Расшифровка Кэков Бюджет

Кодирование информации при составлении бюджета субъекта РФ

Наиболее яркой спецификой бюджета является использование бюджетной классификации в целях упорядочения показателей, которые заложены в основу главного финансового документа региона. Данный факт интересен специалистам в области документоведения с учетом современной международной тенденции к унификации информации. С помощью унифицированной структуры классифицируются, кодируются и упорядочиваются финансовые показатели всех уровней бюджетной системы — федерального, регионального и местного.

В соответствии с Бюджетным кодексом (БК) РФ бюджетная классификация Российской Федерации является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Она используется для составления и исполнения федерального, региональных и местных бюджетов и обеспечивает сопоставимость их показателей.

Ведомственная классификация расходов регионального бюджета отражает распределение бюджетных средств по главным распорядителям бюджетных средств — органам (либо учреждениям), которым предоставлено право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главным распорядителем бюджетных средств может быть:

Ведомственная классификация расходов позволяет обеспечивать исполнение бюджета, так как в соответствии с Бюджетным кодексом РФ именно на главных распорядителей средств возлагается обязанность по исполнению соответствующей подведомственной им части бюджета.

Статья 7 Бюджетного кодекса РФ определяет, что установление бюджетной классификации и общего порядка применения относится к компетенции федеральных органов государственной власти. Непосредственно данная работа осуществляется Министерством финансов Российской Федерации и закрепляется приказами данного органа исполнительной власти. Так, например, в 2009 г. действуют правила применения бюджетной классификации, введенные в действие Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 145н .

Обучающий сервис

Бюджетная классификация — это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемая для составления и исполнения бюджетов, а также группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления, используемая для ведения бюджетного (бухгалтерского) учета, составления бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Классификация обеспечивает стандартизацию бюджетной процедуры и необходима для:
— единого порядка составления всех бюджетов и смет бюджетных учреждений;
— организации исполнения бюджетов и получения информации о движении бюджетных средств в процессе исполнения бюджета;
— проведения анализа плановых и отчетных данных и на основе этого выявления резервов роста доходов и экономии расходов бюджета;
-организации контроля за исполнением бюджета, соблюдения финансовой дисциплины в бюджетной сфере и во всех бюджетных учреждениях.

При классификации расходов особое внимание уделяется коду целевой статьи расхода (ЦСР) – это десятизначный код, обеспечивающий привязку бюджетных ассигнований к государственным программам и (или) к не включенным в государственные программы направлениям деятельности органов государственной власти города Москвы.

В качестве примера рассмотрим оплату транспортного налога с физических лиц. На квитанции при оплате налога будет указан КБК 182 1 06 04012 02 0000 110. Указанный код однозначно определяет, какой платеж был совершен. В данном случае это своего рода «обратный адрес», который указывает, откуда поступили доходы в бюджет. При таком подходе поступления денежных средств в бюджет четко контролируются и учитываются.

Подобная классификация предполагает, что общий объем денежных средств по виду доходов, стоящему ниже по уровню детализации, будет включен в сумму доходов по вышестоящему виду доходов: сумма по транспортному налогу с физических лиц будет включена в общий объем доходов по транспортному налогу, те в свою очередь будут включены в налоги на имущество, а налоги на имущество будут включены в налоговые и неналоговые доходы.

Что такое код бюджетной классификации

С помощью КБК можно отследить путь любой суммы, попавшей в бюджет: из какого региона и какой организации производился платёж; на каком основании и куда перенаправлен. Так государство получает возможность регулировать финансовые потоки и сравнивать динамику доходов и расходов в нужный период.

  • НДФЛ;
  • единый налоговый платеж;
  • налог на имущество;
  • транспортный, земельный, водный налоги;
  • госпошлина;
  • утилизационный сбор;
  • штрафы;
  • страховые взносы на обязательное пенсионное страхование;
  • налог на профессиональный доход.
  • 1-3 — главный администратор доходов бюджета (например, 182 — ФНС, 392 — ПФР и т.д.);
  • 4-6 — код налога или взноса (группа 100-118 — налоговые и неналоговые доходы; 200 — безвозмездные поступления);
  • 7-11 — статьи (7 – 8) и подстатьи (9 – 11) доходов. Указываются в расчётных документах в соответствии со значениями, приведёнными в классификации доходов бюджетов РФ;
  • 12-13 — вид бюджетов (01 — федеральный; 02 — бюджет субъекта; 03 — бюджеты городов федерального значения)
  • 14-17 — тип платежа (1000 — налог; 2100 — пени, 2200 — проценты, 3000 — штрафы);
  • 18-20 — экономический вид дохода (110 — налоговые доходы; 120 — от собственности; 130 — от оказания услуг).

Иван Бегтин

4-я колонка — это целевая статья расходов. Она описывается7 цифрами и имеет сложную структуру. Первые 3 разряда являются кодом статьи расходов, следующие 2 разряда — это код программы в рамках этой статьи расходов и последние 2 разряда — это код подпрограммы в рамках программы по данной статье расходов.

  • Справочник ГРБС — это структура органов власти в части расходования средств в формате главных распорядителей бюджетных средств
  • Справочник разделов расходов бюджетов — основные 11 тем расходов средств
  • Справочник подразделов расходов бюджетов
  • Справочник целевых статей расходов бюджета — того на что тратятся деньги
  • Справочник видов расходов бюджетов — того как именно тратятся деньги
  • 0020000 — это целевая статья расходов «Руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти города Москвы»
  • 0020220 — это программа «Функционирование исполнительных органов государственной власти города Москвы»
  • 0020223 — это подпрограмма «Обеспечение деятельности исполнительных органов государственной власти города Москвы»

Соответственно целевые статьи, программы и подпрограммы формируют иерархию которая и отображается в таблице расходов. Можно увидеть что если просуммировать средства выделенные на программу в рамках целевой статьи — результат будет совпадать с суммой средств выделенных на всю целевую статью, то же самое для подпрограмм в рамках программы.

Прежде чем начать анализировать записи, сделаю важное уточнение. Записи в таблице расходов в документе бюджета, на самом деле, неоднородны. Вернее, они однородны в рамках выбранной формы записи, но важно понимать что они являются ссылками на несколько справочников которых в документе бюджета нет.

Нераспределенная прибыль — часть чистой прибыли Компании, не распределенная в виде дивидендов, а оставленная для реинвестирования в собственную деятельность. В балансе указывается сумма всей нераспределенной прибыли за все время существования Компании.

Коммерческие расходы — расходы, осуществляемые с целью доведения готовой продукции до потребителя с момента завершения ее производства, в том числе расходы на тару и упаковку, транспортировку, комиссионные торговым агентам, затраты на рекламу и маркетинг продукции и другие подобные затраты.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Региональные налоги и сборы — налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с Налоговым кодексом и вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации.

Готовая продукция — продукция, полностью укомплектованная, упакованная, замаркированная, взвешенная, удовлетворяющая всем требованиям нормативно-технической документации, принятая отделом технического контроля и снабженная сертификатом качества.

Расшифровка Кэков Бюджет

Федеральный бюджет — это план государства по доходам и расходам. Он обсуждается и принимается ежегодно в четвертом квартале. Слово “бюджет” постоянно на слуху, но в том, что собой представляет этот бюджет, сейчас разбираются по большей части только финансисты и экономисты. А между тем, обычным гражданам, возможно, тоже было бы полезно в нем ориентироваться, чтобы получать информацию о том, что их интересует.

Распоряжаться деньгами из бюджета могут 95 организаций, называемых главными распорядителями бюджетных средств (ГРБС). То есть они имеют право тратить выделенные на них средства, например, на зарплату своим сотрудникам, или передать их другим организациям. К ГРБС относятся федеральные госорганы (министерства, агентства, службы), госкорпорации “Росатом” и “Роскосмос” и несколько федеральных учреждений (например, Государственный Эрмитаж, Большой театр России, Российская академия наук, МГУ и СПбГУ).

Среди ГРБС, являющихся госкорпорациями или учреждениями, суммы распределились следующим образом: Роскосмос — 175,1 млрд руб., Росатом — 68,9 млрд руб., РФФИ — 21,1 млрд руб., МГУ — 16,0 млрд руб., НИЦ “Курчатовский институт” — 14,8 млрд руб., РАНХиГС — 9,6 млрд руб., СПбГУ — 9,4 млрд руб., Большой театр — 4,7 млрд руб., РАН — 4,33 млрд руб., Государственный Эрмитаж — 2,8 млрд руб., Госфильмофонд России — 0,85 млрд руб. и Российская академия живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — 0,25 млрд руб.

Это интересно:  Рф Ндфл Ветеран Труда Освобождается Или Нет

Комбинация измерений, например, разделов и видов расходов, позволяет узнать, что большая часть перечислений в другие бюджеты (межбюджетных трансфертов) идет на социальную политику, а больше половины всех расходов на выплаты персоналу идут на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность.

Например, разделы и подразделы позволяют понять, какие функции и подфункции государства будут выполнены за счет указанных средств. Распределение средств федерального бюджета по разделам представлено на графике. На социальную политику выделяется 33% всех средств бюджета, 16% — на национальную экономику, по 9% — на национальную безопасность и правоохранительную деятельность и общегосударственные вопросы.

БК РФ Статья 6

денежные обязательства — обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения;

долговая устойчивость — состояние, структура и сумма задолженности, позволяющие заемщику в полном объеме выполнять обязательства по погашению и обслуживанию этой задолженности, исключающие нанесение ущерба социально-экономическому развитию и необходимость ее списания и (или) реструктуризации;

налоговые расходы публично-правового образования — выпадающие доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обусловленные налоговыми льготами, освобождениями и иными преференциями по налогам, сборам, таможенным платежам, страховым взносам на обязательное социальное страхование, предусмотренными в качестве мер государственной (муниципальной) поддержки в соответствии с целями государственных (муниципальных) программ и (или) целями социально-экономической политики публично-правового образования, не относящимися к государственным (муниципальным) программам;

публичные обязательства — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации);

получатель бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено настоящим Кодексом;

Центральным звеном бюджетной системы Республики Беларусь является республиканский бюджет. Он концентрирует более половины бюджетных ресурсов государства, что определяет его место и роль в финансировании мероприятий и программ, имеющих общереспубликанское значение. Через республиканский бюджет перераспределяются финансовые ресурсы между областями и г. Минском для выравнивания уровня их экономического и социального развития. За счет средств республиканского бюджета могут выделяться местным бюджетам дотации, субсидии и субвенции при недостаточности собственных ресурсов для финансирования отдельных расходов мероприятий.

В Российской Федерации законопроект, содержащий предварительную смету доходов и расходов государства, составляется Министерством финансов РФ. Процесс разработки бюджета называется бюджетное плани́рование. Затем законопроект поступает в Правительство Российской Федерации, где он уточняется и дорабатывается. Правительство представляет проект государственного бюджета в Государственную Думу, где он рассматривается в трех чтениях, от чтения к чтению всё более детально. На стадии первого чтения в случаях отклонения Государственной Думой проекта федерального бюджета, может быть создана согласительная комиссия, состоящая из представителей Государственной Думы, Совета Федерации и Правительства РФ. После рассмотрения в Думе, государственный бюджет поступает на рассмотрение в Совет Федерации. В заключение процедуры Закон о государственном бюджете должен быть подписан Президентом РФ.

  • бюджет, составленный снизу вверх, предусматривает сбор бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее — к руководству организации.
  • бюджет, составленный сверху вниз, требует от руководства компании чёткого понимания основных особенностей организации и способность формировать реалистичный прогноз на рассматриваемый период.

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с формированием, распределением и использованием государственных и муниципальных бюджетов составляет бюджетное пра́во. Основное положение парламентского бюджетного права выражается в том, что ни один новый налог, никакая перемена в старых налогах ни взятие государственного займа, ни финансирование государственной программы не могут быть произведены без согласия парламента. Осуществление бюджетного права даёт народному представительству могущественное средство участия в государственном управлении и надзоре за целесообразностью деятельности правительства.

  1. распределения ответственности между структурными подразделениями — бюджетообразующие статьи уточняются, и в дальнейшем структурные подразделения могут работать как с общим правилом, так с собственной уточняющей статьей;
  2. формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;
  3. формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.
  1. набор своих операционных дополнительных и вспомогательных бюджетов;
  2. последовательность составления бюджетов в компании то есть каким образом от операционных бюджетов перейти к трем основным.

Исполнение бюджетов контролируется, как правило, финансовым директором компании. После того как получены фактические данные по доходам и расходам поступлениям и выплатам продажам и т.п. за период они сопоставляются с плановыми данными выявляются отклонения. На основании такого анализа принимаются определенные управленческие решения, а так же могут быть составлены бюджеты на следующий период.

Успешная постановка бюджетирования во многом зависит от того, насколько тщательно и заблаговременно в компании продумана вся методика составления бюджетов, насколько отчетливо ее руководители и их подчиненные представляют себе всю цепочку шагов планирования в условиях рынка.

Бюджет движения денежных средств (БДДС) –это план движения средств на расчетном счете и в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности компании. Например, может быть запланировано на следующий месяц поступление оплаты от покупателей в сумме 1000 рублей и оплата поставщикам за товары в сумме 800 рублей, тогда остаток на расчетном счете на конец месяца будет положительным (200 рублей). Бюджет движения денежных средств призван не допустить нехватку денежных средств на расчетном счете или в кассе предприятия для оплаты важных и неотложных расходов.

Набор статей может существенно отличаться для управленческого и бухгалтерского учета, поскольку различаются задачи и цели этих видов учета. Так, статьи в разрезе которых формируется БДР могут существенно отличаться от бухгалтерских статей доходов и затрат, а статьи БДДС – от статей движения денежных средств в бухгалтерском учете. Однако, в компаниях для сопоставления плановых и фактических данных, как правило, устанавливается соответствие между статьями управленческого и бухгалтерского учета.

Очень часто консолидированная отчетность воспринимается как сводная отчетность данные которой формируются сложением одноименных показателей. Однако, методология консолидации определяется не арифметическими действиями, а экономической сущностью бизнеса. Укрупнение компаний за счет слияний и приобретений организация региональных сетей привлечение инвестиций и выход на фондовые рынки — все требует прозрачности. Консолидированная отчетность исполняет роль информационной базы для принятия управленческих решений в компаниях со сложной структурой, объединяющих в своем составе несколько юридических лиц и с разными подчас направлениями деятельности.

  • налогов (основная статья дохода);
  • доходы от внешнеэкономической деятельности (например, торговля с другими странами);
  • доходы от имущества, принадлежащего государству (например, акции предприятий);
  • доходы целевых бюджетных фондов (пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Понятие бюджета чаще всего ассоциируется с каким-то огромным хранилищем с несметным количеством денег, принадлежащих государству, а правительство иногда снисходит до того, чтобы взять оттуда немного средств на социальные нужды, пенсии, строительство дорог и т.д. На самом деле бюджет государства – это документ. Самый важный финансовый документ страны, который представляет из себя комплекс финансовых смет всех государственных ведомств, служб, программ правительства и т.д. Эти сметы представляют из себя потребности страны, которые могут быть удовлетворены за счет государственной казны. Кроме того, там указаны также источники дохода страны: деньги ведь нужно откуда-то брать.

  1. Военные расходы.
  2. Экономические расходы.
  3. Социальные расходы (на социальные программы и нужды, например, пенсии и пособия).
  4. На внешнеполитическую деятельность (полет на самолете на заседание Совбеза ООН тоже не бесплатно обходится).
  5. На содержание аппарата управления (министрам тоже надо что-то кушать).

В том случае, когда доходы государственного бюджета превышают расходы, мы имеем дело с профицитом бюджета (бюджетным профицитом). Если же наоборот (что нередко случается) – с дефицитом бюджета (бюджетным дефицитом). При бюджетном дефиците в серьезных масштабах государство вынуждено идти на меры по урезанию бюджета, то есть сокращению расходов. Такой вид урезания называется «секвестр».

Объединение смет и бюджетов разного уровня заметно упрощается благодаря бюджетной классификации, то есть группировке доходов и расходов, а также источников финансирования. Этот вид классификации также помогает при анализе бюджетных статей, исполнении бюджета, выявлении возможного бюджетного профицита или дефицита. Эта классификация состоит из:

Бюджетным кодексом РФ предусмотрено предоставление субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, а также федеральному бюджету из бюджетов субъектов Российской Федерации.

Орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено Бюджетным Кодексом.

Это интересно:  Поправки По Статье 80 Ук Рф 2022 Году

Программно-целевой принцип означает определение приоритетов и целей социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, разработку взаимоувязанных по целям, срокам реализации государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ и определение объемов и источников их финансирования.

  • оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), включая ассигнования на закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд;
  • социальное обеспечение населения;
  • предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;
  • предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам;
  • предоставление межбюджетных трансфертов;
  • предоставление платежей, взносов, безвозмездных перечислений субъектам международного права;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных законом (решением) о бюджете, по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям, группам (группам и подгруппам) видов расходов бюджетов либо по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам и (или) целевым статьям (государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности), группам (группам и подгруппам) видов расходов классификации расходов бюджетов.

Лимиты бюджетных обязательств — это

Стоит отличать лимиты, о которых идет речь выше, от бюджетных ассигнований — фактических объемов денежных средств, предоставляемых распорядителем того или иного уровня подведомственному распорядителю или учреждению (любому — казенному, автономному, бюджетному) в финансовом году.

В свою очередь, для автономных и бюджетных учреждений лимиты бюджетных обязательств не устанавливаются. В отношении таких учреждений действуют иные механизмы регулирования объемов бюджетных субсидий. Например, целевые субсидии в фиксированном объеме (по смете) выделяются для выполнения конкретного госзадания.

Процедура доведения рассматриваемых лимитов от вышестоящих уровней ведомственных вертикалей до нижестоящих при исполнении федерального бюджета регулируется приказом Минфина РФ от 30.09.2008 № 104н. В свою очередь, распределение лимитов в рамках региональных и местных бюджетов регулируется нормативными актами, принимаемыми на соответствующих уровнях власти.

  • устанавливаются только для казенных учреждений (ассигнования же могут получать все типы учреждений);
  • определяют предельный размер обязательств, которые может принять учреждение и которые превысить нельзя (ассигнования — в бюджетных и автономных учреждениях — могут дополняться иными источниками финансирования).

Но лимиты устанавливаются только для казенных учреждений. Только в пределах доведенных лимитов соответствующие учреждения вправе вести бюджетную деятельность. Денежные средства, полученные ими в результате иной (например, коммерческой) деятельности, подлежат зачислению в бюджет.

Основы финансового учета

Успешная постановка бюджетирования во многом зависит от того, насколько тщательно и заблаговременно в компании продумана вся методика составления бюджетов, насколько отчетливо ее руководители и их подчиненные представляют себе всю цепочку шагов планирования в условиях рынка.

  1. За что отвечает структурное подразделение или группа структурных подразделений и их руководители;
  2. Какие контрольные показатели установлены для них;
  3. Какие виды бюджетов разрабатываются в компании;
  4. Какой принцип бюджетного планирования применяется в компании («сверху вниз» или «снизу вверх»).

Как правило, в финансовой структуре принято выделять различные центры финансовой ответственности: центры прибыли (например отдел продаж) центры прибыли и убытков (например производственные подразделения) центры инвестиций и т.д.

Например, если в БДР в январе отражены расходы на сырье и материалы в соответствии с их рыночной стоимостью, то в БДДС стоимость тех же сырья и материалов может определяться в соответствии с графиком погашения задолженности (часть платим в январе часть – в следующих периодах). Одно из назначений Прогнозного (расчетного) баланса заключается в том, что он фиксирует расхождения возникающие между корреспондирующими статьями БДР и БДДС.

  • Сценарии бюджетирования (варианты бюджетов)
  • Статьи оборотов по бюджетам
  • ЦФО – центры финансовой ответственности
  • Проекты
  • Контрагенты
  • Договора
  • Банковские счета
  • Номенклатура
  • Номенклатурные группы

Бюджет движения денежных средств (БДДС) –это план движения средств на расчетном счете и в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и списания денежных средств в результате хозяйственной деятельности компании. Например, может быть запланировано на следующий месяц поступление оплаты от покупателей в сумме 1000 рублей и оплата поставщикам за товары в сумме 800 рублей, тогда остаток на расчетном счете на конец месяца будет положительным (200 рублей). Бюджет движения денежных средств призван не допустить нехватку денежных средств на расчетном счете или в кассе предприятия для оплаты важных и неотложных расходов.

Что такое бюджет и для чего он нужен

Бюджет – это баланс между общей суммой доходов и необходимыми расходами, планируемый на какой-то промежуток времени. Для семьи наиболее распространенным сроком планирования является месяц. Супруги получают зарплаты или пенсии, после чего рассчитывают, сколько денег и на какие цели может быть истрачено: на питание и транспорт, на обновки, на коммунальные платежи и т.д.

Если превысить сумму расходов, то к концу месяца всей семье придется питаться дошираком или занимать деньги у знакомых. Причем нужно помнить: заняв какую-то сумму, вы автоматически вычеркиваете ее из бюджета следующего месяца.

На уровне семьи бюджет позволяет контролировать траты, планировать крупные покупки, копить на обучение детей, покупку автомобиля или недвижимости и т.д. На уровне компании бюджет вводит бизнес в предсказуемое русло, гарантирует выполнение обязательных платежей и повышает надежность предприятия в глазах партнеров и контрагентов.

На уровне государства бюджет и его неукоснительное выполнение дают возможность регулировать экономику, поддерживать социальную сферу, инвестировать в развитие и удерживаться от внешних заимствований.

Доходная часть – это те средства, которыми в рассматриваемом бюджетном периоде мы можем располагать. Для семьи это зарплаты и пенсии, проценты по депозитам и т.д. Для компании доходы – это прибыль, которую она получает со своей деятельности. Для государства доходы состоят из налогов, которые выплачивают граждане и предприятия, из доходов от государственных предприятий, таможенных сборов, прочих сборов и отчислений.

Бюджет – это основное экономическое понятие, без которого не обойтись ни профессору, ни обычной домохозяйке. Это слово происходит от старонорманнского «bougette» – так называли кожаную сумку или кошелек, специальный мешочек, предназначенный для денег.

Главное преимущество бюджета перед ситуативным экономическим поведением – его предсказуемость. Возможность планирования своих доходов и расходов позволяет при любом уровне доходов более уверенно смотреть в будущее, чем при хаотичном потреблении без оглядки на перспективу.

При подготовке и формировании бюджета на новый финансовый год акцентируется внимание на основных направлениях бюджетной и налоговой политики государства. В концепции общей финансовой и социально-экономической линий развития страны, субъекта, муниципалитета их разрабатывают и определяют законодательные органы власти.

Доходы служат финансовой базой для реализации основополагающих задач в сфере экономики, социальной и оборонной политики страны, состоящей из платежей физических и юридических лиц в пользу государства, а также иных неналоговых доходов, поступающих в распоряжение финансовых распорядителей.

Бюджетная система страны предусматривает формирование расходных статей бюджетов в соответствии с обязательствами, обусловленными действующим законодательством, и разграничением вменённых полномочий органов вертикали власти, являющихся распорядителями бюджетов соответствующих уровней.

Существует понятие «интервал оптимальности» доли бюджета в показателе валового внутреннего продукта, без которого невозможно достичь экономического роста. При завышенной доле государственного бюджета в структуре ВВП экономика несёт излишнее бремя налоговой нагрузки, происходит её стагнация. Следовательно, чем меньше доля бюджета в валовом внутреннем продукте, тем выше темпы экономического роста.

Формирование доходов бюджетов происходит в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством страны. В основу бюджетных расходов всех уровней заложены единые принципы и нормативы минимальной обеспеченности бюджета для реализации госуслуг, установленных исполнительными органами власти. Рассмотрим подробнее.

Не менее значимыми являются расходы по статье «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность», которые к 2022 году занимают четвертую строку в расходной части консолидированного бюджета России. В 2012 года по данной статье истрачено – 8,3%, в 2013 году – 8,5%, в 2014 году – 7,9%, в 2022 году – 7,0. По данной строке отражаются расходы на Министерство внутренних дел, Национальную гвардию, Следственный комитет России, органы прокуратуры, Федеральную службу безопасности, органы юстиции, учреждения исполнения наказаний и т.д.

3) Принцип самостоятельности бюджетов. Этот принцип означает, что все уровни власти в РФ имеют свой бюджет и полномочия по его формированию за счет закрепленных законом доходов и полномочия по распределению расходов. Все бюджеты, входящие в бюджетную системы РФ самостоятельны и не входят в состав бюджетов другого уровня. Вышестоящий бюджет не имеет права забирать дополнительные доходы нижестоящего бюджета. Также законодательные (представительные) органы власти бюджета каждого уровня самостоятельно определяют источники финансирования дефицита;

Исходя из государственного устройства России как федеративного государства, вытекает понятие «финансово-бюджетного федерализма». Российская Федерация имеет систему трех уровневого государственного управления – федеральные органы власти, региональные и местные. Соответственно, как уже было рассмотрено выше, и бюджетная система России имеет три уровня. Каждый уровень власти имеет свой бюджет, и в рамках единого бюджетного процесса возникают разнообразные межбюджетные отношения между всеми уровнями бюджетной системы России. Система налогово-бюджетных отношений между всеми органами власти России по поводу формирования бюджетов всех уровней, а также использования бюджетных средств называется – бюджетным федерализмом. В этой системе возникают различные отношения между органами власти РФ по поводу движения бюджетных ресурсов. По-другому, финансово-бюджетный федерализм можно обозначить следующим образом – это разделение полномочий между властями различных уровней в финансово-бюджетной сфере. Законом установлены следующие принципы финансово-бюджетного федерализма:

Это интересно:  Ветеран труда мосэнерго какие льготы

Исходя из вышеперечисленного, бюджетная система России, включает в себя: федеральный бюджет, три бюджета государственных внебюджетных фондов, 22 республиканских бюджета, 9 краевых бюджетов, 4 бюджета автономных округов, 1 бюджет автономной области, 3 бюджета городов федерального значения и около 29 тысяч местных бюджетов. Все эти бюджеты самостоятельны и не входят в состав бюджетов другого уровня бюджетной системы России.

В расходной части консолидированного бюджета России, а также консолидированных бюджетов субъектов РФ хорошо виден уровень социального развития территорий и страны в целом. Расходная часть консолидированных бюджетов также служит основой для последующего бюджетного планирования. Без этих показателей невозможно составить план социального и экономического развития субъектов РФ, рассчитать размер дотаций регионам. Расходная часть консолидированного бюджета позволяет оценить общий объем финансовых ресурсов направляемых на содержание и развитие науки, образования, медицины, государственного управления, физической культуры и спорта, правоохранительной деятельности, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и многих других видов расходов в целом по стране.

КБК что такое? Новые коды бюджетной классификации

КБК – это аббревиатура понятия «код бюджетной классификации». Это длинная цепочка чисел, представляющих собой особый шифр. Каждое число в этой цепочке кодирует определенную группу бюджетных поступлений в национальную систему финансов. Из установленной очередности этих групп можно определить, откуда поступил платёж, какова его цель, кто именно представляется адресатом и на какие миссии переводятся денежные ресурсы, благодаря чему возможно их перенаправить далее.

Приказ Минфина РФ № 150н утвердил новые правила применения КБК в 2022 году. Такие изменения коснулись нескольких групп налоговых отчислений коммерческих предприятий. В первую очередь это КБК «земельный налог», который теперь разделен для оплаты физическими и юридическими лицами. А, кроме того, еще и разграничен по категории принадлежности земель.

До внедрения бюджетных кодов получатель и цель платежа в квитанциях указывались, однако изучить необходимые сведения, основываясь только на указанных данных, не представлялось возможным. В настоящее время вследствие введения КБК-платежей можно чётко отследить участь любой, даже незначительной суммы, поступающей в государственный бюджет, реально отследить, от кого в бюджет поступили финансы, на каких основаниях, куда были направлены и перенаправлены.

Коммерческим организациям и ИП коды бюджетной классификации нужны для грамотного заполнения платежных поручений на перечисление налогов, пеней, штрафов и любых других платежей в пользу государства. Для указания в платёжных поручениях отведено специальное поле 104 для КБК. Что такое данный код, может быть указано и в отдельных видах налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности.

Впервые коды бюджетной классификации были введены в России в 1999 году и с тех пор претерпели немало изменений. Ключевые коды, которые используются фактически у всех субъектов малого и среднего бизнеса, находятся в самом начале справочника. Это коды доходной части для проведения платежей по налогам и взносам во внебюджетные фонды, государственные пошлины и акцизы. Многие предприниматели считают, что система кодирования бюджета призвана не столько облегчить, сколько затруднить работу коммерческих фирм.

  • выбытие со счетов бюджетов;
  • уменьшение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
  • уменьшение стоимости акций и иных форм участия в капитале;
  • уменьшение задолженности по бюджетным ссудам и кредитам;
  • уменьшение стоимости иных финансовых активов;
  • уменьшение прочей дебиторской задолженности;
  • оплата труда и начисления на выплаты по оплате труда;
  • оплата работ, услуг;
  • обслуживание государственного (муниципального) долга;
  • безвозмездные перечисления организациям;
  • безвозмездные перечисления бюджетам;
  • социальное обеспечение;
  • расходы по операциям с активами;
  • прочие расходы;
  • поступление на счета бюджетов;
  • увеличение стоимости ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале;
  • увеличение стоимости акций и иных форм участия в капитале;
  • увеличение задолженности по бюджетным кредитам;
  • увеличение стоимости иных финансовых активов;
  • увеличение прочей дебиторской задолженности;
  • государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  • кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц в иностранной валюте;
  • кредиты кредитных организаций в иностранной валюте;
  • иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов.

Порядок формирования перечня и кодов целевых статей и видов расходов бюджетов в части, относящейся к публичным нормативным обязательствам, а также обеспечению деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Что такое Бюджет

Бюджет состоит из двух частей доходной и расходной.
В доходную часть бюджета попадают все приходящие средства, а в расходную часть, соответственно, все уходящие из нашего кошелька деньги.

Во-вторых они могут быть генеральными и частными.
Генеральный бюджет — это полный общий документ с очень укрупненными статьями.
Частный бюджет — это какая-то частичка извлеченная из генерального с возможно более детализированными статьями, например, бюджет на развлечения. Такой бюджет еще называют постатейным, т. е. в нем расписаны доходы/расходы только по определенным статьям.

Можно ли данный документ назвать финансовым планом? В какой-то мере да. Только финансовый план — это более детальный документ содержащий конкретные даты и цели поступления или расходов денежных средств.
Семейный бюджет — это мешочки, в которые мы разложили определенные суммы, которые планируем потратить на различные направления — мешочек для продуктов, мешочек для развлечений, мешочек на одежду и т. д. А финансовый план — это уже конкретные запланированные затраты — «20 мая мы идем в боулинг и потратим там 2000 руб.».

Так же бюджет подразделяется на статьи доходов и расходов — это сгруппированные по определенным видам доходы и расходы.
Например, «зарплата» — это статья доходов, к которой относятся все поступления от вашего работодателя. А «расходы на продукты» — это статья расходов в которую попадают все затраты на приобретение продуктов питания.

После принятия документа осуществляется работа по исполнению семейного бюджета. Эта крутая фраза означает, что нужно просто вести учет семейного бюджета, то есть осуществлять контроль расходов и поступлений.
И пусть вас не пугает фраза «принятие документа», ключевым в этой фразе является «принятие», то есть все члены семьи согласились с предложенным распределением семейного бюджета и это совсем не подразумевает, что они где-то должны поставить свою подпись.

При этом по отдельным программам бюджет резко сократит расходы. Например, на «Экономическое развитие и инновационная экономика» государство в 2022 году потратит на 82,2% меньше, чем в 2022-м, на «Развитие авиационной промышленности» расходы снизятся на 62,68%, а на «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» – на 48,97%. Пострадает даже «Содействие занятости населения» – программу урежут на 29,11%.

  1. составление проекта бюджета – с 12 марта по 1 октября . При этом процесс подготовки проекта – очень длительный, он включает в себя десятки этапов, по каждому из них назначено ответственное ведомство и есть четкие сроки. Например, до 9 апреля Минэкономразвития должно подготовить основные сценарии функционирования экономики в следующем году и предоставить их в Минфин, который до 20 апреля должен их утвердить. И таких этапов – десятки;
  2. утверждение бюджета – с 1 октября по 24 декабря . Подготовленный проект федерального бюджета вносится в Госдуму, где проходит три чтения. Самый важный период – между первым и вторым чтением, когда в документ могут внести буквально любые поправки. Тогда начинается соревнование партий, правительства и общественников – каждый пытается «продавить» какие-то интересные для себя траты. Тем не менее, интриги в принятии бюджета в России нет – все понимают, что он будет проголосован во всех трех чтениях, одобрен Советом федерации и подписан президентом;
  3. исполнение бюджета – с 1 января по 31 декабря . Здесь все понятно – хоть бюджет составляется на 3 года, фактически исполняется только та часть, которая касается следующего года;
  4. отчет об исполнении бюджета – должен быть составлен до 1 сентября следующего года;
  5. контроль – за отчет должна проголосовать Госдума, и произойти это должно до 1 октября следующего года.

Проект федерального бюджета на 2022 год и плановый период 2023-2024 годов уже подготовлен и принят Госдумой во всех трех чтениях и одобрен Советом Федерации. На данный момент бюджет находится на подписании у президента – после его подписания и официальной публикации закон вступит в законную силу.

Отдельный момент – дотации из федерального бюджета. В силу объективных обстоятельств бюджет помогает бюджету Пенсионного фонда России – в 2022 году планируется перечислить в него 3,9 триллиона рублей, а в 2023-м – 4 триллиона. Это составит более трети от доходов ПФР – иначе фонду не будет чем платить пенсии.

Бюджетная система России включает в себя три уровня бюджетов, каждый из которых формально самостоятельный – это федеральный бюджет, бюджет субъекта федерации и бюджет муниципального образования. Отдельно принимаются бюджеты социальных фондов – Пенсионного, ФСС и Фонда ОМС. Каждый бюджет составляется так, что имеет собственные доходы и определенные обязательства по расходованию денег.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru