Чем отличается внутренняя миграция от внешней

Какие бывают виды миграции населения

Особенно острой является проблема выезда из страны высококвалифицированных рабочих, ученых, специалистов, деятелей искусства и культуры. При этом ученые из России котируются на рынках труда других стран на уровне мировых стандартов, то есть происходит «утечка мозгов».

Миграция данного типа на рынке труда и занятости сказывается по-разному. С одной стороны, она сопровождается дополнительными расходами по обустройству вынужденных переселенцев и беженцев, выплате им некоторых денежных пособий и т.п., с другой стороны, при направлении мигрантов в регионы с недостатком рабочей силы можно улучшить их экономическое положение и демографическую ситуацию.

Миграции внутренние и внешние

В современном обществе насел. пункты имеют различный статус: выделяют от наиболее крупных, многофункциональных (считаются наиболее престижными для проживания – крупные города), домалочисленных и наименее престижных (сельская глубинка). Миграции, как и любой другой вид социальной мобильности, могут быть «вертикальными», связанными с повышением или понижением статуса места жительства, и «горизонтальными» , когда преезд осуществляется между населенными пунктами одного и того же ранга. С вертикальными миграциями ассоциируются процессы урбанизации, необходимым элементом которых является миграция населения из сел в города.

Под внутр. миграциями понимается переезд на новое место жительства в пределах одного государства; под внешними – преезд на постоянное место жительства (или достаточно длительное) в другое государство. В этносоциологии в качестве внешних могут рассматриваться и миграции за пределы территории компактного расселения данного этноса, не зависимо от того, пересекает он при этом адм.-тер. границы или нет.

Какие миграции относятся к внутренним

Привнося элементы своей культуры, мигранты размывают культуру традиционного общества, в будущем это может повлечь за собой требования присутствия своих представителей в органах власти, затем предоставления автономности, а в дальнейшем, возможно, и присоединения к исторической родине.

В 90-е гг. география эмиграции русских была значительно шире, чем евреев и немцев. Около 50% из них направлялось в Германию, более 20 % — в Израиль, 12 % — в США. Эмиграция русских в США имела тенденцию к сокращению — если в 1994 г. в США направля­лись 18 % эмигрантов-русских (4,4тыс. человек), то в 2000 г. — толь­ко 12 % (3,1 тыс. человек). Вместе с тем доля русских в эмиграцион­ном потоке из России в США постоянно увеличивалась — к 1994 г. она составляла 42,4%, в 1998 г. — 63 9%, в 2000 г. — 65% [ 13, С. 62 ].

Мой сайт ->

По предварительным данным Федеральной службы государственной статистики численность постоянного населения Российской Федерации за прошедший год возросла на 292,4 тыс человек и составила 143,3 млн человек. Об этом сообщается в отчете ведомства.

В территориальных органах ФМС России статус вынужденного переселенца или беженца за год получили 2554 человека, на 1 января 2013 года их количество составило 39,1 тысяч человек. При этом 31% из них – бывшие жители Казахстана, 20% — Грузии, 12% — Узбекистана, 5% — Таджикистана.

Внутренняя миграция в россии в 2020 году

В дальнейшем у работника учреждения возникает право на компенсацию расходов за третий и четвертый годы непрерывной работы в указанном учреждении — начиная с третьего года работы, за пятый и шестой годы — начиная с пятого года работы и т.д.

Чтобы понимать, как функционирует внутренний процесс миграции, следует разобраться с основными вопросами в данной сфере. Поскольку за счет наблюдения за такими явлениями государство имеет возможность регулировать разные сферы жизни и улучшать уровень проживания населения страны.

Внутренняя миграция населения

В каждую историческую эпоху внутренняя миграция в России обладала своими специфическими чертами, при этом всегда оставаясь устойчивым процессом. В IX–XII вв. славяне заселили бассейн Верхней Волги. Миграция была направлена на север и северо-восток. До второй половины XIX столетия она отличалась небольшими масштабами, так как ее сдерживало крепостное право в деревне.

Третья группа факторов – это социальные, которые выражаются в исторических и родственных связях. Они являются распространенной причиной т. н. «возвратной миграции». Жители восточных и северных регионов, уезжая в Москву, часто возвращаются обратно домой, т. к. там у них осталась семья, родственники и друзья.

Особенности внешней и внутренней миграции в России (стр

Внешняя — миграция, при которой люди покидают свою страну, уезжая в другую. Этот вид очень распространен в наше время. Люди считают, что в других странах живется легче, там нет проблем и у каждого есть работа. Но когда они приезжают (иммигрируют), то понимают, что ошибались.

Хотя внутренние миграции характерны для всех государств, в различных странах они находятся на разных стадиях развития. В развивающихся странах потоки сельских жителей, не имеющих земли и работы, устремляются в города в поисках лучшей доли, а в наиболее развитых странах — преобладают «обратные» миграции населения (из городов в пригороды, а частично и в сельскую местность).

Это видео недоступно

Понять, где хорошо, а где плохо, можно только пожив в этих местах. У меня всегда вызывают внутренний смех люди, которые всю жизнь живут в одном городе, и утверждают, что это самый лучший город на Земле. Более того, определение «лучшести» — очень индивидуально и всегда сопряжено с мировозрением, характером и образом жизни утверждающего. Кто-то нашел свою обитель в провинциальном Калгари, а кому-то Сингапур простоват да слишком мал.

Живя в Калгари 4 года мы успели прочувствовать его и принять как новый домашний город. Алеся съездила в родной Днепр и почувствовала себя в гостях у этого города, несмотря на 25 лет жизни в нем. Получилось взглянуть «внешним» взглядом и сравнить с Калгари эти два сравнимых по населению города. Но чем они отличаются? Что в Днепре лучше, чем в Калгари? Чем Украина лучше Канады?

Что такое внутренняя и внешняя миграция

У многих может возникнуть вполне логичный вопрос, чем отличается иммигрант от туриста, ведь и тот и другой пересекает государственную границу и осуществляет въезд на территорию другого государства? Разницу между двумя этими понятиями нужно искать в причине въезда. Если турист осуществляет въезд на территорию другого государства с временными целями и на небольшой срок, то иммигрант планирует остаться надолго, для чего получает вид на жительство или даже гражданство.

Миграция временная — б) временная миграция международная или внутренняя миграция, которая совершается на определенный период времени без перемены постоянного места жительства. Временная миграция осуществляется с целью работы (временная трудовая миграция), учебы… … Официальная терминология

Внутренняя миграция

В наше время продолжается активный отток населения с Дальнего Востока, несмотря на меры, предпринимаемые государством, по развитию этого региона. Это объясняется тем, что стоимость жизни в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока выше, чем в Центральной России. Уровень заработных плат не позволяет компенсировать расходы на питание и проживание. Люди уезжают в поисках лучшей жизни в Центральную Россию, Поволжье. Краснодарский край привлекает мигрантов мягким климатом.

Крупные российские города, привлекающие мигрантов, являются центрами политической, экономической и культурной жизни. Они могут обеспечить высокий уровень жизни, хорошую заработную плату и возможность выбора рабочего места. Есть и регионы-доноры, с низким уровнем жизни и доходов населения, отличающиеся высоким оттоком населения.

Внешняя и внутренняя миграция

Основными задачами государственной миграционной политики являются:
— защита прав и интересов мигрантов;
— развитие системы иммиграционного контроля;
— соблюдение государственных интересов при разработке и ре-ализации миграционных программ и мероприятий;
— регулирование миграционных потоков с учетом социально-экономического развития и экологической обстановки в регионах, национальной совместимости, специфики психологии мигрантов и климатических особенностей мест расселения;
— создание условий для приема и размещения мигрантов, сти-мулирующих их активное участие в процессе адаптации к суще¬ствующему социально-экономическому положению. Исходя из поставленных задач, государственная миграционная политика в настоящее время должна осуществляться в соответствии со следу¬ющими принципами:
— стимулирование рационального территориального распреде¬ления потоков вынужденных мигрантов;
— недопустимость дискриминации мигрантов по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;
— личное участие вынужденных переселенцев в обустройстве на новом месте жительства, осуществляемое при государственной поддержке;
— регулирование размещения беженцев и вынужденных пере-селенцев в районах, располагающих для этого необходимыми усло¬виями, в соответствии с федеральной и региональными миграци¬онными программами;
— регулирование миграционных процессов с учетом стратеги¬ческих задач развития регионов и их геополитического положения, сдерживание оттока населения из северных и восточных регионов страны;
— регулирование потоков вынужденных мигрантов и беженцев, создание условий для их рационального размещения на территории Российской Федерации;
— осуществление мер экономического и социального характе¬ра, направленных на увеличение продолжительности жизни и соб¬ственного прироста населения в регионах России.
В «Концепции демографического развития Российской Федера¬ции на период до 2015 года» выделены приоритеты демографическо¬го развития в области миграции, к которым относятся:
— привлечение иммигрантов в Россию, в первую очередь из государств СНГ и Балтии;
— создание экономических условий для сокращения эмиграции и сохранения научно-технического, интеллектуального и творче¬ского потенциала;
— проведение комплекса правовых, организационных и финан¬совых мер, направленных на легализацию и адаптацию иммигран¬тов в РФ;
— совершенствование законодательства, касающегося защи¬ты прав вынужденных мигрантов и регулирования миграционных процессов.
В мае 2002 г. был принят Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», а в июле 2002 г. — Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ». Извлече¬ния из этих законов даны в Приложении. В августе 2004 г. Прави¬тельство РФ ввело новые Правила использования миграционных карт.
Указом Президента РФ в 2004 г. в стране создана Федеральная миграционная служба (ФМС), подведомственная и подконтроль¬ная МВД России. Структура центрального аппарата ФМС включает директора, заместителей 11 управлений (по вопросам гражданства; по организации визовой к регистрационной работы; правового обе¬спечения и международного сотрудничества; контроля и делопро¬изводства; иммиграционного контроля; внешней трудовой мигра¬ции; организационно-аналитическое; финансово-экономического и ресурсного обеспечения; кризисных ситуаций; паспортной рабо¬ты и регистрационного учета населения; информационных ресур¬сов) и 3 центра — паспортно-визовых информационных ресурсов; обращений граждан по паспортно-визовым вопросам; оформления приглашений иностранных граждан.
22 сентября 2004 г. Правительство РФ приняло соответствующее постановление «Некоторые вопросы Федеральной миграционной службы». В России в конце 2004 г. значительно ужесточена ответствен ность за нарушение миграционных правил. Принят Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». По новому закону штрафы положены не только за нарушение правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства, но и за на¬рушение правил использования иностранных работников.
Отметим основные особенности миграционной ситуации на рубеже. По мнению ученых ИСЭПН, они характеризуются:
— уменьшением регистрируемого миграционного прироста населения России, снижением компенсирующей роли миграционно¬го притока в сокращении объемов и интенсивности безвозвратной миграции;
— устойчивым миграционным оттоком населения из северных и восточных регионов страны;
— односторонней направленностью миграционных потоков в пользу России в миграционном обмене с бывшими союзными ре-спубликами;
— постепенным замещением под воздействием рынков труда и демографического дисбаланса вынужденной миграции из бывших союзных республик на экономическую, их сращиванием в структуре иммиграционного потока в Россию;
— активизацией временных трудовых миграций из СНГ, Юго-Восточной Азии и некоторых других стран дальнего зарубежья в Россию;
— уменьшением потоков эмиграции на постоянное жительство при одновременном росте числа российских граждан, работающих в странах дальнего зарубежья;
— расширением масштабов незарегистрированных миграцион¬ных потоков, различных форм незаконной миграции и криминаль¬ных миграционных практик, таких как торговля людьми и исполь¬зование рабского труда мигрантов.
Среди причин, обусловливающих повышение роли миграци¬онного фактора в экономическом и социальном развитии Россий¬ской Федерации как в ближайшем будущем, так и в период долго¬срочной перспективы — особенности демографического развития, характеризующиеся низким естественным приростом населения, сокращением демографического потенциала и ожидаемым резким снижением численности населения в трудоспособном возрасте; наметившаяся тенденция к экономическому росту, активизации рыночных процессов, торговли, инвестиционного климата; не¬равномерность развития российских регионов; наличие крупных национальных диаспор внутри Федерации и российских диаспор в других странах; необходимость более глубокой интеграции России в мировое экономическое пространство, развития экономических и социально-культурных связей с другими странами.
Россия продолжает оставаться центром миграционного притя¬жения на пространстве бывшего СССР. За межпереписной период 1989—2002 гг. миграционный прирост населения страны составил 5,6 млн. человек [ 11, С.13 ].

Это интересно:  Образцы Уведомлений О Введении Конкурсного Производства

2. МИГРАЦИЯ В РОССИИ
Россия на всем пути своего исторического развития характе-ризовалась, пожалуй, самыми активными в мире миграционными процессами.
Чаще всего ученые, исследовавшие миграционные процессы в России, выделяют три основных этапа в историко-географическом развитии межрайонных миграций на протяжении более 300 лет: пер¬вый этап — до 60-х гг. XIX в.; второй — вторая половина XIX и на¬чало XX в.; третий — советский. В настоящее время про¬сматривается и четвертый период — постсоветский, включающий 90-е гг. XX в. и начало XXI в. [ 9, С. 63 ]
История внутренней миграции населения России на каждом историческом этапе имела свои специфические черты, но в целом характеризовалась относительной устойчивостью в направлениях. В IX — XIII вв. славянское население Древней Руси постепенно за¬селяло территорию в бассейне Верхней Волги, усилилось переме¬щение населения на север и северо-восток [ 9, С. 65 ].
На протяжении первого этапа, до первой половины XIX в., ми-грация не отличалась большими масштабами, так как крепостной строй сдерживал свободное передвижение крестьян. В этот период шла колонизация Европейского Севера, горнозаводское заселение Урала, переселение на «вольные-земли», «дикое поле» — в Новороссию, Южное Предуралье и Нижнее Поволжье. Заселение шло как бежавшими от крепостной зависимости крестьянами, так и насильно переселяемыми (правительством или помещиками) кре¬постными.
Второе направление освоения новых земель — южное. С середине XVI в. после присоединения Казанского и Астраханского ханств в состав России вошли земли Поволжья (выход в Каспий¬ское море), а позднее, степные районы Северного Кавказа.
Третье направление миграции населения России было связано с заселением уральских и сибирских земель, причем сельскохозяй¬ственное освоение Сибири в более широких масштабах начинается с XIX в.
Второй этап был в первую очередь связан с последствиями от¬мены в 1861 г: крепостного права в России, что создало было благо¬приятные условия для миграционной подвижности бывшего кре¬постного крестьянства.
Значительная миграционная подвижность была отмечена в годы первой мировой войны.
Третий этап, включающий годы советской власти, характери-зовался высокой межрегиональной миграционной подвижностью населения. В первую очередь это было связано с перемещением производительных сил в восточные районы страны (для их равно¬мерного размещения и с целью более полного использования при¬родных ресурсов), потребовавший переселения огромных людских контингентов. Основная часть переселенцев шла на Урал, в Запад¬ную и Восточную Сибирь, на Дальний Восток. Продолжалось за¬селение Севера Европейской части, связанное с промышленным развитием Кольско-Карельского и Тимано-Печорского регионов. Целевая направленность переселении меняется коренным образом: подавляющая часть потока направляется на промышленные ново¬стройки в города, в том числе для оказания «помощи национальным окраинам» в развитии промышленности. Наряду с крупными межрегиональными потоками большие раз¬меры приобретают переселения из сел в города, вызванные инду¬стриализацией страны. Масштабы этих потоков ярко характери¬зуются следующим показателем: за 60-летний период (с 1927 по 1988 г.) более 80 млн. сельских жителей переселились в города.
Значительные перемещения населения происходили в период второй мировой войны и после ее окончания: на Урал и в Сибирь было эвакуировано около 25 млн. жителей европейской части стра¬ны. В послевоенное время в образованную из северных районов Восточной Пруссии Калининградскую область и на Южный Саха¬лин, который раньше принадлежал Японии, было переселено около 800 тыс. человек.
Но на всем пути демографического развития России характерной была насильственная миграция, полная или частичная депортация народов (от лат. deportatio — «изгнание», «ссылка»). Начало было положено в 1918—1920 гг. в результате гражданской войны исходом белой армии из Крыма и в район Харбина. Была и частичная по¬следующая репатриация с продолжением в ГУЛАГе. В 20-е гг. про¬водилась массовая депортация интеллигенции на Запад. В годы коллективизации (конец 20-х — начало 30-х гг.) были высланы в восточные районы сотни тысяч крестьян-«кулаков» и членов их се¬мей, а несколько позже (середина и конец 30-х гг.) — репрессиро¬ванные горожане (бывшие привилегированные группы населения, члены политических партий, «оппозиционеры» и т. д.).
Депортация населения продолжалась и в годы Великой Отече-ственной войны. В 1941 г. с территории Северного Кавказа были де-портированы немцы, в 1942 г. — греки, в 1943 г. — карачаевцы (более 60 тыс.), в 1944 г. — чеченцы и ингуши (около 400 тыс.). Всего было депортировано более 600 тыс. человек [ 9, С. 68 ].
Значительно активизировались миграционные процессы в пост-советский период.
Внутренняя миграция России в 90-е гг. характеризовалась пере-мещением населения из районов Севера, Сибири и Дальнего Вос¬тока в европейскую часть страны. Это обусловлено такими факто¬рами как отсутствие постоянных заработков и льгот в осваиваемых экономических регионах, прекращение финансирования ряда госу¬дарственных программ и связанное с этим свертывание производ¬ственного и жилищного строительства, а также рост безработицы в этих регионах.
Выезжающее из северных и восточных регионов население про-должает концентрироваться в Центральной и Центрально-Черно¬земной частях России, в Поволжье, на Северном Кавказе, в от¬дельных регионах Урала и юга Западной Сибири. Такое стихийное распределение не всегда соответствует геополитическим и эконо¬мическим интересам как государства в целом, так и отдельных его регионов.
В 90-е гг. восстановился и стабилизировался традиционный обмен населением между селом и городом в пользу последнего. В 1996 г. за счет переезда в город число сельских жителей со¬кратилось на 110 тыс. чел., причем переезд осуществлялся, как правило, в города тех же самых областей. Тем не менее, величина оттока сельского населения России в города полностью покры¬вается и даже перекрывается за счет миграционного притока из государств — бывших республик СССР. В том же году в сельской местности поселилось 168 тыс. иммигрантов из ближнего зарубе¬жья. При этом прибывающие мигранты благоприятно влияют не только на формирование численности сельского населения, но и на улучшение его демографической и профессионально-квалифи¬кационной структуры.
В процессе осуществления социально-экономических реформ в аграрном секторе создаются условия для сдерживания оттока сель¬ского населения в города, для привлечения мигрантов в село.
Наиболее значительным был миграционный прирост в России в 90-е гг.; к началу XXI в. он стал снижаться. Отметим определенную стабилизацию оттока населения из села в город: в начале 70-х гг. он ежегодно превышал 800 тыс. человек, а в 2001 г. снизился до 87 тыс.
В 1997 г. в структуре мигрантов России прибывшие из-за преде¬лов страны составляли 18 % (583,3 тыс. человек) [12, С. 128]. Это значитель¬но меньше, чем в 1990 г., когда прибыло 913,2 тыс. человек [12, 129].
В 2001 г. доля прибывших из-за пределов России сократилась до 8,3 % от общей численности мигрантов.
Заметно стала снижаться доля мигрантов, выбывших за пределы России: в 1997 г. она составляла 8,0 %, в 2001 г. — 5,4 % и в 2002 г. — 5,8%.
Внутренние миграционные потоки в последнее десятилетие развиваются по схеме сосредоточения основной массы населения в рамках европейской части страны, по итогам переписи более 60% населения проживает в Центральном (26,2%), Приволжском (21,5%) и Южном (15,8%) федеральных округах, самым малочисленным является Дальневосточный федеральный округ — 4,6% Потенциал репатриации русского населения из бывших республик Советского Союза, обеспечивший массовый миграционный приток в первой половине 1990-х гг., в настоящее время исчерпан.
По данным Госкомстата, валовая миграция (включающая рос¬сиян, выезжающих за рубеж, и иностранцев, въезжающих в Рос¬сию) за 1992-2020 гг. превысила 9,8 млн. человек.
Рассмотрим основные показатели международной миграции в России в 90-е гг. и в начале XXI в. [10, С. 78].
На первом этапе (1948-1970 гг.) в силу закрытости страны и в условиях жестких ограничений на выезд за рубеж эмиграция была мало заметным явлением в жизни общества. По имеющимся оцен¬кам, в этот период в результате эмиграции бывший СССР потерял около 60 тыс. человек. Выезд за рубеж был крайне затруднен не только по военным и экономическим соображениям, но и глав¬ным образом по политическим мотивам, ибо страна в те годы, как считалось, являлась воплощением лучшей в истории модели обще¬ственного устройства.
Второй этап (1971-1980 гг.) — период начавшейся либерали¬зации эмиграционной политики. В результате выезд из страны за рубеж на постоянное место жительства, по сравнению с предше¬ствующим периодом, заметно возрос — в среднем за год с 3 тыс. до 35 тыс. человек. Правда, послабление в процедурах выезда за гра¬ницу коснулось лишь отдельных этнических групп населения, в первую очередь евреев, немцев, армян и греков, миграция которых рассматривалась как выезд на историческую родину или для вос¬соединения семей.
В 1980 г. из России выбыло 780 тыс. человек, в том числе в другие республики СССР — 773,6 тыс. и в другие страны — 7 тыс. (Изра¬иль — 4,1 тыс.; Германия — 1,3 тыс.; Болгария — 0,5 тыс.).
Несмотря на то, что главным мотивом эмиграции в этот период были репатриация или воссоединение с родственниками, объектив¬но люди уезжали, прежде всего, в результате возрастания экономи¬ческих трудностей, замедления роста уровня жизни населения, уси¬ления недовольства политической системой в стране.
На третьем этапе (1981-1985 гг.) в развитии эмиграции наступил резкий спад. За этот период из России в страны дальнего зарубежья в среднем за год уезжало всего около 4 тыс. человек. Среди факторов, «работавших» на сдерживание и почти полное прекращение эмигра¬ции, важное место занимали смена курса руководства страны, рас¬ширение командно-административных, в том числе запретительных методов управления. В 1985 г. по сравнению с 1980 г. эмиграция в Германию снизилась в 3 раза, в Израиль — в 6,5 раза, в США — вдвое. Но в пределах СССР миграция по-прежнему была активной. В 1985 г. из России в другие республики СССР выехало 702 тыс. че¬ловек, в том числе в Украину — 325 тыс.; в Казахстан — 115,8 тыс.
Четвертый этап (1986-1990 гг.) — период быстрорастущего потока краткосрочных поездок, а также эмиграции за рубеж на постоянное место жителе связанный с кардинальными изменениями политической и социально-экономической системы. Ситуация во внешней миграции населения заметно изменилась в конце 80-х гг., когда в ходе перестройки были значительно упрощены процедура и порядок из страны за границу. При этом резко выросло не только число выезжающих за рубеж на постоянное место жительства, но и количество маятниковых и челночных миграций.
Пятый этап (1991—1995 гг.) — период стабилизации эмиграции на сравнительно высоком уровне (около 100 тыс. человек в год). Несмотря на явный перелом в динамике роста, эмиграция сохранила свой проблемный характер. Так, число выехавших в этот период из России на постоянное место жительства за рубеж составило более 0,5 млн. человек, или более 70% от общего числа выехавших страны в 1981 — 1995 гг.
Во второй половине 90-х гг. произошли существенные изменения в структуре эмиграционного потока: если в 1993 г. немцы составляли 53,5 % эмигрантов, русские — 24 %, евреи — 15,8 %, то в 2000 г. доля немцев сократилась до 36,2 % всех выехавших, евреев — до 7,3 %, а доля русских увеличилась на 73 %, достигнув 41,5 %.
В 90-е гг. география эмиграции русских была значительно шире, чем евреев и немцев. Около 50% из них направлялось в Германию, более 20 % — в Израиль, 12 % — в США. Эмиграция русских в США имела тенденцию к сокращению — если в 1994 г. в США направля¬лись 18 % эмигрантов-русских (4,4тыс. человек), то в 2000 г. — толь¬ко 12 % (3,1 тыс. человек). Вместе с тем доля русских в эмиграцион¬ном потоке из России в США постоянно увеличивалась — к 1994 г. она составляла 42,4%, в 1998 г. — 63 9%, в 2000 г. — 65% [ 13, С. 62 ].
Таким образом, в течение 90-х гг. XX столетия произошли суще-ственные сдвиги в эмиграционных процессах. Если в начале 90-х гг. эмиграция в страны дальнего зарубежья носила в целом ярко выра¬женный этнический характер, то во второй половине 90-х гг. эми¬грация постепенно теряет эту специфическую черту.
Составной частью проблемы внешней трудовой миграции яв¬ляется трудоустройство российских граждан за границей. Оно идет, как правило, по трем основным легальным каналам: в рамках международных соглашений, через посреднические организации и самостоятельно. Россия подписала межправительственные согла¬шения по внешней трудовой миграции с ФРГ, Финляндией, Швей¬царией, Китаем, Польшей, Словакией.
За период 1995-2020 гг.: численность российских граждан, тру-доустроенных за границей, увеличилась почти в 3 раза. Вместе с Тем, несмотря на довольно быстрый рост экспорта рабочей силы из России, их число уступает численности иностранных граждан, привлекаемых для работы в Россию, более чем в 6 раз.
Однако реальные масштабы российской трудовой миграции (как экспорта, так и импорта рабочей силы) значительно превы¬шают официальные данные за счет самостоятельного трудоустрой¬ства и нелегальной миграции. Быстрый рост масштабов трудовой миграции высококвалифицированных специалистов в условиях глобализации способствует формированию и развитию наукоем¬ких и высокотехнологичных секторов экономики. В современных условиях специфика этого процесса заключается в том, этот поток практически имеет один вектор, направленный в развитые страны или между этими странами.
Что касается иммиграционных процессов, то в силу сложившейся политической, экономической и социальной ситуации Россия не привлекает проживающих в дальнем за¬рубежье, особенно в странах с развитой рыночной экономикой.
Незначительное количество иммигрантов (12 тыс. человек) при¬ехали из этих стран. Так, из Германии прибыли 1832 человека, из Израиля — 1620, США — 455, Греции — 226. Среди прибывших иммигрантов доля людей, не достигших трудоспособного возрас¬та, составляет 8,4 %, старше его — 6,4 %, а трудоспособного возрас¬та — 85,2% [12, С. 128].
В Россию с 1994 по 1999 г. на работу было привлечено из стран СНГ 669,6 тыс. легально прибывших работников. Основной их экс¬портер — Украина (66,4% в 1999 г.). Из Молдавии прибыло 9%, из Армении — 5,5, Таджикистана — 4,4, Узбекистана — 3,6, Азербайд¬жана — 3, Казахстана — 1,8%. Менее одного процента составляет численность приехавших на работу из Киргизии (0,6), Туркмении (0,2). Сократилась с 8,2 % до нуля численность работников из Бело¬руссии. (Приводя эти цифры, ученые и работники миграционных служб отмечают, что внешняя трудовая миграция может быть и не¬законной, которая не отражена в официальной статистике.)
В 1994-1998 гг. в нашу страну прибыло 584,3 тыс. трудовых ми-грантов из стран дальнего зарубежья. В 1998 г. доля граждан Тур¬ции составила 14,7%, Китая — 9,6, стран бывшей Югославии — 5,8, КНДР — 3,9, Польши — 1,4, США — 0,9, Словакии — 0,5%. Из общего числа трудовых мигрантов 37,3 % составили лица в воз¬расте 30-39 лет; 27,6% — 40-49 лет, 23,5% — 18-29 лет, 8,4% -50—55 лет, 3% — старше 55 лет, 0,2% — 16—17 лет. Среди отраслей экономики, где они заняты, преобладало строительство — 51,5%, на промышленность, оптовую и розничную торговлю, обще¬ственное питание, транспорт и связь, сельское хозяйство, общую коммерческую деятельность по обеспечению рынка и операции с недвижимым имуществом приходилось от 6,0 до 9,5%. В лесном хозяйстве, геологии и разведке недр, геодезии и гидрометеороло¬гической службе, образовании, культуре и искусстве, науке и на¬учном обслуживании их доля составляла от 1,1 до 2,4%. Менее 1 % приходилось на жилищно-коммунальное хозяйство, непроиз¬водственные виды бытового обслуживания, здравоохранение, фи¬зическую культуру и социальное обеспечение, а также финансы, кредит, страхование, информационно-вычислительное обслужива¬ние, управление. Иностранные граждане работали в основном в Москве и Московской области, Ямало-Ненецком и Ханты-Ман¬сийском автономных округах, Приморском крае, Белгородской и Ростовской областях.
В 90-е гг. значительно возросла численность беженцев. Начиная с 1 июля 1992 г. статус вынужденного переселенца и бе¬женца обрели 1,6 млн. человек. Часть вынужденных мигрантов сня¬лась с учета, многие из них по разным причинам не получили дан¬ного статуса. На начало 2001 г. их численность составила 808,3 тыс. человек: 291,4 тыс. приехали из Казахстана; 102,1 — из Узбекистана; 85,1 — из Таджикистана; 140 тыс. человек были вынужденными ми¬грантами в субъектах Российской Федерации. В 1999 г. 530 человек, получившие статус беженца, ранее проживали в Руанде, Афгани¬стане, Китае, Македонии, Иране, Судане, Уганде, бывшей Югос¬лавии. В общее число вынужденных переселенцев вошли 157,4 тыс. человек, которые проживали на российской территории и получили данный статус.
Всего с начала регистрации на 1 января 2003 г. в России насчи-тывалось 505,7 тыс. вынужденных переселенцев и беженцев, в том числе 492 тыс. вынужденных переселенцев и 13,8 тыс. беженцев.
Наибольшее число переселенцев и беженцев отмечалось в Ингуше-тии— 29,3 тыс.; Северной Осетии-Алании — 31,4тыс.; Ставрополь¬ском крае — 18,7 тыс; Оренбургской области — 23,7тыс; Алтайском крае — 22,2 тыс.; Новосибирской области — 23,4тыс.; Кемеровской области — 13,9 тыс.; Самарской области — 14,5 тыс.; Краснодарском крае — 15,5 тыс.; Воронежской области — 15,4 тыс. [9, С. 67].
Основную долю мигрантов, переселяющихся в Российскую Фе-дерацию из соседних республик, формируют русские,- численность которых в 1989 г. в этих республиках составляла 25,3 миллиона че¬ловек. По официальным данным, за период 1989—2002 гг. нетто-миграция русского населения в Россию из стран СНГ и Балтии со¬ставила около 3,3 млн. человек. Реальная миграция была намного выше [9, С. 68].
За годы реформ наша страна вошла в тройку ведущих миро¬вых центров иммиграции (после США и Германии). В среднем в 1992—2020 гг. за год США «впитывали» 925 тыс. человек, Герма¬ния — 865 тыс. Для России соответствующий показатель был на уровне 610 тыс. Основными факторами развития такой тенденции являются:
— геополитическое переустройство постсоветского простран¬ства, изменение национально-политической ориентации в госу¬дарствах старого и нового зарубежья;
— развал в республиках бывшего СССР крупных промышленных предприятий (особенно в высокотехнологичных отраслях), на кото¬рых работало в основном русскоязычное население;
— более прочное экономическое положение и более высокий уровень жизни в России по сравнению со странами СНГ, Азии, Африки, Ближнего и Среднего Востока;
— развитие в результате экономических реформ на российском рынке труда альтернативных форм занятости, связанных с рас¬ширением частного сектора, индивидуальной трудовой деятель¬ности, смешанных форм собственности с участием иностранного капитала.
Рост иммиграции для страны-реципиента, как показывает ми¬ровая практика, имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Для России такими положительными последствиями явились:
— за счет иностранных граждан в значительной мере решается нехватки рабочей силы в трудодефицитных отраслях экономики и регионах страны (нефте- и газодобыча в Западной Сибири, содер¬жание и развитие инфраструктуры, строительство);
— миграционный приток населения из-за рубежа позволил более чем наполовину компенсировать «естественную» убыль населения России в 1992-2020 гг.
Основной целью государственной миграционной политики яв¬ляется регулирование миграционных потоков, преодоление нега¬тивных последствий стихийно развивающихся процессов мигра¬ции, создание условий для беспрепятственной реализации прав.

Это интересно:  Спвка от бухгалтерии для предоставления работником в пфр

Особенности внешней и внутренней миграции в России

Эпоха глобализации характеризуется взрывом национализма, развитием национально — и этнополитических конфликтов, что в свою очередь приводит к парадоксальному явлению глобализации — росту национального самосознания в условиях стирания межгосударственных границ. Следствием переформирования межгосударственных границ и эскалации межэтнических конфликтов после распада СССР явились интенсивные попытки регуляции миграционных процессов на территории бывших стран Союза. С другой стороны, развитие рыночных отношений, принцип свободы передвижения, демократизация институтов общества способствовали дальнейшей либерализации миграции и активации трансграничной мобильности трудовых мигрантов, переселению из экономически депрессивных зон в экономически более развитые.

Второй эмиграционный поток — это растянутый на весь период с 1970 по 1988 выезд из СССР на постоянное место жительства в другие страны по этническим и политическим мотивам. В этом потоке присутствуют две составляющие: первая — так называемая еврейская эмиграция в США и Израиль (примерно 200 тыс. человек); вторая — диссиденты, покинувшие в тот период СССР, их число крайне невелико в масштабах всей страны и не превышает 50 тыс. чел.

Трудовая миграция

Миграция работников из развивающихся стран в развитые страны постоянно росла в послевоенный период и к концу 1980-х гг. составляла не более 4,2% от общего уровня рабочей силы промышленно развитых стран (на США приходилась основная масса этого роста — более 80% новых мигрантов из развивающихся стран, в то время как на Канаду и Австралию приходилось 10%). В Европейском союзе мигранты в основном были сосредоточены во Франции, Германии, Италии и Великобритании. В период после 1990-х гг. количество лиц, прибывающих из развивающихся стран, возрастало намного более высокими темпами, чем из других стран, и мигранты из них составляют почти 60% всех трудящихся-мигрантов в развитых странах.

Это интересно:  Санаторий тарховский министерства обороны официальный сайт

Международные мигранты — это работники различной квалификации. Верхнюю строчку в этом списке занимают специалисты и управляющие, которые перемещаются в рамках внутренних рынков труда транснациональных корпораций при расширении торговли или направлении прямых иностранных инвестиций. Эти так называемые «перемещенные лица внутри компаний» все чаще встречаются в более динамичных районах мира, куда они приносят с собой новые способы производства и управленческие методы. Три четверти таких работников переводятся из одной богатой страны в другую, особенно через Атлантический океан, в то время как остальные в основном перемещаются между новыми индустриальными странами в Восточной Азии и Южной Америке. Помимо перемещения в рамках этих внутренних рынков отмечаются и крупные потоки специалистов и высококвалифицированных работников, которые обладают квалификацией в таких областях, как информационные и телекоммуникационные технологии, здравоохранение, образование, морской и воздушный транспорт, журналистика и коммуникация, а также индустрия развлечений.

Чем отличается миграция от эмиграции

Есть ряд причин, которые отмечают эксперты и контролирующие организации, по которым люди принимают решение о переезде из одной страны в другую. В частности, можно отметить, что как для иммиграции, так и для эмиграции, причины не слишком различаются.

Разумеется, с приездом большого количества иностранцев из малоразвитых стран, в принимающем государстве резко ухудшается криминогенная обстановка, и социальный уровень проживания. Чтобы иметь возможность контролировать поток мигрирующих, странами устанавливаются специальные квоты.

Внутренние мигранты и современный Казахстан

За последние годы обозначились существен­ные проблемы стихийных поселений, так на­зываемый «самострой» внутренних мигрантов вокруг больших городов, например, «Шанрак», «Бакай» в Алматы, «Ондирис» в Астане и дру­гие, в которых предстоит работа по решению со­циальных, экономических проблем.

Решить проблему эффективной социокуль­турной адаптации мигрантов в крупных горо­дах на наш взгляд могут культурные и образо­вательные ресурсы, основы которых должны быть сконструированы специалистами в области психологии, педагогики. Тогда как формировать толерантное отношение местного сообщества к внутренним мигрантам необходимо посредством средств массовой информации.

В чем разница миграции, иммиграции и эмиграции

Миграционное право регламентирует особенности передвижения людей, смены ими места пребывания или жительства, охватывая, в том числе, вопросы эмиграции и иммиграции. Многие не понимают, в чём отличие эмиграции, миграции и иммиграции, а между тем, разница между ними довольно существенная.

Эмиграция населения является сугубо добровольным процессом выезда за пределы родной страны, к гражданству которой человек принадлежит. Как правило, под «эмиграцией» подразумевают однократный выезд на длительный срок или, что называется, с концами. При этом человек не обязательно должен выходить из гражданства или отказываться от подданства своего государства. Тех, кто совершает эмиграцию, называют «эмигрантами».

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru