Развитие института гражданства в российском законодательстве

Содержание

Развитие института гражданства в российском законодательстве

20 сентября 2022 года Институт развития гражданского законодательства приглашает в ресторан «На Шаболовке» на первый Юридический стендап. Более 100 успешных юристов их партнеров и клиентов соберутся, чтобы послушать и обсудить кейсы признанных экспертов и рассказчиков юридического сообщества. Cбор гостей в 19:00, начало в 20:00.

  • комедия и практика – признанные ораторы юридического сообщества расскажут о парадоксальных фактах и нетривиальных задачах с которыми им пришлось столкнуться при ведении дел;
  • свободный микрофон – у кого хватит историй и смелости, сможет дерзнуть конкурировать со спикерами основной программы;
  • живая музыка;
  • безлимитный кран с пивом для всех участников!

Институт гражданства в российском праве

Развитие законодательства о гражданстве Российской Федерации. Правовая основа гражданства на современном этапе. Основания и порядок приобретения и утраты российского гражданства. Сравнительно-правовой анализ института гражданства РФ и зарубежных стран.

Понятие и правовое регулирование положения населения. Понятие гражданства, порядок его приобретения и прекращения. Сущность двойного гражданства. Правовой статус иностранцев и лиц без гражданства. Право убежища и международная защита прав беженцев.

Развитие института гражданства в России

6. Гражданство Российской Федерации сохраняется за лицами, проживающими за пределами России. Такой принцип вытекает из права человека свободного избрать место жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться (ст. 27 Конституции РФ).

Иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных и деловых целях в пределах РФ, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые требуется специальное разрешение.

Развитие института гражданства в российском законодательстве

1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись: а) дворяне (потомственные и личные); б) духовные лица (делились по вероисповеданиям); в) городские обыватели (разбивались на группы: почетные граждане, купцы, мещане и цеховые); г) сельские обыватели

Лишение гражданства СССР осуществлялось в аналогичном порядке. Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане — рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР.

Развитие института гражданства в российском законодательстве

Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении. Данные вопросы были отнесены к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР. Это отражало развивающиеся процессы усиления централизма советского союзного государства.

На основании ст. 33 Конституции СССР 1 декабря 1978 г. был принят новый Закон о гражданстве СССР. Он вступил в силу 1 июля 1979 г. Хлестова внутригосударственного И.О. Соотношение международного Российской и права и Конституция Федерации Журнал российского права. 2022. 12

Становление и развитие института гражданства РФ

3. Допущение возможности по ходатайству гражданина иметь одновременно гражданство другого государства, с которым имеется соответствующий договор Российской Федерации. Недопустимость ущемления в правах таких лиц;

1. Сосредоточение полномочий по законодательной регламентации отношений гражданства у союзных органов. Такие отношения регулировались лишь на уровне Союза ССР. Хотя закон СССР 1978 года и упоминал о законодательстве союзных республик, касающемся советского гражданства, но неопределенно. Закон же СССР 1990 года прямо указал на «законы о гражданстве» союзных республик. Однако республиканское законодательство состоялось лишь из указов Президиумов Верховных Советов о порядке принятия в республиканское гражданство;

Это интересно:  Взносы на травматизм платить с копейками или без

Изменения законодательства о гражданстве

Напомним, что в Законе РФ 1991 г. гражданство определялось как устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека. Сейчас, закрепляя понятие гражданства, законодатель ограничился лишь первой частью этого определения, видимо посчитав для государства неудобным находиться в состоянии ответственности перед своими гражданами. Удивительно, но получается, что в результате всех многотрудных, прямо выстраданных народом демократических переустройств мы пришли к тому, как показывает новый закон о гражданстве, что государство не очень-то хочет, чтобы правовые отношения России с человеком по вопросам гражданства по-прежнему формировались на основе признания и уважения достоинства, основных прав и свобод личности.

Новый закон вызвал неоднозначные оценки политиков, юристов, политологов, журналистов, высказанные как в научной литературе, так и в средствах массовой информации. Это не удивительно. Институт гражданства может быть отнесен к одному из наиболее чувствительных, чрезвычайно показательных и емких критериев истинного отношения государства к своим гражданам как личностям, чьи права и свободы являются в соответствии со ст.2 Конституции РФ высшей ценностью.

Развитие института гражданства в российском законодательстве

Также, Манифест от 1 января 1807 г. «О дарованных купечеству новых выгодах, отличиях, преимуществах и новых способах к распространению и усилению торговых предприятий»16 (далее — Манифест 1807 г.), запрещал иностранцам, которые не присягнули на вечное подданство, вступать в гильдии, т. е. присяга на подданство, становилась для иностранцев единственным средством приобретения в России торговых прав, присвоенных гильдейскому купечеству. Сенатский указ от 27 мая 1807 г. «О предоставлении иностранцам права вступать в вечное России подданство и записываться в купечество» устанавливал достаточно сложный порядок принесения присяги. Согласно закону иностранцы, находящиеся в столице и изъявлявшие желание поступить на службу в гильдии, обязаны были прибыть в Министерство коммерции и подать заявление о желании вступить в вечное подданство. Государственный орган после надлежащего изучения сведений об иностранцах представлял Сенату заключение о допущении их к присяге в Губернском правлении. В других же местностях данные обязанности выполнялись губернаторами, которые представляли свои заключения Сенату. Соответственно, принятие в подданство Манифестом 1807 г. контролировалось Правительствующим Сенатом. Но после первой четверти XIX в. приведение к присяге осуществлялось в присутствии представителей губернских правлений и только по распоряжению данных органов после получения необходимых сведений о поведении иностранцев. В дальнейшем иностранцам было разрешено принимать присягу в полиции, в городской думе или ином ближайшем присутственном месте. Предоставление вышеупомянутого права означало, что государство не считало нужным осуществлять централизованное руководство и надзор за делами о натурализации иностранцев. Исходя из этого, получалось, что большинство иностранцев, «неопороченных по суду» могли вступить в русское подданство. Это объяснялось тем, что законодательство до 1864 г. не считало натурализованного иностранца, таким же подданным, как подданный по рождению. Вследствие чего между подданством, приобретаемым с помощью натурализации, и прирожденным подданством существовало ярко выраженное различие: натурализованный иностранец оставался иностранцем, хотя и привилегированным. При этом, он имел права, которых был лишен прирожденный подданный, но лишен тех прав, которыми обладал подданный прирожденный. Реальное же уравнение натурализованных иностранцев с прирожденными подданными относительно прав было установлено законом от 10 февраля 1864 г. «О правилах относительно принятия и оставления иностранцами русского подданства». Конституционное право зарубежных стран: Общая часть : учебник / под ред. Б. А. Страшуна. 3-е изд. М., 2022. — С.67

Правовые нормы, составляющие институт гражданства современной России, содержатся в различных нормативных правовых актах: Конституции, федеральных конституционных законах, федеральных законах, указах Президента РФ, а также в нормах международного права. В первую очередь вопросы гражданства определяется Конституцией, которая устанавливает порядок, согласно которому гражданство РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. Таким законом в настоящее время является Закон о гражданстве. С его принятием начался современный период в развитии института гражданства РФ. Закон подразумевает под гражданством России (ст. 3) устойчивую правовую связь человека со своей страной, выражающуюся в совокупности взаимных прав и обязанностей. В ч. 1 ст. 6 Конституции закреплен принцип единого гражданства, в связи с тем, что законодательство республик, которые входят в состав России, устанавливает гражданство данных субъектов. Конституцией провозглашается принцип равного гражданства в независимости от способа его приобретения. Иными словами, проживание гражданина РФ заграницей не изменяет его гражданства. Как заключение, так и расторжение брака нашего гражданина с лицом, не принадлежащим к российскому гражданству, тоже не влечет за собой изменения гражданства, соответственно и изменение гражданства одним из супругов не влечет за собой изменение гражданства другого супруга. Конституционное право зарубежных стран: Общая часть : учебник / под ред. Б. А. Страшуна. 3-е изд. М., 2022. — С.111-112

Это интересно:  Сколько делают справку об остатке материн

Развитие института гражданства в российском законодательстве

[4] Российская Федерация подписала данную Конвенцию (распоряжение Президента РФ от 6 ноября 1997 г. № 456-рп). Письмом Президента РФ от 30 ноября 1998 г . № Пр-1560 эта Конвенция была внесена на ратификацию в Государственную Думу ФС РФ, но до настоящего времени не ратифицирована.

6. Понизова Е.В. Институт гражданства и административно-правовой статус гражданина // Административное и информационное право (сосгояние и перспективы развития). Сборник статей по материалам шестого «круглого стола» «Лазаревские чтения». М., АПУ, 2022. (0,5 п.л.).

Развития института гражданства

Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК РСФСР от 23.11.1917 «Об уничтожении сословий и гражданских чинов»[4]. Все существовавшие в России сословия и сословные деления, привилегии и ограничения, гражданские чины были упразднены. Конституцией (Основным законом) РСФСР, принятой V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918, был установлен единый правовой статус для всего населения России — граждане Российской Республики. К полномочиям Всероссийского съезда Советов и ВЦИК относилось издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории республики[5]. В Конституции РСФСР 1918 года указывалось, что, исходя из солидарности трудящихся всех наций, государство «предоставляет все политические права российских граждан иностранцам, проживающим на территории Российской республики для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству, и признает за местными Советами право предоставлять таким иностранцам без всяких затруднительных формальностей права российского гражданства».

Гражданство является важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупностью правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством. Обладание гражданством — предпосылка полного распространения на данное лицо всех прав и свобод, признаваемых законом, защиты лица государством не только внутри страны, но и за ее пределами.

Научная статья по теме СТАНОВЛЕНИЕ И ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА ГРАЖДАНСТВА В РОССИИ Государство и право

Принадлежность лиц к той или иной группе природных подданных законодательно связывалась с серьезными различиями правового статуса. В частности, многое определялось принадлежностью к лицам податного или неподатного состояния.

Историческое значение подданства как понятия, сложившегося в эпоху абсолютных монархий, явилось причиной исчезновения этого термина из современного публичного права не только России, но и других государств. В последующем мировая практика государственного строительства показала, что термин «подданство», фактически равнозначный гражданству, применялся и применяется только в странах с монархической формой правления. Таким образом, во всеобщее употребление для обозначения подданства входят термины «гражданство» и «гражданин».

Возникновение и развитие института гражданства в России Понизова Елена Витальевна

6. Новым для Российской Федерации является и институт двойного (множественного) гражданства. Порядок его приобретения в российском законодательстве весьма сложен. В работе вычленяются два вида двойного гражданства: первый — граждане России обладают двойным гражданством на основании международного договора и не запрещенный; второй — граждане России обладают вторым гражданством страны, не имеющей договора с РФ. В зависимости от вида двойного гражданства предложено различать правовое регулирование положения бипатрида в РФ. В первом случае регулирование осуществляется на основе международного договора. Поскольку второй вид в настоящее время ничем не урегулирован, диссертант полагает целесообразным урегулировать возможность приобретения двойного гражданства при отсутствии международного договора РФ по этому вопросу с другими странами. Этому способствовало бы принятие нового правового акта, в котором должны быть урегулированы вопросы регламентации порядка регистрации наличия двойного гражданства, особенностей государственной и военной службы бипатридов, реализации их прав и свобод в России.

Это интересно:  Отключили Электроэнергию В Снт Что Делать Куда Обращаться

Степень научной разработанности темы диссертационного исследования. Проблемам института гражданства посвящены научные исследования как отечественных, так и зарубежных ученых. Вопросы гражданства нашли свое отражение еще в работах философов Древней Греции и Древнего Рима — Платона, Сократа, Аристотеля, Цицерона, Перикла, Демосфена; зарубежных исследователей — Ж.Бодена, Г. Еллинека, Фюстеля де Куланж. Институту подданства уделяли большое внимание отечественные дореволюционные ученые-юристы: В.М. Гессен, Д. А. Градовский, Ф.Ф. Кокошкин, Н.М. Коркунов, Н.И. Лазаревский, В.М. Устинов, Б.Н. Чичерин, Л.А. Шаланд и др.

Развитие законодательства о гражданстве РФ

10 сен 2022. Новеллы законодательства о гражданстве Российской Федерации: за и. По мнению А. Головакина, на современном этапе развития . 3 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации». что именно с этой даты начинается не только история развития института гражданства. законодательства о гражданстве в соответствии с Конституцией РФ, . развитие законодательства о гражданстве рфДиссертация 2022 года на тему Развитие института гражданства: современные. Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» в этот. В проблематике совершенствования законодательства о гражданстве .

24 окт 2022. Развитие подходов к предоставлению российского. Широко использовались особенности российского законодательства, по-. ствия двух законов о гражданстве Российской Федерации: 1991 и 2022 гг. развитие законодательства о гражданстве рф31 окт 2022. 12 декабря 1993 г. была принята Конституция РФ, которая внесла. Развитие законодательства о гражданстве постсоветского .

Конституционный институт гражданства в Российской Федерации: преемственность и новеллы Российского законодательства

История развития российского законодательства о гражданстве, содержание его принципов, закрепленных в Конституции. Современная система органов, ведающих делами об отечественном гражданстве. Анализ оснований приобретения и прекращения гражданства РФ.

Общие положения по гражданству Российской Федерации: понятие, основные принципы, основания, порядок приобретения и прекращения. Гражданство детей, родителей, опекунов, институт двойного гражданства. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве.

Становление и развитие института гражданства Российской Федерации

В соответствии с Конституцией (Основным законом) СССР 1936 г. и принятым на её основе Законом от 19 августа 1938 г. «О гражданстве Союза Советских Социалистических Республик»[66] прием в советское гражданство иностранца относился к компетенции Президиума Верховного Совета СССР или Президиума Верховного Совета союзной республики, в которой он проживал, выход из гражданства — к компетенции Президиума Верховного Совета СССР.

Конституция (Основной закона) СССР 1977 г. и Закон от 1 декабря 1978 г. «О гражданстве СССР»[68] отнесли к исключительной компетенции Президиума Верховного Совета СССР вопросы приобретения, прекращения, изменения и восстановления в гражданстве. Восстановление в гражданстве было впервые введено Законом СССР «О гражданстве СССР».

Основные этапы развития законодательства о гражданстве в России

В процессе исторического развития нашего государства понятие и сущность гражданства изменялись, наполняясь новым содержанием. В дореволюционной России сама форма правления государства — монархия — предполагала наличие подданства, а не гражданства. Развитие законодательства о гражданстве постсоветского периода шло сначала по пути децентрализации этого института, а затем приобрело обратную тенденцию.

В отличие от советского законодательства, которое закрепляло лишение гражданства как форму его утраты, Закон 1991 года установил, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Содержащийся в нем запрет на лишение гражданства вытекал из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между ним и государством, что предполагало расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию[18].

kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru