Краткий курс лекций по административному праву

Краткий курс лекций по административному праву

Конспект лекций написан в соответствии с программой курса административного права, на базе нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в уголовное законодательство по состоянию на 1 сентября 2022 года.

Конспект лекций содержит основные положения административного законодательства. В нем раскрывается определение понятия административного правоотношения, его структура и виды, рассматриваются субъекты административных правоотношений, понятие государственной службы и государственного служащего. Дается характеристика административного принуждения, основание административной ответственности и состав административного правонарушения,

Лекции — Административное право — файл

Краткий курс Административного права разработан как составная часть соответствующего учебно-методического комплекса на основе опыта чтения лекций по дисциплине «Административное право» на юридическом факультете Института социальных и гуманитарных знаний. Объемность дисциплины и рамки УМК не могли позволить изложить материал со степенью подробности необходимой для знания дисциплины в совершенстве. Однако мы надеемся, что краткий курс позволит студентам структурировать свои знания, которые необходимо извлекать в том числе из юридической периодики и из текущих редакций нормативных правовых актов. УМК содержит перечень необходимой литературы, но динамика развития административного права быстро сделает его неполным и не всегда соответствующим современным требованиям. Это необходимо учесть при изучении дисциплины.

– реакции на внешнюю среду(под внешней средой понимается вышестоящая организация, законодательство, система управления высшего уровня, хозяйственные обстоятельства, рынок, декларация правительства, тарифы на энергоносители и т.д.).

Лекции по — Административному праву

Внутренний предмет представляет собой отношения складывающиеся между органами исполнительной власти (внутри системы), их отношения с подчиненными им инстанциями и внутриаппаратные отношения (внутри органа)

К научным источникам относят труды ученых — административистов, их научные разработки посвященные вопросам государственного управления, научные догмы, доктрины и труды в которых они нашли свое непосредственное отражение.

Краткий курс лекций по административному праву

Итак, исполнительная власть – категория политико – правовая, в то время как государственное управление – категория организационно – правовая. Право на существование имеют обе эти государственно – правовые категории. Соответственно, государственное управление – реальность, без которой государственно – властный механизм работать практически не может. По своему назначению оно представляет собой не что иное, как государственную деятельность, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть. Иначе говоря, государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей.

1.Развитие философских воззрений о роли и месте государства и государственного управления в общественной жизни; увеличение роли государства в общественной жизни; государственное управление становится ведущей формой деятельности государства.

Лекции по — Административному праву

  1. Граждане
  • Граждане РФ
  • Иностранцы
  • Лица без гражданства
  1. Субъекты, обладающие специальным административно – правовым статусом
  • должностные лица
  • военнослужащие
  • беженцы
  • вынужденные переселенцы
  • инвалиды

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере, когда ущерб причинен: военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и др. целей; действием (бездействием) военнослужащего, содержащим признаки уголовного преступления в результате хищения, умышленного повреждения, уничтожения, порчи, незаконного расходования и др. действиями, независимо от того содержат ли они признаки состава уголовного преступления; умышленными действиями военнослужащих, повлекших затраты на лечение в военных госпиталях, гражданских больницах военнослужащих, пострадавших в результате этих действий; военнослужащим, добровольно приведшим себя в состояние наркотического, токсического или алкогольного опьянения.

Курс лекций по Административному праву

1. Широкое понимание – это регулирующая деятельность государства в целом, т.е. деятельность по управлению представительной (или законодательной) органами власти, органами исполнительной власти, суда и прокуратуры.

1. Исполнительная власть – это деятельность по управлению государством и обществом, подчиненная контролю со стороны других ветвей власти (законодательной и судебной) и состоящая в состоящая в осуществлении специально созданными органами гос. власти особых функций и установленной законом компетенции.

Это интересно:  Дебиторка невозможная к взысканию

Административное право

Непосредственной сдаче экзамена или зачета по любой учебной дисциплине всегда предшествует достаточно краткий период, когда студент должен сосредоточиться, систематизировать свои знания. Выражаясь компьютерным языком, он должен «вывести информацию из долговременной памяти в оперативную», сделать ее готовой к немедленному и эффективному использованию. Специфика периода подготовки к экзамену или зачету заключается в том, что студент уже ничего не изучает (для этого просто нет времени): он лишь вспоминает и систематизирует изученное.

СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. УПРАВЛЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
1.1. Управление: понятие, признаки, виды
1.2. Социальное управление: понятие, общие черты, виды, элементы
1.3. Функции социального управления: понятие и виды
1.4. Государственное управление: понятие, принципы, цели
1.5. Исполнительная власть: понятие и признаки
1.6. Цели, функции и уровни исполнительной власти
Тема 2. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА
2.1. Понятие и признаки отрасли административного права
2.2. Предмет административного права
2.3. Метод административного права
2.4. Система административного права
2.5. Источники (формы) административного права
2.6. Административное право в системе российского права
Тема 3. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК НАУКА
3.1. Система наук и место в ней административного права
3.2. Административное право: понятие и предмет
3.3. Метод науки «административное право»: понятие и виды
3.4. Функции науки «административное право»
Тема 4. МЕХАНИЗМ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
4.1. Понятие и элементы механизма административно-правового регулирования
4.2. Стадии и способы административно-правового регулирования
4.3. Принципы административного права
4.4. Административно-правовые нормы
4.5. Акты официального толкования административно-правовых норм
4.6. Акты применения административно-правовых норм
4.7. Административно-правовые отношения
Тема 5. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГРАЖДАНИНА
5.1. Понятие, элементы, правовая основа и виды административно-правового статуса гражданина
5.2. Принципы административно-правового статуса граждан
5.3. Гражданство: понятие, виды, принципы, основание приобретения и прекращения
5.4. Административная правосубъектность граждан: понятие и характеристика элементов
5.5. Основные права и обязанности граждан в сфере государственного управления
5.6. Административная ответственность граждан
5.7. Юридические гарантии административно-правового статуса граждан
Тема 6. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
6.1. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
6.2. Административно-правовой статус беженцев
6. З. Административно-правовой статус вынужденных переселенцев
Тема 7. ОРГАНЫ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
7.1. Понятие и признаки органов исполнительной власти
7.2. Классификация органов исполнительной власти
7.3. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
7.4. Правительство Российской Федерации
7.5. Система федеральных органов исполнительной власти
7.6. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (на примере Нижегородской области)
7.7. Территориальные федеральные органы исполнительной власти
Тема 8. ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
8.1. Местное самоуправление: понятие и основы
8.2. Понятие и виды органов местного самоуправления
8.3. Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления
Тема 9. ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ДРУГИЕ НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ
9.1. Понятие, основные черты и виды общественного объединения
9.2. Организационно-правовые формы общественных объединений. Принципы организации и деятельности
9.3. Взаимодействие между государством и общественными объединениями
9.4. Регистрация и ликвидация общественных объединений
9.5. Административно-правовой статус общественных объединений
9.6. Профсоюз: понятие, основные черты, права и их гарантии
9.7. Религиозные объединения: понятие, признаки, формы
9.8. Взаимосвязь государства и религиозных объединений
9.9. Политические партии как субъекты административного права
Тема 10. ПРЕДПРИЯТИЯ И НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
10.1. Предприятие: понятие, признаки и виды
10.2. Правосубъектность предприятия: понятие и структура
10.3. Государственная регистрация и органы предприятия
10.4. Основания и порядок ликвидации предприятия
10.5. Государственные и муниципальные унитарные предприятия
10.6. Виды некоммерческих организаций
Тема 11. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ СЛУЖАЩИЕ
11.1. Государственная служба: понятие, категории должностей и принципы
11.2. Принципы государственной гражданской службы
11.3. Государственный служащий: понятие, виды
11.4. Права и обязанности гражданского служащего
11.5. Запреты, связанные с государственной гражданской службой
11.6. Прохождение государственной службы
11.7. Поступление на государственную службу
11.8. Служебный контракт
11.9. Аттестация государственных служащих и перемещение по службе
11.10. Поощрения и льготы государственных служащих
11.11. Юридическая ответственность государственного служащего
11.12. Прекращение государственной службы
11.13. Муниципальные служащие
Тема 12. ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ
12.1. Понятие, общие черты, виды и классификация форм государственного управления
12.2. Правотворчество и правоприменение
12.3. Административный договор: понятие, признаки, виды
12.4. Неправовые формы государственного управления
12.5. Понятие, основные черты и виды правовых актов управления
12.6. Действие правового акта управления
12.7. Государственная регистрация нормативных правовых актов
12.8. Юридическое значение правовых актов управления
12.9. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Действие правовых актов управления
Тема 13. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
13.1. Понятие и признаки административно– правового режима
13.2. Назначение и правовая основа административно-правовых режимов
13.3. Содержание административно-правовых режимов
13.4. Виды административно-правовых режимов
13.5. Лицензирование отдельных видов деятельности
13.6. Экстраординарные административно-правовые режимы
13.7. Режим чрезвычайного положения
13.8. Режим военного положения
13.9. Режим охраны Государственной границы Российской Федерации
Тема 14. МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
14.1. Понятие, основные черты и виды методов государственного управления
14.2. Методы прямого (административного) воздействия: особенности и виды
14.3. Убеждение как метод государственного управления
14.4. Поощрение как метод государственного управления
14.5. Методы косвенного государственного управления
Тема 15. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ
15.1. Государственное принуждение: понятие, признаки, виды
15.2. Административное принуждение: понятие, особенности, цели, виды
15.3. Меры административного предупреждения
15.4. Меры административного пресечения
15.5. Меры административно-процессуального обеспечения
15.6. Административные правовосстановительные меры
15.7. Меры административного наказания
Тема 16. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ
16.1. Понятие и признаки административного правонарушения
16.2. Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды
16.3. Объект административного правонарушения
16.4. Объективная сторона административного правонарушения
16.5. Субъект административного правонарушения
16.6. Субъективная сторона административного правонарушения
16.7. Виды административных правонарушений
Тема 17. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
17.1. Понятие, особенности и виды административной ответственности
17.2. Принципы, цели, функции и основания административной ответственности
17.3. Законодательство об административной ответственности
17.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству
Тема 18. АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ
18.1. Понятие и цели административного наказания
18.2 Виды административных наказаний
18.3. Назначение административного наказания
Тема 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
19.1. Понятие, признаки и принципы административного процесса
19.2. Административно-процессуальные нормы и отношения
19.3. Субъекты административного процесса
19.4. Структура и стадии административного процесса
19.5. Административно-нормотворческий процесс: понятие и черты
19.6. Административно-правонаделительный процесс: понятие, черты, структура
19.7. Административно-юрисдикционный процесс: понятие, черты, структура
Тема 20. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
20.1. Понятие, задачи и стадии производства по делам об административных правонарушениях
20.2. Виды субъектов производства по делам об административных правонарушениях
20.3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
20.4. Возбуждение дела об административных правонарушениях и административное расследование
20.5. Рассмотрение дела об административном правонарушении
20.6. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
20.7. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
Тема 21. ЗАКОННОСТЬ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
21.1. Законность в государственном управлении: понятие, общие черты, принципы
21.2. Гарантии законности: понятие и виды
21.3. Способы обеспечения законности в государственном управлении: понятие и виды
21.4. Государственный контроль: понятие и виды
21.5. Государственный надзор: понятие, виды, характеристика
21.6. Судебный контроль за законностью в сфере государственного управления
21.7. Общественный контроль за законностью в сфере государственного управления
Структура федеральных органов исполнительной власти

Это интересно:  Характеристика на оца не проживающего с семьей

Курс лекций по административному праву (стр

Атаманчук Г.В. под государственным управлением понимает практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

1.Развитие философских воззрений о роли и месте государства и государственного управления в общественной жизни; увеличение роли государства в общественной жизни; государственное управление становится ведущей формой деятельности государства.

ЛЕКЦИЯ 1

Авторами другого учебника по административному праву сформулировано содержание предмета административного права следующим образом: это отношения власти-подчинения между органами исполнительной власти и иными организационно неподчиненными участниками общественных отношений, это внутриорганизационные отношения, если данные отношения уже не урегулированы иными отраслями права[6].

Краткий курс лекций предназначен помочь студентам в освоении дисциплины Административное право России, подготовке к се­минарам и практическим занятиям, выполнению письменных учебных работ и контрольных заданий, а также к сдаче зачетов и экза­менов. Краткий курс лекций составлен с учетом требования российского законодательства и отражают специфику образовательной модели бакалавриата.

Курс лекций по — Административному праву

Федеральные министерства – второе звено после Правительства РФ в системе исполнительной власти. Федеральные агентства оказывают услуги по управлению государственным имуществом и наделённые правоприменительной функцией. Территориальные органы исполнительной власти – подразделения федеральных органов.

Административное право осуществляет регулятивную функцию, использует определённую совокупность средств и способов, регулирует воздействие своих норм на управленческие отношения на поведение их участников; это и есть методы правового регулирования общественных отношений. Любая отрасль российского права в качестве правового регулирования использует следующие три юридические возможности:

Краткий курс лекций по административному праву

Что касается конкретных средств, то здесь за государствами остается широкий выбор. Нормативное содержание данного принципа стало в последние годы предметом пристального внимания экспертов СБСЕ. Совещание в Валлетте (Мальта,1991 г.) рекомендовало параметры общеевропейской системы мирного урегулирования международных споров. Итоговым документом, в частности предусмотрено создание специального органа — “Механизма СБСЕ по урегулированию споров”, который может быть использован по требованию любой из сторон в споре и действует в качестве примирительного органа. Принцип уважения прав человека. В отношении развития данного принципа принято большое количество международных документов, среди которых выделяются Устав ООН; Всеобщая декларация прав человека 1948 г.; два пакта о правах человека

Это интересно:  Поправки В Уголовном Кодексе 2022

Таким образом, сущность государственного управления заключается в целеноправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект. Два подхода к государственному управлению. 1.Деятельность всех государственных органов. 2.Деятельность органов исполнительной власти. Основные характерные признаки государственного управления 1.Исполнительно-распорядительный характер. Основным направлением этой деятельности является проведение в жизнь НПА, а средством достижения этой цели- использование необходимых юридически-властных полномочий. 2.Организационная и практическая направленность. 3.Подзаконная деятельность и подзаконное нормотворчество. Другие признаки государственного управления. 1.Тесная связь с разработкой и практической реализацией государственной политики. 2.Определённая целевая и функциональная специфика 3.Наличие определённых ресурсов. 4.Непосредственная ответственность за исполнение законов. 5.Использование определённых форм и методов. Атаманчук Г.В. под государственным управлением понимает практическое, организующее и регулирующее воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу. 3. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Основные характерные черты исполнительной власти. 1.Исполнительная власть – относительно самостоятельная ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, тесно взаимодействующая с её законодательной и судебными ветвями. 2.Исполнительная власть (т.е. возможность и способность оказывать определяющее воздействие на поведение, право и возможность подчинять себе других) реализуется не сама по себе, а в отношениях с различными индивидуальными и коллективными элементами государственно-организационного общества в общегосударственном масштабе и в качестве специфической государственной функции правоисполнительного характера. 3.Олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделённых исполнительной компетенцией – органами исполнительной власти. 4.Исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности.

Краткий курс лекций по административному праву

ВОПРОС 13. Виды административно-правовых норм
1. По конкретному содержанию и регулированию общественных отношений.
2. По предмету регулирования.
3. По предмету воздействия на субъекты административного права.
4. По адресату.
5. По пределу действия.
6. С учетом федеративного устройства.

ВОПРОС 53. Административная ответственность и ее отличие от других видов юридической ответственности
1. Сущность административной ответственности.
2. Принципы административной ответственности.
3. Особенности административной ответственности. Ее отличие от других видов юридической ответственности.

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ

Краткий курс лекций подготовлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом по курсу «Правоведение» для студентов экономического факультета. Материал излагается на основе действующего законодательства, а также практики его применения.

Рассматриваются правовые основы регулирования общественных отношений, конституционный механизм Российской Федерации, имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения, основы трудовых, административных, семейных, уголовно-правовых, гражданско-правовых, финансовых, налоговых, экологических правоотношений, а также правовые основы регулирования бухучета и аудита в РФ.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru