Надзор За Исполнением Законов Органами Осуществляющими Оперативнорозыскную Деятельность Дознание И Предварительное Следствие 2022 Год Прокуратура Нижегородской Области

Содержание

Надзор За Исполнением Законов Органами Осуществляющими Оперативнорозыскную Деятельность Дознание И Предварительное Следствие 2022 Год Прокуратура Нижегородской Области

Согласно ст. 151 УПК РФ, органами предварительного следствия по уголовно-процессуальному законодательству являются следователи органов прокуратуры, органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. В зависимости от определенной в ч. 2 ст. 151 УПК РФ для каждого ведомства последовательности следователи указанных органов проводят расследование преступлений.В связи с этим при осуществлении надзора за исполнением законов органами предварительного следствия прокурор должен устанавливать контроль за тем, чтобы следователями этих органов соблюдались требования закона о подследственности1.
Статья 146 УПК РФ предоставляет прокурору властнораспорядительные полномочия. Это говорит о том, что любое уголовное дело может быть возбуждено только с согласия прокурора. В ч. 4 ст. 146 УПК РФ указывается, что постановление следователя, дознавателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Получив постановление, прокурор дает согласие на возбуждение уголовного дела немедленно либо выносит постановление об отказе в даче согласия на возбуждение уголовного дела или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток.
При соединении в одном производстве уголовных дел подследственных разным органам предварительного следствия подследственность определяется прокурором с соблюдением подследственности установленной ст. 151 УПК РФ. Однако, если хотя бы одно из этих дел подследственно следователям военной прокуратуры, все дело расследуется ими. Возникшие споры о подследственности уголовного дела разрешает прокурор. Соединение уголовных дел производится на основании постановления прокурора.
Деятельность прокурора по осуществлению надзора за исполнением законодательства в процессе взаимодействия следователей и оперативных работников осуществляется до возбуждения уголовного дела при реализации оперативнорозыскной информации следователем; в период производства предварительного следствия; после принятия решения о приостановлении производства по делу в случаях когда обвиняемый скрылся от следствия, или когда по иным причинам не установлено его местонахождение.
Осуществляя надзор за законностью взаимодействия следователей и оперативных работников при проведении розыска скрывшегося обвиняемого, прокурор должен выяснить вопросы, касающееся вынесения следователем постановления об объявлении розыска обвиняемого, направления его в подразделение криминальной милиции полноты материалов, необходимые для розыска.
Особое внимание прокурор должен обращать на такие вопросы, как полнота, всесторонность и объективность предварительного следствия; правильность избрания меры пресечения; обоснованность предъявленного обвинения; правильность юридической оценки преступления, данной следователем; приняты ли меры обеспечения гражданского иска; выяснены ли причины и условия, способствующие совершению преступления, и приняты ли меры к их устранению; а также соблюдены ли иные требования уголовно-процессуального закона.

1. Прокурор района, осуществляющий надзор за законностью производства предварительного следствия, ознакомившись с уголовным делом по обвинению Кротова в преступлении, предусмотренном ч. 1 ст. 161 УК РФ, дал следователю указание избрать в отношении его меру пресечения в виде заключения под стражу. Следователь вынес такое постановление, и прокурор его санкционировал. Вправе ли прокурор санкционировать арест?
2. Следователь Энского отдела внутренних дел обратился к прокурору района о продлении срока предварительного следствия по уголовному делу, возбужденному по п. «б» ч. 2 ст. 162 УК РФ в отношении Шумова. В постановлении о возбуждении ходатайства о продлении срока следователь указал причины, в силу которых следствие не может быть окончено в установленный законом двухмесячный срок, а также объем предстоящей работы по делу. Прокурор отказал следователю в продлении срока предварительного следствия, ссылаясь на то, что такой срок вправе продлить только прокурор области.
1) Вправе ли следователь обратиться с постановлением о продлении срока следствия к прокурору района?
2) Полномочен ли прокурор района продлить срок предварительного следствия?
3. К прокурору Энского района обратился с жалобой гр-н Коржов, в которой указал, что работники уголовного розыска провели в его отношении ряд оперативно-розыскных мероприятий, которые, по его мнению, ограничили его конституционные права и, в частности, на тайну переписки. Как должен отреагировать прокурор на жалобу гр-на Коржова? На какие вопросы он должен обратить внимание при проверке этой жалобы?

Это интересно:  Сопровод письмо к перевыс счета

Программа дисциплины «Прокурорский надзор» для направления 030500

Формы участия прокурора в правотворческой деятельности. Участие в работе палат Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Сущность и задачи участия прокурора в арбитражном судопроизводстве. Участие прокурора в рассмотрении арбитражных дел в суде первой инстанции. Иск прокурора. Обжалование прокуроров судебных актов по арбитражным делам.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

К органам, за исполнением законов которыми прокуратура осуществляет надзор в рамках рассматриваемой отрасли, относятся также органы предварительного расследования (органы дознания и предварительного следствия), деятельность которых направлена главным образом на расследование уже совершенных преступлений. Но и силовые правоохранительные структуры, и органы предварительного расследования решают общую задачу борьбу с преступностью.

Давая характеристику рассматриваемой отрасли, следует отметить, что данное направление надзорной функции прокуратуры в принципе охватывает два самостоятельных вида правоохранительной деятельности — оперативно-розыскную и уголовно-процессуальную. Несмотря на то что надзор за исполнением законов в процессе осуществления каждого из указанных видов правоохранительной деятельности законодатель объединил в одну отрасль прокурорского надзора, они существенно различаются между собой.

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИМИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ДОЗНАНИЕ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ СЛЕДСТВИЕ

  • • нормативно-правовым инструментарием, регулирующим надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие
  • • основами методик прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие
  • • основными навыками выявление нарушений законов при осуществлении ОРД и уголовно-процессуальной деятельности органов предварительного расследования и их должностных лиц
  • • закономерности функционирования отрасли прокурорского надзора, в рамках которой осуществляется надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность (далее — ОРД), дознание и предварительное следствие
  • • сущность данной отрасли прокурорского надзора, ее цели и задачи
  • • содержание предмета и перечень объектов надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие;
  • • основы правового регулирования указанной отрасли прокурорского надзора
  • • процессуальные полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, и основы организации надзорной деятельности, пределы прокурорского надзора в этих сферах правоотношений
  • • роль надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие в системе обеспечения законности ОРД и уголовно-процессуальной деятельности в досудебных стадиях уголовного судопроизводства

Open Library — открытая библиотека учебной информации

Указанные сферы деятельности правоохранительных органов тесно связаны с правами и свободами граждан, поскольку органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, наделœены полномочиями на применение в отношении отдельных лиц принудительных мер: досмотр, обыск, задержание, заключение под стражу. Такие меры должны применяться в строго определœенных законом случаях с соблюдением правил их производства с тем, чтобы не нанести вред правам человека даже в том случае, если он задержан по подозрению в совершении преступления, поскольку, согласно принципу презумпции невиновности, каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Учитывая, что прокурорский надзор осуществляется за исполнением законов органами, осуществляющими свою деятельность в трех сферах деятельности, полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, устанавливаются не Федеральным законом «О прокуратуре РФ», а рядом других нормативных актов, которые непосредственно регулируют деятельность правоохранительных органов по осуществлению оперативно-розыскных мероприятий, дознания и предварительного следствия. В частности, такими нормативными актами являются УПК РФ, Федеральный закон от 12 августа 1995 ᴦ. N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 28 декабря 2022 ᴦ.) (далее — ФЗ «Об ОРД»), ряд других нормативных актов. При этом следует иметь в виду, что приказы и указания Генерального прокурора РФ по вопросам предварительного следствия и дознания, не требующим законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Это интересно:  Гражданско процессуальный кодекс отзыв на ходатайство

Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел

Недостаточная разработанность в теоретическом и прикладном плане вопросов конкретизации сущности, целей, задач, функций, предмета, форм, методов, средств, правовых основ, организации, методики и тактики прокурорского надзора, а также изложенные выше обстоятельства предопределили выбор темы настоящего диссертационного исследования как актуального, представляющего теоретическую и практическую значимость.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлена его методологической и теоретической основой, эмпирической базой, непосредственной многолетней практической деятельностью автора по осуществлению прокурорского надзора в сфере осуществления оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

РАССМОТРЕНИЕ В ОРГАНАХ ПРОКУРАТУРЫ ЖАЛОБ НА ДЕЙСТВИЯ (БЕЗДЕЙСТВИЕ) И РЕШЕНИЯ ОРГАНА ДОЗНАНИЯ, ДОЗНАВАТЕЛЯ, СЛЕДОВАТЕЛЯ, ПРОКУРОРА

Одной из форм осуществления прокурором своих функций является рассмотрение ими жалоб на действия и решения, принятые в ходе производства по уголовному делу либо по материалу доследственной проверки на досудебных стадиях процесса. Жалоба может быть подана прокурору на личном приеме или путем передачи ее в канцелярию прокуратуры либо через должностное лицо, действия (бездействие) и решения которого обжалуются, которые они обязаны незамедлительно направить ее прокурору. Жалобы, поступающие вышестоящему прокурору также безотлагательно направляются прокурору, непосредственно осуществляющему надзор за производством расследования по данному уголовному делу либо доследственной проверкой по заявлению.

Проверка поступившей жалобы предполагает в первую очередь изучение материалов уголовного дела, материала доследственной проверки, связанных с изложенными в жалобе фактами и получение объяснений от должностных лиц. Рассматривая жалобу, прокурор обязан всесторонне проверить изложенные в ней обстоятельства и доводы. В ходе проверки прокурор вправе использовать все средства, предоставленные ему как органу надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. В случае необходимости прокурор вправе вызвать к себе заявителя для уточнения сведений, приводимых в жалобе, или получения дополнительных данных. Предоставляемая заявителем информация облекается в письменную форму и включается в материалы производства по жалобе. Заявителю также может быть предложено представить документы, подтверждающие изложенные в жалобе факты. При явке заявителя по вызову прокурора для выяснения указанных в жалобе обстоятельств совершения дознавателем или следователем действий, влекущих за собой уголовную ответственность, заявитель предупреждается об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии со ст. 306 Уголовного кодекса Российской Федерации («Заведомо ложный донос о совершении преступления»). Срок рассмотрения жалоб граждан в порядке ст. 124 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации составляет 3 суток.

Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел: Прокурорський нагляд за виконанням законів суб єктами, що здійснюють оперативно-розшукову діяльність, дізнання і попереднє слідство в органах внутрішніх справ

Введение диссертации (часть автореферата)На тему «Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел»

  • Название:
  • Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних дел
  • Альтернативное название:
  • Прокурорський нагляд за виконанням законів суб’єктами, що здійснюють оперативно-розшукову діяльність, дізнання і попереднє слідство в органах внутрішніх справ
  • Кол-во страниц:
  • 301
  • ВУЗ:
  • Рязань
  • Год защиты:
  • 2022
  • Краткое описание:
  • Год:

    Прокурорский надзор за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие в органах внутренних делтекст автореферата и тема диссертации по праву и юриспруденции ВАК РФ

    В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» необходимо конкретизировать предмет прокурорского надзора за исполнением законов субъектами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, функциональный механизм осуществления надзора, а также наделить прокурора в данной отрасли прокурорской деятельности дополнительными полномочиями: отменять противоречащие закону и необоснованные решения должностных лиц, принятые в связи с осуществлением оперативно-розыскной деятельности; при нарушении должностными лицами закона отстранять их от проведения оперативно-розыскных мероприятий; давать письменные указания руководителям оперативных подразделений о проведении оперативно-розыскных мероприятий, увеличении их видов, прекращении их проведения.

    На основе анализа соотношения понятий контроля и надзора диссертант делает вывод о том, что вопросы социального контроля (надзора) исследуются представителями многих общественных наук: философии, политической экономии, социологии, истории, юридической науки. В последние годы вышло большое число работ ученых-юристов, затрагивающих различные аспекты теории контроля. Они позволяют наглядно проследить историю становления и развития проблемы контроля и контрольной деятельности, что создает благоприятные возможности для дальнейшего теоретического осмысления и более оптимального моделирования понятийного аппарата теории контроля в целом и его специфических аспектов в частности, обнаруживаемых в юридической природе контроля как правовой формы деятельности органов государства.

    Прокурорский надзор

    Закон о прокуратуре предусматривает, что прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, является одним из основных направлений деятельности прокуратуры. При этом важной задачей прокурора в данной сфере является проверка установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершённых и готовящихся преступлениях.

    Следует иметь в виду, что в соответствии с совместным указанием Генеральной прокуратуры РФ, МВД РФ, других правоохранительных и силовых ведомств заявление о совершенном или готовящемся преступлении может быть подано в любой правоохранительный орган, силовое ведомство, без соблюдения правил территориальности и подведомственности (подследственности). Орган, принявший заявление, которое ему неподведомственно, должен направить его в другой орган в соответствии с правилами территориальности, подведомственности (подследственности).

    Вопрос: На территории Нижегородской области РФ сотрудником правоохранительных органов было совершено убийство

    В соответствии со ст. 151 УПК РФ, дела такой категории подследственны следователям СК РФ. Однако Управление Генеральной прокуратуры РФ в Приволжском федеральном округе осуществляет за следствием надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия.

    В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ, расследование убийств осуществляют следователи Следственного комитета РФ, а не Генпрокуратуры РФ. У прокуроров есть полномочия по поддержанию государственного обвинения при рассмотрении дела в суде.

    Научная статья по теме ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОПЕРАТИВНОРОЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Государство и право

    Подобным иммунитетом обладают и судьи РФ. Так, ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в РФ» разрешают проведение ряда ОРМ, а также следственных действий только в связи с возбужденным уголовным делом в отношении этого судьи.

    ный прокурор, осуществляющий прокурорский надзор за исполнением законов при проведении оперативной разработки в рамках дела оперативного учета, способен определить необходимость проведения ОРМ и выявить возможные фальсификации.

    Прокуратура вологодской области

    — организация и осуществление процессуального надзора за законностью деятельности по выявлению, пресечению, раскрытию и предупреждению преступлений, расследованию уголовных дела поднадзорными органами дознания органов внутренних дел, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, Федеральной службы судебных приставов, Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ;

    — пресечения незаконного привлечения к уголовной ответственности, задержания, заключения под стражу или иного необоснованного ограничения в правах и свободах, полного восстановления нарушенных прав и свобод, привлечения виновных к установленной законом ответственности;

    Начальником следственного управления прокуратуры Нижегородской области назначен Владимир Стравинскас

    Задачей управления по надзору за производством дознания и оперативно-розыскной деятельностью является надзор за соответствующей деятельностью МВД России, ФСКН России, ФТС России, ФССП России и МЧС России. Управление состоит из пяти отделов. Руководство управлением поручено государственному советнику юстиции третьего класса Сергею Иванову.

    Данные назначения состоялись в связи с созданием с 7 сентября следственного комитета при прокуратуре РФ. Как сообщается на сайте генпрокуратуры РФ, это позволит оптимизировать организацию работы и обеспечить качественный надзор за соблюдением требований закона следственного комитета при прокуратуре РФ и иными правоохранительными органами.

    Глава 6

    • • соблюдение прав и свобод человека и гражданина;
    • • соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;
    • • законность проведения расследования, законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.

    Руководитель следственного органа в соответствии со ст. 39 УПК РФ поручает следователям расследование уголовных дел, дает обязательные указания по вопросам следствия, решает организационные вопросы, связанные с распределением нагрузки между следователями, применяет меры поощрения и взыскания. Прокурор, в свою очередь, осуществляет именно надзорные полномочия. Он вправе отменить любое незаконное или необоснованное постановление дознавателя и некоторые постановления следователя, но он не вправе подвергнуть следователя и дознавателя дисциплинарному взысканию, применить меры поощрения, не занимается распределением нагрузки в органах предварительного расследования.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru