Существование естественных монополий связывают с

Монополия: понятие, условия существования, особенности ценообразования

Естественная монополия — вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии управляют трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). Благоприятность рыночных условий для естественной монополии требует их государственного регулирования.

  • Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Поскольку на монопольном рынке действует одна фирма, то поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом и понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.
  • Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близких товаров-заменителей, что вынуждает покупателей приобретать товар только у него.
  • Контроль над ценой со стороны фирмы-монополиста. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальный доход.
  • Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль. Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы; наличие положительного эффекта масштаба и др.

Существование естественных монополий связывают с

Особое место занимает феномен “естественной монополии”. К естественным монополиям относятся предприятия общественного пользования и предприятия, эксплуатирующие уникальные природные ресурсы (электрические и газовые предприятия, компании водоснабжения, линии связи, транспортные фирмы). Как правило, подобные “естественные монополии” находятся в собственности государства или действуют под его контролем. Существование естественных монополий объясняется особым эффектом, связанным с масштабом производства – эффектом экономии ресурсов в результате укрупнения производства. Вследствие лучшей технической оснащенности и большей мощности крупного предприятия происходит повышение производительности труда, а значит и понижение издержек на единицу продукции.

Монополист, проводящий ценовую дискриминацию, продает свою продукцию разным потребителям по разным ценам. Ценовая дискриминация проводится:
– по объему покупки (опт и розница);
– покупателю (по доходам, возрасту). Например продажа авиабилетов бизнесменам и туристам. Для последних назначена более низкая цена, т.к. они, собираясь в турпоездку, заказывают билеты заранее, и могут выбрать более дешевый вид транспорта (спрос эластичен). У бизнесменов срок заказа более короткий (чаще в последний момент), поэтому альтернативы практически нет (спрос неэластичен);
– разным ценам на внутреннем и внешнем рынках.

Понятие и причины возникновения естественных монополий

Понятие и причины возникновения естественных монополий — раздел Экономика, Естественные монополии в России: история, перспективы Понятие И Причины Возникновения Естественных Монополий. Существует Множество .

Источник экономии – постоянные издержки, которые в естественно-монопольных отраслях очень велики. С увеличением объема выпуска они распределяются на большее количество товара и, следовательно, средние издержки снижаются. Согласно теории, отраслевой рынок можно отнести к сфере естественной монополии только тогда, когда для любых допустимых объемов выпусков, на которые имеется спрос, величина совокупных издержек, рассчитываемая при оптимальных режимах использования ресурсов, минимальна в том случае, когда отрасль состоит из одной — единственной фирмы.

Существование естественных монополий связывают с

Одним из лучших примеров такой естественной монополии является транспорт. Некоторые из видов транспорта требуют существования определенных «линий» (совокупности рельсов, проводов, туннелей или еще чего-либо), по которым движутся вагоны с пассажирами или грузом. Например, метро, трамваи или троллейбусы. Для этих отраслей существование двух фирм, конкурирующих за одних и тех же потребителей, оказывается весьма неэффективно. Представьте себе, что в городе два троллейбусных парка конкурируют на одном и том же маршруте! Или одни и те же маршруты обслуживают сразу три метрополитена с переплетающимися тоннелями!

Более того, единственная фирма на рынке может выбирать цену блага. Монополист не должен принимать решения в условиях заданной цены (в отличие от фирмы, действующей в условиях конкуренции). Для него задана рыночная кривая спроса на его продукцию, положение которой определяется не зависящими от него обстоятельствами (предпочтениями и доходами потребителей). Таким образом, монополист выбирает и цену своего продукта, и объем его предложения.

Что такое естественная монополия, и каковы ее главные признаки

Любая монополия в экономике имеет ряд специфических черт, которые отличаются ее от всех видов конкуренции и объясняют ее особое положение на рынке. Монополия может быть естественной или искусственной, но в любом случае она должна соответствовать нескольким особым признакам:

Сама организация включает в себя многочисленные дочерние предприятия, делающие ее полностью независимой. Это собственные конструкторские институты, ремонтные заводы, торговые организации и многое другое, что должно обеспечивать жизнедеятельность компании-гиганта. Из-за огромных масштабов конкуренции в этой отрасли нет и не предвидится.

Естественная монополия и ее регулирование

Естественная монополия основана на особенностях технологии, отражающих естественные законы природы, а не на правах собственности или государственных лицензиях. Принудительное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению издержек производства.

Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 30.1. На рисунке LAC и LMC — кривые средних и предельных издержек в долгом периоде, D — кривая спроса, MR — соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптимальные выпуск и цена Q1, P1 определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади СР1АВ. Однако выпуск Q1 «очень мал», а цена P1 «очень высока». Оптимальным для общества был бы выпуск О3 и цена Р3. Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесообразным является то, чтобы государственный орган, регулирующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продукцию цену Р3 = LMC (Q3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних издержек при объеме выпуска Q3, Р3

Существование естественных монополий связывают с

Разрешение этого противоречия в течение многих десятилетий во всех странах состояло в хозяйственном объединении производства данных продуктов и услуг и инфраструктурного обеспечения их доставки до конечного потребителя.

Главная опасность и проблема существования естественных монополий, как и всяких других монополий, связана со стремлением монополий использовать свое положение для извлечение сверхприбылей, то есть для улучшения своего финансового положения за счет остальной экономики. Монопольное поведение и негативные последствия существования монополий могут проявляться по следующим направлениям:

Есть несколько причин существования монополий

· ФПГ, образованные в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. На 1998 год в государственном реестре было зарегистрировано 76 таких групп. Некоторые из них успешно работают и на сегодняшний день.

· банковские холдинги, контролирующие промышленные объекты. Они имеют крупные пакеты акций промышленных предприятий. Правовая база создания и работы крупных корпораций в России до сих пор находится в фазе становления.

Существование естественных монополий связывают с

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства, позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике.
2.2 Задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях
Как итог данного раздела можно выделить следующие основные задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях:

  • обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);
  • определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;
  • стимулирования предприятий отраслей — естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.
  • использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики.
  • управление развитием экономики в регионах.

2. Необходимость и задачи государственного регулирования естественных монополий
2.1 Причины государственного вмешательства в хозяйственную деятельность естественных монополий
В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

ПРИЧИНЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ МОНОПОЛИЙ

Вообще любая монополия может существовать лишь при несовершенной конкуренции. Рынок монополии предполагает, что данный продукт производится только одной фирмой ( отрасль состоит из одной фирмы) и она обладает очень высоким контролем над ценами. Рынок олигополии может подразделяться на два типа: олигополия первого вида – это отрасли с совершенно одинаковой продукцией и большим размером предприятий.

Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируют, либо они находятся в государственной собственности. Но следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Чистая и естественная монополия

В России, по данным Института экономики РАН, на сегодняшний день примерно 1/3 промышленной продукции выпускается единственными предприятиями-монополистами. В связи с этим при анализе отраслевой структуры крайняя степень монополизации отмечается как фактор, влияющий на понижение конкурентоспособности российской экономики.

Открытая монополия характеризуется тем, что предприятие на некоторое время становится единственным поставщиком какого-либо продукта не в результате каких-либо мер по защите от конкурентов, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии, а благодаря новизне предлагаемого товара или услуги. В ситуации открытой монополии часто оказываются предприятия, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Однако это не исключает появления конкурентов, но они могут появиться на рынке гораздо позже.

Сущность естественных монополий

На развитие естественной монополии в современной экономике России влияют внутренние факторы, к которым следует отнести технико-технологические, функциональные, структурные и институциональные особенности экономики России и внешние факторы: географический, глобализация, геополитический, и.т.д.

По существу, все перечисленные признаки с некоторыми поправками и уточнениями могут быть приняты для характеристики естественных монополий. Однако, множество определений такого явления, как естественная монополия затрудняет выявление фундаментальных признаков естественной монополии и определение ее сущности. Поэтому необходимо выделить основные подходы к определению естественной монополии и дать характеристику этому явлению в рамках каждого подхода. Можно выделить два аспекта исследования сущности естественной монополии — аналитический и прецедентный. Аналитический аспект представляет собой целую группу подходов к определению естественной монополии, каждый из которых развивался в рамках одной из концепций экономической теории [9, с.257]. естественный монополия экономический конкуренция

Естественная монополия: примеры

Можно отметить, что в России компетентные органы власти ведут учёт предприятий, которые можно отнести к естественным монополиям. Как правило, этим занимается, в частности, Федеральная служба по тарифам. Учреждение ведёт собственный реестр естественных монополий. В нём представлены фирмы самых разных сегментов.

Можно отметить, что в национальном хозяйстве РФ могут быть фирмы, которые фактически имеют признаки естественных монополий, но не включены в соответствующий реестр. В этом случае в силу особенностей положения ФЗ № 44 от 5.04.2022 г. может быть осложнено приобретение услуг у соответствующей фирмы государственными и муниципальными органами. Дело в том, что в тех случаях, когда поставщик того или иного сервиса является единственным на рынке, то госструктуры вправе заключать с ним контракты, только если он будет внесён в реестр субъектов естественных монополий. В этом смысле в интересах предприятия — как можно более оперативно попасть в соответствующий список, чтобы иметь возможность заключать контракты с бюджетными структурами.

Существование естественных монополий связывают с

Прогнозы на дальнейшие объёмы добычи нефти предусматривает в 2022-2030 годах стабильный рост переработки нефти на российских НПЗ и потребления нефтепродуктов на внутреннем рынке (см. «Прогнозный баланс спроса и предложения…»).

Главной особенностью внутреннего рынка нефти являются сравнительно невысокие цены. Это приводит, прежде всего, к низкой стоимости бизнеса нефтяных компаний страны по сравнению с зарубежными аналогами. До 1992 года цены на сырую нефть устанавливались правительством для всех компаний. Но в 1992 году прямой контроль над отраслью решили заменить косвенным регулированием. Этому соответствовал резкий скачок цен на энергоносители. Чтобы защитить население от скачка, правительство ввело несколько механизмов, которые ограничивали экспорт и общую прибыльность нефтедобывающих компаний. На внутренний рынок также влияет «система поставок нефти для государственных нужд»: компании должны продавать определённые объёмы нефти государству по фиксированным ценам.

Роль естественных монополий в экономике России

Монополии обладают огромным влиянием на благосостояние экономики страны, они могут как положительно, так и пагубно влиять на нее. Поэтому их исследование, а именно изучение этих факторов имеет огромное значение особенно в Российской Федерации, где законодательная база, регулирующая влияние монополий далеко не идеальна. Исходя из всего вышеперечисленного, тема естественных монополий является актуальной.

Еще одной особенностью естественных монополий является существование очень высоких входных барьеров в отрасль. Наличие единственного производителя, у которого эффект от масштаба производства слишком велик, определяет тот размер капитала, который нужен для вхождения в отрасль. Общество чаще всего просто не может выдержать второго такого производителя (значительны постоянные затраты).

Естественная монополия

Позиция энергетиков сложнее. Дело в том, что на оптовом рынке (за исключением 15% либерализованного сектора) потребителя электроэнергии в обязательном порядке прикрепляют к определенному поставщику и устанавливают ему тариф. Руководство РАО ЕЭС полагает, что, прежде чем реально обеспечить недискриминационный доступ к сетям, необходимо четко определить на государственном уровне круг субсидируемых потребителей энергии (в их числе, конечно, и население). При этом следует, открыто обозначить категории субсидируемых и субсидирующих, зафиксировав для них соответствующие тарифы. Льготные же тарифы для субсидируемых должны быть ограничены официальной нормой потребления на одного человека (в киловатт-часах). Одновременно на федеральном уровне нужно установить прямую надбавку к тарифу для субсидирующих. Такая система мер позволит перевести проблему перекрестного субсидирования с регионального уровня на федеральный, выработать ясную стратегию ее поэтапного решения, а также определить источники и направления расходования средств.

Во избежание ошибок и их негативных последствий важно соблюдение установленных процедур рассмотрения вопросов введения, изменения или прекращения регулирования субъекта естественной монополии. Субъект естественной монополии должен быть уведомлен о дате рассмотрения заранее соответствующим органом регулирования естественной монополии. При рассмотрении органом регулирования естественной монополии вопросов введения, изменения или прекращения регулирования субъекта естественной монополии вправе присутствовать представитель данного субъекта естественной монополии. А также приглашаются принять участие в рассмотрения вопроса те лица, которые внесли предложение о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъекта естественной монополии. По решению органа регулирования может быть проведена независимая экономическая экспертиза.

Это интересно:  До какого часа можно шуметь в квартире по закону 2022 в спб
kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru