Формирование Прав Ребенка В России

Содержание

Формирование государственной политики в отношении защиты прав детей в РФ

Государственная политика должна обеспечивать законодательное обеспечение прав ребенка. Так, конституционная норма, гарантирующая каждому право на жилище (ст. 40 Конституции РФ), нашла свое конкретное выражение в ч. 1 ст. 1, п. 3 ст. 2 ЖК РФ, согласно которым органы государственной власти и органы местного самоуправления должны предоставлять нуждающимся жилые помещения, и п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, где установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончании пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди. Аналогичная норма закреплена в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Нуждающиеся семьи обеспечиваются жильем. Так, в Москве в 2022-2022 годах планируется построить не менее 200 тысяч кв. м. социального жилья для многодетных семей, имеющих не меньше, чем пять детей, и вставших на учет на получение жилья до 1 марта 2022 г.*(3)

Международные организации по правам ребенка: кто за что отвечает

Как это ни парадоксально, но права детей нарушают сами взрослые и чаще всего этими взрослыми становятся родители. Такая ситуация вдвойне ужасна, поскольку ребенок, боясь, что его поместят в детский дом, молчит о своей беде и старается скрыть все то, что с ним происходит.

С принятием этого документа ребенок признавался самостоятельным субъектом права и впервые права несовершеннолетних детей получили также силу международного права. Главный принцип, который провозгласила Конвенция ООН – при рассмотрении вопроса, тем или иным образом связанного с детьми, в первую очередь учитываются интересы самого ребенка. Немаловажное значение имеют и такие тезисы, как право ребенка высказывать свое собственное мнение, а также право на жизнь и право на развитие.

История становления и развития института уполномоченного по правам ребёнка в России

Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ) открыл в 1997 г. свое Представительство в Москве в целях содействия в защите прав 30 миллионов российских детей на заботу и внимание, на здоровое и счастливое детство, а значит и в целях обеспечения всестороннего развития детей — будущего России. ЮНИСЕФ ведет работу по достижению этих целей, содействуя пропаганде прав ребенка, помогая семьям, правительству и гражданскому обществу в обеспечении основных потребностей детей и создавая тем самым условия, необходимые для того, чтобы каждый ребенок имел все возможности для полного раскрытия своего потенциала.

В Заключительных замечаниях Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Российской Федерации о реализации Конвенции о правах ребенка (2022 г.) содержится требование о введении в Российской Федерации независимого контроля за положением детей и формировании института уполномоченного по правам ребенка. С инициативами о введении института уполномоченного по правам ребенка также неоднократно выступали депутаты Государственной Думы, Совет Федерации, общественные, в том числе правозащитные, организации.

Права ребенка

Приоритетной задачей государства является не только содействие в реализации, но и защита прав ребенка, которая заключается в принятии соответствующих законов, создании государственных органов с определенными полномочиями и доведении до сведения граждан информации о применении государственной защиты в интересах несовершеннолетнего.

В рамках культуры, морали и нравственности защита прав детей в России сводится к борьбе с социальной, классовой, расовой, религиозной и национальной нетерпимостью (дискриминацией). Также применяется запрет на распространение отдельных видов рекламы (табачной и алкогольной продукции, печатных изданий, видео- и аудио- материалов, содержащих сцены насилия, проявления жестокости, порнографии, антиобщественного поведения) в виде обязательной ссылки на возможность ее просмотра только лицами старше 18 лет.

Это интересно:  Закон Тишины Во Владимире

Формирование Прав Ребенка В России

В этот период отношения между родителями и детьми начали изменяться. Уже отец и мать обязаны были предоставлять содержание детям в соответствии со своими возможностями. Однако родители могли отдавать непослушных детей в смирительные дома и подавать на них жалобы в суд.

Уравнивание прав ребенка с людьми произошло после выхода «Декларации прав ребенка» К.Н. Вентцеля от 25 сентября 1917 года. На ее основе для Учредительного собрания был написан документ под названием «Отделение школы от государства и декларация ребенка» [3, с. 23].

Какие существуют организации по правам ребенка

Иногда просматривается случаи погружения должностей УППР в государственную структуру, курирующую детским правом – это комитеты о труде и защите населений, соцзащиты материнств и детей и другие. Органы по защите прав детей, стали вводить отдельные части в защиту о детских правах в рамки полномочия аппаратов по праву людей. Основной целью, становятся решения таких отделов как рассматривание устного или письменного возмущения или жалобы, правовые просвещения и консультирования горожан во всех интересующих их вопросах о детстве, проводятся правовые экспертизные действия о принимаемом муниципальном правовом акте.

Содержание конвенции о праве детей рассматривается как основополагающий международный документ, принятый двадцатого ноября тысяча девятьсот восемьдесят девятого года под руководством организации объединения нации. И вступившего в свою законодательную власть со второго сентября тысяча девятьсот девяностого года, после подписания двадцатью. Государствами. В их состав входил так же советский союз. Завершив присоединительные действия конвенции эта поправка стала считаться законом на территории российской федерации.

Права детей в России и Конвенция о Правах Ребенка

Права детей являются не менее важными и обязательными, чем права взрослых людей. Даже еще более важными, поскольку дети нуждаются в особой защите государства и международного сообщества. Детям сложнее всего защитить свои права самим, поэтому в международной практике и уделяется так много внимания законодательству, посвященному защите их основных индивидуальных прав.

Основополагающим международным документом в защите детей является Конвенция о правах ребенка. Ее приняли 20 ноября 1989 г.страны во главе с Организацией Объединенных Наций. Вступила в силу со 2 сентября 1990 г., после того как ее ратифицировали 20 государств. В их числе был и СССР. После присоединения к Конвенции она получила статус закона на территории бывшего СССР, а в настоящее время на территории Российской Федерации.

Региональная общественная организация содействия защиты прав детей — Право ребенка

РОО «Право ребенка» — член Российского исследовательского Центра по правам человека, в который также входят: Московская Хельсинкская Группа, Общественный Центр содействия реформе уголовного правосудия, Союз комитетов солдатских матерей России, Фонд «Право матери» и другие известные правозащитные неправительственные организации.

В 1998 г. РОО «Право ребенка» стала лауреатом Всероссийского конкурса памяти Матери Терезы
«Детство без насилия и жестокости».
В 2022 г. РОО «Право ребенка» награждена почетным знаком «За защиту прав человека» Уполномоченного по правам человека в РФ

Организационно-правовые основы защиты прав детей в России

Определение прав ребенка как самостоятельного субъекта права. Проблема жестокого обращения с детьми. Ювенальная юстиция как важный инструмент системы защиты прав детей. Правительственные федеральные целевые программы для обеспечения защиты прав детей.

Основные направления государственной (ювенальной) политики в области защиты прав несовершеннолетних. Определение конституционно-правового статуса ребенка. Полномочия и правовые основы деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сайт для воспитателей детских садов

Основным законом в области обеспечения прав детей стал принятый 24 июля 1998 года Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Развивая положение пункта 1 статьи 38 Конституции РФ о том, что детство, как важный этап жизни человека, находится под защитой государства. Закон не просто называет, но и устанавливает основные гарантии его соблюдения в России на основе Конституции РФ и регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией прав детей.

Защита прав детей является основным компонентом политики государства. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из определенных принципов. Особое место в системе мер поддержки детей занимают нормы права, закрепляющие возможность использования всех существующих в реальной действительности мер и способов обеспечения нормального духовного и физического развития детей.

Это интересно:  Сичасв таджикистан какой амнистия идет какой статя пропадаетв амнистия

Формирование опекунского права в России

Второй по счету Семейный кодекс России, введенный в действие с 1 января 1927 г., также много внимания уделял опеке и попечительству над несовершеннолетними как способу защиты их личности, законных прав и интересов, охраны их имущества в случаях, предусмотренных законом .

По Кодексу 1918 г. существовало только два основания для установления опеки: несовершеннолетие и душевная болезнь. Однако ст. 246 допускала возможность назначения опеки и по другим основаниям, в частности в случае расточительства. Однако это дополнение к общим основаниям имело весьма ограниченное применение, т.к. в этот период установление опеки по расточительству вряд ли было возможно. В тот период весь строй создающихся экономических отношений был направлен к тому, чтоб довести до минимума индивидуальное обладание ценностями и исключить саму возможность наличия излишней роскоши и расточительства.
Прекращалась опека сама собою по достижении совершеннолетия, по достижении лицами женского пола 16-летнего возраста, мужского пола — 18-летнего возраста (ст. 191), а до наступления этого возраста в случаях специального объявления лица совершеннолетним по постановлению Отдела социального обеспечения (ст. 191). Опека по душевной болезни прекращалась по выздоровлении лица, о чем врачебный отдел обязан был известить опекунское учреждение. От установления опеки отличалось назначение опекуна, которое имело место в тех случаях, когда Отдел социального обеспечения не возлагал на себя опекунских обязанностей (ст. 206). Примечание к ст. 206 устанавливало, что один опекун мог быть назначен как над одним лицом, так и над группой лиц . Данное положение Семейного кодекса давало возможность отойти от семейного принципа организации опеки, поручив исполнение воспитательных задач особенно подходящим для этой деятельности лицам, например выдающимся специалистам-педагогам . В этом Кодексе нашла довольно широкое развитие административно-правовая сторона опеки. Учреждением, ведающим опекой, являлись отделы социального обеспечения при Губернских Совдепах. Они ведали всеми вопросами опеки и на местах. Тем самым опека как бы поднималась на более высокий уровень с точки зрения ее административного устройства. Сделано это было с определенной целью: избавить опеку от влияния семьи, родственников на местах. «А главное, обеспечить правильную постановку дела общественного воспитания несовершеннолетнего подопечного», ибо опека понималась преимущественно как надлежащая организация воспитания .

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ, РЕАЛИЗАЦИЯ ЭТИХ ПРАВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

Основная мысль Конвенции — наилучшее обеспечение интересов ребенка. Все ее положения сводятся к четырем основным требованиям, обеспечивающим права детей: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества.

Права детей и меры по их защите зафиксированы в Конституции Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, Федеральных законах: «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2022 № 48-ФЗ, «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.2022 № 120-ФЗ, «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19.05.1995 № 81-ФЗ, «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ, «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ и др., Законах Республики Башкортостан «Об основных гарантиях прав ребенка в Республике Башкортостан» от 31.12.2022 № 44-з , подзаконных актах: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних» от 14.02.2022 г., Постановления Правительства РФ «Об утверждении правил разработки и распространения и распространения государственного доклада о положении детей в Российской Федерации» от 2.11.2022 г. № 839, Указ Президента Республики Башкортостан «О стратегии действий в интересах детей в Республике Башкортостан на 2022—2022 годы» и др. Также разрабатываются федеральные целевые программы, такие как «Дети России», и президентские программы «Дети Республики Башкортостан».

Исторические условия становления и развития института уполномоченного по правам ребенка в России

Дети в силу своего возраста и связанных с ним особенностей психического, физического и интеллектуального развития, в силу своей ограниченной дееспособности не могут в большинстве случаев самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов. От их лица действуют законные представители ребенка (родители, опекуны, директора детских учреждений и пр.). В случае нарушения прав ребенка самими законными представителями, а также в случае, когда они не отстаивают нарушенные права ребенка, тот остается беззащитнымЛентовска Е. Как начиналась работа уполномоченного по правам ребенка. — М., 2022.- С. 32..

Это интересно:  Согласие на отчуждение недвижимого имущества образец

— осуществление независимого контроля со стороны общества за деятельностью государственных органов, органов местного самоуправления по обеспечению прав детей, детских учреждений в части обеспечения прав детей;

Защита прав ребенка в Российской Федерации

К этой же группе можно отнести права несовершеннолетних на охрану их труда. До достижения восемнадцати лет запрещается использовать труд ребёнка на многих производствах. Если по условиям труд всё же допускается, то устанавливается укороченный режим работы. Кроме этого несовершеннолетние имеют право на отпуск в любое время года по желанию, совмещение работы с учёбой и так далее. Контроль над обеспечением прав возлагается на инспекторов по труду, органы опеки, органы исполнительной власти.

При рождении ребёнка у его родителей появляются дополнительные обязанности по отношению к нему, и они должны эти обязанности выполнять. Кроме того, что это оговорено в законодательстве, родительские обязанности также должны отвечать нормам морали. Права ребёнка не должны ущемляться даже при прекращении отношений между супругами.

Формирование Прав Ребенка В России

В последнее время повсеместно начинают вводиться недостающие в социальной сфере законодательные механизмы. Однако появляющиеся подзаконные акты порой решают проблему лишь наполовину, зачастую подменяя настоящее решение проблемы «рапортом о принятых мерах». Крайним проявлением «волны инноваций» стал ряд подзаконных актов, принятых якобы в рамках «Закона о монетизации льгот». На практике они, однако, нарушают закон и ухудшают положение инвалидов, при-крываясь лозунгом о повышении эффективности и экономии средств (о конкретных актах речь пойдет ниже в соответствующих «предметных» разделах брошюры). В преамбуле упомянутый Закон запрещает снижение уровня жизни граждан, нуждающихся в социальной защите; но в основной части целый ряд положений Закона сужают, к примеру, возможности образования и реабилитации особых детей, тем самым существенно снижая уровень их социальной защищенности. Таким образом, в настоящий момент законодательство в этой сфере по-прежнему довольно противоречиво.
Отражением этого хаоса являются изъяны в практической социальной политике. Социальные ведомства рапортуют о построенных пандусах, игнорируя при этом потребности детей с нарушениями развития в качественной психолого-педагогической помощи — регулярных систематических занятиях. Это — следствие слишком узкого понимания идеи «создания безбарьерной среды». Точно так же формируется и общественное мнение: в российских СМИ понятие «дети-инвалиды» зачастую трактуется как «дети с ограниченными физическими возможностями». Использование такой терминологии отражает существующее непонимание и игнорирование российской социальной политикой интересов подавляющего большинства детей-инвалидов.

Несмотря на введение в нашей стране законов, соответствующих современным мировым стандартам, на практике эти законы выполняются пока далеко не везде. Переход к воплощению новых законов в жизнь — это длительный и сложный процесс, сопряженный с преодолением бездействия на разных уровнях и коренной перестройкой всей социальной системы в целом. Скорость этого перехода зависит от многих факторов: правовой развитости регионов, способности социальных ведомств гибко реагировать на происходящие законодательные изменения и готовности родителей особых детей к последовательному востребованию прав своего ребенка.
На сегодняшний день с этим успешно справляются только в регионах, где и власть, и специалисты, работающие с детьми, и родительские организации, и общество в целом достигли достаточного уровня гуманитарной и правовой зрелости. Яркий пример этому — достижения специального образования в Республике Карелия: благодаря грамотному адресному финансированию (здесь это исключительно заслуга власти) сегодня даже в самом отдаленном и крохотном поселке обеспечиваются образование и реабилитационная поддержка для любого ребенка, независимо от тяжести его состояния. Последовательная позиция родительских организаций привела к тому, что в Самаре дошкольное образование стало по-настоящему интегративным; во Владимире готовятся к обучению и успешно обучаются все дети, в том числе — считавшиеся ранее «необу- чаемыми».
К сожалению, примеров пока мало. Изменения происходят, но медленно и с трудом, во многом из-за неправового, негуманного и профессионально некомпетентного отношения к детям с особенностями развития. Это сводит на нет усилия законодателей.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru