При банковском кредите банк дает в долг а при государственном кредите государство дает в долг

Государственный кредит и государственный долг

Вторая подфункция государственного кредита регулирующая. В первую очередь государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов, оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента.

Обычно это сберегательные банки, если капитал принадлежит государству, то по рискам использования депозитов отвечает государство; в случае государственного участия в капитале сберегательного банка (акционерного) возникают проблемы вариантов эффективного использования привлеченных средств в соответствии с мнениями учредителей (акционеров) банка.

Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит – совокупность эк отношений с одной стороны между государством в лице его органов власти и управления и физическими, юридическими лицами с другой стороны при которых государство выступает в качестве заёмщика кредитора и гаранта.

Государственный кредит отличается от банковского и от коммерческого тем, что в качестве обеспечения кредита выступают не конкретные ценности, а всё имущество, которое находится в собственности государства.

Государственный кредит и государственный долг

Государственный кредит — совокупность кредитных отношений, в которых одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками — юридические и физические лица.
Посредством государственного кредита на началах возвратности аккумулируются средства для осуществления государственных расходов. Государственный кредит должен носить производительный характер, так как средства, мобилизованные с его помощью, направляются преимущественно на финансирование экономики. Отношения по государственно? iy кредиту включают в финансовые по следующим основаниям:
1) мобилизуемые путем государственного кредита средства рассматриваются как финансовые ресурсы государства, направляемые для финансирования разных потребностей — как производственных, так и непроизводственных, равно как стратегических, так и оперативных;
2) расчеты за полученные и предоставленные кредиты, выплаты процентов за них производятся за счет средств бюджетов -центрального (республиканского) при заимствованиях правительства, или местных — при заимствованиях местных органов власти. Поскольку основную и постоянную часть бюджетов составляют налоговые поступления, то принято считать мобилизуемые посредством займов средства «антиципированными налогами», то есть налогами, взысканными наперед.
В границах распределительной функции финансов государственный кредит выполняет подфункцию перераспределения денежных средств на условиях их последующего
363
возврата. Это связано с аккумуляцией временно свободных денежных средств у населения, предприятий и организаций. В этой функции государственный кредит является одной из форм организации сбережений. С помощью кредита, относительно небольшие в среднем, сбережения населения, предприятий концентрируются у государства и направляются на финансирование потребностей экономики, социально-экономической инфраструктуры.
Это достигается путем выпуска облигаций государственных займов, размещаемых среди населения, предприятий и организаций, выпуска других видов ценных бумаг государства (казначейских обязательств, казначейских бонов, сертификатов). Наличие разнообразных инструментов государственного заимствования дает возможность населению свободу выбора организационных форм сбережений. Объективными результатами действия этой функции является увеличение объема и ускорения темпов расширенного воспроизводства.
Перераспределительная функция государственного кредита проявляется также в его свойстве «антиципирования», когда средства, используемые в текущем периоде, могут возвращаться кредитору через десятки лет, то есть за счет налогов, взимаемых с будущих поколений; таким образом, достигается перераспределение средств будущих поколений в пользу нынешних.
Вторая подфункция государственного кредита -регулирующая. В первую очередь государство регулирует денежные потоки, воздействуя на величину ссудного процента: выступая заемщиком на рынке ссудных капиталов, оно повышает спрос на этот капитал, в результате чего повышается норма ссудного процента. Тем самым государство вступает в конкуренцию на этом рьшке и вытесняет с него частных инвесторов («эффект вытеснения»). Это вызывает ограничение их инвестирования в определенные виды бизнеса. Одновременно при покупке ценных бумаг государства достигается сокращение денег (наличных и безналичных) в обращении, что может быть эффективным для ликвидации последствий эмиссии денег.
Таким образом, если с помощью перераспределительной функции кредита государство непосредственно направляет денежные ресурсы в определенные отрасли (или на развитие
364
необходимых производств), то путем регулирующей функции достигается дополнительное косвенное воздействие на субъектов хозяйственных отношений, не принимающих участия в отношениях по государственному кредиту.
Роль государственного кредита сводится к его возможностям в мобилизации временно свободных средств населения, предприятий, организаций и направления их на финансирование, первоочередных нужд государства.
Государственный кредит различается по видам: внутренний, внешний (международный), условный (см. схему 17.1).
Во внутреннем кредите государственно-кредитные отношения возникают между правительством, местными органами власти, предприятиями, организациями и населением данной страны с разносторонних позиций: и как заемщиков, и как кредиторов.
В международном кредите в отношения вступают правительства, местные органы власти — с одной стороны, и правительства, банки, компании других государств, а также международные финансово-банковские организации — с другой. Сторона, представляющая (дающая) кредит, называется государством-донором или организацией-донором, а страна, получающая кредит, — страной-реципиентом.
Условный государственный кредит представляется как обязательства правительства по гарантиям, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти. В случае неисполнения условий займа правительство отвечает по наступившим обязательствам отечественного заемщика — оплачивает за счет бюджетных средств сумму займа с имущества или других активов заемщика.
17.2. Формы и методы
государственного кредита
Основной формой государственного кредита являются государственные займы, представляющие собой кредитные отношения, в которых государство выступает главным образом в качестве должника.
Займы различаются по срокам погашения, месту, способам размещения, валюте займа, эмитентам, видам доходности. По срокам погашения различают займы: краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет). По месту размещения займы подразделяются на внутренние и внешние. Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества. По способам размещения различаются займы: свободно обращающиеся, размещаемые по подписке и принудительные. Государственные займы выпускаются, как правило, в денежной форме, но при необходимости могут иметь и натуральную форму. Например, в 1922-1923 гг. в СССР были выпущены натуральные займы (два хлебных и один сахарный). Выпуск их определялся быстрым обесценением денег в тот период. В этих же целях выпускались и золотые займы (то есть займы в золотом исчислении); стоимость золотых займов, как и выплачиваемые по ним доходы, определялась по курсу золотого рубля (государственный выигрышный заем 1922 г., второй государственный выигрышный заем 1924 г., 8% внутренний золотой заем, Крестьянский выигрышный заем 1924г.). Погашение натурального займа производилось либо натурой, либо в деньгах по рыночной цене сахара или хлеба на момент погашения займа (хлебный заем 1922 г. — на 10 млн.пудов ржи, 1923 г. — на 30 млн.пудов ржи, сахарный заем 1923 г. — на 1 млн.пудов сахара). Погашение этих займов производилось в течение года.
В зависимости от эмитента займы различаются на займы центрального правительства и займы местных органов власти (муниципальные займы).
По видам доходности займы могут быть процентными, когда займодержатели получат ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной ставке; выигрышными или лотерейными (доход выплачивается при выходе облигаций в тираж погашения или тираж выигрышей). Помимо названных государственных займов, в их истории (по бывшему СССР) известны крестьянские займы (1924,1925,1927гг.), три займа индустриализации.
В 1927 г. при размещении 10%-ного выигрышного займа на 10 млн. руб. сроком на 8 лет была применена впервые подписка среди населения с рассрочкой оплаты приобретенных облигаций.
В связи с тем, что некоторые слои населения саботировали займы, государство применяло меры принудительного размещения займа.
Известны также военные займы, займы восстановления и развития народного хозяйства 1946-1950гг. (5 займов).
С обретением самостоятельности в Республике Казахстан началось применение собственных внутренних займов. В 1992 г. Правительством республики был выпущен Государственный внутренний заем, размещаемый среди предприятий и организаций. В том же году выпущены в обращение боны Государственного внутреннего выигрышного займа Республики Казахстан, рассчитанного сроком на 20 лет (до 2022 года). Выигрыши по займу разыгрываются ежегодно четыре раза в год в размере 25,50,100 и 500 тысяч тенге. По условиям займа Правительство приняло обязательства по союзному займу 1982 года путем обмена облигаций на боны.
В 1996 году началось размещение Национальных сберегательных облигаций Государственного внутреннего займа Республики Казахстан. Эмиссия облигаций первого тиража займа осуществлена в дематериализованной форме сроком на один год; их держателями могут быть как физические, так и юридические лица, резиденты и нерезиденты. В последующем будут выпускаться облигации с большими срокам обращения. Норма доходности по займу — плавающая — увязывается с доходностью других ценных бумаг — государственных казначейских обязательств.
Для покрытия краткосрочных потребностей в денежных ресурсах при финансировании из бюджета предусмотренных мероприятий при непоступлении или недостаточном поступлении доходов используется такая форма кредита, как государственные казначейские обязательства (ГКО). ГКО выпускаются в безбумажной (дематериализованной) форме сроками на три, шесть, девять, двенадцать месяцев для юридических лиц-коммерческих банков, предприятий, фирм. Размещение ГКО среди держателей производится на аукционных торгах, где устанавливается дисконтированная цена очередного выпуска обязательств. Министерство финансов выкупает их по истечении срока обращения по нарицательной стоимости, разница между номиналом этой ценной бумаги и дисконтной ценой составляет доход инвестора. Государство гарантирует устойчивость ГКО, придавая им статус средства расчета и платежей по хозяйственным операциям по складывающимся рыночным ценам с учетом конъюнктуры.
368
ГКО являются действенным средством покрытия «кассовых разрывов» бюджета, но одновременно государство имеет определенные потери при выкупе ГКО, которые равны величине дисконта, а его размер — доходность ГКО — должен превышать действующую величину банковского процента с тем, чтобы заинтересовать инвесторов в приобретении ГКО. В этом аспекте ГКО является своеобразной «финансовой пирамидой», которая сохраняет устойчивость лишь благодаря постоянной финансовой поддержке за счет государственных бюджетных средств.
Формой государственного кредита является обращение части остатков по вкладам населения в государственных банках на формирование ссудного фонда для финансирования государственных расходов.
Обычно это сберегательные банки, если капитал принадлежит государству, то по рискам использования депозитов отвечает государство; в случае государственного участия в капитале сберегательного банка (акционерного) возникают проблемы вариантов эффективного использования привлеченных средств в соответствии с мнениями учредителей (акционеров) банка.
Следующая форма государственного кредита — привлечение средств центрального эмиссионного банка страны. Данная форма сопровождается инфляционным обесценением денежной массы в обращении, даже если такое заимствование осуществляется на коммерческих началах, то есть с учетом действующей нормы ссудного процента: это связано с значительным разовым вливанием денег в экономику, а их изъятие (если таковое состоится) может длиться долго. К этой форме государство прибегает вынужденно при ограничении применения других форм государственного кредита, вызванном разными негативными причинами: кризисными ситуациями, потерей доверия к государственным ценным бумагам, чрезвычайными обстоятельствами.
Операциями государства, противоположными привлечению денежных средств в распоряжение правительства, местных органов, являются предоставления кредитов с их стороны юридическим и физическим лицам. Эта форма кредита называется государственными (казначейскими) ссудами и предназначена для поддержки предприятий, организаций в случае их неотложной потребности в денежных ресурсах при финансовых затруднениях
или недостаточности средств для развития. Как правило, в их числе предприятия приоритетного хозяйственного, социального, научного значения и ссуды предоставляются им на льготных условиях, а именно — с более длительными сроками возврата и под проценты, ниже сложившиеся на рынке ссудных капиталов. Такая форма финансовой поддержки оказывается домашним хозяйствам при осуществлении программ жилищного строительства, развитии фермерства, для получения образования и т.д.
Законом Республики Казахстан «О государственном и гарантированном государством заимствовании и долге» предусмотрены следующие виды и формы государственных займов:
1) по отношению к заемщику: займы Национального банка;
займы местных исполнительных органов;
2) по рынкам ссудного капитала: внешние государственные займы; внутренние государственные займы;
3) по форме заимствования:
эмиссия государственных ценных бумаг; заключение договоров (соглашений) о займе. Государственные эмиссионные ценные бумаги по срокам действия подразделяются на:
1) краткосрочные — со сроком обращения до 1 года;
2) среднесрочные — от 1 до 10 лет;
3) долгосрочные — свыше 10 лет.
Методы государственного кредита разнообразны и соответствуют изложенным формам. В государственных займах -это способы, приемы привлечения средств и их последующего возврата: они определяются условиями выпуска займов: методы определения доходности и получения дохода, сроки действия, способы размещения (свободная покупка и продажа облигаций, бонов; подписка; принудительное размещение), способы погашения (выигрыши по облигациям, выкуп облигаций с накопленным процентным доходом; при бессрочных займах — периодическая выплата процентного дохода).
К методам в займах относятся также и методы управления государственным долгом (см. дальше: конверсия, консолидация, унификация, рефинансирование).
В ГКО методами являются: величина дисконта, цена отсечения *, погашение ГКО по нарицательной стоимости, сроки погашения, порядок проведения аукционов.
При формах государственного кредита- использовании остатков депозитных ресурсов государственных банков — методами являются условия такого пользования: доля ресурсов, привлекаемых в качестве государственных финансовых ресурсов, сроки возврата, норма доходности. Аналогичны методы — условия привлечения средств центрального эмиссионного банка страны; данные методы должны минимизировать инфляционное воздействие такого заимствования.
Методы в форме государственных ссуд аналогичны методам обычного банковского кредита.
Международный государственный кредит
Международный кредит — это займы, предоставляемые государствами, банками, а также другими юридическими и физическими лицами одних стран, государствам, банкам и иным юридическим и физическим лицам других стран. В связи с развитием внешнеэкономических связей все более значительное место в сфере международного кредита занимают международные валютно-кредитные организации: Международный Валютный Фонд (МВФ), Международный Банк Реконструкции и Развития (Всемирный банк МБРР) и его организации — Международная Ассоциация Развития (MAP), Международная финансовая корпорация, Многостороннее Агентство по гарантии инвестиций (МИГА), Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР), Азиатский Банк Развита я (АБР) и другие. МВФ содействует международной торговле и валютному сотрудничеству путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, устранения валютных ограничений среди стран-участниц, предоставление им средств для регулирования платежных балансов.
Всемирный банк и его организации поддерживают экономическое развитие стран посредством оказания им технической помощи и финансирования проектов, способных реализовать экономический потенциал стран.
*Минимальная дисконтированная цена, с которой начинается удовлетворение заявок.
Международный государственный кредит представляет собой движение материальных ресурсов стран в сфере межгосударственных экономических отношений, представляемых в товарной и денежной формах во временное пользование за определенную плату — процент, на условиях возвратности. Субъектами кредита выступают страны в лице государственных уполномоченных органов.
По своей сущности международный кредит является одним из средств обеспечения расширенного юспроизводства, в раде случаев — средством оказания экономической помощи развивающимся странам.
Необходимость международного кредита определяется всей совокупностью экономических законов.
Развитие международного кредита обусловлено следующими факторами:
1) углублением международного разделения труда и экономической интеграцией;
2) специализацией, кооперированием производства;
3) неодинаковой обеспеченностью стран природными ресурсами и рабочей силой;
4) необходимостью преодоления неравномерности экономического развития отдельных стран;
5) необходимостью оказания экономической помощи развивающимся странам;
6) торгово-экономическим сотрудничеством развивающихся стран с развитыми странами.
Кредитные ресурсы государства для предоставления международного кредита состоят из:
1) средств государственных бюджетов, относящихся к фондам накопления;
2) коллективных ссудных фондов (собственные и привлеченные средства национальных и международных банков);
3) средств государственных предприятий и организаций (при предоставлении коммерческих кредитов).
Международный кредит в денежной форме предоставляется в национальных валютах и свободно конвертируемых валютах.
Функцией международного кредита является перераспределение товарных и денежных ресурсов государств в процессе их
i внешнеэкономической деятельности на условиях прочности, 1 платности и возвратности.
Использование международного кредита способствует | ускорению развития экономики, процессу выравнивания уровней ^экономического развития, росту внешней торговли, ускорению экономической интеграции.
Договоренность между сторонами в международном государственном кредите оформляется обычно как кредитные ‘* -инии — обязательства кредитора (донора) предоставлять заемщику эеципиенту) в течение обусловленного периода кредиты в пределах согласованного лимита. В рамках открытых кредитных линий «аключаются отдельные кредитные соглашения, на основе которых редоставляются ссуды сериями — траншами. Использование лстода кредитных линий позволяет достичь устойчивости и надежности в кредитных отношениях как для заемщика, так и кредитора при изменении конъюнктуры на мировом рынке ссудных капиталов.
|| Основной формой международного кредита являются внешние Щиймы, при которых имеет место передача заимодателем заемщику ‘ Ьбусловленной суммы денежных средств (либо товаров или услуг на эту сумму) на срок, по истечении которого заемщик обязуется возвратить кредитору с процентами (иногда без них) взятую сумму. ‘Заемные средства используются для осуществления внешнеторговых сделок или для содействия экспорту и импорту -кредитования внешней торговли. При кредитовании внешней торговли предоставление, использование и погашение кредитов предусматривается в соответствующих программах и бюджетах стран, что позволяет им полностью и беспрепятственно выполнять свои обязательства.
В формах международного кредита выделяется официальная помощь развитию, предоставляемая с целью поддержки экономического развития зарубежными правительственными или многосторонними организациями (МБРР, ЕБРР, АБР). Цели предоставления помощи носят некоммерческий характер, в отличие от займов, предоставляемых на рыночных условиях, то есть многосторонние валютно-кредитные организации не стремятся максимизировать свои прибыли, а финансируют те сферы, которые могут обеспечить структурные преобразования и экономический
рост страны. Например, кредиты МВФ предоставлены Казахстану на программы макроэкономической стабилизации и структурных реформ, поддержание курса тенге, что является одним из условий поступления в страну займов других международных организаций. В практике международных экономических отношений применяется также форма экспортных или «связанных кредитов». Предоставление таких кредитов «связывается» с поставками в страну-заемщик конкретных товаров, под закупку которых предоставляется кредит. Обычно связанные кредиты предоставляются на льготных условиях, что вызывается необходимостью продвижения товаров с недостаточным спросом в собственной стране на рынки других стран.
Использование экспортных кредитов имеет то последствие, что они воздействуют на торговый баланс страны. За счет дополнительного финансирования увеличивается импорт, что может вызвать или увеличить дефицит торгового баланса. Кроме того, экспортные кредиты отрицательно воздействуют на экономический рост в стране-реципиенте, поскольку, во-первых, соответствующие средства могли бы быть вложены в производственную сферу и в будущем приносить доход вместо моментного удовлетворения текущих потребностей; во-вторых, импортируемые товары, как более качественные и дешевые, втесняют отечественные или подавляют их производство.
В современных условиях при закупках оборудования, материалов, продовольствия в развитых странах внешнеторговые организации и внешнеэкономический банк используют банковские и коммерческие кредиты, получаемые от банков и фирм этих стран на основе контрактов и соглашений, в том числе компенсационных соглашений. Компенсационные соглашения — это вид внешнеторговых соглашений, при которых покупатель товара оплачивает его стоимость поставками других товаров. Компенсационные соглашения предусматривают, как правило, получение от иностранных банков долгосрочных кредитов, за счет которых инофирмам оплачиваются приобретаемые у них товары для сооружения определенного объекта. Возмещение стоимости поставок производится за счет экспорта продукции сооруженных объектов в объеме, полностью покрывающем сумму предоставленного кредита, включая проценты.
С 1996 года Казахстан начал выпуск евробондов — суверенных облигаций, номинированных в долларах США и евро, для размещения на международных финансовых рынках.
Целями государственных внешних займов являются финансирование дефицита республиканского бюджета и поддержание платежного баланса. Средства, полученные по внешним займам правительством, зачисляются в республиканский бюджет и используются в порядке исполнения бюджета, а полученные Национальным банком используются на цели реализации денежно-кредитной политики. Эти средства, в зависимости от целевого назначения, могут направляться непосредственно для безвозмездного использования или предоставляться на возвратной основе внутренним (конечным) шемщиком. Безвозмездное использование осуществляется путем бюджетного расходования (ассигнования) или использования средств Национальным банком. Средства для внутренних (конечных) заемщиков предоставляются по кредитным договорам заимодателем, по которым выступает правительство или Национальный банк. Контроль за целевым использованием заемных средств осуществляется заимодателем согласно законодательству и кредитному договору, а при несоблюдении оговоренных условий применяются соответствующие санкции.
Для оценки кредитоспособности международными рейтинговыми агентствами разрабатывается кредитный рейтинг страны, при этом принимаются во внимание следующие аспекты:
1. Прогресс в создании демократической политической системы; под этим подразумевается эффективность демократических политических институтов, прозрачность процесса принятия решений, политическая приверженность к проведению экономических реформ и способность к их практическому осуществлению.
2. Успехи в достижении финансовой стабильности и экономического роста. Они включают в себя: эффективность фискальной и монетарной политики, поддержание низкого уровня инфляции при стабильности и конвертируемости национальной валюты.
3. Прогресс в переходе к рыночной экономике. В частности, интерес представляют следующие факторы: роль частного сектора и жономике (степень приватизации госсектора, успехи частных

Это интересно:  Нужно ли заново сдавать документы на субсиидию если поменялась прописка

компаний, степень реструктуризации предприятий, эффективность корпоративного управления, изменения в отношении общества к налогообложению и платёжная дисциплина, либерализация экономической деятельности (свобода ценообразования, открытость рынков для новых отечественных и зарубежных компаний, открытость во внешней торговле и инвестиционной деятельности), состояние финансового сектора (развитие банковского сектора и его регулирование, развитие финансового посредничества, развитие фондового рынка и небанковских финансовых учреждений), развитость рыночных институтов (наличие эффективной инфраструктуры и законодательства).
4.Переориентация торговых потоков. Оценивается через динамику роста и структуру экспорта и импорта, участие в международных экономических и торговых организациях, роль прямых иностранных инвестиций в качестве источника финансирования, уровень менеджмента, передача технологий.
В последние годы Казахстан получил значительные кредиты за рубежом. Поэтому рациональное, экономное расходование валютных средств приобретает первостепенное значение. Они должны использоваться в первую очередь для создания и реконструкции предприятий, производящих товары потребительского назначения, и развития приоритетных производств, то есть с учетом структурной политики, намеченной для оздоровления экономики

Вопрос 1

Кредит может быть государственным, муниципальным, банковским, коммерческим, валютным, экспортным, товарным и т.д.[4] Кредитные отношения являются одними из основополагающих отношений в любой экономике, в том числе и в российской. Государство также использует кредит для привлечения денежных средств, как и хозяйствующие субъекты. При этом применяется особый вид кредита – государственный (муниципальный) кредит. Он значительно отличается от всех остальных видов кредита.

С экономической точки зрения государственный (муниципальный) кредит – это система денежных отношений, возникающих в связи с привлечением государством и муниципальными образованиями на добровольных началах для временного использования свободных денежных средств юридических и физических лиц.Государство направляет привлеченные средства на общегосударственные потребности (в основном, на покрытие дефицита бюджета) или перераспределяет их между отраслями экономики, предприятиями и другими хозяйствующими субъектами, имеющими большое социальное и экономическое значение для государства и его граждан.

Это интересно:  Характеристика на ученика 3 класса по математике дается сожно

При банковском кредите банк дает в долг а при государственном кредите государство

Операциями государства, противоположными привлечению денежных средств в распоряжение правительства, местных органов, являются предоставления кредитов с их стороны юридическим и физическим лицам. Эта форма кредита называется государственными (казначейскими) ссудами и предназначена для поддержки предприятий, организаций в случае их неотложной потребности в денежных ресурсах при финансовых затруднениях ли недостаточности средств для развития. Как правило, в их числе предприятия приоритетного хозяйственного, социального, научного значения и ссуды предоставляются им на льготных условиях, а именно — с более длительными сроками возврата и под проценты, ниже сложившиеся на рынке ссудных капиталов.

Государство в механизме кредитования может играть сразу несколько ролей. Так, например, когда оно берет кредит, становится заемщиком, когда предоставляет – кредитором, если же поручается за кого-то или дает гарантию – получает, соответственно, статус поручителя или гаранта. Роль заемщика или кредитора непосредственно влияет на величину бюджета, а статусы гаранта или поручителя прямо не увеличивают объемы поступлений в централизованные государственные фонды, но позволяют направить денежные средства в другие сферы, которые в них нуждаются.

О кредитах

С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода станы. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде.

Государственные займы могут быть оправданы лишь в случае, если они эффективно используются. Например, если на привлеченные государством средства строится железная или автомобильная дорога, способная быстро окупиться. Но если займы используются неэффективно, бремя их выплаты ложится на налогоплательщиков, причем не только ныне живущих, но и последующих поколений.

Это интересно:  С какой площади дом а не взымается налог

Государственный кредит

Казначейские обязательства – разновидность государственных ценных бумаг, размещаемых среди населения на добровольной основе. Так, в России в 1994 г. эмиссия казначейских обязательств имела специфический характер: она была предназначена для ликвидации имеющейся задолженности государства перед предприятиями.

Бюджетный кредит – денежные средства, предоставляемые на возвратной и возмездной основах бюджетом другому бюджету бюджетной системы, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу. Строгое условие их получения – отсутствие просроченной задолженности перед бюджетом.

Это видео недоступно

Крупный заем — 5 миллионов рублей — Ольга Забаринская взяла, когда строительная фирма, где она трудилась секретарем, получила подряд. Заказчик собирался расплатиться только по окончании работ, а свободных денег на закупку материалов в компании не было. Вот руководитель и обратился к сотруднице за помощью. Обещал, что вернет долг через пару недель.

Секретарь Ольга Забаринская утверждает, что рискует остаться без крыши над головой из-за собственной доброты. Начальник попросил взять для него кредит под залог недвижимости, но расплачиваться с кредиторами, судя по всему, не собирался. Всю правду женщина узнала, только когда ей пришла повестка в суд.

Государственный кредит и государственный долг республики Казахстан

Условный государственный кредит представляется как обязательства правительства по гарантиям, выданным кредиторам других стран под займы, полученные отечественными заемщиками: предприятиями, организациями, фирмами, местными органами власти. В случае неисполнения условий займа правительство отвечает по наступившим обязательствам отечественного заемщика — оплачивает за счет бюджетных средств сумму займа с имущества или других активов заемщика. Весь мир живет в долг. Будущие поколения, еще не родившись, уже потенциальные должники.

Государственный долг сам по себе не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны, если ее экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений государства и не влияет отрицательно на международный имидж страны. К примеру, США, являясь лидером по многим показателям экономики по сравнению с другими странами, тем не менее, имеет государственный долг.

Государственный кредит

Центральные банки приобретают государственные ценные бумаги на вторичном рынке и, учитывая их в своих активах, отражают в пассивах денежную эмиссию, а точнее — рост денежной базы. Так происходит монетизация государственного внутреннего долга. Это означает, что именно государственный долг становится обеспечением эмитируемых денег.

Государственный кредит — это средство регулирования государством экономического развития, он имеет важное значение для регулирования денежного обращения, определения уровня процентных ставок и валютного курса. Государственный долг и государственный кредит — следствие бюджетного дефицита. При нехватке собственных доходов для покрытия дефицита госбюджета государство располагает двумя источниками его восполнения: дополнительным выпуском денег в обращение, что порождает инфляцию, и привлечением заемных ресурсов от граждан, предприятий, организаций данного государства и иностранных государств (рис. 2).

Когда государство выступает кредитором

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны сравнительно с валютными приемами (например, эмиссии денег) балансирование доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении. Назначение государственного кредита оказывается прежде всего в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. В случае дефицитности государственного бюджета дополнительно мобилизованные финансовые ресурсы используются на покрытие различия между бюджетными расходами и доходами. В случае положительного бюджетного сальдо мобилизованные с помощью государственного кредита средства используются непосредственно для финансирования экономических и социальных программ. Это означает, что Государственный кредит, будучи средством увеличения финансовых возможностей государства, может стать важным фактором ускорения социально-экономического развития государства. Государственный кредит есть также: источником увеличения прибылей гасителей ценных бумаг, которое достигается через выплату процентов и выигрышей за государственными займами. Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулировочную и контрольную.

Через распределительную функцию государственного кредита обеспечивается формирования централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах строковости, платности и возвращение. Будучи заемщиком государство мобилизует дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых страну государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита и занимают второе место (после налогов) в формировании доходов бюджета.

Государство не дает в долг студентам

Как рассказал «Ъ» уполномоченный по правам студентов РФ Артем Хромов, он направил обращения в правительство РФ с просьбой способствовать решению проблемы доступности для студентов образовательных кредитов с государственной поддержкой. Российские студенты полностью лишились возможности взять кредит на образовательные цели на льготных условиях после того, как единственный банк — выдававший кредиты на образовательные цели на льготных условиях Сбербанк — объявил о приостановке кредитования. «В связи с оптимизацией программы поддержки образовательного кредитования Министерством образования и науки РФ Сбербанк временно приостановил предоставление» таких кредитов, сообщили «Ъ» в пресс-службе банка. В Сбербанке отметили, что «сроки возобновления приема заявок напрямую зависят от оперативности внесения министерством изменений в законодательные акты».

«Образовательные кредиты, к сожалению, не пользовались популярностью долгое время, существовало какое-то недоверие со стороны населения»,— рассказал «Ъ» ректор МГТУ имени Баумана Анатолий Александров. По его словам, сейчас все больше абитуриентов пользуется этим типом кредитования, особенно те, кто поступает на редкие специальности. «Конечно, возникший сбой и то, что этот инструмент поддержки пропал в момент, когда ему только начали доверять, положительного ничего принести не может»,— считает господин Александров.

Государственный долг, кредит и займ

История государственного кредита показывает, что причиной оформления заемных операций выступает наличие бюджетного дефицита. Испытывая потребность в дополнительных финансовых ресурсах, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это является вполне оправданным шагом, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально — культурного строительства немедленно, без ожидания поступления обычных бюджетных доходов.

В первом случае в качестве заемщика выступает Кабинет Министров и его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором — местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид займов должного развития пока не получил (выпуск облигаций первого Минского целевого жилищного займа носил явно экспериментальный характер, поэтому остается надеяться на дальнейшее совершенствование нормативной базы в процессе дальнейшего выпуска, размещения и обращения таких бумаг).

Государственного кредита, его формы

• форме обращения на рынке — рыночные и нерыночные займы, специальные выпуски. Рыночные займы свободно продаются и покупаются и являются основными в финансировании бюджетного дефицита. Нерыночные займы не подлежат обращению на рынке ценных бумаг. Они целенаправленно выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов;

В то же время государственный кредит — одна из форм кре­дитных отношений, имеющая следующие признаки кредита: наличие кредитора и заемщика; аккумуляцию свободных де­нежных средств населения, предприятий и организаций на принципах возвратности, срочности и платности (в исключи­тельных случаях допускается беспроцентный заем ресурсов); возможность использовать госкредитные операции внутри стра­ны и в международных экономических отношениях.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru