Правовые Положения Конституционнго Суда По Защите И Обеспечению Прав И Свобод Граждан Органами Местного Самоуправления

Содержание

Реферат на тему: Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка

Такие «слабые» муници­пальные органы правопорядка будут выполнять лишь некоторые функции ныне действующей ми­лиции общественной безопасности (местной ми­лиции), например: предупреждение и пресечение уличных и бытовых преступлений и администра­тивных правонарушений, обеспечение безопасности дорожного движения, осуществление в пре­делах предоставленных полномочий контроля за выполнением решений органов местного самоуправления. Структура муниципальных органов охраны общественного порядка в данном случае будет соответствовать решаемым задачам. Зарубежный опыт организации охраны обще­ственного порядка на самоуправляемых террито­риях признает любую из приведенных выше мо­делей и различные их варианты. В то же время, исходя из реалий современной криминологической и экономической ситуации в стране, пред­ставляется возможным рассматривать эти моде­ли не как противостоящие друг другу, а как до­полняющие их. Если первая модель в своем классическом виде более подходит для страны стабильной в социальном отношении, то вторая имеет переходный характер и больше применима для России сегодняшней. Выбор же конкретной модели муниципальных органов охраны общественного порядка, определение их функций и организационной структуры будет зависеть от совокупности социально-поли­тических, экономических, территориальных, криминологических факторов, исторических, на­циональных и иных местных традиций. Однако в любом случае можно ожидать, что создание муниципальных органов охраны общественного по­рядка позволит решить извечные полицейские проблемы: отчужденность от обслуживаемого населения, информационный вакуум и социальный контроль. Социализация правоохранитель­ной системы, тенденция которой наметилась уже сейчас, является объективной потребностью. Построение гражданского общества диктует необходимость создания сил правопорядка, макси­мально приближенных к населению, наиболее полно учитывающих интересы жителей конкрет­ных территорий, активно взаимодействующих с гражданами и действующих под их постоянным контролем. Именно такими качествами могут и должны обладать муниципальные органы охра­ны общественного порядка. Список литературы Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, № 3, с.15. Авакьян С.А. Местное самоуправления в Российской Федерации: концепция и решения нового закона. // Вестник Московского университета. Серия “Право”, 1996, № 2, с.19. Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право, № 12, 1997, с.33-36. См., например: Бельский К.С. О функциях исполнительной власти. // Государство и право, 1997, № 3, с.15. См.: Авакьян С.А. Местное самоуправления в Российской Федерации: концепция и решения нового закона. // Вестник Московского университета. Серия “Право”, 1996, № 2, с.19. Кононов А.М. Роль и место органов местного самоуправления в осуществлении охраны общественного порядка // Государство и право, № 12, 1997, с.33-36.

РОЛЬ И МЕСТО ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА В Конституции Российской Федерации функция охраны общественного порядка — важнейшая социальная функция любого государства — имеет, образно выражаясь, двойной адрес. Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся и совместном ведении Российской федерации и ее субъектов. При этом осуществление мер по обеспечению законности прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью отнесено к полномочиям правительства Российской Федерации (п. “е” ст. 114 Конституции РФ). 3десь можно отметить, что нередко в научной литературе функцию охраны общественного порядка характеризуют как первую основную функцию исполнительной ветви государственной власти. В то же время в соответствии со ст. 132 Конституции РФ охрана общественного порядка — это функция органов местного самоуправления. Конституционное положение о том, что они вправе самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка развивается в Федеральном законе «0б общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 г. В нем охрана общественного порядка названа вопросом местного значения и отнесена к ведению муниципальных образований (п.8 ст.6 Закона). В данном случае, представляется абсолютно справедливым существующее мнение о заведомой безрезультативности любых попыток выделения каких-либо “местных дел”, принципиально отличных от государственных. Функция охраны общественного порядка имманентно присуща местному самоуправлению: полнокровное само­управление немыслимо без возможности удовлетворения населения в должном общественном порядке. Вместе с тем, вопросы охраны общественного порядка имеют местное значение лишь в том плане, что решаются на конкретной территории и данными субъектами мест­ного самоуправления, несомненно, оставаясь при этом частью общегосударственного дела обеспе­чения правопорядка и стране Таким образом, для определении роли и места органов местного самоуправления в решении во­просов охраны общественного порядка, необходимо установить, какая часть отношений, составляющих общественный порядок, подлежат регулированию и должна охраняться на общегосударственном уровне, а какая — на муниципальном. Представляется, что интересы местного само­управления в области охраны общественного по­рядка могут быть связаны прежде всего с воз­можностью реализации конкретных потребностей населения и обеспечении личной и имущественной безопасности, поддержании обстановки общественного спокойствия, создании благоприятных условий для нормального функционирования предприятий, учреждений, организаций, труда и отдыха граждан, уважения их чести, человеческого достоинства и общественной нравственности. При таком подходе основное внимание государства будет направлено на разработку общегосударственных программ укрепле­ния правопорядка в стране, создание правовых и экономических условий решения на местах задач охраны общественного порядка.

Это интересно:  Какие Льготы Предусмотрены Инвалидам Пенсионерам 3 Группы В Украине

Анализ органов местного самоуправления в конституционно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина

31. Мархгейм М.В. Защита прав и свобод человека и гражданина в современной России: системная конституционная модель, проблемы ее функционирования и совершенствования. Монография. — Ростов-на-Дону: Ростиздат, 2022. — 198 с.

Понятие местного самоуправления, нормативно-правовое регулирование его деятельности в Российской Федерации. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления. Государственный контроль за осуществлением государственных полномочий.

Повышение оригинальности

Введение 3
Глава 1. Теоретико-правовое развитие системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления 5
Глава 2. Нормативно-правовое регулирование прав, свобод и обязанностей человека и гражданина на территории муниципального образования 21
Глава 3. Место и роль органов местного самоуправления в системе субъектов обеспечения прав и свобод человека и гражданина 33
Глава 4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления в ряде зарубежных стран 51
Заключение 61
Список используемых источников 64

Актуальность и значимость избранной темы для юридической науки и практики. Права и свободы человека и гражданина являются признаком правовой системы любого государства, где гарантируется демократическая и правовая организация государственной власти. Закрепляя положения о защите прав и свобод человека и гражданина, Конституция РФ в ст. ст. 130 — 133 не устанавливает обязанности местного самоуправления по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, однако устанавливает, что они определяют деятельность местного самоуправления. На международном уровне защита прав человека также не отнесена к сфере компетенции органов местного самоуправления. На местном уровне создаются необходимые условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, что позволяет населению муниципального образования самостоятельно решать вопросы местного значения.
Целью настоящей работы является анализ органов местного самоуправления в конституционно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина (на примере центрального федерального округа).
При исследовании темы настоящей работы перед нами поставлены следующие задачи:
1) теоретико-правовое развитие системы обеспечения прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления;
2) исследовать нормативно-правовое регулирование прав, свобод и обязанностей человека и гражданина на территории муниципального образования;
3) выявить место и роль органов местного самоуправления в системе субъектов обеспечения прав и свобод человека;
4) изучить обеспечение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления в ряде зарубежных стран.
Объектами данного исследования выступают органы местного самоуправления в конституционно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина на примере центрального федерального округа.
Предметом исследования выступают нормы муниципального законодательства Центрального федерального округа, регулирующие деятельность органов местного самоуправления по защите прав и свобод человека и гражданина.
Теоретической базой исследования стала многочисленная литература, содержащая соответствующие исследования, статьи, диссертационные работы следующих авторов: Л.Л. Беломестных, Е.И. Васильевой, Н.В. Витрук, З.Р. Гаджиевой, К.К. Гасанова, О.Н. Дорониной, Г.И. Иванова, В.А. Лебедева, В.В. Маклакова, Н.А. Михалева, Н.А. Мошкиной, Л.А. Нудненко, Е.И. Сидоровой, И.И. Теплякова, Е.Н. Хазова и многих других.
Методологическую основу исследования представлена общенаучными и частнонаучными методами, такими как анализ, дедуктивный, диалектический, логический, формально-юридический методы.
Новизна исследования заключается в рассмотрении органов местного самоуправления в качестве субъектов, обеспечивающих защиту прав и свобод граждан.
Структура исследования обусловлена непосредственно целью исследования и вытекающими из него задачами. Данная работа состоит из введения, четырех глав, заключения и списка используемых источников.

Анализ органов местного самоуправления в конституционно-правовом механизме обеспечения прав и свобод человека и гражданина

Сущность, понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей. Личные (гражданские), политические, социально-экономические права человека и гражданина. Нормативное содержание и реализация конституционных прав и свобод.

Это интересно:  Детские игрушки косгу

Понятие, содержание и объем «основных» и «конституционных» человеческих прав и их историческое развитие. Основные аспекты международной защиты прав и свобод человека и гражданина. Государственная защита прав и свобод граждан в Российской Федерации.

Обеспечение органами местного самоуправления конституционных социально-экономических прав и свобод человека в Российской Федерации

Понятие, содержание и объем «основных» и «конституционных» человеческих прав и их историческое развитие. Основные аспекты международной защиты прав и свобод человека и гражданина. Государственная защита прав и свобод граждан в Российской Федерации.

Конституционно-правовая природа социально-экономических прав и свобод. Государственные гарантии и защита социально-экономических прав и свобод. Причины неэффективного функционирования механизма реализации социально-экономических прав и свобод в России.

Обеспечение и защита прав и свобод граждан органами местного самоуправления в Российской Федерации: полномочия и формы их осуществления

1 См.: Витрук Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан // Конституционный статус личности в СССР. М., 1980. С 195-196. См., также: Витрук Н.В. Общая теория правового положения личнос-ти. —М., 2022. С. 305-314.

Таким образом вполне оправданным является выделение особого вида гарантий — муниципальных гарантий прав и свобод человека и гражданина6. По своей сущности они едины с государственными гарантиями в том, что, как и последние, представляют собой систему условий, обеспечивающих удовлетворение благ и интересов человека и гражданина. Функциональное действие муниципальных гарантий имеет ограниченные пределы территориального распространения. Они действуют в рамках своих муниципальных образований; их основной функцией является исполнение обязательств местного самоуправления в сфере реализации прав и свобод человека и гражданина по месту жительства, как члена местного сообщества. Полнота прав и свобод человека и гражданина на муниципальном уровне, а также реальность соответствующих прав, степень их гарантированности с точки зрения фактических возможностей человека участвовать в решении вопросов местного значения, пользоваться социально-культурными и иными благами местного сообщества являются одними из главных критериев оценки уровня развития местного самоуправления.

РОЛЬ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ В ПРАВОВЫХ ПОЗИЦИЯХ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 ют свое олицетворение в российских институтах государственности, в конечном счете в рамках определенных судебно-конституционных процедур он реализует и «преобразовательную» функцию, направленную на разработку и модификацию конституционно-правовой доктрины развития государственности1. В силу указанных аргументов в практике Конституционного Суда совсем не случайно вопросы российской государственности, организации и функционирования государственной и муниципальной власти занимают одно из центральных мест. По данным официального сайта Конституционного Суда Российской Федерации, в годы из 4062 обращений по вопросам организации публичной власти на местное самоуправление приходилось 1493 обращения, что составляет примерно 37 процентов». В последующие годы процент обращений по этой категории дел возрос. По информации, содержащейся на сайте Конституционного Суда Российской Федерации, за период с 1995 по 2022 год из 6483 обращений по вопросам организации публичной власти на местное самоуправление приходится 2745 обращений, что составляет 42 процента. С 1 января 2022 года по вопросам местного самоуправления из 532 обращений поступило еще 25 обращений3. Учитывая важность правовых позиций Конституционного Суда РФ, их свойство отражать состояние тех или иных общественных отношений, представляется перспективным их исследование на предмет выявления роли органов местного самоуправления в обеспечении прав и свобод личности, правозащитный потенциал которых очевиден, хотя напрямую конституционно не закреплен. В качестве примера можно указать Постановление Конституционного Суда РФ от 18 мая 2022 г. 9-П. Оно было вынесено по делу о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с жалобой гражданина Н.М. Савостьянова4. Здесь Конституционный Суд РФ, отмечая взаимосвязь положений Конституции Российской Федерации, говорит о том, что органы местного самоуправления обеспечивают права и обязанности граждан, связанные с участием непосредственно, а также через выборные и другие муниципальные органы в самостоятельном решении вопросов местного значения, в том числе путем определения структуры органов местного самоуправления и формирования органов муниципальной власти. Под обеспечением права обычно понимается признание, соблюдение и защита права. Таким образом, из положения Постановления можно сделать умозаключение об участии органов местного самоуправления в защите политических прав граждан (право избирать и быть избранным, право на участие в управлении делами общества и др.). Б НМрь Н С Местное самоуправление и конституционное правосудие: консгитуционализацил муниципальной демократии в России. — М.: НОРМА, 2022., n’tp Vwww ksrf ru/conmct/review htm 4 np^vwww.ksrfrwrutreatnients/paaes/newreterenceaspx СЗ РФ. 20! Ст

Это интересно:  Каким Цветом Отмечены Жилые Зоны На Кадастровой Карте

4 244-0 «По жалобе граждан Вихровой Любови Александровны, Каревой Екатерины Ивановны и Масловой Валентины Николаевны на нарушение их конституционных прав п. 1 ч. 1 ст. 134, ст.ст. 220 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации»1. Так, Конституционный Суд РФ, рассматривая право на судебную защиту и его гарантии, говорит о том, что осуществление конституционных отношений, которые связаны с непосредственным действием основных прав и свобод, согласуется с тем, что личность в ее взаимоотношениях с государством и местным самоуправлением является не объектом их деятельности, а равноправным субъектом. И такой субъект вправе защищать свои права любыми законными способами, а также спорить с государством и муниципальными органами, которые, в свою очередь, связаны принципами законности и верховенства прав и свобод человека и гражданина. Из данной правовой позиции очевиден факт признания Конституционным Судом РФ подчинения органов местного самоуправления при осуществлении своей деятельности закону и правам человека. Такое подчинение означает не только ненарушение прав и свобод личности, но и действие в их интересах, их признание, соблюдение и защиту. В качестве еще одного примера можно привести Постановление Конституционного Суда РФ от 5 февраля 1993 г. 2-П «По делу о проверке конституционности правоприменительной практики, связанной с судебным порядком рассмотрения споров о предоставлении жилых помещений; о проверке конституционности административного порядка выселения граждан из самоуправно занятых жилых помещений с санкции прокурора; о проверке конституционности отказа в возбуждении уголовного дел»2. В этом Постановлении затрагиваются жилищные права граждан и говорится, что переселение жильцов из домов, грозящих обвалом (аварийных), возлагается на региональных органы исполнительной власти и муниципальные органы. Также Конституционный Суд РФ отметил, что органы местного самоуправления обязаны осуществлять контроль за состоянием жилых домов, находящихся на территории муниципального образования. Такая позиция высшей судебной инстанции соответствует положениям Конституции Российской Федерации, в которых закреплена обязанность органов местного самоуправления создавать условия для осуществления права на жилище (ч. 2 ст. 40). Конституционное право на жилище означает юридически гарантированную возможность каждого быть обеспеченным постоянным жилищем3. Необходимо также обратить внимание на то, что обязанность соответствующих муниципальных органов переселять жильцов из аварийных домов, проживание в которых является небезопасным, корреспондирует важнейшему неотъемлемому праву человека — праву на жизнь. Таким образом. Конституционный Суд РФ не только напрямую говорит об обязанности органов местного самоуправления за- IС З РФ Ст з Ведомости СНД РФ и ВС РФ Ст 445. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина. Л.В. Лазарева. М.: Эксмо, С

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления в ряде зарубежных стран

Наиболее значимые нормы, регулирующие гражданские права и свободы, содержатся в Первой поправке к Конституции США, которая регулирует свободу религии, речи, печати, собраний. Он выступает в качестве правовой либо, скорее, конституционной основы образования и функционирования всех негосударственных органов и организаций, как изначальной правовой основы для разработки и публикации разных правовых актов, регулирующих внутреннюю жизнь и действие этих учреждений. Являясь значимой формой защиты гражданских прав и свобод, первая поправка отражает тезисы натурального права и свободного правительства, которые сыграли большую роль в образовании доктрины гражданских прав и свобод Америки.

Если вы сравните конституцию штата Калифорния и Основной закон Калужской области, также имеется достаточное количество сходств в вопросе защиты прав и свобод человека и гражданина. Оба эти законодательных акта указывают на защиту и обеспечение государством (регионом) основных прав и свобод, закрепленных как в Основном законе, так и в основных конституциях государств.

Гарантия права местного самоуправления на судебную защиту

Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2022 г. № 105-0 «По запросу Главы Республики Коми о проверке конституционности пункта 4 статьи 10 и части 5 статьи 27 Закона Республики Коми «О местном самоуправлении в Республике Коми» [21] установило, что в аспекте конституционных гарантий организации местного самоуправления это означает обязанность, как федерального законодателя, так и законодателя субъекта Российской Федерации обеспечивать безусловное право населения, избранных им представительных органов местного самоуправления самостоятельно, без вмешательства органов государственной власти и государственных должностных лиц формировать органы местного самоуправления, в том числе избирать главу администрации муниципального образования.

В этом же Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации признал право на обращение с конституционной жалобой акционерных обществ, товариществ и обществ с ограниченной ответственностью как объединений — юридических лиц, созданных гражданами для совместной реализации соответствующих конституционных прав.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru