Проблемы Правового Регулирования Защиты Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции Рф

Содержание

Защита прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции

Исключение составляют споры по назначению и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, когда обязанной стороной (ответчиком) является работодатель, на которого трудовым законодательством возложена обязанность по выплате данных пособий лицу, состоящему с ним в трудовых отношениях.

Аналогично правилам определения подсудности правила относительно уплаты государственной пошлины по делам о взыскании социальных пособий, явившихся следствием трудовых отношений и отношений по возмещению вреда здоровью, зависимы от первичных отношений (трудовых и деликтных). Истцы по искам о взыскании пособий но временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком, ответчиками по которым выступают работодатели, в силу положений ст. 393 ТК РФ, ст. 333.36 ПК РФ освобождаются от уплаты государственной пошлины и несения судебных расходов (в частности, по оплате судебной экспертизы и т.п.). Истцы по искам о взыскании пособий вследствие причинения вреда здоровью освобождены от уплаты государственной пошлины, в силу положений ст. 333.36 НК РФ.

Защита политических прав граждан федеральными судами общей юрисдикции Чередина Наталья Владимировна

Система защиты прав человека в юридической литературе представлена по-разному. Д.М. Чечот к числу форм защиты прав относит: судебную, административную, арбитражную, нотариальную и общественную . В.А. Карташкин выделяет судебную защиту, несудебную и деятельность неправительственных общественных организаций3. Е.А. Лукашева в системе механизмов охраны прав и свобод человека рассматривает конституционный контроль, судебную защиту, административно-правовые формы защиты и международную защиту4. М.С. Матейкович, анализируя институт защиты избирательных прав, различает пять основных форм: самозащита, государственная защита прав и свобод, муниципальная, общественная, международная5. М.М. Утяшев выделяет национальный и международный механизм защиты прав6.

Актуальность темы исследования обусловлена также тем, что в настоящее время в России продолжается судебная реформа. И ее потенциал необходимо использовать для создания эффективных процедур защиты политических прав граждан. Создание надежного, конструктивного механизма защиты позволит не только усилить гарантированность политических прав, но и положительно скажется на их реализации, будет способствовать формированию ответственного отношения граждан к участию в решении важнейших вопросов государственной и общественной жизни, становлению гражданского общества, укреплению демократии.

Проблемы судебной защиты социальных прав граждан Российской Федерации

Анализируя вопросы защиты судами трудовых прав граждан, нельзя не отметить выработанные на основе судебных решений правовые позиции, касающиеся выплаты вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также права на защиту от безработицы. Так, в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с осуществлением гражданами трудовой деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях отмечается, что суды при рассмотрении споров, касающихся начисления районных коэффициентов и процентных надбавок, не всегда исследуют вопрос о фактическом месте работы работника по таким делам, что приводит к отмене судебных постановлений.
——————————–
Утв. Президиумом ВС РФ от 26 февраля 2022 г.

Известно, что реализация социальных прав в наибольшей степени, чем иные виды конституционных прав, зависит от уровня экономического развития государства. Конституционные нормы, как правило, не содержат предписаний, которые можно было бы отнести к экономико-правовым гарантиям реализации данной группы прав. В то же время государство не может устраниться от выполнения социальной функции, в связи с чем в литературе совершенно справедливо обосновывается идея государственного содействия реализации человеком своих социальных прав .

Организационно-правовые вопросы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Конституционное право на судебную защиту включает в себя право каждого заинтересованного лица на беспрепятственное обращение в суд за защитой своих прав, свобод или охраняемых законом интересов, на рассмотрение его дела в разумный срок беспристрастным и независимым судом и на исполнение судебного решения. Механизм осуществления права судебной защиты — это условия и факторы, а также процессуально-правовые средства, которые совокупно воздействуют на деятельность субъектов непосредственно реализацией этого права.

Способы защиты прав — это предусмотренные законом действия, которые непосредственно направлены на защиту прав. Они являются завершающими актами защиты в виде материально-правовых действий или юрисдикционных действий по устранению препятствий на пути осуществления субъектами своих прав или пресечения правонарушения, восстановления положения, существовавшего до правонарушения. Именно применение конкретного способа защиты нарушенного или оспоренного права есть цель и результат деятельности по защите прав.

Проблемы Правового Регулирования Защиты Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции Рф

В течение этого периода работающим матерям должен предоставляться оплачиваемый отпуск или отпуск с достаточными пособиями по социальному обеспечению. Дети, подростки должны быть защищены от экономической и социальной эксплуатации ст. Вслед за Всеобщей декларацией Пакт также признает право каждого: Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября г.

Это интересно:  Помощь Многодетным Семьям В Омске На Ипотеку

Права и свободы человека и гражданина закреплены во Всеобщей декларации прав человека г. Декларация закрепляет право каждого как члена общества на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях ст.

Особенности защиты прав граждан в сфере социального обеспечения в судах общей юрисдикции

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2022 № 6-ФКЗ, от 30.12.2022 № 7-ФКЗ, от 05.02.2022 № 2-ФКЗ, от 21.07.2022 № 11-ФКЗ)// [Электронный ресурс] — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2022 № 138-ФЗ (ред. от 19.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // [Электронный ресурс] — http://www.consultant.ru/docume№t/cons_doc_law_39570/
3. Кодекс судейской этики (утв. VIII Всероссийским съездом судей 19.12.2022) (ред. от 08.12.2022) // [Электронный ресурс] — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13992 Показать все 8/#dst0
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)от 31.07.1998 года № 146-ФЗ // [Электронный ресурс] — http://www.consultant.ru/docume№t/cons_doc_law_19671/
5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2022 № 197-ФЗ (ред. от 03.07.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) [Электронный ресурс] — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_34683/
6. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2022 № 173-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/
7. Федеральный закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2022 № 400-ФЗ (последняя редакция) // [Электронный ресурс] — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156525/
8. Постановление Правительства РФ от 29.10.2022 № 781 (ред. от 26.05.2022) О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // [Электронный ресурс] — http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_39409/
9. Решение Промышленного районного суда г. Курска от 25.01.2022 года в деле № 2-228/2022,2-2775/2022 по иску Емельяновой Л. А. // [Электронный ресурс] — http://docs.pravo.ru/document/view/78340091/89917185/
10. Решение Анадырского районного суда Чукотского автономного округа от 15 июня 2022 года в деле №2-143/2022 по заявлению Абдулбакитовой Н. Б. // [Электронный ресурс] — https://rospravosudie.com/court-anadyrskij-rajonnyj-sud-chukotskij-avtonomnyj-okrug-s/act-527147010/
11. Решение Басманного районного суда г. Москвы в деле № 02-3589/2022 по иску лица (данные скрыты) // [Электронный ресурс] — http://www.sud-praktika.ru/precedent/192675.html
12. Решение Ленинского районного суда г. Тамбова от 15 марта 2022 года в деле № 2-835/2022 по иску Шпыневой С.М. // [Электронный ресурс] — http://sudact.ru/regular/doc/eowMZbt1FTQ5/
Список научной и учебной литературы:

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Защита прав граждан на социальное обеспечение в судебном порядке 5
1.1. Социальное обеспечение как предмет судебного спора 5
1.2. Классификация и виды споров, связанных с защитой прав граждан на социальное обеспечение в судебном порядке 9
1.3. Особенности споров в сфере социального обеспечения, рассматриваемых судами общей юрисдикции 14
Глава 2. Проблемы судебной защиты социальных прав граждан российской федерации 20
2.1. Зависимость судебного разрешения спора от выбора нормативного акта, подлежащего применению 20
2.2. Необоснованные задержки рассмотрения дел по существу 33
2.3. Некоторые вопросы о назначение досрочной трудовой пенсии 39
Глава 3. Обзор и анализ судебной практики по защите прав граждан в сфере социального обеспечения 47
3.1. Дело № 2-228/2022 Показать все ,2-2775/2022 по иску Емельяновой Л.А. к Комитету социального обеспечения Курской области 47
3.2. Дело №2-143/2022 по заявлению Абдулбакитовой Н.Б. о признании лица безвестно отсутствующим с участием заинтересованного лица Управления пенсионного фонда Российской Федерации по городу Анадырь Чукотского автономного округа 53
3.3. Дело № 02-3589/2022 по иску лица к Главному Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации 58
3.4. Дело № 2-835/2022 по иску Шпыневой С.М. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 7 Скрыть

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА ГРАЖДАН НА СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Конституция РФ, а также иные нормативные правовые акты закрепили широкий ряд гарантий права на социальное обеспечение. Одной из основных гарантий надлежащей реализации права на социальное обеспечение является возможность защиты своего права. Так, Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке – в соответствии с ч.1 ст. 46 Конституции РФ «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Сегодня практика Конституционного Суда РФ показывает большое количество дел, касающихся применения конституционных норм в сфере социальных прав и свобод человека в России. Об этом свидетельствуют ежеквартальные обзоры практики данного органа, утверждаемые его решениями, а также правовые позиции Суда, сформулированные в отношении правовых норм различной отраслевой принадлежности, закрепляющих социальные права человека.

Научная статья по теме ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ И СУДЕБНОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА СВОБОДНОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ПЕРЕСЕЛЕНЦЕВ В РОССИИ Государство и право

Для Российской Федерации эта проблема является весьма актуальной. В 2022 г. Россия вышла на 2 место после США по объему международных мигрантов. Это отметил в своем выступлении Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан на пленарном заседании Генеральной ассамблеи ООН в связи с представлением доклада по вопросам международной миграции. По его словам, общее число мигрантов из других государств, проживающих на территории России, приравнивается к 12,1 млн.

Однако данная Федеральная миграционная программа, призванная упорядочить миграционные процессы, не решает возникающие проблемы, связанные с внутренней социально-экономической миграцией, складывающейся внутри региональных и межрегиональных потоков, так как в основе своей содержит реальное функционирование паспортно-регист-рационной системы, осуществляемой в рамках двух государственно-правовых режимов: паспортного режима и регистрационного режима, по своей сути не совсем до конца разведенными.

Это интересно:  Налог С Подарков В Процентах

Проблемы Правового Регулирования Защиты Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции Рф

Вся система процессуальных норм способствует выполнению задач судопроизводства. Особое место в ней занимают основные положения – принципы процессуального права. Основы и кодексы содержат так же много специальных норм, конкретизирующих основные положения и предусматривающих специфические процессуальные формы выполнения задач судопроизводства. В их числе можно назвать нормы, регулирующие привлечение общественности к осуществлению правосудия (народные и присяжные заседатели), условия и порядок выполнения судами частных определений. Применяются и совершенствуются формы и методы судебной практики, к числу которых можно отнести: изучение и обобщение судебной практики по отдельным категориям дел, а так же причин правонарушений на отдельных предприятиях, в организациях и учреждениях, представления судей, вынесение частных определений и контроль за их исполнением, направление копий решений и определений для обсуждения коллективам по месту жительства и работы правонарушителей, организация работы советов народных заседателей, правовая пропаганда с использованием материалов местной судебной практики и др.

Выполнение задач судебной власти возможно при условии неуклонного выполнения судами всех норм процессуального и материального права по каждому делу. Суды обязаны соблюдать законность на всех стадиях процесса и при совершении любого процессуального действия. Большое значение имеет так же высокая культура организации и проведение не только судебных процессов, но и работы судов в целом и каждого из его звеньев (прием граждан, работа канцелярии, решение хозяйственных вопросов и т.п.).

Проблемы Правового Регулирования Защиты Социальных Прав Граждан Судами Общей Юрисдикции Рф

Исходя из международно-правовой концепции сохранения биоразнообразия, формируемое российское законодательство о животном мире основывается на принципе устойчивого существования и устойчивого использования животного мира. Под устойчивым существованием животного мира в Законе «О животном мире» понимается существование объектов животного мира в течение неопределенно длительного времени. Устойчивым использованием объектов животного мира признается использование объектов животного мира, которое не приводит в долгосрочной перспективе к истощению биологического разнообразия животного мира и при котором сохраняется способность животного мира к воспроизводству и устойчивому существованию.

• добывает, закупает и продает государству пушнину, меховое сырье, мясо диких животных, рыбу и другие виды продукции охотничьего промысла и рыболовства, лекарственные растения, грибы, ягоды, орехи, а также добывает и заготавливает насадку и приманку для нужд любительского рыболовства;

Проблемы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения

Законодательство, как правило, не учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого во многом реализация социальных прав в России затруднена, о чем свидетельствует обширная судебная практика.

Так, например, двустороннее Соглашение о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения, подписанное Правительством РФ и Республикой Молдова от 10 февраля 1995 г., вступило в силу с 4 декабря 1995. Можно также назвать Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о социальных гарантиях гражданам РФ и гражданам Республики Казахстан, проживающим и(или) работающим на комплексе «Байконур», утвержденное Постановлением Правительства РФ от 5 сентября 1998 г.

Правовое регулирование организационно-правового обеспечения деятельности судов общей юрисдикции в Российской Федерации

Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.

Управление Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Управление Судебного департамента в пределах своей компетенции:

Судебная защита нарушенных прав, в сфере социального обеспечения

При возникновении спорных ситуаций по вопросам назначения ежемесячного пожизненного содержания судей эти вопросы выносятся на рассмотрение комиссии, которая состоит из представителей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Судебного департамента при Верховном Суде РФ. Создание такой комиссии предусмотрено п. 7.2 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, Федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Судебным департаментом при Верховном Суде РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ 3, 9 и 29 июля 2022 г.

Размер процентной надбавки и порядок ее применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Значение решений Конституционного Суда для практики судов общей юрисдикции (на примере защиты социальных прав)

Недостатки подготовки запросов проявляются и в тех случаях, когда в них затрагиваются вопросы, связанные со статусом судей, в том числе с предоставлением им социальных гарантий. Казалось бы, подписывающий запрос судья, сам обладая соответствующим статусом, должен иметь представление об объеме и условиях реализации гарантий, составляющих его содержание, в том числе в их соотношении с предусмотренными на общих основаниях. При этом он должен сознавать, что такого рода запросы, направленные в Конституционный Суд, становятся достоянием гласности и обращают на себя пристальное внимание общества, в частности, когда речь идет о необходимости усиления социальных гарантий для судей (особенно в условиях, когда социальное обеспечение других категорий населения по ряду позиций зачастую не отвечает даже минимальным стандартам). Кроме того, обращаясь с подобными запросами, судьи в известной мере ставят под сомнение эффективность деятельности соответствующих подразделений Судебного департамента, специально созданного для организационного обеспечения деятельности судов и наделенного полномочиями в том числе по организации социального обеспечения судей, выявлению в данной сфере проблем, выработке предложений по их разрешению и их внесению в Верховный Суд и Правительство.

После принятия указанного решения суды общей юрисдикции при принятии решений о восстановлении работников образовательных учреждений для детей стали активно применять указанные Конституционным Судом критерии, детально оценивая в каждом конкретном случае: тяжесть преступления, наличие погашенной судимости, обстоятельства, характеризующие личность уволенных работников, в том числе их профессиональный уровень. При выявлении отсутствия опасности для жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних суды общей юрисдикции принимают решения в пользу уволенных работников, признают приказы об увольнении незаконными и восстанавливают таких лиц на работе (апелляционное определение Пермского краевого суда от 1 апреля 2022 г. по делу № 33-3167/2022; решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 7 октября 2022 г. по делу № 2-3167/2022, и др.).

Это интересно:  Допускается ли использование одного путевого листа на весь месяц

Защита права граждан на социальное обеспечение при регулировании различных видов социального обеспечения

Защита прав граждан в области социального обеспечения является одной из важнейших задач Российской Федерации как социального государства. Конституция РФ содержит нормы, отражающие общепризнанные международные принципы, которые играют роль общеправовых принципов. К ним относятся ст. ст. 7, 15, 17, 37, 38, 41, 45, 46, 53 Конституции РФ. Статья 7 Конституции РФ провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепила, что в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Конкретизация этого положения содержится в ст. 39 Конституции РФ, в соответствии с которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право социального обеспечения регулирует материальные и процедурно-процессуальные отношения. Материальные отношения возникают по поводу предоставления гражданам отдельных видов обеспечения: пенсионного обеспечения (пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальная пенсия); обеспечения пособиями (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице, на погребение, пособие на детей (при рождении ребенка, по уходу за ребенком до полутора лет, пособие до достижения ребенком возраста 18 лет)); по поводу компенсаций (на уход за инвалидом первой группы, достигшим возраста 80 лет, за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет, на содержание детей в приемной семье), по поводу субсидий (на оплату жилищно-коммунальных услуг, на приобретение жилья, на оплату учебы); различных форм социального обслуживания в виде натуральных услуг (медицинская помощь и лечение, санаторно-курортное лечение в связи с содержанием пожилых и инвалидов в домах-интернатах и домах престарелых, профессиональное обучение инвалидов, трудоустройство инвалидов, обеспечение инвалидов средствами реабилитации), либо в виде льгот (льготы героям СССР, РФ и приравненным к ним гражданам — полных кавалеров, льготы подвергшимся воздействию радиационных и техногенных катастроф, льготы ветеранам). В настоящее время нормы, содержащиеся в законодательстве о социальном обеспечении, на наш взгляд, не обеспечивают в полной мере защиту права граждан на социальное обеспечение. Это обусловлено неоднозначностью и противоречивостью принимаемых нормативных актов; постоянными изменениями законодательства в области социального обеспечения, что оставляет возможность произвольного толкования законодательства правоприменительными органами. В нормативных актах по праву социального обеспечения, к сожалению, очень много статей, которые не соответствуют Конституции РФ. Именно поэтому так много обращений не только в районные суды общей юрисдикции, но и в Конституционный Суд РФ. Так, за десять месяцев с момента переезда Конституционного Суда РФ из Москвы в Санкт-Петербург в Конституционный Суд РФ поступило около 14,5 тыс. заявлений . ——————————— Сенатская площадь. Судьям. Лично // РГ. 2022. 26 марта. N 4876.

Поводом к рассмотрению дела явились жалобы граждан, зарегистрированных в центрах занятости населения, которым было назначено минимальное пособие по безработице, в связи с тем, что последним их работодателем была не организация, а индивидуальный предприниматель. Заявительнице Т. А. Ивановой на том же основании было отказано в досрочном (на год раньше) оформлении пенсии по старости. Конституционный Суд РФ посчитал, что гарантии защиты граждан должны быть основаны на универсальных принципах справедливости и юридического равенства. Предусмотренные Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» разные правила начисления пособия по безработице для граждан, работавших в организациях, и для граждан, работавших у индивидуальных предпринимателей, несовместимы с конституционными принципами равенства и справедливости. Фактически гражданам, относящимся к одной и той же категории, государство не обеспечивает равные меры социальной поддержки на период поиска новой работы. Кроме того, социальная поддержка безработных граждан непосредственно не связана с каким-либо конкретным налогом или взносом, уплачиваемым работодателями. Соответственно различия в правилах начисления пособий по безработице не имеют объективного оправдания. 2. Постановление Конституционного Суда РФ от 10 ноября 2022 г. N 17-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции ФЗ от 22 августа 2022 г. N 122-ФЗ) в связи с запросом Курчатовского городского суда Курской области и жалобами граждан А. В. Жестикова и П. У. Мягчило» . ——————————— РГ. 2022.(5048). 26 ноября. N 224.

Правовая природа регулирования дел по защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ

Важнейшим источником избирательного права является Федеральный закон от 12 июня 2022 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Есть также Федеральные законы «О выборах Президента Российской Федерации» (от 10 января 2022 г. № 19-ФЗ) и «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (от 18 мая 2022 г. № 51-ФЗ). В субъектах Российской Федерации имеются собственные региональные законы о выборах депутатов законодательных органов власти, а также о выборах в органы местного самоуправления.

Конституция РФ в ст. 46 закрепляет важные демократические начала, гарантирующие гражданам судебную защиту их прав и свобод. В зависимости от характера нарушаемого права защита может осуществляться в порядке уголовного, административного, гражданского и конституционного судопроизводства. Именно эти виды судопроизводства, через которые реализуется судебная власть в России, зафиксированы в ст. 118 Конституции.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru