Дети с ОВЗ
- увеличение диапазона эмоциональных проявлений, способствующих обогащению чувственного опыта;
- совершенствование психомоторики, развитие умения свободно владеть своим телом («Подвески», «Росток», «Потянулись-сломались» и др.)
- Мотивация – необходимо вызывать интерес ребенка к окружающему миру и учебному процессу.
- Развитие – важно создать единый процесс сотрудничества и совместной деятельности.
- Построение взаимодействия, оказание помощи в приспособлении к условиям окружающего мира.
- Принцип психологической безопасности.
Классификация детей с ОВЗ
Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций.
Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами.
ОВЗ: расшифровка
Начальный этап образования включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности.
Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.
Лица с овз
В соответствии с Федеральным законом от 30 июня 2022 г. № 120-ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья употребляемые в нормативных правовых актах слова «с отклонениями в развитии», … заменены термином «с ОВЗ».
Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы, что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами.
Классификация групп детей с ОВЗ
Некоторые из ребят с ОВЗ характеризуются серьезным отставанием физического и психического развития в результате органического поражения ЦНС и утраты функций слуховых, зрительных, двигательных или речевых видов деятельности. Другие обладают сходными дефектами, ограничивающими их способности в несколько меньшей мере. Вследствие этого затруднена адаптация детей с ОВЗ в коллективе.
Отличительные черты личности и манеры поведения неслышащих и слабослышащих не считаются детерминированными и весьма неплохо корректируются в случае организации надлежащих условий. Большую роль в постижении окружающего мира играют остальные чувства:
Статья «Классификация детей с ОВЗ»
Школы VII вида занимаются коррекция дислексии у детей. Алексия – это отсутствие речи и полная неспособность к усвоению речи, а дислексия – это частичное специфическое расстройство овладения чтением, обусловленное нарушением высших психических функций.
Школы VI вида созданы для детей, имеющих проблемы в физическом и психическом развитии. Порой такие школы функционируют при неврологических и психиатрических больницах. Основной их контингент – дети с разными формами детского церебрального паралича (ДЦП), спинномозговыми и черепно-мозговыми травмами.
Виды классификация детей с овз
В современной литературе без особого труда можно найти немало подобных эмпирических классификаций, наиболее популярной из которых, судя по числу ссылок в научных публикациях, является классификация В. В. Лебединского, в которой выделяется 6 форм дизонтогенеза.
1. Недоразвитие, под которым понимается общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга (прежде всего — коры больших полушарий). Поражение может иметь наследственную природу (эндогенную) или быть результатом внешних (экзогенных) факторов, действующих во внутриутробный, природовой периоды или в раннем детстве. Наиболее характерным примером недоразвития является самая распространенная форма умственной отсталости — олигофрения.
Что такое ОВЗ у детей: особенности образовательной программы
Организация образовательного процесса для детей-инвалидов требует решения многих проблем. Основная часть трудностей заключается в недостатке финансирования государством, поскольку для обеспечения людей с ограниченными возможностями необходимо большое количество ресурсов: квалифицированные педагоги, специализированные учреждения, развивающие программы и т.д. Непонимание со стороны общества, предосудительное отношение, отсутствие мотивации к гуманитарной помощи – все эти проблемы являются преградой для социализации детей-инвалидов.
- отсталость в умственном (интеллектуальном) развитии;
- нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
- задержка психического развития (ЗПР);
- проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
- нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
- речевые отклонения;
- расстройства общения и поведения;
- множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).
Классификация нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Сложность и характер нарушения нормального развития ребенка определяют особенности формирования у ребенка необходимых знаний, умений и навыков, а также различные формы педагогической работы с ним. Социокультурный статус ребенка определяется наследственными биологическими факторами, социальной стратой жизни ребенка.
Важная закономерность — соотношение первичного, вторичного и третичного дефектов. В связи с этим Л.С. Выготский на основании исследований утверждал: «Чем дальше отстоит симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному и лечебному воздействию. Получается на первый взгляд парадоксальное положение: недоразвитие высших психологических функций и высших характерологических образований, являющееся вторичным осложнением при умственной отсталости и психопатии, на деле оказывается менее устойчивым, более поддающимся воздействию, более устранимым, чем недоразвитие низших, или элементарных процессов, непосредственно обусловленное самим дефектом».
Дети с ОВЗ, что за диагноз
Если раньше ОВЗ в школе было чем-то редким, то сегодня все больше обычных образовательных учреждений строят свою работу на принципах инклюзивного образования. Для этого помещения оборудуются и обустраиваются. Малыши, имеющие статус инвалида или любые ограничения здоровья, комфортно себя чувствуют без дополнительной помощи со стороны сотрудников или других учеников.
Термин Федеральный государственный образовательный стандарт (именно так звучит расшифровка аббревиатуры ФГОС) – это специальные требования, которые предъявляются ко всем учебным заведениям в стране. Их задачей является создание единства и преемственности всех обучающих программ, начиная с дошкольных.
Дети с овз классификация по видам таблица
Согласно научным источникам, люди с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) отличаются от других некоторыми ограничениями в процессе жизнедеятельности. Такой человек обладает психическим, физическим или сенсорным нарушением в развитии, что становится причиной отсутствия способности к выполнению базовых обязанностей.
Для ДЦП, наступающего ввиду поражения головного мозга (внутриутробного, в процессе или после рождения) характерны расстройства движений и речевых возможностей, а также им свойственно отставание развития психики, объясняющееся замедлением созревания лобных долей мозга, взаимосвязанных с эмоциями и волевыми качествами, хотя умственная активность отвечает возрастным нормам. Такие ребята также выделяются в отдельную большую группу в классификации.
Категории детей с овз
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) характеризуются наличием того или иного психического или физического отклонения. Так, к таким отклонениям относят те, которые обусловливают неправильное общее развитие ребенка, тем самым не давая личности вести проживать полноценную жизнь.
- Таким образом, нарушение развития ребенка с ОВЗ вызвано не только биологическим фактором (самым дефектом), но и теми психическими нарушениями, которые появляются уде под влиянием того самого первичного дефекта.
- К примеру, если повреждение уха до того, как ребенок научится говорить, является первичным дефектом, то наступившая вследствие глухоты немота будет уже вторичным дефектом. Разумеется, ребенок от рождения не является немым, но в силу психического влияния первичного дефекта (глухоты) на личность, произошло нарушение психического здоровья ребенка, что проявилось во вторичном дефекте – немоте.
Виды классификация детей с овз
Автор: Петроченко Тамара Гавриловна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МАОУ «СОШ №4»
Населённый пункт: г. колпашево
Наименование материала: Статья
Тема: Классификация детей ОВЗ и их обучение в общеобразовательном учреждении.
Дата публикации: 01.04.2022
Раздел: среднее образование
Классификация детей ОВЗ и их обучение в общеобразовательном учреждении.
Подготовила педагог-психолог высшей квалификационной категории МАОУ «СОШ №4» г. Колпашево Петроченко Тамара Гавриловна Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Это дети-инвалиды, либо другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии. Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования. При этом столь выраженный диапазон различий наблюдается не только по группе с ОВЗ в целом, но и в каждой входящей в нее категории детей (7 и 8 вид). Дети с ОВЗ – это дети с особыми образовательными потребностями. Если раньше дети с ОВЗ обучались в основном в специальных коррекционных образовательных учреждениях (С(К)ОУ), то теперь дети с менее тяжёлыми нарушениями не имеющие инвалидности приходят в массовую школу. Еще Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира, развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л.С.Выготский считал, что задачами воспитания ребенка с нарушением развития являются его интеграция в жизнь и осуществление компенсации его недостатка каким-либо другим путем. Таким образом, Л.С. Выготский одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России. К концу XX столетия во многих странах мира (США, Великобритании, Швеции, Германии, Италии, скандинавских странах) направление детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения представляется крайней мерой, когда все другие возможности уже использованы и не дали желаемого результата. В практике образования этих стран реализуется принцип интегрированного подхода — предоставление детям с проблемами в развитии возможности обучения в массовой школе вместе с обычными детьми. При этом им создаются дополнительные условия специальной помощи и поддержки, облегчающие обучение. В последние годы в России увеличилось количество поступающих детей с ОВЗ в общие образовательные учреждения, поэтому появилась потребность в инклюзивном образовании. Инклюзивное образование – образование детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников в едином образовательном пространстве. Инклюзивное образование практикуется в странах Европы с 70-х годов прошлого века. С введением ФГОС в нашей стране провозглашается приоритет интересов ребёнка с ОВЗ.
Нормативно-правовая база образования детей с ОВЗ
1. Всеобщая декларация прав человека.
2. Декларация о правах умственно отсталых лиц. 3. Декларация о правах инвалидов. 4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов. 5. Саламанская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями. 6. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2022г., ст. 24. 7. Постановление правительства РФ от 17 марта 2022 года «О государственной программе «Доступная среда» на 2022-2022г.г.» 8. Закон РФ «Об образовании». Ст.2, п. 16 раскрыто определение ребёнка с ОВЗ), ст.79 (организация процесса обучения ребёнка с ОВЗ), ст. 67, п. 3 (мы обязаны обучать ребёнка, проживающего на нашей территории). 9. ФЗ «О социальной защите инвалидов». 10. ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» от 30 июня 2022г. № 120 (ред. От 02.07.2022г.). 11. Постановление правительства РФ «Об утверждении типового положения о С(К) ОУ от 12 марта 1997г. 12. Постановление правительства от 31 июля 1998г. «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи». 13. О национальной доктрине образования в РФ. 14. Указ Президента РФ от 1 июля 2022 года «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2022-2022 годы». 15. Концепция реформирования системы специального образования от 9 февраля 2022г. 16. Письмо Минобрнауки РФ от 16 апреля 2022 г. «Концепция интегрированного обучения лиц с ОВЗ». 17. Письмо Минобрнауки РФ от 18 апреля 2022г. 18. Приказ Минобрнауки от октября 2022г. № 373 «Об утверждении ФГОС начального общего образования», от 17 декабря 2022г. «Об утверждении ФГОС среднего общего образования» (18.2.4. – программа коррекционной работы). 19. Приказ Минобрнауки от 20 сентября 2022г. «Об утверждении Положения о психолого- медико-педагогической комиссии». Дети с ОВЗ – дети, имеющие значительные отклонения в психическом или физическом развитии, препятствующие образовательному процессу. Значительность полагает, что образование в обычных образовательных условиях либо затруднено, либо невозможно. Исторически сложилось семь категорий детей с ОВЗ, которые в свою очередь делятся на несколько групп:
I. Дети с нарушениями слуха.
Группы: 1) не слышащие (в общении с самим ребёнком или с родителями категорически нельзя употреблять слово «глухой»). Эти дети не слышат от рождения, пользуются языком жестов; 2) слабослышащие (частичное нарушение, медицинский термин – «тугоухость»); 3) потерявшие слух, или позднооглохшие в результате травм. У них сохранная речь.
II. Дети с нарушениями зрения.
Группы: 1) незрячие (эти дети в начальном звене не могут обучаться в массовой школе, так как у них особая методика обучения чтению методикой Брайля, в основном звене могут прийти в школу); 2) слабовидящие; 3) с заболеваниями глаз (косоглазие, амбиопия и др.);
III. Дети с нарушениями интеллекта.
По признаку стойкости нарушения тоже делятся на две группы: 1) Нарушение, которое носит нестойкий характер – задержка психического развития – это дети с трудностями в обучении. 2) Нарушение, которое носит стойкий характер – умственная отсталость или олигофрения. Степени олигофрении:
— лёгкая – дебильность (от слова слабый, хилый); — средняя – имбицильность (не могущий без опоры); — тяжёлая – идиотия (не реагирующий, сам по себе).
IV. Дети с тяжёлыми нарушениями речи.
Группы: 1) тяжёлая форма заикания; логофобия (страх перед речью); 2) алалия – отсутствие речи; 3) афазия – распад речи (ранее говорил, в потом перестал: это связано с инсультом, травмой); 4) ринолалия – носовой оттенок речи (ребёнок рождается с волчьим нёбом). Сейчас оперируют таких детей вовремя, нужна работа с логопедом на ранних стадиях, причём довольно длительная; 5) дизартрия – нарушение мышц языка (при церебральном параличе); И другие нарушения речи, их достаточно много.
V. Дети с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Группы: 1) детский церебральный паралич (ДЦП); 2) последствия полиомиелита (сейчас их не так много, как раньше вследствие вакцинации); 3) с врождёнными и приобретёнными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) (травмы, отсутствие или недоразвитие конечностей и др.).
VI.
Педагогическая классификация детей с ОВЗ
- Нарушение зрения
- Нарушение слуха
- Задержка психического развития (ЗПР)
- Нарушение интеллектуального развития
- Тяжелые нарушения речи
- Нарушения опорно-двигательного аппарата
- Расстройство поведения и общения
- Комплексное нарушение развития
- 1. Чаще хвалите ребенка. Ласково обнимайте или давайте ему какую-нибудь маленькую награду, когда у него что-нибудь получается или когда он очень старается. Если ребенок старается сделать, но у него не получается, лучше обойдите это молчанием или просто скажите: “Жаль, не вышло, в другой раз получится”.
- 2. Больше разговаривайте с ребенком. Объясняйте все, что вы делаете. Ребенок слушает и начинает усваивать язык задолго до того, как заговорит. Если вы считаете, что ребенок не слышит, говорите с ним и используйте “язык жестов”. Убедитесь, что он смотрит на вас, когда вы говорите.
- 3. Помогая ребенку осваивать новый навык, мягко и осторожно направляйте его движения своими руками.
- 4. Используйте зеркало, чтобы помочь ребенку узнать свое тело, научиться владеть руками.
- 5. Используйте подражание. Чтобы научить ребенка новому действию или навыку, сначала выполните действие сами и пригласите ребенка повторить его, подражая вам. Превратите это в игру.
- 6. Побуждайте ребенка двигаться или тянуться, стараясь достать то, что он хочет.
- 7. Сделайте учение забавой. Всегда ищите способы превратить обучающие занятия в игру.
- 8. Пусть старшие братья и сестры показывают ребенку новые приспособления, предметы, игрушки и т.д.
- 9. Ребенок часто лучше усваивает, когда рядом нет учителя. Дети часто прилагают большие усилия, когда им чего-нибудь очень хочется, а рядом нет никого, кто поможет. Учить ребенка — важно, но не менее важно давать ему возможность исследовать, пробовать свои силы и самому делать для себя то, что он может.
- 10. Пусть ребенок по мере сил обслуживает себя сам. Помогайте ему только в той мере, в какой это необходимо. Это — “золотое правило реабилитации”.
ОВЗ — что это такое? Дети с ограниченными возможностями здоровья: обучение, сопровождение
Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.
В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.