Почему в россии для госслужащих не принят табель о рангах определявший

Почему отменили табели о рангах

Ну а зачем тогда было разрушать эту самую вертикаль власти, что делалось с 1985 года и вплоть до конца девяностых с усердием, достойным лучшего применения?. Для того, чтобы понять, что местное самоуправление, демократическая выборность руководителей районов, городов, областей в условиях России не больше чем сладкая сказочка для интеллигентов?

Одним махом большевики отменили и чины гражданские, и придворные, и церковные, а под горячую руку чины военные и военно-морские, полагая. что этим они уничтожают «многовековой гнет трудящихся и классовое неравноправие».
То, что хотя бы армия не может существовать без системы званий, они быстро поняли, что тут хватили через край и довольно быстро, сначала втихую и скрытно чины армейцам и морякам вернули. Уже в 1920 году существует достаточно четкая система воинских званий, замаскированная под название «категории красноармейцев» (. комвзвода, комроты. комбриг. начдив. ). В 1935 году к системе персональных воинских званий возвращаются уже открыто. Примерно к этому же времени петровская Табель о рангах (хотя и модифицированная), конечно под иными наименованиями, восстанавливается в морском флоте, милиции, органах государственной безопасности.

Исторический дискуссионный клуб

Петровские реформы привели, во-первых, к переосмыслению самого представления о государстве, которое теперь уже воспринималось не как большая царская вотчина, но как инструмент для достижения «общего блага», а во-вторых, к значительному усложнению и умножению функций самого государства. В соответствии с теорией регулярного государства оно теперь должно было расширить сферу контроля над подданными, а для этого требовался более разветвленный аппарат управления, который при этом функционировал бы слаженно и оперативно. Преобразование системы государственно-административного управления шло фактически на протяжении всего царствования Петра I (создание Ближней канцелярии, Консилии министров, губернская реформа, основание Сената), и окончательные черты оно приобрело лишь в 1720-е годы, причем система органов центрального управления (коллегий) была сформирована, а преобразование органов местного управления завершено не было.

В основу этой реформы было положено учение о камерализме, в рамках которого функции как каждой структурной единицы государственного аппарата, так и каждого служащего должны были быть строго регламентированы. Идеология регулярного государства рассматривала каждого человека в качестве винтика большой государственной машины, вносящего свой вклад в «общее благо», которое фактически сливалось с самим государством. Поэтому с точки зрения государства нужной и полезной являлась всякая служба: военная, военно-морская, статская, придворная, что и нашло отражение в Табели о рангах 1721 года, которая наряду с принятым годом ранее Генеральным регламентом стала основополагающим документом по организации государственной службы, определяя и регламентируя движение каждого служащего по карьерной лестнице.

Роль Табели о рангах в государственной службе России

1. При продвижении чиновников по службе полагались на их личные заслуги, способности, профессиональные знания и опыт. Признак знатности происхождения, доминировавший в прошлом при замещении государственных должностей, утратил былое значение. Служебную карьеру стало возможным сделать каждому чиновнику, опираясь на знания, служебные достижения и способности. Пункт 5 второй части Табели гласит: «…не имеет никто ранг взять по характеру, который он в чужих службах получил, пока мы ему онаго характера не подтвердили, которое подтверждение, мы каждому по состоянию его заслуг охотно жаловать будем». Российское законодательство X — XX в.в. Т. IV. М., 1988. С. 62.

Такой чин (не связанный с должностью) сначала пытались обозначать указанием классов (например, коллежский асессор VIII класса, а после получения следующего чина — коллежский асессор VII класса), но это оказалось неудобным, прежде всего потому, что каждая должность относилась лишь к одному классу. Поэтому чины гражданской службы стали обозначаться либо наименованиями некоторых должностей (коллежский секретарь), либо званиями, относившимися к классу данного чина (тайный советник), либо специально созданными названиями (статский советник).

Это интересно:  Ремонт по закону о тишине иркутск

В России введена — Табель о рангах — для государственных служащих

Насколько я понимаю, советско-сталинская, путинская и так далее модель все это касается ведь только начальников. Это есть просто система распределения привилегий, не более того. Даже не то что чинопочитание. Государственный советник 2 класса не должен вставать по струнке в присутствии государственного советника 1 класса, а просто он имеет такие-то дачи, такие-то деньги. Вот у одного из них 13, допустим, окладов ежемесячной премии, а у другого, допустим, 8. Это все просто места в кормушке. Эта «Табель о рангах» ничего общего с той, петровской, николаевской, не имеет. Та в свою очередь имела ужасные последствия для России, потому что образовала громадный слой тунеядцев-дворян. К концу XIX века 90 процентов дворян так называемых были просто выслужившиеся чиновники, канцелярские писцы. Поскольку они все-таки были правящий класс, их культурный уровень, нравственный был чрезвычайно низок, то это привело к тому, к чему это и привело в 1917 году. А здесь это ничего не значит, потому что такая же «Табель о рангах», кажется, была при Сталине. Это просто система тайных поблажек, распределение административного десерта.

Андрей Шарый : В России может быть введена «Табель о рангах» — новая система чиновничьей службы в государственном аппарате. Практически все обозреватели сравнивают эту систему с введенной Петром Первым знаменитой «Табелью о рангах», которая просуществовала до 1917 года. Согласно петровской модели, все государственные служащие — от коллегии, позже, министерств и департаментов до армии и флота – подразделялись на 14 рангов. Теперь этих рангов будет 15. О «Табеле о рангах», как об одном из сюжетов Золотого века русской словесности, о том, что двигало чиновниками внутри этой системы, о том, похожа ли нынешняя служилая иерархия на дореволюционную мой коллега Кирилл Кобрин беседовал с литератором, автором многочисленных эссе о русской литературе и русской истории Самуилом Лурье.

Почему в россии для госслужащих не принят табель о рангах определявший

Эту схему можно проиллюстрировать на примере современной армии. Скажем, три лейтенанта могут заниматься совершенно разными военными делами: один летчик, другой военный врач, третий сапёр. Разные знания, разные профессии, разный даже распорядок дня. Но при этом все они по званию, по уровню (то есть по рангу) равны между собой, у всех погоны с одним просветом и двумя звездочками, они все лейтенанты.

В придворную службу попадали, только имея связи, предков, заслуги, а кроме того — уже дослужившись до определенного чина по другим видам службы. Так, младшие придворные звания камер-юнкера жаловались чиновникам IX — VI классов, камергера — V — III классов. Так что А.С. Пушкин, пожалованный в камер-юнкеры в 1833 году, с точки зрения придворных был совершенно неправ, обидевшись на эту милость. По гражданской службе он дослужился всего лишь до титулярного советника (IX класс), и не мог претендовать на более высокое назначение. То, что к этому времени он был величайшим поэтом и писателем России, ее национальной гордостью, чиновная логика не учитывала.

Классные чины государственной гражданской службы — таблица

Что касается служащих региональных госструктур, то на них распространяет действие ФЗ № 58. В нормативном акте установлено, что этим лицам присваивают только классные чины. Соответствующее положение закреплено в ст. 13 (ч. 1 п. 2).

  1. До окончания срока прохождения службы, но не раньше чем через полгода пребывания на занимаемом посту и не выше класса, соответствующего этой должности.
  2. По истечении периода – на ступень выше, но в рамках должностной группы, к которой относится занимаемый пост.

Подготовка и принятие Табели о рангах

Кроме того, дамы и девицы могли сами получить определенные чины – разумеется, это касалось только придворной службы, поскольку на военную и гражданскую женщины не привлекались. Согласно ст. 10, «дамы и девицы при дворе имеют, пока они действително в чинах своих обретаются, следующие ранги получить:

Это интересно:  Поднимут Ли Пенсию Инвалидам В 2022 Году В Казахстане 1 Июля

Кроме того, Петром были введены различия в одежде для разных рангов: «Понеже такожде знатность и достоинство чина какой особы 66 часто тем умаляется, когда убор и прочей поступок тем не
сходствует, якоже на супротив того многия разоряются, когда они
в уборе выше чина своего и имения поступают: того ради
напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и
либрею имел, как чин и характер его требует.
По сему имеют все поступать, и объявленного штрафования и
вящшаго наказания остерегатся».[8]

Табель о рангах и государственная служба в XVIII веке

Помимо старшинства рангов по каждому роду службы, устанавливалось старшинство военной службы над гражданской и придворной (среди чинов одного класса старшим считался военный). Лишь позднее военные утратили право на старшинство в I и II классах. Среди обладателей одного чина старшим являлся тот, кто был раньше пожалован в него. Старшинству чинов и выслуги придавалось очень большое значение во всех случаях, когда реализовывались права, проистекающие из государственной службы, в особенности право на должность. Именно в такой последовательности (по старшинству чинов и выслуги) сообщались сведения о государственных служащих во всех официальных справочных изданиях о них. Соблюдение принципа старшинства и чинопочитания считалось обязательным при всех официальных и торжественных церемониях: при дворе, во время парадных обедов, при бракосочетаниях, крещениях, погребениях и даже в церквах при богослужении.

4. Функция государственной службы объединила дворянство в политически и юридически консолидированную группу. Дворянство стало единственным служилым сословием, а служба – главной сферой приложения сил и энергии. В п. 8 Табели указывается на то, что «сыновьям российского государства князей, графов, баронов, знатнейшего дворянства, такожде служителей знатнейшего ранга, хотя мы позволяем… в публичной ассамблеи, где двор находится свободный доступ перед другими нижняго чину, и охотно желает видеть, что б они от других во всяких случаях по достоинству отличались…»[17]. Титул и звание превратились из основания для получения должности в результат продвижения по службе. Достигнув определенного чина, можно было превратиться из недворянина в дворянина: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то когда кто получит вышеписанной чин, оной суть дворянин, и его дети, которые роднятся в обер-офицерстве…»[18]; «а которые хотя в воинской службе и не были, и ничего не заслужили, а могут доказать ни меньше ста лет: и таким гербы давать же»[19].

Табель о рангах (таблица) — история России

В основу закона были положены аналогичные акты западноевропейских стран, но при его разработке учитывалась система чинов Российской империи. В «Табель о рангах» входила таблица с перечислением чинов и званий и разъяснения по её применению.

Табель о рангах Петра 1-го был утвержден 24 января 1722 г. самим императором и просуществовал до ноября 1917 г., а на некоторых территориях и вплоть до 1922 г. За время своего существования документ постоянно пополнялся и корректировался в соответствии с реалиями времени.

Петровский Табель о рангах

Появление такого документа значительно упростило государственную службу, сделало ее более прозрачной. В нем были описаны старорусские чины, однако давать их перестали, что означало, что Россия окончательно освободилась от устройства и порядков Московской Руси и перешла на новый тип управления.

Табель о рангах представляет собой подробное описание всех существующих чинов. В начале представлена таблица, в которой все чины описаны и поделены в соответствии с классами и рангами. После таблиц идет описание заработных плат, порядка присвоения чина и его наследования, а также многое другое, вплоть до правильного обращения к чиновнику того или иного ранга.

Табель о рангах

Все чиновники, чьи должности вошли в Т. о р., получали дворянство. Первоначально XIV класс давал право личного, а VIII (для военных XII) – потомственного дворянства. Закон 9 декабря 1856 г. установил получение личного дворянства с IX класса, потомственного – с IV класса для гражданских чинов, а с VI – для военных. Т. о р. открывала «путь наверх» выходцам из непривилегированных сословий, создавая стимул для службы чиновников.

Это интересно:  Все выплаты многодетным семьям в 2022 году в костромской области

законодательный акт в России XVIII—XX вв., определявший порядок прохождения службы чиновниками и военными. Издан Петром I в 1722 г. Устанавливал 14 рангов (классов, классных чинов, первый — высший) по трем видам: военные (сухопутные и морские), штатские и придворные. Упразднен после Октябрьской революции.

Табель о рангах и ее значение в развитии государственной службы в Российской империи

Введение канцелярских чинов в систему государственного чинопроизводства стало одной из основных черт бюрократизации абсолютного государства. Французские источники незначительно повлияли на проект, но обращение к ним демонстрирует стремление России учитывать опыт государства, считавшегося «образцовым» в Европе.

Для придания государственной службе четкой организационной структуры, обеспечивавшей ее подконтрольность верховной власти, Петр, учитывая опыт других стран, признавал необходимым установить строгую иерархию всех ее должностей, число которых в связи с расширением функций государственного управления в начале XVIII в. значительно возросло. Такая иерархия должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации, с одной стороны, с другой — быть стимулом службы, создающим условия для последовательного продвижения по служебной лестнице каждого государственного служащего в соответствии с его способностями и заслугами.

Табель о рангах и государственная служба в XVIII веке

Для придания государственной службе четкой организационной структуры, обеспечивавшей ее подконтрольность верховной власти, Петр, учитывая опыт других стран, признавал необходимым установить строгую иерархию всех ее должностей, число которых в связи с расширением функций государственного управления в начале XVIII в. значительно возросло. Такая иерархия должна была способствовать укреплению дисциплины и субординации, с одной стороны, с другой — быть стимулом службы, создающим условия для последовательного продвижения по служебной лестнице каждого государственного служащего в соответствии с его способностями и заслугами.

7. В Табели закреплены этические требования к поведению государственного служащего того времени. Например, в п. 3 говорится: «Кто выше своего ранга будет себе почестей требовать, или сам возьмет выше данного ему ранга, тому за каждый случай платить штрафу 2 месяца жалованья»,[21] а в п. 19 указано на то, что лицо должно вести подобающий его рангу уровень жизни: «…напоминаем мы милостиво, чтоб каждый такой наряд, экипаж, и либрею имел, как чин и характер его требует».[22] Здесь же названы санкции, которые применялись в случае нарушения данного требования достойного поведения государственных служащих и о соблюдении субординации в церкви, при дворе во время аудиенции, съездов и во время других официальных мероприятий. Этические требования распространялись и на жен служащих. «Все замужние жены поступают в ранг, по чинам мужей их. И когда они тому противно поступят, то имеют они штраф заплатить такой же, как бы должен платить муж ее был за свое преступление».[23]

Табель о рангах 1722 года

«Табель о рангах» («Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных») — закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства), изданных в эпоху Петра I.

История становления и развития государственной службы в России; образование русских сословий со времени Петра Великого, его отношение к ним. Система военных и военно-морских чинов согласно Петровской Табели о рангах. Образование привилегий дворянства.

Табель о рангах — и его значение

Такой чин (не связанный с должностью) сначала пытались обозначать указанием классов (например, коллежский асессор VIII класса, а после получения следующего чина — коллежский асессор VII класса), но это оказалось неудобным, прежде всего потому, что каждая должность относилась лишь к одному классу. Поэтому чины гражданской службы стали обозначаться либо наименованиями некоторых должностей (коллежский секретарь), либо званиями, относившимися к классу данного чина (тайный советник), либо специально созданными названиями (статский советник).

Еще одной особенностью было то, что все чиновники носили мундиры, а зимой – и шинели, по которым можно было установить ведомство, где они служили и чин. При этом чиновников разных ведомств можно было различить и по пуговицам, и даже «с изнанки»: сановники первых пяти классов имели цветную подкладку шинелей, цвет которой зависел от ведомства: в телеграфном – желтая, путейском – зеленая, внутренних дел – красная…

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru