Административное и трудовое право

Административное и трудовое право

Гражданским правом регулируются такие имущественные отношения, в которых стороны равноправны (их большинство). Административное же право регулирует имущественные отношения, в которых стороны неравноправны; одной из сторон выступает соответствующий орган управления. При этом он не является юридическим лицом, не участвует непосредственно в гражданско-правовом обороте, где используются товарно-денежные формы. Орган управления воздействует на имущественные отношения в сфере государственного управления теми методами, которые имеются в его распоряжении. Соответственно данный вид имущественных отношений регулируется посредством властных распоряжений. Например, на основе акта министерства осуществляется безвозмездная передача зданий, сооружений от одной государственной организации в ведение другой. Имущественная база возникающих здесь отношений бесспорна. Но одновременно организация, передающая указанные объекты, является подчиненной по отношению к министерству. На основе его акта у нее возникает административно-правовая, а не гражданско-правовая обязанность, связанная с передачей имущества. Следовательно, налицо управленческое отношение имущественного характера. Оно регулируется не на началах равенства сторон, а путем властного распоряжения полномочного органа управления.

Во взаимоотношениях административного и гражданского права наблюдается также тесная связь, определяемая тем, что нередко у них имеется общий предмет регулирования (например, отношения иму­щественного характера, возникающие в хозяйствен­ной сфере). Имущественные отношения могут быть предметом регулирования как гражданского, так и административного права. В таком случае различие между данными отраслями права следует искать в прису­щих им методах правового регулирования.

Чем отличается трудовое право от административного права

4. Защитная функция.Касается реализации конституционного права граждан на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми законными способами, включая право на забастовку. Она выражается в установлении нор­мального уровня условий труда, в порядке разре­шения индивидуальных и коллективных трудовых споров и вос­становлении нарушенных трудовых прав.

Схожими чертами с трудовым правом обладает административное право, особенно институт государственной службы, предметом которого является осуществление государственно-управленческих отношений государственным служащим. Основное отличие от трудового права состоит в том, что трудовые отношения возникают на основании индивидуального трудового договора и характеризуются равноправием сторон, а отношения в сфере государственной службы возникают на основании административного акта о назначении на должность, и при этом строятся на жесткой системе власти и подчинения.

Административное и трудовое законодательство в служебных отношениях: вопросы приоритета

Однако, по справедливому замечанию А. О. Рыбалова, Конституционный Суд РФ в этом определении не ставил своей задачей разрешить вопрос о допустимости применения коллизионных норм во внутреннем законодательстве. Суд лишь подчеркнул: нормы, устанавливающей иерархию федеральных законов, в Конституции нет. Разрешение коллизии норм федеральных законов относится к компетенции судов общей юрисдикции и арбитражных судов [11].

А вот при рассмотрении дела о проверке конституционности отдельных положений ст. ст. 7, 15, 107, 234 и 450 УПК РФ Конституционному Суду пришлось специально обратиться к исследованию данного вопроса. В своем Постановлении от 29.06.2022 N 13-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы» Конституционный Суд РФ указал, что федеральный законодатель вправе специальным указанием установить приоритет одних федеральных законов над другими [11].

Сравнение административного и трудового права

Когда работником управляет работодатель, обеспечивая работнику необходимые условия труда, предусмотренные законодательством, работник подчиняется принятым у данного работодателя правилам внутреннего трудового распорядка (под страхом дисциплинарной ответственности за их нарушение), понятно, что такой труд самостоятельным не является, и это говорит о трудовой природе правоотношений.

Одним из первых признаков, позволяющих определить природу договора, является характер установленных отношений.
По трудовому договору работник состоит с работодателем, как правило, в длительных отношениях и обязуется выполнять любые работы в соответствии со своей трудовой функцией.

Трудовое право и административное право

Согласно ст. 349 ТК на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил РФ и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными ТК, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Указанные нормативные правовые акты выделяют несколько категорий лиц, служебно-трудовая деятельность которых регулируется в соответствии с приведенными законами и положениями. К их числу относятся военнослужащие; гражданский персонал, выступающий в качестве лиц: а) назначаемых на должности военнослужащих; б) являющихся сотрудниками указанных органов;

АДМИНИСТРАТИВНОЕ И ТРУДОВОЕ ПРАВО

2 г. вышло Постановление Совета Министров РСФСР 529 «О мерах по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения в результате деятельности производственного объединения Маяк и защите населения от его воздействия», поручившее соответствующим министерствам и комитетам, а также Челябинскому, Курганскому и Свердловскому облисполкомам совместно с Уральским отделением АН СССР до ноября 1991 г. завершить разработку и представить в Совет Министров РСФСР: 1. Проект Государственной программы РСФСР по радиационной реабилитации Уральского региона и мерах по оказанию помощи пострадавшему населению на гг. 2. Проект закона РСФСР «О социальной защите граждан РСФСР, пострадавших в результате радиационных загрязнений». В рамках данного постановления был подготовлен проект закона о мерах социальной компенсации пострадавшему населению Уральского региона. В январе 1993 г. Программа была одобрена на Президиуме Совета Министров Российской Федерации и передана в Верховый Совет Российской Федерации. Группой уральских специалистов был разработан научно обоснованный комплекс мер, направленных на нормализацию экологической и социальной ситуации на загрязненных территориях Уральского региона. От Челябинской области в группу разработчиков входили следующие специалисты: В.В. Пантелеев, Э.М. Кравцова, Л.Г. Стоббе, Б.А. Песков и В.А. Ячменев. В концепции Программы указывалось, что основными концептуальными целями являются: — локализация источников и предотвращение возможности дальнейшего радиоактивного загрязнения Уральского региона и сопредельных территорий за счет потенциальных радиационных инцидентов, связанных как с накоплением радиоактивных отходов, так и с перераспределением радионуклидов, поступивших к настоящему времени в природные среды в районе размещения производственного объединения «Маяк»; — экологическое оздоровление (реабилитация) тех участков загрязненной радионуклидами территории, где сохраняется ограничительный режим в отношении проживания и (или) трудовой деятельности населения; — дальнейшее развитие системы мониторинга эколого-радиационной обстановки на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению; — повышение уровня медицинского обслуживания и охраны здоровья населения, подвергшегося повышенному радиационному воздействию, особенно его критических групп, пострадавших от воздействия ионизирующей радиации в связи с загрязнением среды обитания долгоживущими радионуклидами антропогенного происхождения; снижение дополнительных техногенных нагрузок на облученное население за счет нерадиационных факторов; — развитие социальной и производственной инфраструктуры, повышение уровня обеспеченности населения пострадавших территорий объектами социальной сферы до средних показателей по областям, снижение социально-психологической напряженности (социально-экономическая реабилитация пострадавших территорий). Для достижения каждой из этих целей предусматривается осуществить комплекс соответствующих мероприятий Снижение риска повторения крупномасштабного радиоактивного загрязнения территорий и радиационных аварий, связанных с ранее накопленными радиоактивными отходами, в том числе депонированных в природных средах, обеспечивается следующими крупномасштабными мерами: 6

Это интересно:  Пожертвования Из Заработной Платы Косгу 2022

7 стве. Расследования Государственной инспекции труда по Челябинской области выявили, что особенно серьезно обстоят дела в связи с эксплуатацией оборудования с истекшим нормативным сроком амортизации. Замена морально и физически изношенного оборудования не всегда положительно сказывается на безопасности труда. В течение II квартала 2022 г. в организациях Челябинской области произошло 11 групповых, 23 смертельных, 78 тяжелых несчастных случаев на производстве. По сравнению со II кварталом 2022 г. числе расследованных государственными инспекторами труда (по охране труда) несчастных случаев, связанных с производством, увеличилось на 17,9 %. Это можно объяснить увеличением объемов производства, с одной стороны, и низкой организацией безопасности производственных процессов, с другой стороны. Среди причин нарушений норм трудового законодательства можно отметить также низкий уровень правовой грамотности и культуры руководителей организаций. Нарушение трудового законодательства РФ со стороны работодателей ущемляет конституционные и трудовые права работников. Вступление нашей страны в рыночную экономику породило стремление работодателей ради получения максимальной прибыли экономить на здоровье работников, утверждая психологию получения высоких заработков за счет своего здоровья. В большинстве случаев индивидуальные предприниматели оформляют с работниками договоры гражданско-правового характера. В отдельных трудовых коллективах на срочные трудовые договоры переводятся все работники. Руководители увидели в срочных трудовых договорах надежное средство держать подчиненных в постоянном страхе перед угрозой увольнения. В организациях при заключении трудовых договоров устанавливаются основания для увольнения работников, не предусмотренные Трудовым кодексом. С целью предотвращения порочной практики работодателей государственные инспекторы труда выступают в средствах массовой информации с разъяснениями по применению действующего законодательства о труде РФ. Кроме того, активно ведется личный прием. Так, в 2022 г. Государственной инспекцией труда было рассмотрено 739 заявлений граждан о нарушении их трудовых прав, из них 79,4 % признано обоснованными и удовлетворено 9. Как показывает практика, значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда как руководителями производства, так и работниками. Можно было бы сократить количество несчастных случаев на производстве за счет подготовки и обучения руководящих работников и специалистов в области охраны труда. Следует утвердить и ввести систему отчетности руководителей и специалистов по охране труда перед Государственной инспекцией о состоянии охраны труда и мерах, принимаемых в организации в этом направлении. За счет устранения правовой безграмотности работодателей можно было бы сократить производственный травматизм. Не следует допускать руководителя к исполнению своих трудовых обязанностей без предварительного обучения и проверки знания основ охраны труда. В последнее время прослеживается тенденция роста правовой грамотности собственников предприятий, работодателей, руководящих работников. Новый Трудовой кодекс разрешил многие спорные вопросы, постоянно возникающие перед правоприменителем в процессе регулирования трудовых отношений и разрешения трудовых споров в судебном порядке. 11

Трудовое право и административное право

До этого преобладающая отраслевая принадлежность норм, регулирующих трудовые отношения, колебалась от административного к гражданскому праву, причем в рамках первого это осуществлялось длительное время. К тому же ученые в последнее время соотношению трудового и административного права уделяют гораздо меньше внимания, что не всегда обоснованно.
Начнем наш обзор с русского экономиста и юриста Н.Х.Бунге (1823-1895 гг.). Он, юрист по образованию, преподавал административное право, и являлся одним из ведущих специалистов в этой отрасли[639]. Интерес к этой личности сегодня значительно возрос. Для нас немаловажно и то, что он долгие годы был на высших государственных должностях, где его административно-правовые воззрения отчасти нашли практическое применение. Это коснулось и государственного регулирования ‘трудовых отношений. Его взгляды были основаны на следующих посылках. Во-первых, при наличии непрочных уз между работниками и работодателями необходимо установить правопорядок, доставляющий работникам более прочное общественное положение. Во-вторых, государство может и должно контролировать трудовые отношения через соответствующий орган, которым стала впоследствии фабричная инспекция. Характерно, что
Н.Х.Бунге сразу же отверг французский вариант, где надзор осуществляли комиссии, составленные из самих владельцев предприятий. По его мнению, в них могли входить только независимые служащие. Все проблемы могли решаться только соединением усилий государства, работодателей и работников. В-третьих, компенсации рабочим за увечья не могут выплачиваться на гражданско-правовой основе с обязательным доказыванием вины предпринимателя, а должны осуществляться путем страхования трудящихся, по меньшей мере, с участием государства. В-четвертых, он не отрицал свободы договора в рамках закона, но, вслед за А.Смитом, видел право рабочих на забастовку. Центр тяжести всего рабочего вопроса виделся ему в повышении благосостояния рабочих, в том числе через их участие в прибылях и привлечении рабочих к управлению предприятием. Надо отметить, что Н.Х.Бунге выступал против попечительства в отношении рабочих, как и против административного произвола и открытого давления на работодателей даже во имя достижения благих целей. Именно как административист он считал, что все трудовые споры должны решаться только в рамках закона, где третьей стороной может и должно стать государство в лице уполномоченных органов, прежде всего фабричной инспекции и судов[640].

Это интересно:  Как получать продукты на молочной кухне в брянске

Само содержание полицейского (административного) права в начале XX в. понималось иначе, чем сейчас. Его предмет трактовался как внутреннее управление, а под последним подразумевалась совокупность различных проявлений деятельности государства, направленных к обеспечению задач, присущих ему, как правомерно- му7йб. В сфере его действия оказывались союзы и собрания (в том числе профсоюзы и забастовки), общественное презрение и благотворительность (с зачатками социального обеспечения), а также фабричное законодательство (или публичное трудовое право).

Административное и трудовое право

Главное состоит в определении статуса рабочих и служащих, именно как участников того или иного вида трудового процесса (например, регламентация права на вознаграждение за труд, на отдых, на социальное страхование). При этом наблюдается известное переплетение норм трудового и административного права. Например, трудовое право регулирует все то, что связано с работой гражданина. Но оформление на работу, полномочия администрации в этой области и т.п. регламентируются нормами административного права, так как представляют собой проявление управленческих функций. Административное право непосредственно регулирует государственно–служебные отношения (полномочия служащего, его ответственность и т.д.); трудовое право распространяется на служащих в той мере, в какой они являются трудящимися (например, определение личных прав служащего, его заработной платы). Административное право определяет все властные полномочия администрации, используемые в процессе руководства производством и деятельностью государственных служащих. Так, после заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя (ч.4 ст.25 Трудового кодекса). Аналогичный порядок существует при юридическом оформлении субъективных прав, связанных с трудовой деятельностью (например, при реализации права на отпуск (ст.152 Трудового кодекса), при поощрении, при выходе на пенсию и т.п.). Наиболее тесное взаимодействие норм административного и трудового права наблюдается при регулировании государственно–служебных отношений (ст.5 Трудового кодекса). Административное право определяет общие права и обязанности служащих, их ответственность, порядок присвоения классов, замещение должностей, проведение конкурсов и аттестаций и т.д.

Эти две отрасли также имеют много точек соприкосновения и различаются по предмету правового регулирования. Предметом трудового права являются трудовые отношения и некоторые другие, связанные с ними общественные отношения (например, по государственному социальному страхованию, рассмотрению трудовых споров).

Административное право трудовое право трудовой договор

Соотношение трудового права с конституционном правом – конституционное право выступает основополагающим для трудового. Оно устанавливает право на труд, на отдых, закрепляет, что труд свободен и др. Нормы трудового права не должны противоречить нормам Конституции. Однако конституционные нормы находят свою конкретизацию в нормах трудового права.

Трудовое право соприкасается и с правом социального обеспечения . Право социального обеспечения – право на обеспечение старости, на социальную поддержку семей с детьми. Если трудовое право регулирует отношения, возникающие по поводу труда и вознаграждения за труд из фондов конкретных организаций, то право социального обеспечения – отношения, которые складываются по поводу, например, материального обеспечения нетрудоспособных за счет внебюджетных фондов. Объект трудовых отношений – сам процесс труда, объект отношений по социальному обеспечению – пенсии, пособия, льготы, компенсации и т. д. Также они различаются по методам правового регулирования.

Отграничением трудового права от административного права

Трудовое право регулирует трудовые отношения между работодателями и «действующими» (работающими в организации) работниками, право социального обеспечения — с работавшими ранее (вышедшими на пенсию), не работавшими никогда (дети, инвалиды), не работающими временно (больные, инвалиды). В ряде случаев отношения по социальному обеспечению приходят на смену трудовым, иногда они сопутствуют трудовым, а иногда они так и не связаны с ними. Важно то, что в первом из этих случаев юридическим фактом является трудовой стаж, который, кстати, является исходной категорией для подотраслей и институтов права социального обеспечения ( нормы, связанные с назначением пенсий, пособий).

Это интересно:  Составление 3ндфл По Договору Дарения Квартиры Краснодар

Немало в свое время копий ломалось вокруг проблемы наличия или отсутствия в СССР, а затем в России рынка труда. Оставив в стороне научные споры о том, существует или нет у нас в стране рынок труда, Правительство РФ своим распоряжением от 6 мая 2022 г. одобрило Концепцию действий на рынке труда на 2022 — 2022 годы. Этим документом были определены основные направления и приоритеты деятельности органов государственной власти по осуществлению государственной политики в области занятости населения, направленной на повышение гибкости рынка труда, развитие эффективной занятости населения, совершенствование системы управления сферой занятости, создание условий для снижения уровня безработицы и обеспечения социальной поддержки безработных граждан (затем была утверждена аналогичная Концепция, рассчитанная на 2022-2022 гг.).

Административное право

Отличия: по предмету: право социального обеспечения — общественные отношения, складывающиеся при реализации трудящимися права на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, утраты трудоспособности и потери кормильца, но не права на труд; в трудовом — реализация права на труд.

Общее: 1) сходство по предмету регулирования (в трудовом — организационно-управленческие отношения в сфере труда; в административном — отношения в сфере государственного управления); 2) сходство метода регулирования (использование в обеих отраслях права способа государственно-властных предписаний).

Трудовое право

Важнейшими принципами трудового права является возможность работников на объединение в профессиональные союзы и на участие в управлении предприятиями, учреждениями и организациями. Право работников на участие в управлении предприятиями закреплено в ст. 97 Основ законодательства о труде. Так, работники могут участвовать в управлении предприятиями, учреждениями и организациями через общие собрания (конференции) трудовых коллективов, профессиональные союзы и иные общественные организации, производственные совещания и другие общественные органы, действующие в трудовых коллективах. Им предоставлено право вносить предложения об улучшении работы предприятий и организаций, а также по вопросам социально-культурного и бытового обслуживания.

Совокупность источников трудового права образует законодательство о труде, которое в силу специфики предмета и метода регулирования трудовых отношений имеет некоторые особенности. Они состоят в сочетании централизованного и локального регулирования трудовых отношений — правил, устанавливаемых по согласованию между администрацией предприятий, выборным профсоюзным органом и трудовым коллективом; в существовании норм, регулирующих труд только отдельных групп работников или применяемых только в одной отрасли хозяйства и пр.

Сравнение административного и трудового права

Федеральный закон от 27 июля 2022 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ»17 вообще не содержит упоминания о трудовом законодательстве, несмотря на очевидные заимствования многих элементов модели трудоправового регулирования. Данный закон не менее чем наполовину представляет собой фрагментарное изложение отдельных глав и статей ТК РФ. Весьма незначительные изменения касаются в основном терминологии: например, «трудовые отношения» именуются в законе «служебными отношениями, «трудовой договор» – «служебным контрактом», «рабочее время» – «служебным временем» и т. д. При этом само заимствование положений трудового законодательства произведено крайне неудачно. В числе игнорируемых оказались те общие нормы ТК РФ, которые являются необходимыми, базовыми элементами системы правового регулирования трудовых отношений и никоим образом не противоречат особенностям гражданской службы.

Трудовое право Административное право Предмет правового регулирования отношения по организации и управления трудом (но не выходящие за пределы организации и тесно связанные с процессом совместного труда) организационно-управленческая деятельность государственных органов Метод правового регулирования работодатель, работники и их представители строят свои отношения на договорных началах соподчиненное, неравное положение субъектов административных отношений

Чем отличается трудовое право от административного права

Административное – отрасль российского права, система юридических норм, регулирующая общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно-распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях.

Между отраслями российского существуют серьезные различия. Важнейшие из них — предмет регулирования; метод регулирования; принципы отраслевого регулирования; цели отрасли; субъекты отрасли и отраслевых правоотношений; источники; система отрасли права.

Отграничение трудового права от смежных отраслей права

Соотношение трудового права и права социального обеспече­ния. Если главным предметом трудового права выступают тру­довые отношения между работником и работодателем, то право социального обеспечения регулирует отношения между лицами, застрахованными по обязательному социальному страхованию или нуждающимися в государственной социальной поддержке, помощи и социальном обслуживании, с одной стороны, и госу­дарственными органами Российской Федерации и субъек­тов РФ, органами местного самоуправления — с другой, по ма­териальному обеспечению из государственных внебюджетных социальных фондов или за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Различия в характере общественных отношений, составляю­щих предмет трудового права и права социального обеспече­ния, предопределяют и различия в методах регулирования. Ме­тоду права социального обеспечения не свойствен договорный порядок возникновения правоотношений. Права и обязанности субъектов правоотношений социального обеспечения устанав­ливаются, как правило, непосредственно нормами права, реа­лизуемыми в деятельности государственных органов и органов местного управления.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru