Расчет Неустойки По 44-Фз 2022

Калькулятор пени по 44 фз – онлайн расчет неустойки

В соответствии с ч.6 ст.34 Федерального закона №44-ФЗ направить требование об уплате неустойки (пени, штрафа) поставщику (подрядчику, исполнителю) является обязанностью заказчика в случае нарушения обязательств, предусмотренных контрактом, поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Т.е. порядок начисления пени, предусмотренный ч.7 ст.34 Закона о контрактной системе является общим и применяется в случаях, когда другими законам не установлено специального порядка начисления пени. Например, в сфере энергоснабжения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012г. №442 существенным условием договора энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии является также ответственность сторон, определяемая данным постановлением.

Размер пени устанавливается в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Срок, в течение которого начисляется пеня, начинается со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, и заканчивается днем фактического исполнения обязательств (включается в срок просрочки)

  • Наименование документа – указывается, как правило, претензия или досудебная претензия.
  • Адресат – лицо, которому адресуется претензия;
  • Адресант – лицо, от имени которого составляется претензия;
  • Основание возникновения претензии – договор (соглашение сторон) на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с которым у Адресата возникли обязательства перед Адресантом.
  • Требование Адресанта – конкретное требование Адресанта к Адресату в соответствии с условиями договора или законодательства РФ. Например, устранение недостатков или замена товара и т.п.
  • Срок выполнения требования – должен быть указан конкретный, разумный и обоснованный срок на выполнение требования, указанного в претензии, по истечении которого Адресант имеет право обращаться в суд.
  • Подпись уполномоченного лица – претензия должна быть подписана уполномоченным лицом Адресанта, как правило руководитель организации Адресанта или лицо, которому делегированы такие полномочия руководителем.
  • Банковские реквизиты Адресанта – должны быть указаны, если требование касается перечисления денежных средств, например, возврата аванса или уплата неустойки (штрафа, пени).
  • В случае выставления пени, необходимо указать расчет такой пени.

Калькулятор расчёта пени за; просрочку исполнения контракта по; 223-ФЗ и; 44-ФЗ

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1042 от 30.08.2022 г. пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в размере одной трехсотой (1/300) действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального Банка РФ от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Как рассчитать штрафы и пени по 44‑ФЗ

Знакомая ситуация? – вы давно работаете с одним из поставщиков, поскольку он проверенный и удобный. Вот только есть у него плохая привычка — нарушать сроки поставки товара. Обычно вы ждете и понимаете, что товар рано или поздно привезут. Приходится мириться с такой моделью делового поведения… А если вы не готовы мириться с привычкой поставщика нарушать сроки?

Для корректного ответа на ваш вопрос необходим анализ самого проекта контракта. Исходя из представленной формулировки вопроса, не вполне понятно несоответствие фактического исполнения условиям контракта. Если товар должен был быть поставлен в собранном виде, просрочка исполнения составит 20 дней.

Срок возврата обеспечения исполнения обязательств по контракту устанавливается в контракте и является его существенным условием. В контракте могло быть установлено условие об оплате по контракту за вычетом начисленных пени и штрафов (подробнее об этом см. Письмо ФАС России от 10.12.2022 № АЦ/70978/15; Постановление АС Поволжского округа № Ф06-5329/2022 по делу № А65-6437/2022, Постановление АС Уральского округа от 02.09.2022 № Ф09-5876/15 по делу № А60-53879/2014).

Штрафы и пени – две формы неустойки – применяются за нарушения контракта. Правила расчета изменились с 2022 года. Размер пеней в большинстве случаев теперь не в пользу заказчика – стал меньше, но формула исчисления стала значительно проще. Вспомним требования, чтобы исключить ошибки в работе

Если срок поставки был определен контрактом, но при этом срок сборки товара был установлен отдельным условиям, то есть, например, «Товар должен быть поставлен в течение __ рабочих дней с даты заключения настоящего контракта. Поставщик обязан собрать товар в течение ___ рабочих дней со дня его вручения Покупателю», то в таких условиях в Вашем случае просрочка исполнения обязательства по поставке товара составит 10 дней, что касается обязательств по сборке товара, необходимо уточнить в какой срок с момента передачи товара, он должен был быть собран. Неустойку за просрочку сборки Вы посчитаете за соответствующее количество дней по контракту.

Закон № 44-ФЗ: продолжаем отвечать на вопросы читателей о новой системе закупок для государственных и муниципальных нужд. Часть 4
Мы продолжаем отвечать на вопросы пользователей портала garant.ru по поводу нового закона о госзакупках. Из этого материала вы узнаете, как заключить контракт на аренду нежилых помещений, возможно ли создать единую контрактную службу для нескольких учреждений, включаются ли в план-график закупки у субъектов естественных монополий, а также закупки на сумму менее 100 тыс. руб. и многое другое.

Закон о госзакупках плюс КоАП РФ: разъясняем нюансы привлечения к административной ответственности
С 1 января 2014 года вступили в силу Закон № 44-ФЗ, а также изменения законодательства об административных правонарушениях в сфере госзакупок. ФАС России уточнило некоторые особенности применения мер административной ответственности за нарушения законодательства о государственных и муниципальных закупках.

Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Он вступит в силу с 1 января 2014 года, кроме отдельных положений, для которых предусмотрены более поздние сроки введения в действие. Он призван заменить Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который вызывал множество нареканий со стороны участников процесса и контролирующий органов (в частности, множественные случаи представления нелегитимного обеспечения исполнения госконтрактов и масштабная коррупция, угрожающая не только бюджету, но и политической стабильности).

Если заказчик уверен, что по итогам закупки начальная цена не упадет до такой степени, чтобы попасть в другой диапазон (см. табл. 1, 3) (например, в документации о закупке – 3,5 млн руб., а по итогам конкурса победителем будет признан участник, предложивший 2,9 млн руб.), то можно сразу указать конкретный процент.

Заявки на участие в закупке по 44-ФЗ: оцениваем по-новому!
В связи с вступлением в силу Закона № 44-ФЗ было принято множество подзаконных актов – в том числе новые правила оценки заявок участников закупки. Какова предельная значимость стоимостных критериев оценки? Можно ли разработать показатели для каждого критерия оценки и самостоятельно определить их вес? Допустимо ли установить необходимый заказчику предельный вес показателя в документации о проведении закупки? Об этом и многом другом узнайте из нашего материала.

Расчет неустойки по 44-ФЗ

Закон определяет неустойку как денежную выплату, которую должна компенсировать одна из сторон договорных отношений контрагенту в случае нарушения своих обязательств. Величина неустойки и обстоятельства ее выплаты определяются законом 44-ФЗ. В частности, санкции для подрядчика могут повлечь неисполнение обязательств по объему и срокам поставки.

  • 10 %, если контракт заключен на сумму не более 3 млн рублей;
  • 5 %, если контракт заключен на сумму от 3 до 50 млн рублей;
  • 1 %, если контракт заключен на сумму от 50 до 100 млн рублей;
  • 0,5 %, если контракт заключен на сумму от 100 до 500 млн рублей;
  • 0,4 %, если контракт заключен на сумму от 500 млн до 1 млрд рублей;
  • 0,3 %, если контракт заключен на сумму от 1 до 2 млрд рублей;
  • 0,25 %, если контракт заключен на сумму от 2 до 5 млрд рублей;
  • 0,2 %, если контракт заключен на сумму от 5 до 10 млрд рублей;
  • 0,1 %, если контракт заключен на сумму более 10 млрд рублей.

2. П. 4 изложен в новой редакции. Для закупок, в которых исполнителями являются субъекты СМП и СОНКО, установлен единый размер штрафов при нарушении условий контракта. А именно, как уже было сказано выше, неустойка равна 1 % от стоимости всей сделки либо отдельного этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.

  • штраф в виде установленной заказчиком суммы, которую обязан выплатить исполнитель, если нарушит условия поставки за исключением срыва сроков;
  • величина пени, которая будет начисляться ежедневно с даты, следующей за указанной в договоре в качестве срока исполнения обязательств.

При нарушении договорных обязательств виновник обязан выплатить пострадавшей стороне финансовую компенсацию. При этом необходимо заранее знать, о какой сумме будет идти речь в зависимости от конкретной ситуации. Сделать все необходимые расчеты не так уж сложно, однако есть некоторые нюансы, о которых следует помнить.

Другим примером служит выкуп неустойки. В этом случае подключается третья сторона. Предметом ее интереса является мотивирование передачи ей прав требовать через суд возмещения любых штрафов и пеней от провинившегося исполнителя. Такая ситуация характерна при строительстве для обманутых дольщиков.

Это интересно:  Дорожный налог для пенсионера в кемеровской области

В федеральной контрактной системе определяется неустойка по ч. 5 и 7 ст. 34 44-ФЗ. В ч. 4 статьи заложена обоюдная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств и у заказчика, и у поставщика. Отдельно для заказчика существует «профильная» ответственность в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за несоблюдение непременного условия о штрафных санкциях в проекте контракта (ч. 4.2 ст. 7.30 КоАП). Исключение — случаи, описанные в ч. 15 ст. 34 № 44-ФЗ.

Тем не менее, существует ряд случаев, когда пени и штрафы не отделяются друг от друга. Например, в силу ч. 9 ст. 34 № 44-ФЗ, пострадавшая сторона не вправе выставить штрафные санкции, когда при нарушениях из-за непреодолимой силы или по вине контрагента она освобождается сразу от обеих неустоек при наличии доказательств произошедшего.

Размер и порядок начисления неустойки по 44-ФЗ регулируется ст. 34 Федеральной контрактной системы и правилами определения штрафа и пени из ПП № 1042 от 30.08.2022. В них определен размер штрафа для сторон при ненадлежащем исполнении или неисполнении (просрочка — исключение) и размер пени за каждый день (за просрочку).

Для поставщика пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства в размере 1/300 действующей в момент уплаты ключевой ставки от цены контракта или отдельного этапа исполнения госконтракта, которая уменьшена на сумму, пропорциональную объему фактически исполненных обязательств (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ). При расчете заказчик исключает дни приемки (письмо Минфина № 24-03-08/73293 от 07.11.2022).

Как начислять неустойку по 44-ФЗ

С сентября 2022 года действует постановление Правительства №1042, которое установило новые размеры штрафов для поставщиков и заказчиков. Они зависят от стоимости — чем дороже контракт, тем меньше процент штрафа. Отдельно введены пониженные размеры штрафов для субъектов малого бизнеса. Подробные таблицы штрафов по 44-ФЗ можно посмотреть в отдельном материале.

Условия оплаты должны прописываться в контракте. Оплату нужно производить в соответствии с ними. Следует помнить, что часть 13.1 статьи 34 закона 44-ФЗ устанавливает ограничения для заказчика на срок оплаты. Денежные средства следует перевести не позднее, чем через 30 дней с даты подписания документов о приемке.

  1. Если на момент начисления пени обязательства частично исполнены, их стоимость нужно вычесть из цены контракта.
  2. Начинать расчет нужно со дня, следующего за датой исполнения контракта.
  3. В расчет следует включить выходные и праздничные дни.
  4. Ключевую ставку ЦБ (не путать со ставкой рефинансирования) нужно брать на дату уплаты пеней.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС С 1 января 2022 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru. Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС: Заказать регистрацию в ЕИС

Все что касается обеспечения, в том числе его возврата, прописывается в контракте. Это существенные условия, которые не подлежат изменению. Если возврат обеспечения за вычетом неустойки предусмотрен в контракте, тогда, конечно, можно удержать пени из суммы обеспечения.

Пени и штрафы: расчет по Закону № 44-ФЗ

Размер штрафов за иные нарушения контракта, совершенные заказчиком (кроме просрочки), должен устанавливаться фиксированной суммой прямо в контракте. Причем Правилами строго регламентирован размер штрафных санкций в зависимости от контрактной цены (пункт 5 Правил).

Фиксированный размер штрафа должен быть рассчитан уже на стадии разработки конкурсной документации. Отметим, что сделать это затруднительно, так как итоговая цена контракта, на основании которой исчисляется штраф, будет известна лишь после определения победителя конкурса. По этой причине в контракт можно включить пункт, содержащий незаполненные поля, к примеру: «За ненадлежащее исполнение либо неисполнение условий Контракта Поставщик должен уплатить Заказчику штрафные санкции, размер которых составляет ____ % от контрактной цены, определенной в пункте ____ Контракта, (это составляет ____ рублей)».

Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).

Размер пени, взыскиваемой в случае просрочки выполнения обязательств заказчика, Правила не регулируют, поэтому нужно ориентироваться непосредственно на нормы Закона № 44 «О контрактной системе…». Статьей 34 (часть 5) этого Закона размер неустойки определен как 1/300 от ставки рефинансирования ЦБ за каждый из дней просрочки от суммы, которая не уплачена в срок (начиная со дня, который следует после того, как истечет срок исполнения договорного обязательства). С 1.01.2022 ставка рефинансирования приравнена к ключевой.

На стадии заключения контракта в пустые поля должны быть вписаны соответствующие значения. При уверенности заказчика, что начальная цена по результатам госзакупки не снизится до такого уровня, чтобы попасть в иной диапазон, может быть сразу указан конкретный процент (к примеру, в закупочной документации цена контракта составляет 3,5 млн рублей, а по результатам конкурса победителем признают участника, предложившего 2,9 млн рублей).

Взыскание пеней и штрафов по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

  • наименование заказчика и поставщика;
  • реквизиты контракта, его сумму и предмет поставки;
  • отсылку к определенному пункту контракта, который содержит дату, являющуюся крайним сроком поставки;
  • описание факта нарушения (пример — поставка не произведена);
  • информацию о сроке задержки исполнения обязательств;
  • отсылку к пункту договора, в котором указана ответственность поставщика в случае задержки поставки;
  • размер неустойки на дату составления претензии;
  • требование об уплате;
  • приложение — расчет.

Если заявка участника торгов, который по всем критериям выполнял условия ЗД и становился победителем закупки, незаконно отклонена, то при положительном решении уполномоченных органов (ФАС, суды) исполнитель может взыскать с заказчика сумму упущенной выгоды. Главное условие для возмещения убытков — наличие официально вынесенного решения, в котором подтверждается факт нарушения прав исполнителя со стороны организации-заказчика и наличие причинно-следственной связи между отказом и понесенными убытками, а также размер непосредственных убытков (Постановление Конституционного Суда РФ № 25-П от 12.10.2022, п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23.06.2022).

Непременное условие, по которому допускается зачет неустойки в сумме, подлежащей уплате поставщику, — присутствие этого условия в контракте и наличие подтверждения того, что поставщик получил заявление (уведомление). При обращении взыскания на обеспечение необходимо подтверждение признания поставщиком своего долга.

Контрактное законодательство (ч. 9 ст. 34 44-ФЗ) предусматривает основание, по которому производится освобождение от уплаты неустойки по 44-ФЗ: пени и штрафы не начисляются в случае, когда поставщику или заказчику помешали выполнить условия договора обстоятельства непреодолимой силы. К ним не относятся срыв договоренностей между партнерами, неожиданные финансовые проблемы, технические трудности.

Также списание неустойки предусмотрено на основании положений постановления №783 от 04.07.2022 и внесенных в него изменений (постановление №591 от 25.05.2022). Действие постановления распространено на контракты, которые заключены в 2022, 2022, 2022 годах и исполнены в полном объеме.

Пени по госконтракту в большем размере, чем положено по 44-ФЗ: позиция судов

Арбитражные суды в нескольких инстанциях рассмотрели спор между госзаказчиком и контролирующим органом по вопросу допустимого размера пени в контракте по 44-ФЗ. Суть спора состоит в том, что заказчик в проекте контракта предусмотрел ответственность за просрочку исполнения в сумме большей, чем установлено частью 7 статьи 34 Федерального закона № 44-ФЗ. Контролирующий орган рассмотрел проект и признал действия госзаказчика ошибочными. Не согласившись с мнением контролеров, заказчик попытался оспорить их решение в арбитражном суде. Первая и апелляционная инстанции встали на его сторону.

  • на момент проведения спорной закупки формулировка ч. 7 ст. 34 уже зафиксировала размер ответственности;
  • заказчик проводил закупку, руководствуясь правилами Закона о контрактной системе, а его нормы являются приоритетными по отношению к нормам Гражданского кодекса РФ. Из чего следует, что заказчик обязан устанавливать фиксированный размер пени, не превышая его.

Напомним, что в текущей редакции статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что за просрочку исполнения обязательств по контракту начисляются пени в сумме одной трехсотой ключевой ставки ЦБ РФ от цены контракта. То есть статья предусматривает фиксированное значение неустойки. При этом до мая 2022 года действовала другая редакция этой статьи, где одна трехсотая ключевой ставки устанавливалась в качестве минимальной суммы пени, текст предполагал возможность для заказчиков прописывать большую неустойку.

Заказчики, осуществляющие закупки в порядке Федерального закона № 44-ФЗ, не вправе в контракте предусматривать ответственность за просрочку исполнения обязательств контрагентом в размере большем, чем предусмотрено правилами 44-ФЗ. К такому выводу пришли арбитражные суды.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Шаг 3. Направление претензии поставщику. Выбирайте способ, который позволит получить отметку о вручении письма. Например: заказное письмо с уведомлением о вручении или курьерская доставка. Чтобы ускорить процесс получения выплат, отправьте электронную версию требования поставщику по электронной почте.

Обязанность компаний по выплате неустойки, когда допущено нарушение обязательств, закреплена в ст. 330 Гражданского кодекса. Федеральный закон о контрактной системе разъясняет, в каких случаях законодательство предусматривает применение мер ответственности в виде пени: госзаказчики обязаны требовать выплаты в виде штрафов и пеней у поставщиков, которые нарушили срок выполнения контракта, его условия или гарантийные обязательства (ч. 6 ст. 34 44-ФЗ). Штрафом караются нарушения исполнения условий договора, а пени начисляются за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства по договору.

  • название заказчика и поставщика;
  • ссылки на контракт, в том числе на пункт, в котором прописан срок поставки;
  • сумму и предмет обязательств;
  • описание нарушения;
  • информацию о сроке задержки исполнения обязательств;
  • отсылку на пункт договора, где указана ответственность поставщика в случае задержки поставки;
  • размер неустойки на дату составления претензии;
  • требование о ее уплате;
  • приложение — расчет суммы, которая подлежит перечислению.
Это интересно:  Посмотреть В Администрации Будут Сносить Сады На Визе В Екатеринбурге 2022 Года

У заказчика ответственность за неверный расчет пени в закупке по закону 44 заключается в возможности обжалования такого требования в судебном порядке. Но иногда корректный расчет провести трудно, и начисление неустойки вызывает много вопросов. Разбираем «проблемные» ситуации:

  1. Когда не закрыт отдельный этап исполнения контракта. В этом случае выставлять штрафные санкции следует, исходя из суммы обязательств, которые заложены в этот период времени, а не исходя из полной стоимости поставки (ч. 7 ст. 34 44-ФЗ). Подробнее: «Что учесть при поэтапном исполнении контракта».
  2. Точный объем поставки неизвестен. Такая ситуация возможна при закупке запчастей и других расходных материалов. Если поставщик нарушает сроки, в расчет берут максимальное значение цены контракта.
  3. Неустойка возникла за просрочку оплаты коммунальных услуг. В этом случае при исчислении суммы выплат за нарушения, влекущие применение неустойки и пени в контрактных отношениях, руководствуются ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса. Обратите внимание, что до 01.01.2022 взыскание таких платежей приостановлено (постановление правительства № 424 от 02.04.2022). Подробнее: «Инструкция по закупкам коммунальных услуг по 44-ФЗ».
  4. Неустойку за просрочку по выплатам, которые причитаются учреждению на основе полиса ОСАГО, рассчитывают по правилам из Федерального закона об обязательном страховании (п. 21 ст. 12 40-ФЗ). Подробнее: «Инструкция по закупке ОСАГО по 44-ФЗ».

Простая арифметика: Верховный суд разбирался, как рассчитывать пени по 44-ФЗ

Коллегия Верховного суда по экономическим спорам сегодня разбиралась, как правильно применять формулу расчета пеней, взыскиваемой с поставщика за просрочку исполнения обязательств по муниципальному контракту. Три инстанции разошлись в своих выводах, в итоге заказчик дошел до ВС.

Апелляция – 19-й ААС – отменила это решение, указав, что администрация верно произвела расчеты. Однако АС Центрального округа, в свою очередь, поддержал выводы первой инстанции и отказал заказчику во взыскании неустойки. Тогда администрация обратилась с жалобой в ВС. Она сослалась на то, что, согласно пункту 8 правил, коэффициент К имеет процентное выражение, поэтому при его расчете производится умножение на 100%, что подразумевает для получения итогового процентного значения умножение на 100, а не на 1. Судья Алексей Маненков счел эти доводы убедительными и передал жалобу администрации на рассмотрение экономколлегии ВС.

Администрация города Валуйки Белгородской области заключила контракт на проведение капремонта местного дома культуры с фирмой «Валуйкистрой». Стоимость работ, согласно договору, составила 10,28 млн руб. Однако подрядчик просрочил сдачу объекта на полгода. Один из пунктов контракта предусматривает, что за нарушение сроков исполнения обязательств подрядчик выплачивает заказчику пени за каждый день просрочки. При этом размер неустойки определяется по правилам, утвержденным постановлением правительства от 25 ноября 2013 года. Администрация подсчитала, что сумма пеней составляет 1,25 млн руб., и потребовала от стройфирмы погасить задолженность, однако получила отказ. Тогда она решила взыскать неустойку в Арбитражном суде Белгородской области (дело № А08-8547/2022).

По правилам, утвержденным правительством, при расчете пеней учитывается коэффициент корректировки ставки рефинансирования, установленной ЦБ на дату уплаты неустойки (коэффициент К). Он определяется по формуле: К = ДП/ДК х 100%, где: ДП – количество дней просрочки, а ДК – срок исполнения обязательства по контракту (количество дней). Ответчик сослался на то, что администрация неверно произвела расчеты. Стройфирма настаивала, что в формуле коэффициента К умножение на 100% означает, что нужно умножать на 1, а не на 100. Неправильный расчет коэффициента отразился на всей сумме неустойки. По подсчетам стройфирмы, она составила 460 282 руб., а не 1,25 млн, как рассчитал истец. Суд, соглашаясь с подсчетами ответчика и отклоняя иск администрации, опирался на правовую позицию, изложенную в постановлениях 19-го ААС и АС Центрального округа по делу № А64-62/2022, а также определении ВС по тому же делу об отказе передать его на рассмотрение экономколлегии (в последнем акте, в частности, говорится, что при расчете коэффициента К необходимо производить умножение на 100%, а не на 100, как указывал истец). Кроме того, суд первой инстанции установил, что неустойка «Валуйкистрой» составляет меньше 5% от цены контракта, поэтому заказчик должен ее списать, согласно постановлению правительства от 5 марта 2022 года.

На заседании, которое прошло 1 августа с использованием видео-конференц-связи, представитель администрации подчеркнул, что суды первой и кассационной инстанции неверно применили в деле расчеты ответчика. Представитель «Валуйкистрой» настаивал на обратном. «Тройка» ВС, посовещавшись, отменила решения нижестоящих инстанций и направила дело на новое рассмотрение в АС Белгородской области.

Неустойка: составные части понятия и порядок расчета в различных случаях нарушения обязательств сторонами по контрактам

Пример 1. Заказчик заключил контракт на поставку цветов в виде букетов. Букеты должны поставляться по заявкам заказчика строго в том виде, который описан в техническом задании к контракту, а также в специально согласованном каталоге. Заказчик направляет одну заявку на поставку букета в соответствии с техническим заданием. Исполнитель составил букет другого вида, а при его осмотре оказалось, что цветы в букете несвежие, а также отличаются от заявленных в техническом задании по своим размерам (мельче). В данном случае речь идет о нарушении обязательств стоимостного типа, так как у букета (в соответствии с условиями контракта) имеется своя цена, на величину которой заказчик понес убытки, так как ему пришлось срочно искать замену такого букета.

Поставщик осуществляет расчет пеней в адрес заказчика за неисполнение им своих обязательств на основании положений части 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1042 от 30 августа 2022 года. В соответствии с положениями данной статьи на заказчика за ненадлежащее исполнение обязательств по контракту, за исключением просрочки, налагаются штрафные санкции в виде фиксированной суммы на основании цены контракта, а именно:

  • Ст – величина ставки рефинансирования Центрального банка, которая установлена регулятором на дату уплаты пеней;
  • Ц – цена контракта либо сумма неисполненных обязательств;
  • Д – количество дней просрочки.
  • по первому этапу просрочка составила 29 дней. Товар поставлен в полном объеме, но не принят заказчиком по причине несоответствия части товара требованиям условий контракта. По итогам приемки стоимость товара, который заказчик принял, составляет 23 649,80 рублей. Сумма просрочки считается от всей цены контракта, так как в полном объеме контракт был исполнен с просрочкой в 29 дней. Размер пеней составит (1/300 * 7,75%) * 311 704,04 * 29 =2 335,08 рублей;
  • просрочка поставки по второму этапу составляет 9 дней. В рамках второго этапа поставлено товара на сумму 191 037,99 рублей. Сумма пеней считается от цены контракта, которая была уменьшена на сумму принятого товара на первом этапе, то есть от 288 054,24 рублей. Размер пеней составит (1/300 * 7,75%) * 288 054,24 * 9 = 669,69 рублей;
  • на третьем этапе поставка товара была завершена на сумму 97 016,25 рублей, однако, с просрочкой в 21 день. Сумма пеней будет рассчитана от оставшейся неисполненной в установленный срок суммы, а именно от 97 016,25 и составит: (1/300 * 7,75%,) * 97 016,25 * 21 = 526,26 рублей;
  • общая сумма пеней высчитывается за счет сложения всех сумм, полученных по каждому этапу поставки, и составляет 3531,03 рубля.

При расчете неустойки по контракту (штрафов и пеней) заказчику необходимо воспользоваться Правилами, которые были утверждены в рамках Постановления Правительства №1042 от 30 августа 2022 года. Однако прежде чем использовать данное Постановление, следует определить, по каким параметрам будет считаться неустойка:

  • по первому — просрочка вышла 29 дней. Продукция поставлена полностью, но заказчик не принял работу, т.к. часть товара не соответствует требованиям контракта. По результатам приемки заказчик принял товар на 30 тыс. руб. Просрочка исчисляется от всей цены контракта, т.к. условия были исполнены только через 29 дней после окончания срока. Размер пеней составит:
  • В Гражданском Кодексе РФ: ст. 530, 533, 534, 384, 720, 783.
  • В 44-ФЗ: ст.34.
  • Постановление Правительства РФ от 30.08.2022 г. № 1042 «Об утверждении Правил определения размера штрафа…» (далее — Постановление № 1042). Именно на этот документ опираются заказчики при начислении неустойки. Здесь отражены актуальные меры ответственности, связанные с исполнением контракта. Суды и контролирующие органы используют их в своей деятельности.
  • Допустил ли исполнитель просрочку в работе, и количество дней этой просрочки. Данный критерий ложится в основу расчета пеней по контракту;
  • Присутствовали ли нарушения других обязательств стороной исполнителя. Они бывают стоимостного и нестоимостного типа.
  1. Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
  2. Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
  3. Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:

При расчете штрафов и пеней по контракту (неустойки) заказчик должен руководствоваться специальным порядком, указанным в Постановлении Правительства №1042 от 30 августа 2022 года. Но сначала следует прояснить, по каким показателям будет применяться неустойка:

При этом согласно пункту 1 части 1 статьи 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом N 44-ФЗ, в том числе оплату отдельных этапов исполнения контракта, приемку отдельных этапов выполнения работы, предусмотренных контрактом.

При этом с 1 апреля 2022 г. вступил в силу Федеральный закон N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее — Закон N 98-ФЗ), предусматривающий в том числе внесение изменений в часть 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ.

Это интересно:  До скольки можно делать ремонт в квартире в иркутске в выходные

В этой связи следует учитывать, что письма Минфина России и его структурных подразделений не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену таких норм, а содержащаяся в них позиция является мнением ведомства и не может рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.

Так, в соответствии с частью 7 статьи 34 Закона N 44-ФЗ (в редакции Закона N 98-ФЗ) пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, и устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены контракта (отдельного этапа исполнения контракта), уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом (соответствующим отдельным этапом исполнения контракта) и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации установлен иной порядок начисления пени.

Следует отметить, что Закон N 44-ФЗ не содержит исчерпывающего содержания понятия этапа исполнения контракта, в связи с чем во избежание возникновения спорных ситуаций в правоприменении заказчикам целесообразно указывать на наличие либо отсутствие этапов исполнения контракта. Заказчики в документации о закупке, проекте контракта самостоятельно устанавливают этапы исполнения контракта. При этом согласно части 2 статьи 34 в случае, если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.

Пеня по 44-ФЗ за просроченное исполнение контракта в 2022 году

Примером здесь может служить постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2013 по делу №А55-30801/2012, согласно которому неустойка была взыскана в полном объеме, а довод поставщика об ограничении конкуренции путем установления срока поставки товара в 1 день вовсе не нашел отклика со стороны суда. Это логично, ведь, подавая заявку, поставщик давал согласие выполнить все условия, указанные в извещении.

Закон освобождает сторону от выплаты неустойки (пени, штрафа), если она докажет, что ненадлежащее исполнение либо неисполнение обязательства, которое предусмотрено контрактом, случилось вследствие вины другой стороны либо по причине непреодолимой силы (Закон № 44, статья 34, часть 9).

Важно понимать, что не всегда взыскание неустойки возможно – законодательством предусмотрены моменты, когда сторона, нарушившая условия контракта, освобождается от штрафов и выплат. Подробнее о видах и особенностях взыскания неустойки расскажем в нашей статье.

Если товар поставлен позже срока, который установлен договором, соответствующие отметки делаем в документах, которые подтверждают факт поставки. Недопоставку фиксируем актом о расхождении по количеству и делаем отметку в других закрывающих документах. Если поставка не производилась, составляем акт о нарушении сроков.

В Школе электронных торгов прошел вебинар про ответственность и штрафы по 44-ФЗ. Ведущая вебинара Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ и 44-ФЗ, напомнила про изменения в правилах начисления штрафов и пеней, рассказала про административную и уголовную ответственность в закупках.

Штрафы по 44-ФЗ в 2022 году: таблица КоАП с последними изменениями

Например, поставщик заключил госконтракт на сумму 50 000 рублей на поставку товара в срок до 3 сентября 2022 года. К этому дню исполнитель поставил часть товара на 20 000 рублей. Остальной товар привез 14 сентября. Просрочка составила 11 дней, ключевая ставка в этот период — 4,25 %, сумма неисполненного обязательства — 30 000 рублей. Пени = 30 000 × 1/300 × 4,25 % × 11 = 46,75 рублей

  • 1000 рублей — цена контракта меньше 3 млн рублей;
  • 5000 рублей — цена контракта 3 — 50 млн рублей (включительно);
  • 10 000 рублей — цена контракта 50 — 100 млн рублей (включительно);
  • 100 000 рублей — цена контракта больше 100 млн рублей.
  • просрочка — когда стороны нарушили сроки, указанные в договоре: заказчик не оплатил контракт вовремя, а поставщик задержал поставку товара, оказание услуги;
  • ненадлежащее исполнение — когда стороны нарушили обязательства по договору. Например, исполнитель поставил товар, который не соответствует техзаданию, а заказчик не провел экспертизу услуги, которую должен был провести по условиям договора.
  • по вине другой стороны, например, заказчик не предоставил проектную документацию, и поставщик не смог начать работы по строительству вовремя;
  • из-за обстоятельств непреодолимой силы — военные действия, закрытие границ, природные катаклизмы и другие.

Чтобы не нарушать сроки исполнения договора и качественно его выполнить, всегда проверяйте проект контракта заранее — до того, как подать заявку на участие. Если вы считаете, что условия или сроки нереалистичны, подавайте запрос на разъяснения или жалуйтесь на заказчика в ФАС.

  1. Наименование и адрес получателя претензии.
  2. Наименование и адрес отправителя претензии.
  3. Исходящий номер (под ним регистрируют исходящую корреспонденцию в организациях).
  4. Дату составления претензии.
  5. Наименование документа.
  6. Реквизиты государственного контракта.
  7. Суть контракта: поставка товара, оказание услуги, выполнение работ и т.п.
  8. Основания для ведения претензионной работы (какие обязательства не были исполнены).
  9. Период, за который начислена неустойка, ее сумма.
  10. Приложения к претензии. Это обычно копии контракта, платежек, актов выполнения работ, оказания услуг, расчет суммы неустойки, штрафа или пеней.
  11. Подпись руководителя организации, отправляющей претензию, или его доверенного лица.

Согласно ч. 6 ст. 34 ФЗ №44-ФЗ отправка требования (претензии) поставщику в ситуации просрочки им обязательств по поставке груза будет обязательным условием. Задача документа — выставить требование об уплате неустойки (пеней, штрафа) за несоблюдение сроков поставки, которые были прописаны в заключенном между организациями госконтракте.

«12» апреля 2022 года, в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», между АПОУ УР «РМК МЗ УР» и ООО «Гамма» был заключен государственный контракт №123-ГК на поставку стульев, в соответствии с которым ООО «Гамма» обязалось поставить заказанный товар, а АПОУ УР «РМК МЗ УР» обязалось принять и оплатить товар.

К сведению! Возможность предъявления требования об уплате пени установлена ст. 330 ГК РФ. Если причиной нарушения сроков или некачественного/неполного выполнения работ стали форс-мажорные обстоятельства, то у пострадавшей стороны не будет возможности взыскать неустойку (Постановление Президиума ВАС РФ №4051/97 от 21 октября 1997 года по делу № 224/8).

Кроме того, за нарушение заказчиком сроков оплаты также положены штрафные санкции. Данная норма закреплена в п. 1 ст. 516 ГК РФ. Досудебное урегулирование такого спора обязательно согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ. В этом случае поставщик обязан отправить заказчику претензию.

В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.

  1. Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.

Для успешного проведения аукциона и покупки необходимо грамотно рассчитать ряд параметров. Делать это вручную весьма проблематично и времязатратно, поэтому начали появляться специальные сервисы-калькуляторы, позволяющие значительно облегчить расчеты и исключить ошибки.

Все штрафы и пени заказчики отражают в тексте контракта, а также прописывают их в проекте. Чтобы себя подстраховать организаторы торгов максимально указывают все возможные штрафы и неустойки, т.к. на этапе разработки проекта они не всегда знают сумму контракта, от которой зависит неустойка. Поэтому поставщику следует внимательно изучать закупочную документацию и знать, что его ждет в случае ненадлежащего исполнения обязательств, и если он не будет укладываться в срок.

В действующем законодательстве сказано, что оплату штрафных санкций за просрочку, ненадлежащее исполнение или неисполнение обязательств можно избежать, если у организации имеются неопровержимые доказательства того, что условия не были исполнены из-за действия непреодолимой силы либо по вине третьей стороны (ч.9 ст.34 44-ФЗ). В других случаях оплата санкций должна быть осуществлена в обязательном порядке.

В случае, если поставщик нарушил условия контракта по каким-либо условиям (кроме просрочки), Постановление Правительства № 1042 утвердило размеры штрафов в виде процентного отношения к цене контракта (для стоимостных обязательств) либо в виде фиксированной суммы (для нестоимостных обязательств). Такие штрафные санкции учитываются при исчислении неустойки.

В Постановлении можно найти термин «стоимостное обязательство». Что оно означает? Согласно ст.424 ГК РФ стоимостными называются обязательства по договору, которые можно выразить в денежном эквиваленте. Таким образом, нестоимостными будут обязательства, которые выразить в денежном эквиваленте не представляется возможным.

  1. Теперь штрафы, по аналогии с пеней, не рассчитываются по нормам Постановления РФ № 1042. Законодательство РФ устанавливает иной порядок начисления штрафов. Это говорится в п.13, которого раньше не было в ПП РФ № 1042.
  2. Полностью изменился п.4 указанного постановления. Теперь штрафы за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по закупке, проводимой только для представителей СМП и СОНКО, устанавливаются в одном размере. Это 1% цены контракта или его этапа, но не менее 1 тыс. руб. и не более 5 тыс. руб.
  3. Правила исчисления штрафа для исполнителя, подписавшего договор по наиболее высокой цене (при торгах за право заключения) стали более сложными. Теперь, если цена контракта менее НМЦК, то штраф составляет:
  1. Изменились указания относительно общей суммы неустойки. Ранее она не должна была превышать цену контракта. С 14 августа в этой сумме не учитываются пени. То есть – общая сумма начисленных штрафов как для заказчика, так и для исполнителя, не должна превышать цены контракта.
  1. Пени — начисляются за просрочку исполнения обязательств. Например, когда исполнитель должен поставить товар сегодня, а поставляет через месяц.
  2. Штрафы — за некачественное исполнение (кроме случаев просрочки), неисполнение обязательств по контракту. Например, исполнитель поставил просроченные продукты или привез товар не в том ассортименте.
kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru