Характеристика на родительницу доу психолога из неполной семьи

Содержание

Образец характеристики на неблагополучную семью

Данная семья проживает по адресу: … . Бытовые условия, в которых проживает (имя ученика), удовлетворительные. В квартире относительный порядок, регулярно проводится уборка, но требуется косметический ремонт. У (имя ученика) есть отдельная комната, где созданы все условия для занятий, подготовки домашнего задания. Кроме … в семье ещё двое детей. Старший брат ,…, обучается в … города …, младший брат, …, посещает детский сад.

У родителей нет единых требований к ребёнку, зачастую они не знают, где и с кем (имя ребенка) проводит своё свободное время. Режим дня не соблюдается. Родители были замечены в нетрезвом виде, поэтому семья находится в социально опасном положении. Это отрицательно сказывается на успеваемости ребенка. Нет постоянного контроля за успеваемостью ребенка в школе, за выполнением домашнего задания. У (имя ученика) нет мотивации к учёбе. Родители не проявляют интереса к успехам и неудачам ребенка. Вследствие этого, проблемы с учебой в школе. Родительские собрания чаще посещает отец. (Имя Отчество папы) адекватно реагирует на рекомендации и советы учителей.

Характеристика семьи

  1. Статус: полная, неполная, многодетная или с одним ребенком, данные об усыновлении или опеке над ребенком.
  2. Материальная обеспеченность семьи: насколько стабилен заработок, от каких факторов он зависит (выплата алиментов, сезонный труд, безработность или нетрудоспособность членов семьи), есть ли у ребенка карманные деньги, насколько он обеспечен необходимыми вещами (едой, одеждой, учебными принадлежностями), испытывает ли семья финансовые трудности, каким образом материальное состояние влияет на психологический климат в семье (удовлетворенность, чувство неполноценности, конфликты).
  3. Социальная устойчивость/неустойчивость семьи, склонность к зависимостям (алкогольной, наркотической, азартным играм) или правонарушениям.
  4. Распределение обязанностей и основных функций (бытовых, финансовых, эмоционально-терапевтических, воспитательных и др.).
  5. Кому принадлежит формальная или фактическая роль в воспитании ребенка. Необязательно ее могут выполнять одни и те же люди. Например, работающие за границей родители формально являются воспитателями своего ребенка, а фактически эти функции выполняет другой родственник (бабушка, дедушка), который находится в непосредственной близости от ребенка.

В своей деятельности педагоги, психологи, социальные работники постоянно сталкиваются с разнообразной документацией. С каждым годом она дополняется, видоизменяется, и порой трудно удержать в голове все аспекты, которые нужно описать. Характеристика на семью является одним из таких основных документов. Для того чтобы не задаваться вопросами, с чего начать описывать семью, какие данные нужно собрать, в какой последовательности ее оформить и грамотно сформулировать выводы, нужно ознакомиться со структурой этого документа и создать для себя образец характеристики на семью.

Пример психолого-педагогической характеристики на воспитанника ДОУ

Внимание преобладает произвольное/непроизвольное, во время занятий может/не может быть внимательным и длительно на чем-то сосредоточиться, постоянно отвлекается (указать имеющиеся трудности). Преобладающий вид памяти – зрительная/слуховая/кинетическая. Память развита хорошо/достаточно хорошо/недостаточно: быстро/медленно запоминает и быстро/медленно забывает, для чего требуется однократное/многократное повторение; стихотворения наизусть ребенок учит самостоятельно/с затруднениями/не учит (указать имеющиеся трудности); рассказы и сказки пересказывает самостоятельно близко к тексту/привносит вымышленные заимствования/концентрируется на второстепенных объектах, не улавливая главной мысли/не пересказывает вовсе.

При поступлении в детский сад адаптация прошла плохо/с большими трудностями/достаточно легко/легко: плакал/не плакал при расставании с родителями, когда перестал плакать, проявлял/не проявлял интерес к помещению группы, игрушкам, к сверстникам, взрослым; с первых ли дней обедал и оставался на сон.

Характеристика на неблагополучную семью

Семья проживает в частном доме (флигель), 2 комнаты, дети делят комнаты со всеми членами семьи. Отопление печное, воды в доме нет. В помещении недостаточно чисто, уборка проводится нерегулярно. Требуется ремонт. Обстановка не способствует благополучному существованию и развитию детей. Семью можно отнести к категории семей с нестабильным низким материальным достатком. Это связано с безработностью родителей. Семья испытывает финансовые трудности. Дети не обеспечены необходимой одеждой, не имеют деньги на карманные расходы. Семья характеризуется как полная, многодетная, социально-неустойчивая. Господствует попустительский тип воспитания. Психологическая обстановка в семье не устойчивая, напряженная, родители уделяют недостаточно времени детям, не контролируют посещение школы, выполнение домашних заданий, не занимаются воспитанием, вследствие чего дети проявляют раздражительность, агрессивность, конфликтность и упрямство.

На замечания, советы педагогов не реагируют, никаких действий к исправлению ситуации не предпринимают. Родительские собрания не посещают, но мама поддерживает неустойчивую связь с классными руководителями детей в телефонном режиме. В школе появляется очень редко. Мама постоянно всем недовольна, на все реагирует негативно, считает, что все ей что то должны, но сама, ведет себя пассивно, и часто неадекватно. В данный момент родители то живут, то не живут вместе.

Характеристика на воспитанника ДОУ материал по теме

Взаимоотношения с педагогами – доверительные, идет на контакт/ избегает общения/ агрессивно настроен/ другое (указать)___________________________________________ ___________________________________________________________________________

Игровая деятельность: безразличие или интерес к игрушкам, любимые игры, понимает ли правила игры, выполняет ли их, вносит ли изменение в содержание игры, доступность воображаемой ситуации, роль в коллективной игре, поведение в конфликтной ситуации, отражает ли свой опыт в игре, (не) умеет поддерживать игру.

Характеристика на родительницу доу психолога из неполной семьи

Специалисты, занимающиеся проблемами семьи и брака, выделяют такую закономерность: однажды разрушенная семья воспроизводиться в последующих поколениях. В полной мере подобное явление характерно и для внебрачных семей: более половины женщин, решившихся на внебрачного ребенка, сами родились вне брака.

В.С. Мухина отмечает, что для мальчиков важно само присутствие родителей обоего пола. Этот факт доказывает то, что мальчики, живущие с матерями, повторно вышедшие замуж, менее тревожны, более ориентированы на социальное поведение, проявляют больше когнитивных умений, чем сыновья одиноких матерей.

Характеристика на родительницу доу психолога из неполной семьи

Среди проблем неполных семей особенно остро стоит проблема ее функционирования как института воспитания и социализации детей. Правы те, кто полагает, что издержки воспитания детей в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов.

Одни факты упрямо говорят о том, что дети из неполных семей, выра с тая и создавая собственные семьи, чаще разводятся по сравнению с детьми, воспитанными обоими родителями. Что дети из неполных семей могут иметь специфические психологические проблемы и трудности поведения. Другие факты, редкие и менее яркие, но имеющие место быть, говорят о том, что д е ти, выросшие в неполных семьях, не отличаются от своих сверстников из полных семей. Что мальчики, воспитанные без отца, вырастая, стремятся стать лучшими папами для своих детей, дать им то, что недополучили от собственных отцов в детстве.

Как написать характеристику на семью

Раз мать лишили прав значит ребенка могут отдать на усыновление, вы не возьмете -найдутся другие. После усыновления мать теряет все права на ребенка.
Если она не навещала ребенка более полугода то вряд ли в ребенке заинтересованна.

  • Описание структуры семьи. Оно должно быть достаточно кратким и тезисным. Внимание стоит уделить защищенности, стабильности, открытости, духовности семьи. Также важно понять и описать роли внутри данной ячейки общества, а также иерархию.
  • Описание психологического климата. Для этого вам придется поработать над определением психотипа каждого из членов семьи. В отчете должно содержаться их описание, а также выводы о совместимости.
  • Родительская позиция. Речь идет об описании образа жизни взрослых членов семьи, их социальном положении, роде деятельности. По возможности стоит упомянуть их жизненные цели и способы достижения.
  • Позиция ребенка в семье. Определение степени доверия к родителям и другим взрослым членам семьи, наличие целей и стремлений, соответствующих возрасту, наличие представлений о самореализации, успехи относительно учебы, состояние физического и психического здоровья.
Это интересно:  Можно Ли Платникам Получить Материальную Помощь Через Бюджетнников

ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА ДОУ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

7 Пути и способы взаимодействия дошкольного учреждения с неполной семьей. В условиях низкой мотивации обращения неполны семей за социально — педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с неполными семьями как патронаж. Это одна из форм работы психолога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно — реабилитационными цепями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей и ребенком объединением, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения детей, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его цепях. Также следует выделить консультационные беседы как одну из форм работы с неполной семьей. Консультирование, предназначено для оказания помощи людям, испытывающим затруднения при решении жизненных задач. Психолог в своей работе, использует наиболее распространенные приемы консультирования: эмоциональное заражение, внушение, художественные аналоги, мини — тренинги и другое. При этом консультационная беседа может бьсть наполнена различным содержанием и, выполнять различные задачи — образовательные, психологические, психолого-педагогические. Конечная цель консультационной работы — с помощью специально организованного процесса общения актуализировать внутренние ресурсы детей их родителей, повысить их реабилитационную культуру и активность, откорректировать отношение к детям и детей к родителям. Также в своей работе с неполной семьей, психолог применяет групповые методы, такие как тренинги. Которые ориентированы на использование активных методов групповой психологической работы с целью развития компетентности в общении. Тренинг представляет собой сочетание многих приемов индивидуальной и групповой работы и является одним из самых перспективных методов решения проблемы психолого-педагогического образования родителей. Взаимодействие с неполной семьей в дошкольном учреждении будет эффективной, если она основана на комплексном подходе. Он предполагает изучение и использование данных демографии (изучение рождаемости вне брака), социологии и социальной психологии (исследования и анализ удовлетворенности браком и семейными отношениями, причин семейных конфликтов), педагогики (воспитательная функция семьи). Так же деятельность психолога в дошкольном учреждении предусматривает проведение просвещения педагогов, об особенностях неполной семьи и детей,

6 поиск и привлечение к работе воспитателей, которые могут помочь в решении проблем клиента; обеспечение координации деятельности государственных и общественных учреждений для решения проблем; неполных семей в активное решение собственных проблем; помощь в социальном и педагогическом развитии неполных семей, включая повышение их социальной и педагогической культуры, развитие социальных потребностей, изменение нормативно-ценностной ориентации, повышение уровня социального самоконтроля; помощь детям из неполных семей в поиске социально приемлемой для них среды, точки социального интереса (искусство, художественно-прикладное творчество, радиотехника и т.д.); помощь в разрешении конфликтных ситуаций; организация консультаций родителям по вопросам воспитания, проведения досуга. Совместными усилиями специалистов разных учреждений достигается: психологическая коррекция, педагогическая коррекция, оздоровление. Социально-педагогическая поддержка обеспечивает создание условий для принятия неполными семьями оптимальных решений в различных жизненных ситуациях. Социально — психологическая коррекция вскрывает конфликты внутри семейных отношений и отношений между семьей и обществом. Ее цель помочь членам семьи узнать, как они взаимодействуют друг с другом, а затем помочь узнать, как сделать эти взаимодействия более конструктивными. Социально-педагогическая поддержка неполных семей не может бьсть эффективной, если мы не знаем конкретных проблем семьи ребенка, эмоционально-психологический климат его семьи. Существует много способов и приемов диагностики семьи. Социально-педагогическая работа в неполных семьях должна бьсть направлена на решение повседневных семейных проблем, укрепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных результатов, социально-экономическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала. Важной задачей в работе с неполной семьей является создание доверия и близости между психологом и родителями. Но такая близость достигается не сразу, неполная семья более «закрыта» для посторонних. Одинокая мать, как правило, болезненно относится к вмешательству из вне. Поэтому особенно при общении с такими семьями от психологов требуется большой такт, терпимость, доброжелательность

Характеристика семьи: особенности, правила составления и образец

  • Физическое и эмоциональное развитие ребенка. Это определяющая роль семьи, которая на ранних этапах развития не может быть замещена образовательными учреждениями.
  • Формирование психологического пола. Это происходит, как правило, в первые три года жизни ребенка. Считается, что именно отец склонен сильнее дифференцировать различия между полами. Поэтому характеристика неполной семьи определяет, что у ребенка в будущем могут возникнуть проблемы с половой социализацией.
  • Умственное развитие ребенка. Американские исследователи выяснили, что коэффициент умственного развития у детей из благополучных и неблагополучных детей существенно отличается. Соответственно, этот же параметр сказывается и на культурном развитии.
  • Овладение социальными нормами.
  • Формирование ценностных ориентаций. Это касается семейных отношений, стиля жизни, стремлений и целей, общения с окружающими.
  • Социально-психологическая поддержка. Именно семья закладывает в сознании ребенка уровень самоуважения, самооценки, а также стремление к самореализации.
  • Не обнаружено разногласий в оценке и интерпретации базовых ценностей.
  • Роли распределены четко. Ни у кого не возникает недовольства или протеста по поводу сложившегося положения дел.
  • У членов семьи не наблюдается отклонений от стандартных стереотипов поведения.
  • Отсутствует тенденция к конфликтности или нервозности во взаимоотношениях.
  • Члены семьи ощущают некоторое неудовлетворение социальным статусом. Тем не менее, это не сказывается на взаимоотношениях и психологическом климате.
  • Процесс решения острых или принципиальных вопросов происходит коллективно путем проведения семейного совета.

Роль детского сада в работе с неполной семьёй

Учитывая поставленные цели и задачи по данной теме, при построении работы с неполными семьями педагогический коллектив придерживается следующих основных принципов:

  • Открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается его ребенок);
  • Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
  • Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  • Диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка

Чтобы помочь неполным семьям в воспитании детей, мы поставили такие задачи работы с этими семьями:

  1. Создание атмосферы доверия и доброжелательности в общении между ДОУ и родителями.
  2. Оказание комплексной социально-психолого-педагогической помощи и поддержки неполной семьи.
  3. Проведение специальных мероприятий, компенсирующих неблагополучный опыт социализации и неблагоприятные условия жизни детей и их семей.
  4. Обеспечение диагностики, коррекции и консультирования по социально- педагогической проблематике для детей и семьей группы риска.
  5. Предупреждение социальной и педагогической запущенности детей из неполных семей.

Реферат на тему: Психологические особенности личности детей из полных и неполных семей

Дети из неполных семей считают свою семью консервативной, серьезной хорошей, сильной, доброй, отзывчивой, сочувствующей, а также благополучной и щедрой. Дети из приюта воспринимают семью как темную, неуютную, ненадежную, закрытую, разрозненную, скучную, недружную, несправедливую, корыстную, равнодушную, лживую, наигранную, безответственную. Дети из приюта чаще других говорят, что их семья плохая, чужая, нелюбимая, далекая, слабая, пессимистичная, грустная, злая, грубая, безразличная. Они воспринимают свою семью как проблемную, бедную, неимущую, зависимую. В целом, исследование с помощью метода семантического дифференциала показало, что в восприятии эмоциональной, экономической, а также социальной составляющей семейной среды наблюдается больше всего различий. Меньше всего различается восприятие физической и культурной составляющей среды . Было выявлено, что в группе детей из приюта критический уровень семейной тревожности встречается чаще, чем в других группах, хотя значимых различий обнаружено не было. Анализ результатов проективных методик также показал некоторые особенности в восприятии семейной среды: При рассмотрении величины и местоположение фигур на рисунках, расстояния между ними было выявлено, что подростки из приюта чаще, чем другие дети забывают отметить на бланке собственную фигуру, расстояние между фигурами очень большое, фигура Я, как правило, далеко внизу. Это можно объяснить реальной отдаленностью от родителей и чувством собственной ненужности. Восприятие семьи осуществляется как бы со стороны. Дети из неполных семей часто рисуют фигуру Я больших размеров, как правило, рядом (встречается даже слипание фигур) и на одном уровне с родителем, что может говорить об ощущении своей значимости в семь, а также близости к родителю. Фигура Я в неполной семье, за неимением второго родителя, несет на себе множество функций, а, следовательно, является более значимой даже чем в полной семье. Дети из полных семей рисуют фигуры, как правило, на среднем расстоянии друг от друга. Фигура Я, как правило, располагается между родительскими фигурами . Что касается эмоционального фона рисунков, то выяснилось, что в группе детей из полных и неполных семей в 100% рисунков наблюдается положительный эмоциональный фон. В рисунках детей, лишенных родительского попечения, преобладает нейтральный эмоциональный фон (часто рисуют людей без лиц, чего не встречается у детей из полных семей). 1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях Семья играет исключительно важную роль в формировании и развитии личности ребенка. С первых мгновений жизни он развивается как социальное существо. Родители приобретают статус жизненно важных фигур автоматически, так как физическая жизнь в самом прямом смысле зависит от них; в дальнейшем потребность в их любви и одобрении приобретают для него такое же значение. Во взаимоотношениях с родителями ребенок черпает и осваивает поведенческие навыки, навыки межличностного общения, полоролевые образцы поведения многое другое. Родительское отношение — один из наиболее важных аспектов межличностных отношений в семье. Семья во все времена находилась в центре внимания общественности.

Это интересно:  Список районов участвующий земский фельдшер 2022

СодержаниеВведение Глава 1. Основные психологические характеристики детей дошкольного возраста из полных и неполных семей 1.1. Особенности восприятия детей из полных и неполных семей 1.2. Развитие личности детей в полных и неполных семьях Глава 2. Экспериментальное исследование различий детей из полных и неполных семей 2.1. Организация исследования 2.2 Результаты четырех этапов исследования 2.3 Анализ полученных данных 2.4 Выводы исследования Глава 3. Практические рекомендации Заключение Список литературы Введение Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым. Родительские отношения – это система разнообразных чувств к ребёнку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребёнка, его поступков. Для развития позитивных детско-родительских отношений взрослые должны обладать определенным уровнем знаний по проблеме воспитания и взаимоотношения с ребенком (Е.О.Смирнова, М.В.Быкова и другие). Таким образом, семейное воспитание, как всякий организованный процесс предусматривает определенную целеустремленность, постановку конкретных задач. Главной целью воспитания детей в любой семье составляет всестороннее развитие личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Достижение этой цели необходимо достигать и в неполных семьях, количество которых в настоящее время постоянно растет. Очевидно, что сделать это будет намного труднее, так как все ложиться на плечи одного из родителей, матери или отца. В каждой пятой российской семье с несовершеннолетними детьми отсутствует один из родителей. Так, если в 1993 году доля детей, родившихся в России у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке, составляла 18%, то в 1997 году она превысила 25%. В настоящее время каждая третья семья неполная. Ежегодно, по данным Госкомстата, распадается 500-600 тысяч браков, также образуя неполные семьи, и почти столько же детей в возрасте до 18 лет становятся детьми семей риска. Часто взрослым не хватает времени, знаний, сил, возможностей для осуществления полноценного развития ребенка в условиях неполной семьи. В последние годы специалисты чаще стали обращать внимание на специфику положения этих семей в нашем обществе. Негативные процессы, порожденные современной социально-экономической ситуацией, проявляются особенно ярко, именно на воспитании детей из неполных семей. Развод родителей, нестабильный, конфликтный стиль отношений в таких семьях искажают условия ранней социализации, оказываясь причиной нервно-психических расстройств, фактором риска возникновения асоциального поведения, личностной деформации, способствуя возникновению проблем взаимоотношения ребенка с социальным окружением.

Характеристика на ребенка в ДОУ от воспитателя

Речевое развитие: Ребенок отличается хорошим развитием речи. Произносит все фонемы, умеет выделять фонемы в слове. Ребенок отличается большим словарным запасом. Правильно строит предложения. Преобладает монологическая речь: правильно строит устные сообщения, рассуждения по поводу способов выполнения действий.

КГН. В самообслуживании самостоятелен, знает свое полотенце, зубную щетку, расческу, пользуется ими по назначению. Ест самостоятельно, не аккуратно, ложку держит правильно. После приема пищи убирает за собой столовую посуду. Без напоминаний полощет рот, моет руки, но при этом часто обливается, обливает других детей. Знает свою кабинку и вещи, не путает с вещами других детей. Одевается самостоятельно не всегда в правильной последовательности, если у него не получается одеться, то бросает одежду на пол. Во время одевания мешает другим детям.

Характеристика на родительницу доу психолога из неполной семьи

На сегодняшний день брачно — семейные, а также все вытекающие из них формы взаимоотношений между индивидами отношения представляют большой интерес для изучения в таких областях знаний как психология, социология, культурология, правоведение, этнография, педагогика, история. В структуре семейных отношений детско-родительские взаимоотношения считаются одним из главных факторов развития личности. Полноценное развитие личности ребёнка в семье возможно при благоприятных условиях, которые в свою очередь, зависят от типа детско-родительских отношений, сложившихся в семье. Микроклимат в семье — это основа физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития ребенка. Исследователи уделяют достаточно внимания теоретическому исследованию проблем семьи и брака. Так, на современном этапе существует большое количество работ, посвященных исторической трансформации иститута брака (М. В. Антокольская, О. О. Банщиков, О. Г. Вишневский, В. И. Добреньков, Н. Н. Ковальский, Ю. К. Колоссовская, О. Н. Кононенко). Представлено множество определений понятия «брак», «брачные отношения» (И. Ф. Александров, И. В. Дорно, Н. В. Дружинин, В. И. Косачева, И. Н. Кузнецова), разработано несколько класификаций семейных взаимоотношений по различным параметрам (Т. П. Гавров, Е. О. Левитто, О. Р. Михеева), определены функции и факторы их формирования (Е. И. Артмамонова, И. В. Дорно, Т. П. Гавров, Т. П. Гаврилова, В. И. Косачева, Д. Я. Райгородский). Отдельным вопросом в теоретическом изучении выступает исследование проблем, возникающих в неполных семьях, которые могут носить психологический, социально-психологический, педагогический характер. Особенно значимым для изучения являются педагогические проблемы, ведь воспитание в неполной семье имеет свою специфику, обусловленную отсутствием одного из родителей. На сегодняшнем этапе изучаются психологические особенности дошкольников, воспитывающихся в неполных семьях (Л. Б. Вяткина, А. А. Никитин, М. В. Макарова, А. В. Краснов), а также подростков (О. В. Клопова, М. В. Рогожина, К. Б. Зуев, В. В. Коваль). Кроме этого, достаточное внимание уделено вопросу влияния неполной семьи на представления молодых людей о браке, материнстве, отцовстве, взаимосвязи неполных семей с детско-родительскими отношениями, особенностям воспитания в них (Е. А. Борисенко, А. А. Сухопарова, Е. И. Комкова, Р. В. Овчарова, М. А. Мягкова, Л. Н. Чукреева, С. Ю. Дудина). Однако, несмотря на достаточно большое количество исследований, наблюдается повышенный интерес исследователей к проблематике детско-родительских отношений в неполных семьях, их влияние на психологическое состояние ребенка. Таким образом, обретает актуальность исследования специфики особенностей семейного воспитания в неполной семье. Объектом нашей работы является семейное воспитание в неполной семье. Предмет работы – особенности семейного воспитания в неполной семье. Цель работы – теоретическое изучение особенностей воспитания в неполной семье и методов изучения детско – родительских отношений в таких семьях. В нашей работе в соответствии с ее целью, мы ставим следующие задачи: 1. Сформулировать психолого – педагогическую характеристику неполной семьи. 2. Рассмотреть влияние структуры и состава неполной семьи на воспитание ребенка. 3. Проанализировать особенности воспитания ребенка в неполной семье. 4. Исследовать методы изучения детско родительских отношений. 5. Изучить направления организации взаимодействия ДОУ с неполной семьей. Методы исследования. Для изучения особенностей семейного воспитания в неполной семье нами использовались методы теоретического анализа, такие как метод анализа научных систем знаний, аналитико-синтетический метод, сравнение, обобщение, формализация, абстрагирование и конкретизация, метод аналогий, индуктивный и дедуктивный методы. Методологическую и теоретическую основу исследования составляют принципы научности, комплексности и системности, изложенные в трудах Б. Г. Ананьева, теоретические сведения об институтах семьи и брака, которые освещены в работах О. С. Вишневского, С. М. Гаврова, С. И. Голод. М. М. Обозова, описывающих супружеские отношения и особенности их функционирования, а также основные методологические подходы к исследованию неполных семей, освещенные в работах Л. Б. Вяткиной, А. А. Никитина, М. В. Макаровой, А. В. Краснова, О. В. Клоповой, М. В. Рогожиной, К. Б. Зуева, В. В. Коваля, М. А. Мягковой. Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов, выводов, и списка использованных источников, который насчитывает 25 источников. ?

Это интересно:  Штраф за повторный проезд под кирпич под камерой

Проведенный нами теоретический анализ основных научных подходов к исследованию проблемы влияния полных и неполных семей на развитие и социализацию ребенка позволяет сделать ряд выводов. Брак и семья в течение длительного исторического периода является важнейшими элементами социальной структуры общества, фундаментальными институтами, обеспечивающими его постоянное воспроизводство и устойчивость. На современном этапе традиционный институт брака переживает кризис, связанный с трансформацией супружеских отношений, изменения их традиционной модели и содержания. На смену традиционным, исторически обусловленным формам супружеских отношений, для которых присущ патриархальный уклад и неравномерное распределение супружеских ролей, приходят новые формы брачно — семейных отношений, для которых характерен более демократическое устройство и вариативность. В связи с этим актуальной проблемой становится возрастание количества неполных семей, что обусловлено рядом причин. В неполной семье, где ребенок воспитывается лишь одним из родителей, нарушается реализация ряда ее функций, таких как общественная, воспитательная, хозяйственно — бытовая, эмоциональная, духовная, сексуально — эротическая, рекреационная. Особое значение при этом принимает реализация воспитательной функции – ведь чаще всего в таких семьях мать не может уделять ребенку достаточного количества внимания. Кроме этого, в силу тяжелых эмоциональных переживаний, связанных с отсутствием партнера, разводом, одиночеством, такие матери склонны к использованию неверных воспитательных стратегий, переносу своих негативный чувств на ребенка, что может негативно сказываться как на его индивидуально-личностных, так и социально-психологических характеристиках. Исходя из проблем, которые могут возникать в неполных семьях, нами была определена необходимость их своевременного выявления и коррекции. Очень важную роль в осуществлении этой задачи занимают образовательные учреждения, ведь значимую часть своего времени ребенок проводит в детском саду или школе. Для осуществления эффективной работы с неполной семьей необходимо, в первую очередь, обладать полным объемом психолого – педагогических знаний и практических умений. Работа с неполной семьей в образовательном учреждении, в частности, в ДОУ может производиться как педагогом, так и психологом. Основная задача педагога – воспитателя – внимательное наблюдение за детьми из неполных семей с целью своевременного выявления возможных проблем, и активное взаимодействие с родителями (матерями или другими участвующими в воспитании детей членами семьи) с целью обеспечения максимальной связи ДОУ и семьи, повышения ее воспитательного потенциала. Задача психолога – проведение содержательной диагностики в соответствии с возрастными особенностями и психологическими потребностями детей, анализ результатов диагностики и разработка необходимых средств психолого – педагогической коррекции. Используемые многообразные формы воздействий должны основываться на доверии. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества воспитателей и родителей, на повышение профессионального уровня самих воспитателей по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды. Выявление всех категорий посредством социально-педагогических методов, использование активных форм работы с родителями с учетом типов семей и уровня их педагогических знаний, умений и навыков, навыков общения с детьми, организация работы ДОУ как открытой системы, а если к этому добавить некоторые изменения в структуре дошкольного образования, то можно добиться большего. Полученные в нашем исследовании результаты могут быть использованы в работе психологов ДОУ для проведения индивидуально – психологической работы с детьми, разработке различных тренингов для детей и родителей, а также при составлении рекомендаций для педагогов и родителей по повышению эффективности педагогического взаимодействию с детьми, которые воспитываются в неполных семьях. ?

Характеристика семьи

Михаил Иванович и Валентина Леонидовна находятся в тесном контакте с классным руководителем и администрацией школы. Мама — член родительского комитета класса. Принимает активное участие в походах, экскурсиях, классных вечерах. Помогает в организации ремонтов и трудовых акциях. Проводит работу с трудными детьми и их родителями. Общительная, дружелюбная, жизнерадостная. Пользуется авторитетом среди родителей класса.

В семье царит взаимоуважение, доверительное общение, сочувствие, сопереживание, поддержка, чувство ответственности, долга. Все члены семьи проявляют взаимное уважение, заботятся друг о друге, помогают друг другу. Дети чувствуют уют и тепло домашнего очага.

Отношения матери с детьми в неполной семье

Общеизвестно, что отец в семье символизирует силу и защиту, и, когда отца нет, ребенок этой защиты лишается. «Нет отца»- это еще не значит, что семья неполная и мать воспитывает ребенка одна. Дело в том, что отец может «присутствовать» в семье физически, а психологически быть ребенком и как значимое лицо не восприниматься. Вот и получается, что вроде и есть отец, и нет его. И не к кому ребенку идти, когда ему страшно. Мама- это ласка, доброта, нежность, но мама не защитник и никогда им не будет. Или папа будет для ребенка защитой, или защитника у ребенка не будет никакого.

«Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от пола» — нередко такое отношение родителя к подростку обусловливается не реальными качествами ребенка, а теми, которые родитель приписывает его полу — «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Тогда при наличии предпочтения, например, женских качеств наблюдается неосознанное неприятие ребенка мужского пола, и наоборот. Это неприятие ощущается ребенком и может вести к нарушениям полоролевой идентификации, использованию неадекватных защитных механизмов, невротическим реакциям.
Американские ученые Б. Артур и М. Кемме отмечают у детей, потерявших одного из родителей эмоциональные трудности. Среди эмоциональных проблем отмечаются различные расстройства и реакции: фобии, нарушения сна и сны с тяжелыми сновидениями, признаки выраженной печали после события. Внутренний мир таких детей — чувство одиночества, утраты и эмоциональной пустоты. Таким образом, Б. Артур и М. Кемме пришли к выводу, что потеря родителя в детском возрасте существенно влияет на развитие личности и является фактором, вызывающим патологию у взрослого человека.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru