Должен ли работник быть ознакомлен с материалами служебной проверки

Приказ МВД РФ от 26 марта 2022 г

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 24 декабря 2022 г. N 1140 «Об утверждении Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации»*(4).

Речь идет о проверках в центральном аппарате, территориальных органах, образовательных учреждениях, научно-исследовательских, медико-санитарных и санаторно-курортных организациях, окружных управлениях материально-технического снабжения системы Министерства, иных организациях и подразделениях, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий органов внутренних дел.

Работник вправе ознакомиться с материалами расследования

Если он отказывается подтвердить своей подписью факт ознакомления с актом, это надо засвидетельствовать подписями независимых лиц.Все материалы СР подлежат описи и сшиву в единое дело, которое хранится в архивах автономного учреждения. Для упрощения документооборота рекомендуется завести журнал учета СР.

Пленума Верховного суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» работодатель обязан доказать не только факт совершения работником дисциплинарного проступка, но и факт учета тяжести этого проступка при наложении взыскания на работника, а также другие обстоятельства. То есть свою позицию в суде работодатель должен подтвердить доказательствами, а в случае голословных обвинений в отношении работника, работодатель сам может понести ущерб в результате удовлетворения встречного иска работника. Если же речь идет об уголовном преступлении со стороны работника в отношении работодателя или его имущества, то необходимость проведения служебного расследования обусловлена возможной уголовной ответственностью самого работодателя по ст. 306 Уголовного кодекса РФ (заведомо ложный донос).

Должен ли работник быть ознакомлен с материалами служебной проверки

Уважаемые коллеги. Столкнулся с такой вот задачей, связанной с реформой МВД.
На основании заключения по материалам служебной проверки по факту нарушения сотрудником ОВД служебной дисциплины сотрудник был уволен по «резиновому» основанию – в связи с утратой доверия.
В момент ознакомления с заключением по служебной проверке ему позволили лишь прочесть заключение, отказали в его копировании и в ознакомлении со всеми остальными материалами служебной проверки, что лишило его возможности воспользоваться правом на защиту, поскольку сразу после ознакомления с заключением его ознакомили с приказом об увольнении. Таким образом, сотрудник фактически был лишен возможности заявить ходатайства, задавать вопросы, заявлять отводы, приводить дополнительные обоснования своей невиновности и т.п.
Отказ в ознакомлении с материалами служебной проверки ОВД мотивировал тем, что они (материалы) являются документами ограниченного распространения, имеют гриф «Для служебного пользования» и, кроме того, в соответствии с п.2 ч.6 ст. 52 ФЗ РФ «О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 30.11.2022 № 342-ФЗ сотрудник имеет право знакомиться только с заключением по служебной проверке. Право на ознакомление с иными ее материалами в вышеприведенных нормативных актах буквально не регламентируется, а значит, по мнению работодателя, такое право отсутствует.
Служебная проверка проводилась только в отношении сотрудника, в связи с чем, считая, что ознакомление с ее материалами не может повлечь негативных последствий для кого бы то ни было, а так же будучи убежденным, что такой отказ нарушает его право на доступ к информации, он обратился с заявлением в районный суд, в котором просил обязать ОВД ознакомить его с материалами служебной проверки.
Доводы истца в суде (районном и апелляционной инстанции):
В соответствии с ч. 2 ст. 24 Конституции РФ «Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом».
Поскольку материалы проводимой только в отношении сотрудника служебной проверки содержат информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы, отказ в ознакомлении его с этими материалами незаконен.
Указанная конституционная норма получила дальнейшую детализацию в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2022 № 149-ФЗ.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 названного ФЗ РФ от 27.07.2022 № 149-ФЗ «Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы».
В соответствии с частью 1 статьи 9
названного ФЗ РФ от 27.07.2022 № 149-ФЗ «Ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами».
Вынося решение, Суд в нарушение приведенных законоположений не сослался на какой-либо Федеральный закон, ограничивающий право на ознакомление с материалами проводимой в отношении сотрудника служебной проверки, а сослался на положения п.2 ч.6 ст. 52 ФЗ РФ от 30.11.2022 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации», регламентирующего в качестве права сотрудника, в отношении которого проводится служебная проверка – его ознакомление с заключением по служебной проверке, а также на приказ МВД, относящий материалы служебной проверки к документам ДСП.
Необходимо отметить, что данное законоположение, определяя право сотрудника знакомиться с заключением по служебной проверке, не регламентирует ограничения права сотрудника на его ознакомление с иными материалами проведенной в отношении него служебной проверки.
Данные материалы содержат информацию, на основании которой было принято решение о его увольнении из ОВД, в связи с чем их содержание непосредственно затрагивает его права и свободы.
Кроме того, отказ ОВД ознакомить его с материалами проведенной в отношении него служебной проверки, противоречит ст. 380 ТК РФ: «Работодатель, представители работодателя не имеют права препятствовать работникам в осуществлении ими самозащиты трудовых прав». Кроме того, в соответствии с положениями ст. 62 Трудового кодекса РФ «По письменному заявлению работника работодатель обязан не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления выдать работнику копии документов, связанных с работой (копии приказа о приеме на работу, приказов о переводах на другую работу, приказа об увольнении с работы; выписки из трудовой книжки; справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя и другое). Копии документов, связанных с работой, должны быть заверены надлежащим образом и предоставляться работнику безвозмездно»

Это интересно:  Вторичное оформления субсидии какие документы

Обжалуемые решения судов противоречат судебной практике, опубликованной в Бюллетене Верховного Суда РФ№ 10 2022 (Решение Верховного Суда РФ от 16 февраля 2022 г. N ГКПИ09-1605).
Из обозначенного решения становится очевидной позиция Верховного Суда РФ о недопустимости воспрепятствования ознакомлению лица с материалами, проведенной в отношении него служебной проверки.
Отказ в ознакомлении сотрудника с материалами проводимой в отношении него служебной проверки не позволяет ему осуществлять самозащиту своих трудовых прав (заявлять ходатайства, приносить жалобы и другими законными способами защищать свои права и свободы), что фактически ограничивает доступ к правосудию.
ИТОГ:
В удовлетворении исковых требований районным судом было отказано на вышеприведенных основаниях. (Материалы ДСП) Краевой суд оставил данное решение в силе.
Так что, ТУПИК?

Нужно ли знакомить сотрудника с материалами проверки

Письменное заключение по результатам служебной проверки подписывается руководителем подразделения государственного органа по вопросам государственной службы и кадров и другими участниками служебной проверки и приобщается к личному делу гражданского служащего, в отношении которого проводилась служебная проверка.

В соответствии со ст. 59 Федерального закона от 27.07.2022 N 79-ФЗ (ред. от 31.12.2022) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» служебная проверка проводится по решению представителя нанимателя или по письменному заявлению гражданского служащего. Гражданский служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право, в том числе ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами по результатам служебной проверки, если это не противоречит требованиям неразглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну.

Служебные проверки сотрудников

Служебные проверки сотрудников проводятся, в первую очередь, тогда, когда имеет место какое-либо правовое нарушение, проступок или иное событие, действие сотрудника, которое может повлечь за собой дисциплинарное/материальное наказание или увольнение совершившего проступок работника.

Главной целью проведения проверки является необходимость доказать или опровергнуть факт совершения проступка подозреваемым в нем работником и, исходя из результатов проверки, принять решение о последующих действиях относительно нарушителя. Если вина не была доказана, никакие меры не принимаются. В случае, когда был подтвержден факт нарушения порядка, в зависимости от его тяжести, нарушителю выносится наказание. В случае несерьезных проступков обычно ограничиваются дисциплинарным наказанием, выговором. В случаях, когда по вине работника было повреждено имущество организации, ему может быть предъявлено материальное взыскание. Самые серьезные нарушения караются увольнением.

Это интересно:  Сертификат при рождении ребенка в первый год брака условия

Должен ли работник быть ознакомлен с материалами служебной проверки

Правовой основой проведения служебной проверки является Федеральный закон № 342 — ФЗ от 30.11.11г. и приказ МВД России № 161- 2022г. « Об утверждении порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях министерства внутренних дел Российской Федерации» (далее Приказ) однако многие сотрудники задаются вопросом о возможности ознакомления с результатами проведенной служебной проверки (заключением).

Но в случае отказа сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, от подписи в ознакомлении с заключением составляется акт в произвольной форме, подписываемый не менее чем тремя сотрудниками (п.40 Приказа).

Как проводится служебная проверка в отношении работников

  • давать свои комментарии, объясняться, представлять документы или показания свидетелей о своей невиновности;
  • подать заявление на обжалования факта проверки и/или кандидатуры проверяющего;
  • получить заключение о служебной проверке в отношении работников.

Конечно, рассматриваемая процедура требует соответствующей документации. Однако не существует единой формы, по которой оформляют служебную проверку в отношении работников. Образец документа, который ее начинает, описывает и завершает, можно выполнять в свободной форме. Однако есть жёсткое требование к нему: подписание как участниками, так и проверяющим.

Как проходит служебная проверка сотрудников

В законе закреплено лишь понятие проверки, применяемое по отношению к государственным служащим. Все нюансы расследования содержатся в ФЗ №79 от 26 июня 2022 года. Относительно проверок в органах МВД РФ актуален приказ МВД от 26 марта 2022 года №161. Все остальные особенности и обстоятельства проверки можно найти в тех или иных статьях ТК РФ.

  • Работником допущен проступок, признаки которого изложены в статьях 192-193, 195 ТК РФ. Рациональность проведения расследования в этом случае обусловлена тяжестью последствий проступка. К примеру, проверка в обязательном порядке осуществляется при угрозе увольнения сотрудника. Она актуальна при прогулах работника, мелком и крупном хищении, разглашении тайны.
  • Трудящийся привлекается к материальной ответственности. Основания для привлечения, а также порядок взыскания средств изложены в статьях 232-233, 238-250 ТК РФ. Если работник привлечен к ответственности на основании результатов проведенной инвентаризации, дополнительно проводить расследование не нужно. Оно заменяется проверкой соответствующей комиссией.
  • Работник совершил деяние, которое может повлечь за собой увольнение. Перечень таких деяний изложен в статье 81 ТК РФ. К примеру, это необоснованное решение управленца, повлекшее за собой материальный ущерб для компании.
  • Были нарушены правила оформления трудового договора, которые зафиксированы в статье 84 ТК РФ. К примеру, это несовместимость обязанностей работника с имеющимися у него медицинскими противопоказаниями.
  • Обстоятельства, при наличии которых служебное расследование оговорено в нормативных актах. К примеру, это несчастные случаи во время выполнения сотрудником своей работы.

Должен ли работник быть ознакомлен с материалами служебной проверки

Здравствуйте! Подскажите пожалуйста, возможно ли проведение проверки документации медицинского работника в его отсутствие на рабочем месте, объяснение возьмем на следующий день. Фактически он отсутствовал (уезжал по делам организации). Начальник требует его наказать, проверку уже провели. Знаю что объяснение берут в течении 3х дней и тд. Интересна практика рассмотрения судами таких дел. Мы можем сказать что он отказался от объяснения, составить акт. Будет ли наказание законным, если работник отсутствовал на момент проведения проверки.
Никаких внутренних актов по проведению проверок не имеем.

А то что делаете вы, называется грубым вторжением в частную жизнь, вы взяли с чужого стола документы, может это вы их испортили, или украли. Он вас и обвинит в их пропаже. При таком нахальном способе проведения служебной проверки пострадает только работодатель и собственно те лица, которые делали такую проверку.
На практике, работодатели быстро открещиваются от «устных» обещаний и приказов, так что заручитесь его подписью для начала.

Порядок проведения служебных проверок в МВД: основания, обстоятельства и последствия

Поручение уполномоченному работнику МВД проведение служебной проверки в соответствии с Приказом № 161 осуществляется путем оформления резолюции на свободном месте документа, описывающем основания ее проведения. Допускается составление отдельного акта или использование специального бланка с указанием даты и регистрационного номера документа, к которым он относится.

В соответствии со 161 Приказом МВД «О проведении служебных проверок», решение должно быть вынесено в течение двух недель с даты получения соответствующим начальником сведений, являющихся основанием для ее инициации.

О проведении служебной проверки

Здравствуйте! Я являюсь гражданским служащим. В отношении меня проведена служебная проверка по заявлению одного из сотрудника. По окончании проверки данному сотруднику направлено официальное письмо. Теперь этот сотрудник не согласен с решением комиссии и просит ознакомится с материалами проверки, хотя проверка проводилась в отношении меня. Имеет ли право данный сотрудник ознакомится с материалами служебной проверки, ведь проверка проводилась в отношении меня, и это я имею право ознакомится с материалами? Если можно со ссылкой на законодательство, т.к. необходимо дать письменный ответ заявителю. Спасибо!

Это интересно:  Срок подтверждения статуса малоимущей

Можно сослаться на ст. 8 Федерального закона от 27.07.2022 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», согласно которой гражданин имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы. Поскольку права и свободы сотрудника материалами служебной проверки в отношении Вас не затрагиваются, ему можно отказать в ознакомлении с материалами служебной проверки.

Служебное расследование: Трудовой кодекс о дисциплинарных взысканиях

  • Работодатель вправе запрашивать объяснительные, работник вправе отказаться от их написания. В этом случае, согласно ч.1 ст. 193 и ч.2 ст. 247 ТК РФ это фиксируется в акте об отказе представить пояснения. Такой акт подписывают лица, не состоящие в комиссии по расследованию, во избежание конфликта интересов. Кроме того, следует знать, что на дачу объяснений Трудовой кодекс РФ (ст. 193) предоставляет два дня.
  • Пояснения составляются в произвольной форме, и сотрудники вправе указать смягчающие (по их мнению) обстоятельства, или не признавать вину и пояснить, почему.
  • Составленный акт также дается на ознакомление сотруднику, наряду с другими материалами проверки. Право на отказ от подписи сохраняется и в этом случае.

Факт нарушения и его обстоятельства фиксируются в служебной записке на имя руководителя (если организация крупная —то непосредственного, если небольшая — директора). Директор же принимает решение о служебном расследовании. Этапами расследования являются:

Должен ли работник которому объявили замечание ознакомиться с актом проверки

Как уже было указано выше, с материалами проведенной в отношении истца служебной проверки он был ознакомлен под роспись в день обращения с такой просьбой.Порядок реализации права граждан на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими их права и свободы, помимо указанных выше законов определен также Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в соответствии с которым граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных федеральными законами.Этим Законом гражданам (физическим лицам) предоставлено право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ, информации непосредственно затрагивающей его права и свободы (ч. 1, 2 ст.

Но при необходимости (для обеспечения внутреннего учета) данную информацию можно отразить в разделе 10 «Дополнительные сведения». Последствия применения взыскания к работнику При наличии у работника дисциплинарного взыскания (неважно, замечания или выговора) работодатель вправе: — не выплачивать работнику стимулирующих выплат полностью или частично, если в локальных нормативных актах предусмотрено, что указанные выплаты при наличии непогашенных дисциплинарных взысканий не производятся; — при повторном (в течение года) нарушении трудовой дисциплины уволить работника (ч. 5 ст. 81 ТК РФ). Подробнее об увольнении за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей см. раздел «Увольнение за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей» настоящего материала.

Организация проведения служебной проверки

Если сотрудник решил поначалу подать рапорт о пересмотре дела начальству, то оно должно быть изучено в течение 1 месяца с момента получения. Если итоги разбирательства сотрудника не удовлетворили, и он все-таки решил написать заявление в суд, то сделать это должен в течение 10 дней с момента получения решения по рапорту.

  • выводы по итогам расследования, в том числе о вине или отсутствии вины в действиях проверяемого работника;
  • рекомендации по мерам воздействия в отношении виновного лица;
  • заключения по обстоятельствам, послужившим созданию инцидента;
  • заключения о наличии либо отсутствии условий, указанных в ст.14 ФЗ «О службе в органах МВД»;
  • выводы об имеющихся в деле деталях или их отсутствии, о которых сообщал работник;
  • при необходимости рекомендации к отправке дела в следственные структуры для принятия соответствующих мер;
  • предложения по юридической, социальной или психологической поддержке служащему;
  • рекомендации по мероприятиям о ликвидации допущенных нарушений;
  • при необходимости предложения об обращении в соответствующие организации для оспаривания ложных сведений, а также подачи заявления о защите чести и достоинства;
  • предложения о профилактических мерах.
kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru