Отличие трудового права и административного

Содержание

Отличие трудового права и административного

Каковы же эти различия? Во-первых, предметом и основным содержанием трудовых отношений выступает процесс труда, жи­вой труд, в то время как предметом отношений по бытовому под­ряду, поручению, литературному заказу выступает овеществлен­ный труд, продукт труда. Во-вторых, по трудовому отношению работник обязуется выполнять работу определенного рода (по оп­ределенной специальности, квалификации, должности), в то вре­мя как в указанных гражданских отношениях труд связан с вы­полнением индивидуально-конкретного задания. В-третьих, тру­довые отношения предполагают включение работника в личный состав трудового коллектива организации, где он обязан выпол­нять меру труда, соблюдать режим рабочего времени, подчиняться имеющимся правилам внутреннего трудового распорядка. Выпол­нение трудовых заданий по указанным выше гражданско-право­вым договорам всех этих атрибутов не предусматривает, т. е. граж­данин не включается в состав трудового коллектива организации, на него не распространяется обязанность выполнять меру труда, соблюдать режим работы организации, подчиняться установлен­ным в ней правилам внутреннего трудового распорядка. Иначе говоря, трудовое задание он выполняет по своему усмотрению и на свой риск.

Государственно-управленческая деятельность РФ, составляющая предмет административного права, носит универсально-властный характер. Для нее типично то, что субъекты административных от­ношений всегда находятся в соподчиненном (неравном) положе­нии, т. е. один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять. Так, например, строятся отно­шения между Президентом РФ и Правительством РФ, между Правительством РФ и министерствами, между прокурором области (края) и прокурором района. В отличие от них организацион­но-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах. Именно таков, на­пример, характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрацией государственного предприятия и профкомом при осуществлении деятельности по организа­ции труда и управлению производством.

Чем отличается трудовое право от административного права

Одну отрасль права принято отличать от другой по предмету и методу правового регулирования. Правильное разграничение отраслей права имеет не только теоретическое, но и практическое значение, оно позволяет определить нормы отрасли права, направленные на регулирование возникших отношений.

Схожими чертами с трудовым правом обладает административное право, особенно институт государственной службы, предметом которого является осуществление государственно-управленческих отношений государственным служащим. Основное отличие от трудового права состоит в том, что трудовые отношения возникают на основании индивидуального трудового договора и характеризуются равноправием сторон, а отношения в сфере государственной службы возникают на основании административного акта о назначении на должность, и при этом строятся на жесткой системе власти и подчинения.

Отличие трудового права от административного права

Много общего с трудовым правом имеют земельное и аграрное право: они регулируют совместный труд, им присуща охрана труда и трудовые права работников. Однако имеются и существенные различия. Трудовое право регулирует трудовые отношения, базирующиеся на несамостоятельном наемном труде. Земельное и аграрное право регулирует трудовые отношения работников-кооператоров, которые являются сособственниками орудий труда и средств производства и потому не являются субъектами наемного труда.

Эти отношения, как правило, тесно связаны с трудовыми. Размер материального обеспечения граждан в этом случае соизмеряется с заработком, который они получали в процессе трудовых отношений и с их стажем. Вместе с тем существуют и различия. Они заключаются в следующем. В трудовых отношениях граждане реализуют право на труд, а предметом регулирования права социальной защиты является реализация права на материальное обеспечение.

Отличительные признаки трудового права, как самостоятельной отрасли

Примыкающая сфера контролирования отношений в трудовом и административном – это функционирование государственных и прочих подчиненных. На них возложены организационные обязательства и неукоснительное их выполнение. По это причине работа служащего регламентируется административным правом.

Для исследования отрасли ТП необходимо обозначать особенности предмета, а также метода данной сферы законодательства. В качестве предмета выступают отношения, для контроля которых и предусмотрены правовые нормы. Подробнее про отрасли права и их характеристики в таблице вы можете найти в нашей статье.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права

Методы двух названных отраслей права различаются также по юридическим фактам, которые лежат в основе возникнове­ния и прекращения соответствующих правоотношений. Право­отношения социального обеспечения возникают при сложных юридических составах, включающих ряд специфических осно­ваний (достижение определенного возраста, наличие необходи­мого трудового стажа и т. п.), и прекращаются обычно по осо­бым основаниям — событиям, носящим объективный характер (восстановление трудоспособности, достижение совершенноле­тия, потеря кормильца и др.).

Это интересно:  До скольки можно проводить ремонтные работы в квартире по закону в челябинской области

Различие трудового и административного права заключается также в различии основных субъектов правоотношений: в тру­довых правоотношениях — это работники и работодатели, в ад­министративном праве — управляющие и управляемые органи­зации, государственные служащие и государственные органы, начальники и подчиненные.

Административное право 2 трудовое право

При прохождении службы применяются нормы об учете рабочего времени, предоставлении времени отдыха и другие. Прохождение службы, в том числе военной, должно строиться на общих принципах привлечения к труду, провозглашенных в ст. 37 Конституции РФ, и международно-правовых нормах. Например, с соблюдением права свободно распоряжаться своими способностями к труду. В перспективе и на лиц, проходящих службу, должно распространяться трудовое законодательство с отдельными ограничениями, что соответствует ч. 2 ст. 19 Конституции РФ.

Способы, входящие в метод административного права, также позволяют отграничить эту отрасль от трудового права. Способы, входящие в метод административного права, носят императивный характер, поскольку обязанности по прохождению службы определяются, как правило, не в договорном порядке, а путем предписаний полномочных органов и должностных лиц. Работник подчиняется законным распоряжениям работодателя в течение рабочего времени. Временем отдыха он распоряжается по собственному усмотрению. Способы проявления властных полномочий при прохождении службы гораздо шире. В частности, проходящий службу по приказу полномочного лица может быть привлечен к исполнению служебных обязанностей и за рамками нормальной продолжительности рабочего времени, то есть в период, когда он должен отдыхать. Таким образом, административная власть распространяется на лиц, проходящих службу, и за рамками служебной деятельности. Однако и ее проявления не должны вступать в противоречие с законодательством.

Отличие трудового права от смежных отраслей

Государственно-управленческая деятельность РФ, составляющая предмет административного права, носит универсально-властный характер. Для нее типично то, что субъекты административных отношений всегда находятся в соподчиненном (неравном) положении, т. е. один обладает властью давать предписания и распоряжения, а другой обязан их выполнять. Так, например, строятся отношения между Президентом РФ и Правительством РФ, между Правительством РФ и министерствами, между прокурором области (края) и прокурором района. В отличие от них организационно-управленческие отношения, составляющие предмет трудового права, основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах. Именно таков, например, характер отношений между работодателем и трудовым коллективом, между администрацией государственного предприятия и профкомом при осуществлении деятельности по организации труда и управлению производством.

Как известно, в предмет гражданского права входят общественные отношения, которые близко примыкают к трудовым отношениям, базирующимся на трудовом договоре (контракте). Это отношения по выполнению договоров бытового подряда, поручения, литературного заказа и т. п. Указанным отношениям присущи общие черты: они связаны с трудом, основаны на договорных началах, носят возмездный характер. Однако между ними имеются и существенные различия, обусловливающие их разную отраслевую принадлежность.

Чем отличается трудовое право от административного права

Эти варианты можно свести к двум основным. Во-первых, трудовым законодательством предусматриваются особенности правового регулирования труда отдельных категорий работников на основе принципа единства и дифференциации правового регулирования труда (договоры о заемном труде, трудовые договоры с мигрантами, договоры с руководителями организаций и др.). В этом случае регулируемые отношения останутся в предмете трудового права, а нормы других отраслей к ним будут применяться только субсидиарно, в случаях, предусмотренных федеральными законами и допускаемых ТК РФ. Во-вторых, отношения по применению труда регулируются гражданским (договоры подряда , на оказание услуг и т.д.) или административным (служебные контракты с государственными служащими) законодательством. Трудовое законодательство применяется к этим отношениям в субсидиарном порядке в случаях, предусмотренных федеральным законом и (или) договором. В этой связи служебное право может стать подотраслью административного права, но с широким субсидиарным применением норм трудового права. В качестве варианта может быть сформирована комплексная отрасль законодательства, совмещающая нормы административного и трудового права. О комплексной отрасли законодательства целесообразно вести речь и в отношении миграционного права.

Практическая польза от объединения трудового и гражданского права не только сомнительна, но и контрпродуктивна. Представим себе, что будет принята часть 5 или 6 ГК РФ под названием «Трудовое право». Если распространить на него действие предыдущих частей, то мы вернемся к концу XIX — началу ХХ в. Уже тогда была очевидна для многих исследователей принципиальная невозможность регулирования трудовых отношений в классических рамках гражданского права. Это означало бы не просто бег по кругу, а возврат к негативному и не оправдавшему себя в России опыту. Между тем на страницах научных изданий с разной степенью категоричности уже звучат призывы о том, чтобы государство вообще ушло из трудовых отношений. Пока к этому призывают только экономисты, но на языке права такой «уход государства» и означает перенос всей совокупности трудовых отношений в предмет гражданского права. Это вполне созвучно предложению некоторых автомобилистов об «уходе государства» из сферы регулирования дорожного движения: сами автомобилисты обо всем договорятся, а ГАИ при этом только мешает. Вероятно, кому-то государство с его Уголовным кодексом мешает бороться с криминалом: люди сами умные, как-нибудь договорятся межу собой.

Отличие трудового права от смежных отраслей права

Система трудового права РК – совокупность юридических норм, образующих единое предметное целое (отрасль) с разбивкой на отдельные относительно самостоятельные структурные образования (институты), а так же на иные устойчивые общности норм, имеющие стуктурную определенность (подинституты).

Это интересно:  Пособие Малоимущим В Костроме

В предмет гражданского права входят общественные отношения, которые так же связаны с трудом, носят возмездный характер, основаны на договорных началах. К ним относятся отношения по выполнению договоров подряда, поручения, авторского договора и т.п. Однако между этими отношениями и отношениями, входящими в предмет трудового права имеются существенные различий, обуславливающие их разную отраслевую принадлежность. Предметом и содержанием трудовых отношений выступает сам процесс труда и именно он подчиняется правовой регламентации. В гражданском праве предметом выступает конечный результат труда.

Административное право отличается от трудового права чем

Последнее регулирует общественные отношения в сфере финансовой деятельности государства, общественные отношения, возникающие в процессе аккумуляции и распределения денежных средств, составляющих национальный доход России. Административное право определяет компетенцию — с земельным правом. Нормы земельного права регулируют отношения между государством и землепользователями.

Нормами административного права регулируются служебные обязанности и права должностных лиц, прохождение государственной службы в ряде отраслей управления (оборона, внутренние дела и др.). Осуществляя свои служебные обязанности и права, государственные служащие вступают в государственно-служебные отношения, регулируемые административным правой.

Разница между гражданским правом и административным правом

Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.

Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.

Отличие трудовых отношений от отношений других отраслей права

Ее оказывают врачи, имеющие общеврачебную подготовку, и врачи-хирурги общего профиля. Оказание пострадавшим первом врачебной помощи в ближайшие часы с момента поражения в прибывших в очаг отрядах первой медицинской помощи, сохранившихся в очаге лечебно-профилактических учреждений, обеспечит эффективную борьбу за спасение жизни большинству из них. Они явятся первым этапом медицинской эвакуации на пути выноса и вывоза пораженных за пределы очага массовых потерь, обеспечивающим первую врачебную помощь с выполнением хирургических вмешательств по неотложным жизненным показателям (окончательная остановка сердца и др.) Наряду с оказанием пораженным медицинской помощи по жизненным показателям им обеспечивается проведение мероприятий по подготовке к эвакуации (исправление дефектов повязок, средств иммобилизации, введение обезболивающих и других лекарственных средств), а также по профилактике раневой инфекции (введение антибиотиков, противостолбнячной, противогангренозной сыворотки и др.). Первичную хирургическую обработку ран при отсутствии жизненных показателей целесообразно отсрочить под прикрытием антибиотиков, Местное применение антибиотиков в виде аэрозоля при лечении ран в 2,5 раза уменьшает вероятность возникновения раневой инфекции.

Основные приоритеты финансирования ВБ — реконструкция социальной сферы и инфраструктуры, поддержка реформирования и приватизации важнейших секторов национальной экономики. Вторым крупнейшим донором республики является МВФ. С 1993 года Фонд выделил стране кредиты на сумму около 60 млн. долларов США. Программы МВФ в Таджикистане направлены на снижение уровня инфляции, наращивание резервов конвертируемой валюты, укрепление курса национальной валюты и замедление падения производства. Согласно новой программе Фонда для Таджикистана, на следующие три года республика может рассчитывать на финансовую помощь в размере 128 млн. американских долларов. Помимо этих двух влиятельных финансовых организаций, помощь стране также оказывают правительства ряда стран, а также некоторые международные гуманитарные организации. Наиболее активными из них являются правительства Японии, США, Китая, Европейский Союз, Международный Комитет Красного Креста и Красного Полумесяца, Международная Федерация Красного Креста. Их помощь в основном заключается в поставках медикаментов, продовольствия и медицинского оборудования. Следует отметить, что на очередной встрече стран-доноров по таджикистану, состоявшейся в мае текущего года было принято решение выделить на предстоящие два года кредиты на сумму 430 млн. долларов США. Промышленность и энергетика За десятилетия, прошедшие после 1924 года, в результате проведенных в республике социально-экономических преобразований, Таджикистан превратился в развитое индустриально-аграрное государство.

Отличие трудового права и административного

2) по методу: в административном праве действует жестко императивный метод, не предоставляющий свободы выбора обязанным субъектам. В трудовом праве метод сочетает в себе императивные и диспозитивные начала, отдавая приоритет диспозитивному, договорному регулированию.

1) по предмету: государственно-управленческая деятельность Российской Федерации, составляющая предмет административного права‚ носит универсально-властный характер. Субъекты всегда находятся в отношениях власти и подчинения. Организационно-управленческие отношения трудового права основаны на действиях равноправных субъектов, строящих свои взаимоотношения на договорных началах.

Трудовое право

Таким образом, можно считать, что нормы трудового права стали в некотором смысле «прообразом» норм права социального обеспечения, а последние выделились из состава норм трудового права, и теперь такие правоотношения, которые ранее входили в предмет трудового права — пенсионное обеспечение, отношения, связанные с занятостью и трудоустройством, отношения по обеспечению пособиями по социальному страхованию — составляют предмет права социального обеспечения.

Трудовое право и предпринимательское право. Предпринимательское (хозяйственное) право тоже относительно новое явление в правовой жизни России. Попытка рождения в 60-х годах прошлого столетия хозяйственного права потерпела фиаско, и только с переходом экономики страны на рыночные рельсы правовое регулирование предпринимательской (хозяйственной) деятельности явилось требованием времени. Сегодня предпринимательское право, так же как и право социального обеспечения, относят к комплексным отраслям, которые объединяют в себе нормы ряда отраслей, которым «стало тесно» в старых рамках и они стали выделяться, а впоследствии, интегрируясь с другими, формировать новые отрасли законодательства и права.

Это интересно:  До скольки можно шуметь в квартире по закону рф 2022 ярославль

Соотношение трудового права с другими смежными отраслями (гражданским, административным, предпринимательским и правом социального обеспечения)

Трудовое право и гражданское право являются смежными отраслями. На основании норм трудового права человек может реализовать свои способности к труду путем заключения трудового договора. Способности к труду могут быть использованы и на основании гражданско-правовых договоров о труде, в частности: договоров подряда, поручения, возмездного оказания услуг, агентирования, доверительного управления имуществом, авторского и других. В настоящее время принципиальное значение имеет разграничение между трудовым и гражданским правом с точки зрения решения вопроса об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 2 июля 1998 года лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию данного вида, в силу чего работодатель обязан уплачивать за них страховые взносы. При заключении гражданско-правового договора о труде обязанность по уплате этих взносов возникает лишь в том случае, если условие об этом включено в договор. Естественно, работодателям выгодно иметь работников, выполняющих трудовую функцию, которая завуалирована гражданско-правовым договором о труде, позволяющим не платить страховые взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Хотя и в подобных ситуациях возможно провести грань между трудовым и гражданским правом.

В предмет административного права входят и отношения, возникающие в связи с реализацией властных полномочий компетентными государственными органами по применению административных санкций. Зачастую и работодатели присваивают себе функции по привлечению работников к ответственности в виде штрафа. Такие действия представителей работодателя вытекают из трудовых отношений, поэтому их обжалование происходит по правилам, установленным для рассмотрения заявлений по трудовым спорам.

Что такое трудовое и административное право

2 См.:Баранов В.М. Незаконная миграция в современной России: понятие, виды, эффективность противодействия // Миграция, права человека и экономическая безопасность в современной России. Н. Новгород, 2022. С. 48; Миграционное законодательство Российской Федерации и проблемы прав человека в России. Круглый стол: проблемы, дискуссии, предложения. М., 2022. С. 46;Тоцкий Н.Н. Введение в миграционное право. М., 2022. С. 9–10 и др.

Еще раз повторим, что трудовое право, строго говоря, не выделялось из гражданского или административного права. В конце XVIII — первой половине XIX в. трудовые отношения регулировались в рамках гражданского права. До этого преобладающая отраслевая принадлежность норм, регулирующих трудовые отношения, колебалась от административного к гражданскому праву, причем в рамках первого это осуществлялось длительное время. К тому же ученые в последнее время соотношению трудового и административного права уделяют гораздо меньше внимания, что не всегда обоснованно.
Начнем наш обзор с русского экономиста и юриста Н.Х.Бунге (1823-1895 гг.). Он, юрист по образованию, преподавал административное право, и являлся одним из ведущих специалистов в этой отрасли. Интерес к этой личности сегодня значительно возрос. Для нас немаловажно и то, что он долгие годы был на высших государственных должностях, где его административно-правовые воззрения отчасти нашли практическое применение. Это коснулось и государственного регулирования «трудовых отношений. Его взгляды были основаны на следующих посылках. Во-первых, при наличии непрочных уз между работниками и работодателями необходимо установить правопорядок, доставляющий работникам более прочное общественное положение. Во-вторых, государство может и должно контролировать трудовые отношения через соответствующий орган, которым стала впоследствии фабричная инспекция. Характерно, что
Н.Х.Бунге сразу же отверг французский вариант, где надзор осуществляли комиссии, составленные из самих владельцев предприятий. По его мнению, в них могли входить только независимые служащие. Все проблемы могли решаться только соединением усилий государства, работодателей и работников. В-третьих, компенсации рабочим за увечья не могут выплачиваться на гражданско-правовой основе с обязательным доказыванием вины предпринимателя, а должны осуществляться путем страхования трудящихся, по меньшей мере, с участием государства. В-четвертых, он не отрицал свободы договора в рамках закона, но, вслед за А.Смитом, видел право рабочих на забастовку. Центр тяжести всего рабочего вопроса виделся ему в повышении благосостояния рабочих, в том числе через их участие в прибылях и привлечении рабочих к управлению предприятием. Надо отметить, что Н.Х.Бунге выступал против попечительства в отношении рабочих, как и против административного произвола и открытого давления на работодателей даже во имя достижения благих целей. Именно как административист он считал, что все трудовые споры должны решаться только в рамках закона, где третьей стороной может и должно стать государство в лице уполномоченных органов, прежде всего фабричной инспекции и судов.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru