Объект И Субъект Административного Права

Субъекты административного права

В качестве принципиального положения следует отметить, что субъекты административного права могут реализовывать свой правовой статус в рамках следующих четырех крупнейших блоков возникающих правоотношений:

Субъект административного права всегда является субъектом права. Одни и те же субъекты права могут одновременно быть субъектами различных отраслей права, в том числе публичного административного права, иными словами, один и тот же гражданин может быть субъектом как гражданского, так и административного или уголовного права. Суть соответствующих правоотношений раскрывается через понятие правоспособности, ее характер, содержание и объем.

Объект И Субъект Административного Права

Субъектами (участниками) административно-правовых отношений могут выступать в любом соотношении государственные органы, их структурные подразделения, должностные лица и другие служащие, предприятия, учреждения и другие организации, граждане и их общественные объединения.

Административно-правовая норма только тогда вступает в действие, когда наступают предусмотренные правом условия ее реализации в виде каких-то событий (рождение, смерть, наступление каких-то чрезвычайных обстоятельств) или действий физических и юридических лиц.

Объект и субъект административного права

Правовые отношения возникают в процессе реализации правовых норм, которые содержат общеобязательные государственные предпи­сания. Общественные отношения в сфере исполнительной власти, урегу­лированные административно-правовыми нормами, называются админи­стративно-правовыми отношениями.

Участниками соответствующего типа коммуникаций могут быть граждане, организации, государственные и муниципальные органы власти. Рассмотрим то, как осуществляется взаимодействие между ними в видении российских юристов. Согласно распространенной у российских юристов трактовке, субъектом административно-правовых отношений можно считать участника коммуникаций, осуществляющего деятельность на уровне исполнительной власти государства, региона или муниципалитета, как правило, связанную с политическим управлением.

Объект И Субъект Административного Права

В зависимости от особенностей взаимоотношений участников раз­личаются: вертикальные (субординационные) правоотношения, возникаю­щие между соподчиненными сторонами, когда существует приоритет субъекта управления в системе органов исполнительной власти (на­пример, между иерархически подчиненными главами админист­раций); горизонтальные (координационные) правоотношения, в рамках которых стороны равноправны, не подчинены друг другу в системе органов исполнительной власти (например между федеральными ми­нистерствами и государственными комитетами); правоотношения между органами исполнительной власти и не под­чиненными им участниками отношений, не входящими в систему ор­ганов исполнительной власти (граждане, администрация негосударст­венных предприятий, учреждений и организаций и др.).

Административно-правовые отношения по своему содержанию (порядку реализации прав и обязанностей их участников) подразделя­ются на материальные и процессуальные, а по способу защиты — на защищаемые в административном или судебном порядке.

Это интересно:  Сколько делается карта водителя

Объекты и субъекты административно-правовых отношений

Изучая административно-правовые отношения, субъекты правоотношений, полезно будет уделить особое внимание такому аспекту, как механизм защиты интересов, установленных для сторон соответствующих коммуникаций. Достаточно распространен вариант, при котором субъекты взаимодействия защищают свои права в судебном порядке.

  • между федеральными органами власти и региональными (как правило, в аспекте взаимодействия исполнительной ветви);
  • с участием институтов политического управления разных субъектов РФ одного уровня;
  • между региональными органами и локальными административно-территориальными структурами.

Субъекты и объекты административных правоотношений

В статье 27 ГК РФ говорится, что несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

Дееспособность зависит от возраста и психического состояния лица, в от время как правоспособность не зависит от указанных обстоятельств. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Если правоспособность сопутствует индивиду на протяжении всей его жизни, то дееспособность — лишь с определенного возраста. Дееспособностью не обладают малолетние дети до 14 лет и душевнобольные лица, которые могут иметь известные права, но не могут их осуществлять. За них выступают их законные представители — родители, опекуны, попечители.

Субъекты и объекты административных правоотношений

Практически объектом управления следует считать деятель­ность этих людей и их объединений по реализации в сфере исполни­тельной власти своих прав и обязанностей, их сознательно-волевое поведение.

Совершенно очевидно, что перечисленные и другие факты в каж­дом конкретном случае могут иметь различные юридические последст­вия, т. е. порождать, изменять определенные права и обязанности, а также ответственность участников правоотношений. Например, если гражданин подает жалобу на действия должностного лица в орган ис­полнительной власти, последний обязан ее рассмотреть в установлен­ный срок и сообщить гражданину о принятом решении. Умерший гражданин или прекратившее свою деятельность общественное объединение перестают быть участниками соответствующих правоотно­шений.

Субъекты, объекты и содержание административно-правовых отношений

6. Административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами. Такими условиями являются юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. В качестве юридических фактов выступают, как правило, правомерные либо неправомерные действия, иногда события.

Это касается соглашений о разграничении (делегировании) полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов, с одной стороны, и субъектов РФ и органов местного самоуправления (местной администрации) — с другой, о заключении административных договоров между органами государственного управления (местной администрацией) и негосударственными коммерческими организациями, соглашений о взаимодействии, координации деятельности, намерениях между равноправными органами исполнительной власти, местной администрацией одинакового уровня, общественными объединениями, негосударственными предприятиями и учреждениями.

Это интересно:  Время для ремонта в квартире по закону в рб

Субъекты и объекты административного права

Активность и эффективность экономических и иных факторов реформ во многом определяется характером воздействия со стороны государства на развитие прежде всего экономических процессов. Хотелось бы отметить, что в обществе все главное: производство, распределение, обмен и потребление, социальная сфера, наука, литература и искусство, право и мораль, архитектура и коммуникации, история и духовная культура, здоровье и физическое развитие людей и многое другое.

Следующим элементом административно-правового статуса граждан РК являются права и обязанности в сфере государственного управления. Административно-правовой статус иностранцев и лиц без гражданства таков: лица, не являющиеся гражданами РК, пользуются всеми правами и свободами, а также несут все обязанности, установленные Конституцией РК, законами и международными договорами РК, за исключением изъятий, предусмотренными межгосударственными договорами. Всех иностранцев, находящихся на территории РК можно разделить на три большие группы: граждане временно проживающие в республике, граждане постоянно проживающие в РК и граждане, проезжающие через территорию РК транзитом, хотя в целом они имеют те же права и обязанности, что и казахстанцы, для них предусмотрены некоторые изъятия или ограничения:

Это видео недоступно

IIУчастники:
Студенты групп СЭ-122 и СЭ-121 5 курса направления подготовки по специальности «Судебная экспертиза» Волгоградского государственного университета.
Наиболее активные студенты, участвовавшие в процессе обсуждения лекции:
Пункт лекции №1: Никита Богдашин, Анна Кургина, Александр Сачков, Бадма Андреев, Кристина Нестерова, Анастасия Ратковская, Андрей Кузнецов, Лев Костылев, Дарья Бакулина.
Пункт лекции №2: Анна Кургина, Александр Сачков, Марк Амирханян, Бадма Андреев, Павел Журавлев, Денис Останин, Максим Коновалов.
Пункт лекции №3: Марк Амирханян, Анна Кургина, Павел Журавлев.
Пункт лекции №4: Марк Амирханян, Владлена Штягина.

Мельниченко Р.Г., Административное право: электронный учебник http://textbook.melnichenko.net/admin.
Лекция прочитана в г. Волгограде 23 сентября 2022г.
1. Определение субъекта административного права
2. Административные права и обязанности
3. Специальный статус в административном праве
4. Иностранцы и лица без гражданства

Административное право субъекты и объекты

Под правоотношением понимается вид общественного отношения управленческого характера, урегулированный административно-правовой нормой. Административные правоотношения следует рассматривать как социально-управленческие отношения, складывающиеся на основе норм административного права, по поводу реализации исполнительной власти, одним из участников которых, как правило, является субъект, наделенный государственно-властными полномочиями.

Вопрос о суб объекты права является одним из важных, поскольку речь идет об участниках административно-правовых отношений, которые решают задачи и осуществляют функции исполнительной власти, к координируют распорядительные и контрольно-надзорные полномочия в области государственного управления и местного самоуправления, рассматривают дела об правонарушениях, совершаемых физическим и и юридическими лицами в хозяйственной, финансовой, таможенной сферах, а также о нарушении общественного порядка [25, с418].

Это интересно:  Характеристика На Ученика Для Оформления Усыновления

Административное правонарушение

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Административное право субъекты и объекты

Как и любое общественное отношение, гражданское правоотношение устанавливается между людьми. Поэтому в качестве субъектов гражданских правоотношений выступают либо отдельные индивиды, либо определенные коллективы людей.

В отличие от граждан юридические лица являются коллективными субъектами гражданских правоотношений. За юридическим лицом как субъектом гражданского правоотношения всегда стоит определенным образом организованный коллективов людей.

Объект административного права: понятие и предмет

Субъекты и объекты административного права всегда служили объектами нормативного регулирования. Так или иначе, это обусловливается их природой. Какие средства их регулирования известны на сегодняшний день? Что является объектом административного права? Почему? На эти и иные не менее важные вопросы можно получить ответы в процессе ознакомления с материалами статьи.

Важно отметить, что окончательное деление правовой системы на некоторые обособленные элементы сегодня произвести невозможно, несмотря на то, что объект правового регулирования является основным критерием классификации права на отдельные отрасли. Вместе с объектом важную роль играет метод правового регулирования, служащий основанием, которое позволяет произвести классификацию права по отраслям.

Административное право

Объектом административного права являются также административно-процедурные и другие организационно-правовые отношения в сфере деятельности аппаратов исполнительной власти, государственного управления, а также внутриорганизационные управленческие отношения в аппаратах, обслуживающих институт Президента, органы законодательной власти, суда, прокуратуры, Счетной палаты, Центральной избирательной комиссии и др.

Организационные и правовые формы и методы деятельности как элементы компетенции органа отражают и закрепляют право и обязанность органа осуществлять определенные управленческие действия, принимать соответствующие акты управления, использовать в своей управленческой деятельности определенные методы воздействия.

Объект И Субъект Административного Права

Данные расхождения в первую очередь заключаются в предмете и методике регулирования. Объект административного права — это общественные отношения, основным отличием которых служит то, что они формируются, развиваются и обрываются непосредственно в области управления государственными процессами.

Другими словами, данный тип отношений существует по причине организации и последующего функционирования исполнительной власти как организованной системы.Следует дополнить, что административное право – далеко не единственная правовая отрасль, охватывающая отношения общественного характера в области развития исполнительной власти как особой системы. Тем не менее именно ее нормативы пользуются в данном случае безусловным авторитетом.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru