Признаки социальноопасного положения

Содержание

Понятие семьи, находящейся в социально-опасном положении

Причины семейной дезадаптации: неумение правильно, конструктивно строить отношения, личностные психологические особенности, низкий уровень педагогической компетентности взрослых, недостаток внимания к ребенку со стороны родителей.

В практике работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, специалистам пришлось столкнуться с двумя «специфическими» для данной категории проблемами: социальной дезадаптацией несовершеннолетних и социальной дезадаптацией семьи.

Формы и методы работы с детьми, находящимися в социально опасном положении

  • осуществление диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям, определение наиболее целесообразных форм работы;
  • осуществление комплексной работы в семье в целях восстановления здоровых взаимоотношений между её членами и коррекции имеющихся отношений в семейном воспитании.

В результате рефлексии произошла переоценка некоторых ценностей и понятий.
В данной ситуации проблема усугубляется тем, что ребёнок из неблагополучной семьи, поэтому немало усилий надо приложить к работе с ней: выяснить степень необходимого вмешательства в проблему семьи. Для этого я совместно с социальным педагогом определяю причину неблагополучия.

Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних и семей, находящихся в социально-опасном положении

Специалисты по воспитательной работе изучают индивидуальные особенности несовершеннолетнего и выявляют его интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении, определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций; исследует условия и особенности отношений ребёнка.

Отчет о выполнении программы (плана) индивидуальной профилактической работы и наметившейся динамике в поведении несовершеннолетнего и его семьи заслушивается на заседании Совета профилактики. После чего Совет принимает следующие решения:

Особенности работы с семьями учащихся, находящихся в социально-опасном положении

Если родители не уделяют должного внимания ребенку в том, чтобы он получил основное общее образование, не контролируют посещаемость ребенком школы, не знают, где находится ребенок, жестоко относятся к нему, используют при воспитании методы психического насилия, то это может стать поводом к тому, чтобы классный руководитель поставил социального педагога или органы опеки в известность о том, что родители не исполняют свои обязанности по воспитанию ребенка.

  1. Должностные лица общеобразовательных организаций обязаны сообщить о семьях, находящихся в социально-опасном положении в органы опеки и попечительства (ст.122 СК РФ).
  2. Руководители образовательных организаций, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей в течении 3 рабочих дней обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства (ст.122 СК РФ).
  3. Орган опеки обязан в течении 3 рабочих дней со дня получения сведений от руководителя образовательной организации провести обследование условий жизни ребенка, установить факт отсутствия попечения со стороны родителей (ст.122 СК РФ).

Социально опасное положение семьи

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК — (СССР, Союз ССР, Советский Союз) первое в истории социалистич. гос во. Занимает почти шестую часть обитаемой суши земного шара 22 млн. 402,2 тыс. км2. По численности населения 243,9 млн. чел. (на 1 янв. 1971) Сов. Союзу принадлежит 3 е место в… … Советская историческая энциклопедия

Социально опасное положение несовершеннолетнего — обстановка в семье ребёнка, подростка, представляющая опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающая требованиям к его воспитанию или содержанию, например, вследствие тяжёлого заболевания родителей, их алкоголизма, отсутствия заботы … Педагогический терминологический словарь

Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

отсутствие условий для жизни детей и личного примера родителей в процессе их воспитания (пьянство, употребление наркотических средств, аморальный образ жизни родителей, отсутствие у них работы, жилья и т. д.);

медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, вредные условия работы родителей особенно матери, пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

Индивидуально профилактическая работа в отношении семей, находящихся в социально опасном положении методическая разработка по теме

8. Индивидуальный план профилактической работы с семьей СОП/ТЖС, в котором прописываются конкретные мероприятия по ликвидации социально опасного положения семьи, указываются конкретные сроки реализации мероприятий, ответственные лица за проведение мероприятий.

Постановка на профилактический учет семьи в школе, уведомление различных служб района занимающихся профилактической работой с семьями и организация коррекционно-реабилитационной работы по улучшению ситуации в семье. Решение о постановке на внутренний профилактический учет принимается в соответствии с положением «Совета профилактики правонарушений несовершеннолетних МБОУ СОШ №3 села Шедок».

Юрист сферы образования

В свою очередь необходимо конкретизировать первое основание признания семьи, находящейся в социально опасном положении: каковы основания признания ребёнка находящимся в социально опасным положении. К таким основаниям относятся
– нахождение ребёнка в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц , либо в связи с бродяжничеством ребёнка;
– нахождение несовершеннолетнего в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию (т.е. в условиях, в которых причиняется вред физическому и психическому здоровью и нравственному развитию ребёнка) в связи с перечисленными выше обстоятельствами;
– совершение несовершеннолетним правонарушения: либо преступления (виновно совершенного общественно опасного деяния, запрещенного Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания) либо административного правонарушения (противоправного, виновного действия (бездействия), за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.)
– совершение несовершеннолетним антиобщественных действий, т.е. действий, которые выражаются в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иных действия, нарушающих права и законные интересы других лиц.

Это интересно:  Заявление Рэс На Распечатку Показаний Счетчика

1. Правовой основой выявления и последующей организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, являются:
– Конституция Российской Федерации;
– Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2020 годы, утверждённая Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761;
– Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ “О полиции”;
– Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
– Примерное положение о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утверждённое постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995;
– иные федеральные законы и нормативные правовые акты, а также законодательство
субъектов Российской Федерации.

Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

В семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорретных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.

По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. Если у самого социального педагога не хватает квалификации ответить на все вопросы, он должен посоветовать человеку, куда можно обратиться и получить необходимую консультацию

Программа реабилитации семьи, находящейся в социальноопасном положении

Закон РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании»; Закон Алтайского края от 03.12.2004г. № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»; Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; закон Алтайского края от 15.12.2002 года №86-ЗС «О системе профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; Федеральный закон №195-ФЗ от 10.12.1995 «Об основах социального обслуживания населения в РФ»; Приказ Министерства образования и науки от 03.02.2006г. № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов РФ и муниципальных образовательных учреждений».

Никого не может оставить равнодушным воспитание детей в семьях, находящихся в социально опасном положении: утрачивается значительное число семейно – нравственных традиций, меняется отношение родителей к детям и, в конечном итоге, разрушается микросоциум семьи. Постепенно семья, находящаяся в социально опасном положении, обретает статус асоциальной семьи. В такой семье, родители, «утопая» в своих проблемах, становятся неспособными осуществлять свои права надлежащим образом, фактически бросая своих детей на произвол судьбы. Статистика свидетельствует, что за последние годы наблюдается рост количества семей, попадающих в социально опасное положение, среди них нередко встречаются и многодетные семьи. На это повлияли объективные факторы, в частности низкий уровень жизни, «хроническая» безработица, злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотических средств. Вступив на такой путь, семья деградирует в социальном и моральном плане, обрекая на такое же существование и детей. Не удивительно, что дети уходят из дома, большую часть времени проводят на улице, тем самым пополняют асоциальные группы.
Сегодня возникла необходимость создания целевой программы реабилитации семьи, находящейся в социально опасном положении. Необходимо проводить последовательную работу с семьями из группы «риска», просматривать шаги их медленного возрождения. Однако стоит помнить, что здоровый микроклимат в семье – результат работы всех компетентных структур, поэтому работу по охране прав детства в семьях, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и социально опасной жизненной ситуации, целесообразно проводить совместными усилиями социального работника и администрации ОУ, районным инспектором по охране прав детства, классных руководителей, участковым педиатром и представителями органов внутренних дел.
Данная программа составлена на основе комплексно – целевой программы «Развитие МОУОО «Шелаболихинская средняя общеобразовательная школа №1» на 2020 – 2012 годы.
Программа направлена:

  • на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,
  • на стимулирование положительных изменений в семье;
  • на повышение уровня социальной защищенности детей, нейтрализацию влияния негативных факторов на личность ребенка и процесс его развития;
  • на создание условий для компенсации недостаточного участия семьи в обеспечении жизнедеятельности детей.

Выявление детей, находящихся в социально опасном положении

Если в семье есть несовершеннолетние дети, которые обучаются в других учреждениях образования, необходимо пригласить представителей СППС данных учреждений на заседание Совета по профилактике и письменно проинформировать администрацию учреждения образования о необходимости рассмотрения вопроса о признании несовершеннолетних, находящимися в социально опасном положении.

Это интересно:  С какого года ввели капитальный ремонт

Определяется дата заседания Совета по профилактике безнадзорности преступлений и правонарушений (далее – Совет по профилактике), по рассмотрению вопроса о признании несовершеннолетнего, находящимся в социально опасном положении.

Ваш психолог

— комиссия по делам несовершеннолетних;
— органы опеки и попечительства;
— управления (отделы образования);
— учреждения образования;
— управления по труду и социальной защите;
— учреждения социального обслуживания населения;
— управления и отделы здравоохранения;
— учреждения здравоохранения;
— органы внутренних дел;
— организации жилищно-коммунального хозяйства;
— отделы записи актов гражданского состояния.
Безусловно, ведущую роль в выявлении и организации работы с этой категорией детей выполняют органы и учреждения образования. Учреждений образования организуют системную работу по раннему выявлению неблагополучия детей с использованием основных критерий и показателей социально опасного положения несовершеннолетних и на основании:
§ изучения условий жизни и воспитания детей в семье;
§ анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждений образований;
§ анализа обращений граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей;
§ внедрения системы постоянного учета посещения учащимися учреждений образования и экстренного комплексного реагирования по фактам уклонения их от обучения;
§ учета детей, подлежащих обучению на уровне общего среднего образования, а также не получающих общего базового образования;
§ учета и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;
§ систематического контроля за семьями, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
В большинстве случаев основной причиной социально опасного положения ребёнка является семейное неблагополучие. Своевременное выявление проблем семьи и оказание её психолого-педагогической помощи является важным направлением профилактической работы.
Для определения семейного неблагополучия используются показатели, приведенные в приложении 1 к приказу Министерства образования Республики Беларусь от 8 мая 2020 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите».
Показатели неблагополучия семьи.
1. Социально-экономические:
— длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;
— длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;
— расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;
— отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;
— необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;
— задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;
— частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.
2. Медико-санитарные:
— антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;
— отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;
— алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в наркологический или психоневрологический диспансер;
— неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;
— несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;
— противоречивые, путаные объяснения родителей относительно при-чин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.
3. Социально-демографические:
— родители имеют статус лиц без определенного места жительства;
— устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);
— выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;
— родители или один из них посещает деструктивную секту;
— родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.
4. Психолого-педагогические:
— полное равнодушие родителей и отсутствие, заботы и внимания к ребенку;
— непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;
— систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;
— насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;
— устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;
— повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.
5. Криминально-аморальные:
— постановка родителей на учет в органах внутренних дел;
— нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;
— аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.);
— вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);
— проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;
— наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;
— попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;
— оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;
— вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.
В неблагополучных семьях нередки случае насилия и жестокого обращения с детьми. В большинстве случаев дети скрывают от других людей то, что с ними произошло. Ребёнок испытывает обиду и боль, преобладает тревога и неуверенность, он становится замкнутым и необщительным со сверстниками и взрослыми людьми. Родители так же скрывают жестокое отношение к ребёнку. Существует проблема выявления насилия и жестокого обращения с ребёнком.
Возрастные особенности психического состояния и поведения ребёнка позволяют заподозрить жестокость и насилие, предложенные Н.Ю.Синюгиной:
Возраст 0-6 мес.: малоподвижность, безразличие к окружающему миру, отсутствие или слабая реакция на внешние стимулы, в 3-6 мес. — редкая улыбка.
Возраст 6 мес.-1,5 года: боязнь родителей, боязнь физического контакта со взрослыми, испуг при попытке взрослых взять на руки, постоянная беспричинная настороженность, плаксивость, хныканье, замкнутость, печаль.
Возраст 1,5-3 года: боязнь взрослых, редкие проявления радости, плаксивость, реакция испуга на плач других детей, крайности в поведении — от агрессивности до безучастности.
Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста);
— болезненное отношение к замечаниям, критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам;
— несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т. п.

Это интересно:  Что такое копия свидетельства о присвоении инн

Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, необходимо рассматриваться как комплекс согласованных профессиональных действий органов, иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. Выявление социально опасного положения ребёнка есть результат межведомственного взаимодействия специалистов государственных учреждений и организаций:

Семья, находящаяся в социально-опасном положении, как объект социальной работы

4. Семьи, пренебрегающие санитарно-гигиеническими требованиями, здоровым образом жизни, — не прививают детям навыков гигиены, не следят за здоровьем своего ребенка, его физиологическим, познавательным, психологическим развитием. В семьях с нарушенными представлениями о здоровом образе жизни, аккуратности, гигиене и т. и. наличествует фон повышенной конфликтности между членами семьи. Дети из таких семей не обретают общепринятых в обществе навыков ухода за своим телом, одеждой, чем вызывают отвращение у сверстников, становятся изгоями, не могут построить долговременных взаимоотношений с представителями другого пола, не умеют позитивно решать свои возрастные задачи. В связи с этим конфликтность и драматизм отношений в некоторых семьях возрастают по мере взросления ребенка, достигая максимальных пределов в старшем подростковом и юношеском возрасте.

Асоциальная семья, в отличие от благополучной семьи, находящейся в зоне риска, представляет серьезную угрозу для ребенка, принося ему немало моральных переживаний, подвергая его опасности получить психические заболевания, в том числе задержку в психофизическом развитии. В неблагополучных семьях ослаблен или отсутствует контроль за детьми, возникает детская безнадзорность и беспризорность, практикуются побеги из дома, бродяжничество, половая распущенность, правонарушения и преступная деятельность, алкоголизм, наркомания и токсикомания подростков [7, с.27]. Данные явления результат попустительского, бесконтрольного отношения государственных и общественных структур к неблагополучным семьям.

Признаки социальноопасного положения

  1. Контроль за пропусками учащимися уроков без уважительных причин
  2. Проверка дневников, состояния учебных принадлежностей, внешнего вида учащегося.
  3. Контроль за посещением родителей родительских собраний.
  4. Посещение семей на дому.
  5. Составление социального паспорта класса.
  6. Привлечение родителей к делам класса и школы.
  7. Вызов родителей на заседание Совета профилактики.
  1. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих учреждение образования.
  2. Составляется социальный паспорт классов и школы.
  3. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников.
  4. С родителями и детьми используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика.
  5. Неучастие родителей в школьной жизни ребенка и класса (неучастие в совместных мероприятиях, невыполнение домашних заданий, отсутствие контроля за состоянием школьных принадлежностей и.д.).

Социально-педагогическая помощь несовершеннолетним, признанным в социально опасном положении

Понятие несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, закреплено в Законе Республики Беларусь от 31 мая 2003 г. № 200-3 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», где несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, — лицо в возрасте до восемнадцати лет, находящееся в обстановке, при которой не удовлетворяются его основные жизненные потребности; которое вследствие беспризорности или безнадзорности совершает правонарушения; родители, усыновители, опекуны или попечители которого ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на указанное лицо, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще исполняют обязанности по воспитанию и содержанию указанного лица, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или коррекционное, обучающее воздействие, то психолог должен ясно представлять (продумать) результат встречи.

Индивидуальная работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Запомните! Нередко, как показывает опыт работы, налаживание контакта с семьями, находящимися в СОП достаточно сложно, что не должно, однако, ослаблять активность педагогов и других участников учебно –воспитательного процесса.

Особенно сложно изменить ситуацию в асоциальных и тем более асоциально –криминальных семьях. устойчивое кризисное состояние таких семей питает сложное переплетение социально –экономических, психологических, педагогических, патологических факторов. Это определяет комплексный характер подхода к решению проблем подобных семей: школа действует при поддержке КДН, ОДН, учреждений здравоохранения, различных служб, ориентированных на работу с людьми, испытывающими зависимость от алкоголя, наркотиков и т.д.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru