Правомерно ли выставление дополнительного доначисления за водоотведение и холодное водоснабжение в перидотсутствия общедомового прибора учёта

Содержание

Нельзя брать плату за общедомовое водоотведение, если в доме нет специального счетчика

Правилами N 306 не предусмотрен расчет норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Ранее действовавшие нормы, которые предусматривали такой норматив, исключены из этих правил.

В квитанциях на оплату услуг, предъявляемых жильцам, общество включало плату за услуги по водоотведению на общедомовые нужды. Расчет платы осуществлялся на основе объема водоотведения, равного объему водопотребления, который определялся по нормативам потребления коммунальных услуг по водоснабжению (формула 12 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2022 г. N 354 (далее — Правила N 354).

Апелляционное определение СК по гражданским делам Саратовского областного суда от 12 сентября 2022 г

Рассматривая требование Ластовкиной Е.А. о признании незаконными начислений в квитанциях за период с октября 2022 года по февраль 2022 года в графе доначисление за холодное водоснабжение и водоотведение, взыскании денежных средств за незаконное доначисление за холодное водоснабжение и водоотведение в сумме 2 858 руб. 06 коп. за период с октября 2022г. по февраль 2022 г., суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для отмены правильного судебного постановления по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Общедомовые нужды (ОДН) с 1 января 2022 года

Нормативная база, на основании которой в настоящее время происходит начисление оплаты за ОДН включает:

Практика выделения отдельной строкой в квитанциях на оплату коммунальных услуг ОДН показала, что такая форма подачи информации вызывает массу нареканий со стороны собственников, которые: либо не знают, либо не понимают механизма расчета. В силу этого — работа управляющих компаний превратилась в бюрократический механизм по составлению ответов на бесчисленные жалобы потребителей и предоставлению расшифровок расчетов.
Учтя, что дополнительное информирование ведет лишь к росту социальной напряженности и отказу значительной части собственников оплачивать непонятные или «несправедливые», с их точки зрения, расходы на содержание общедомового имущества, Госдума РФ 29.05.2022 г. приняла Закон № 176-ФЗ который предусматривал «исчезновение» строки ОДН из квитанций на оплату с 01.07.2022 года.
Но, срок вступления Закона в силу был отложен Указом Президента РФ до 01.01.2022 года, ввиду нерасторопности госорганов, коммунальных служб, ресурсоснабжающих организаций к его реализации в планируемые сроки.

• Работу лифтов;
• Насосов водоснабжения;
• Сигнализации и домофонов;
• Дежурное освещение подвальных и чердачных помещений;
• Технологические потери внутри МКД , связанные с особенностями установленного в нем электрооборудования.

Расчет общедомовых нужд в 2022 году

  • работа лифтов;
  • применение насосов водоснабжения;
  • использование домофонов и сигнализации;
  • дежурное освещение чердаков и подвалов;
  • технологические потери, связанные с особенностями установленного электрооборудования.

К сведению! С января 2022 года в домах, где плата ОДН превышает нормативы или показания не могут быть определены по причине отсутствия счетчиков, жильцы могут оплачивать услуги по норме. Все излишние расходы оплачивает УК.

Снова о водоотведении на ОДН

Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 №344 были внесены изменения в Правила 354, в частности, из пп.«в» п.4 указанных Правил исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД. Кроме того, ПП РФ от 16.04.2022 №344 с 27.04.2022 из п.29 Правил 306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Также удалено упоминание о единице измерения такого норматива из пп.«в» п.7 того же документа. Указанные изменения вступили в силу с 01 июня 2022 года. Таким образом, с 01 июня 2022 года норматив потребления водоотведения на ОДН отменён, т.е. равен нулю. При этом подпункт «в» пункта 21 Правил 124 устанавливал, что расчет стоимости коммунальных ресурсов, подлежащих оплате исполнителями коммунальных услуг в пользу РСО определялся с учетом положений Правил 354. Таким образом, если руководствоваться нормами жилищного законодательства РФ, в частности — Правилами 124, Правилами 354, Правилами 306, «водоотведение на ОДН» должно было исчезнуть не только из квитанций на оплату коммунальных услуг, предъявляемых к оплате потребителям таких услуг, но и из счетов, выставляемых ресурсоснабжающими организациями управляющим организациям (УО), ТСЖ, ЖСК.

Это интересно:  Публикация объявления о проведении межевания в газете екатеринбург

После утверждения Президиумом ВС РФ 23 декабря 2022 года «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2022)» наконец-то была определена единая для всех судов РФ позиция, что «водоотведения на ОДН» нет, такая услуга не подлежит оплате ни потребителями в пользу исполнителей, ни исполнителями в пользу РСО, и в первом полугодии 2022 года острота вопроса стала спадать.

Общедомовые нужды — вода

Норматив на ОДН холодной воды. Обоснование норматива писал непонятно кто. Как можно потратить в месяц на воду ОДН 4м куб *100 квартир= 400 т воды! Моем клетки сами, газон дождь поливает, отбора воды нет.. Утечки на бюджете УК должны быть.

Представленные сведения будут актуальными в 2022, 2022, 2022 и другие года, так как данные для города Новосибирск, Москва, Омск, Московская область, Пермь, СПб, Челябинск, Калининград и других городов в России и Украине постоянно обновляются. Также стоит отметить тот факт, что новый закон не отменили, хоть некоторые СМИ и писали об этом, а вот цена действительно повышается на все услуги.

Оплата общедомовых нужд: новый порядок начислений

  • Qобщ – количество израсходованного тепла (Гкал) согласно общедомовому прибору учета;
  • Sобщ – площадь всех квартир, нежилых и подсобных помещений здания (кв. м);
  • S – отапливаемая площадь в кв. м (не включает балконы, веранды, террасы);
  • Т – тариф на центральное отопление (Гкал), утверждается органами местного самоуправления.

С января 2022 года в квитанциях по коммунальным начислениям отсутствует графа об оплате общедомовых нужд. С этого времени информация по стоимости данных услуг содержится в разделе общего имущества. Каким образом по новым правилам происходит начисление суммы, которую необходимо заплатить за общедомовые нужды?

Что делать, если незаконно начисляют коммунальные платежи

Правонарушения и преступления в сфере ЖКХ, в том числе незаконные начисления коммунальных платежей, должны пресекаться не только по инициативе отдельных граждан, но и в системном порядке, с использованием административного ресурса.

В перечень подобных правонарушений входят случаи, когда УК или расчетный центр отказываются осуществить перерасчет оплаты за коммунальные услуги – даже если у заявителя есть документы, подтверждающие основательность его требований.

Физическим лицам

— С апреля этого года начисления жителям за холодное и горячее водоснабжение стали производить в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.05.2022 № 307 , и с учетом сложившейся судебной практики. Согласно этим Правилам нераспределенные объемы коммунальных ресурсов должны распределяться на потребителей.

3.1. Тем, у кого в квартире есть счетчики , доначисление производится пропорционально тому объему воды, который был израсходован жильцами согласно показаниям квартирных счетчиков.

Законны ли ежемесячные доначисления ЖКХ в счет-квитанциях за холодную-горячую воду и водоотведение

В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2022 года N 306, при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются: конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома (п. 5); нормативные технологические потери коммунальных ресурсов (технически неизбежные и обоснованные потери холодной и горячей воды во внутридомовых инженерных коммуникациях и оборудовании многоквартирного дома) (п. 25); коммунальные услуги, предназначенные для содержания общего имущества в многоквартирном доме (п. 26).

Проживаю и прописана в многоквартирном доме вместе с ребенком, кварплату вношу регулярно и в полном объеме. Но за посдение три месяца с.г. кварплата возрасла в 2 раза! Поверх нормативов ежемесячно доначисляют за х/г воду и водоотведение. В бухгалтерии данный факт объясняют раскидыванием по квартирам перерасхода по общедомовому счетчику. У тех, у кого установлены индивидуальные приборы учета воды сумма начислений меньше, у нормативщиков — более чем в два раза (например, в феврале я платила за двоих по нормативу 1968,28 руб., а уже в апреле принесли счет на сумму 4590, 09 руб.) Никаких уведомлений жильцы нашего дома не получали, информация на информ. Щите устаревшая. Про установку общедомового счетчика многие узнали только после этих доначислений, не говоря уж о том, что жильцов не информируют о данных этого прибора. Самостоятельно узнала про 307-е Постановление, но так и не поняла, законны ли действия ЖКХ?

Как начисляется плата за коммунальные услуги по холодному и горячему водоснабжению и водоотведению

На общедомовые нужды определяется исходя из объема потребления коммунальных услуг, определенного по показаниям общедомового прибора учета, за вычетом суммарного объема коммунальных услуг, потребленного всеми жилыми и нежилыми помещениями, определенного по нормативу, с учетом коэффициента распределения, и тарифа на коммунальные услуги.

В соответствии с пунктом 54 Правил в случае самостоятельного производства исполнителем коммунальных услуг по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расчет размера платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению осуществляется исполнителем исходя из объема коммунального ресурса, использованного при производстве горячей воды, и тарифа на коммунальный ресурс. Размер платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения определяется как сумма 2 составляющих:

Типовой единый договор холодного водоснабжения и водоотведения 2022 образец скачать

— от своего имени осуществлять взыскание задолженности «Потребителей» за предоставленные коммунальные услуги через судебные органы и органы принудительного исполнения, в порядке, установленном действующим законодательством РФ;
— принимать от «Потребителей» необходимые документы и производить перерасчет оплаты коммунальных услуг (за водоснабжение и водоотведение) за период временного отсутствия «Потребителей» в занимаемом жилом помещении;

Это интересно:  Штрафы за спецоценку

е) производить оплату расходов воды на общедомовые нужды по настоящему договору в порядке, в сроки и размере, которые определены в соответствии с настоящим договором, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

Оплата за воду без счетчика в 2022 году

Таким образом, ресурсопоставляющая организация должна рассчитать расходы, связанные с подачей воды. Согласно этому показателю и утвержденному тарифу государственными органами определяется конечная стоимость для потребителя.

Здравствуйте! У меня нежилое помещение, счетчик горячей воды был опломбирован КТК и составлен акт. После этого , в течении 2-х лет в помещение делали косметический ремонт, в результате чего по неосторожности рабочими была нарушена пломба на счетчике горячей воды. МЕня как собственника не уведомили об этом случае. Через 2-ва года пришел инспектор КТК (Красноярская Тепловая Компания) и обнаружил нарушение пломбы, в результате составил акт. соответсвенно КТК сделала до начисление по сечению трубы за период два года от последнего составленного акта, правомерно или нет. Спасибо.

Коммунальные услуги на ОДН и стоимость содержания жилья

Минстрой России письмом от 30.12.2022 N45099-АЧ/04 «Об отдельных вопросах, возникающих в связи с включением с 1 января 2022 года расходов на приобретение коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в размер платы за содержание жилого помещения» (далее — Письмо Минстроя) указал свою позицию по рассматриваемому вопросу.
Минстрой указывает:
«…

3. В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны:

2) перечень работ и (или) услуг по управлению многоквартирным домом, услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация;
3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы;

4. Условия договора управления многоквартирным домом устанавливаются одинаковыми для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
5. Договор управления многоквартирным домом заключается:
1) в случае, указанном в части 1 настоящей статьи, на срок не менее чем один год, но не более чем пять лет;

8. Изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством».
Часть 1 статьи 432 ГК РФ устанавливает:
«1. Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение».
Часть 1 статьи 450 ГК РФ устанавливает: «Изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».
Из комплексной оценки приведенных норм следует: п.3 ч.3 ст.162 ЖК РФ устанавливает в качестве обязательного требования к договору управления включение в указанный договор порядка определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения. Поскольку указанное требование содержится в ЖК РФ, согласно ч.1 ст.432 ГК РФ определение порядка определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения относится к существенным условиям договора, без согласования которого сторонами (согласно ч.2 ст.162 ЖК РФ одной стороной является УО, второй – собственники помещений) договор не может считаться заключенным. Изменение договора управления согласно ч.8 ст.162 ЖК РФ производится в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, при этом ч.1 ст.450 ГК РФ предусматривает изменение договора либо по соглашению сторон, либо в случаях, предусмотренных законами. Необходимо отметить, что по вопросу включения расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилых помещений, требований к изменению договоров управления ни один закон не устанавливает.
Следовательно, включение расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилых помещений, не влечет за собой изменения цены договора управления.
Дополнительно необходимо отметить, что согласно п.1 ч.5 ст.162 ЖК РФ договор заключается на срок не менее, чем один год, согласно ч.7 ст.156 ЖК РФ «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год», согласно п.31 Правил 491 «При определении размера платы за содержание жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год». Таким образом, в случае, если размер платы за содержание жилого помещения, действующий на момент вступления в силу норм о включении в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, установлен менее одного года назад, он не подлежит изменению даже по решению ОСС.
В случае управления домом ТСЖ все расходы (в том числе расходы на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ) должны быть учтены в смете расходов и доходов.
Пункт 33 Правил 491 устанавливает: «33. Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на основе утвержденной органами управления сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
В указанный размер платежей и (или) взносов с 1 января 2022 г. также включаются расходы товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 29 настоящих Правил».
Статья 145 ЖК РФ устанавливает:
«1. Общее собрание членов товарищества собственников жилья является высшим органом управления товарищества и созывается в порядке, установленном уставом товарищества.
2. К компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся:

4) установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества;

8.1) утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
»
Таким образом, при управлении домом ТСЖ утверждение размера платы за содержание жилья является исключительной компетенцией общего собрания членов ТСЖ и производится на основании сметы, утверждение которой так же является исключительной компетенцией общего собрания членов ТСЖ. Никаких норм о включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, именно в смету ТСЖ действующее законодательство не содержит. А именно исходя из утвержденной сметы определяется размер платы за содержание жилья. Законодательство устанавливает обязанность включения расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, но никоим образом не содержит требований об изменении/увеличении размера этой платы.
Из изложенного следует однозначный вывод о том, что действующее законодательство не предусматривает изменения размера платы за содержание жилья в связи с включением в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ. Порядок изменения такой платы четко регламентирован процитированными нормами законодательства РФ.
Важно понимать, что несмотря на кажущуюся логичность повышения размера платы за содержание в связи с увеличением состава содержания, нормы законодательства необходимо понимать буквально, а действующие нормы не содержат требований о повышении такого размера «в силу закона». Законодатель мог прямо указать, например: «…при первоначальном включении расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, в состав платы за содержание жилого помещения, размер платы за содержание жилого помещения, действующий на момент такого включения, увеличивается на размер стоимости коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании ОИ, определенной исходя их нормативов потребления…». Но такого указания в законодательстве РФ нет. Дополнительно необходимо напомнить, что предоставление услуг по содержанию жилых помещений не является регулируемым видом деятельности, и органы государственной власти не имеют права устанавливать стоимость этих услуг.
Выводы
Представленное в настоящей статье исследование позволяет сделать вывод, что никакого «автоматического» увеличения размера платы за содержание жилья в связи с включением в эту плату расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании ОИ, действующее законодательство РФ не предусматривает. Все нормы, регламентирующие порядок установления стоимости содержания жилья, предусматривают решения либо общего собрания собственников, либо общего собрания членов ТСЖ/ЖСК.
Мнение Минстроя России, основой которого является фраза «под первоначальным включением расходов коммунальных ресурсов, используемых в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, в плату за содержание жилого помещения понимается соответствующее изменение размера платы за содержание жилого помещения» представляется несостоятельным. В процитированной фразе Минстроя России (который, между прочим, не уполномочен давать официальные разъяснения федеральных законов) абсолютно непонятно, кем и на каком основании именно таким образом что-то «понимается». Вообще, использование в разъяснениях норм законодательства фраз «понимается», «подразумевается», «имеется в виду» представляется неверным.

Это интересно:  Есть номер cvv лэтуаль подарочный сертификат как узнать сколько дене

Как происходит расчет водопотребления при отсутствии в квартире приборов учета

Ук исходит из того, что вся информация о необходимости оборудования квартир приборами учёта неоднократно доводилась до сведения граждан. И что квартиры (а следовательно, и системы водоснабжения и водоотведения) у нас типовые. Дать заключение о невозможности установки ПУ должны сотрудники УК

В квартирах, в которых нет приборов учёта, водопотребление рассчитывается по нормативу. Нормативы на одного проживающего в квартире в Москве в месяц ) составляют:
— горячая вода 4,745 куб.м;
— холодная вода 6,935 куб.м;
— водоотведение (канализация) 11,68 куб. (сумма потребленной горячей и холодной воды в течении месяца 4,745 + 6,935 = 11,68 куб.м.)

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru