Расчет Резерва По Сомнительным Долгам 2022

Резервы по сомнительным долгам: формирование в бухгалтерском учете

Сомнительная дебиторская задолженность организации — это задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н).

Порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете законодательно не закреплен. Поэтому организация разрабатывает способ создания резерва самостоятельно. Например, создать резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возможно воспользовавшись способом, предложенным в налоговом учете, а именно в пункте 74 статьи 266 Налогового кодекса. Или, как вариант, включить всю сумму выявленного долга в резерв.

Обратите внимание на пункт 70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н: величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Например, если организация в совокупности выявила дебиторскую задолженность по нескольким контрагентам, то создать резерв следует по каждому. То есть, обязательно ведение аналитического учета.

Согласно п.70 Положения по бухгалтерскому учету, утв. приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н, если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой-либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам. Проводка в данном случае будут следующей:

Если организация в налоговом учете отказывается от создания резерва, то при создании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете возникнет постоянная налогооблагаемая разница. Соответственно, согласно п.7 ПБУ 18/02, в бухгалтерском учете следует признать постоянное налоговое обязательство, сделав запись:

Резерв по сомнительным долгам

  1. Обязательность создания. В бухгалтерии такой резерв обязателен, поскольку этого требует абз. 1 п. 7 Положения о бухучете. Если организация применяет для налогового учета метод начисления, то бухгалтер сам решает, создавать ли для налогового учета такой резерв или нет (это право отражено в п. 3 ст. 266 НК РФ).
  2. Характеристика отчислений. Бухгалтерский учет определяет резервные отчисления как «прочие расходы», а для налогового учета их надо учитывать среди внереализационных расходов.
  3. Трактовка сомнительности долга. Для бухгалтерского учета к компенсации резервом подходит любая не погашенная в срок или полностью задолженность, а для налогового таковой может быть признана только просрочка по оплате товаров, услуг, работ.
  4. Определение размера отчислений. Для бухучета приоритет установления размера остается за бухгалтером (с принятием во внимание особенностей долга), а при налоговом учете размеры четко определены НК РФ.
  5. Общий размер резервного фонда. В бухучете он не ограничен, а в налоговом учете не может быть больше одной десятой от выручки.

В практике предпринимательства приходится бывать и в роли кредитора, и в роли заёмщика. В первом случае случаются ситуации, когда партнеры по той или иной причине не погашают задолженность вовремя либо вообще не выполняют свои финансовые обязательства. Однако, такие ситуации с финансами все равно должны достоверно отражаться в бухгалтерском и финансовом учете организации. Для этой цели и создается специальный резерв.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Выбранный способ и особенности расчета организация должна зафиксировать в своей учетной политике. Для каждого вида нужно прописать соответствующие условия. Например, для интервального метода должен быть указан период учета и процент отчислений (не обязательно совпадающий с применяемым в налоговом учете); для экспертного – критерии состоятельности должника и т.п.

ПРИМЕР 1. В организации по итогам квартальной инвентаризации выявлена сомнительная задолженность в сумме 12 тыс. руб. по расчетам за реализованные товары. По данной задолженности был сформирован резерв в размере 100%. На дату создания резерва в бухучете будет содержаться следующая проводка:

Если резерв не удалось использовать до конца учетного года, который следует после того, в котором был создан резерв, то эта сумма на балансе должна быть присоединена к финансовым результатам по итогам этого года по дебету 63 «Резервы по сомнительным долгам», кредиту 91 «Прочие доходы и расходы».

Резерв по сомнительным долгам: учет в «1С: Бухгалтерии 8»

В соответствии с пунктом 70 Положения организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной. Таким образом, создание резервов сомнительных долгов в бухгалтерском учете является обязанностью, а не правом для всех организаций без исключений. При этом при расчете резервов нужно учитывать всех дебиторов, в том числе поставщиков по выданным авансам и заемщиков.

Таким образом, сумма ранее начисленного резерва не восстанавливается и по-прежнему составляет 100 000,00 руб. В бухгалтерском учете резерв также не меняется, поэтому регламентная операция Расчет резервов по сомнительным долгам за март 2022 года проводок не формирует, а делает только запись в одноименный регистр сведений.

В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н (далее – ПБУ 18/02), эти разницы являются постоянными. Постоянные разницы, зафиксированные на счете 99, учитываются при расчетах по налогу на прибыль за соответствующий период: признается постоянное налоговое обязательство (ПНО) или постоянный налоговый актив (ПНА).

В то же время из некоторых норм НК РФ можно сделать вывод, что под такой задолженностью для целей налогообложения понимаются обязательства налогоплательщика, которые не были им исполнены (погашены) в установленный срок (например, п. 18 ст. 250, пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Резерв следует формировать после того, как будет проведена сверка и инвентаризация расчетов с дебиторами. Законодательные и нормативные акты по бухгалтерскому учету не дают ответа на вопрос, как часто надо создавать и корректировать резервы, поэтому периодичность создания резервов организация устанавливает самостоятельно. В любом случае, создавать резервы нужно не реже периодичности составления отчетности для пользователей.

Резервы по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Под сомнительной задолженностью в бухучете понимается ничем не обеспеченная задолженность дебиторов, которая не уплачена в срок, прописанный в договорном соглашении (абз. 2 п. 70 приказа № 34н). Авансы поставщикам к сомнительной задолженности причислять нельзя (письмо Минфина России от 15.10.2003 № 16-00-14/316).

Предельный объем формируемого в бухучете резерва представлен только общим размером сомнительных долгов. В налоговом учете с 01.01.2022 максимальный размер резерва за год не может превышать 10% выручки за отчетный налоговый период, а в течение отчетных периодов не может превышать наибольшую из двух величин — 10% выручки за отчетный период или 10% выручки за прошлый год (п. 4 ст. 266 НК РФ, письмо Минфина от 17.04.2022 № 03-03-06/1/25482). До 2022 года сумма резерва, создаваемого по итогам отчетного (налогового) периода в налоговом учете, не должна была превышать 10% от выручки за текущий отчетный (налоговый) период.

ВАЖНО! В налоговом учете резервы составляются по усмотрению организации или ИП (п. 3 ст. 266 НК РФ). Их назначение — отнесение сумм по сомнительным долгам на уменьшение налога на прибыль до того периода, когда они станут безнадежными. Сомнительные резервы в налоговом учете, как и в бухгалтерском, могут быть созданы только по долгам, появившимся в связи с реализацией товаров (работ, услуг) (п. 1 ст. 266 НК РФ).

Создание резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете должно восприниматься как сбор сведений о состоянии задолженности покупателей на определенную дату. При просмотре информации по этим резервам заинтересованные лица должны видеть, какая доля задолженности является сомнительной.

Единой методики подсчета сумм резервов по сомнительным долгам в бухгалтерском учете нет. В абз. 3 п. 70 приказа № 34н только отмечено, что подсчет резервов производится в зависимости от состоятельности покупателя и вероятности закрытия им долга. Организации (ИП) могут фиксировать в своей учетной политике собственные методики подсчета сумм по сомнительным резервам в бухучете.

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете: полный справочник для бухгалтеров

В учетной политике по бухгалтерскому учету не стоит прописывать, что организация создает или не создает резерв по сомнительным долгам. Но организации необходимо утвердить порядок определения суммы резерва в своей учетной политике, так как в нормативных документах по бухгалтерскому учету процесс оценки возможности погашения долга не прописан.

Резервы сомнительных долгов создаются по любой дебиторской задолженности, признаваемой организацией сомнительной (не только по задолженности покупателей и заказчиков за продукцию, товары, работы и услуги). В то же время если в отношении просроченной дебиторской задолженности на отчетную дату имеется уверенность в погашении, то резерв по данному долгу не создается (Письмо Минфина России от 27.01.2012 N 07-02-18/01).

Кроме того, отражается не предъявленная к оплате начисленная выручка по договорам строительного подряда, длительность выполнения которых составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы (в сумме, исчисленной исходя из договорной стоимости или из размера фактически понесенных расходов, которые за отчетный период считаются возможными к возмещению) (п. п. 1, 2, 17, 23 Положения по бухгалтерскому учету «Учет договоров строительного подряда» (ПБУ 2/2008), утвержденного Приказом Минфина России от 24.10.2008 N 116н, Приложение к Письму Минфина России от 29.01.2014 N 07-04-18/01).

  • задолженность покупателей,
  • заказчиков,
  • поставщиков,
  • подрядчиков,
  • прочих должников,
  • задолженность учредителей,
  • работников по оплате труда,
  • по подотчетным суммам.
Это интересно:  Куда обращаться если муж не выпускает из дома и не отдаёт ребенка

То есть это та задолженность, которая присутствует на счетах 62, 60, 68, 69, 71, 73, 75, 76. Сомнительным долгом может признаваться задолженность заемщика по выданному вами займу, отраженная на субсчете 58-03 «Предоставленные займы» (Приложение к Письму Минфина от 22.01.2022 N 07-04-09/2355).

Сомнительным признается долг перед вашей организацией, который с высокой вероятностью не будет погашен полностью или частично (п. 70 Положения по бухучету N 34н, Письма Минфина от 27.05.2022 N 03-03-06/1/30504, от 14.01.2022 N 07-01-06/188, от 27.01.2012 N 07-02-18/01). Это может быть либо нарушение должником срока оплаты, либо Вы получили информацию о финансовых проблемах Вашего должника.

Создание резерва в бухучете по указанной дебиторской задолженности — не право, а обязанность организации. В своей учетной политике она может прописать периодичность, с которой будет его создавать (в нашем случае — на конец отчетного месяца ежемесячно, т.е. январь 2022 года) (п. 43 Инструкции N 102).

Отметим, что на величину созданного резерва уменьшается дебиторская задолженность, отражаемая в балансе (строки 170 и 250) (ч. 8 п. 12, ч. 15 п. 13 НСБУ N 104). Поэтому можно сказать, что резерв позволяет показать такую задолженность в отчетности в сумме, реальной к получению. Благодаря этому пользователи данной отчетности видят достоверную величину дебиторской задолженности и могут объективно оценить финансовое положение организации. Информация о резервах раскрывается в примечаниях к отчетности (абз. 4 подп. 52.9, абз. 3 ч. 1 подп. 52.17 НСБУ N 104).

По данным бухучета за 2022-2022 годы общая сумма дебиторской задолженности от реализации продукции (товаров, работ, услуг), признанной безнадежной к получению и списанной со счетов учета расчетов, составляет 18 160 руб., а общая сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за этот период — 512 140 руб. За январь 2022 года выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составила 14 350 руб.

Сумма создаваемого резерва (574 руб.) отражается в бухучете по дебету субсчета 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» на основании разработанного организацией первичного учетного документа, например, бухгалтерской справки-расчета (п. 46 Инструкции N 102, п. 1 — 4 ст. 10 Закона N 57-З).

Вместе с тем обращаем внимание, что любая задолженность, признанная безнадежной по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ, может быть списана за счет сформированного резерва по сомнительным долгам, а если сумма указанного резерва недостаточна, непосредственно в составе внереализационных расходов. При этом не обязательно, чтобы такая задолженность участвовала в формировании сумм резерва по сомнительным долгам.

Сумма государственной пошлины, подлежащая возмещению на основании судебного акта, не может рассматриваться как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, следовательно, не может быть признана сомнительной задолженностью для целей налогообложения прибыли.

Согласно пункту 1 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

При этом любая безнадежная задолженность может быть списана за счет сформированного резерва по сомнительным долгам, а если суммы резерва недостаточно — непосредственно в составе внереализационных расходов. При этом необязательно, чтобы задолженность участвовала в формировании резерва по сомнительным долгам.

Еще один вид резервов, создаваемых предприятиями, это резервы по отпускам (ст. 324.1 НК РФ). Они формируются в текущем периоде для их последующего расходования. Порядок определения резервов под отпуска в налоговом учете нужно прописать в учетной политике. Налоговый кодекс не предусматривает обязательного алгоритма для их вычисления.

Предприятия, реализующие товары или осуществляющие работы, зачастую несут ответственность за дальнейшее гарантийное обслуживание в течение определенного срока. Таким лицам разрешается формировать для данных целей резервы предстоящих расходов в налоговом учете. Это касается тех случаев, когда гарантия официально закреплена в договоре с клиентом. Максимальную величину резерва необходимо отразить в учетной политике.

Полученное значение и будет являться предельным значением резерва, который можно отнести на расходы. Если товары или работы с гарантией реализуются менее чем в течение трех лет, следует взять данные за фактические сроки их продажи. Если же такие реализации производятся впервые, за лимит принимается потенциальный размер расходов на обслуживание и ремонт.

Резервы организации создаются, чтобы покрыть затраты или убытки, которые предположительно возникнут в будущем. Налоговый кодекс РФ разрешает включать резервируемые суммы в расходы. При этом формирование резервов в налоговом учете имеет ряд ограничений, которые нужно соблюдать для корректного расчета базы по налогу на прибыль.

В конце налогового периода бухгалтер производит инвентаризацию резерва. Могут возникнуть две ситуации: либо зарезервированных средств будет недостаточно, либо они будут недоиспользованы. Теоретически выплачиваемые отпускные могут совпасть с заранее подсчитанным резервом. Однако поскольку он формируется на основе плана, такой вариант маловероятен.

1) рассчитанная по результатам инвентаризации сумма резерва по сомнительным долгам корректируется с учетом установленных предельных величин резерва — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период (в зависимости от того, какая величина больше);

При этом сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам, исчисленного по итогам налогового периода, не может превышать 10 процентов от выручки за указанный налоговый период, определяемой в соответствии со статьей 249 НК РФ (для банков, кредитных потребительских кооперативов и микрофинансовых организаций — от суммы доходов, определяемых в соответствии с главой 25 НК РФ, за исключением доходов в виде восстановленных резервов). При исчислении резерва по сомнительным долгам в течение налогового периода по итогам отчетных периодов его сумма не может превышать большую из величин — 10 процентов от выручки за предыдущий налоговый период или 10 процентов от выручки за текущий отчетный период.

В соответствии с пунктом 5 статьи 266 НК РФ сумма резерва по сомнительным долгам, исчисленного на отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, сравнивается с суммой остатка резерва, который определяется как разница между суммой резерва, исчисленного на предыдущую отчетную дату по правилам, установленным пунктом 4 статьи 266 НК РФ, и суммой безнадежных долгов, возникших после предыдущей отчетной даты. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Согласно пункту 3 статьи 266 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам в порядке, предусмотренном данной статьей. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.

3) если сумма резерва, исчисленного на отчетную дату, меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде, если больше, то разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

ООО «Весна» осуществило реализацию товаров:

  • ООО «Покупатель» — 50 000,00 рублей (120 дней просрочки);
  • ООО «Закупщик» — 160 000,00 рублей (50 дней просрочки);
  • ООО «Магазин» — 20 000,00 рублей (90 дней).

В мае ООО «Закупщик» оплатил задолженность в полном объеме.В июне ООО «Покупатель» сообщил о банкротстве и невозможности возврата средств.По итогам года невостребованные резервные средства списаны.

  1. Если сомнительной задолженности менее 45 дней, то резерв не создается.
  2. Просрочка более 45 дней, но менее 90 дней — сумма РФ до 50 % от величины просроченной дебиторской задолженности.
  3. Обязательства просрочены более чем на 90 дней — создается РФ на полную сумму задолженности.
  1. Образовался в процессе реализации продукции или оказания услуг (работ).
  2. Не обеспечен залоговыми обязательствами, банковскими гарантиями либо поручительством.
  3. Срок погашения данного обязательства нарушен (просрочен) либо велик риск образования просрочки.

Пункт 5 статьи 266 Налогового кодекса РФ требует корректировать сумму резерва на 2022 год на сумму неиспользованного за 2022-й. Однако так поступать нужно только в том случае, если принято решение перенести оставшиеся с 2022 года резервные суммы на 2022-й. Если же такой перенос не запланирован, то суммы, учтенные в 2022 году как внереализационные расходы, придется включить в состав внереализационных доходов (п. 7 ст. 250 НК РФ).

О том, какие суммы, по мнению налоговиков, к сомнительным долгам относить не следует:

  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.
И не забывайте о рисках, если речь идет об учете задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. Налоговики посчитают, что единственной деловой целью «бездействия» компании являлось списание с баланса задолженности и учет ее в качестве безнадежной, а само бездействие носило характер прощения долга. А это грозит доначислениями.Также надо различать ситуации, в которых в отношении части задолженности меры принудительного взыскания применялись и оказались безрезультатными, а в отношении другой части задолженности меры взыскания не применялись. Для признания этой части задолженности безнадежной должно иметься надлежащее основание. Найти его нужно в п. 2 ст. 266 НК РФ. Поскольку наличие постановления судебного пристава не позволяет списать задолженность, которая в этом постановлении не отражена.

В соответствии с общепринятыми нормами, если общая величина резерва, определенного с учетом периода образования задолженности, составляет более 10% выручки за выбранный срок, то величина резерва исчисляется методом умножения на коэффициент. Сам коэффициент нужно определять как соотношение величины резервов по нормативу к общему размеру резервов, рассчитанных с учетом периода образования просрочки по долгу.

Это интересно:  Калькулятор Для Расчета Отпуска По Уходу За Ребенком До 3 Лет

Обратите внимание: настройки, заданные в разделе «Параметры учета» в плане приоритетности проигрывают настройкам «Договоров». Иными словами, если в настройках будут значиться разные периоды времени, то при формировании резервов станет использоваться тот срок, который определяется «Договорами».

Резервы налогового учета позволяют экономить на оплате налога на прибыль. Но в то же время они приводят к осложнению налогового и бухгалтерского учетов. Образуется разница по ПБУ 18/02, которая и объясняет неприязнь бухгалтеров к формированию резервов и попытки отказаться от их создания.

  • Если длительность просрочки составляет менее 45 суток, резерв не формируется;
  • Если продолжительность просрочки составляет 46-90 календарных дней (включительно), в резерв входит 50% от величины долга;
  • Если срок возникновения просрочки составляет более 90 календарный дней, в резерв входит 100% долга.

По завершению февраля у «ПУГОВИЦЫ» появился сомнительный долг по отношению к «АВАНГАРДУ» на сумму 2 665 752 рублей (138 000 рублей вычли из 2 803752 рублей). Принимая в расчет, что период образования просрочки не составил более 45 календарных суток, в резервы за февраль регламентная операция не начисляет:

Отметим, что на величину созданного резерва уменьшается дебиторская задолженность, отражаемая в балансе (строки 170 и 250) (ч. 8 п. 12, ч. 15 п. 13 НСБУ N 104). Поэтому можно сказать, что резерв позволяет показать такую задолженность в отчетности в сумме, реальной к получению. Благодаря этому пользователи данной отчетности видят достоверную величину дебиторской задолженности и могут объективно оценить финансовое положение организации. Информация о резервах раскрывается в примечаниях к отчетности (абз. 4 подп. 52.9, абз. 3 ч. 1 подп. 52.17 НСБУ N 104).

По данным бухучета за 2022-2022 годы общая сумма дебиторской задолженности от реализации продукции (товаров, работ, услуг), признанной безнадежной к получению и списанной со счетов учета расчетов, составляет 18 160 руб., а общая сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за этот период — 512 140 руб. За январь 2022 года выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) составила 14 350 руб.

Создание резерва в бухучете по указанной дебиторской задолженности — не право, а обязанность организации. В своей учетной политике она может прописать периодичность, с которой будет его создавать (в нашем случае — на конец отчетного месяца ежемесячно, т.е. январь 2022 года) (п. 43 Инструкции N 102).

Сумма создаваемого резерва (574 руб.) отражается в бухучете по дебету субсчета 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» на основании разработанного организацией первичного учетного документа, например, бухгалтерской справки-расчета (п. 46 Инструкции N 102, п. 1 — 4 ст. 10 Закона N 57-З).

Аудит резервов по сомнительным долгам в 1С: Бухгалтерии предприятия ред

5. При отражении в учёте резерва по способу и критериям, установленным налоговом законодательством, неверно определяется процент задолженности, исходя из сроков просрочки. Например, создание в 50% размере, когда фактически сумма должна быть в полном объёме признана сомнительной.

Или, когда нормами учётной политики предусмотрен резерв в отношении задолженности в виде авансов, выданных в размере 100% долга, независимо от количества дней просрочки (с первого дня просрочки), а на самом деле резерв не создается или не формируется в полном объёме.

6. По состоянию на отчётную дату числится сальдо по счёту 63, на котором отражена величина списанной дебиторской задолженности покупателей, при этом сам долг перед теми контрагентами в учёте отсутствует. В ходе аудиторской проверки выяснено, что задолженность была списана ранее, но не за счёт созданного резерва.

8. Неверная квалификация задолженности как сомнительной, которая согласно налоговому законодательству ей не является (только та, которая возникла в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг). Или обратная ситуация, когда суммы действительно сомнительных долгов не относятся на резервы.

11. В учётной политике для целей налогового учёта не предусмотрено создание резерва, а по факту он создаётся. Несмотря на то, что в законодательстве требование о закреплении факта создания резерва отсутствует, есть риск признания инспекторами сформированного резерва неправомерным.

Резерв сомнительных долгов (РСД)

  • определяется задолженность контрагентов, которая не была погашена в сроки, определенные договорами, и не обеспечена необходимыми гарантиями (сомнительные долги);
  • отдельно по каждому сомнительному долгу определяется сумма, на которую необходимо создать резерв, в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично.

При этом способе размер отчислений в резерв сомнительным долгам определяется согласно данным за несколько лет как доля безнадежных долгов в общей сумме дебиторской задолженности определенного вида. Например, доля неоплаченных покупателями товаров в общей сумме задолженности покупателей.

  • по сомнительным долгам со сроком возникновения свыше 90 дней в сумму создаваемого резерва включается полная сумма задолженности;
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения от 45 до 90 (включительно) дней в сумму резерва включается 50% выявленной задолженности;
  • по сомнительным долгам со сроком возникновения до 45 дней выявленная задолженность не увеличивает сумму создаваемого резерва.
  • расходы в виде предварительной оплаты, в том числе авансы;
  • задолженность по договору цессии, поскольку она не рассматривается как задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг;
  • задолженность по штрафам;
  • суммы денежных средств, размещенные на счетах, депозитах в банках;
  • задолженность по договору, если она покрывается за счет страхового возмещения по договору страхования предпринимательского риска.

Безнадежный долг при признании его таковым можно учесть в убытках юрлица, принимаемых при расчете налога на прибыль. Однако осуществляется такое признание в подавляющем большинстве ситуаций по истечении довольно продолжительного срока (3 года), если юрлицо не формирует резерв сомнительных долгов.

И еще один момент. Вы вправе признать сомнительной или безнадежной задолженность, даже если никаких мер по взысканию этой задолженности не принималось. В частности, не важно, направлены ли контрагенту претензии, поданы ли в суд исковые заявления и т.п.
Ведь по своей природе списание безнадежной к взысканию задолженности в состав расходов является способом корректировки доходов, ранее отраженных в налоговом учете, но фактически не полученных компанией. Этим обеспечивается взимание налога, исходя из реально сложившейся прибыли.

Образование резерва по сомнительным долгам в налоговом учете позволяет учесть в расходах для базы по прибыли (внереализационных) потери от неоплаты долга в более ранние сроки, чем это произойдет, когда задолженность уже станет безнадежной. Но затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу (пп. 4, 5 ст. 266 НК РФ). При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

  • о периоде, к которому он относится;
  • об имеющихся сомнительных долгах;
  • о величинах резерва по каждому долгу — максимальной для периода и образованной;
  • о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;
  • об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.
  1. внести изменения в ранее утвержденную налоговую политику;
  2. остаток резерва на 31 декабря отчетного года показать во внереализационных доходах, увеличивая капитал организации;
  3. операцию отразить в декларации по строке 100 приложения № 1 к листу 02 и по строке 020 листа 02 в составе общих внереализационных доходов.
Это интересно:  Сайт правительства австралии по делам миграции

Определение сомнительного долга дано в ст. 266 НК РФ, где под указанным термином понимается любая задолженность перед плательщиком налогов, возникшая в результате просрочки платежей в сроки, оговоренные договорными обязательствами и не обеспеченная залогом, поручительством, гарантией банка и другими способами обеспечения исполнения обязательств.

Интервальный метод. Интервальный метод формирования резерва относится к наиболее точным, при этом и более трудоемким методам определения суммы резерва. Суть: берется каждая задолженность за месяц или квартал (отчетный период) и, в зависимости от времени просрочки в днях, умножается на процент (50 или 100%), установленный законодательно, о чем уже говорилось выше.

Суммы резерва по сомнительным задолженностям, отраженные в бухучете, являются оценочными. Их инвентаризация позволяет более-менее достоверно прогнозировать доходы в отчетном и наступающем периоде. Отражение сумм задолженности производится в «прочих расходах» на сч. 63 «Резервы по сомнительным долгам». Для этого выполняются следующие проводки:

  • Федерального закона “О бухгалтерском учете” от 06 декабря 2011 года N 402-ФЗ в последней редакции;
  • Налогового кодекса РФ (ч.2) от 05 августа 2000 года № 117-ФЗ, в редакции, вступившей в силу с 01 марта 2022 года;
  • Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденное Приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 года № 34н;
  • Положения по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное Приказом Минфина РФ от 06 июля 1999 года № 43н;
  • Приказа Министерства финансов от 13 июня 1995 года № 49 (в редакции 08 ноября 2010 года) «Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
  • Положения по бухгалтерскому учету 21/2008 «Изменения оценочных значений». Утверждено приказом Минфина Российской Федерации от 06 октября 2008 года № 106н.
  • Постановления Госкомстата России от 18.08.1998 № 88.
  • Писем Минфина РФ от 10.07.2022 № 03-03-06/39756 и от 14.01.2013 № 03-03-06/1/7.

Произошедшее изменение является выгодным для организаций в тех случаях, когда срок возникновения задолженности на конец года равен 45-90 дней, а за первый квартал текущего года более 90 дней. Долг в этом случае, включенный в резерв по итогам 1-го квартала в два раза больше долга, включенного в резерв по итогам года. Читайте также статью ⇒ КАК ПРОВЕСТИ ИНВЕНТАРИЗАЦИЮ РАСЧЕТОВ С ДЕБИТОРАМИ И КРЕДИТОРАМИ – ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ В 2022 ГОДУ

Можно выделить целый ряд причин для того, чтобы в компании создавался резерв по сомнительным долгам. Например, резерв позволяет увидеть обязательства дебиторов и реальный финансовый результат в бухотчетности, а также позволяет оценить возможные убытки, возникающие в результате долга. Поэтому, если в компании возникают сомнительные долги, то обязательно должен создаваться резерв. Это касается даже тех компаний, которые ведут бухучет в упрощенном виде. Читайте также статью ⇒ СПИСАНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ДОЛЖНИКА

  1. Этап 1: Определение платежеспособности должника. Для начала определяется насколько должник платежеспособен. Для этого собирается вся информацию о должнике, проводится анализ данной информации, а затем самостоятельно принимается решение о его платежеспособности.
  2. Этап 2: Определение критериев неплатежеспособности. На втором этапе определяются критерии неплатежеспособности, которые прописываются в учетной политике. Это можно сделать следующим образом: «При оценке дебиторской задолженности на предмет создания резерва по сомнительным долгам учитывать срок задолженности, а также сумму долга».
  3. Этап 3: Формирование резерва. Резерв формируют руководствуясь ПБУ 21/2008, п.2, п.3.
  4. Этап 4: Отражение в бухучете соответствующими проводками формирование резерва.
  5. Этап 5: Списание безнадежной задолженности, руководствуясь ПБУ п.77
  6. Этап 6: Оформление приказа. Факт создания резерва сопровождается оформлением приказа.

Важно! Если организация применяет первый или второй способ, то при признании долга под который создавался резерв безнадежным, списывают его за счет данного резерва. Если суммы резерва для списания долга не хватает, то оставшуюся часть списывают в прочие расходы. Если долг все же погасится, то резерв необходимо восстановить.

С 2022 года произошли некоторые изменения в формировании резерва. Например, когда задолженность имеет встречный характер (дебитор должен компании, а компания имеет обязательство перед данным дебитором), то сомнительной признают ту часть долга, которая превышает обязательство. Прежде компании могли включать в резерв всю задолженность. Но на сегодняшний день это четко регламентируется налоговым законодательством (266 НК РФ). Причем необходимо учитывать, что впервые данное нововведение компании могли применить только по итогам 1-го квартала 2022 года. Резервы 2022 года следует учитывать также как это предусмотрено в НК РФ в прежней редакции.

Размер резерва по сомнительным долгам

Рано или поздно сомнительная задолженность может превратить в безнадежную, которую можно списать. Признать дебиторскую задолженность безнадежной нужно в определенном порядке, согласно пункту 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности:

Более подробно о резерве по сомнительным долгам мы будем говорить в «Клубе профессиональных бухгалтеров» в январе. Кроме резерва по сомнительным долгам мы разберем подробно создание резерва на оплату отпусков, а также определимся, кто и какие резервы создает, отличия бухгалтерского и налогового учета. Присоединяйтесь к участию в Клубе на этой странице. Все материалы Клуба за январь будут выложены к 23 января.

  • создание резерва по каждому сомнительному долгу на основании профессионального суждения, в котором определяется размер задолженности, которая не будет погашена. При этом в учетной политике устанавливаются параметры, по которым оценивается платежеспособность, финансовое положение контрагента, качество обслуживания долга и т.п. Размер резерва по сомнительным долгам также рассчитывается индивидуально.
  • создание резерва по каждому долгу в зависимости от периода просрочки погашения долга. Размер резерва по сомнительным долгам в данном случае может устанавливаться в процентах от суммы задолженности или соответствовать порядку формирования резерва в налоговом учете:
    • 100% от суммы задолженности при просрочке более 90 дней;
    • 50% от суммы задолженности в случае просрочки от 45 до 90 дней.

Смотрите видео по работе в программе 1С: Бухгалтерия 8.3 с операциями по созданию и списанию резервов по сомнительным долгам, а также по установлению настроек учетной политики в части резервов. Резервы по сомнительным долгам в 1С 8.3 можно формировать как в бухгалтерском, так и в налоговом учете.

  1. на суммы выданных авансов поставщикам (см. Письмо Минфина РФ от 15.10.2003 N 16-00-14/316)
  2. на штрафы за нарушение условий договора (Письма Минфина РФ от 15.06.2012 № 03-03-06/1/308, от 29.09.2011 № 03-03-06/2/150)
  3. на суммы процентов за пользование чужими денежными средствами, взысканных арбитражным судом (Письмо Минфина РФ от 24.07.2013 № 03-03-06/1/29315)
  4. по договорам займа (Письмо Минфина РФ от 04.02.2011 № 03-03-06/1/70).
  • Исчисленная по результатам инвентаризации сумма резерва корректируется с учетом установленных предельных величин этого резерва — 10 % от выручки за предыдущий налоговый период или 10 % от выручки за текущий отчетный период (какая из этих величин больше).
  • Скорректированный резерв надо сравнить с остатком резерва, определяемым как разница между резервом, рассчитанным на предыдущую отчетную дату по установленным правилам (п. 4 ст. 266 НК РФ), и суммой безнадежных долгов, появившихся после предыдущей отчетной даты.
  • Если резерв, рассчитанный на отчетную дату, меньше, чем остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница включается во внереализационные доходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. А если больше, то разница относится на внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде.

То есть при создании резерва по сомнительным долгам по итогам отчетных периодов в 2022 году его сумма не может быть выше максимальной из величин — 10% от выручки за 2022 год либо 10% от выручки за текущий квартал. При этом всегда определяется и учитывается остаток резерва предыдущего отчетного (налогового) периода.

Резерв по сомнительным долгам

Хотя и медленно, но государство реагирует на возникающие в бизнесе проблемы. Одна из них — нарушение сроков оплаты поставленной продукции или оказанных услуг. Поэтому с 2022 года были обновлены условия создания и расчета сомнительных долгов, резерв которых вычитается из налогооблагаемой базы. В результате юридическим лицам и предпринимателям, уплачивающим налоги по ОСНО, стало выгодным создавать резерв по сомнительным долгам в балансе.

При поступлении оплаты от контрагента, резерв на сумму поступления должен быть уменьшен. Тогда восстановление проводится с помощью учетных записей: Дебет 51 (50) Кредит 62 (71, 73, 76…) — поступили денежные средства от дебитора и Дебет 63 Кредит 91-1 — уменьшен резерв на сумму погашенной «дебеторки».

  • в конце нового отчетного периода провести инвентаризацию сомнительных долгов;
  • рассчитать объем резерва по отчетному кварталу;
  • проверить начисленную сумму на соответствие требованию о лимите в 10% от выручки;
  • сравнить полученную сумму резерва с остатком на первое число отчетного периода.
  • попросить выписку из ЕГРЮЛ или ЕГРИП на случай ликвидации юридического лица;
  • запросить бухгалтерскую отчетность за последний квартал у контрагента или в Росстате. Это позволит проанализировать финансовое состояние дебитора:
  1. рентабельность;
  2. ликвидность;
  3. объем задолженности;
  4. величину активов и т.д.
  • заказать анализ на портале Госуслуг, но здесь, во-первых, придется заплатить, во-вторых, правильно оформить заявку — данные отчетов являются коммерческой тайной.

Статистический метод. Статистика знает все. Поэтому берется тот же отчетный период за несколько предшествующих лет и находится средняя величина сомнительной дебиторской задолженности — самый простой способ, при этом довольно близкий к реальности.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru