Земли Для Развития Поселения.

Содержание

Земли Для Развития Поселения

6) земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (т.е. земли, предоставленные в пользование или аренду предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них специальных задач).

1. Обьект правового регулирования, который в свою очередь классифицируется на общий (т.е. вся земля РФ), родовой (определенная категория земель, используемая по целевому назначению) и специальный (т.е. конкретный земельный участок, предоставленный и используемый по непосредственному целевому назначению).

Земли для развития поселений как объект муниципально-правового регулирования Гаджиев, Курбан Тажутинович

Однако для муниципальной практики важно знать, земельные участки каких форм собственности могут составить ресурс такого развития? Каков правовой порядок формирования земель для развития поселений, а также их использования и распоряжения?

Предметом диссертационного исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе формирования земельных ресурсов, необходимых для развития муниципальных образований, а также использования и распоряжения такими землями.

Земли для развития поселений как объект муниципально-правового регулирования: Землі для розвитку поселень як об єкт муніципальної-правового регулювання

  • Название:
  • Земли для развития поселений как объект муниципально-правового регулирования
  • Альтернативное название:
  • Землі для розвитку поселень як об’єкт муніципальної-правового регулювання
  • Кол-во страниц:
  • 175
  • ВУЗ:
  • Москва
  • Год защиты:
  • 2022
  • Краткое описание:
  • Год:

    Актуальность темы исследования. Одним из наиболее сложных вопросов в развитии России традиционно был и остается земельный вопрос. Возрождение и становление местногосамоуправленияв 1990-е годы, как показал в дальнейшем опыт его правового регулирования, и-правоприменительная практика, не только сохранили его актуальность, но и во многом обусловили необходимость реформ. Как известно, подготовка и принятие Федерального закона от б октября 2022 г. № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 131-ФЭ)1 во многом были обусловлены потребностями пересмотра территориальных основ организации данного уровняпубличнойвласти, в частности, установлением поселенческого уровнянародовластиякак обязательного.
    Определяя в пункте 3 части 1статьи11 данного закона общие принципы установления границ муниципальных образований,законодательопределил, что «территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения». Во многом данное положение стало развитием предыдущего опыта правового’ регулирования земель независимо от форм собственности и целевого назначения, составляющих территорию муниципального образования.
    Тем не менее, как показывает анализ специальной литературы, вокруг каждой из категорий земельных участков — земель населенных пунктов и земель общего пользования, территорий традиционного природопользования и рекреационных земель продолжаются дискуссии
    1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 40. Ст. 3822. среди теоретиков. О значительных проблемах в правовом регулировании отдельных категорий земельных участков свидетельствуетправоприменительнаяпрактика, многочисленные судебные процессы.
    Одним из наиболее сложных положений для теоретического осмысления изаконодательногорегулирования оказалось понятие «земли для развития поселений». Как правило, исследователи ограничиваются констатацией законодательного положения, указывая, что такие земли могут составить один из ресурсов развития местного самоуправления. Однако для муниципальной практики важно знать, земельные участки каких форм собственности могут составить ресурс такого развития? Каков правовой порядок формирования земель для развития поселений, а также их использования и распоряжения?
    Актуальность сформулированной темы диссертации усиливается также рядом других обстоятельств. Федеральный закон № 1Э1-ФЗ,закрепивпонятие «земли для развития поселений», позволяет очень широко трактовать перечень земельных участков, которые могут составить такие земли. Как ресурс развития поселений можно рассматривать самые разные категории земельных участков. Одновременно с этим, земельные участки являются таюке ресурсом развития других типов1 муниципальных образований, в частности, муниципальных районов. Например, в составе территории муниципального района согласно законодательству могут находиться межселенные территории, которые могут рассматриваться как источник решения отдельных проблем.
    Теоретическая и практическая необходимость разработки сформулированной темы обусловлена и состоянием развития российского местного самоуправления. Его противоречивый и сложный характер, отсутствие достаточных финансовых ресурсов предопределяют необходимость выявления дополнительных источников для решения вопросов’ местного значения в интересах населения муниципальных образований. Анализ земельныхправоотношенийв качестве ресурса развития муниципальных образований может стать одним из таких источников. Земельные участки — это территории для развития инфраструктуры муниципальных образований. Земельный налог является одним из двух местных налогов. Земельные участки могут стать объектом аренды и другихсделокв соответствии с требованиями, установленными российским законодательством.
    Особое значение рассмотрение сформулированной темы имеет для муниципальных образований субъектов Российской Федерации, в которых земельные ресурсы имеют не только ограниченный характер, но их отсутствие может поставить под угрозу существование отдельных народов. Прежде всего, это касается коренных малочисленных народов, к которым в наибольшей степени может быть отнесеноконституционноеположение о том, что «земля и другие природные ресурсы используются иохраняютсяв Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории»1.
    Неразрешенность проблем в области использования земель для развития муниципальных образований не позволяет также преодолеть имеющиеся нарушения российского законодательства: Во-первых,конституционногои земельного законодательства^ предусматривающего: учёт земли как основы жизни и деятельности человека; приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства, производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качественедвижимого- имущества; приоритет охраны жизни и здоровья человека; участиеграждан, общественных организаций (объединений) и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю; сочетание интересов общества изаконныхинтересов граждан, согласно которому регулирование
    1КонституцияРоссийской Федерации. Часть 1 статьи 9. использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечениигарантийкаждого гражданина на- свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком^и др.
    Во-вторых, градостроительного законодательства, в соответствии с которым должно обеспечиваться: устойчивое развитие территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; сбалансированный учёт экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; участие граждан и ‘ их объединений в осуществлении градостроительной деятельности^ обеспечениесвободытакого участия; ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и др.
    Учитывая, что земельныеправоотношениярегулируются рядом отраслей права, их рассмотрение в рамках муниципального1 права как комплексной отрасли права представляется наиболее оптимальным. Решение названных проблем позволит прежде всего обеспечить более благоприятные условия для развития местного самоуправления и науки муниципального права.
    Состояние научной разработанности темы исследования. Для формирования научных представлений о понятии земель для развития поселений важное значение имели исследования, в которых рассматриваются теоретико-правовые проблемы развития Российской Федерации, вопросы ее конституционного, в том числе и муниципального, развития. Это труды таких ученых, как С.А.Авакьян, С.С.Алексеев, И.Н.Барциц, Н.С.Бондарь, В.И.Васильев, Р.Ф.Васильев, В.Р.Вишняков, С.Э.Жилинский, Е.И:Колюшин, М.А.Краснов, О.Е.Кутафин,
    В.А.Прокошин, Ю.А.Тихомиров, Т.Я.Хабриева, Н.М.Чепурнова,
    B.Е.Чиркин и многих других.
    Наиболее полно проблемы развития местного самоуправления, а также его правового регулирования анализируются специалистами муниципального права. Благодаря работам А.А.Акмаловой, И.В.Бабичева, Г.В.Барабашева, О.В.Гришиной, В.В.Еремяна, А.А.Замотаева, И.И.Овчинникова, В.В.Таболина, Н.С.Тимофеева, В.И.Фадеева, Е.С.Шугриной и других авторов к настоящему времени сложилось представление о территориальной организации местного самоуправления, тенденциях социально-экономического развития муниципальных образований и особенностях их правового регулирования.
    Важное значение для выявления источников формирования земель, необходимых для развития муниципальных образований, а также порядке управления- ими имело изучение трудов о развитии земельного, градостроительного и гражданского законодательства, истории земельного вопроса в целом. Это — работы Е.А.Кодиной и Ю.С.Михалычевой, в которых анализируютсяполномочияорганов местного самоуправления в области земельных отношений; В.П.Камышанского, Е.Л.Мининой и
    C.А.Рухтина — о порядкеизъятияи резервирования земель для муниципальных нужд; Е.А.Галиновской — оправоотношениях, возникающих в процессе управления земельными ресурсами; В.А.Лапиной — о социально-экономическом развитии муниципальных образований; С.Н.Волкова — о публично-правовом управлении межселенными территориями;. Г.А.Волкова — о земельных ресурсах для развития застроенных территорий; Н.В.Комова — о земельном вопросе в России; Л.В.Овчинниковой — о развитии пригородных территорий. Рассмотрение данных вопросов осуществляется представителями разных областей научного знания -правоведения, экономической науки, управления и др.
    Однако, хотя проблемам организации местного самоуправления, его территориальной основы и земельных правоотношений посвящено достаточно много работ, среди них отсутствуют исследования о землях для развития поселений как объекте муниципально-правового регулирования. С учетом этого, а также актуальности темы были сформулированы цель и задачи исследования, его объект и предмет.
    Целью диссертационного исследования является комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования земель, формируемых и используемых для развития поселений, а также других типов муниципальных образований.
    Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи: выявить основные подходы к трактовке земель, используемых для развития поселений как объектов муниципально-правового регулирования; сформулировать и обосновать необходимость закрепления в законодательстве понятия «земли для развития муниципальных образований», определив правовые механизмы их формирования- и использования; изучить порядок изъятия земель для развития муниципального образования; рассмотреть резервирование земель как правовой ресурс развития муниципальных образований; раскрыть особенности управления муниципальными землями’ в интересах развития местного самоуправления; выяснить порядок использования земель государственной собственности, переданных для развития муниципальных образований.
    Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования земель, необходимых для развития муниципальных образований, управления ими, а также понятийно-правовой инструментарий, используемый, для их изучения.
    Предметом диссертационного исследования выступают нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе формирования земельных ресурсов, необходимых для развития муниципальных образований, а также использования и распоряжения такими землями.
    Методологическую основу диссертационного исследования составили общенаучные методы познания общественных явлений и процессов (диалектический, формально-логический, индукции и дедукции, системный, структурно-функциональный), а также специальные методы юридической науки (формально-юридический, историко-юридический) и другие методы научного познания. Основную роль в исследовании сыграл формально-юридический метод, позволивший проанализировать действующее законодательство, а также с учетомправоприменительнойпрактики сформулировать и обосновать необходимость определенных изменений в нем, чтобы обеспечить развитие муниципальных образований за счет использования земельных ресурсов.
    Наряду с указанными в диссертации применялись и другие методы
    V. научного познания, принятые в юридической науке.
    Теоретическую базу диссертационного исследования составляют концептуальные положения о местномсамоуправлении, а также научные обобщения специалистов в области теории права, конституционного, земельного, градостроительного, гражданского права. Кроме того, автор опирался на теоретические разработки ученых в других областях научного знания, изучающих земельные отношения в России.
    Нормативную основу исследования составили Конституция Российской Федерации, Европейскаяхартияместного самоуправления, конституции (уставы) субъектов Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты.
    Эмпирическая база работы представлена результатами анализа деятельности отдельных органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере земельных правоотношений, а также статистическими данными, отражающими состав земельных ресурсов муниципальных образований, источники их формирования и характер использования. Особое внимание было уделено сбору и систематизации эмпирических данных, свидетельствующих о правоприменительной практике в Республике Дагестан, что обусловлено спецификой земельных правоотношений в субъектах Российской Федерации, имеющих земли отгонного животноводства. Их использование, создавая необходимые условия для реализации интересов населения, в том числе коренных малочисленных народов, в то же время осложняет решение вопросов, связанных с формированием земельных ресурсов, необходимых для развития муниципальных образований.
    Научная новизна диссертации заключается в том, что она является одним из первых комплексных исследований понятия земель для развития поселений, как объекта муниципально-правового регулирования, а также порядка их формирования и управления.
    Научная новизна диссертационного исследования отражена в предложенном и обоснованном подходе к исследованию сформулированной темы, а также выводах и предложениях, которые являются новыми или имеют элементы научной новизны и выносятся на защиту:
    1. В работе раскрыто и обосновано понятие института земель, необходимых для развития муниципальных образований как комплексного правового института. Земли для развития муниципальных образований’ рассматриваются как объект муниципально-правового регулирования, как правовой институт в системе муниципального права Российской
    Федерации. Предложено под данным институтом понимать совокупность такихсубинститутов, как: муниципальные земли и межселенные территории (муниципальное право); земли населенных пунктов, и пригородные зоны (земельное право); застроенные территории (градостроительное законодательство);изъятиеи резервирование земель для муниципальных нужд (гражданское и земельное право); земли, переданные из государственной собственности в собственность муниципальных образований для целей их развития (земельное право) и др. По мнению автора, регулирование каждого из субинститутов, осуществляется несколькими отраслями права (законодательства) при доминировании одной (одного) из них.
    2. Автором на основе сравнительно-правового анализа регулирования земельных отношений вконституционном, муниципальном, земельном, гражданском праве и градостроительном законодательстве обоснован вывод о том, что предложенноезаконодателемпонятие «земли для развития^ поселений» приводит не только кколлизиямв» российском законодательстве, но и не отвечает интересам развития других типов муниципальных образований — муниципальных районов, городских округов и внутригородских территорий городов федерального значения.
    С учетом этого сформулировано понятие «земли, для развития муниципальных образований». В узком смысле под ним- предложено понимать земельные участки, находящиеся в пределах соответствующих муниципальных образований и служащие местом размещения и строительства сооружений, предназначенных для оптимального функционирования населенных пунктов, входящих в состав соответствующих муниципальных образований, производственных и ландшафтно-рекреационных зон, организации отдыха населения муниципального образования и для удовлетворения-иных муниципальных нужд.
    Земли для развития муниципальных образований в широком смысле — это совокупность всех земель независимо от их места расположения в пределах или за пределами муниципальных образований, целевого назначения и права собственности на них, которые в случае необходимости могут быть использованы для целей развития данного муниципального образования
    3. В результате изучения правоприменительной практики в диссертации выявлены источники формирования земель для развития муниципальных образований. По мнению автора, к ним должны быть отнесены четыре группы земельных участков, перечень которых следует считать исчерпывающим. Это: земли, находящиеся в муниципальной собственности; земли, переданные из государственной собственности в собственность муниципальных образований для их развития;
    — земли,изъятыеиз частной собственности для муниципальных нужд;
    — земли, зарезервированные муниципальными образованиями для их развития в будущем.
    4. В результате проведенного исследования предложено рассматривать институт изъятия земель для муниципальных нужд в качестве источника формирования земель для развития муниципальных образований какисключительнуюмеру. Реализация данного права муниципальных образований в настоящее время ведет не только к многочисленным нарушениям требований законодательства, но и связана с большими расходами для местных бюджетов, а также, как правило, вызывает значительный общественный резонанс, особенно в случаях несоблюдения всех стадий процедуры изъятия земель для муниципальных нужд, невыплаты соразмерноговозмещенияи др.
    В качестве такой жеисключительноймеры следует рассматривать порядок резервирования земель, который как и изъятие связан с большими расходами для местного бюджета. В условиях противоречивого развития законодательства о местном самоуправлении и постоянных его реформ институт резервирования способен стать эффективным источником развития муниципальных образований только при условии, если оказывается возможным не только определить стратегию их развития, но и действовать в соответствии с ней.
    5. Резервом развития муниципальных образований является оптимизация порядка управления муниципальными землями. По мнению автора, это касается повышения уровня доходности не только земельного налога, что неоднократно отмечалось специалистами, но и заключаемых договоров аренды. Необходимо обеспечение максимальной прозрачности процедур предоставления муниципальных земель в аренду, в том числе и с использованием механизмов «электронного муниципалитета», конкурсного порядка и др.
    6. Как показало проведенное исследование, безвозмездная передача земель из государственной собственности в собственность муниципальных образований, в том числе и за пределами их границ, для целей развития, предусмотренная частью 3 статьи 19 ЗемельногокодексаРоссийской Федерации, на практике применяется редко. В качестве положительного примера рассмотрена передача земель отгонного животноводства, находящихся в собственности Республики Дагестан, во владение и пользование муниципальным образованиям, расположенным в ее горной части. Такие земли выступают в качестве ресурса развития муниципальных образований в самом широком смысле, в том числе снижая социальную напряженность на территориях с ограниченными земельными участками и высоким уровнем безработицы.
    7. В работе выявлена необходимость дальнейшего совершенствования законодательного регулирования института «межселенных территорий», которые из резерва развития муниципальных, районов превращаются в инструмент ликвидации местного самоуправления. Предлагается усилить государственный и общественный контроль за управлением межселенными территориями муниципальных районов, а также для обеспечения системности решения земельных проблем принять Федеральный закон «О землях муниципальных образований». Наряду с регулированием обозначенных вопросов, в нем последовательно был бызакрепленпорядок использования земель, находящихся в государственной собственности, в том числе за пределами границ муниципальных образований.
    Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем сделана попытка сформулировать и разрешить проблему научного осмысления института земель, необходимых для развития муниципальных образований. В работе дано определение данного понятия^ его обоснование, определены источники и способы формирования этих земель, а также рассмотрен порядок управления ими.
    Практическое значение работы состоит в том, что изложенные в диссертации теоретические положения являются основой для дальнейшей разработки данной темы. Выводы работы, а также сформулированные в ней положения, рекомендации и предложения по изменению действующего законодательства могут быть использованы для совершенствования муниципальных правоотношений в исследуемой сфере, в том числе для осуществления органами государственной власти и органами местного самоуправления более эффективного управления землями для развития муниципальных образований:
    Введение в правовую практику понятия «земли для; развития муниципальных образований» отвечает интересам населения и потребностям развития местного самоуправления в целом:
    Апробация результатов диссертационного исследования.
    Диссертация подготовлена, обсуждена и одобрена на заседании кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы приПрезидентеРоссийской Федерации». Основные положения и выводы работы отражены в научных публикациях автора, а отдельные результаты исследования были предметом сообщений автора на научно-практических конференциях и семинарах.
    Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения. В конце работы приведен перечень нормативных правовых актов и специальной литературы, использованных при подготовке диссертации.

  • Список литературы:
  • Заключение диссертациипо теме «Конституционное право; муниципальное право», Гаджиев, Курбан Тажутинович

    Земли, необходимые для развития муниципальных образований, как правовое понятие

    Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 19 ЗК РФ «в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами их границ». Для развития муниципальных образований, соответственно, и для развития поселений Российская Федерация и субъекты РФ могут передать земли из земель, находящихся в их собственности, в собственность муниципальных образований.
    И наконец, еще одна статья ЗК РФ связана с интересующей нас проблемой. Данной статьей является ст. 86 ЗК РФ, которая гласит:
    1. «В состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за границами населенных пунктов, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.
    2. В пригородных зонах выделяются территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.
    3. Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ.
    4. Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами».
    На основе анализа норм Федерального закона N 131 и ЗК РФ, которые регулируют земли, необходимые для развития муниципальных образований, можно сформулировать следующие определения рассматриваемого правового понятия:
    «Земли, необходимые для развития муниципальных образований в узком смысле, — это земельные участки, находящиеся в пределах соответствующих муниципальных образований и служащие местом размещения и строительства сооружений, предназначенных для оптимального функционирования населенных пунктов, входящих в состав соответствующих муниципальных образований, производственных и ландшафтно-рекреационных зон, организации отдыха населения муниципального образования и для удовлетворения иных муниципальных нужд».
    «Земли, необходимые для развития муниципальных образований в широком смысле, — это совокупность всех земель независимо от их места расположения в пределах или за пределами муниципальных образований, целевого назначения и права собственности на них, которые в случае необходимости могут быть использованы для целей развития данного муниципального образования».
    Данные определения, безусловно, требуют дальнейшего уточнения и дополнений на основе не только изучения законодательства, но и обобщения и систематизации правоприменительной практики в сфере земельных правоотношений. В конечном итоге это будет способствовать решению проблемы развития не только отдельных поселений, но и муниципальных районов в целом. Во многом это учитывает и специфику развития земельных правоотношений в отдельных регионах, и более существенные возможности для развития местного самоуправления на уровне муниципальных районов.
    Предполагается необходимым определить правовые механизмы формирования земель, необходимых для развития муниципальных образований. Правовой механизм формирования и использования земель для развития муниципальных образований представляет собой установленную законодательством совокупность источников земельных ресурсов и способов, приемов их использования в целях формирования земель для развития муниципальных образований.
    Как известно, муниципальные образования могут иметь в своей собственности землю. Это положение вытекает из Конституции РФ от 12 декабря 1993 г., которой земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. При этом земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
    Таким образом, муниципальные образования могут использовать для своих нужд, для своего развития земли, находящиеся в муниципальной собственности. Федеральный закон N 131 закрепил, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований. Перечень объектов муниципального имущества в данном случае определяется исходя из предметов ведения того или иного вида муниципального образования. По этой причине в собственности поселений могут находиться земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральным законами; в собственности муниципальных районов — земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности муниципального района в соответствии с Федеральным законом; в собственности городских округов — земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности городских округов в соответствии с федеральным законом. В собственности внутригородских территорий городов федерального значения земельные участки, как правило, не находятся.
    Для удовлетворения муниципальных нужд в земельных ресурсах в первоочередном порядке может быть использована земля, находящаяся в собственности муниципальных образований. От имени муниципального образования органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют владение, пользование и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
    В соответствии с п. 3 ст. 19 ЗК РФ «в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами их границ». Данная статья дает нам возможность утверждать, что земли государственной собственности (земли, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ), переданные безвозмездно муниципальным образованиям для их развития, также относятся к перечню земель, за счет которых муниципальные образования могут развиваться.
    Передача земель из государственной собственности в собственность муниципальных образований для целей развития на практике используется нечасто. Что же касается передачи земель государственной собственности во владение и пользование муниципальным образованиям для целей развития, то такие случаи в Российской Федерации не редкость. В качестве примера передачи земель из государственной собственности во владение и пользование муниципальным образованиям можно указать институт земель отгонного животноводства в Республике Дагестан.
    Необходимость земель отгонного животноводства была продиктована не во всех регионах нашей страны. Нужда в этих землях возникла только там, где не хватало земель для нормального развития сельского хозяйства. Особую актуальность земли отгонного животноводства приобретали на территориях горной местности, с тяжелыми климатическими условиями. Еще в дореволюционные времена в указанных регионах прибегали к необходимости использования земель отгонного животноводства. Но как институт законодательного регулирования он получил закрепление в советский период нашего государства. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах сохранения молодняка и увеличения поголовья скота в колхозах и совхозах» (1942) была намечена программа организации отгонного содержания скота.
    В соответствии с абз. 6 ч. 3 ст. 85 Федерального закона N 131:
    «На территориях субъектов РФ, в которых исторически сложились традиционные формы отгонного животноводства, территории и границы муниципальных образований устанавливаются в соответствии с положениями ст. ст. 10 — 13 настоящего Федерального закона с учетом законодательства субъекта РФ, регулирующего порядок определения территорий и использования земель в целях отгонного животноводства, и особенностей расселения населения на указанных территориях».
    Этого положения в первоначальной редакции Федерального закона N 131 не было. И лишь спустя год Федеральный закон от 28 декабря 2022 г. N 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дополнил ч. 3 ст. 85 ФЗ N 131 абзацем 6.
    Одним из первых в постсоветский период нашей истории специальный закон, посвященный регулированию института земель отгонного животноводства, был принят субъектом РФ — Республикой Дагестан. Закон Республики Дагестан «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» N 18 был принят еще 9 октября 1996 г. (далее — Закон РД о землях отгонного животноводства).
    К землям отгонного животноводства Республики Дагестан относятся земли в исторически сложившихся границах Республики Дагестан, предоставленные хозяйствам для ведения отгонного животноводства и другого технологически связанного с ним сельскохозяйственного производства на территориях других административных районов в плоскостных и горных районах республики, государственного земельного фонда, а также государственных трасс скотопрогонов, выделенные в установленном порядке для передвижения скота, стоянок и выпаса по пути следования с летних пастбищ на зимние и обратно.
    Земли отгонного животноводства относятся к собственности Республики Дагестан и имеют особый статус. Управление и распоряжение землями отгонного животноводства осуществляются правительством Республики Дагестан или уполномоченным им органом.
    Земли отгонного животноводства предоставляются в постоянное (бессрочное) и срочное пользование государственным и муниципальным учреждениям и казенным предприятиям. Остальным юридическим лицам, а также гражданам земли отгонного животноводства предоставляются только в аренду, срок аренды при этом не должен превышать 49 лет. В Дагестане сложилась ситуация, когда коллективные хозяйства и юридические лица, созданные на основе ликвидированных коллективных хозяйств, горных муниципальных районов Республики, владеют и пользуются землями отгонного животноводства на территориях равнинных муниципальных районов. Так как Республика Дагестан — аграрный субъект России, то для развития сельского хозяйства горных муниципальных районов данного субъекта РФ земли отгонного животноводства, расположенные на территории равнинных муниципальных районов, играют ключевую роль.
    Наличие земель отгонного животноводства в Республике Дагестан сказалось на территориальной организации местного самоуправления в данном субъекте РФ. Населенные пункты, территориально (географически) расположенные на равнинных муниципальных районах Республики Дагестан, фактически (юридически) оказались включенными в состав сельских поселений горных муниципальных районов республики. При этом расстояние между населенными пунктами таких сельских поселений составляет более 100 километров.
    В этом случае возникает неразрешимая проблема, ибо и муниципальное образование не располагает соответствующим его конкретной потребности земельным участком, и нет такого участка и у государства (в государственной собственности), которое могло бы быть передано муниципальному образованию. В таких случаях остается земля, находящаяся в частной собственности. Для этого, в целях реализации публичных интересов, предусмотрены процедура изъятия земель для муниципальных нужд и процедура резервирования земель для муниципальных нужд.
    Федеральный закон N 131 изъятие земель для муниципальных нужд еще в первоначальной редакции закрепил как полномочие органов местного самоуправления, чего нельзя сказать о резервировании земель для муниципальных нужд. Резервирование земель для муниципальных нужд как одно из полномочий органов местного самоуправления было установлено редакцией Федерального закона от 29 декабря 2022 г. N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». По вопросу возможности выступать субъектами института изъятия земель для муниципальных нужд долгое время в отечественном законодательстве была коллизия.
    ЗК РФ и ГК РФ по-разному определяли субъекта, уполномоченного принимать решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. По поводу коллизии между ст. ст. 49, 63 ЗК и п. 2 ст. 279 ГК Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 27 Постановления от 24 марта 2022 г. N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» указал, что принудительное отчуждение может осуществляться в соответствии с решением федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 279 ГК РФ), органов местного самоуправления (ст. ст. 11, 63 ЗК РФ). Коллизия преодолена внесением изменений в ст. 279 ГК РФ Федеральным законом от 18 декабря 2022 г. N 232-ФЗ» .
    ———————————
    См.: Дихтяр А.И., Клейманова Е.С. Выкуп земельных участков для государственных и муниципальных нужд: соотношение Модельного земельного кодекса и Земельного кодекса России // СПС «КонсультантПлюс».

    Кроме того, спецификой в области землепользования в Республике Дагестан является институт земель отгонного животноводства, который регулируется Законом Республики Дагестан от 9 октября 1996 г. N 18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан». «Отгонное животноводство — исторически сложившаяся система ведения овцеводства, занимающая особое место в социально-экономическом развитии Республики Дагестан, базирующаяся на посезонном использовании зимних и летних пастбищ для выпаса скота» . Земли отгонного животноводства — это земли, расположенные на равнинных территориях республики, являющиеся ее собственностью и используемые муниципальными районами, расположенными на горных территориях, для зимовки мелкого рогатого скота.
    ———————————
    См.: Закон Республики Дагестан от 9 октября 1996 г. N 18 «О статусе земель отгонного животноводства в Республике Дагестан» принят Народным Собранием Республики Дагестан от 26 сент. 1996 г. (в ред. Закона Республики Дагестан от 29 декабря 2022 г. N 47) // http:// pravo.levonevsky.org/ bazazru/ texts22/ txt22983.htm.

    Земли для развития поселения

    Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 19 ЗК РФ «в собственность муниципальных образований для обеспечения их развития могут безвозмездно передаваться земли, находящиеся в государственной собственности, в том числе за пределами их границ». Для развития муниципальных образований, соответственно и для развития поселений, РФ и субъекты РФ могут передать земли из земель, находящихся в их собственности, в собственность муниципальных образований.

    С учетом данных особенностей логично, что Закон РД от 29 декабря 2022 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан» в ст. 6 закрепил следующее требование: «Приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности Республики Дагестан или муниципальной собственности, на территории Республики Дагестан осуществляется через 49 лет с момента вступления в силу настоящего Закона» .

    Земли составляющие территорию поселения

    5. Земли, предназначенные для развития поселения, согласно статье 86 ЗК РФ входят в состав пригородных зон. По общему правилу в их состав могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений. Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации. Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.

    Из-за этого проведение зонирования по границам земельных участков, при набирающей силу инвентаризации земель в городах и поселках практически невозможно. А ведь согласно статье 83 ЗК РФ: «Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки)».

    Формирование территорий городских и сельских поселений

    При этом перечни субъектов Российской Федерации, отдельных муниципальных районов в субъектах Российской Федерации, территории которых относятся к территориям с низкой и с высокой плотностью сельского населения утверждаются Правительством Российской Федерации, в том числе по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и могут изменяться не чаще одного раза в пять лет.

    — в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями);

    Строительство коттеджей

    В последнее время все большее количество людей изменяют свои привычки, проводя большую часть времени за городом, подальше от шумных и тесных мегаполисов. Безусловно, это может быть разовый выезд на пикник или прогулку. Но что же делать, если Вы решились на более глобальные изменения навсегда покинуть шумный и тесный город, переехать и поселиться там, где воздух почище? Первым делом стоит позаботиться о будущем жилище.

    Как правило, в этом случае будущие хозяева приступают к выбору профессионалов, специализирующейся в возведении загородных построек. Выбор огромен. Мы же предлагаем широчайший спектр услуг по строительству коттеджей и загородных домов в Калужской и Московской областях.

    Земли для развития поселений как объект муниципально-правового регулированиятекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции ВАК РФ

    3. В результате изучения правоприменительной практики в диссертации выявлены источники формирования земель для развития муниципальных образований. По мнению автора, к ним должны быть отнесены четыре группы земельных участков, перечень которых следует считать исчерпывающим. Это: земли, находящиеся в муниципальной собственности; земли, переданные из государственной собственности в собственность муниципальных образований для их развития;

    Структура работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих шесть параграфов, заключения. В конце работы приведен перечень нормативных правовых актов и специальной литературы, использованных при подготовке диссертации.

    Земли для развития поселений как объект муниципально-правового регулирования

    Целью диссертационного исследования является комплексное изучение теоретических и практических проблем правового регулирования земель, формируемых и используемых для развития поселений, а также других типов муниципальных образований.

    5. Резервом развития муниципальных образований является оптимизация порядка управления муниципальными землями. По мнению автора, это касается повышения уровня доходности не только земельного налога, что неоднократно отмечалось специалистами, но и заключаемых договоров аренды. Необходимо обеспечение максимальной прозрачности процедур предоставления муниципальных земель в аренду, в том числе и с использованием механизмов «электронного муниципалитета», конкурсного порядка и др.

    Муниципальное право России

    Согласно п. 3 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 2022 г. территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли, земли для развития поселения. Данную конструкцию нормы закона нельзя признать удачной, так как в п. 3 ч. 1 ст. 11 дан, исходя из буквы закона.

    Достаточно важными критериями территориальной организации местного самоуправления, а также наделения муниципального образования статусом сельского поселения или муниципального района являются платность и численность населения.

    Что значит земли поселений в 2022 году

    Состав коммерческой зоны предполагает включение земель производственных объектов, объектов общественного питания и торговли, транспортной и инженерной инфраструктуры и иных объектов предпринимательской деятельности.

    С этой точки зрения участки ЛПХ, входящие в состав земель поселений, практически не отличаются от участков под ИЖС. На построенный дом можно зарегистрировать право собственности и впоследствии прописаться в нем.

    Земли поселений

    Черта городских, сельских поселений представляет собой внешние границы земель городских, сельских поселений, отделяющие эти земли от земель иных категорий.
    Установление черты поселений проводится на основании утвержденной градостроительной и землеустроительной документации. Проект черты поселения относится к градостроительной документации.
    Черта поселений должна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленных гражданам и юридическим лицам.
    Утверждение и изменение черты городских, сельских поселений осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.
    Черта городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждается и изменяется федеральным законом по согласованному представлению законодательных (представительных) органов города Москвы и законодательных (представительных) органов Московской области, законодательных (представительных) органов города Санкт-Петербурга и законодательных (представительных) органов Ленинградской области.
    Утверждение и изменение черты городских поселений, входящих в состав закрытых административно-территориальных образований, осуществляются Правительством Российской Федерации.
    Включение земельных участков в черту поселений не влечет за собой прекращение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

    Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
    Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
    Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
    Статья 86. Пригородные зоны

    Земли поселений

    Черта поселений проводится на основании утвержденной государственной землеустроительной документации и проходит по границам земельных участков, предоставляемых гражданам и юридическим лицам. В эту категорию земель могут входить участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам. Состав земель поселений и зонирование территорий земель поселений представлены на рис. 1.4.
    Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков: жилые зоны предназначены для застройки жилыми зданиями (индивидуальными, мало-, средне- и многоэтажными домами), культурно-бытовыми объектами и иных видов застройки; общественно-деловые зоны используются для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, социального и иного общественного назначения; производственные (промышленные) зоны предназначены для промышленных, коммунально-складских и прочих производственных объектов: земельные участки в составе инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для застройки объектами железнодорожного, автомобиль
    ного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, размещения инженерной инфраструктуры и пр.;

    Рис. 1.4 — Земельные участки земель поселений

    рекреационные зоны — земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, садами, прудами, озерами, водохранилищами и предназначенные для отдыха граждан и туризма; земельные участки, которые используются для ведения сельскохозяйственного производства и занятые пашнями, многолетними насаждениями, зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, относятся к зонам сельскохозяйственного назначения.
    Изменение назначения земельных участков может происходить только в соответствии с генеральными планами поселений. В пределах черты поселений могут выделиться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное назначение.
    Земли, находящиеся за пределами городской черты, но составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав иных поселений, называются пригородными зонами. В их составе могут выделяться зеленые зоны, выполняющие санитарно-гигиенические и рекреационные функции, в границах которых запрещена хозяйственная деятельность, негативно воздействующая на окружающую среду, а также территории сельскохозяйственного производства, зоны отдыха населения, резервные земли для развития города.
    Все собственники земельных участков, землевладельцы и арендаторы земельных участков в обязательном порядке должны использовать градостроительный регламент. Строительство, реконструкция или расширение объектов недвижимости могут осуществляться только в установленном градостроительным регламентом порядке.
    Земли поселений занимают 4% территорий страны, однако обеспечивают 86% поступлений в консолидированный бюджет от всех платежей за землепользование. Потребительские качества земель поселений России столь высоки, что при разработке грамотного процедурного механизма они могут принести в бюджет государства доходы, сопоставимые с доходами от экспорта ценнейших природных ресурсов. При этом вопрос о форме собственности городских земель является более острым, чем в случае сельхозугодий или иных видов землепользования. Это связано прежде всего с тем, что в городской черте каждый квадратный метр территории находится в пользовании десятков, сотен и даже тысяч людей, например станции метрополитена. Поэтому единственной социально приемлемой формой взаимоотношений такого большого количества людей на сравнительно небольшом пространстве (на земле, над землей и под землей) является договорная.

    Экология СПРАВОЧНИК

    К землям историко-культурного назначения относятся земельные участки: 1) памятников истории и культуры, в т. ч. археологических объектов и структур; 2) организаций хранения памятников истории и культуры (музеев-усадеб, музеев-заповедников и других музеев); 3) исторических промыслов, производств и ремесел; 4) исторических поселений; 5) военных и гражданских захоронений. В целях сохранения визуальной, ландшафтной и градостроительной среды объектов историко-культурного назначения устанавливаются зоны охраны в соответствии с зак-вом.[ . ]

    Бывает, несколько пар формируют поселения, располагаясь в 100—400 м одна от другой. Гнездо представляет собой неглубокую ямку на ровном сухом месте рядом с небольшими кустиками или пучками травы, не мешающими обзору. Выстилка может быть очень скудной, а может представлять собой толстый слой лишайников, травы, сухих листьев и пр. Окраска яиц — от бледно-палевой до буроватой или темно-оливковой, с бурыми пятнами разной величины, формы, густоты и интенсивности. Размеры яиц — 49—67 х 35—47 мм. В кладке 4 яйца, редко — 3 или меньше. Насиживают самец и самка, сменяя друг друга, в общей сложности от 23 до 28 дней. При опасности уходят с гнезда заранее и с беспокойными трелями летают вокруг, временами присаживаясь на землю или на деревья, пока источник опасности не удалится на большое расстояние. Хищных птиц, чаек, поморников и ворон яростно преследуют, иногда совместно с соседними парами. С птенцами ходят обе взрослые птицы, но от некоторых выводков самки улетают через 1,5—2 недели.[ . ]

    Это интересно:  Госпошлина на утилизацию автомобиля в гибдд оренбург
kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru