Размер Задолженности По Оплате За Жку Относится Ли К Персональным Данным

Размер Задолженности По Оплате За Жку Относится Ли К Персональным Данным

При этом исполнитель, получивший доступ к персональным данным, обязан соблюдать требования конфиденциальности, не раскрывать и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных. Помимо этого, он должен учитывать требование о недопущении сбора и обработки избыточного объема персональных данных.

Например, размещение списка должников в объеме «номер квартиры» и «сумма задолженности» не содержит признаков нарушения российского законодательства в области персональных данных. Но! указание дополнительных сведений (ФИО, фамилия и инициалы), которые позволяют отнести их к конкретному физическому лицу, является грубым нарушением управляющей компанией законодательства РФ.

Если список должников размещен в объеме «номер квартиры» и «сумма задолженности», законодательство в области персональных данных не нарушается. Вместе с тем указание дополнительных сведений (ФИО), которые позволяют отнести их к конкретному физлицу, является грубым нарушением.

Закон о персональных данных и размер задолженности по ЖКУ в электронном обращениии

Обратился через электронную приемную центра «Мои документы» с просьбой предоставить размер задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг за определенный период. В ответ получил письмо, что в связи с законом о персональных данных (ФЗ 152) они не могут мне предоставить эту информацию по почте. Необходимо чтобы я лично явился в этот центр и меня идентифицировали. Насколько законно это? Я так понимаю, что размер задолженности не является персональными данными?

Вы, конечно, правы, персональные данные, в соответствии с законом — это информация о лице, по которой можно определить конкретного человека — пол, возраст, дата рождения, профессия, образования и проч. Закон о персональных данных устанавливает, что такие сведения о лице не должны использоваться без его согласия, да и сам факт предоставления таких данных — добровольное желание человека, т.е. он может их предоставить, а может и отказаться от их предоставления.

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

По мнению Роскомнадзора, «размещение списка должников в объеме «номер квартиры» и «сумма задолженности» не содержит признаков нарушения российского законодательства в области персональных данных. Но! указание дополнительных сведений (ФИО, фамилия и инициалы), которые позволяют отнести их к конкретному физическому лицу, является грубым нарушением управляющей компанией законодательства РФ.

Иными словами, при информировании потребителя о задолженности управляющая компания вправе размещать информацию исключительно в объеме, не позволяющем идентифицировать конкретное физическое лицо».

Не думаем, так как:

  1. вера граждан в справедливость даже при наличии неоплаченного долга за оказанные им услуги непоколебима;
  2. проверяющие на местах и суды принимают решения, руководствуясь зачастую не здравым смыслом;
  3. территориальные подразделения Роскомнадзора до сих пор дают разъяснения, что номер квартиры относится к персональным данным.

Но у управляющих организаций теперь есть обоснование своим действиям от самого Роскомнадзора.

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

Под распространением персональных данных понимается их передача определённому кругу лиц или ознакомление с ними неограниченного круга лиц, включая обнародование в СМИ, размещение в Интернете или предоставление доступа иным способом. Поэтому управляющая организация не имеет права без согласия собственников передавать или обнародовать их персональные данные.

Некоторые управляющие организации хитро обходят закон, размещая информацию о должниках ЖКУ с обезличенными данными. Например, только номер квартиры и сумму долга. Они читают, что обобщённая информация без разглашения других персональных данных не даёт возможности установить личность человека. Поэтому информацию можно считать обезличенной и соблюдение конфиденциальности в данном случае не требуется.

Суд посчитал это нарушением, поскольку адрес физического лица является его персональными данными. Поэтому указание адреса позволяет идентифицировать физическое лицо, что является несанкционированным распространением персональных данных собственников помещений в МКД.

Кроме того, независимо от того, нужно или нет получать согласие собственников на обработку их персональных данных, управляющая организация обязана обеспечить их конфиденциальность. То есть, не допускать распространения персональных данных без согласия собственников (п.1 ст.7 Закона “О персональных данных”).

Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к физическому лицу, включая ФИО, год рождения, место проживания, имущественное положение. Поскольку данная информация позволяет определить личность субъекта персональных данных.

При обработке персональных данных Управляющая компания, как оператор, осуществляющий обработку персональных данных, в соответствии со ст. 18.1, 19 Федерального закона принимает необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий в отношении персональных данных.

В соответствии с требованиями ч. 5 ст.18 Федерального закона № 152, при сборе персональных данных Управляющие компании обязаны обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 Федерального закона.

Правовое основание обработки персональных данных юридических лиц, оказывающих услуги в сфере ЖКХ (далее именуются Управляющие компании) определяется, в том числе, такими нормативными правовыми актами, как Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», постановление Правительства Российской Федерации от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете», постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами».

В соответствии с частями 1-2 статьи 5 Федерального закона обработка персональных данных должна осуществляться на законной и справедливой основе и ограничиваться достижением конкретных, заранее определенных и законных целей. Не допускается обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных.

6) ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.

Как не нарушить закон о персональных данных, заключая договор о взыскании долгов по ЖКХ

Здравствуйте! Я являюсь директором управляющей компании, у нашей компании много должником по жилищно-коммунальным услугам, хотим заключить договор по оказанию услуг по взысканию задолженности с третьим лицом, подскажите, пожалуйста, как заключить такой договор не нарушив закон о персональных данных, что необходимо в нем указать, можем ли передавать данные о должниках в такой ситуации третьим лицам? Заранее спасибо

в соответствии с фз-152 передавать и распространять сведения о должниках вы не имеете права. собственник жилища, не подписывал с вами ни каких документов разрешающих обработку, передачу и т.п., его персональных данных. плюс ко всему, сомневаюсь, что и процессе общего собрания жильцов, старшему по дому/председателю действующим по доверенности, давались такие полномочия.

Оператор персональных данных (согласно закону РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных») — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

Это интересно:  До скольки можно шуметь во владимирской области

Оператор обязан обеспечивать конфиденциальность персональных данных. Оператор персональных данных не имеет права обрабатывать данные без согласия субъекта персональных данных, то есть человека, кому эти данные принадлежат. Однако, в ст. 6 ч.2 ФЗ-152 предусмотрен ряд случаев, когда согласие субъекта не требуется.

Право потребителя жилищно-коммунальных услуг на получение полной, достоверной информации

Статьей 10 вышеуказанного Закона также определено, что исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию об услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора, причем информация об услугах в обязательном порядке должна содержать сведения об основных потребительских свойствах услуги, цену в рублях и условия приобретения услуг. Порядок предоставления такой информации гражданам-потребителям услуг ЖКХ закреплен в Правилах предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354.

д) объем каждого вида коммунальных услуг, за исключением коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, произведенных исполнителем при отсутствии централизованных теплоснабжения и горячего водоснабжения, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с Правилами;

б) наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта исполнителя в сети Интернет;

Статья 9 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон) закрепляет обязанность управляющей компании, ТСЖ довести до сведения потребителей наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы. Вышеуказанная информация должна быть размещена на вывеске исполнителя.

а) почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, сведения о собственнике помещения (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества физического лица), а для жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов — сведения о нанимателе жилого помещения (с указанием фамилии, имени и отчества нанимателя);

Как не нарушить закон о персональных данных, заключая договор о взыскании долгов по ЖКХ

Здравствуйте! Я являюсь директором управляющей компании, у нашей компании много должником по жилищно-коммунальным услугам, хотим заключить договор по оказанию услуг по взысканию задолженности с третьим лицом, подскажите, пожалуйста, как заключить такой договор не нарушив закон о персональных данных, что необходимо в нем указать, можем ли передавать данные о должниках в такой ситуации третьим лицам? Заранее спасибо

Оператор персональных данных (согласно закону РФ от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных») — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.

в соответствии с фз-152 передавать и распространять сведения о должниках вы не имеете права. собственник жилища, не подписывал с вами ни каких документов разрешающих обработку, передачу и т.п., его персональных данных. плюс ко всему, сомневаюсь, что и процессе общего собрания жильцов, старшему по дому/председателю действующим по доверенности, давались такие полномочия.

Оператор обязан обеспечивать конфиденциальность персональных данных. Оператор персональных данных не имеет права обрабатывать данные без согласия субъекта персональных данных, то есть человека, кому эти данные принадлежат. Однако, в ст. 6 ч.2 ФЗ-152 предусмотрен ряд случаев, когда согласие субъекта не требуется.

Непредоставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление в государственный орган (должностному лицу), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), государственный финансовый контроль, муниципальный контроль, муниципальный финансовый контроль, таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьей 6.16, частями 1, 2 и 4 статьи 8.28.1, частью 2 статьи 6.31, частью 4 статьи 14.28, статьями 19.7.1, 19.7.2, 19.7.2-1, 19.7.3, 19.7.5, 19.7.5-1, 19.7.5-2, 19.7.7, 19.7.8, 19.7.9, 19.7.12, 19.8, 19.8.3 настоящего Кодекса, —

Вопрос правомерности предоставления по запросам различных органов документов, содержащих персональные данные собственников помещений многоквартирных домов, потребителей коммунальных услуг, проживающих в управляемых домах, всегда волновал специалистов УО, ТСЖ, ЖСК. С появлением обязанности исполнителей коммунальных услуг размещать персональные данные в ГИС ЖКХ, актуальность вопроса существенно возросла.

Предоставление персональных данных по запросам органов власти, при исполнении иных установленных законом обязанностей оператора персональных данных передавать информацию в органы власти. За непредоставление органам власти сведений, предоставление которых установлено законом (например, реестр членов ТСЖ) влечет за собой административную ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ:

Передача персональных данных в иных случаях, не подпадающих под описанные три исключения, возможна только с согласия субъекта персональных данных. Например, на рынке услуг появились организации предлагающие услуги по раскрытию информации на ГИС ЖКХ или в соответствии со Стандартом раскрытия информации на reformagkh.ru, если, например, у УО или ТСЖ не хватает времени или знаний, умений для раскрытия информации на портале. Предоставление персональных данным таким организациям возможно только по согласию потребителей, что в реальности очень сложно получить. Кроме того, передача данных и документов о должнике привлекаемому по договору юристу (не штатному, не являющемуся работником УО или ТСЖ) для подачи иска в суд, также потребует согласия должника на передачу информации о нем юристу.

С точки зрения жилищного законодательства деятельность УО осуществляется на основании договора управления. В этом случае (наличие договора) ч.2 ст.22 Закона 152-ФЗ позволяет УО осуществлять обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора. Сложнее обстоит дело с ТСЖ и ЖСК, поскольку эти организации не заключают договор с потребителем в обязательном порядке. Так в соответствии с ПП РФ от 06.05.2011 N354 ТСЖ обязано заключить договор на предоставление коммунальных услуг со всеми потребителями, однако понудить несогласных потребителей заключить договоры ТСЖ не может. Кроме того, договор предоставления коммунальных услуг охватывает не все элементы деятельности ТСЖ/ЖСК, требующие обрабатывать персональные данные.

Таким образом, договор о предоставлении коммунальных услуг заключается между собственниками помещений МКД и УО, ТСЖ и ЖСК, и, следовательно, обработка персональных данных (исключая распространение и передачу) в таком случае не требует дополнительного согласия субъектов персональных данных. Что касается распространения и передачи данных сторонним лицам и организациям, то в таком случае будет необходимо получать письменное согласие собственника, на распространение и передачу их данных, вне зависимости от факта наличия заключенного договора.

Важно отметить, что обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора (п. 3 ст. 6 ФЗ № 152), то есть именно УО, ТСЖ и ЖСК должны будут доказывать, получено ли такое согласие или его получение не требуется. Сам собственник помещения МКД (субъект персональных данных) данное обстоятельство доказывать не обязан, а просто может заявить о том, что его права были нарушены оператором персональных данных.

Если до того, как УО, ТСЖ, ЖСК приступили к работе, связанной с обработкой персональных данных, уведомление в Роскомнадзор направлено не было, то представление уведомления в таком случае будет несвоевременным. Вместе с тем, даже если ранее не было направлено уведомление об обработке персональных данных, такое уведомление необходимо направить во избежание более серьезных санкций в дальнейшем. К ситуации, при которой обязанности по уведомлению Роскомнадзора не существовало, а в какой-то момент она возникла, можно отнести, например, переход от обработки данных без использования средств автоматизации к обработке с использованием таких средств.

Обработка персональных данных — любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 ФЗ № 152).

Так, если УО, ТСЖ, ЖСК осуществляет, например, обработку в соответствии с трудовым законодательством, то при обработке данных своих работников, они не обязаны уведомлять Роскомнадзор о начале обработки персональных данных. Отметим, что право не уведомлять Роскомнадзор не исключает возможности (в случае желания, на всякий случай и по прочим индивидуальным причинам) уведомить уполномоченный орган о начале обработки данных.

Идентификация должника

И вот тут начинаются проблемы. Несмотря на четко прописанные в ФЗ № 229-ФЗ от 02.07.2010 г. «Об исполнительном производстве» процессуальные сроки, исполнительное производство на практике растягивается на весьма длительный срок и часто заканчиваются ничем. Причин у этого много и в данной статье мы не будем рассматривать их все. Возмущенные взыскатели часто жалуются на сговор с должниками отдельных приставов-исполнителей, на должностную халатность и небрежное отношение к своим обязанностям. В разных отделениях судебных приставов-исполнителей и в разном объеме все это наверняка присутствует. Здесь нам хотелось бы остановиться на одной из важных причин затягивания и иногда даже невозможности взыскания задолженности – сложность в идентификации должника. С этой проблемой сталкиваются добросовестные приставы-исполнители при совершении таких процессуальных действий, как взыскание денежных средств после предварительных запросов в кредитные учреждения об открытых расчетных счетах, ограничении выезда должника за пределы Российской Федерации и некоторых других.

Дело в том, что те обстоятельства, которые облегчали работу специалистов управляющих компаний по взысканию задолженности через суд, часто становятся препятствием в оперативном и корректном взыскании этой задолженности службой судебных приставов. В такой огромной стране как Российская Федерация, фамилия, имя, отчество, дата и место рождения часто могут совпадать у многих граждан. Из-за этого судебным приставам требуется искать дополнительные идентифицирующие данные на должника, чтобы корректно произвести взыскание задолженности или наложение мер воздействия. Как показала практика, частенько происходят досадные ошибки, когда денежные средства взыскиваются у однофамильца должника, либо добросовестного плательщика коммунальных платежей не выпускают по постановлению судебного пристава-исполнителя с семьей на море по давно купленной и оплаченной путевке по той причине, что его данные (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения) полностью совпадают с данными должника.

Это интересно:  Что делать если больничные с продлением превышают120календарных дней

Отсутствие необходимых сведений о потребителях жилищно-коммунальных услуг у лиц, оказывающих данные услуги, создает риски некорректного расчета платы за жилое помещение и коммунальные услуги, необоснованные претензии со стороны контрольно-надзорных органов, а также риски невозможности обращения в суд в целях взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги».

Необходимо отметить, что в большинстве случаев у лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, ресурсоснабжающих организаций, региональных операторов отсутствуют персональные данные потребителей жилищно-коммунальных услуг. Это обусловлено рядом факторов, среди которых отсутствие обязанности граждан предоставлять свои персональные данные, заключать в письменной форме договоры предоставления коммунальных услуг, а также отсутствие права перечисленных организаций получать такие данные в органах исполнительной власти и организациях.

Кроме того, в соответствии с изменениями процессуального законодательства (Федеральный закон от 28 ноября 2022 года № 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») при обращении в суд для взыскания задолженности за жилищно-коммунальные услуги организации ЖКХ будут обязаны указывать один из идентификаторов ответчика – потребителя жилищно-коммунальных услуг (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).

В течение 5 рабочих дней с момента получения от органов социальной службы запроса о наличии/отсутствии у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года, поставщик информации обязан разместить данные сведения в системе

Порядок, сроки и периодичность размещения указанной информации регулируются положениями пп.5.3 п.5 раздела 8, пп.16.7 п.16 раздела 9, п.21 раздела 10, пп.3.2.7 п.3 раздела 11 приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 29.02.2022 № 74/114/пр «Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства».

В соответствии с ч.3 ст.8, ч.4 ст.12, Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» поставщики информации (лица, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами, по предоставлению коммунальных услуг, региональные операторы по капитальному ремонту, по обращению с твердыми коммунальными отходами) обязаны обеспечить полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность ее размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информацию (далее – ГИС ЖКХ, система), в том числе о наличии или отсутствии у заявителя подтвержденной вступившим в законную силу судебным актом непогашенной задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, которая образовалась за период не более чем 3 последних года.

За неразмещение, размещение указанной информации не в полном объеме либо не в установленные законодательством о ГИС ЖКХ сроки или размещение недостоверной информации в системе Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность по ст. 13.19.2.

Платежные документы гражданам – только в конвертах

Все приведенные выше положения содержатся в Законе о персональных данных в редакции Федерального закона от 25.07.2011 № 261-ФЗ, которая применяется к правоотношениям, возникшим с 01.07.2011. В период с 18.06.2011 по 01.07.2011 действовала другая редакция, согласно которой специализированным компаниям (точнее, лицам, привлеченным на основе договоров для осуще-ствления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги) не требовалось согласие субъекта персональных данных на их обработку. До 18.06.2011 на основании ст. 3, 7 Закона о персональных данных оператор, чтобы обеспечить законность передачи персональных данных третьему лицу для их обработки (в частности, для начисления платежей за жилищно-коммунальные услуги), должен был заручиться согласием граждан на такую передачу 3 .

Подчеркнем: такая обработка должна быть необходима для исполнения договора. Если же речь идет о принудительном взыскании платежей (в частности, в виде привлечения коллекторов либо передачи задолженности по договору уступки требования), нужно получить согласие граждан на распространение их персональных данных с такой целью 2 . Одновременно лицо, которому переданы персональные данные для взыскания платежей, должно предоставить гражданам соответствующую информацию, названную в п. 3 ст. 18 Закона о персональных данных (Постановление ФАС УО от 13.01.2012 № Ф09-9061/11).

Поскольку исполнители коммунальных услуг связаны договорами с субъектами персональных данных, никакого согласия от последних на обработку персональных данных получать не нужно (пп. 5 п. 1 ст. 6 Закона о персональных данных в действующей редакции). Именно на это обратила внимание Судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в Определении от 24.08.2011 № 33-8182, отказав в удовлетворении иска гражданину, считавшему нарушением своих прав и закона указание в счетах-квитанциях, выставленных ему управляющей организацией, его персональных данных (Ф. И. О., адреса, площади квартиры, числа зарегистрированных и проживающих в квартире человек, вида собственности, сведений об инвалидности).

Требования к платежным документам приведены в п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг (и в п. 69 Новых правил предоставления коммунальных услуг), примерная форма платежного документа утверждена Приказом Минрегиона РФ от 19.09.2011 № 454. Сведения, которые необходимы для расчета и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги и заполнения платежного документа, безусловно, являются персональными данными (Ф. И. О., почтовый адрес и площадь помещения, принадлежность потребителя к той или иной льготной категории, сведения о задолженности, объем потребления тех или иных коммунальных услуг). УК (как и ТСЖ), как самостоятельно начисляющая платежи, так и передающая эти функции специализированной компании, признается оператором, поскольку она как минимум организует обработку персональных данных и определяет цели обработки, состав данных и операции, совершаемые с ними.

Решением от 22.09.2011 № 2-549 Мензелинский районный суд Республики Татарстан удовлетворил иск прокурора к управляющей организации о понуждении, в частности, принять необходимые правовые, организационные и технические меры для защиты персональных данных граждан. Основанием для подачи иска стал тот факт, что счета за предоставляемые услуги доставляются жителям без конвертов, поэтому персональные данные граждан не защищены от случайного доступа.

Но вот если более шести месяцев ФСПП не удастся ничего взыскать с должника, то исполнительное производство будет завершено, а исполнительный лист возвращен поставщику коммунальных услуг. Но в течение трех лет с моменты вступления в силу решения суда у коммунальных служб есть возможность вновь обращаться в ФСПП в рамках этого дела. За это время материальное положение неплательщика может измениться, у него могут появиться средства для принудительного взыскания.

Коммунальные службы начинают угрожать отключить услуги за неуплату, и уже на этом этапе ситуация принимает опасный оборот. А если платежи так и не начали поступать, коммунальщики могут отключить электричество и горячую воду. А также и подать на неплательщика в суд.

ФССП может арестовать имущество должника и деньги на его счетах в банках, а также и ценные бумаги. Приставы имеют право удерживать до пятидесяти процентов из зарплаты у работающих граждан или с суммы пенсии и других доходов у пенсионеров. Они имеют право изъять имущество для последующей реализации, если у должника нет доходов или использовать другие способы взыскания вплоть до наступления момента полного погашения задолженности.

Сначала неплательщику будет направлено соответствующее уведомление, которое, как правило, вручается под расписку. После этого ему предоставляется возможность в течение некоторого времени, обычно двадцати дней, погасить задолженность добровольно. Точный срок будет указан в уведомлении. Если должник будет вносить хотя бы минимальные суммы, то отключение услуг будет неправомерным.

Если должник — физическое лицо, то претензия хоть и не является обязательной, но все равно может быть направлена для окончательного прояснения ситуации. В претензии указываются сумма задолженности с учетом пеней, а также уведомление о предстоящем обращении в судебные органы.

Обязанность идентификации ответчика по спорам об оплате ЖКУ отложили на полгода

По мнению авторов поправок, установление для правоотношений, связанных с взысканием просроченной задолженности по жилищно-коммунальным платежам, отложенного срока вступления в силу Закона № 451-ФЗ позволит избежать необоснованного отказа в доступе к правосудию и «не допустить коллапса» в сфере оказания ЖКУ, а также ущемления прав добросовестных плательщиков.

Она обратила внимание на недостаточную проработку самой идеи об обязанности истцов в отдельных случаях указывать один из идентификаторов ответчика. «Думаю, что вопрос о разработке правового механизма истребования персональных данных ответчиков должен был решаться на этапе обсуждения внесения изменений в ГПК РФ, предусмотренных Законом от 28 ноября 2022 г. № 451-ФЗ», – подчеркнула Алина Емельянова.

Адвокат АП г. Москвы Алина Емельянова считает, что срочность принятия данного закона связана с необходимостью не допустить процессуальной блокировки возможности взыскания просроченной задолженности с ответчиков в спорах, вытекающих из отношений по оказанию жилищно-коммунальных услуг. «При этом закон игнорирует тот факт, что отсутствие переходного периода для истцов по другим категориям споров также может привести к необоснованному отказу в доступе к правосудию», – сообщает адвокат.

По мнению Максима Али, через шесть месяцев проблема глобально не решится. «Правительство, по всей видимости, будет нацелено на введение механизма получения идентификаторов граждан в рамках отношений по оплате ЖКУ. Поэтому новый механизм может не коснуться других потребительских отношений», – отмечает он. Юрист полагает, что его коллегам придется прибегать к разным процессуальным «уловкам», например указывать выдуманные идентификаторы и затем уже с помощью суда выяснять подлинные.

Руководитель практики IP/IT Maxima Legal Максим Али полагает, что идея, связанная с обязательным указанием идентификаторов при обращении в суд, является достаточно спорной, хотя цель законодателя понятна: идентификатор является уникальным, что отличает его даже от имени человека. «Можно представить множество случаев, когда отсутствие у истца идентификатора будет своего рода искусственным ограничением для доступа к правосудию, – рассуждает Максим Али. – Например, один гражданин причинил ущерб имуществу другого, но у нарушителя не оказалось ни паспорта, ни других документов, и пострадавший знает только его имя и адрес. Каким образом истец сможет узнать остальную информацию? Доступ к СНИЛС через Интернет закрыт, а для выяснения ИНН нужны реквизиты паспорта и дата рождения».

Это интересно:  Есть ли субсидии на коммунальные услуги у пенсионеров

– Какой договор нужно заключить между ТСЖ и собственниками помещений, УК и собственниками?
– Договор управления. Но обычно такой договор ТСЖ и управляющие компании избегают заключать. От его наличия суть не меняется: собственники должны платить. Заключить договор между УК и собственниками сложно: собственники пытаются приложить к этому договору управления или включить в его состав, даже если он уже утвержден на общем собрании, различные дополнения. Договор управления нужно заключить, но если его нет, то от его отсутствия не исчезает обязанность УК, ТСЖ организовывать процесс подачи качественных коммунальных услуг, управлять домом, а собственникам помещений – оплачивать данные потребленные услуги.

– Если договор управления МКД признан недействительным, то на основании каких документов взыскивать долги за фактически оказанные услуги в течение полутора лет?
– Первоначально есть договор, потом прикладывайте к исковым материалам решение суда, затем договоры, заключенные с ресурсниками и документы о том, что они исполнялись (документы, подтверждающие оплату денежных средств за этот период, отсутствие претензий по оплате на основании фактически оказанных услуг).

– Здание принадлежит двум собственникам. Теплотрасса подведена со стороны первого собственника, с ним же заключен договор с ККТ. Бойлерная, где расположен тепловой узел, принадлежит первому собственнику. Второй собственник отказывается заключать договор с первым на теплоснабжение. Второй собственник сдал свои помещения в аренду с условием, что арендатор сам платит за тепло первому собственнику. Арендатор не выполняет эти условия. Счета на оплату предоставляем. Можем ли мы предъявить к нему претензии по оплате, так как арендатор съехал, не заплатив за тепло?
– Можете. Неважно, что договор не заключен, здесь пользование чужими денежными средствами в чистом виде, даже без договора. Если арендатор не оплачивал и есть долг, то предъявляем собственнику, иначе никак. А собственник пусть потом разбирается с арендатором кто кому что должен и как взыскивать.

– Наши мировые судьи не принимают иски без договоров на все РСО и требуют выслать копии всех таких договоров ответчику.
– Если не принимают, то тогда нужно сразу прикладывать копии договоров. То что просят выслать ответчику – это правильно, потому что все документы, которые мы предъявляем в суд, предоставляются по числу лиц, участвующих в деле. Прикладывать нужно, потому что это будет вам в плюс как доказательство того, что договоры заключены, коммунальные услуги предоставляются.

– Взыскания задолженностей с нанимателей. Как привлечь мэрию к данному вопросу?
– Поскольку мэрия является собственником, вы должны вписывать её как собственника, так и ответчика, или, как минимум, как заинтересованное лицо. И уже вне зависимости от того, придет или не придет их представитель, в сам иск вы вписываете нанимателя и собственника в соответчики.

3.5. В случае отзыва Субъектом персональных данных согласия на обработку персональных данных, Оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия Субъекта персональных данных только при наличии оснований, указанных в Законе о персональных данных.

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • хранение;
  • уточнение (обновление, изменение);
  • извлечение;
  • использование;
  • передачу (распространение, предоставление, доступ);
  • обезличивание;
  • блокирование;
  • удаление;
  • уничтожение.

4.1. Оператор принимает технические и организационно-правовые меры в целях обеспечения защиты персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, а также от иных неправомерных действий.

4.6. Третьи лица самостоятельно определяют перечень иных лиц (своих сотрудников), имеющих непосредственный доступ к таким персональным данным и (или) осуществляющих их обработку. Перечень указанных лиц, а также порядок доступа и(или) обработки ими персональных данных утверждается внутренними документами Третьего лица.

Порядок действий кредитора, сроки для защиты своих имущественных интересов при банкротстве должника зависит от правовой природы требований к должнику, а также от введенной в отношении должника процедуры. Ознакомиться с порядком действий при банкротстве должника вы можете в статье “ Банкротство должника: что делать кредитору? ”. В настоящей статье далее речь пойдет о действиях кредитора при взыскании долга, если должник не является банкротом.

Персональные Данные И Взыскание Долгов Жку

Второй собственник отказывается заключать договор с первым на теплоснабжение. Второй собственник сдал свои помещения в аренду с условием, что арендатор сам платит за тепло первому собственнику. Арендатор не выполняет эти условия. Счета на оплату предоставляем.

Согласно статье 7 Закона 152-ФЗ «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом». Исполнители коммунальных услуг обрабатывают персональные данные и являются операторами этих данных, и в силу указанной нормы не имеют права эти данные раскрывать и распространять.

В своём ответе Роскомнадзор сослался на ст.3 ФЗ №152, согласно которой под персональными данными подразумеваются любые сведения, прямо либо косвенно относящиеся к определяемому физическому лицу. По мнению ведомства, эта информация должна быть персонализирована, чтобы позволить идентифицировать субъекта персональных данных.

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ по договору управления УК по заданию собственников за плату выполняет работы и оказывает услуги, а также осуществляет иную деятельность в целях управления МКД. Поэтому обработка персональных данных собственников необходима для организации выполнения работ по договору, начисления платы за ЖКУ, печати и доставки квитанций.

Все управляющие организации должны вести претензионно-исковую работу в соответствии с требованиями пп. «ж» п. 4 ПП РФ № 416. Сюда включаются такие «официальные» способы работы с неплательщиками, как направление претензий, уведомлений, введение частичного или полного ограничения потребления коммунальных ресурсов, судебное взыскание долгов за ЖКУ.

Для начала нужно обратиться к руководству управляющей компании. Если даже после этого откажут в выдаче справки, то необходимо будет письменно зафиксировать свое обращение в управляющую компанию и зарегистрировать запрос (потребовать проставить отметку о приеме обращения на втором экземпляре).

Отказ управляющей компании в выдаче какой-либо справки по причине задолженности неправомерен. В законодательстве Российской Федерации нет положения о том, что справка должна выдаваться только при отсутствии задолженности. Коммунальщикам выгодно использовать желание гражданина получить справку и указать ему на то, что он должен строго исполнять нормы закона о своевременной оплате жилищно-коммунальных услуг.

Однако, заставляя граждан исполнять закон, коммунальщики сами нарушают законодательство, поскольку частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации и частью 2 статьи 8 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено право гражданина свободно получать информацию любым законным способом, поэтому необходимо проявить настойчивость в получении справки.

Неправомерный отказ в предоставлении гражданину и (или) организации информации, предоставление которой предусмотрено федеральными законами, несвоевременное её предоставление влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в порядке, предусмотренном статьей 5.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.

Депутат сообщила о появлении в Сети списка должников за ЖКУ с их персональными данными

Также в Петербурге за развешивание «позорных списков» с номерами квартир Красносельская прокуратура вынесла представление руководителю местного Центра коммунального сервиса и потребовала устранить допущенные нарушения, а также привлечь виновных к дисциплинарной ответственности. В прокуратуре особо подчеркнули, что «обработка персональных данных может осуществляться оператором с согласия субъектов персональных данных, за исключением исчерпывающего перечня, когда согласие субъекта персональных данных при обработке персональных данных не требуется».

В беседе с журналистом «Московской газеты» кандидат юридических наук Екатерина Скосаренко объяснила, что по закону распространение персональной информации без согласия граждан недопустимо. При этом неважно, где вывешиваются личные данные: на подъезде или в Сети.

Муниципальный депутат столичного района Черёмушки Елена Селькова на своей странице в Facebook сообщила, что ГБУ «Жилищник района Черёмушки» якобы размещает в Сети данные жильцов, у которых образовались задолженности за услуги ЖКХ. Депутат прикрепила к посту скриншот со страницы управляющей компании, где опубликованы списки должников с указанием ФИО, полного адреса и суммы долга, а также приложила ссылки на соответствующие публикации. Позднее данная информация со страницы УК исчезла.

«Персональные данные — это данные, которые позволяют определить их субъекта. Если по информации возможно идентифицировать конкретного должника – значит, прежде чем обнародовать такие сведения, в обязательном порядке нужно получить предварительное согласие субъекта персональных данных. Я думаю, ни у кого нет сомнений, что указание точного адреса и ФИО проживающего там гражданина с суммами задолженностей позволяет на все 100 процентов идентифицировать должника, и, следовательно, такие объявления могут нарушать законодательство. Управляющие компании получают такие сведения в связи со своей деятельностью, без права распространения. Свои долги граждане имеют полное право скрывать от общественности, — подчеркнула юрист. — Некоторые компании, правда, ухищряются и размещают списки номеров конкретных квартир и сумм задолженностей без ФИО должников. Роспотребнадзор в официальных письмам высказывал свою позицию, что при таком варианте якобы происходит обезличивание данных, и это не позволяет персонализировать конкретного человека, и, следовательно, при вывешивании «позорных» списков на подъезды не нарушается законодательство о персональных данных. Но судебная практика говорит об обратном подходе, при котором вывешивание «позорных списков» признается недопустимым нарушением прав жильцов на конфиденциальность частной жизни, и является основанием для привлечения к административной ответственности».

В качестве примера Екатерина Скосаренко привела несколько случаев, которые произошли в разных городах России. Там, например, в Кирове управляющая компания передала председателю ТСЖ перечень сумм задолженностей с номерами квартир, за которыми числятся долги. Суд признал это нарушением и вынес предупреждение компании. А в Чебоксарах суд назначил управляющей компании административный штраф 5 тысяч рублей по 13.11 КоАП РФ за нарушение правил обработки и распространения персональных данных.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru