Виды рефлексии в доу по фгос

Анализ занятия в ДОУ по ФГОС: образец, таблица

Родители должны знать, что занятия в детских садах несут определенную смысловую нагрузку. Они преследуют две цели: развивающую и обучающую. Определить направление деятельности помогает анализ занятия в ДОУ по ФГОС. В таблице поэтапно расписано занятие с воспитанниками дошкольного учреждения. Ее заполнение помогает педагогу учесть все эти моменты при подготовке к занятиям.

Если в детском саду обучают изобразительному искусству, значит надо анализировать проведение этого предмета. Для начала проводят параллель между возрастом детей, их способностями к рисованию и предложенной обучающей программой. Оценивают нагрузку, учебную и эмоциональную; качество выбранного материала, наглядных пособий. То, как воспитатель умеет преподать знания и вовлечь воспитанников в учебный процесс. Важно, чтобы объяснения педагога были доступными и правильными.

Мастер-класс «Рефлексия как этап урока в условиях ФГОС»

Слайд 7 Исходя из функций рефлексии, предлагается следующая классификация:

  • рефлексия настроения и эмоционального состояния;
  • рефлексия деятельности;
  • рефлексия содержания учебного материала.

Жил мудрец на свете, который знал всё. Но один его ученик захотел доказать обратное. Что он сделал? Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее омертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил:

Самоанализ занятия в доу по фгос образец пример

Для правильности проведения анализа воспитатель перед началом работы должен составить список вопросов, на которые необходимо ответить в процессе. Например: • понимают ли дети, для чего проводится занятие; • готовы ли они к нему; • какова форма проведения занятие; • насколько доступен материал; • заинтересованы ли дети; • как подготовлен материал; • способствует ли занятие творческой активности.

Пособия достаточного размера, эстетически оформлены. Их размещение и использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии. На занятии использовалась музыка, которая усиливала эмоциональное восприятие.

Рефлексия в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.

Поэтому начинать обучение рефлексии необходимо уже с дошкольного возраста, уделяя особое внимание осознанию того, что дети делают и что с ними происходит. Рефлексия в образовательной деятельности может осуществляться на любом ее этапе, либо в начале, этапе проведения, а также в конце.

Самоанализ занятия в доу по фгос образец пример

Так, в игре с мешочком они на ощупь исследовали предметы, находящиеся в нем, и определили их по форме. Это были кубики с изображением героев, которые дети расположили в порядке появления персонажей. Артисты перевоплотились в персонажей, а зрители заняли свои места. Следует отметить, что при планировании деятельности соблюдался ряд принципов обучения, выбора, научности, последовательности, систематичности. Использовался целый ряд методов: наглядный, практический, словесный. Ситуация делилась на этапы. Использовались групповая, фронтальная и индивидуальная формы. Поставленная цель реализована.

Только от этого человека зависит эффективность и успех воспитательной работы, которая должна соответствовать новым требованиям. Цель его – дать знания, умения, привить соответствующие навыки. Педагог – профессия творческая и в то же время требующая высокого профессионализма.

Это интересно:  Если муж и жена будучи не женаты есть совместный ребенок муж не отдает ребенка какие права у жены

Рефлексия в ДОУ

  1. Рефлексия содержания учебного занятия – направлена на выявление уровня понимания и усвоения детьми того материала, который был представлен педагогом. Посредством данного вида рефлексии педагог устанавливает логические связи между приобретенными знаниями и умениями их использовать в практической деятельности.
  2. Рефлексия педагогической деятельности – предоставляет возможности осмыслить приемы и способы работы, используемые педагогом ДОУ при организации учебных занятий. При проведении данного вида рефлексии педагог обучает детей осмысленному контролю и планированию своего мышления, своих действий, и осуществлению оценке их правильности. Оценивать необходимо только те правила действий, которые знакомы и понятны ребенку.
  3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения – осуществляется оценка настроения и отношения воспитанников в начале и конце учебного занятия. Вначале учебного занятия рефлексия помогает выявить эмоциональный настрой детей на занятие, в конце – выявляется удовлетворенность от его проведения.

Согласно ФГОС, одной из основных задач ДОУ является создание условий, необходимых для всестороннего развития детей, согласно специфики дошкольного возраста. Большое внимание уделяется поддержке индивидуальности и инициативности детей, умению принимать решения в различных ситуациях, выражению собственных мыслей и чувств. Исходя из этого, у педагогов-практиков возникла необходимость поиска новых методов и средств развития осознанной активности у детей дошкольного возраста, формирования способности к анализу собственной деятельности. Одним из таких методов является рефлексия.

Самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС

Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Для этого и проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем или самоанализ непосредственного педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты.

Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с программой ФГОС, заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей, которые растут в век глобальной информационной атаки.

Копилка рефлексии по ФГОС

Р Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими со своими.

Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.

Самоанализ занятия воспитателя ДОУ по ФГОС

Первое, что необходимо сделать, – дать характеристику группы. Следует уточнить, проводилась ли предварительно какая-либо работа, учитывались ли возможности, особенности детей во время планирования урока. Затем сопоставляется использованный материал с программой, возрастом, оглашаются поставленные цели и задачи. Выясняются причины неудач, успеха. Определяется, насколько качественным был дидактический материал, наглядные пособия, их эстетический вид. Сохранялась ли структура занятия и четкие переходы между этапами. Выделяются активные методы.

Еще не так давно приоритетом посещения дошкольного детского учреждения была подготовка ребенка к школе. Перед воспитателем ставилась задача научить малыша читать и писать. Но сейчас, в век информационных технологий, все изменилось. Так, в ФГОС был внесен ряд изменений, согласно которым будущий ученик должен выйти из стен ДОУ приспособленным к школьной системе, личностью гармоничной и развитой, готовой ко всем сложностям.

Виды рефлексии в доу по фгос

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.
Эффективен прием незаконченного предложения (клеше), пословицы, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… — Теперь я знаю…).
Обычно в конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, итого, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале занятия целей, свою активность, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана:
сегодня я узнал…
было интересно узнать…
было трудно выполнять…
теперь я могу решать…
я научился…
у меня получилось…
я смог…
я попробую сам…
Рефлексия может осуществляться не только в конце занятия, как это принято считать, но и на любом его этапе. Она направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с занятия с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы свои с другими.
Концепция развивающего обучения предполагает научить дошкольников работать в разных режимах (индивидуальном, групповом, коллективном).
Поэтому рефлексивная деятельность, как любая другая, может организовываться в индивидуальной и групповой форме.
Во время рефлексии человек отвечает сначала на простые вопросы:
Что он делал или что происходило?
Что он чувствовал при этом?
Как он участвовал в том, что происходило?
Какие при этом испытывал трудности? и т.д.
Один из принципов развивающего обучения — принцип активности и сознательности.
Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Обязательным условием создания развивающей среды на занятиях является этап рефлексии.
(от латинского «отражение») – умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогикепод рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.
Обучение детей рефлексивной деятельности начинается с предшкольной подготовки и активно продолжается в начальной школе.
Отсутствие рефлексии – это показатель направленности только на процесс деятельности, а не на те изменения, которые происходят в развитии человека.
: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности – ее смысл, типы, способы, проблемы, пути их решения, получаемые результаты и т.п.
Вообще-то рефлексия – это не просто перематывание назад, как в видеомагнитофоне, событий прошедшего, так как по целям, задачам и способам ее организации существуют разные виды рефлексии. При взаимодействии с детьми, педагог использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:
1. физическую (успел – не успел);
2. сенсорную (самочувствие: комфортно — дискомфортно);
3. интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
4. духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Это интересно:  В бюджет какого уровня зачисляется налог на добавленную стоимость

В случае использования рефлексивного приема «Светофор», ребята поднимают карточку определенного цвета, являющимся выражением их удовлетворения своей работы на уроке. Можно также использовать карточки со значками – вопрос, многоточие, восклицательный знак, три восклицательных знака, двоеточие. Нетрудно догадаться, что означают эти знаки (приложение 2)
К современному занятию сегодня предъявляется множество требований и слово «рефлексия» перестало быть новшеством. Важное требование современного образования – формировать у детей умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха. Практически каждый педагог допобразования сегодня в той или иной степени использует прием рефлексии на занятиях, зачастую не всегда ясно понимая, что он измеряет и каких результатов хочет достичь.

Презентация — Развитие рефлексии у детей дошкольного возраста

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно узнать…
  • Было трудно выполнять…
  • Теперь я могу решать..
  • Я научился…
  • У меня получилось…
  • Я смог…
  • Я попробую сам…
  • Что у тебя получилось лучше всего?
  • Кто помог тебе сегодня?
  • Что у тебя не получилось и почему?
  • Что ты сделаешь, чтобы в следующий раз получилось?
  • Что было самым трудным?
  • Что было самым интересным?
  • Что еще не получается?
  • Кого бы ты хотел(а) поблагодарить за работу на занятии? И т.д.

Рефлексия в ДОУ

«Опыт работы в ДОУ» — Педагоги, прошедшие курсы повышения квалификации по теме «Социоигровая технология». Управление инновационным процессом в ДОУ на основе взаимодействия педагогических объединений. «Мастерская успеха» — творческая группа. Педагоги, имеющие опыт работы менее 5 лет. «Сидящие на заборе». Педагоги, применяющие в работе компьютерные технологии.

«Образовательная программа ДОУ» — Основная общеобразовательная программа дошкольного образования должна отражать: Структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования: Предпосылки создания основной образовательной программы ДОУ. Основные виды детской деятельности: Игровая Коммуникативная Трудовая Познавательно-исследовательская Продуктивная Музыкально-художественная Чтение.

Это интересно:  Есть ли в спб официальный статус дети войны.? Есть ли у них какие либо льготы

Рефлексия в конце занятия в доу примеры по фгос

Каждый ребенок выставляет или прикрепляет цветные полоски на трафарет радуги. Красный – не комфортно, тревожно; Оранжевый – все раздражало; Желтый – очень хотелось домой; Зеленый – спокойно, хотелось заниматься; Голубой – интересно, занимательно; Синий – трудно, но интересно; Фиолетовый – скучно, не интересно. 3) «Снежный ком». Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать.

Аэродром-На столе фланелеграф- «аэродром» и самолётики (за правильный ответ садится самолёт). Цветок -На столе фишки: красные и зелёные. Кто считает, что отвечал очень хорошо, собирает цветок красного цвета, кто не отвечал или отвечал плохо – зелёного.

Самоанализ занятия в доу по фгос образец пример

Определяется, насколько качественным был дидактический материал, наглядные пособия, их эстетический вид. Сохранялась ли структура занятия и четкие переходы между этапами. Выделяются активные методы. Далее дается характеристика атмосферы на занятии: насколько увлечены дети, присутствовали ли положительные эмоции, за счет чего были заинтересованы малыши, кто и как часто выступал, причины молчания остальных.
Определяется форма работы: групповая, коллективная, индивидуальная. Воспитатель должен проанализировать свою способность организовать детей, наладить с ними контакт, а также охарактеризовать доступность речи. Подводится итог: была ли достигнута поставленная цель, выполнены ли все задачи, что не получилось и как тогда выйти из ситуации. Что поможет в работе Одним из наиболее эффективных методов повышения компетентности кадров является самоанализ открытого занятия воспитателя ДОУ по ФГОС.

Выполнение творческого задания – аппликации цветка и составление весеннего цветочного ковра. Метод контроля и стимулирования: в виде одобрения и похвалы. Использованные методы соответствовали изучаемому материалу и способам организации деятельности детей в соответствии с уровнем возраста.

Статья «Практические советы проведения занятия по ФГОС ДОУ»

На протяжение всего занятия (особенно на группах старшего дошкольного возраста) педагог должен следить и побуждать детей к речевой деятельности с помощью вопросов. Поэтому, вопросы к детям необходимо продумывать заранее, они должны носить поисковый или проблемный характер; стремиться к тому, чтобы дети отвечали «полным ответом». Еще нужно контролировать собственную речь и выстраивать речевые фразы от третьего лица. Например, отходить от выражения: «Я хочу вас пригласить в путешествие. » — это не правильно, т.к. педагог как бы «навязывает» предстоящую деятельность. Правильнее будет обратиться к детям таким образом: «Давайте отправимся в путешествие. »

— В ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства: наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия и поставленные проблемно-поисковые ситуации.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ЗАНЯТИЯ: ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, РЕФЛЕКСИЯ

Или рефлексивный прием «Яблоня» — на изображении яблони необходимо прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на занятии и насколько продуктивным было занятие для учащихся.

Для анализа эмоционального состояния можно предложить учащимся сделать цветовую миниатюру, отражающую их удовлетворённость занятием. Например, нарисовать в конце занятия плакат «Мое разноцветное настроение».

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru