Расчет Утс По Метдике Минюста 2022

Сбор пакета документов.

  • Получение экспертного заключения об ущербе ТС.
  • Обращение в суд с иском (в случае когда страховая отказывается выплачивать УТС).
  • Подача пакета документов в оценочную компанию (если авто уже подверглось ремонту).

Умея применять данные вычислительные алгоритмы, можно самостоятельно определить цену страховки, уточнив у страхователя некоторые коэффициенты. Кроме этого, можно воспользоваться калькулятором расчёта онлайн на нашем сайте. Он поможет определить стоимость добровольного страхования и выбрать выгодное предложение.

Страховой продукт можно разделить на два вида покрытия ущерба — основное (полное) и дополнительное страхование. Разберём более детально основные риски:

  • Причинение ущерба автомобилю третьими лицами.
  • Столкновение с другими ТС.
  • Хищение, угон автомобиля.
  • Природные катаклизмы (цунами, бури, снегопады, молния, землетрясение).
  • Столкновение с предметами и объектами (падение, наезд).
  • Пожар, возгорание.

При необходимости получения компенсации клиент может столкнуться с отказом страхователя в выплате или принятии заявления на её перевод. В такой ситуации единственный верный путь решения вопроса – обращение в судебные инстанции. Когда держатель полиса прав и подготовил всю необходимую документацию, закон будет на его стороне.

В случаях, когда в договоре со страховой организацией был обозначен пункт о ремонте ТС на станции технического обслуживания, подача заявления на компенсацию уже невозможна. Если же в пунктах договора ничего не прописано, касаемо ремонта автомобиля, то после подачи судебного иска вы вправе требовать денежную компенсацию.

Как рассчитать возмещение УТС по ОСАГО? По какой методике? Образец заявления

Уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением товарного (внешнего) вида транспортного средства и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие дорожно-транспортного происшествия и последующего ремонта.» (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2022 №58 (далее – ППВС РФ №58 по ОСАГО), пункт 37).

  1. если автомобиль старше 5 лет с даты выпуска;
  2. если машина старше 2,5 лет и признана использующейся в интенсивном режиме;
  3. для грузовых авто – если они старше 3 лет;
  4. когда была произведена замена кузова до расчёта УТС (кроме кабины КТС, установленного на раме за кабиной);
  5. если автомобиль ранее подвергался ремонту по ОСАГО или в других формах, в том числе даже частичной окраске;
  6. если у машины были повреждения в результате ДТП,
  7. когда на дату ДТП авто имело ржавчину на кузове (на деталях, которые были повреждены).

Обратите внимание на 5 пункт (п.п. ж, пункта 8.3 Методических рекомендаций), в таком виде он появился только в действующей редакции Методики, актуальной на 2022 год. Теперь УТС можно получить, только если авто повреждается впервые, а не как раньше – за каждое ДТП в отдельности.

Утрата товарной стоимости подлежит возмещению и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства на станции технического обслуживания.

  • КУТСокр(1) – коэффициент УТС по окраске первой кузовной составной части или бампера, %,
  • КУТСокр(n-1) – коэффициент УТС по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или бампера, %,
  • N – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата стоимости.

Учитывая требования отечественного законодательства, судебные органы в подавляющем большинстве рассмотрений подобных дел становятся на сторону заявителя, удовлетворяя требования по взысканию компенсации УТС со стороны виновного в ДТП или страховщика. Отрицательное решение возможно, если не соблюдены условия, допускающие выплату возмещения, либо заявителем не в полном объеме представлена необходимая документация и доказательная база.

  • коэффициенты К1 и К2, соответственно – поправки, учитывающие влияние на УТС способа восстановления и степени износа деталей;
  • Цi – цена запчасти, подвергнутой ремонту, в розницу;
  • m – число деталей, нуждающихся в ремонте или восстановлении.
  • У – исковая величина;
  • К – поправка, принимаемая по таблице;
  • ЦР – рыночная цена машины, учитывающая износ элементов;
  • СО – ремонтная стоимость для полного восстановления авто.

Полноценный расчет УТС могут выполнить только квалифицированные эксперты организации, имеющей лицензию на подобный вид деятельности. В ходе расчетов используется несколько методик. Какую из них применять – решают специалисты, но в большинстве случаев используется Минюстовкая, поскольку она наиболее полно удовлетворяет требованиям судебных органов.

  • наименование органа, куда подается иск, с указанием фамилии и инициалов руководителя;
  • персональные сведения ходатайствующего;
  • описание обстоятельств дела с учетом попытки досудебного решения вопроса;
  • нормативные ссылки, подтверждающие правомерность обращения;
  • требования, предъявляемые заявителем;
  • перечень приложенных документов.

ВАЖНО

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

  1. владелец машины, попавший в дорожно-транспортное происшествие, не должен находиться в статусе виновника аварийной ситуации;
  2. машина используется по назначению в рамках законодательно установленного периода (иномарки – 5 лет, российские автомобили – 3 года);
  3. максимальный размер денежной компенсации не может превышать сумму, равную 400 000т.р.;
  4. элементы кузова и конструкции машины, рассматриваемые по компенсационному обращению, не должны обладать повреждениями, полученными в результате прошлых аварий.

По законам России, каждый владелец машины обязательно оформляет страховой полис. Свидетельство, помимо покрытия основных рисков, также дает право на компенсацию по УТС. Чтобы реализовать возможность, связанную с выплатами, водитель должен организовать и пройти ряд процессуальных мероприятий. При этом величина компенсации будет зависеть не только от модели автомобиля, но и от текущей рыночной цены.

  • водитель пребывает в статусе виновника аварии;
  • автомобиль не соответствует указанным требованиям;
  • полис не совершение подобных выплат;
  • водитель уже обращался ранее и получил компенсацию;
  • водитель не совершил соответствующее обращение;
  • пострадавшая сторона провела ремонтные работы в самостоятельном порядке.

Водители могут сформировать заявление по поводу выплат за утрату товарной стоимости в течение 3 лет с момента совершения аварии. Спустя указанный временной период гражданину России будет отказано в проведении соответствующих процессуальных мероприятий.

Покупка автомобиля – это ряд гражданско-процессуальных мероприятий, сопряженных с большими денежными тратами. Даже подержанные машины обладают немалой стоимостью, а цены на новые модели и марки транспорта взлетают до небес. Однако владельцы автомобилей могут попадать в аварии, по своей и чужой вине. Дорожно-транспортное происшествие становится причиной повреждения машины, сильно влияя на ее продажную цену. В этом материале рассматриваются вопросы компенсации утраты товарной стоимости по ОСАГО – полису страхования, по которому, владелец разбитой машины может рассчитывать на денежные выплаты.

8.2.6.1. Значение коэффициента УТС К при поэлементной окраске наружных поверхностей кузова АМТС рассчитывается пропорционально количеству окрашиваемых элементов N (позиция «Окраска одного наружного элемента кузова» — приложение 12 строка 28 таблицы) по формуле

8.2.3. При замене сопряженных несъемных элементов кузова, соединенных между собой с помощью сварки, для исключения двойного учета влияния одного и того же воздействия сумма коэффициентов УТС К по позиции «Замена» для группы этих элементов должна быть уменьшена на 20%.

8.2.4. При ремонте съемной детали АМТС сумма стоимости ремонта (включая стоимость разборки для ремонта и при необходимости снятия детали для ремонта) и величины УТС (без учета УТС вследствие окраски) не должна превышать суммы стоимости этой детали (с учетом эксплуатационного износа) и стоимости работ по ее замене.

8.2.6. УТС при полной, наружной или частичной окраске кузова (кабины) рассчитывается для АМТС с заводским лакокрасочным покрытием и сроком с момента выпуска для АМТС отечественного производства до 3 лет включительно, для АМТС иностранного производства (в том числе произведенных на территории СНГ по лицензии или на совместном предприятии) до 5 лет включительно, не имеющим коррозионных или других повреждений, для устранения которых требуется окраска элемента кузова или кузова в целом.

8.2.5. Значение коэффициента УТС К по позиции «Перекос кузова» не должно превышать 50% установленного значения, если при осмотре АМТС в поврежденной части кузова были обнаружены следы устранения перекоса (документально установлен факт устранения перекоса), не относящегося к данному происшествию.

Если доступный лимит по ОСАГО превышен, в 2022 году обратить взыскание можно на виновника ДТП. Для получения выплаты придётся подать иск в суд. Процесс начинается на основании заявления гражданина. Оно составляется в соответствии с нормами статьи 131 ГПК РФ. В документе важно указать название суда, в адрес которого направляется бумага. Информация указывается полностью. Далее пишутся сведения об истце и ответчике. Затем предстоит указать суть произошедшего и представить доказательства, подтверждающие обстоятельства. Должна быть обозначена цена иска, если он подлежит оценке. Дополнительно стоит зафиксировать перечень прилагаемых документов.

На рынке присутствуют организации, предлагающие помочь клиенту получить 100% компенсации по УТС по ОСАГО, даже если случай попадает под вышеуказанный перечень. Осторожно, это могут быть мошенники. Организация возьмет деньги за свои услуги, но помочь клиенту не сможет. Добросовестные компании отказываются осуществлять работу, если заранее известно о невозможности получения выплаты по закону.

Большинство исков с требованием о возмещении УТС машины по ОСАГО удовлетворяются. Однако присутствуют и отрицательные результаты. Решение может быть принято, если гражданин неверно составил пакет документации или затребовал слишком большую сумму, пренебрегая обращением к экспертам для проведения расчета. Суд может счесть требования заявителя неправомерными и по ряду других причин.

Чтобы ездить на автомобиле, гражданин обязан приобрести полис ОСАГО. Размер компенсации по страховке зависит от модели транспортного средства и его рыночной стоимости. Расчет осуществляется в соответствии со специальной методикой. Компенсация утраты товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году производится во всех без исключения случаях. Чтобы контролировать соблюдение своих прав и отстаивать их при необходимости, нужно разобраться с методами расчета показателя и понять, что оказывает на него влияние.

  • паспорт заявителя;
  • права на управление транспортным средством;
  • страховой полис ОСАГО;
  • свидетельство о регистрации (СТС);
  • документ, подтверждающий факт оплаты услуг эксперта;
  • акт, подтверждающий размер утраченной стоимости машины;
  • протокол о ДТП;
  • заявление на возмещение УТС автомоибля по ОСАГО.
Это интересно:  Штрав за просрочку оплаты в договоре пример

Используется в работе судебными экспертами. Предусматривает отдельный учет потери стоимости каждым элементом автомобиля, который требует восстановление. Для него определяется коэффициент, который суммируется с аналогичными показателями для других узлов машины. Итоговое значение умножается на стоимость авто до аварии.

Особое внимание уделяется правильному заполнению заявления, которое направляется автостраховщику. Образец документа доступен для скачивания по ссылке. При необходимости к заполнению заявления следует привлечь квалифицированного юриста, что в равной степени касается оформления иска в суд.

Потеря товарного вида автомобиля по ОСАГО становится основанием для выплаты компенсации автовладельцу. Несмотря на это, далеко не все страховые компании добросовестно выполняют взятые на себя договорные обязательства. Эффективная защита собственных законных прав предусматривает грамотные действия со стороны страхователя.

Первым делом следует дать юридически грамотное определение базового термина. Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО представляет собой уменьшение стоимости транспортного средства, которое вызвано ухудшением его внешнего вида и снижением эксплуатационных характеристик из-за ДТП. Выделяют три основных направления негативных последствий попадания авто в аварийную ситуацию. В их числе:

К числу наиболее частых оснований для получения компенсации в рамках обязательного автострахования относится утрата товарной стоимости или УТС. Его применение на практике нередко сопровождается возникновением различных проблем, связанных с недостаточно четким законодательным определением термина. Поэтому вопрос о том, как осуществляется выплата УТС по ОСАГО, актуален для большого числа автовладельцев. В статье дается ответ на него с учетом актуальной версии законодательства и правоприменительной практики, сложившейся на середину 2022 года.

Как уже упоминалось ранее, в соответствии с пленумами Верховного суда от 27.06.2013 и от 29.01.2022 Утрата Товарной Стоимости является ущербом. Гражданский кодекс РФ (Статья 15) говорит о том, что лицо, чье право нарушено, имеет право на полное возмещение убытков. Под убытками понимаются не только реальные затраты на восстановление поврежденного транспортного средства после ДТП, но и Утрата Товарной Стоимости, а так же упущенная выгода. Таким образом, виновник ДТП так же как и страховые компании по ОСАГО и КАСКО должен возместить ущерб по утрате товарной стоимости, поученный в результате дорожно-транспортного происшествия.

Существует несколько различных методик для расчета Утраты Товарной Стоимости:
1. Методика РФЦСЭ Минюста РФ
2. Метод Хабельвакса
Чаще всего применяется методика Минюста, это обусловлено тем, что в случае назначения судебной экспертизы по определению суда, эксперты применяют именно эту методику. Именно из-за такой судебной практики досудебные расчеты по УТС стали проводиться по методике Минюста, что бы для клиентов не было сюрпризом существенные различия между досудебной экспертизой и экспертизой, проведенной по определению суда, за счет применения различных методик для определения УТС.
По методике Минюста на размер Утраты Товарной Стоимости влияют два фактора:
1. Стоимость автомобиля.
Чем больше стоимость автомобиля, тем выше размер УТС, так как УТС определяется в процентном отношении от стоимости автомобиля.
2. Степень повреждения автомобиля.
Каждый поврежденный элемент имеет свой коэффициент, сумма этих коэффициентов и определяет процент от стоимости автомобиля.

Утрата товарной стоимости автомобиля (УТС) – это, если говорить простым языком, снижение стоимости автомобиля при продаже относительно аналогичных автомобилей, которые не подвергались кузовным ремонтным работам, в том числе окраске наружных элементов.
В свою очередь, определение термина Утраты Товарной Стоимости приведено в методике Минюста:

На деле это выглядит так, человек хочет купить себе автомобиль, он остановился на трех (условно) автомобилях одной марки, модели, года выпуска, схожим пробегом и комплектацией. Один из трех автомобилей ранее побывал ДТП и был отремонтирован. Однако покупатель отдаст предпочтение машине побывавшей в ДТП лишь в одном случае, если его стоимость будет на порядок дешевле других предложений. Исходя из этого и была разработана методика для расчета УТС, которая позволяет определить % снижения цены относительно других предложений в зависимости от степени полученных повреждений.

Да, Утрата Товарной Стоимости возмещается по КАСКО, так как риск ущерб застрахован по КАСКО в 99% случаев, а согласно постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 №20 «О применении судами законодательства о добровольном страховании имущества граждан» УТС относится именно к ущербу.
Однако некоторые страховые компании в правилах выделяют УТС отельным пунктом и исключают наступление ответственности по выплате УТС. Включение подобного пункта в правила или договор страхования неправомерно, так как это противоречит вышестоящим нормативно-правовым актам. Хотелось бы отметить, что УТС оплачивается как в случае выплаты по калькуляции так и в случае ремонта по направлению страховой компании.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО

Даже после хорошо произведённого ремонта, когда внешних признаков нанесённых машине повреждений нет, её рыночная цена всё равно снижается на 15-30%. Особенно это актуально для новых автомобилей – падение цены на 1/4 в итоге выливается в значительные финансовые убытки.

Даже после небольшого ДТП автомобиль считается битым. При повторной продаже его цена уже будет ниже, чем у аналогичного авто, но не попадавшего в аварию. Эта разница и называется утратой товарной стоимости, и подлежит компенсации по автомобильной страховке. Разберём подробнее, что такое УТС по ОСАГО, как она рассчитывается, и когда выплачивается.

  • Справки и копии протоколов из ГИБДД об обстоятельствах произошедшей аварии.
  • Паспорт собственника ТС.
  • ПТС и СОР автомобиля.
  • Действующий полис ОСАГО.
  • Карта диагностического осмотра.
  • Акт оценочной экспертизы машины.
  • Чек об оплате экспертизы.

Правила возмещения реально полученного ущерба прописаны в ст.5 ФЗ №40 «Об ОСАГО…». Согласно этому законодательному акту, подобный ущерб подлежит возмещению в соответствии с договором автогражданской ответственности. Некоторые страховые компании отказываются компенсировать УТС, ошибочно или преднамеренно ссылаясь на ст.2 ФЗ №40. В этом случае они приравнивают УТС к упущенной выгоде.

  1. Владелец пострадавшего ТС обращается в страховую фирму по поводу произошедшего ДТП.
  2. Составить заявление установленного образца.
  3. Собрать всю необходимую для начисления выплаты документацию.
  4. Подать заявление с сопутствующими документами страховщику.
  5. Предоставить машину для осмотра экспертов.
  6. После осмотра ТС экспертами, она ремонтируется по направлению, полученному от страховщика.
  7. После ремонта владелец автомобиля проводит независимую оценку, в заключении которой даётся оценка её рыночной цены.
  8. Производится сравнение ценовых значений восстановленного авто и аналогичной машины, не побывавшей в ДТП.
  9. На основании разницы показателей, владелец пострадавшего ТС подаёт компании-страховщику претензию по возмещению утраченной товарной стоимости.
  • выписки и справки по ДТП;
  • заявление с требованием выплатить денежную компенсацию;
  • паспорт водителя и документы на автомобиль;
  • полис страхования;
  • квитанция об оплате пошлины;
  • карта техосмотра;
  • акт экспертной оценки реальной цены автомобиля;
  • квитанция об оплате услуг оценщика.
  1. Подача заявления в страховую после ДТП. Скачать образец заявления в страховую после ДТП
  2. Предоставление полного пакета документов.
  3. Получение результатов экспертизы состояния автомобиля.
  4. Калькуляция ущерба.
  5. Направление ТС на ремонт в СТОА.
  6. Обращение к независимому эксперту для оценки стоимости восстановления — работ, услуг, материалов. Рассчитывается фактическая цена авто после восстановления для ее сравнения с ценой аналогичного транспортного средства, но не битого.
  7. Подача бланка оценки вместе с заявлением на возврат утраченной стоимости в страховую.

Судебная практика по взысканию УТС не очень обширная, поскольку страховые компании обычно стараются добровольно урегулировать дело. Но, если пострадавшая сторона уверена в своей правоте, а компания отказывает в выплатах, нужно обращаться в суд. Для этого владелец транспортного средства, который хочет получить компенсацию:

Повреждение автомобиля в результате аварии, даже после идеального ремонта, может снизить стоимость транспортного средства на 20-30%. Получить возмещение можно, но не всегда. Так, в соответствии с Методическими рекомендациям ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ от 01.01.2022, УТС не рассчитывается:

Утрата товарной стоимости автомобиля после ДТП — это ущерб имуществу, который возмещается по ОСАГО только в том случае, если страхователь оформил полис с включением соответствующей опции. УТС вписывается в перечень рисков не очень часто, страховщики информацию по услуге клиентам раскрывать не спешат, акцентируя внимание на выплате компенсации за ремонт.

Утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО в 2022 году

Специалисты утверждают, что восстановить машину после аварии до первоначального уровня практически невозможно, если полученные повреждения были намного существеннее, чем царапины, сколы или битые стекла. А это означает, что цена имущества снижается, и владелец несет убытки.

Рассчитать потери автовладелец может и самостоятельно, если использует специальный страховой калькулятор или применит формулы, соответствующие выбранному методу. При этом следует учитывать, что каждый из методов имеет свои особенности и требует применения определенных параметров. Кроме того, Законом «Об ОСАГО» установлена верхняя граница компенсации, размер которой не может превышать 400 тысяч рублей.

Иски по выплате возмещения утери машиной товарной стоимости рассматриваются судами общей юрисдикции. При этом процент выигрышных дел является довольно высоким. Руководствуясь Постановлением № 2 от 29.01.2022 года Пленума ВС РФ , судьи все чаще принимают сторону владельцев поврежденных автомобилей, заставляя страховые компании возмещать ущерб с учетом снижения товарной стоимости машины.

Для автовладельца авария страшна не только перспективой стать на время ремонта пешеходом. Гораздо большее волнение вызывает утрата автомобилем своих первоначальных качеств, ведь это означает, что в будущем не удастся продать его по той же стоимости, что и не битого собрата. Поэтому водителям полезно знать, должна ли быть компенсирована страховщиком утрата товарной стоимости автомобиля по ОСАГО.

Это интересно:  Как Оплатить Элетроэнергию В Приложении Банк Открытие

Автомобилист должен также знать, что его право на компенсацию утери товарной стоимости сохраняется в течение срока исковой давности по ОСАГО, которое равняется 3-м годам. Это означает, что даже через 2 года после аварии владелец пострадавшего автомобиля может выставить требование страховщику. При этом ему следует соблюдать следующий порядок действий:

Внимание! Исковое заявление подают в суд по месту нахождения страховой компании или проживания виновного участника ДТП (если компенсация требуется с него).Дела по страховым и компенсационным выплатам юристы советуют решать в досудебном порядке. Но, если договориться не получилось, придется судиться. Написание искового заявления оправдано в следующих случаях:

  1. СК категорически отказывается производить выплаты.
  2. СК отказывается вести переговоры – не принимает заявление и претензию, не дает на них письменный ответ.
  3. Отказ в претензии и заявлении необоснованный.
  4. Выплата была произведена, но не в полном объеме.
  5. СК согласна на выплату компенсацию, но не производит ее, имеет место значительная задержка.
  6. СК выдвигает претензию в виновности автовладельца и игнорирует представленные ГИБДД протокол, постановления и другую документацию.
  7. Компенсация совместно с остальные страховыми выплатами превышает сумму по ОСАГО.
  8. СК настаивает на увеличении параметров возраста и износа.
  9. СК изначально не признает потерю товарного вида автомобиля страховым случаем.

На заметку! Страховая компания обязательно проведет свое расследование и обратит внимание на характер и давность повреждений, как их наличие влияет на стоимость машины.Помимо случаев явно указанных в законе (возраст, износ авто и т. д.), существует ряд обстоятельств, при которых экспертная комиссия не будет составлять калькуляцию для выплаты. А именно:

  1. Отечественные грузовые машины возрастом более года.
  2. Иностранные грузовые машины, использующиеся в коммерческих перевозках возрастом более 2-х лет.
  3. Иностранные автобусы, использующиеся для коммерческой перевозки пассажиров (например, общественный транспорт), возрастом более 3-х лет.
  4. Иностранные автобусы, использующиеся как туристический транспорт, возрастом более 5-ти лет.

Внимание! По делам о взыскании УТС существует срок исковой давности, в настоящее время он составляет 3 года.


Получение компенсации УТС автомобиля по ОСАГО в 2022 году сопряжено с необходимостью подготовки следующей документации:

  • автомобиль зарубежного производства не должен быть старше пяти лет, отечественного – трех;
  • уровень износа машины – до тридцати пяти процентов;
  • возмещение выплачивается, если авария была первой для авто;
  • автовладелец не должен быть виновен в происшествии;
  • компенсация УТС вместе с остальными выплатами по страховке не может превышать максимально возможной страховой суммы;
  • у пострадавшего должен быть действующий договор автостраховки ОСАГО;

1. По договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).
2. По договору имущественного страхования могут быть, в частности, застрахованы следующие имущественные интересы:
1) риск утраты (гибели), недостачи или повреждения определенного имущества (статья 930);
2) риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, а в случаях, предусмотренных законом, также ответственности по договорам — риск гражданской ответственности (статьи 931 и 932);
3) риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения своих обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по не зависящим от предпринимателя обстоятельствам, в том числе риск неполучения ожидаемых доходов — предпринимательский риск(статья 933).

Согласно ст. 7.1 методических рекомендаций судебным экспертам, выполняющим работы по обследованию автомашин с целью определения суммы ущерба, принятым в июле 2013 года, выплата компенсации при утрате товарной стоимости транспортного средства по ОСАГО в 2022 году возможна только при соблюдении следующих условий:

Утрата товарной стоимости автомобиля

Выясним, когда рассчитывается утрата товарной стоимости автомобиля согласно методике Минюста («Методические рекомендации по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» ФБУ РФЦСЭ при Министерстве Юстиции Российской Федерации от 1 января 2022 года). УТС автомобиля может определяться при необходимости выполнения одного из нижеперечисленных видов ремонтных воздействий или если установлено их выполнение:

Верховный Суд дал разъяснения по поводу возможности возмещения утраты товарной стоимости автомобиля в рамках обязательного страхования ОСАГО. Так по мнению ВС РФ к реальному ущербу, возникшему в результате ДТП, наряду со стоимостью ремонта и запасных частей относится также утрата товарной стоимости (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2022 г. N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»). Кроме того, компенсация УТС возможна и в случае, если страховое возмещение осуществляется в рамках договора обязательного страхования в форме организации и (или) оплаты восстановительного ремонта автомобиля.

Если у виновника аварии нет страховки ОСАГО или у него оказался поддельный полис, то утрата товарной стоимости автомобиля взыскивается с виновника ДТП (как и расходы на восстановительный ремонт (без учета износа)). К виновному участнику аварии придется обращаться, если размер фактического ущерба превышает установленный законом об ОСАГО предел страховой суммы, или если согласно условиям договора добровольного страхования (КАСКО) величина утраты товарной стоимости автомобиля исключена из суммы страхового возмещения.

Для оценки УТС проводится независимая экспертиза (о месте и времени проведения экспертизы виновнику ДТП высылается уведомление). Если виновник ДТП соглашается компенсировать ущерб, то по желанию сторон может составляться соглашение о возмещении ущерба. Получение денежных средств (в том числе при компенсации утраты товарной стоимости автомобиля с виновника ДТП) может быть оформлено распиской. В случае отказа от компенсации УТС виновником ДТП или неполной выплаты утери товарной стоимости авто, потерпевший может предъявить ему досудебную претензию, а после и подать исковое заявление в суд.

Ответ на данный вопрос будет зависеть от существующих обстоятельств. Так, компенсировать утерю товарной стоимости автомобиля может:

  • страховая компания по ОСАГО (при наличии ОСАГО у виновника ДТП (даже если он не вписан в полис ОСАГО или если у его полиса закончился период использования ТС, а срок страхования не истек));
  • сам виновник ДТП (например, если у него нет ОСАГО или, если размер ущерба превышает максимально возможную сумму возмещения по ОСАГО);
  • страховая компания по КАСКО.

Возмещение УТС по ОСАГО в 2022 году — судебная практика

Повреждение автомобиля в результате аварии, даже после идеального ремонта, может снизить стоимость транспортного средства на 20-30%. Получить возмещение можно, но не всегда. Так, в соответствии с Методическими рекомендациям ФБУ РФЦСЭ при Минюсте РФ от 01.01.2022, УТС не рассчитывается:

  • выписки и справки по ДТП;
  • заявление с требованием выплатить денежную компенсацию;
  • паспорт водителя и документы на автомобиль;
  • полис страхования;
  • квитанция об оплате пошлины;
  • карта техосмотра;
  • акт экспертной оценки реальной цены автомобиля;
  • квитанция об оплате услуг оценщика.
  1. Минюста — самая популярная схема. Рассчитать размер выплат по единой методике Минюста сможет специалист страховой компании. Амортизация автомобиля должна быть не более 35%. Формула расчета выглядит как C = S * ∑ Ki / 100, где C — утерянная доля от первоначальной цены машины после аварии, S — обычная цена ТС до аварии, Ki — коэффициент для каждого поврежденного элемента (если рассчитает представитель страховой). УТС в данном случае зависит экспертной оценки восстановительных работ.
  2. Метод руководящего документа — расчет потери товарной стоимости рассчитывается с максимальной точностью, но делает это специалист. Чтобы получить сумму возмещения, нужно сложить общую сумму по потере товарной стоимости — это ущерб для покраски, каркаса, элементов кузова, съемных деталей.
  3. Хальбгевакса — популярная в Европе схема, в России она тоже используется, но реже. Метод расчета УТС автомобиля по ОСАГО Хальбгевакса учитывает общие цены по услугам, типа ремонта не рассматривает.

Судебная практика по взысканию УТС не очень обширная, поскольку страховые компании обычно стараются добровольно урегулировать дело. Но, если пострадавшая сторона уверена в своей правоте, а компания отказывает в выплатах, нужно обращаться в суд. Для этого владелец транспортного средства, который хочет получить компенсацию:

В Федеральном законе от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО» понятие УТС отсутствует. Однако Постановлением Пленумом Верховного суда РФ от 26.12.2022 №58 «О применении закона об ОСАГО». (п. 37) определено, что уменьшение товарной стоимости является ущербом, и его необходимо возмещать.

МР2022 не оспаривает саму возможность получения УТС и в принципе не является нормативно-правовым или законодательным актом. О необходимости компенсации УТС говорится во многих решениях ВС РФ. В постановлении пленума Верховного суда Российской Федерации под номером 2 от 2022 года «О применении судами законодательства об ОСАГО владельцами ТС» говорится, что такая выплата должна осуществляться и на это имеется гарантия договора. В п. 37 ППВС РФ 58 от 26.12.17 также оговаривается необходимость возмещения УТС.

Интересно, что новая методика не распространяется в открытом виде, что само по себе уже является достаточно противоречивым моментом. Эта методика, рекомендованная для проведения судебных экспертиз, по сути, скрыта от судей, экспертов и иных заинтересованных лиц (методика распространяется платно).

Надо сказать, что рабочая версия методики это набор противоречий, опечаток и забавных терминов. Но одним из самых скандальных пунктов стал пункт 8.3 «ж», касающийся вопроса расчета УТС (утраты товарной стоимости), при перечислении условий, когда расчет УТС не предусмотрен, всплывает тот самый пункт «ж»:

Относительно недавно увидела свет новая методика Минюста «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ СУДЕБНЫХ АВТОТЕХНИЧЕСКИХ ЭКСПЕРТИЗ И ИССЛЕДОВАНИЙ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЗМЕРА УЩЕРБА, СТОИМОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО РЕМОНТА И ОЦЕНКИ
» (далее по тексту МР2022). Данная методика рекомендована для государственных судебно-экспертных учреждений Минюста России (СЭУ МР).

Это интересно:  Работающий пенсионер заболел раком крови 120 дней оплачивали больничный потом попросили уволиться как правильно?

Но ни одно ППВС РФ не регламентирует методику оценки УТС. Если говорить об ОСАГО, то «Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (ЕМ), используемая для целей ОСАГО не рассматривает расчёта УТС и для определения УТС используются другие методики.

Иски по выплате возмещения утери машиной товарной стоимости рассматриваются судами общей юрисдикции. При этом процент выигрышных дел является довольно высоким. Руководствуясь Постановлением № 2 от 29.01.2022 года Пленума ВС РФ , судьи все чаще принимают сторону владельцев поврежденных автомобилей, заставляя страховые компании возмещать ущерб с учетом снижения товарной стоимости машины.

Рассчитать потери автовладелец может и самостоятельно, если использует специальный страховой калькулятор или применит формулы, соответствующие выбранному методу. При этом следует учитывать, что каждый из методов имеет свои особенности и требует применения определенных параметров. Кроме того, Законом «Об ОСАГО» установлена верхняя граница компенсации, размер которой не может превышать 400 тысяч рублей.

На сегодняшний день страховщики используют только два инструмента для оценки утраченной машиной доаварийной рыночной стоимости. На западе специалисты отдают предпочтение методу Хальбгевакса. Российские страховые компании производят расчет по методическим рекомендациям, утвержденным Министерством юстиции РФ.

  1. Вступительную, в которой указывается наименование СК, персональные сведения заявителя и его контактные данные.
  2. Основную, описывающую ситуацию, дату и место ДТП, номер страхового полиса, сведения о пострадавшей машине, включая гос номер, модель и марку.
  3. Мотивационную, указывающую на законодательные акты, ставшие основанием для обращения, а также содержащую требование о выплате и ее сумме. Здесь же следует указать банковские реквизиты для перечисления средств.
  4. Заключительную, содержащую перечень прилагаемых документов, включая документы из ГИБДД и заключения оценщиков, дату составления и подпись заявителя.
  • написать заявление;
  • предоставить независимой оценочной компании пострадавшее авто или передать все необходимые для расчета документы;
  • дождаться перечисления денег в случае положительного решения СК;
  • получить аргументированный отказ от СК и на его основании обратиться в суд.

Как рассчитать утерю товарной стоимости автомобиля по ОСАГО на калькуляторе и получить выплаты

  1. Сначала проводится экспертиза определяющая размер УТС. Нужно провести сравнение между стоимостью битой машины, и целого автомобиля такой же марки.
  2. Готовится два экземпляра заявления на выплату УТС. Один экземпляр остается в страховой компании, другой – у заявителя, на нем ставят отметку о приеме.
  3. Если страховщик не согласен с суммой выплаты, или же отказывается возмещать ущерб, собирают пакет документов. Он включает данные заключения экспертов, сумму УТС рассчитанную специалистами и другие бумаги. Подается иск в суд, все средства потраченные на судебное разбирательство возмещаются страховой компанией.
  • Скачать бланк заявления на выплату УТС по ОСАГО
  • Скачать образец заявления на выплату УТС по ОСАГО

Для начала нужно разобраться, что включает ущерб, понесенный владельцем транспортного средства. Он состоит из затрат на восстановительные работы и убытков, которые последуют при продаже автомобиля, утратившего свою товарную стоимость (о том, как определить размер понесенного ущерба по таблице РСА, мы рассказывали тут).

  1. при необходимости замены деталей, сваренных друг с другом, ∑ Ki уменьшают на 20%;
  2. цена работ по восстановлению съемных деталей вместе с компенсацией УТС не должна превышать стоимость покупки и замены на новые запчасти;
  3. если до аварии был устранен перекос кузова, коэффициент уменьшается в два раза;
  4. при применении полного или частичного покрытия кузовной части лакокрасочным материалом, стоимость автомобиля снижается.

Поэтому, ущерб из-за утраты УТС вполне реален, как и стоимость ремонта и запчастей (как произвести расчет стоимости ремонта по ОСАГО, узнаете в этом материале, а о том, как рассчитывают стоимость автозапчастей по базе РСА, мы рассказывали тут). Ведь уменьшение потребительской стоимости автомобиля является нарушением прав собственника ТС. Выплата денежной компенсации поможет восстановить это нарушение.

Если замены требуют поврежденные или дефектные детали, то выплата не предусматривается. Невозможно получить компенсацию утраты товарной стоимости, если нужен легкий ремонт без восстановления конструкции авто, если поверхность кузова повреждена коррозией или имеет дефекты, появившиеся до аварии.

Средняя цена запасной части определяется как третья минимальная цена из цен 5 интернет-магазинов (в случае, если в рамках исследования найдено менее 5 цен, но более 2 цен, то средняя цена запасной части определяется как вторая минимальная цена из найденных цен; если найдено 2 цены — средняя цена запасной части определяется как минимальная из найденных цен; если найдена 1 цена — то принимается эта цена).

повреждения, которые приводят к замене отдельных составных частей, которые не нуждаются в окрашивании и не ухудшают внешний вид транспортного средства (стекло, фары, бампера неокрашиваемые, пневматические шины, колесные диски, внешняя и внутренняя фурнитура и т.п.). Если, кроме указанных составных частей, повреждены составные части кузова, рамы, кабины или детали оперения — крылья съемные, капот, двери, крышка багажника, то расчет величины утраты товарной стоимости должен учитывать все повреждения составных частей в комплексе.

Банк России разработал проект положения Банка России «О единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (далее — Проект положения) в соответствии с пунктом 3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также c учетом пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2022 N 58 «О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Рекомендуется выполнять несколько детальных снимков под разными углами с целью получения наиболее четкого и информативного изображения. При использовании обозначений поврежденных деталей кузова номерами они должны совпадать с номерами, присвоенными деталям в акте осмотра.

4.2. Для комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), при неисправности которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о безопасности дорожного движения запрещается движение транспортного средства, а также для раскрывающихся элементов подушек безопасности и удерживающих устройств (ремней безопасности) транспортного средства принимается нулевое значение износа.

Расчет Утс По Метдике Минюста 2022

К материалам также должны относиться утраченные вследствие повреждения транспортного средства и необходимые в процессе ремонта хладагенты, тормозные и охлаждающие жидкости. При этом следует учитывать, что если такие эксплуатационные материалы не утрачены, то их расход учитывается только по нормативам на доливку, при условии, что составные части ремонтируются, а не заменяются.

6.2.1.7. В Справочник средней стоимости запасных частей для каждого субъекта Российской Федерации для каждой запасной части должна включаться средняя стоимость, определенная как произведение базовой стоимости запасной части и регионального коэффициента, рассчитанного для каждого субъекта Российской Федерации.

В случае если в рамках исследования найдено менее пяти, но более двух цен, то средняя цена запасной части должна определяться как вторая минимальная цена из найденных цен. Если найдено только две цены, то должны быть исследованы цены в дополнительном количестве интернет-магазинов. Если исследование дополнительного количества интернет-магазинов не дало результатов и всего (по всем интернет-магазинам) найдено две цены, то средняя цена запасной части должна определяться как минимальная из найденных цен; если найдена одна цена — должна приниматься эта цена. Если не найдено ни одной цены, то для данной запасной части средняя стоимость не формируется.

Профессиональное объединение страховщиков должно предоставить возможность направления замечаний и предложений по стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ посредством своего официального сайта в сети «Интернет» неограниченному кругу лиц (далее — заявитель). В составе замечаний и предложений заявителем должны указываться:

Прием замечаний и предложений от заявителей должен прекращаться за 14 календарных дней до даты утверждения очередной версии Справочников. По итогам рассмотрения замечаний и предложений заявителей профессиональное объединение страховщиков должно составить отчет с указанием сведений об их учете или причинах отклонения и не позднее 10 календарных дней со дня окончания срока направления замечаний и предложений разместить его на своем официальном сайте в сети «Интернет».

Новые правила расчета утраты товарной стоимости по ОСАГО

Чтобы упорядочить правила расчета УТС, Центробанк разработал единую методику для расчета размера утраченной товарной стоимости при определении размера возмещения по ОСАГО. Если у вас нет желания изучать весь проект, можно ограничиться общими принципами новой методики:

  • идентификационный номер VIN;
  • регистрационные номера узлов и агрегатов (кузова, рамы, кабины), их соответствие ПТС, свидетельству о регистрации ТС, документам о ДТП;
  • тип, марка, модель, даты изготовления машины (либо отдельных комплектующих, если они заменялись в период эксплуатации);
  • тип коробки передач (АКПП, МКПП);
  • цвета и типа лакокрасочного покрытия;
  • 3 основные технические характеристики и комплектации автомобиля.

Решение о замене приборов освещения принимается в случае невозможности ремонта их креплений, либо при отсутствии ремонтных комплектов на рынке. Окрасочные работы назначаются в минимально допустимом технологией производителя объеме, позволяющем восстановить доаварийные свойства. При значительном объеме окрашиваемых деталей эксперт проверяет экономическую целесообразность наружной окраски кузова. Если на момент ДТП на детали имелась сквозная коррозия, либо площадь повреждения лакокрасочного покрытия превышала 25% общей площади детали, то окраска не назначается.

При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.

  • КУТСокр – коэффициент утраты товарной стоимости при поэлементной окраске наружных элементов;
  • КУТСокр(1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске первой кузовной составной части или бампера;
  • КУТСокр(??−1) – коэффициент утраты товарной стоимости по окраске второй и каждой следующей кузовной составной части или бампера;
  • N – количество окрашиваемых составных частей, по которым рассчитывается утрата товарной стоимости.
kapitalurist
Оцените автора
Бюро правового консалтинга - Lawcapital.ru