Закон самарской области о льготах на коммунальные услуги педагогам

Как всегда советую и консультирую Вас я — Елена Троскина. Раскрываю свой опыт и знания в юридической сфере, мой опыт более 10 лет, это и дает возможность давать верные ответы, на то, что может быть необходимо в различных ситуациях и сейчас рассмотрим — Закон самарской области о льготах на коммунальные услуги педагогам. Если в Вашем городе нет профессионалов своего дела, можете написать свой вопрос, по мере обработки отвечу всем. Или еще лучше будет спросить в комментах у постоянных читателей/посетителей, которые ранее сталкивались с таким же вопросом и возможно знают иные способы его решения.

Аttention please, данные могут быть неактуальными в момент прочтения, законы очень быстро обновляются и дополняются, поэтому ждем Вашей подписки на нас в соц. сетях, чтобы Вы были в курсе всех обновлений.

  1. ФИО.
  2. Номер открытого банковского счета (номер можно найти на документах, которые выдаст работник банка после открытия счета).
  3. Наименования банка, в котором открыт счет (Например, Сбербанк, ВТБ, Тинькофф и тд.).
  4. Адрес проживания.
  5. Домашний телефон (или любой телефон для связи).
  6. Тип жилья: приватизированное, арендованное, приобретенное или др.
  7. И последнее: площадь квартиры или дома.

В отличие от сельских педагогов, городские учителя не всегда могут получить государственную поддержку, так как все зависит от решений власти региона. В некоторых областях активно развивается и поддерживается льготная система для учителей, а в других – напрочь игнорируется.

На какие льготы по оплате коммунальных услуг педагогическим работникам рассчитывать?

  • если он закончил ВУЗ с отличием и без промедления приступил к работе;
  • если начал работать не позже 3 месяцев после окончания обучения;
  • если обязуется отработать в учебном заведении более 3 лет при подписании договора.

  • в случае трудоустройства в течение 3-х месяцев;
  • при предоставлении «красного» диплома (повышенный оклад, если не было перерыва между окончанием обучения и началом преподавания);
  • заключения трудового договора более, чем на три года.
  1. Надбавка к заработной плате за категорию, которая присваивается по итогам аттестации педагогического работника. Размер надбавки регулируется локальными нормативными актами.
  2. Право на сокращенную продолжительность рабочего времени. В соответствии с приказом Минобрнауки № 1601 вплоть до 20 часов для учителей — логопедов и дефектологов.
  3. Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (не реже одного раза в три года).
  4. Удлиненный основной ежегодный оплачиваемый отпуск. Его размер может составлять до 56 дней для отдельных категорий работников, например для профессорско-преподавательского состава в вузах и ссузах (Постановление Правительства от 14.05. 2021 № 466);
  5. Длительный дополнительный отпуск сроком до года не реже, чем один раз в десять лет непрерывной педагогической деятельности
  6. Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости после 25 лет осуществления педагогической деятельности;
  7. Предоставление нуждающимся педагогическим работникам жилых помещений вне очереди в рамках договора социального найма.
  8. Установлено право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для педагогов, работающих в селах и поселках. В соответствии с Постановлением Правительства от 26.10.2021 года, её сумма составляет 1200 рублей. Финансирование осуществляется из федерального или регионального бюджета, в зависимости от принадлежности образовательной организации, в которой работает педагог. Регионы могут увеличивать указанную сумму по своему усмотрению.
  9. Установлены гарантии и компенсации для педагогов, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации.

Законодатель оставил возможность регионам устанавливать собственные льготы педагогическим работникам. В частности для привлечения выпускников СПО и ВУЗов к педагогической деятельности. Нюансы местного законодательства узнавайте в администрации области или района.

Законодательные обоснования

На государственном уровне не предусмотрено каких либо льгот или особых условий ипотечного кредитования для приобретение жилья работниками образовательных учреждений. Но многие региональные власти установили свои особые условия для такой категории граждан. В частности, в Московской области существует программа, по которой учителю оплачивается 100% стоимости приобретаемого жилья, гражданину остаётся выплатить начисленные проценты за 10 лет. Такая программа осуществляется при поддержке АИЖК . В Пермском крае нуждающимся работникам образовательных учреждений деревней и сел предоставляется дом с приусадебным участком. В Ростовской области сельским учителям компенсируется 100% услуг ЖКХ .

Преференциями могут пользоваться жители сельской местности и городов. В данном случае региональная власть должна оказывать поддержку рассматриваемой группе граждан. Тогда основанием использования послабления становится проживание в пределах того или иного населенного пункта. Пользоваться послаблениями может не только гражданин, отнесенный к льготной категории, но и те, кто состоит с ним в родственных отношениях.

Кому положены льготы

Льготы ЖКХ сельским учителям прекращают действие, если гражданин использовал средства, предназначенные для покупки топлива в других целях. Аналогичные правила применяются, если учитель использовал приобретенное топливо в коммерческом направлении. Также основанием завершения предоставления послаблений становится прерывание педагогического стажа.

Отказ и прекращение использования льгот

Обратите внимание! Для учителей, проживающих в частном доме, льготы полагаются на использование электрической энергии, топлива. Собственники помещений в многоквартирных домах пользуются скидками на все остальные разновидности услуг.

  • Трудовой кодекс РФ.
  • ФЗ № 273 от 29.12.2021 г. «Об образовании в РФ». Общий перечень льгот учителям закреплен в статье 47 Закона.
  • Постановление Правительства № 963 от 26.10.2021 г., утверждающее правила компенсации расходов на оплату жилья, а также отопления и электричества.
  • Региональные нормативные акты, которые касаются сферы образования.

Законодательное регулирование льгот для сельских учителей

  • Копия паспорта лица, претендующего на льготы.
  • Трудовая книжка либо ее заверенная выписка.
  • Справка с места работы (для работающих заявителей).
  • Справка о составе семьи.
  • Документ о праве собственности на жилье (к примеру, выписка из ЕГРН).
  • Полис СНИЛС.
  • Справка, в которой указана площадь жилого помещения. Обычно такой документ выдается в местной администрации.
  • Номер лицевого счета (для зачисления положенных педагогу средств).
  • Последние оплаченные квитанции за коммуналку.
  • Чеки об оплате топлива (при отсутствии централизованного отопления).

Льготы и компенсации учителям по оплате коммунальных услуг

  • Покрытие расходов, связанных с наймом жилого помещения .
  • Возмещение затрат на освещение квартиры или дома. Сумма рассчитывается с учетом нормативов, установленных в конкретной местности. Как правило, она зависит от площади жилья и количества жильцов.
  • Субсидирование расходов на отопление . При отсутствии централизованного отопления преподавателю выделяют топливо либо компенсируют его покупку вместе с доставкой. Но во избежание перепродажи ресурса в коммерческих целях на местах определяются объемы и максимальная цена, по которой разрешается покупать топливо.

В январе 2021 года подписано Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2021 № 36. Согласно нему, учителя, переехавшие работать в местности с населением до 50 000 человек, смогут получить подъемные в увеличенном размере – 1 000 000 руб. При переезде на Дальний восток выплаты повышаются до 2 000 000 руб.

В сельской местности работать тяжело, поэтому там наблюдается вечная нехватка кадров. Власти постоянно разрабатывают новые меры поддержки учителей, решивших поехать на работу в села и поселки городского типа. Рассмотрим шесть самых важных льгот, которыми они могут воспользоваться.

Трудовые льготы

  1. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Определяется Приказом Минобрнауки от 11.12.2021 №1601. Распространяется и на работающих в городах. 36 часов в неделю для профессорско-преподавательского состава, социальных педагогов, педагогов-психологов, организаторов. 30 часов в неделю – старшим воспитателям, 24 часа за ставку – концертмейстерам и музыкальным руководителям, 25 часов – воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями; 30 часов – воспитателям образовательных учреждений интернатного типа, инструкторам физкультуры; 18 часов за ставку – учителям в общеобразовательных учреждениях, заведениях дополнительного образования, преподавателям в области физкультуры и спорта.
  2. Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 №466. Для работников общеобразовательных организаций – 56 календарных дней.
  3. Досрочное назначение страховой пенсии по возрасту при наличии стажа от 25 лет.
  4. Предоставление длительного отпуска без сохранения зарплаты на 1 год при стаже от 10 лет.
  5. Дополнительное профессиональное обучение не реже 1 раза в 3 года.
  6. Доплаты за классное руководство, организацию мероприятий, проверку домашних заданий.
  7. Доплата за вредные условия учителям химии.
Это интересно:  Ветеран труда в кузбассе

Такое же ограничение существует и по отношению к имеющимся в собственности ветерана транспортным средствам: если таковых несколько, то следует выбрать одно, причём мощностью не более 100 л. с. Следует помнить, что если ветерану были положены налоговые льготы, а он совершал отчисления в полном объёме, то переплаченную сумму можно вернуть, обратившись в налоговую инспекцию.

Социальные льготы учителям в 2021 году

  1. Зарплата сельских педагогов устанавливается не ниже средней по региону. Базовая ее часть увеличивается.
  2. Необходимость повышения квалификации за средства бюджета (раз в три года).
  3. Установлены льготы на компенсацию коммунальных платежей, приобретение жилья.
  4. Расписаны правила разделения бюджетов. Учителя, преподающие в федеральных учреждениях, финансируются за счет средств соответствующего уровня. Всем остальным платят из местного бюджета.

Какие положены льготы педагогам на коммунальные услуги в городе и селе

  • единовременную денежную выплату (подъемные);
  • повышенный оклад на три года (при наличии красного диплома или трудоустройстве в селе);
  • бесплатный проезд в муниципальном транспорте (для сельских учителей);
  • дополнительные премии по итогам периода.

Порядок выплаты денежных компенсаций по линии ЖКХ, для сельских педагогов (линейный и руководящий состав) числящихся в штате сотрудников государственных образовательных учреждений, регламентирован постановлением №963. Сумма, выплачиваемая учителям в рамках льготы установлена в размере до 1200 рублей. Компенсации подлежат расходы на оплату счетов по отоплению, энергоснабжению и хозяйственно-бытовому обслуживанию жилых помещений.

Государство предоставляет учителям, выбравшим сельские учебные заведения в качестве основного места работы, расширенный перечень льгот по сравнению с коллегами, трудоустроенными в городских школах. В список дополнительных привилегий можно добавить:

Особенности предоставления льгот ЖКХ

  • материальная помощь. Так называемые подъемные, выплачиваются учителям, при согласии работать в сельских школах;
  • премия за отработанное время. Выплачивается каждые три года;
  • компенсация стоимости проездного билета по междугородним маршрутам;
  • жилищные субсидии. При оформлении ипотечного кредита, государство готово внести до 40% требуемой суммы (от стоимости приобретаемой недвижимости);
  • участие в программах льгот по направлению жилищного кредитования;
  • рефинансирование ранее взятого ипотечного кредита.

В соответствии с действующей редакцией Трудового Кодекса РФ, молодым учителям сельских школ, в обязательном порядке предоставляется жилплощадь. При отсутствии жилья в выбранной местности, педагогу предоставляется недвижимость в аренду, с компенсацией части затрат на оплату.

В январе 2021 года подписано Постановление Правительства Российской Федерации от 22.01.2021 № 36. Согласно нему, учителя, переехавшие работать в местности с населением до 50 000 человек, смогут получить подъемные в увеличенном размере – 1 000 000 руб. При переезде на Дальний восток выплаты повышаются до 2 000 000 руб.

Подъемные выплаты на жилье

В сельской местности работать тяжело, поэтому там наблюдается вечная нехватка кадров. Власти постоянно разрабатывают новые меры поддержки учителей, решивших поехать на работу в села и поселки городского типа. Рассмотрим шесть самых важных льгот, которыми они могут воспользоваться.

Трудовые льготы

  1. Сокращенная продолжительность рабочего времени. Определяется Приказом Минобрнауки от 11.12.2021 №1601. Распространяется и на работающих в городах. 36 часов в неделю для профессорско-преподавательского состава, социальных педагогов, педагогов-психологов, организаторов. 30 часов в неделю – старшим воспитателям, 24 часа за ставку – концертмейстерам и музыкальным руководителям, 25 часов – воспитателям, работающим с детьми с ограниченными возможностями; 30 часов – воспитателям образовательных учреждений интернатного типа, инструкторам физкультуры; 18 часов за ставку – учителям в общеобразовательных учреждениях, заведениях дополнительного образования, преподавателям в области физкультуры и спорта.
  2. Ежегодный удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность определяется Постановлением Правительства РФ от 14.05.2021 №466. Для работников общеобразовательных организаций – 56 календарных дней.
  3. Досрочное назначение страховой пенсии по возрасту при наличии стажа от 25 лет.
  4. Предоставление длительного отпуска без сохранения зарплаты на 1 год при стаже от 10 лет.
  5. Дополнительное профессиональное обучение не реже 1 раза в 3 года.
  6. Доплаты за классное руководство, организацию мероприятий, проверку домашних заданий.
  7. Доплата за вредные условия учителям химии.

Для жителей городов, работающих в образовательных учреждениях, также предусмотрены льготы, но их получение зависит от политики региона. Если органы власти поддерживают педагогов, то они получают скидки и компенсацию коммунальных услуг.

Льготы по оплате услуг ЖКХ

Преференции по услугам ЖКХ различны для сельских и городских преподавателей. На размеры компенсаций не влияют ни продолжительность работы, ни опыт. Размеры скидок зависят только от региона, где проживает педагог.

Основные преференции сельским педагогам

В законодательном акте №963 от 26 октября 2021 года говорится о том, что все работники образования, которые живут в селе, получают ежемесячную субсидию в размере 1 тыс. 200 рублей. Для этого необходимо только работать в педагогическом учреждении и иметь соответствующую запись в трудовой книжке.

Порядок выплаты денежных компенсаций по линии ЖКХ, для сельских педагогов (линейный и руководящий состав) числящихся в штате сотрудников государственных образовательных учреждений, регламентирован постановлением №963. Сумма, выплачиваемая учителям в рамках льготы установлена в размере до 1200 рублей. Компенсации подлежат расходы на оплату счетов по отоплению, энергоснабжению и хозяйственно-бытовому обслуживанию жилых помещений.

Перечень льгот и иные меры государственной поддержки сельским учителям, определен соответствующими законодательными актами. Основным документом является ФЗ № 273 «Об образовании». Данный документ регулирует вопросы предоставления коммунальных льгот и денежных выплат компенсационного характера (статья №47). В соответствии с нормами, настоящие меры поддержки учителям предоставляются за счет бюджета субъекта федерации в котором трудоустроен специалист.

Регулирующая база

  • руководство классом;
  • работу по программам коррекции;
  • домашнее обучение;
  • проверку тетрадей;
  • вредность при работе с химическими реагентами и иными веществами;
  • приобретение методических пособий и т.д.

Размер и наличие некоторых льгот зависят от региона трудоустройства учителя, администрация населенного пункта имеет право самостоятельно регулировать их перечень в рамках действующего законодательства. Приведённый выше список закреплен на федеральном уровне и является обязательным к предоставлению. Что касается сельских учителей, то в данном случае имеют место следующие льготы, адресного характера:

Какие коммунальные услуги оплатить?

Законодательством не приведены конкретные виды услуг, которые вместо учителей коммунальщикам возмещает бюджет соответствующего уровня. Их устанавливают на местном или региональном уровне.

Рекомендуйте статью коллегам:

Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).

Комментарии читателей

Прокурор Приморского края обратился в суд с указанным заявлением, указав, что абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2021 «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2021) предусматривают меры социальной поддержки для ветеранов труда; лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг: поставки трех баллонов бытового газа емкостью 50 литров и весом 20 килограммов по ценам, установленным Администрацией Приморского края на газ сжиженный в баллонах, с доставкой до потребителя.
Указал, что положения Закона Приморского края противоречат федеральному законодательству, поскольку в силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативы по электроснабжению и газоснабжению утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а пункт 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации, в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем. Таким образом, федеральным законодательством не предусмотрена возможность определения платы за газ в баллонах с применением норматива потребления. По мнению прокурора, меры социальной поддержки, предусмотренные названными нормами, не соответствуют требованиям федерального закона и ограничивают право льготных категорий граждан на их получение.
Частью 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29 декабря 2021 года «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2021) предусмотрены меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением для педагогических работников образовательных учреждений, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, а также поселках городского типа и поселках, существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2021 года на территории Приморского края, в форме денежной выплаты. Согласно абзацу 13 части 5 ст. 14 названного Закона Приморского края расчет размера денежной выплаты производится индивидуально каждому педагогическому работнику образовательного учреждения исходя из электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, из расчета 0,006 кВт электрической энергии на квадратный метр общей площади жилого помещения в пределах среднего количества световых часов в Приморском крае, равного 142.
Прокурор также указал, что абзац 13 части 5 ст. 14 Закона Приморского края противоречит пункту 5 ст. 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании», предусматривающему, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), и принят без учета положений статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2021 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», сохраняющей закрепленные ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР льготы для педагогических работников на бесплатное освещение и отопление без ограничения нормативами потребления коммунальных услуг.
Прокурор просил признать абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7; абзац 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2021 «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2021) противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, ссылаясь на то, что оспариваемые отдельные нормы закона Приморского края (в редакции от 30 декабря 2021 года) ухудшают положение льготных категорий граждан.
Представитель Законодательного Собрания Приморского края с заявлением прокурора не согласился, просил прокурору в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Администрации Приморского края с заявлением прокурора также не согласился.
Приморской краевой суд 9 апреля 2021 года постановил решение, которым заявление прокурора Приморского края удовлетворено частично, признан абзац 13 части 5 статьи 14 закона Приморского края от 29.12.2021 «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» недействующим с момента вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части заявленных требований прокурору Приморского края отказано.
В кассационных жалобах ставится вопрос об отмене решения в части удовлетворения заявленных требований, а в представлении прокурора Приморского края — об отмене решения в части отказа в удовлетворении заявленных требований ввиду неправильного применения судом норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, что Закон Приморского края от 29 декабря 2021 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» опубликован в «Ведомостях Законодательного Собрания Приморского края» N 83 от 29 декабря 2021 г.
Поскольку в связи с принятием Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2021 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменился принцип установления системы мер социальной защиты льготных категорий граждан, к которым относятся ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица, лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.
В настоящее время предоставление мер социальной поддержки основано на принципе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и предусматривает замену льгот в натуральной форме на денежные компенсации при соблюдении условий сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты (преамбула и ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ).
При этом федеральным законодательством не установлены в отношении субъектов нормы, касающиеся необходимости предоставления конкретных видов льгот, и размеры денежных компенсаций льготным категориям граждан.
Согласно статьям 20, 22 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31* декабря 2021 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (ст. 10 Федерального закона N 5-ФЗ).
Статьей 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» в настоящее время установлено, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В целях реализации Приморским краем полномочий, предоставленных федеральным законодательством, принят Закон Приморского края от 29 декабря 2021 г. N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края», которым лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2021 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности (абзац 4 части 1 пункта 4); лицам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (абзац 4 пункта 5 части 1 ст. 5); лицам, признанным в установленном порядке реабилитированными (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6); лицам, признанным в установленном законом порядке пострадавшими от политических репрессий (абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7), установлена мера социальной поддержки в виде оплаты в размере 50% коммунальных услуг: поставки трех баллонов бытового газа емкостью 50 литров и весом 20 килограммов по ценам, установленным Администрацией Приморского края на газ сжиженный в баллонах, с доставкой до потребителя.
Считая, что эти положения Закона Приморского края N 206-КЗ противоречат федеральному законодательству, прокурор сослался на ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой нормативы по электроснабжению и газоснабжению утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и пунктом 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2021 года, размер платы за бытовой газ в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем, и, по мнению прокурора, толкование названных норм во взаимосвязи указывает на то, что федеральным законодательством не предусмотрена возможность определения платы за газ в баллонах с применением норматива потребления, в то время как оспариваемый Закон Приморского края предусматривает меры социальной поддержки в размере 50% оплаты за газ в баллонах с применением норматива потребления сжиженного газа населением Приморского края, который на сегодняшний день не действует.
Суд не согласился с такой позицией прокурора и нашел ее несостоятельной, т.к. прокурор сопоставил федеральные нормативные правовые акты и нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, имеющие различный предмет регулирования.
Статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации является нормой, в соответствии с которой собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилья оплачивают коммунальные услуги согласно показаниям приборов учета, а при их отсутствии — по нормативам потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2021 г. N 307, размер платы за бытовой газ в баллонах рассчитывается по установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифам исходя из массы бытового газа в баллонах, приобретаемого потребителем.
Данные нормы определяют механизм регулирования установления платы за жилое помещение, а не регулируют правоотношения в области обеспечения социальной поддержки льготных категорий населения, законодательное регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, и им не противоречат нормы оспариваемого закона.
Исходя из изложенного, суд правильно сделал вывод о том, что нормы Закона Приморского края, оспоренные прокурором, устанавливают правовые гарантии социальной поддержки льготных категории граждан, а оспариваемые прокурором отдельные положения Закона Приморского края расширили круг получателей льгот, а также увеличили размер денежной выплаты по сравнению с размером денежной выплаты, рассчитываемой исходя из размера норматива потребления коммунальных услуг.
Меры социальной поддержки, установленные абзацем 4 пункта 4 части статьи 4; абзацем 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзацем 4 пункта 3 части статьи 6; абзацем 4 пункта 3 части 1 статьи 7, рассматриваемым категориям граждан в виде поставки трех баллонов газа весом 60 кг, не уменьшает размера ранее предоставляемых льгот, а напротив, повышают ранее достигнутый уровень, а объем бюджетных ассигнований из краевого бюджета на реализацию льгот, установленных Федеральным законом «О ветеранах», Законом «О реабилитации жертв политических репрессий», поступательно увеличивается.
Приведенный анализ расходов краевого бюджета на реализацию социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, включающих поставку бытового газа в баллонах, свидетельствует о том, что и в 2021 году условия предоставления названных льгот не ухудшались.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что абзац 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзац 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзац 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2021 «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2021 N 550-КЗ) не противоречат ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 47 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2021 г. N 307, а также положениям Федерального закона N 122-ФЗ от 22 августа 2021 г.
Разрешая заявленное требование, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемый в части Закон Приморского края издан Законодательным Собранием Приморского края в пределах компетенции и действующему федеральному законодательству не противоречит, заявление прокурора в части признания противоречащими федеральному законодательству абзаца 4 пункта 4 части 1 статьи 4; абзаца 4 пункта 5 части 1 статьи 5; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 6; абзаца 4 пункта 3 части 1 статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2021 N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2021 N 550-КЗ) удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, что касается оспаривания прокурором абзаца 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края N 206-КЗ, то в этой части суд находит заявление обоснованным.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади.
Размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации N 3266-1 от 10 июля 1992 г., устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
В силу требований статьи 8 Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2021 г. «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные правовые акты в части замены порядка предоставления в соответствии со статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации компенсацией, сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами до принятия Жилищного кодекса Российской Федерации.
Статьей 59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу с 1 марта 2021 года в связи с принятием Федерального закона N 189-ФЗ от 29 декабря 2021 г., было предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, вне населенных пунктов (а в установленных законодательством Союза ССР случаях — в рабочих и иных поселках), пользуются бесплатно жилым помещением с отоплением и освещением.
Поскольку федеральное законодательство сохранило для граждан, являющихся работниками образования, предоставление льготы в натуральной форме, то ни ранее действующее законодательство, ни действующее в настоящее время федеральное законодательство не ограничило указанное право педагогических работников ни размерами площади используемого ими жилья, ни нормативами потребления коммунальных услуг.
В силу абзаца 13 части 5 ст. 14 Закона Приморского края расчет размера денежной выплаты производится индивидуально каждому педагогическому работнику образовательного учреждения исходя из электрической энергии, потребляемой на освещение жилых помещений, из расчета 0,006 кВт электрической энергии на квадратный метр общей площади жилого помещения в пределах среднего количества световых часов в Приморском крае, равного 142. Следовательно, оплата коммунальных услуг в занимаемом педагогическим работником жилом помещении ставится под условие и обеспечивается частично.
Так как право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, то наделение субъектов РФ правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки вышеуказанной категории граждан направлено на совершенствование механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот для работников образования.
С учетом изложенного, суд правильно пришел к выводу о том, что оспариваемая норма Закона Приморского края N 206-КЗ в отношении педагогических работников противоречит нормам федерального законодательства, поскольку предусматривает возможность установления не предусмотренного федеральным законодательством ограничения права педагогического работника на бесплатное жилье с отоплением и освещением.
Суд обоснованно не согласился с доводом представителя Администрации Приморского края в судебном заседании о недостаточном финансировании обеспечения льгот педагогическим работникам на федеральном уровне, поскольку межбюджетные отношения не могут влиять на объем льгот, установленный федеральным законом.
Ссылка представителя Администрации Приморского края на то, что при реализации названной льготы следует разграничивать понятия «освещение» и «электроснабжение» и при определении размера денежной выплаты учитывать только электроэнергию, расходуемую на освещение помещения по установленному нормативу потребления, по мнению суда, основано на неверном токовании норм федерального законодательства, а довод представителя Законодательного Собрания Приморского края о том, что установленный оспариваемым положением порядок предоставления льгот из расчета 6 ватт электроэнергии на каждый квадратный метр площади обусловлен разъяснениями финансового отдела и отделом народного образования Исполкома Приморского краевого совета депутатов трудящихся от 1974 года, не свидетельствует о соответствии нормативного акта федеральному закону, имеющему большую юридическую силу.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает его недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку нормативный правовой акт Приморского края, отдельные положения которого оспариваются прокурором, издан законодательным органом Приморского края в рамках соответствующих полномочий, был опубликован для всеобщего сведения, в течение определенного времени применялся, вследствие чего заинтересованные лица, права которых были нарушены применением оспариваемого положения, имели возможность на их защиту, суд правильно пришел к выводу о том, что абзац 13 части 5 статьи 14 Закона Приморского края от 29.12.2021 N 206-КЗ «О социальной поддержке льготных категорий граждан, проживающих на территории Приморского края» (в редакции от 30.12.2021 N 550-КЗ) является недействующим с момента вступления решения в законную силу.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к тем же утверждениям, что и в объяснениях, изложенных в суде 1 инстанции, они были предметом рассмотрения суда и не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

Это интересно:  Вместе с золотой звездой герою россии единоразовая премия на момент присвоения звания в каком размере

Чтобы пользоваться льготами и привилегиями, их нужно знать или хотя бы иметь под рукой шпаргалку, потому что всего не упомнишь. Для себя и для вас мы такую шпаргалку подготовили. Рассказываем, какие финансовые, социальные и прочие льготы могут получить учителя. Поделитесь с коллегами, чтобы и они вспомнили о своих правах.

Какие основные льготы есть у педагогов

Из несоциальных льгот можно выделить сокращенную рабочую неделю, увеличенный трудовой отпуск, предоставление отпуска без содержания на 1 год с сохранением должности, досрочный выход на пенсию, доплаты за звания, классное руководство, совмещение, проведение ЕГЭ, ГИА и другой расширенный объем работ, стимулирующие выплаты молодым специалистам.

Какие социальные льготы положены учителям

Льготы на ЖКХ. Педагоги в сельской местности имеют право на льготы при оплате ЖКХ. В местах проживания, где начисления за отопление происходят по факту, сумма начисления компенсации изменяется в зависимости от сезона. Если преподаватель живет в доме без центрального отопления, то льготы на отопление учителям предоставляются в виде компенсации стоимости топлива в размере, установленном региональным законодательством в пределах социальной нормы.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru