Признание лицом без гражданства в судебном порядке

Признание гражданства

Приведенная норма говорит, что на день вступления в силу Закона о гражданстве Российское государство имело своих граждан. Следовательно, вступая в силу. Закон не только заложил способы приобретения и прекращения российского гражданства на будущее, но и выделил круг лиц, обладающих статусом российского гражданина на момент смены законодательства о гражданстве. Эти лица не обязаны вновь проходить через процедуру при обре- гения гражданства, подтверждая тем самым свою лояльность государству. Смена законодательства о гражданстве при сохранении самого государства не должна означать лишение людей, пусть даже временное, их гражданства.

Признание гражданства рассматривалось ранее действовавшим законодательством как одно из оснований приобретения российского гражданства. Однако признание гражданства нельзя рассматривать как способ его приобретения. Суть признания заключается не в приобретении лицом статуса гражданина, а в установлении его принадлежности к российскому гражданству. Признание как юридический факт не порождает состояния гражданства, а лишь подтверждает его наличие. Поэтому современный Закон о гражданстве, сохранив признание, не рассматривает его более как основание приобретения гражданства.

Признание лицом без гражданства в судебном порядке

О принятии к рассмотрению заявления об установлении личности лица без гражданства сотрудник выдает справку установленной формы вместе с описью приложенных к заявлению документов. Указанная справка необходима, поскольку в течение всей процедуры рассмотрения заявления заявитель фактически лишен любых документов, подтверждающих его личность.

Вы можете предоставить следующие документы, содержащие ваши персональные данные: просроченное удостоверение личности, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя. Указанные документы представляются в оригиналах.

Признание лицом без гражданства в судебном порядке

Заявительница утверждает, что часть четвертая статьи 14 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации «, предоставляющая возможность принятия в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке только тем иностранным гражданам и лицам без гражданства , которые имели регистрацию по месту жительства в Российской Федерации на 1 июля 2002 года, — при том что представлять документы, подтверждающие регистрацию в Российской Федерации по месту жительства либо разрешение на временное проживание в Российской Федерации , обязаны и лица, факт постоянного проживания которых в Российской Федерации установлен судебным решением, — противоречит статьям 6 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 21 (часть 1), 27 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 62 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 1 и 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации «, Конституционный Суд Российской Федерации

Требуется JavaScript

сначала предыстория
Один человек во время не поменял советский паспорт когда меняли. В Армении он продал свои дом и был выписан оттуда то есть он был без прописки. До 1995 года он приезжал и узежал из России а потом остался тут жить. Сейчас он хочет поменять паспорт. Он ходил в посольство Армении ему там сказали надо ехать в Армению и там выдадут армянский паспорт. Но у него нет возможности и он просил чтоб ему тут выдали но ему отказали.
Потом он пошел в УФМС и ему сказали мы можем вам обменять, но надо принести справку из посольства что он не гражданин Армении.
Но эту бумагу ему не выдают даже за деньги.
Из документов удостоверяющих личность, у него в наличии только советский паспорт.
я думаю подать исковое заявление в суд о признании данного человека лицом без гражданства и уже с этим судебным решением идти в УФМС.
Уважаемые коллеги подскажите возможно ли такое?

Уважаемый Юрий!!Ваш клиент скорее всего является гражданином Армении.Потому он там был прописан и там получал паспорт на момент краха СССР.И вопрос о признании его гражданином без гражданства в суде будет связан с выяснением последней его регистрации (или скорее всего прописки).Сейчас в этим строго.И меня радует.что посольстве Армении не дает такие справки ДАЖЕ ЗА ДЕНЬГИ. Пусть едет и получает паспорт в Армению и потом пройдет всю процедуру получения российского гражданства.

Признание лицом без гражданства

8. У моего дяди есть непогашенная судимость, и нет гражданства. Миграционной службой было вынесено постановление об признании его лицом без гражданства. Но выдали простое постановление, а документ признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа удостоверяющего личность лица без гражданства не выдают. Говорят что есть непогашенная судимость, но без этого документа он не может сделать мед. полис. Должны ли выдать такой документ? Спасибо.

5. Вопрос такой; Я Россиянка, мой гражданский муж признан ЛБГ, у нас совместная дочь, в свидетельстве о рождении он указан отцом, ребенку 7 лет. Мы прописаны по одному адресу, получили сертификат на знание русского языка, сдали документы на РВП, Есть ли у нас какие нибудь возможности побыстрее получить РВП, можно ли зарегистрировать брак с заключением о признании лица без гражданства и временной регистрацией.

Проконсультируйте, о процедуре признания лицом без гражданства

Если Вы уже являетесь гражданкой РФ, и имеете паспорт, то признание возможно в судебном порядке, но для этого должны быть очень веские основания. Если Вы не отказывались от гражданства РФ и Вас не лишали его ранее, то оснований и нет. Страны — конвенты, в том числе и Россия, придерживаются политики избежания появления апатридов, поэтому Вы будете признаны Гражданкой РФ.

Проконсультируйте, пожалуйста, о процедуре признания «лицом без гражданства » человека, имеющего паспорт гражданина Российской Федерации с 1993 г. и проживающего все это время в Москве. в период с 1979 по 1993 г. проживала на территории Байконура (по месту службы мужа).

Признание гражданства рф в судебном порядке

Состоявшееся признание индивида российским гражданином означает, что он обладал российским гражданством до признания и на этот момент. Гражданство признается, во-первых, законодательным определением круга российских граждан, во-вторых, установлением факта российского у отдельных лиц уполномоченными органами, например органами внутренних дел.

Как установлено в судебном заседании и не оспаривалось сторонами, в 1994г. Степаненко А.И. с женой и двумя детьми приехал из Республики Казахстан в Российскую Федерацию и оформил регистрацию по месту жительства по адресу: В настоящее время истец проживает в Заключением служебной проверки обоснованности выдачи паспортов гражданина Российской Федерации на имя Степаненко А.И.

Признание гражданства рф в судебном порядке

22.2. В целях урегулирования своего правового статуса лица, указанные в части первой статьи 41.1 Федерального закона, вправе подать заявление о приеме в Российской Федерации, а лица, указанные в части третьей этой статьи, — заявление о признании гражданином Российской Федерации. В соответствии со статьей 41.4 Федерального закона заявление о приеме в гражданство Российской Федерации или о признании гражданином Российской Федерации подается в территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания (при наличии регистрации по месту жительства или месту пребывания) либо по месту фактического проживания заявителя, не имеющего регистрации по месту жительства или месту пребывания.

вот уже 6 лет не могу получить гражданство рф,у меня вся семья гр рф, 2 не совершеннолетних ребенка,жена, мои родители (пенсионеры) тоже гр рф неужели нет такой прогрпммы который не будет мучать меня своими сроками и хитрами уловками в роде 2ой штраф,несвоевременное предоставление копии инн итак далее. у меня уже 2-ой рвп на исходе Основным государственным органом, осуществляющим прием в России, является федеральная миграционная служба.

Как судом признать иностранного гражданина лицом без гражданства

Процедура признания гражданином – возможность в обход предусмотренных законом этапов оформления гражданства получить российский паспорт в ускоренном порядке. Здесь важно отметить, что признание гражданином не предполагает оформление разрешения на временное проживание и вида на жительство. Вникая в историю вопроса, стоит отметить, что признание гражданином России рассматривалось ранее как одно из оснований получения российского гражданства. В Законе РФ 1991 года О гражданстве было предусмотрено подобное основание. Так в соответствии с ранее действующим законом, российскими подданными признавались абсолютно все граждане, проживающие на территории РФ на день распада Советского союза. Теперь ситуация изменилась и в актуальной редакции Закона о гражданстве, принятого в 2002 году, нет такого основания приобретения гражданства, как признание гражданином РФ.

Таким образом, указанная справка может рассматриваться в качестве обоснования временного отсутствия удостоверения личности и иных документов, причем наличие справки свидетельствует о легитимности нахождения заявителя на территории РФ в течение всего периода установления его личности. В ходе процедуры установления личности происходит опрос лиц, указанных заявителем в качестве свидетелей, опознание и дактилоскопирование.

Это интересно:  Экспертиза По Восстановлению Границ Смежных Земельных Участков

Получение гражданства РФ через суд

Исковое заявление составляет истец либо его представитель по доверенности. Истец – это тот человек, который инициирует судебное разбирательство. Проще говоря, подает в суд на кого-то. Ответчик – это то лицо, на которое подают в суд. Лучше всего, если исковое заявление составит грамотный юрист или адвокат. Иск подается в районный суд по месту проживания истца или нахождения ответчика, в данном случае это миграционная служба. В исковом заявлении обязательно должна содержаться следующая информация:

Процедура признания человека гражданином – это оформление гражданства в ускоренном порядке в обход законной схеме. Признание человека гражданином не предполагает оформление разрешения на временное проживание и вида на жительство. В соответствии с законом, утратившим в настоящее время силу, гражданами России признавались все люди, которые проживали на территории России на день распада СССР. Теперь нет такого основания для приобретения российского гражданства, как признание гражданином России. Однако если люди приехали на постоянное место жительства в Россию до 2002 года, то для них существует два способа признания их гражданами России. Это подача заявления в миграционную службу о признании гражданства или о приобретении российского гражданства в специальном порядке.

Признание недееспособным лица без гражданства судебная практика

Таким образом, в порядке особого производства рассматриваются дела о признании физического лица недееспособным, разрешение которых позволяет не только защитить права и интересы окружающих лиц, но и, что важнее, оградить и создать условия для безопасной жизни лиц, страдающих хроническими, стойкими психическими заболеваниями. Гарантией, предоставленной государством лицам, которые могут быть оклеветаны и ошибочно приняты за душевнобольных, является ряд условий, закрепленных на законодательном уровне.[ ]

Гражданско-процессуальное законодательство РФ, равно как и ГПК 1963 г., закрепляют, что лицо, в отношении которого рассматривается дело о признании его недееспособным, решается в каждом отдельном случае судом с учетом состояния его здоровья. Неявка гражданина в судебное заседание не лишает суд права рассмотреть дело в его отсутствие при соблюдении условий, предусмотренных ст.169 ГПК.[ ]

Как судом признается лицо без гражданства

1. Суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
2. Суд рассматривает дела об установлении:
1) родственных отношений;
2) факта нахождения на иждивении;
3) факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти;
4) факта признания отцовства;
5) факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении;
6) факта владения и пользования недвижимым имуществом;
7) факта несчастного случая;
8) факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах в случае отказа органов записи актов гражданского состояния в регистрации смерти;
9) факта принятия наследства и места открытия наследства;
10) других имеющих юридическое значение фактов.

Статья 25 ГПК к исковому производству относит дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых правоотношений. Из этого следует, что критерием отграничения исковых дел от гражданских дел неисковых производств является наличие в них гражданско-правового (в широком смысле – т.е. цивильного) спора. Отсюда и исковое производство определяется как урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность суда по рассмотрению и разрешению споров о субъективном праве или охраняемом законом интересе, возникающих из гражданских, семейных и трудовых правоотношений.

Признание лицом без гражданства в судебном порядке

Согласно ст. 39 решение полномочного органа, ведающего делами о гражданстве Российской Федерации, об отклонении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, может быть обжаловано в суд в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Статьей 40 предусмотрено право обжалования действий должностных лиц полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, по отказу в рассмотрении заявления по вопросам гражданства Российской Федерации и иные нарушающие порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации действия. Эти действия могут быть обжалованы вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу либо в суд.
Анализ указанных норм права позволяет сделать вывод о том, что для обжалования действий должностных лиц полномочных органов, подачи искового заявления необходимо:
во-первых, подтверждение самого факта обращения к должностным лицам полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации;
во-вторых, наличие отказа в рассмотрении заявления или совершения иных действий этих полномочных органов, по мнению заявителей, нарушающих порядок производства по делам о гражданстве Российской Федерации и порядок исполнения решений по вопросам гражданства Российской Федерации.
Следовательно, при принятии заявлений от граждан по данной категории дел суд должен установить факт их обращения к должностным лицам полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации с заявлением по вопросам гражданства Российской Федерации и наличие отказа. Проверка законности и обоснованности действий должностных лиц требует установления и оценки фактических обстоятельств, послуживших основанием для обращения заявителей в суд. Именно при рассмотрении дела в суде должен быть решен вопрос, какая конкретно норма Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и в каком объеме подлежит применению в деле заявителя.
Таким образом, судья, установив, что заявителем при подаче заявления не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что он обращался к должностным лицам полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, с заявлением по вопросу гражданства Российской Федерации и ему было отказано, обязан оставить заявление без движения (ст. 136 ГПК РФ), так как такое заявление не соответствует по форме и содержанию требованиям закона, в связи с отсутствием документов, предусмотренных законом (ст. 131, 132 ГПК РФ).
По гражданскому делу, рассмотренному Радищевским районным судом, установлено, что М. обратился в суд с иском к ПВО Радищевского района об обязании ответчика оформить ему гражданство РФ и выдать паспорт гражданина РФ, мотивируя свои требования тем, что в мае 2002 года он приехал на постоянное место жительства в РФ из Республики Узбекистан и представил пакет документов для принятия гражданства РФ, в том числе и документ, подтверждающий его отказ от гражданства Республики Узбекистан. Однако получил отказ без указания мотивов.
Ответчик по делу участия не принимал, отзыв не представлял.
В материалах гражданского дела нет сведений, о том, что М. было отказано в принятии документов для оформления гражданства РФ в упрощенном порядке либо было отказано в принятии в гражданство РФ.
Несмотря на это обстоятельство, суд иск удовлетворил и обязал ПВО выдать М. паспорт гражданина Российской Федерации, что не может быть признано правильным.

Кассационная практика.
По делу Ленинского районного суда установлено, что П. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий сотрудников ПВУ УВД Ульяновской области, ссылаясь на то, что она являлась гражданкой бывшего СССР, и в период с 1980 по 1990 гг. была прописана и проживала в городе Ульяновске. В 1989 году она вступила в зарегистрированный брак с гражданином Кубы и в сентябре 1990 года выехала в Республику Куба по месту службы мужа. При этом гражданства Кубы она не принимала. В 1994 году она вернулась в город Ульяновск и зарегистрировалась по прежнему адресу. Ей был возвращен паспорт гражданина СССР, который хранился в паспортно-визовой службе УВД Ульяновской области. После регистрации по месту жительства, ей на основании ст. 13 Закона РФ «О гражданстве РФ» от 28.11.1991 был выдан вкладыш гражданина РФ. 28 августа 2004 года данный вкладыш был изъят и аннулирован сотрудниками ПВО Заволжского РУВД. В июне 2005 года она обратилась в ПВУ УВД Ульяновской области с заявлением о проведении служебной проверки на предмет законности изъятия вкладыша, подтверждающего её гражданство РФ, и отмены решения ПВУ Заволжского РУВД об аннулировании данного вкладыша. 13 июля 2005 года на её заявление был получен ответ, в котором указано на законность изъятия ранее выданного вкладыша к паспорту и отсутствии у неё оснований для признания гражданкой Российской Федерации. С данным ответом она не согласна. В результате потери гражданства РФ она лишилась возможности пользоваться своими правами в полном объеме.
Решением Ленинского районного суда города Ульяновска от 03.10.2005 в удовлетворении требований П. было отказано.
Рассмотрев дело по кассационной жалобе П., судебная коллегия областного суда определением от 08.11.2005 решение суда отменила и направила дело на новое рассмотрение в тот же суд.
В ходе разбирательства дела в кассационной инстанции было установлено, что П. родилась в 1965 году в г. Нижний Тагил Свердловской области. С рождения и до 1990 года она проживала на территории бывшего СССР, последнее место жительства перед выездом за границу: город Ульяновск, ул. Тельмана, д. 10, кв. 63. В 1990 году она выезжала в Республику Куба сроком на три года в связи с прохождением там службы мужем. Доказательств того, что заявительница принимала гражданство Кубы, не имеется. В 1994 году она вернулась на постоянное жительство в город Ульяновск, где и проживает по настоящее время. При возврате в 1994 году паспорта гражданина СССР ей одновременно был выдан вкладыш к паспорту о принадлежности её к гражданству РФ. В 2004 году сотрудниками ПВО Заволжского РУВД города Ульяновска вкладыш к паспорту у П. был изъят, как ошибочно выданный. Как ей объяснили, причиной изъятия послужило отсутствие доказательств ее принадлежности к гражданству Российской Федерации.
Признание районным судом соответствующими закону ответа начальника ПВУ УВД Ульяновской области от 13.07.2005 о правомерности действий должностных лиц ПВО Заволжского РУВД по изъятию у П. вкладыша к паспорту, а так же указания в ответе о необходимости подачи заявительницей заявления о приеме в гражданство РФ, по мнению суда второй инстанции, сделано преждевременно и без учета требований законодательства о гражданстве РФ.
Как уже указывалось выше, согласно ч. 2 ст. 13 Закона РФ от 28.11.1991 № 1948-1 «О гражданстве Российской Федерации» (действовавшего на момент возвращения заявительницы в Россию), лица, родившиеся 30 декабря 1922 года и позднее и утратившие гражданство бывшего СССР, считаются состоявшими в гражданстве Российской Федерации по рождению, если они родились на территории Российской Федерации.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.05.1996 № 12-П по делу о проверке конституционности пункта «г» статьи 18 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» (от 28.11.1991) в связи с жалобой А.Б. Смирнова, дано толкование, согласно которому гражданами Российской Федерации по рождению могут быть признаны лица, не проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления Закона «О гражданстве Российской Федерации» в силу (6 февраля 1992 года), но которые родились на территории, входившей в момент их рождения в состав территории Российской Федерации; являлись гражданами бывшего СССР; не изъявляли свободно своего желания прекратить принадлежность к гражданству Российской Федерации; выехали ранее на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, но в пределах бывшего СССР; не являются гражданами других государств (входивших в состав бывшего СССР); и впоследствии вернулись на постоянное жительство в пределы Российской Федерации.
В п. 4 этого Постановления сказано, что из статьи 13 Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» следует, что действие данной статьи распространяется на граждан бывшего СССР, родившихся на территории России, проживавших за её пределами и возвратившихся для постоянного проживания на российскую территорию: до прекращения существования СССР; после прекращения существования СССР, но до вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации»; после 6 февраля 1992 года, т.е. после вступления названного Закона в силу.
Суду при разрешении спора следовало дать оценку действиям должностных лиц ПВУ УВД Ульяновской области, указавших П. на необходимость принятия гражданства в упрощенном порядке и оформления вида на жительства, в свете требований норм вышеприведенных Закона РФ и положений Постановления Конституционного Суда РФ, имея в виду, что гражданство, приобретенное по рождению, не может быть утрачено в отсутствие волеизъявления гражданина (ст. 6 Конституции РФ).
Необходимо дать оценку, не является ли П., родившаяся в 1965 году на территории Российской Федерации, выехавшая временно на территорию другого государства, не принимавшая гражданство этого государства и не изъявившая о нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации, гражданкой РФ по рождению.
В случае признания незаконными действий должностных лиц ПВУ УВД Ульяновской области в части непризнания П. гражданкой РФ, суд, в соответствии с требованиями п. 1 ст. 258 ГПК РФ, должен принять решение об обязанности соответствующего органа или должностного лица устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Устранением нарушений прав заявительницы, в случае удовлетворения её заявления, будет являться возложение на ПВУ Заволжского РУВД обязанности по выдаче П. паспорта гражданки РФ.
Решением Николаевского районного суда Ульяновской области от 30.03.2006 было отказано в удовлетворении исковых требований Е. к ТП УФМС о возложении обязанности принять заявление и документы для оформления гражданства РФ в упрощенном порядке.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 16.05.2006 решение Николаевского районного суда Ульяновской области было отменено, а дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом, является единым и равным независимо от оснований приобретения. Это конституционное положение согласуется со статьей 15 Всеобщей декларации прав человека, утвержденной и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, которая устанавливает: «Каждый человек имеет право на гражданство».
Как усматривается из материалов дела, семья истца прибыла на территорию Российской Федерации из Республики Киргизия в 1993 году. Вместе с отцом, матерью и братом в Россию прибыл и Е., находящийся в тот период времени в несовершеннолетнем возрасте и имевший паспорт гражданина СССР, выданный 14.04.1993 в Республике Киргизия.
С 11.10.1993 Е. постоянно зарегистрирован в приобретенном 31.03.1993 его отцом доме, расположенном по адресу: Ульяновская область, Николаевский район, село Сухая Терешка, улица Конькова, дом 29, квартира 2.
В период с 31.01.2001 по 09.08.2002 истец отбывал наказание в местах лишения свободы в СИЗО-2 города Кузнецка Пензенской области.
Из заключения к прежнему месту жительства истец прибыл, согласно записи на справке, выполненной начальником МОБ Николаевского РОВД, 13.08.2002.
Как усматривается из паспорта истца, в нем имеются штамп о снятии его с регистрационного учета 31.07.2001 и штамп о регистрации 17.11.2004.
Указанные штампы перечеркнуты, под ними стоит запись об их ошибочности, выполненная начальником МОБ Николаевского РОВД.
По пояснениям представителя ТП УФМС в Николаевском районе истец был снят с регистрационного учета по месту жительства 17.11.2004, однако дата снятия с регистрационного учета была поставлена задним числом «31.07.2001». Этой же датой «17.11.2004» была осуществлена регистрация по прежнему месту жительства.
Сторонами по делу не отрицался факт обращения истца с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке.
В удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на то, что он не был зарегистрирован по месту жительства на 01.07.2002.
Снятие истца с регистрационного учета в связи с осуждением ответчики обосновали ссылкой на Приказ МВД РФ от 23.10.1995 № 393 «Об утверждении Инструкции о применении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации».
В соответствии с п. 6.14. Приказа, снятие с регистрационного учета по месту жительства граждан, осужденных к лишению свободы, если они содержатся под стражей, производится на основании вступившего в законную силу приговора суда.
С этой позицией ответчиков согласился и суд, указывая в решении, что действия ответчиков по отказу в принятии от Е. заявления о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке основаны на законе, так как истец не был зарегистрирован по месту жительства на территории РФ по состоянию на 01.07.2002 года. Кроме того, суд, ссылаясь на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.11.2005 года № 402-О указал, что истец на 01.07.2002 год не имел разрешения на временное проживание либо вид на жительство, и, следовательно, не доказал свое право на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации.
Указанные выводы суда, по мнению судебной коллегии, преждевременны, сделаны без всестороннего и полного исследования юридически значимых обстоятельств по делу и не основаны на нормах права.
По данному делу, как и по приведенному выше делу Чердаклинского районного суда по иску Б., суду следовало иметь в виду, что правообразующим юридически значимым обстоятельством, служащим основанием для принятия решения о приеме истца в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, будет факт законного его нахождения на территории Российской Федерации по состоянию на 01.07.2002.
В связи с чем суду необходимо было определить, во-первых, законность нахождения истца на территории Российской Федерации, что предполагает выяснение вопроса, в связи с чем семья истца прибыла на территорию Российской Федерации.
Как усматривается из ксерокопии удостоверения № 18 от 26.10.1994, выданного отцу Е., он и его семья (в том числе и истец по настоящему делу) являются вынужденными переселенцами.
Во-вторых, суду необходимо было установить, утрачивал ли истец устойчивою правовую связь с Российской Федерацией с 1993 год по настоящее время. При этом сам по себе факт снятия истца с регистрационного учета по месту жительства, осуществленный в соответствии с Правилами регистрации, не может свидетельствовать об утрате со стороны истца правовой связи с Российской Федерацией.
Так как судом указанные выше обстоятельства не были определены как юридически значимые, и, следовательно, они не проверены и им не дана надлежащая правовая оценка, решение было отменено с направлением дела на новое рассмотрение.
Решением Инзенского районного суда от 29.11.2005 требования Б.Т. и Б.Е. об установлении факта проживания на территории Российской Федерации, а именно, в р.п. Глотовка Инзенского района, по состоянию на 01.07.2002 были удовлетворены. Требования Б.Т. об обязании ПВО Инзенского РОВД принять документы на оформление гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке были удовлетворены, а аналогичные требования Б.Е. оставлены без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ульяновского областного суда от 31.01.2006 решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований Б.Е. было отменено, и в этой части было постановлено новое решение, которым исковые требования Б.Е. об обязании ПВО Инзенского РОВД принять документы на оформление гражданства в упрощенном порядке были удовлетворены. В остальной части решение суда было оставлено без изменения.
Судебной коллегией было установлено, что Б.Т и её дочь Б.Е., 1986 года рождения, прибыли в Россию из Узбекистана, т.е. государства, входившего в состав СССР, и постоянно проживают с сентября 2000 года без регистрации в р.п. Глотовка Инзенского района Ульяновской области. Они обратились в ПВО Инзенского РОВД с заявлением о приеме в гражданство РФ в упрощенном порядке, предоставив необходимый пакет документов. В приеме документов им было отказано ввиду отсутствия регистрации по месту жительства, и, кроме того, в настоящее время Б.Е. является совершеннолетней, но у неё отсутствует какой-либо документ, удостоверяющий личность.
Факт проживания Б.Т. и Б.Е. на территории РФ по состоянию на 01.07.2002 подтверждается материалами дела. Так, из трудовой книжки на имя Б.Т. усматривается, что в период с 01.09.2000 по 21.09.2000 она работала учителем музыки в Неклюдовской средней школе, с 20.06.2001 по 07.08.2003 — культорганизатором в Глотовском городском Доме культуры.
Б.Е. в период с 2000 по 2003 год обучалась в Глотовской общеобразовательной школе, что подтверждается копией аттестата о среднем образовании, с 24.05.2001 по 31.12.2001 была застрахована Барышским филиалом ТФОМС, что подтверждается страховым медицинским полисом обязательного страхования граждан.
Отец Б.Т. — М., уроженец города Ленинграда, является гражданином РФ, что подтверждается копией паспорта. Мать Б.Т. — М., уроженка селения Мал-Лог, Волчихинского района Алтайского края, что подтверждается копией свидетельства о рождении и копией паспорта гражданина Узбекистана.
Из материалов дела также видно, что Б.Т. имеет паспорт гражданина СССР образца 1974 года, выданного ОВД Ширинского горисполкома Сырдарьинской области 24.10.1985. 22 октября 1992 года в данный паспорт Отделом внутренних дел Тюльганского района Оренбургской области была наклеена фотография Б.Т.
Из копии паспорта Б.Т. усматривается, что она в период с 20.04.1992 по 05.11.1996 была зарегистрирована и проживала в Тюльганском районе Оренбургской области.
11.11.1992 Тюльганским отделом ЗАГСа Оренбургской области был зарегистрирован брак Б.Т. и Г., 28.06.1994 этим же отделом ЗАГС зарегистрировано его расторжение. От данного брака Б.Т. имеет дочь, 09.03.1993 года рождения, что подтверждается отметкой в паспорте.
В соответствии с частью 6 статьи 4 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ, определяющей принципы гражданства, Российская Федерация поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации. При этом положительное разрешение вопроса о гражданстве Российской Федерации не может быть связано только с формальным наличием регистрации по месту жительства или временного пребывания.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Интерпретируя это положение применительно к правилам регистрационного учета, Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Конституция РФ (статья 19, части 1 и 2) гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, в том числе независимо от места жительства, а тем более от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания, представляющей собой лишь способ учета. Наличие или отсутствие регистрационного учета не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан. Лицо самостоятельно определяет место своего жительства и срок нахождения в том или ином месте пребывания. Место жительства лица может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами.
Поэтому судом первой инстанции обоснованно сделан и вывод о том, что Б.Т. и Б.Е. имеют право на получение гражданства в упрощенном порядке.
С решением в части неудовлетворения судом требований Б.Е., 1986 года рождения, к ПВО Инзенского РОВД о приеме документов на оформление гражданства РФ в упрощенном порядке по тем основаниям, что она не имеет удостоверения личности, которое необходимо для предоставления в компетентные органы, судебная коллегия не согласилась.
Б.Е. прибыла на территорию РФ вместе с матерью в несовершеннолетнем возрасте. Паспорта гражданина СССР или иного государства, в силу своего возраста, она не имела. Проживая на территории Российской Федерации с 2000 года, она не имела возможности получить паспорт гражданина РФ, поскольку её право было производно от права матери Б.Т.
Право Б.Т. на гражданство Российской Федерации установлено данным решением суда.
Следовательно, оснований для отказа в удовлетворении требований Б.Е. об оформлении гражданства РФ в упрощенном порядке не имелось.
Кроме того, отказывая в иске Б.Е. по причине отсутствия у неё документа, удостоверяющего личность, суд сослался на «Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации», утвержденного Указом Президента РФ № 1325 от 14.11.2002, которым установлен Перечень документов, необходимых для оформления гражданства.
Согласно, подпункта «е» пункта 14 вышеуказанного Положения при приобретении гражданства РФ на основании части 4 статьи 14 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ иностранные граждане и лица без гражданства должны представить, в числе прочих документов: паспорт гражданина СССР образца 1974 года с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 01.07.2002, либо документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства со свидетельством о регистрации по месту жительства по состоянию на 01.07.2002, либо разрешение на временное проживание в РФ, либо вид на жительство (при его наличии) с отметкой о регистрации по месту жительства по состоянию на 01.07.2002.
Однако, как установлено судом, Б.Е., прибыв на территорию РФ в несовершеннолетнем возрасте, паспорта гражданина РФ до настоящего времени либо другого государства не получала. Она имеет единственный документ — свидетельство о рождении.
Следовательно, ей необходимо одновременно и оформить гражданство РФ, и получить паспорт.
Порядок выдачи паспортов гражданам Российской Федерации урегулирован Инструкцией «О порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации», утвержденной Приказом МВД РФ от 15.09.1997 (с изменениями и дополнениями от 26 июля, от 4 апреля, 27 сентября 2002 года, 31 мая, 5 июля, 21 октября 2003 года). В соответствии с п. 13 данной Инструкции, выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан.
Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации.
Гражданам, не имеющим места жительства, выдача и замена паспортов производится по месту их пребывания или по месту фактического проживания.
Согласно п. 14 Инструкции, гражданин для получения паспорта представляет следующие документы: заявление о выдаче паспорта по форме № 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта; свидетельство о рождении; две личные фотографии в черно-белом исполнении размером 35×45 мм; документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
Право Б.Е. на приобретение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке судом первой инстанции признано. Для получения паспорта, она, как лицо, впервые обратившиеся за его получением, имеет возможность представить все необходимые документы, а именно: заявление, свидетельство о рождении и 2 личные фотографии.
Следовательно, оснований для отказа в удовлетворении требований Б.Е. о приеме документов на оформление гражданства в упрощенном порядке по формальным основаниям не имелось.
Учитывая, что по делу собраны все доказательства, судебная коллегия посчитала возможным принять новое решение, которым удовлетворила требования Б.Е. об обязании ПВО Инзенского района Ульяновской области принять ее документы на оформление гражданства в упрощенном порядке.

Это интересно:  Льготы чернобыльцам в воронежской области

Признание гражданства рф в судебном порядке

Чаще всего подать в суд заявление об установлении факта проживания приходится для подтверждения гражданства РФ. Факт проживания устанавливается в случае, если отсутствует регистрация по месту жительства в определенный момент времени. Так, например, гражданами РФ признаются граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории России по состоянию на 06 февраля 1992 года.

Признание Российской Федерации по рождению родителей является основанием признания гражданства Российской Федерации по рождению и их ребенка независимо от места его рождения на территории бывшего СССР, если только он не утратил это по собственному свободному волеизъявлению.

Признание гражданства РФ

ОСОБОЕ МНЕНИЕ
СУДЬИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ А.Л. КОНОНОВА ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ
ОТ 8 НОЯБРЯ 2005 ГОДА ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ
ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНКИ ФАТУЛЛАЕВОЙ ГАЛИНЫ ВАСИЛЬЕВНЫ
НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ЧАСТЬЮ
ЧЕТВЕРТОЙ СТАТЬИ 14 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
«О ГРАЖДАНСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Прописка была признана Комитетом конституционного надзора СССР в конце 1991 г. не соответствующей Конституции СССР, поэтому постоянное проживание может быть установлено на основании опроса свидетелей, справок и пр.

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru