговоров с воспитателем непосредственный физический контакт с ним. Ведь, для ребенка детский дом является семьей, домом, а воспитатель «мамой», поэтому педагогам важно составлять свою педагогическую деятельность с учетом всех особенностей. Известно, что недостаток общения со взрослыми приводит к обеднению отношений между сверстниками. Уровень развития общения ребенка со взрослым во многом определяет характер его контактов со сверстниками. только взрослый может научить детей умению видеть субъективные качества другого ребенка, способствовать углублению детских контактов. По мнению ряда исследователей, испытывая дефицит общения со взрослым, воспитанники детских домов спонтанно вступают в контакт с посторонними «чужими» людьми, отдавая предпочтения непосредственному физическому контакту с ними. И.В.Дубровина и А.Г.Рузская считают это своеобразной формой ситуативно-личностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям. Контакты со взрослыми и со сверстниками в детском доме у детей-сирот дошкольного возраста выражены гораздо слабее, чем у детей из семьи, они однообразны, малоэмоциональны и сводятся к простым обращениям и просьбам. В основе отставания лежит отсутствие эмпатии, т.е. сочувствия, сопереживания, умения и потребность разделить свои чувства, переживания с другим человеком. Перечисленные особенности общения лишают детей: во-первых, важного для психологического благополучия переживания своей значимости и ценности, уверенности в себе, лежащих в основе формирования полноценной личности; во-вторых, переживания ценности другого человека, глубокой привязанности к людям. Дети-сироты с дошкольного возраста не чувствуют привязанности к сверстникам, к взрослым. Таким образом, у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях детского дома, недостаточно сформирована игровая деятельность, детям не хватает личного внимания и любви со стороны окружающих их людей.

На сегодняшний день, исследование психологов показывает, что дети из детских домов отличаются от детей, растущих в семьях, по физическому и психическому развитию. Развитие детей-сирот, в условиях детского дома имеют ряд негативных особенностей, которые накладывают отпечаток на дальнейшую жизнь ребенка. При этом многие педагоги, которые работают в детских домах, совершенно не знают психологических особенностей этих детей. Соответственно, при развитие и воспитание детей-сирот, составляют коррекционно- развивающую программу с завышенными требованиями к данной категории детей. Все это впоследствии сказывается на развитие ребенка, на его адаптацию в социуме. В своей работе я бы хотела рассмотреть особенности психологического развития дошкольного возраста, младшего школьного возраста и подросткового возраста; выявить общие проблемы их развития.

Характеристика на подростка с детского дома со сложностями в поведении

Стратегия «Активные (ассертивные) действия по разрешению ситуации – единственная, отнесенная С. Хобфоллом к полюсу активности. В нее входят такие пункты шкалы, как «Ты никогда не сдаешься в трудных ситуациях» (1), «Когда кто-то из близких поступает с тобой несправедливо, ты стараешься не показывать свою обиду (10), «Ты считаешь, что в трудных ситуациях надо дей — ствовать самостоятельно, а не ждать помощи от других (19), «Тебе трудно сказать «нет», когда от тебя что-то требуют или о чем-нибудь просят» (28) и др. Из содержания пунктов ясно, что к указанной стратегии относятся такие формы поведения и переживаний, ко — торые не просто характеризуют уверенность в себе, продуктивную способность к самоутверждению, к спокойной и твердой защите своих интересов, своей позиции с учетом мнений других людей (что следует из названия стратегии – ассертивные действия), но скорее характеризуют то, что в социальной психологии принято относить к показателям самоэффективности. Напомним, что А. Бандура определяет самоэффективность как «убеждения человека относи — тельно его способности управлять событиями, воздействующими на его жизнь»7. Человек с высоким уровнем самоэффективности воспринимает проблемы, трудные ситуации не как непреодолимые препятствия, а как вызов, дающий ему возможность проверить и

Это интересно:  Закон от 2022г права матери одиночки при уходе на пенсию

Активность личности как саморегулирующейся системы вклю — чает выбор, принятие решений, осуществляемых как на сознатель — ном, так и на неосознанном, по сути, автоматизированном уровне. Это ставит исследовательскую задачу определения функций личностной активности и средовых эффордансов (субъективных моделей среды. – Дж. Гибсон2) в создании субъективного опыта, и особенно истории его формирования. Значительный интерес в этой связи представляет изучение стратегий копинг-поведения, од — ной из важнейших характеристик которых является их активный или пассивный характер. Использование стратегий первого рода предполагает деятельное воздействие на ситуацию для ее измене — ния, перестройки ради достижения цели. Использование вторых – избегание, уход от решения, отказ от цели.

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ПОДРОСТКОВ, ВОСПИТЫВАЮЩИХСЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ — Дипломная работа

Одним из важнейших факторов формирования личности является общение. Идеи о том, что общение играет важную роль в формировании личности, получили свое дальнейшее развитие в трудах отечественных психологов: Ананьева В. Г., Бодалева А. А., Выготского Л. С., Леонтьева А. Н., Ломова Б. Ф., Лурии А. Р., Мясищева В. Н., Петровского А. В. и др.

Наиболее частой собственной позицией в общении подростков, воспитывающихся в детском доме, являются позиции синтеза эго-состояния и типа общения (гармоничного, формального, отгороженного, конфликтного) дитя-отгороженный, дитя конфликтный, взрослый отгороженный. Подростки (дитя-огороженный) в общении со сверстниками и взрослыми часто проявляют изоляцию, отгороженность, недостаток эмпатии к другим людям, сотрудничества с ними, активности и энергии при решении жизненных задач.

Каким должно быть правильное воспитание подростка

  • 14–16 лет – средний период. Для подростка 15 лет характерна чрезмерная эмоциональность, желание быть важным и значимым. В этом возрасте часто совершаются необдуманные поступки, ребенок может оказаться под влиянием социума. Поэтому такие изменения в его поведении, как отстраненность, замкнутость не должны остаться без внимания родителей.
  • 16–17 лет – поздний период. Ребенок становится взрослым человеком и об этом свидетельствуют его поступки. Ведь все меньше совершается необдуманных шагов, присутствует осознание и ответственность. Именно в 16–17 лет большинство подростков оканчивают школу и стоят перед сложным выбором, от которого зависит их судьба. В этот момент родители должны быть поддержкой и опорой.
  • Воспитывать в строгости. Родители, боясь, что дочь свяжется с плохой компанией, рано начнет половую жизнь, которая может привести к ранней беременности, пытаются оградить свое чадо от всего этого. Поэтому загружают ее всевозможными домашними делами, учебой и прочим. Модель поведения в таком случае больше напоминает не семью, а начальника и подчиненного. Девочка не ощущает себя защищенной, любимой и начинает искать поддержку в чужих людях.
  • Разрешать все, баловать и потакать капризам. Если родители воспитывают дочь именно так, то они должны быть готовы к тому, что вскоре ее запросы возрастут, а любой отказ будет восприниматься как предательство. Из такой девочки вырастет женщина, которая не проявляет уважения к людям, заботится только о собственном благе. И в первую очередь пострадают от такого воспитания сами родители.
  • Критиковать ребенка. Нет ничего хуже заниженной самооценки, которая может искалечить всю жизнь. Особенно остро воспринимается отцовская критика, которая в будущем может вылиться ненавистью ко всему мужскому полу. А вот похвала за достижения, ласка и забота помогут вырастить из маленькой девочки уверенную в себе женщину.
  • Излишне откровенничать. Несмотря на то, что многие психологи советуют родителям подружиться с дочками в подростковом возрасте, эта идея успешна лишь наполовину. Если ребенок делится переживаниями, ищет совета у родителей – это одно, а когда мама переступает все границы дозволенного и начинает слишком откровенные интимные разговоры – это может травмировать детскую психику.

Программа психологической помощи детям с трудностями в поведении в условиях детского дома Автор-составитель

Проблема социализации трудного ребёнка в условиях детского дома является мало исследованной и особенно актуальной, так как численность трудных детей неуклонно растет. Изменение основной сферы влияния на ребёнка с семьи на педагогический коллектив детского дома, отсутствие у большинства детей значимых и авторитетных взрослых (родителей), ради благополучия которых дети готовы к положительным изменениям в деятельности и поведении, приводит к усугублению психологических трудностей и противоречий, характерных для всех категорий трудных детей. В условиях детского дома оказывается невозможным воздействие на ребёнка через изменение стиля воспитания в семье, оптимизацию и гармонизацию внутрисемейных отношений.

Пояснительная записка
Ключевым вопросом проблематики социально-психологической адаптации детей-сирот остается профилактика и коррекция их девиантного поведения. Этот вопрос глубоко волнует педагогические коллективы детских домов.

Подросток в неполной семье и детском доме

В смешанных семьях объединены части семей, существовавших ранее отдельно. Таких семей три типа: 1) женщина с детьми выходит замуж за мужчину, у которого их нет; 2) мужчина с детьми женится на женщине без детей; 3) и мужчина, и женщина имеют детей от прежних браков.

Семьи, в которых родители развелись, умерли, никогда не вступали в брак или не могут заботиться о своих детях, называются особыми. Если ребенка воспитывает один из родителей, то семья называется неполной, а если создается новая с приемными (усыновленными) детьми – смешанной.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru