Группа детей с овз со стойким нарушением познавательной деятельности обусловленное органическим поражением головного мозга

Содержание

Лекция 10

По физическому развитию соответствует возрасту, телосложение правильное. Внутренние органы без изменений Двусторонний птоз, больше справа. Зрачки узковаты, реакция на свет несколько недостаточная Легкий установочный нистагмоид, хореиформные гиперкинезы пальцев, повышенные сухожильные рефлексы. Реакция Вассермана в крови отрицательная.

2. Олигофрения. Для олигофрении, развивающейся о Зычно после ранних или внутриутробных мозговых заболеваний, характерно преобладание психического недоразвития с преимущественной недостаточностью познавательной деятельности, степень которой зависит от тяжести поражения. Можно выделить два клинических варианта такой олигофрении. При апатическом варианте довольно глубоко и равномерно снижен интеллект, отмечается слабая психическая активность. Уже с первых лет жизни ребенка родные замечают у него вялость и малоподвижность, медленные неловкие движения, трудное овладение бытовыми навыками. Такие дети поздно начинают сидеть, стоять, ходить, у них долго держится энурез. Особенно страдает речь. Появляясь поздно, она в течение ряда лет остается фонетически и артикуляционно дефектной. Игры у этих детей малосодержательны, однообразны, сверстники не принимают их в компанию, поэтому чаще они играют одни.

Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга

6 Общая характеристика нарушений речи у школьников с интеллектуальной недостаточностью Нарушение фонетической стороны речи Нарушение лексико-грамматической стороны речи Нарушение связной речи 1. Нарушение звукопроизношения (искажения, замены, отсутствие звуков), полиморфность, вариативность, стойкость нарушений 2. Трудность использования в самостоятельной речи имеющихся правильных артикуляторных установок. 3. Трудности тонкой моторной дифференциации, нарушения слуховой дифференциации звуков 4. Несформированностью операций слухового и кинестетического контроля, операции выбора фонем. 5. Нарушение звукослоговой структуры слова 6. Нарушение просодической стороны речи 7. Нарушение темпа речи и Нарушение голоса 1. Бедность словарного запаса 2. Неточность употребления слов 3. Трудности актуализации словаря 4. Преобладание пассивного словаря над активным 5. Несформированность структуры значения слова 6. Нарушения процесса организации семантических полей. 7. Аграмматизмы в речи 1. Замедление темпа развития связной речи 2. Нуждаются в постоянной стимуляции при порождении связных высказываний 3. Трудности в овладении контекстной формой речи 4. Недостаточная сформированность диалогической речи 5. Связные высказывания малоразвернуты, фрагментарны, лишены логической последовательности 6. В монологической речи обнаруживается непонимание причинно-следственных связей, пространственных отношений, на основе случайных ассоциаций происходит добавление событий, деталей, отсутствующих в тексте.

3 НАРУШЕНИЯ РЕЧИ Нарушение экспрессивной речи Замедленный темп речевого развития, его качественное своеобразие и большая распространённость нарушений Наличие комплекса речевых нарушений, сочетание различных нарушений речи Нарушение импрессивной речи

Это интересно:  Чем отличается некоммерческая организация фонд от автономной некоммерческой

Памятка учителю, работающему в пмпк уо умственная отсталость

их сочетаний. Это нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и нормальной иннервации мышц речевого аппарата, при нормальном интеллекте. Неправильное произношение чаще всего является единственным дефектом всей речи ребенка: понимание речи полноценное, также полноценны словарь и грамматический строй. Виды: функциональная и органическая.

Нарушение формирования навыка чтения, которое проявляется в смешениях звуков, сходных по артикуляции, звучанию и графическому изображению, замена одних звуков с другими. Характеризуется замедленным или ускоренным темпом чтения, перестановкой букв, проглатыванием слогов, неверной расстановкой ударений. (фонематическая, семантическая, мнестическая, оптическая)

Коррекционная педагогика

II. поверхности и нестойкости, легкая внушаемость. Затруднения в обучении, нередко наблюдаемые у этих детей в младших классах, связаны с незрелостью мотивационной сферы и личности в целом, наблюдается преобладание игровых интересов.

Движения хаотичны, плохо коор­динированы. Походка детей не­устойчива. Слабая регуляция мы­шечных усилий. Грубые нарушения зрительно-двигательной координа­ции. Невозможность выполнения двигательных упражнений даже по подражанию взрослому.

Группа детей с овз со стойким нарушением познавательной деятельности обусловленное органическим поражением головного мозга

На втором этапе (с 8 до 16 лет) продолжается закрепление навыков самообслуживания и личной гигиены, проводится работа по обучению хозяйственно-бытовому труду. В этот период детей обучают навыкам счета и элементарной грамо­те, большое внимание уделяется развитию речи.

Специфическими чертами детей-олигофренов с преобла­дающим торможением являются вялость, медлительность, за­торможенность моторики, характера познавательной деятель­ности, поведения в целом. Работая с такими детьми, целесооб­разно использовать приемы, которые способствуют повышению их активности. Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятель­ность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Умственная отсталость и органическое поражение головного мозга

Преобладающее большинство умственно отсталых детей составляют дети-олигофрены (от греч. oligos — малый + phren — ум)(3, с. 242). Поражение мозговых систем (главным образом наиболее сложных и поздно формирующихся структур), лежащее в основе недоразвития психики, возникает у этой категории детей на ранних этапах развития — во внутриутробном периоде, при рождении или в течение первых полутора лет жизни, т.е. до становления, речи.

Понятие «умственно отсталый ребенок», принятое в российской коррекционной педагогике и специальной психологии, как, впрочем, и в большинстве других стран, охватывает весьма разнообразную по составу группу детей, которых объединяет наличие органического повреждения коры головного мозга, имеющего диффузный, т.е. «разлитой», характер. Морфологические изменения, хотя и с неодинаковой интенсивностью, захватывают многие участки коры головного мозга ребенка, нарушая их строение и функции. Конечно, не исключены и такие случаи, когда диффузное поражение коры сочетается с отдельными, более выраженными локальными (ограниченными, местными) нарушениями, иногда включающими и подкорковые системы. Все это обусловливает возникновение у ребенка различных, с разной отчетливостью выраженных отклонений, обнаруживающихся во всех видах его психической деятельности, особенно резко — в познавательной.

Нейрофизиологические механизмы нарушения когнитивной деятельности при органическом поражении головного мозга (стр

Чрезвычайно важным является количественная оценка когнитивных нарушений, позволяющая объективно ранжировать степень сохранности структур, связанных с когнитивной деятельностью, от которых во многом зависит способность испытуемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими.

Это интересно:  Можноли родителю обменяться собственностью с малолетним ребенком

В современных изменяющихся социально-экономических условиях в нашей стране остро стоит проблема криминального поведения. В последние годы, согласно статистическим данным о деятельности судебно-психиатрической экспертной службы в РФ, наблюдается отчетливая тенденция к росту лиц с психическими расстройствами, совершивших уголовно наказуемые деяния ( с соавт., 2021, 2021). Этим обусловлено и увеличение числа лиц, направленных на судебно-психиатрическую экспертизу для решения вопросов о вменяемости ( с соавт., 2021, 2021). По данным , (2021) среди лиц с криминальным поведением отмечается высокий удельный вес органических поражений головного мозга (ОПГМ), в основном травматического и сосудистого генезов.

Нейрофизиологические механизмы нарушения когнитивной деятельности при органическом поражении головного мозга

При наличии патологических феноменов, которые удовлетворяли требованиям концепции дипольной локализации генеза электрических потенциалов, проводилась локализация эквивалентных дипольных источников этих феноменов.

Результаты нейропсихологического исследования помогают детально изучать состояние и динамику познавательной деятельности в процессе лечения у лиц с когнитивными, органически обусловленными нарушениями различной степени выраженности (Корсакова Н.К., 2021; Glisky E.L., Schacter D.L., 2021).

Особенности психического развития умственно отсталых детей

Помимо представленной типологии, опирающейся на психометрическое исследование интеллекта и определяющей возможности дальнейшей социально-трудовой реабилитации умственно отсталых людей, существует еще одна типология. Она предусматривает подразделение умственной отсталости в зависимости от глубины дефекта на три степени: дебильность, имбецильность и идиотия.

Продуктивная деятельность у умственно отсталых дошкольников вне специально организованного обучения практически не возникает: не проявляются конструктивные умения, не возникает предметный рисунок. Если дети посещают обычный детский сад, то рисунок может появиться, но он будет подражателен, фрагментарен, будет представлять собой графический штамп, не отражающий реального предмета. Умственно отсталые дети этого возраста практически не используют в своих рисунках цвет, если их этому специально не учить.

Нарушения интеллекта

Нарушения интеллекта. Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное, как правило, органическим поражением головного мозга Олигофрения – раннее поражение мозга Деменция – поражение после 3 лет.

Размеры: 1058 х 793 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока педагогики, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Дети с ограниченными возможностями здоровья.ppsx» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива — 221 КБ.

Группа детей с овз со стойким нарушением познавательной деятельности обусловленное органическим поражением головного мозга

Дебильность — наиболее легкая степень умственной отсталости. Однако сниженный интеллект и особенности эмоционально-волевой сферы детей-дебилов не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы. У — них нередко отмечаются дефекты речи в виде шепелявости, сигматизма, аграмматизма. Недоразвитие аналитико-синтетической функции высшей нервной деятельности и нарушение фонетического слуха вызывают большие трудности в овладении устной и письменной речью, навыками счета. Дифференцированная моторика развита недостаточно и в сочетании с физической ослабленностью и соматическими нарушениями, а также особенностями эмоционально-волевой сферы все это значительно ограничивает круг их последующей трудовой деятельности.

Это интересно:  Какие Спраки Нужно Предостаить Неработающему Пенсионеру Стоб Полуить Субсидию На Оплату Жкх

У умственно отсталых детей отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия — представлений. Недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов и иные нарушения представлений отрицательно влияют на развитие познавательной деятельности. Для того чтобы обучение детей протекало успешней и носило творческий характер, необходимо достаточно развитое воображение. У умственно отсталых оно отличается фрагментарностью, неточностью и схематичностью.

Психологическая диагностика подростков и юношей с ОВЗ

5. Принцип эффективности рекомендаций — предполагает, что эти рекомендации должны быть полезными для клиента. Запрещается предлагать результаты, бесполезные практически или могущие привести к нежелательным или непредсказуемым последствиям

1. Принцип соблюдения тайны — предполагает неразглашение результатов диагностики без персонального согласия клиента. Особенно это касается совершеннолетних клиентов. В случае несовершеннолетних для разглашения результатов Требуется согласие родителей или заменяющих их лиц. Исключение могут составлять случаи, когда диагностика проводится в научных целях как часть исследования экспериментального, но и здесь не следует указывать в публикациях точные имена испытуемых.

Дополнительное образование детей с ОВЗ

В широком смысле слова, инклюзивное обучение — это не только обучение детей инвалидов, но и всех детей, имеющих определенные особенности личности – это и дети с временной задержкой психического развития, и дети с элементами аутизма, и, в том числе, одаренные дети, имеющие тонкую психическую организацию.

Внедрение в работу детских объединений реализуемых направленностей дополнительного образования – метода интегративного подхода позволило детям, имеющим нарушения развития, наряду со своими здоровыми сверстниками, осваивать базовые знания, умения и навыки по предметным областям. Система дополнительного образования включает в себя все разнообразие творческих направлений, удовлетворяющих разные интересы детей всех возрастных групп. Дополнительное образование, в отличие от основного, наиболее приспособлено для создания доступной образовательной среды.

Нарушения интеллекта у детей

Трудности обучения и воспитания таких детей связаны с неразвитостью аналитико-синтетических функций высшей нервной деятельности. К этому следует добавить достаточно слабое здоровье и соматические нарушения. В будущем у взрослых будет ограничен круг профессионально-трудовой деятельности. Кроме этого выделяют отдельную группу детей с задержкой психического развития.

Ребенок с нарушением интеллекта может быть пассивными в познании окружающей действительности.По степени умственной отсталости и способности к длительному обучению специалисты выделяют отклонения:

Шалимов В

Третья осьось соотношения симптомов повреждения (нарушения структуры психического процесса), недоразвития (снижение относительно возраста уровня протекания психического процесса) и функциональных динамических сдвигов.

Другой вариант функционально динамических сдвигов связан с частичным утяжелением выраженности собственно когнитивных нарушений с проявлениями интеллектуальной недостаточности, когда условия домашней поддержки, условия школьного обучения, неадекватность педагогических требований и другие социально-психологические факторы вторично утяжеляют интеллектуальный дефект при отсутствии оптимальный коорекционнотй программы. Мы можем рассматривать такой вариант как случай «выученой беспомощности» в ответ на запрос сложных социальных требований в условиях ограниченных ресурсных личностных и интеллектуальных возможностей ребенка.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru