Внутренние условия эффективной инклюзии детей с овз

Содержание

Интеграция и инклюзия детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство в условиях ФГОС» статья по коррекционной педагогике на тему

изменения в сознании общества, прежде всего, педагогов, связанные с необходимостью и возможностью включающего образования всех детей; изменение архитектуры образовательных учреждений, приспосабливаемой под особые нужды; уменьшение размеров групп; улучшение и обогащение оснащенности групп оборудованием и различными пособиями; создание в каждом учреждении команды специалистов, помогающей педагогам общего образования приспособить методы к особенностям ребенка; реализация индивидуальных планов обучения, позволяющих детям осваивать общую программу в индивидуальном темпе. Преобразования

За исторически небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ОВЗ к более открытым моделям, среди которых наибольшее распространение получил интегрированный (инклюзивный) подход к обучению.

Условия инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

Инклюзивное образование: понятие, сущность, проблемы организации. Основные факторы, затрудняющие овладение школьными предметами младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья в процессе инклюзивного обучения на уроках русского языка.

Методическое обеспечение инклюзивных групп выбирается в равной мере с ориентиром на детей с ОВЗ, обычно развивающихся дошкольников и детей, опережающих возрастные нормативы. Важной задачей методического обеспечения становится определение базовой программы. Приоритет отдается развитию социально активной личности, что предполагает одновременно индивидуализацию процесса образования и его социальную направленность.

Проблемы интеграции и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольное образовательное пространство 1430

Полная и комбинированная интеграция представле­на в МДОУ «Детский сад № 396», где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обу­чаются слабослышащие, имплантированные и слыша­щие дошкольники. Модель полной и комбинирован­ной интеграции характерна также для детей, получаю­щих логопедическую помощь.

Временная интеграция предполагает объединение всех воспитанников группы компенсирующего назна­чения с типично развивающимися дошкольниками не реже двух раз в месяц для проведения различных ме­роприятий воспитательного характера. Частичная и временная интеграции реализуются в абсолютном большинстве дошкольных образовательных учрежде­ний комбинированного вида Перми.

Обучение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья. С учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей, необходимо обеспечить коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Для успешного осуществления поставленной цели, можно выделить ряд задач:

Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в общеобразовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении так называемого «инклюзивного» (включенного) образования.

Статья на тему: Комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Специфика специальной помощи, оказываемой детям с сочетанными пороками развития, заключается в ее комплексности (психолого-педагогической и медико-социальной). Ее оказывают педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, медицинские работники, дефектологи. Специальная помощь имеет коррекционно-развивающую направленность. Все занятия проводятся индивидуально или в группах по программам, специально скорректированным для каждого ребенка с учетом его интеллектуальных и психофизических возможностей и рекомендаций врачей .

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех категорий граждан. В результате воздействия многих неблагоприятных факторов за последние десятилетия резко возросло число детей с различными формами нарушений психического и соматического развития, с выраженными расстройствами аутистического спектра. Кроме того, в рамках общемирового процесса наблюдается новая тенденция — родители не хотят отдавать своих детей в закрытые учреждения интернатного типа и воспитывают их в семье, устраивая их в общеобразовательные школы и детские сады. В настоящее время в Конституции РФ и законе «Об образовании в Российской Федерации» (2022 г.) закреплены права на получение равного со всеми образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (категория лиц с недостатками в физическом и/или психологическом развитии). Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями. Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения применительно к мобильной экономике. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации самого ребенка и его семьи. Новый – инклюзивный — подход к получению образования лицами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в обеспечении «равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. Важнейшим условием эффективности инклюзивного образования является комплексное (психолого-педагогическое) сопровождение обучающихся с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение, в соответствии с подходом М. Р. Битяновой (1998, определяется, как целостная системноорганизованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и психологического развития ребенка в школьной среде. Основным субъектом, требующим психолого-педагогического сопровождения, является ребенок с ограниченными возможностями здоровья, который по результатам обследования на психолого-медико-педагогической комиссии нуждается в организации специальных образовательных условий и разработке адаптированной образовательной программы. Субъектами инклюзивного практики также являются остальные дети, включенные в то же самое образовательное пространство, родители и педагоги учреждения. Основные задачи психолого-педагогического сопровождения в отношении обучающихся с ОВЗ состоят в систематическом отслеживании психолого-педагогического статуса обучающегося с ОВЗ в динамике его психического развития; в создании социально-психологических и педагогических условий для эффективной адаптации и психического развития обучающихся и обеспечения успешности в обучении; в обеспечении систематической помощи детям с ОВЗ в ходе обучения; в организации жизнедеятельности ребенка в социуме с учетом психических и физических возможностей обучающегося. Эффективное психолого-педагогическое сопровождение реализуется через следующие направления деятельности: диагностическое; профилактическое; коррекционно-развивающее; консультативное; образовательное; поддерживающее; просветительское. Основными принципами психолого-педагогического сопровождения участников образовательного пространства являются: — приоритет интересов сопровождаемого — непрерывность сопровождения; — целенаправленность сопровождения; — систематичность сопровождения — гибкость сопровождения — комплексный подход к сопровождению; — преемственность сопровождения на разных уровнях образования; — принцип сетевого взаимодействия; — рекомендательный характер советов специалистов сопровождения. Деятельность специалистов сопровождения состоит в предупреждении трудностей в обучении и адаптации детей к школе и в конкретной помощи, в том числе коррекционной, в преодолении трудностей в обучении. Эффективной формой совместной деятельности междисциплинарной команды по вопросам определения индивидуального образовательного маршрута в рамках ОО является Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) . Консилиум образовательного учреждения – постоянно действующий, объединенный общими целями, скоординированный коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка и разрабатывающий тактики сопровождения включенного ребенка. Стратегию включения ребенка определяют специалисты ПМПК, а разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия в конкретном ОУ, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, адекватных особенностям ребенка является задачей ПМПк. Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов : диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического (по Л. Н. Харавиной) .Так, первый этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий. На втором этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой программы индивидуального сопровождения. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума. Каждый специалист предлагает варианты собственного маршрута сопровождения, которые в дальнейшем должны обеспечить ребенку компенсацию имеющихся особенностей, и «сопрягаться» с деятельностью других специалистов консилиума, реализуя целостность сопровождения. Подобные разработки каждого специалиста вначале могут иметь лишь вариативный характер и нуждаются в гибкой корректировке уже на этапе междисциплинарного обсуждения. На третьем этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ученика. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы. На следующем этапе психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом. Подобная оценка может определяться опосредованно через показатели овладения ребенком адаптированным учебным материалом, традиционные показатели социализированности ребенка. В то же время, каждый специалист должен предоставить данные по результативности собственной профессиональной деятельности. На основании анализа результатов сопровождения проводится коррекция всех компонентов программы сопровождения, в том числе деятельности специалистов. Таким образом, процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в инклюзивной среде – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов, педагогов и семьи ребенка. Воспитание и обучение детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. Инклюзивное образование — это процесс вовлечения всех детей в образовательный процесс и социальную адаптацию независимо от пола, этнической, религиозной принадлежности, особенностей в развитии и экономического статуса. Инклюзивное образование (И.О.) – включающее образование. В переводе с английского «inclusion» — «включение», причем такое включение, которое гарантирует поддержку всем включенным субъектам, в каком бы виде она не потребовалась.
Инклюзивное образование включает в себя широкий круг людей, для которых оно должно существовать: это люди, у которых по разным причинам есть проблемы быть включенными в общее образование. Это могут быть национальные меньшинства, дети, проживающие в отдаленных сельских районах, ВИЧ-инфицированные и дети с ограниченными возможностями в развитии. У перечисленных выше групп детей, относящихся к наиболее уязвимым слоям общества, имеются так называемые особые образовательные потребности, удовлетворяя которые только и можно обеспечить им доступ к общему образованию. Так, особой образовательной потребностью детей национальных меньшинств является возможность обучаться на родном языке; детей, проживающих в сельской местности – организация подвоза к школе, которая может находиться от населенного пункта на расстоянии несколько десятков километров и т.д. Более всего особых образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями в развитии (ОВР) и детей-инвалидов, именно они являются главной фокусной группой, когда речь идет об инклюзивном образовании. Их особые образовательные потребности задаются видом нарушения психофизического развития (нарушением слуха, зрения, интеллекта, речи, мобильности, эмоциональной сферы), с учетом которого нужно строить обучение и воспитание, максимально преодолевая недостатки развития и облегчая детям процесс овладения академическими знаниями и социальными навыками. Можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем детям с ОВР, вот некоторые из них:
• введение в содержание обучения ребенка специальных разделов, не присутствующих в программах образования типично развивающихся сверстников;
• использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей” обучения;
• индивидуализация обучения в большей степени, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
• обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;
• специальное психолого-педагогическое сопровождение и др.
Специалисты рассматривают инклюзивное образование только в качестве компонента инклюзивной политики государства в целом. Основной задачей инклюзивного образования является установление здоровых межличностных отношений в обществе.
Дети с ограниченными возможностями, в основном общаясь в кругу семьи, не готовы к взрослой жизни. И общеобразовательная организация — это единственная возможность для детей обучаться в режиме инклюзии, общаться с другими детьми и узнавать мир. Инклюзия заключается в том, чтобы дети с ограниченными возможностями обучались вместе с обычными детьми по государственной программе, получая такие же знания, как и другие дети. Единственное, в школах должны быть созданы дополнительные условия, учитывающие состояние здоровья этих детей. Систему специального образования ни в коем случае нельзя подменять инклюзивным образованием. Эти две системы должны развиваться во взаимодействии друг с другом.
Вопрос не должен стоять, в том, чтобы закрыть все специальные школы. Мы должны понимать, что есть часть детей, которым будет не очень комфортно в обычной школе, которые нуждаются в очень серьезном психолого-педагогическо-дефектологическом сопровождении. Такое сопровождение и человеческое, и техническое создано только в специальных организациях образования. И для обычной школы создавать такие условия для одного ребенка просто невозможно.
Психолого-педагогическое сопровождение является особым видом помощи и поддержки ребенку, обеспечивающим его развитие в условиях образовательно- воспитательного процесса, и представляет собой целостную, системно организованную деятельность специалистов, которые создают социально- психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в соответствии с его возможностями и потребностями.
Следует выделить два направления психолого-педагогического сопровождения:
1. актуальное, ориентированное на решение уже имеющихся трудностей, возникших у ребенка;
2.перспективное, ориентированное на профилактику отклонений в обучении и развитии.
Оба направления могут быть реализованы только совместными усилиями всех специалистов службы сопровождения. В деятельности службы сопровождения существует три обязательных компонента, взаимосвязанных друг с другом:
• диагностика развития ребенка (психического, личностного, социального):
• реализация программ индивидуальных и групповых занятий коррекционно-развивающей направленности:
• анализ образовательной среды с точки зрения тех возможностей, которые она имеет для обучения и развития и тех требований, которые она предъявляет к уровню развития ребенка.
Основными задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
1) организация ранней коррекции нарушений развития детей (с момента выявления);
2) помощь (содействие) ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения, социализации;
3) психологическое обеспечение образовательных и воспитательных программ;
4) развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) педагогов, воспитанников, родителей;
5) мониторинг результативности коррекционно-развивающей, воспитательной работы и обучения ребенка (психолого-педагогический мониторинг).
Таким образом, основные принципы сопровождения:
1) комплексный, междисциплинарный подход к решению любой проблемы развития ребенка;
2) непрерывность сопровождения развития ребенка в образовательном процессе;
3) информационно-методическое обеспечение процесса сопровождения;
4) социально-педагогическое и психологическое проектирование (прогнозирование) сопровождающей деятельности;
5) активное вовлечение родителей, педагогического и детского коллектива в мероприятия по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями в развитии.
В школе для работы с детьми с особыми образовательными потребностями обязательно нужна психолого-педагогическая служба, в круг обязанностей которых входит не только развивающая или коррекционная работа с детьми, но и постоянное сотрудничество с педагогами и родителями по выработке общих подходов, единой стратегии работы с ребенком.
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии организуется на основании заключения и рекомендаций психолого-медико-педагогической консультации (далее -ПМПК) и может осуществляться как внутри организации образования штатными специалистами (специальным педагогом, психологом, учителем-логопедом, социальным педагогом, специалистом ЛФК и другими), так и вне организации образования специалистами специальных организаций (кабинета психолого-педагогической коррекции, реабилитационного центра, кабинета коррекции и инклюзивного образования, а также педагогами специальных (коррекционных) организаций образования) на договорной основе. Каждый член группы психолого-педагогического сопровождения должен соблюдать профессиональную этику, не распространять сведения, полученные в результате психолого-педагогического обследования, консультативной работы или других видов деятельности, если это может нанести вред ребёнку или его семье.
Педагог-дефектолог проводит углубленное обследование детей с ограниченными возможностями, определяет план коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, реализует его, прослеживает динамику развития воспитанников; оказывает организационно -методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания детей.
Учитель- логопед выявляет речевые нарушения детей и проводит коррекционную работу по их преодолению, участвует в работе по развитию речевых навыков в общеобразовательной среде.
Учитель и воспитатель планируют, организуют и проводят образовательную работу по обеспечению полноценного психического развития детей на основе изучения их индивидуальных особенностей, интересов и способностей, осуществляют педагогическую деятельность в тесном контакте с педагогом-дефектологом и другими специалистами, участвующими в психолого-педагогическом сопровождении.
Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает школьного психолога . Его роль в данном процессе – создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей. Другими словами, школьный психолог сопровождает изменение школьной корпоративной культуры и помогает учителям адаптироваться к новым вызовам профессии.
Суть психологической работы с ребенком-инвалидом и детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций — памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей.
Специалисты организации образования, обеспечивающие психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в развитии, организовывают работу с родителями в целях реализации широких потенциальных возможностей семьи в обучении и воспитании ребенка с ограниченными возможностями.
Во все времена семья занимает центральное место в формировании личности, способностей, умений ребенка. Именно здесь он получает первые навыки восприятия действительности. Ребенок не может быть адаптирован и социализирован «сам по себе», отдельно от родительской семьи. Часто семьи отличаются гиперопекой, снижением социальной активности ребенка, поэтому целью психологической работы с родителями в школе, становится создание условий для социальной адаптации семей с «особым» ребенком.
Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидов – выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей, поэтому очень важно психолого-педагогическое образование родителей. Методологическим основанием этой работы является положение, что семья – это та среда, в которой у ребенка формируется представление о себе – «Я-концепция», где он принимает первые решения относительно себя, и где начинается его социальная природа. Родители таких детей не только значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его личностные особенности.
Задачей психологической работы с родителями детей с ОВЗ и инвалидов является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия с семьей: классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции, посещение семьи, родительские тренинги и т.д.
Психическое и физическое здоровье ребенка-инвалида и с ОВЗ сильнейшим образом зависит от его настроения и душевного состояния. С целью социальной адаптации таких детей в школе осуществляется активное привлечение их к массовым мероприятиям, проводимым в школе, городе, направленным на формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями: классные часы, беседы, консультации, стендовая информация, конкурсы рисунков, участие в фестивалях, научно-практических конференциях, олимпиадах, спортивных мероприятиях. Ребята привлекаются в учреждения дополнительного образования.
Для определения эффективности психолого-педагогического сопровождения возможно использование метода катамнеза . Сбор данных организуется через полгода после начала психолого-педагогического сопровождения ребенка, а затем раз в год.
Примерная схема сбора катамнеза:
1) фамилия, имя ребенка;
2) возраст;
3) соматический статус;
4) психический статус;
5) приоритетные интересы в отношении к разным видам деятельности;
6) характер адаптации, по мнению специалистов;
7) характер адаптации ребенка, по мнению родителей.
Определение учащегося с особыми образовательными потребностями в обычную школу предполагает создание в школе целого ряда специальных условий , позволяющих удовлетворить эти особые образовательные потребности. Об этих условиях очень подробно излагается в книге научного консультанта по вопросам инклюзивного образования доктора Дэвида Митчелла. Дэвид Митчелл, говоря о развитии инклюзивного образования, считает важным наличие комплекса условий, выполнение каждого из которых является обязательным. Эти условия он выразил в виде формулы:
И.О.= В + О + 5К + П + Рс + Рк.
Расшифруем ее и дадим определение каждому знаку.
В – видение. Это приверженность основным принципам И.О. и готовность к его введению. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива.
О — Определение в школу. Включение детей в общий учебный процесс, а не сегрегация по способностям (в специальные школы, в специальные классы).
5 К – это 5 компонентов: адаптированный учебный план, адаптированная оценка, адаптированное преподавание, адаптированная доступная среда, признание права на инклюзивное образование
Адаптированный учебный план: имеется в виду не только и не столько адаптация учебного плана, сколько адаптация содержания образования и способов его подачи учащимся. Митчелл считает – это самой сложной задачей, с которой сталкиваются педагоги.
Адаптивная оценка: оценка – не должна быть инструментом для «сортировки» учеников. В инклюзивной школе оценка должна соответствовать следующим критериям: объективность, информативность, обеспечение обратной связи. Методики оценки должны учитывать конкретные виды инвалидности или проблемы ученика.
Адаптивное преподавание : инклюзивное образование требует от педагога владения широким набором стратегий и методик обучения. Имеются в виду не только разнообразие методик, разработанных для массовой школы, но и специальные методики обучения детей с ограниченными возможностями в развитии.
Признание права на инклюзивное образование: И.О. основано на том, что все педагоги, ученики и их родители признают право учащихся с особыми образовательными потребностями на обучение в общеобразовательных школах, и необходимые для этого дополнительные ресурсы.
П – Поддержка: И.О. требует поддержки со стороны команды профессионалов (психологи, логопеды, врачи т.д.). Важна поддержка и помощь со стороны родителей.
Рс – Ресурсы: все ресурсы, в которых нуждается ученик с особыми образовательными потребностями, как, правило, сосредоточены в системе специального образования (особенно, если она хорошо развита).
Рк – руководство: для того, чтобы все перечисленные компоненты инклюзивного образования работали, необходимо руководство на всех уровнях: правительственном, региональном, местном, а также на уровне директоров школ и учителей.
Инклюзивное образование, если реализуется должным образом, обеспечивает учащимся с особыми образовательными потребностями усвоение знаний, социальное развитие и повышение самооценки. Остальные учащиеся тоже успешно усваивают знания, а также учатся понимать и ценить многообразие общества, социальную справедливость, равенство и лучше относиться друг к другу.
« Мы просто обязаны создать нормальную систему образования для инвалидов, чтобы дети могли обучаться среди сверстников в обычных общеобразовательных школах, и с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества» Д.А. Медведев Изменения, происходящие в России, затрагивают все сферы жизни и деятельности общества, особенно это касается школьного образования. Приоритетным направлением модернизации современного общего и специального образования и изменяющейся России выступает инклюзивное образование. Инклюзия – глубокое погружение ребёнка в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Инклюзивное (включающее) образование даёт возможность всем в полном объёме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института. Благодаря этому школа превращается в такое образовательное пространство, которое стимулирует и поддерживает не только учеников, но и собственных сотрудников. Здесь развивается сообщество, которое поддерживает и высоко ценит достижения каждого члена. С каждым годом увеличивается число детей с легкой патологией, которые обучаются в массовой школе. С целью помощи таким детям организуются классы коррекционно-развивающего обучения, однако в силу ряда причин количество таких классов в настоящее время явно недостаточное. Дети, нуждающиеся в специальных подходах, зачастую оказываются в массовых школах в ситуации один на один со школьными трудностями и соответствующими проблемами. При этом специалистами признается необходимость создания определенных предпосылок для интегрированного образования, имеющих морально-нравственную, финансово-экономическую и научно-практическую стороны. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в массовой школе, по мнению ученых и практиков, возможно при создании специальных материально-технических и психолого-педагогических условий, предусматривающих сотрудничество различных служб сопровождения с массовой школой . В современной психолого-педагогической литературе уже закрепился термин «сопровождение инклюзивного образования», рассматриваемый специалистами: — во-первых , как один из видов социального патронажа как целостной и комплексной системы социальной поддержки и психологической помощи, осуществляемой в рамках деятельности социально-психологических служб;- во-вторых , как интегративная технология, сердцевина которой – создание условий для восстановления потенциала развития, и саморазвития семьи и личности;- в-третьих , как процесс особого рода бытовых отношений между сопровождающими и теми, кто нуждается в поддержке. При переходе к инклюзивному образованию важно организовать работу не только с педагогами, детьми и администрацией школы, но и с родителями. Сопровождение необходимо родителям детей обеих категорий – и здоровых, и с особыми потребностями. Одним из результатов психологического сопровождения родителей и как следствие – самих детей с особыми потребностями должно стать новое качество родителей – адаптивность, то есть способность самостоятельно достигать равновесия в отношениях с собой и окружающими, как в благоприятных, так и экстремальных ситуациях. Один из основных аспектов интеграции в образовании – правильно организованные условия обучения для конкретного ребенка. В условиях интеграции ребенок должен быть готов осваивать программу, предназначенную для здоровых сверстников, в этом случае можно говорить и о готовности к данному процессу , как самого ребенка, так и его окружения, то есть о внешних и внутренних условиях интеграции. К внешним условиям, которые обеспечивают эффективную интеграцию детей с особыми образовательными потребностями, относятся:

Это интересно:  Какой Отдел Занимается В Банке Снятием Ареста С Счетов Должника Если Пристав Снял Арест

Внутренние условия эффективной инклюзии детей с овз

Образовательные стандарты. С учетом новой парадигмы и концептуальных основ специального образования возникла необходимость создания стандарта для обучения разных категорий детей с ОВЗ. Создание государственных образовательных стандартов имеет большое значение для внедрения инклюзивного образования, что соответствует общеевропейской тенденции повышения качества образовательных систем. Образовательные стандарты в школе — это, безусловно, инновация, поскольку в них наблюдается четкий переход от учебных планов к компетенциям, от конкретного содержания занятий к основным умениям и навыкам. Они изменяют парадигму в контроле: от ориентации образовательного учреждения на начальные условия педагогического процесса к фокусированию на его результаты.
Не менее важным аспектом в развитии системы сопровождения выступает методическая необеспеченность диагностики. Мы с достаточной степенью полноты научились исследовать проблему у ребенка со стороны «недоразвития», «негативных факторов», «отсутствия» и т.д., но сама по себе констатация того или иного недостатка несет лишь узкую часть информации о возможных путях решения проблемы. Гораздо более важным вопросом является диагностика тех конструктивных факторов, которые позволят найти ее решение. К сожалению, диагностический инструментарий, используемый специалистами, ориентирован на констатацию негативного фона проблемы, а не на поиск путей выхода из нее.

  • Все люди независимо от своих умственных, физических и иных способностей и ограничений нуждаются в полноценном общении.
  • Каждый человек ценен сам по себе как личность.
  • Все люди могут чувствовать и думать.
  • Каждый из нас нуждается в дружеских отношениях, поддержке и взаимопонимании ровесников.
  • Люди нуждаются друг в друге.
  • Получение качественного образования возможно только в сотрудничестве друг с другом.
  • Все достижения прогресса в обучении должны опираться на положительные результаты.
  • Различия способствуют развитию человека, улучшают качество его жизни.
Это интересно:  Пенсия По Потере Кормильца После Поступления Ребенка В Институт

Готовность ребёнка с ОВЗ к инклюзии

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Инклюзия в ДОУ.ppt» можно в zip-архиве размером 859 КБ.

Готовность ребёнка с ОВЗ к инклюзии. Внешние условия Раннее выявление нарушений (на первом году жизни) и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни. Желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, стремление и готовность помогать ребенку в процессе совместного обучения. Обязательная коррекционная помощь каждом интегрированному ребёнку с ОВЗ. Обоснованный отбор детей с ОВЗ для интегрированного обучения. Внутренние условия Уровень психофизического развития ребенка (чем ближе он к норме, тем больше возможность успешного совместного обучения). Способность ребенка овладеть общим образовательным стандартом в обычные сроки: наибольшая эффективность полной инклюзии – при небольших нарушениями развития (слабовидящих, слабослышащих, колясочников, с легкой формой ДЦП и др.) Вариант: способность заниматься по индивидуальному маршруту обучения. психологическая готовность ученика с ОВЗ заниматься в обычном классе и др.

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Задачи целостной системы развития инклюзивного образования определяются, в первую очередь, тем, что имеющиеся в настоящий момент дефицит научно-методического обеспечения развития инклюзивных процессов в образовании, дефицит кадрового обеспечения, организации подготовки и повышения квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования позволяют ставить вопрос о необходимости создания ресурсной базы для поддержки инклюзивного процесса в системе общего образования.

Согласно статистическим данным каждый двадцатый житель нашей страны относится к категории инвалидов.[2]. В их число входит и почти полмиллиона детей, по отношению к которым по Закону Российской Федерации «Об образовании» (п.6, ст. 5) «государство обязано создавать гражданам с отклонениями в развитии условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов». Следует отметить, что число детей, официально получающих пособия по инвалидности, в нашей стране постоянно возрастает[3].

Это интересно:  Какие льготы детям вов по калининграду икалининградской области

Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии

Методами консалтингового сопровождения являются моделирование, конструирование, тренинг, наблюдение, изучение документации, анализ результатов деятельности. Формами консалтингового сопровождения выступают индивидуальное, групповое консультирование.

Направление, связанное с консультированием, реализуется через работу консультативного пункта и консультативной службы. Консультативная служба функционирует для педагогических работников АШДС и организуется каждым специалистом, входящим в состав научно-методического совета в соответствии с должностным функционалом.

Принципы построения индивидуальных программ психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии

4 Обеспечение положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие учащихся (воспитанников), положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В старших классах школы, кроме этого, сопровождение призвано помочь в решении экзистенциальных проблем, в первую очередь самопознания и самореализации.

Психолого-педагогическое сопровождение — это не единовременная помощь, а долговременная поддержка ребенка с ОВЗ, в основе которой лежит четкая организация, направленная на выбор варианта решения его актуальных проблем.

Статья «Социальный аспект инклюзии детей с овз»

На следующем, прогностическом этапе, членами школьного ПМПк анализируют возможности к обучению, результаты развития учащегося, изучают возникающие трудности, по необходимости, вносятся изменения в содержание четко спланированной коррекционной, развивающей работы. Это важная составляющая психолого − педагогического сопровождения, так как учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в твердо обоснованной, научной системе психологических, социальных, педагогических мер, направленных на формирование у них самостоятельности действий, суждений, навыков труда и культуры поведения, достойного духовно − нравственного облика, умения жить в обществе.

Педагогическую помощь на этапе сопровождения учащегося с ограниченными возможностями здоровья мы рассматриваем как комплексную технологию психолого − педагогической поддержки и согласованной помощи со стороны специалистов в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации. В нашем учреждении с детьми с ОВЗ занимаются педагог − психолог, логопед, дефектолог, инструктор по адаптивной физкультуре, социальный педагог. За каждым учащимся с нарушением опорно − двигательного аппарата закреплен тьютор. Специфика методов обучения состоит в применении средств, отвечающих медицинским и психолого − педагогическим особенностям детей с ограниченными возможностями. Наиболее способствующие решению коррекционных задач виды деятельности реализуются во внеурочной работе школы − интерната. Это: творческая мастерская «Любо дело», фольклорное объединение «Сударушка», музыкальное объединение «Весёлые нотки», танцевальный кружок, занятия ЛФК, изостудия, театральный кружок «Зазеркалье», проектная деятельность «Юный исследователь». Ведущая идея которых, создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Внеурочная деятельность и досуговые программы объединяют учащихся с разными возможностями здоровья, благодаря чему они имеют возможность удовлетворить потребности в творческом и социальном выражении. В творческих мастерских и изостудии дети занимаются лепкой из пластилина и солёного теста, аппликацией из ткани, соломки, бисероплетением, макраме, папье-маше, учатся фантазировать. «Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют», − скажем мы. На самом деле, это непременное условие для развития памяти, внимания, мышления, коммуникативных качеств и активизации речевого общения, обогащения сенсорных знаний детей. Многим «особенные» учащиеся чувствуют страх от взаимодействия с окружающей действительностью и часто не умеют самостоятельно установить контакт, что − либо совместно делать с другими детьми, поэтому для них такой вид творческой деятельности может оказать большую помощь. Она служит средством воспитания у них таких качеств, как самостоятельность, инициативность; способствует снижению напряженности и закомплексованности. Это происходит непосредственно, незаметно, а результат особенно устойчив. Всю жизнь идут вместе труд и творчество, дополняя друг друга, обогащая человека и делая его нравственно богаче и красивее.

Положение об организации интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья

2.4. Выбор формы образовательной интеграции в процессе организации инклюзивного образования детей с ОВЗ зависит от степени выраженности недостатков физического и (или) психического развития, сложности структуры нарушения, уровня готовности ребенка к интеграции (инклюзии) в среду нормально развивающихся сверстников.

2.4.4 Программа коррекционной работы должна быть направлена на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ОВЗ и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы общего образования.

Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзии

В психолого-педагогическом сопровождении нами были выделены четыре основных направления (информационно-диагностическое, консалтинговое, экспертное, организацонно-методическое) и созданы дополнительные структуры:

Целью психолого-педагогического сопровождения в АШДС стала непрерывная поддержка силами всех специалистов обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья через организацию диагностики, разработку и реализацию индивидуальной образовательной траектории для таких детей.

Методические рекомендации по организации инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Специальная педагогика исходит из того, что учиться могут все дети. Принцип педагогического оптимизма опирается на идею Л.С. Выготского о «зоне ближайшего развития» ребенка, свидетельствующую о ведущей роли обучения в его развитии и позволяющую прогнозировать начало, ход и результаты индивидуальной коррекционно-развивающей программы. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию «потолка», согласно которой развитие человека застывает как бы на достигнутом уровне, выше которого он не в состоянии подняться.

«Инклюзивное образование» — данным термином в настоящий момент описывают процесс получения образования детьми, которые имеют особые образовательные потребности, но при этом обучаются в рамках общеобразовательных организаций.

Социально-педагогическая работа детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения

Проблемы ио:1)иногда из-за отсутствия умения коммуникабельности, условия остаются без спроса, т.е общество теряет материальное и духовное богатство, а человек с ОВЗ теряет общество, становится замкнутым, начинает чувствовать себя лишним .2)Для осуществления освоения учителем структурной части профессионального мышления можно добиться результатов3)работа с учениками на основе индивидуальных принципов, должно внедряться поэтапно.4)пандусы для инвалидов и специальное оборудование в кабинете.5)кто и в каком порядке должен обучать детей?

Для организации адекватной и эффективной системы комплексного психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном учреждении необходимо наличие как «внутренних», так и внешних условий. К «внешним» условиям, необходимым для организации деятельности инклюзивного ОУ, относятся:

Инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями здоровья

Если придерживаться прежней образовательной системы, в учебные заведения страны будут ежегодно выпускать тысячи учеников, которые не смогут полноценно адаптироваться в обществе. Поэтому Министерство образования решило воспользоваться опытом западных коллег и внедрять программы инклюзивного обучения.

  1. дети проходят стандартную школьную программу, что обеспечивает равные со всеми возможности для трудоустройства и полноценную адаптацию в социуме;
  2. смешанные классы и группы позволяют полностью раскрыть потенциал ребенка с психофизическими отклонениями в развитии: они наравне с одноклассниками участвуют в различных конкурсах, соревнованиях и фестивалях;
  3. стираются границы неравенства между здоровыми детьми и инвалидами, образуя общество с равными для всех возможностями и правами.
kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru